Система работы по здоровьесбережению в условиях ФГОС "ЗДОРОВАЯ СЕМЬЯ - ЗДОРОВАЯ РОССИЯ!"
Автор: Асачева Любовь Федоровна Должность: заместитель заведующего по УВиМР Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №2 "Умка" Населённый пункт: Красноярский край, г. Норильск Наименование материала: Методическая разработка Тема: Система работы по здоровьесбережению в условиях ФГОС "ЗДОРОВАЯ СЕМЬЯ - ЗДОРОВАЯ РОССИЯ!" Раздел: дошкольное образование
СИСТЕМА РАБОТЫ ПО СДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЮ
В УСЛОВИЯХ ФГОС
«ЗДОРОВАЯ СЕМЬЯ - ЗДОРОВАЯ РОССИЯ!»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение №
2 «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением
деятельности по физическому направлению
развития детей «УМКА»
г. Норильск
ВВЕДЕНИЕ
Здоровье
человека
-
одна
из
глобальных
научных проблем в мире, которая с каждым
шагом
развития
цивилизации
и
общества
обостряется. Особый резонанс она получила в
нашей стране.
В.А. Деркунская
От
состояния
здоровья
детей
во
многом
зависит
благополучие
нашего
общества.
Приучать
детей
сознательно
относиться
к
собственному
здоровью,
знакомить с доступными способами его укрепления - одна из важнейших задач в
воспитании
дошкольников.
По
данным
медицинской
статистике,
количество
дошкольников с хроническими заболеваниями увеличивается с каждым годом. В
школу
поступает
только
несколько
процентов
абсолютно
здоровых
первоклассников. И это не случайно, так как на современном этапе развития
выявлена
тенденция
к
ухудшению
здоровья
населения
в
разных
регионах
Российской Федерации, особенно в регионах Крайнего Севера.
Условия проживания в нашем городе накладывают свой отпечаток на образ
жизни населения. Несмотря на тенденцию возрождения в российских семьях
здорового
образа
жизни,
активную
его
пропаганду
в
средствах
массовой
информации, большинство родителей не заботятся в должной мере о здоровье
своего ребенка, не прививают ему любви к окружающим людям, самому себе.
Несмотря на достаточное количество спортивных учреждений в г. Норильске,
люди
малоактивны,
снижен
уровень
их
работоспособности,
уделяется
мало
внимания семейному активному отдыху, большая часть населения не принимает
участие в физкультурно-массовых мероприятиях города.
На
состояние
здоровья
детей,
живущих
на
Крайнем
Севере,
оказывают
существенное
влияние,
как
неблагоприятные
социальные
факторы,
так
и
экологические, демографические, климатические условия, а именно:
наследственность;
суровые климатические условия нашего региона;
неблагоприятная экологическая обстановка;
интенсивно развивающаяся промышленность норильского района;
электронно-лучевое и металло-звуковое облучение детей (компьютерные
игры, длительное пребывание перед телевизором, громко звучащая музыка);
образ
жизни
(который
оказывает
наибольшее
влияние
на
состояние
здоровья).
А
ведь
именно
в
дошкольном
возрасте,
или
периоде
раннего
детства
интенсивно
развиваются
все
органы
и
системы
человека.
Исходя
из
этого,
возникла
необходимость
разработки
системы
работы
с
населением
с
учетом
региональных климатогеографических особенностей.
Процесс
удовлетворения
потребности
в
здоровье
носит
сложный,
своеобразный,
часто
противоречивый
характер,
и
не
всегда
приводит
к
оптимальному результату. Это обусловлено тем, что как у нас, взрослых, так и у
детей, не сформировалась положительная мотивация здоровья, что здоровье, в
силу
низкой
культуры
общества,
еще
не
стоит
на
первом
месте
в
иерархии
потребностей человека.
