Автор: Шаталина Нина Александровна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: ГБУ Куганакский детский дом РБ
Населённый пункт: село Большой Куганак, Республика Башкортостан
Наименование материала: Статья
Тема: "Агрессия подростков как крик о помощи"
Раздел: дополнительное образование
Министерство образования Республики Башкортостан
Государственное бюджетное учреждение
для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
Куганакский детский дом Республики Башкортостан
Выступление на тему
Агрессия подростков
как крик о помощи»
Подготовила
социальный педагог Шаталина Н.А.
Разобраться в мотивах агрессии и устранить причины, ее
порождающие, — одна из актуальных задач современной психологии, в том
числе и психологии детского возраста. Исследуя особенности агрессивного
поведения в детском и подростковом возрасте, невозможно оставить без
внимания
факторы,
порождающие
агрессивное
поведение.
Ведь
иногда
кажется, что агрессия возникает буквально «из ничего», и, только кропотливо
разбираясь
в
ситуации,
понимаешь,
что
это
не
так...
Слишком
часто
оказывается, что проявляемое детьми насилие — это крик о помощи.
Мы
постоянно
слышим
о
фактах
насилия
над
детьми. Неумолимая
статистика
свидетельствует:
жестокое
обращение
с
детьми
(несмотря
на
всеобщие призывы к гуманизации общества) набирает обороты. А насилие,
жестокость по отношению к детям, в свою очередь, порождают агрессию со
стороны последних.
Как правило, выделяют четыре вида жестокого обращения с детьми:
физическое
насилие,
пренебрежение
потребностями
ребенка,
сексуальное
насилие, эмоциональное или психическое насилие. Психическое насилие
может иметь фатальные последствия для ребенка, пусть оно и не всегда
проявляется сразу.
Кандидат медицинских наук психиатр Е.И. Цымбал дает следующее
определение жестокого обращения с детьми: это — «любые умышленные
действия или бездействие со стороны родителей, лиц, их заменяющих, лиц,
на которых обязанности по воспитанию ребенка возложены по закону, а
также лиц, обязанных осуществлять надзор за ребенком, причинившие вред
физическому или психическому здоровью ребенка, или вследствие которых
нарушилось естественное развитие ребенка либо возникла реальная угроза
для его жизни или здоровья».
Психическое
насилие
не
нужно
рассматривать
как
сопутствующее
проявление
других
форм
жестокого
обращения.
Испытанное
в
детском
возрасте психическое насилие в той или иной степени нарушает психическое
развитие ребенка и может вызвать ближайшие и отдаленные последствия
разного
рода.
А
вот
добрые
отношения
взрослого
и
ребенка
-
это
необходимые
условия
для
нормального
психического
и
физического
развития.
В большинстве случаев психического насилия имеют место словесные
оскорбления
ребенка,
его
негативная
оценка
со
стороны
учителей
или
воспитателей. Неизбежным следствием такой позиции значимых взрослых
становится
низкая
самооценка
ребенка.
Если
контакт
со
взрослыми
отсутствует
или
он
осложнен,
ребенок
вынужден
искать
альтернативные
способы
выражения
своих
эмоций.
К
сожалению,
один
из
самых
распространенных вариантов — это агрессивное поведение.
Агрессия может закрепиться надолго или смениться тяжелой, затяжной
депрессией. Ребенку изо дня в день говорят: ты плохой, ты не заслуживаешь
любви, ты плохо учишься, потому что ты тупой и вообще ты безнадежен,
поэтому мне на тебя наплевать! Но, приняв такую оценку от значимого
взрослого и поверив в нее, ребенок будет и в реальности соответствовать
подобному портрету. Как тут не вспомнить высказывание Максима Горького:
«Если все время человеку говорить, что он свинья, то он действительно в
конце концов захрюкает»!
