Напоминание

ДЕЛОВЫЕ ИГРЫ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ


Автор: Федяева Ирина Викторовна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ОГБПОУ "Томский экономико-промышленный колледж"
Населённый пункт: город Томск, Томская область
Наименование материала: Статья
Тема: ДЕЛОВЫЕ ИГРЫ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ
Раздел: высшее образование





Назад





ДЕЛОВЫЕ ИГРЫ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ

И.В. Федяева
В современном динамично развивающемся мире педагогические технологии не стоят на месте, одним из самых доступных и привлекательных для студентов педагогических технологий является деловая игра, позволяющая в игровой форме сформировать целостное представление о профессиональной деятельности. Деловая игра – имитация рабочего процесса, его моделирование, упрощенное воспроизведение реальной производственной ситуации. С помощью знаковых средств (язык, речь, графики, таблицы, документы) в деловой игре воспроизводится профессиональная обстановка, сходная по основным сущностным характеристикам с реальной. Вместе с тем в деловой игре имитируются лишь типичные, обобщенные ситуации в сжатом масштабе времени. . С одной стороны деловая игра задает предметный и социальный контекст будущей профессиональной деятельности, а с другой – это средство обучения специалистов и формирование их личностных и профессиональных компетенций. Для достижения поставленных учебных целей на этапе разработки в деловую игру следует заложить 6 психолого-педагогических принципов: 1. Принцип имитационного моделирования предполагает разработку имитационной модели производства. В этом принципе прописываются цели, предмет, модель взаимодействии участников, система оценивания. 2. Принцип игрового моделирования – закладываются правила, цели, роли и функции игроков. Итогом объединения первых двух принципов является сценарий деловой игры. 3. Принцип проблемности содержания игры и ее развертывания означает, что в предметный материал игры закладываются учебные проблемы, выстроенные в виде системы игровых заданий, в которых содержится тот или иной тип противоречий, разрешаемых студентом в процессе игры. 4. Принцип диалогического общения и взаимодействия партнеров в игре есть необходимое условие переживания и разрешения проблемной ситуации. Участники игры задают друг другу вопросы. Объединение принципа проблемности и принципа диалогического общения приводит к выходу из проблемной ситуации. 5. Принцип совме стной деятельно сти о сновывается на и м и т а ц и и производственных функций специалистов через их ролевое взаимодействие. Игра предполагает общение, основанное на субъект-субъектных отношениях, при которых развиваются психические процессы, присущие мышлению специалистов. 6. Принцип двуплановости игровой учебной деятельности дает возможность внутреннего раскрепощения личности, становления творческой инициативы. Суть его в том, что деятельность, направленная на обучение и развитие специалиста, реализуется в "несерьезной" игровой форме. Эти взаимообусловленные принципы составляют главную концепцию деловой игры. Успех проведения деловой игры зависит, в первую очередь, от четкого моделирования элементов, как плана содержания, так и плана выражения. На тренировочном этапе студент должен овладеть навыками языкового оформления коммуникативных намерений При непосредственной подготовке деловой игры преподаватель обрабатывает материал плана содержания, определяет тип игры, состав участников, планирует возможные пути их достижения, прогнозирует проблемные ситуации, готовит необходимый реквизит. На этапе реализации преподаватель определяет цель коммуникации, роли и ролевые отношения участников общения, уточняет задачи каждого, направляет общение,
выводит его из тупика, создает новые проблемы, изменяет направление игры посредством введения новых участников и т.д. При этом исправляются только те ошибки, которые затрудняют или нарушают коммуникацию. Исправление происходит путем подсказки правильного варианта. На оценочном этапе важно определиться с предметом оценивания: индивидуальный/групповой результат (эффективность решений, межгрупповой взаимодействие, взаимодействие внутри группы, личностные качества участников) или общий результат (качество конкретного продукта: документ, решение, рекомендации). Средства оценивания могут выступать баллы, анкетирование или экспертная оценка. Благодаря проведению деловых игр можно решить такие педагогические задачи, как целостное представление о профессиональной деятельности, приобретение проблемно-профессионального и социального опыта, развитие мышления, формирование мотивации. Основными преимуществами проведения деловой игры можно выделить, такие как устранение условности учебного предмета с реальной профессиональной деятельностью, навык делового общения, проявление индивидуальности, привлечение большого количества студентов, содержательная и эффективная обратная связь. Из вышеизложенного следует, что деловая. игра выступает в учебном процессе как средство обучения и средство контроля, как средство активизации учебной деятельности студентов и организации коллективного взаимодействия, а также как средство повышения уровня мотивации студентов.


В раздел образования