Интегративным
показателем
результата
здоровьесберегающей
и
здоровьеохранной деятельности дошкольников является культура здоровья, под
которой мы понимаем ответственное отношение к своему здоровью и здоровью
окружающих,
стремление
не
только
сохранить
природный
потенциал,
но
и
приумножить его за счет волевых качеств, направленных на созидание своего
организма, гармонии с самим собой и окружающим миром. Здоровый образ жизни
- один из важнейших факторов сохранения здоровья и благополучия ребенка, он
определяет
качество
жизни,
способствует
лучшей
адаптации
организма
к
социально-педагогическим
требованиям
в
дошкольном
учреждении,
к
меняющимся жизненным бытовым ситуациям.
Следовательно,
проблему
здоровья
нужно
рассматривать
в
широком
социальном
аспекте,
как
проблему
комплексного
подхода
к
воспитанию
населения.
С
этой
позиции
в
центре
работы
по
полноценному
физическому
развитию и укреплению здоровья населения находятся, прежде всего: во-первых -
семья, включая всех ее членов и условия проживания, во-вторых - дошкольное
образовательное учреждение, то есть социальные структуры, которые в основном
определяют уровень здоровья детей. Поэтому наше дошкольное образовательное
учреждение
активно
ведет
поиск
новых
подходов
к
оздоровлению
детей,
базирующихся на многофакторном анализе внешних воздействий, мониторинге
состояния здоровья каждого ребенка, учете и использовании особенностей его
организма,
индивидуализации
профилактических
мероприятий,
и
создании
определенных условий.
Одним
из
важнейших
направлений
развития
и
оздоровления
детей
дошкольного
возраста
является
грамотная
высокоэффективная
организация
здоровьесберегающего
педагогического
процесса,
т.е.
соответствующего
возрастным и индивидуальным возможностям, использующего адекватные им
технологии
развития
и
воспитания
и
способствующего
присвоению
детьми
ценностей здоровья и здорового образа жизни.
Педагоги нашего дошкольного учреждения комплексно подошли к решению
задач физического, интеллектуального, эмоционального и личностного развития
ребенка,
подготовке
его
к
школе,
активно
внедряя
в
этот
процесс
наиболее
эффективные технологии здоровьесбережения.
В рамках реализации программы президента РФ об открытии дошкольных
учреждений ЗФ ОАО «ГМК «Норильским никелем», на территории Норильского
промышленного района был построен современный детский сад - Муниципальное
автономное
дошкольное
образовательное
учреждение
№2
«Детский
сад
общеразвивающего
вида
с
приоритетным
осуществлением
деятельности
по
физическому
развитию
детей
«Умка».
Помещения
детского
сада
оснащены
современным спортивно-игровым оборудованием для проведения физкультурно-
оздоровительной работы и отвечают гигиеническим и эстетическим требованиям
(прогулочные веранды, музыкальный и хореографический залы, спортивный и
тренажерный
залы,
бассейн,
фотарий,
кабинет
оздоровления,
кабинет
БОС-
здоровье,
зимний
сад),
которые
дают
возможность
реализовывать
задачи
по
здоровьесбережению не только с воспитанниками детского сада, но и привлекать
неорганизованных детей микрорайона и их семьи.
Так как не все дети в городе имеют возможность посещать детский сад, мы
решили, что будет целесообразным на базе нашего дошкольного учреждения
организовать
семейный
клуб
выходного
дня,
работа
которого
направлена
на
пропаганду здорового образа жизни.
Дети,
живущие
в
экстремальных
климатических
условиях,
испытывают
«двигательный дефицит», в результате чего у них отмечается задержка развития
быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы, они
страдают излишним весом, нарушением осанки. Поэтому мы пришли к выводу,
что наши дети, нуждаются в особых технологиях физического развития, в которых
должен
быть
учтен
комплекс
соматических,
физических
и
интеллектуальных
проблем. Эти технологии должны в-первую очередь способствовать коррекции не
только
психомоторного,
но
и
эмоционального,
речевого
и
общего
психофизического развития.
Оздоровление детей является приоритетным направлением в работе нашего
учреждения.
Взаимодействие
специалистов
МАДОУ
(педагога-психолога,
учителя-логопеда,
медицинских
работников,
инструктора
по
плаванию,
инструкторов по физической культуре и музыкальных руководителей) помогает в
комплексе организовать физкультурно-оздоровительную работу по укреплению
психического и физического здоровья детей.