Телевизионные передачи, фильмы, пропагандирующие насилие, просто
не поддаются подсчету. У них «на подмоге» многочисленные компьютерные
игры, победитель которых должен убить и замучить как можно большее
количество людей. Но и это еще не предел. Персонажи телепередач, фильмов,
мультфильмов, компьютерных игр «материализуются» в виде игрушек, не
имея
которых
ребенок
чувствует
себя
в
кругу
сверстников
ущербным.
Разумеется, в эту историю вовлечены и взрослые, которые не хотят (или не
могут)
выделить
время
на
общение
со
своими
детьми,
на
ежедневное
терпеливое, кропотливое разъяснение «что такое хорошо и что такое плохо».
Под маской игрушечных персонажей, в
играх агрессия кажется не
такой страшной, ведь негативные поступки совершает персонаж, а не сам
ребенок. То, что постепенно ребенок в той или иной степени «сливается» с
данной
игрушкой,
большинство
взрослых
склонно
не
замечать.
А
агрессивный потенциал постепенно накапливается, и придет момент, когда он
неизбежно потребует выхода.
Во избежание негативных последствий необходимо обеспечить ребенка
основными базовыми потребностями. Недолжно быть недостатка внимания
и любви окружающих: воспитателей, учителей, сверстников, родственников
и т.д.
Общение
со
сверстниками
ни
в
коем
случае
не
ограничивается
рамками школьной жизни. Ребенок в свободное от занятий время должен
гулять, посещать досуговые учреждения.
Еще одна важная базовая потребность — получении положительных
эмоций — не должна исполняться как правило, за счет покупок игрушек и
сладостей.
Детям
необходимо
нормальное
здоровое
питание,
уютное
комфортное жилье, место для выполнения домашнего задания.
Младшим
школьникам
необходимо
уметь
с а м остоятельно
организовывать
свою
повседневную
деятельность:
вовремя
вставать
и
быстро одеваться, следить за своей одеждой, самостоятельно делать уроки.
Разумеется, дети
не могут постоянно находиться в
негативном
настроении,
они
тянутся
к
малейшим
знакам
внимания,
ласке,
хотя
и
стараются не показывать этого.
«Человек должен быть по своей природе добрым или, по крайней
мере, добродушным. Если же он иногда и проявляет себя грубым, жестоким
насильником, то это временные затемнения в его эмоциональной жизни,
часто
спровоцированные,
возможно,
лишь
следствие
нецелесообразного
общественного устройства, в котором он до сих пор находился...
Суждение о том, что вера в «доброту» человеческой натуры является
одной из самых худших иллюзий, от которых человек ожидает улучшения и
облегчения своей жизни, в то время как в действительности они наносят
только
вред...
В
человеке
таится
особый
инстинкт
—
агрессии
и
разрушения». Эти слова Зигмунда Фрейда из «Введения в психоанализ»,
отнюдь не бесспорные для современной психологии, тем не менее не утра-
тили своей актуальности и по сей день.
Основным
критерием,
определяющим
соотношение
агрессии
и
миролюбия
в
поведении
детей,
является
критерий
безопасности:
если
ребенок
чувствует
себя
незащищенным,
если
его
потребнос т и
в
безопасности, в любви и признании не получают удовлетворения, то такой
ребенок будет вести себя агрессивно и деструктивно. Агрессивность у детей
в большинстве случаев носит защитный, инструментальный или реактивный
характер.
Сегодня
принято
говорить
об
агрессии
позитивной
и
негативной.
Понятно, что особые опасения вызывает последний вид агрессии.
В 70-е годы прошлого века выдающийся австрийский ученый Конрад
Лоренц
опубликовал
работу
об
агрессии,
в
которой
выдвинул
и
аргументировал гипотезу о том, что влечение к агрессии встроено в психику
человека. По-видимому, агрессия и насилие в отношениях между людьми не
исчезнут.
По
крайней
мере,
в
обозримом
будущем.
Следовательно,
тема
детской агрессии и способов управления ею еще очень долго не утратит
своей актуальности.