Автор: Волкова Ольга Александровна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ РХ У(Т)ОР
Населённый пункт: Республика Хакасия г. Абакан
Наименование материала: статья
Тема: КАРВИНГ КАК ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ СТУДЕНТОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Раздел: среднее профессиональное
Волкова Ольга Александровна,
преподаватель Государственного бюджетного образовательного учреждения
Республики Хакасия среднего специального образования
«Училище (техникум) олимпийского резерва»
КАРВИНГ КАК ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ
РЕАБИЛИТАЦИИ СТУДЕНТОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ
ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
В настоящее время одним из приоритетных направлений социальной
политики
государства
выступает
социальная
интеграция
студентов
с
ограниченными возможностями здоровья в общество, повышение уровня их
реабилитации
в
целом.
В
рамках
реализации
важнейших
направлений
выступает социокультурная реабилитация. Данное направление социальной
реабилитации показало свою высокую эффективность в решении проблем
социальной
интеграции
студентов
с
ограниченными
возможностями
здоровья.
На сегодняшний день не существует единого подхода к определению
сущности процесса социокультурной реабилитации людей с ограниченными
возможностями.
По
мнению
М.П.
Коноваловой
«социокультурная
реабилитация
–
это
вовлечение
инвалидов
в
профессиональную,
общественную и иную деятельность культурно-просветительскими, научно-
исследовательскими и иными методами, целью которой является адаптация
инвалидов
в
среде
и
активное
взаимодействие
с
ней».
Отечественные
исследователи
В.И.
Ломакина
и
Л.П.
Храпылина
рассматривают
социокультурную
реабилитацию
как
«комплекс
мероприятий
и
процесс,
имеющий целью помощь инвалиду достигнуть и поддерживать оптимальную
степень
участия
в
социальном
взаимодействии
и
коммуникации,
необходимый
уровень
культурной
компетентности,
что
обеспечивает
ему
средства для позитивных изменений в образе жизни и наиболее полную
интеграцию в общество за счет расширения рамок независимости»[2].
Л.Ю.
Савина
выделяет
следующие
признаки
социокультурной
реабилитации: целостное воздействие на всю личность, а не на отдельные её
стороны; эмоциональное восприятие процесса и его результатов; творческое
содержание
деятельности;
применение
в
реабилитации
разнообразных
технических и тренажерных устройств, использование игровых моментов,
музыкального
сопровождения,
видеоматериалов;
наличие
активной
положительной мотивации у проходящих реабилитацию [3].
Наиболее
часто
в
процессе
социокультурной
реабилитации
специалистами
используются
такие
технологии,
как
библиотерапия,
изотерапия, музыкотерапия, игровая терапия, сказкотерапия, гарденотерапия,
иппотерапия.
Каждая
из
используемых
технологий
социокультурной
реабилитации
помогает человеку с ограниченными возможностями здоровья постепенно
адаптироваться к условиям окружающей действительности.
В поиске новых технологий в процессе социокультурной реабилитации
можно использовать «карвинг».
В переводе с английского языка «карвинг» обозначает «вырезание». В
международном
употреблении
данное
слово
стало
обозначением
художественной
резьбы
по
самым
разным
материалам.
Однако
карвинг
рассматривается не только как технологический процесс, в большей степени
он представляет собой искусство.
Кулинарный карвинг можно рассматривать как некую форму искусства
скульптуры
или
гравирования
по
поверхности
украшающих
стол
недолговременных
поварских
изделий
из
фруктов
и
овощей.
Благодаря
использованию данной технологии возникают не просто блюда, появляется
декоративное
оформление
стола,
а
блюда
становятся
произведениями
искусства.
Искусство карвинга по фруктам и овощам возникло на Востоке и за
тысячи лет стало частью национальных традиций китайской, японской и
тайской
культур.
Карвинг
требует
огромного
мастерства,
он
издревле
передавался
по наследству. В России карвинг стал использоваться не так
давно
и
в
большинстве
случаев
для
изготовления
цветов
и
различных
растений, для украшения ваз и корзин, а также для украшения блюд.
Для карвинга характерны определенные виды изделий и композиций из
них, приемы работы, специфический инструментарий.
Предлагаемая
технология
карвинга
в
процессе
социокультурной
реабилитации включает в себя ряд обучающих мастер классов, проводимых
студентами,
под
руководством
преподавателя,
итогом
которых
выступает
творческая
работа
–
создание
композиции,
выставок.
Ниже
представлен
примерный план рекомендуемых занятий (таблица 1).
Таблица 1
План занятий по карвингу
№
п/п
Наименование темы
Количе
ство
часов
1.
Простые формы нарезки из картофеля, моркови - соломка,
брусочки, кубики, дольки, кружочки, ломтики
2
2.
Сложные
формы
нарезки
из
картофеля
–
бочонки,
груши,
шарики
2
3.
Сложные формы нарезки из картофеля, моркови – звездочки,
гребешки, стружка
2
4.
Сложные формы нарезки из редьки – цветок ромашка
2
5.
Сложные формы нарезки из помидоров – корзиночка, цветок
розочка
2
6.
Сложные
формы
нарезки
из
лука
–
цветок
хризантема,
кувшинка, подснежники
2
7.
Сложные формы нарезки из яблок – лебедь из яблока
2
8.
Сложные формы нарезки из моркови – цветы жарки, лилии
2
9.
Сложные формы нарезки из моркови – цветы флоксы
2
10.
Сложные формы нарезки из тыквы, кабачков – вазы
2
11.
Сложные формы нарезки из огурцов – листья из огурцов
2
12.
Сложные формы нарезки из картофеля – цветы розы
2
13.
Сложные формы нарезки из редьки, моркови – цветы розы
2
14.
Сложные формы нарезки из редьки, моркови, картофеля –
2
цветы георгины
15.
Составление композиции из овощей и фруктов
2
Итого:
30
Среди форм обучения студентов используются как групповые, так и
индивидуальные занятия. Карвинг развивает внимание, усидчивость, яркие
творческие способности, желания самосовершенствования и саморазвития,
адаптивные способности в быту.
Использование технологии карвинга по фруктам и овощам в процессе
социокультурной
реабилитации
позволяет
достичь
высоких
показателей
психологического
комфорта,
спокойствия,
творческой
самореализации,
развития художественного вкуса людей с ограниченными возможностями
здоровья и тем самым повышения уровня реабилитации в целом.
Библиографический список:
1. Карякина О. И., Карякина Т.Н. Основы реабилитации инвалидов –
Волгоград:
Издательство
Волгоградского
государственного
университета,
1999. – с. 6.
2.
Социокультурная
реабилитация
инвалидов
/
под.
общ.
ред.
В.И.
Ломакина и др. – М., 2002. – с.144.
3.
Савина,
Л.Ю.
Социализация
детей-инвалидов
/
Л.Ю.
Савина
//
Развитие социальной реабилитации в России - М., 2000. - С.106-111.