Решая задачи по охране и укреплению здоровья детей, мы в комплексе
используем современные здоровьсберегающие
технологии, включая их во все
формы
работы: физкультурно-оздоровительные
занятия
детей
вместе
с
родителями, консультации и мастер-классы специалистов МАДОУ, совместные
семинары-практикумы,
участие
родителей
в
конкурсно-соревновательных
массовых мероприятиях (праздники в помещении, на воздухе, на воде; игры-
соревнования и т.д.).
В нашем детском саду в воспитательно-образовательном процессе особое
внимание
уделяется
педагогике
сотрудничества.
Ведь
ребенок
дошкольного
возраста не эстафета, которую передает семья в руки педагогов. Здесь важен не
принцип параллельности, а взаимопроникновения двух социальных институтов.
Педагогика
сотрудничества
-
это
совместная
развивающая
деятельность
взрослых и детей, скрепленная взаимопониманием, проникновением в духовный
мир друг друга, совместным анализом хода и результатов этой деятельности.
Эффективному партнерскому взаимодействию способствует педагогическое
сопровождение
семьи
в
вопросах
физического
и
психического
развития,
осуществляемое в процессе разработанной модели организации и содержания
всеобуча для родителей «Школа заботливых родителей», которая включает в себя
разнообразные
формы
работы
(анкетирование, индивидуальные
беседы,
брошюры, семинары-практикумы с использованием мультимедийных технологий,
постоянно действующую рубрику «Спрашивали - Отвечаем» и др.). Данная форма
работы используется в качестве универсальной системы и имеет практическую
ценность по обогащению воспитательных умений родителей.
Все
изложенное
выше
выявило ПРОБЛЕМУ :
Каким
образом
улучшить
динамику
физического
развития
детей
дошкольного
возраста,
используя
современные
здоровьесберегающие
технологии,
новые
формы
и
методы
взаимодействия
с
семьей
и
социальными
«институтами
детства»
и
расширяя
единое образовательное пространство «Детский сад - Семья - Социум».
Это определило ТЕМУ нашего проекта «Здоровая семья - здоровая Россия»,
в основе которого лежит педагогика сотрудничества.
Посмотрев на проблему оздоровления детей-дошкольников со всех сторон,
была определена ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:
Формирование осознанного отношения населения и семей воспитанников
МАДОУ к собственному здоровью, занятиям физической культурой и спортом.
ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ:
Семьи
воспитанников
МАДОУ,
неорганизованные
дети
и
их
семьи
ближайшего микрорайона МАДОУ.
ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ:
Совокупность
методов,
форм,
средств
развития
физкультурно-
оздоровительной работы МАДОУ с целью приобщения населения к здоровому
образу жизни, физической культуре и спорту.
Исходя из этого, определена гипотеза.
ГИПОТЕЗА основана на положении о том, что формирование осознанного
отношения населения и семей воспитанников МАДОУ к собственному здоровью,
занятиям
физической
культурой
и
спортом
будет
эффективным
при
условии
разработки и внедрении в работу МАДОУ:
современных
программ
и
технологий,
направленных
на
формирование
нравственно-эстетических
качеств
по
отношению
к
окружающему
миру
и
собственному
здоровью
с
учетом
всех
аспектов:
физиологии,
психологии
и
педагогики;
диагностического
материала,
направленного
на
выявление
уровня
сформированности
осознанного
отношения
к
своему
здоровью
и
занятиям
спортом, отношения родителей к проблеме воспитания здорового ребенка;
системы
оздоровления
детей,
направленной
на
воспитание
здорового
подрастающего поколения.
Объект,
предмет,
цель
и
гипотеза
исследования
определили
следующие
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:
Сохранять
и
укреплять
физическое
и
психическое
здоровье
детей
дошкольного возраста.
Повышать адаптивные возможности детского организма (активизировать
защитные свойства, устойчивость к заболеваниям).
Создавать условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие каждого
ребенка и его семьи.
Создавать предметно-развивающую среду и условия для формирования
гармоничной, духовно богатой, физически здоровой личности.
Формировать положительное отношение ребенка к окружающему миру, к
своей семье, сверстникам, самому себе.
Воспитывать
уважительное
отношение
к
культуре
родного
города,
создавать положительную основу для воспитания патриотических чувств.
Повышать
уровень
образованности родителей в
области
физической
культуры, спорта и здорового образа жизни.
БАЗА ИССЛЕДОВАНИЯ: г. Норильск, МАДОУ «Детский сад № 2 «Умка».
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ:
1. Теоретические (теоретический анализ, моделирование деятельности).
2. Эмпирические (наблюдение: прямое, косвенное, самонаблюдение).
3. Диагностирование (оценивание, тестирование, анкетирование).
4.
Праксиметрические
(изучение
документов
и
результатов
деятельности
детей и МАДОУ).
5. Систематические (количественная и качественная обработка материалов,
сравнение).
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПРОЕКТА:
1. Принцип
научности
-
подкрепление
всех
проводимых
мероприятий,
направленных
на
укрепление
здоровья
научно-обоснованными
и
практически
апробированными методиками.
2. Принцип
активности
и
сознательности
-
участие
всего
коллектива
педагогов и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной
деятельности по оздоровлению себя и детей.
3. Принцип
комплексности
и
интегративности
-
р е ш е н и е
оздоровительных задач в системе всех видов деятельности.
4. Принцип
оздоровительной
направленности ,
обе спечивающий
оптимизацию
двигательной
активности
детей,
укрепление
зд о р о в ь я ,
совершенствование физиологических и психических функций организма.
5. Принцип
адресованности
и
преемственности
-
поддержание
связей
между возрастными категориями, учет разноуровневого развития и состояния
здоровья.
6. Принцип результативности и гарантированности - реализация прав
детей на получение необходимой помощи и поддержки, гарантия положительного
результата независимо от возраста и уровня физического развития детей.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
Позитивный:
Осознание взрослыми и детьми понятия «Здоровье» и влияния образа
жизни на состояние здоровья.
Улучшение
состояния
здоровья,
профилактика
ряда
заболеваний
-
плоскостопия, искривления позвоночника, ожирения.
Развитие коммуникативных и социальных навыков.
Негативный:
Отрицательное отношение родителей и детей к проблеме оздоровления
Непонимание проблемы сохранения и укрепления здоровья педагогами,
специалистами МАДОУ, родителями.
ЗАКОНОДАТЕЛЬНО-НОРМАТИВНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА:
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ
от 29.12.2012 г.
Санитарные нормы и правила, утвержденные совместным постановлением
Министерства образования РФ и Госсанэпиднадзором.
Конституция РФ, ст. 38, 41, 42, 43.
Федеральный Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской
Федерации» № 124-ФЗ от 24.07.1998 г. (с изменениями от 28 июля 2000 г.).
Приказ
Минздрава
РФ
«О
совершенствовании
системы
медицинского
обследования детей в образовательных учреждениях» № 186/22 от 30.06.1992 г.
Приказ Министерства здравоохранения и медицинской промышленности
РФ «Об утверждении инструкции по проведению профилактических осмотров
детей
дошкольного
и
школьного
возраста
на
основе
медико-экономических
нормативов» № 60 от 14.03.1995 г.
Инструктивно-методическое письмо Минобразования РФ «О гигиеничес-
ких
требованиях
к
максимальной
нагрузке
на
детей
дошкольного
возраста
в
организованных формах обучения» № 65/23-16 от 14.03.2000 г.
Приказ
Минздрава
РФ
«Инструкция
по
внедрению
оздоровительных
технологий в деятельности образовательных учреждений» № 139 от 04.04.2003 г.
Письмо Министерства общего и профессионального образования РФ от
02.06.1998
г.
№
89/34-16
«О
реализации
права
дошкольных
образовательных
учреждений на выбор программ и педагогических технологий».
Письмо
Минобразования
РФ
от
05.07.2001
г.
№
505
«Об
утверждении
Правил оказания платных дополнительных образовательных услуг».
Федеральный
закон
«О
физической
культуре
и
спорте
в
Российской
Федерации» от 13.01.1999 г.
Приказ Министерства образования России, Министерства здравоохранения
России,
Государственного
комитета
Российской
Федерации
по
физической
культуре
и
спорту,
Российской
Академии
образования
от
16.07.2002
г.
№
2715/227/166/19
«О
совершенствовании
процесса
физического
воспитания
в
образовательных учреждениях Российской Федерации».
Письмо Минобразования России от 22.07.1997 г. № 990/14-15 «О подготовке
детей к школе».
Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.11.2009 г. № 655 «Об
отвержении и введении в действие федеральных государственных требований к
структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»
(зарегистрировано в Минюсте РФ 08.02.2010 г. № 16299).
Приказа Министерства образования и науки РФ от 28.12.2010 г. № 2106
«Федеральные
требования
к
образовательным
учреждениям
в
части
охраны
здоровья обучающихся, воспитанников».
Устав МАДОУ «Детский сад № 2 «Умка».
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА:
Дети: воспитанники МАДОУ и неорганизованные дети;
воспитатели;
инструкторы по физической культуре;
музыкальные руководители;
педагог-психолог;
учитель-логопед;
старшая медицинская сестра;
младшие воспитатели;
родители воспитанников МАДОУ и родители неорганизованных детей;
заместитель
заведующего
учреждением
по
учебно-воспитательной
и
методической работе;
заместитель
заведующего
учреждением
по
админист ративно-
хозяйственной работе;
заведующий МАДОУ.
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ УЧАСТНИКОВ
ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
№
п/п
Должность
Функциональные обязанности
1.
Заведующий
МАДОУ
Несет ответственность за организацию
физкультурно-оздоровительной деятельности в
МАДОУ.
Планирует создание оптимальных условий,
обеспечивающих эффективность работы всех
участников физкультурно-оздоровительной
деятельности.
Осуществляет руководство и контроль за
реализацией проекта.
2.
Заместитель
заведующего
учреждением по
учебно-
воспитательной и
Координирует деятельность всех участников
проектной деятельности путем создания
взаимосвязанной системы отношений.
Прогнозирует, проектирует, моделирует
воспитательно-образовательный процесс в
методической
работе
рамках проектной деятельности МАДОУ.
Оказывает методическую помощь педагогам в
поиске эффективных методов работы с детьми.
Оказывает индивидуальную помощь педагогам при
внедрении новых технологий оздоровительной
работы.
Ориентирует педагогов на самообразование,
саморазвитие, самосовершенствование.
Устанавливает сотрудничество с социальными
«институтами детства».
Организует текущий и итоговый контроль
(мониторинг).
Собирает, обрабатывает и интерпретирует
показатели мониторинга, обобщает их результаты.
Составляет отчетную документацию и обобщает
опыт проектной деятельности.
3.
Инструкторы
по физической
культуре
Реализуют образовательную область «Физическая
культура» основной общеобразовательной
программы МАДОУ.
Реализуют методику Т.И. Осокиной «Обучение
плаванию в детском саду».
Используют много вариативные формы, средства и
методы занятий физическими упражнениями с
детьми дошкольного возраста.
Используют широкий комплекс упражнений,
направленных на развитие всех сторон моторики
ребенка с учетом морфофункциональных и
психофизических особенностей развития организма
в онтогенезе.
Осуществляют диагностику уровня физического
развития и физической подготовленности
дошкольников в течение учебного года.
Планируют, организуют и проводят занятия
физической культурой, занятия в бассейне,
кружково-секционную работу, спортивные
праздники и развлечения.
Оказывают методическую и практическую помощь
воспитателям в организации и проведении
физкультурно-оздоровительных мероприятий.
Организуют консультационный центр для
родителей с целью создания педагогических условий
для выявления единых подходов в вопросах
физического развития детей.
4.
Старшая
Осуществляет ежедневный медицинский контроль.
медицинская
сестра
Совместно с врачом проводит комплексную оценку
состояния здоровья воспитанников МАДОУ.
Формирует базу данных о состоянии здоровья
воспитанников, обрабатывает и интерпретирует
показатели мониторинга.
Осуществляет контроль за состоянием здоровья
детей, медико-педагогический контроль занятий
физической культурой, оздоровительных и
закаливающих мероприятий.
Осуществляет комплекс оздоровительных и
профилактических мероприятий, направленных на
сохранение и укрепление здоровья детей.
Проводит санитарно-просветительную
работу с родителями воспитанников
(родителями неорганизованных детей) и с
сотрудниками МАДОУ.
5.
Музыкальные
руководители
Разрабатывают сценарии и осуществляют
постановку развлечений, досугов, детских
музыкальных спектаклей, развивающих
эмоциональную выразительность речи,
движений, уверенность в себе, культуру
взаимодействия ребенка со взрослыми и
сверстниками.
Используют различные виды театра для
профилактики и коррекции отклонений в
эмоциональной сфере детей.
Участвуют в проведении физкультурно-
оздоровительных мероприятий.
6.
Воспитатели
Осуществляют индивидуальный подход к ребенку
сообразно его уровню развития, биологическому и
психологическому возрасту.
Соблюдают рациональный гибкий режим дня,
обеспечивающий смену разнообразной деятельности
и отдыха.
Используют различные виды закаливания: прогулки
на свежем воздухе, гимнастика в облегченной
одежде, закаливание водой (обширное умывание,
душ в бассейне), полоскание полости рта,
босохождение, солнечные ванны и утренний прием
на свежем воздухе в теплое время года.
С инструкторами по физической культуре
осуществляют диагностику уровня физического
развития и физической подготовленности
дошкольников в течение учебного года.
Формируют у детей представления об основах
здорового образа жизни, элементах самоконтроля за
состоянием своего здоровья и здоровья окружающих
(уроки здоровья «Как стать Неболейкой»).
Формируют у детей представления о
культурно-гигиенических навыках и навыках
самообслуживания («Что такое хорошо и что
такое плохо»).
Формируют у детей представления об основах
безопасности жизнедеятельности ребенка («Школа
безопасности»).
Используют здоровьесберегающие педагогические
и оздоровительные технологии для сохранения
оптимального уровня здоровья и полноценного
физического развития детей.
Принимают участие в семинарах-практикумах,
повышают свою квалификацию и профессионализм.
Осуществляют медико-валеологическое
просвещение родителей.
Осуществляют организацию различных форм
систематической работы с родителями по
формированию у детей навыков здорового образа
жизни, повышая уровень родительской
компетентности в области развивающей
оздоровительной работы.
7.
Младшие
воспитатели
Содействуют организации развивающей
оздоровительной работы в группе.
Соблюдают рациональный гибкий режим дня.
Соблюдают санитарно-гигиенические правила и
нормы пребывания детей в МАДОУ.
8.
Заместитель
заведующего
учреждением по
административно-
хозяйственной
работе
Создает предметно-развивающую среду,
соответствующую требованиям СанПиН 2.4.1.3049-
13 и реализуемым в МАДОУ программам,
организованному педагогическому процессу,
функционально моделирующих содержание
физического, познавательного, социального,
эстетического развития личности каждого ребенка, и
развитию здоровьесберегающей политики МАДОУ в
рамках приоритетного направления.
Обеспечивает необходимым материально-
техническим оснащением и оборудованием, которое
функционально моделирует содержание
развивающей оздоровительной работы в МАДОУ.
Оценивает санитарно-гигиенические условия
МАДОУ.
9.
Педагог-психолог
Проводит комплексную психолого-педагогическую
диагностику развития детей на всех возрастных
этапах.
Организует коррекционно-развивающую работу с
детьми дошкольного возраста с использованием
форм развивающей оздоровительной работы.
Оказывает помощь при затруднениях, связанных с
особенностями индивидуального развития детей или
групп.
Осуществляет коррекцию личностных
особенностей и деятельности педагогов МАДОУ.
Проводит анализ воспитательно-образовательного
процесса, предметно-развивающей среды,
образовательных программ и технологий с точки
зрения их соответствия возрастным особенностям
детей.
Осуществляет консультационную работу с
педагогами и родителями воспитанников МАДОУ и
родителями неорганизованных детей.
10.
Учитель-логопед
Проводит диагностическое обследование речи
детей разных возрастных групп.
Организует коррекционно-развивающее обучение
детей среднего и старшего дошкольного возраста с
использованием форм развивающей
оздоровительной работы.
Разрабатывает рекомендации для педагогов и
родителей по организации своевременного
предупреждения и преодоления недостатков в
речевом развитии дошкольников.
Осуществляет консультативную работу с
родителями воспитанников МАДОУ и родителями
неорганизованных детей.
РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА:
1. Программы и педагогические технологии:
основная
общеобразовательная
программа
МАДОУ
«Детский
сад
№
2
«Умка»;
методика Т.И. Осокиной «Обучение плаванию в детском саду»;
современные
здоровьесберегающие
технологии:
В.Г.
Алямовская
«Обширное умывание», «Ходьба босиком»; В.Т. Кудрявцев «Игры-упражнения
для
формирования
правильной
осанки»,
«Игры-упражнения
профилактики
и
коррекции плоскостопия», «Гимнастика маленьких волшебников», «Дыхательные
и звуковые упражнения»; Л.П. Савина «Пальчиковая гимнастика для развития
речи дошкольника»; А.А. Уманская «Точечный массаж 9 волшебных точек»; В.И.
Ковалько «Азбука физкультминуток для дошкольников»;
авторская
оздоровительная
программа
«Крепыш»,
направленная
на
профилактику нарушений осанки и плоскостопия у детей дошкольного возраста
(авторы: Асачева Л.Ф. - зам. заведующего по УВиМР, Горбунова О.В. - инструктор
по физической культуре);
авторская программа дополнительного образования для детей старшего
дошкольного возраста по силовой подготовке «Олимпиец» (автор: Шахова Т.В. -
инструктор по физической культуре);
авторская программа «Обогащение эмоционального опыта дошкольников в
процессе
игровой
деятельности»,
направленная
на
развитие
психического
здоровья,
формирование
положительного
эмоционального
мира
ребенка-
дошкольника (авторы: Осипова Ю.С. - педагог-психолог, Мокерова С.А. - учитель-
логопед).
2.
Кадровое
обеспечение:
высокий
уровень
и
опыт
педагогической
деятельности педагогов - участников проектной деятельности.
3. Методический инструментарий (конспекты занятий физической культурой,
картотека подвижных игр, картотека малоподвижных игр, картотека подвижных
игр народов Крайнего Севера, сценарии спортивных праздников и развлечений и
т.д.).
3. «Уголок здоровья» в группе.
4. Спортивный зал «Спортландия».
5. Плавательный бассейн «Акватория».
6. Прогулочная веранда для детей «Чудо-остров».
7. Прогулочная веранда для детей «Непоседы».
8. Музыкальный зал «Веселые нотки».
9. Хореографический зал «Грация».
10. Тренажерный центр «Крепыши».
11. Кабинет оздоровления «Солнышко».
12. Фотария «Северное сияние».
13. Кабинет учителя-логопеда «Золотой улей».
14. Кабинет педагога-психолога «Дружная семейка».
15. Кабинет БОС-здоровье «Здоровейка».
16. Зимний сад «Радуга».
17. Игровая площадка на участке МАДОУ.
18. Спортивная площадка на участке МАДОУ.
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАБОТЫ
Этапы
Мероприятия
I.
Организационны
й этап -
Раскрытие смысла и содержания предстоящей
физкультурно-оздоровительной работы.
Информационно-
методический
Выработка необходимых педагогических условий для
реализации проекта с учетом современных требований и
возрастных возможностей детей.
Отбор эффективных методов оздоровления детей в
условиях детского сада.
Проведение мониторинга (диагностика физической
подготовленностидошкольников; определение уровня
физического развития; анкетирование родителей; анализ
профессиональной компетенции педагогов).
Анализ созданных условий в детском саду.
Изучение, составление, анализ и утверждение
нормативных документов, регламентирующих
деятельность МАДОУ.
Изучение и внедрение современных инноваций в области
физического развития детей.
Составление плана работы, плана спортивно-массовых
мероприятий.
Создание модели целостной системы
здоровьесбережения.
Родительское собрание «Методы оздоровления детей в
детском саду».
II.
Основной этап -
Содержательно-
деятельностный
Реализация проекта и внедрение в практическую
деятельность современных здоровьесберегающих
технологий развития.
Улучшение материально-технической базы МАДОУ.
Повышение уровня знаний у родителей воспитанников и
родителей неорганизованных детей, педагогов
дошкольного учреждения в области здоровьесбережения и
физического развития детей.
Рекомендации родителям по оздоровлению детей.
III.
Заключительный
этап -
Аналитико-
обобщающий
Проведение контрольных срезов и анализ физического
обследования детей.
Оценка общего состояния здоровья.
Проведение анкетирования и тестирования всех
участников проектной деятельности.
Анкетирование родителей до и после проведенных
мероприятий по оздоровлению детей.
Разработка методических рекомендаций.
КОНТРОЛЬ И РУКОВОДСТВО РЕАЛИЗАЦИЕЙ ПРОЕКТА
Контроль
и
руководство
проектной
деятельностью
представляет
собой
оперативную
систему
внутрисадовского
контроля
реализации
проекта,
профессиональное
проведение
которого
позволяет
сформулировать
верные
педагогические
выводы,
эффективно
осуществлять
работу
по
формированию
здорового образа жизни, своевременно корректировать как процесс физкультурно-
оздоровительной деятельности, так и ее содержание и методы.
С этой целью предусмотрены следующие структурные компоненты:
диагностика физической подготовленности детей дошкольного возраста;
диагностика уровня сформированности плавательных навыков и умений в
воде у детей дошкольного возраста;
контроль качества проведения занятий физической культурой;
контроль качества проведения занятий по обучению плаванию в бассейне;
контроль качества проведения спортивных праздников и развлечений с
участием детей и их родителей;
самоанализ деятельности педагогов по реализации проекта;
анализ итоговых результатов реализации проекта за учебный год.
СОСТАВ ТВОРЧЕСКОЙ ГРУППЫ:
Цавкаева Л.С. - заведующий МАДОУ.
Асачева
Л.Ф.
-
заместитель
заведующего
учреждением
по
учебно-
воспитательной и методической работе.
Шахова Т.В. - инструктор по физической культуре.
Водопьянова В.В. - инструктор по физической культуре.
Горбунова О.В. - инструктор по физической культуре.
Фомина И.Н. - музыкальный руководитель.
Мокерова С.А. - учитель-логопед.
Осипова Ю.С. - педагог-психолог.
НАУЧНЫЙ
РУКОВОДИТЕЛЬ
ПРОЕКТА:
Хазиева
М.Х.
-
к.п.н.,
заведующий кафедрой психологии и педагогики КГБОУ ДПО «НИПК».
К О М П Л Е К С
К О М П Е Н С И Р У Ю Щ И Х
М Е Р О П Р И Я Т И Й ,
ПРЕДУПРЕЖДАЮЩИХ ИСХОД ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов.
Психолого-педагогическое сопровождение.
Промежуточная мониторинговая деятельность.
Привлечение специалистов МАДОУ для своевременной коррекции планов
реализации проекта.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ мониторинга проектной деятельности позволяет сделать вывод, метод
проектов
позволяет
нам
сочетать
интересы
всех
участников
воспитательно-
образовательного процесса. В настоящее время:
у
педагогов
появилась
возможность
самореализации
и
проявления
творчества в работе в соответствии со своим профессиональным уровнем, а это
одна из важных задач в повышении качества образования;
у воспитанников постепенно формируется осознанное отношение к своему
здоровью и положительное отношение к занятию физкультурой и спортом;
у
родителей
повысился
уровень
знаний
в
области
формирования,
сохранения
и
укрепления
здоровья
детей,
здорового
образа
жизни
в
семье,
увеличился
интерес
в
физкультурно-оздоровительных
мероприятиях
вместе
с
детьми.
Следовательно, педагогика сотрудничества дает значительные результаты, т.к.
в
ходе
совместной
деятельности
с
детьми
педагог,
сотрудничая
с
семьей
и
коллегами, обеспечивает восхождение дошкольника к культуре здоровья.
Таким образом, проектная деятельность - это один из перспективных методов
в работе педагогического коллектива, позволяющий решать проблему физического
развития детей и укрепления их здоровья, в ходе которого развиваются детско-
родительские отношения.