Напоминание

"Организация внеурочной деятельности в рамках реализации ОДНКНР"


Автор: Добровольская Ирина Владимировна
Должность: учитель истории
Учебное заведение: МБОУ лицей № 113
Населённый пункт: Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: "Организация внеурочной деятельности в рамках реализации ОДНКНР"
Раздел: полное образование





Назад





Организация внеурочной деятельности в рамках реализации ОДНКНР
Не раз с разных трибун говорилось о том, что целью внеурочной деятельности является в первую очередь создание условий для проявления и развития обучающимися своих интересов, основанных на идее свободного выбора. А кроме того, все классные руководители лицея уверены, что внеурочная работа – это лучшая возможность для организации межличностных отношений в классе и воспитания подрастающего поколения. Думаю, что каждый из вас согласится с тем, что любой ребенок, какого бы возраста он не был, требует к себе самого пристального внимания, и он не просто член коллектива, прежде всего – он личность. Именно поэтому обращение к личности ребенка, к его жизненным силам и потенциальным возможностям, к его самовоспитанию является одним из средств решения вопросов внеурочной воспитательной деятельности. В одном из своих выступлений, Президент Российской федерации В. В.Путин сказал : - «в какой стране мы будем жить завтра, зависит от того, какими мы воспитаем сегодня наших детей, и от того, какие морально – этические нормы будут в них заложены». Духовно-нравственное воспитание детей и защита их нравственности являются одним из важных направлений государственной политики в области образования. Исходя из этого воспитательный процесс в лицее планируется во взаимосвязи духовного и светского направлений, а внеурочная деятельность является логическим продолжением начатой на уроке работы. Безусловно, сегодняшние дети более активны, более осведомлены, они смелее и самоувереннее. Нередко мы сталкиваемся с переоценкой у ребят информированности, с пренебрежением к авторитету и мнению других, замечаем неумение чувствовать и нежелание задумываться. Ну ведь мы 1
педагоги для того и работаем, чтобы помочь ребят сделать правильный ценностный выбор. Кроме того, отношения с другими людьми, которые складываются у ребёнка в школе, у взрослого – в семье и трудовом коллективе, определяет состояние его социального здоровья. Нельзя научить человека быть нравственным, если он не будет включён в решение нравственных вопросов, если он не будет совершать ценностный выбор. Воспитание может быть только деятельным. Здесь будет уместным процитировать Джона Грея, который говорил, что «…ребёнок не научится прощать, если ему прощать некого, не научится сотрудничать, если всё всегда проходит так, как хочется ему, не научится сочувствию и уважению, если он не видит, что другие испытывают боль и переживают неудачу, не разовьёт в себе отвагу и оптимизм, если ему не придётся столкнуться с неприятностями…» По моему мнению, духовность – это свойство души, состоящее в преобладании духовных и интеллектуальных интересов над материальными, когда человек стремится строить отношения с окружающими на принципах любви, красоты, добра, милосердия, творчества. Нравственность связана со сложной работой человеческой души, с ответственностью не только перед другими людьми, но и перед самим собой. Опыт показал, что способность радоваться жизни и умение мужественно переносить трудности закладываются в раннем детстве. Мы, педагоги, обязаны помочь ребятам жить в мире и согласии с людьми, Богом, с самим собой. Поэтому девиз воспитательной деятельности педагогов лицея - «Учить человека быть Человеком!» Мы все понимаем, что оградить детей от духовной отравы мы можем только в содружестве школы, семьи, Церкви и государства. 2
Практически все из вышеперечисленного заложено в основу курса Основы духовно-нравственной культуры народов России, и среди форм работы в данном направлении в лицее используются :  экскурсии по городу Новосибирску, его историческим и памятным местам, и выезды за пределы города с целью ознакомления культуры народов, проживающих в определенной местности, например республика Алтай, Казань, города Томск, Кемерово, Хакассия, Еврейский автономный округ,  а также в форме круглых столов, конференций, диспутов, очень интересно проходят встречи между учителями и учениками по философским темам, диспуты между учащимися лицея и учениками других школ района, например цензура в СМИ России, нужно или нет,  фестиваль учащихся под названием «Маленькое открытие», а также многообразие поисково-исследовательской работы в рамках патриотического и гражданского воспитания, добровольческая волонтерская деятельность и социальное проектирование учащихся. Лицей принимает много гостей, среди которых участники блокады Ленинграда, локальных войн, дети войны, православные священники церкви Успения Пресвятой Богородицы Дзержинского района, поэты, музыканты, представители власти и силовых структур. Курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России» очень тесно переплетается с литературой, изобразительным искусством, пр ед ме т а ми о б ще с т ве нно -нау ч но го , е с т е с т ве нно го цик ла , с метапредметными курсами ИКТ –компетентности и другими Особое место занимают проекты и практические работы. Они предполагают как совместную, так и самостоятельную работу учащихся по созданию 3
несложных моделей, поэтому 30% занятий проходит в формах внеурочной деятельности. При планировании педагогической деятельности в августе 2015 года, коллектив лицея разделился на творческие группы, которые предложили ребятам разнообразные формы внеурочной деятельности, в том числе и исследовательской. Представлю вашему вниманию работу своей творческой группы, в которую входят учителя литературы, информатики и МХК и наша деятельность направлена на изучение истории города и области, его исторических памятников, мифов, а также экскурсионная работа. Все педагоги нашей группы имеют опыт в исследовательской деятельности. Темы, которые выбрали пятиклассники для своей исследовательской работы звучат следующим образом:  «Необычные памятники города Новосибирска: вклад в развитие городского туризма или «кирпичик в историю города.»  «Воспитание патриотов Отечества»  «Вклад храмов Новосибирска в гражданско-патриотическую воспитание молодежи». Последнее время мы все чаще и чаще слышим жалобы на невоспитанную молодежь, сетуем на то что их не интересует ничего кроме компьютера, у них нет высоких идеалов, моральных принципов, при этом мы ставим им в пример более старшее поколение и их общественно-полезную деятельность. Задумавшись над этим педагоги лицея решили привлечь в реализацию внеурочной деятельности родителей учащихся, которые со своей стороны заинтересовавшись сами, смогли заинтересовать и своих детей. История- актуальнейший предмет всех времен, потому что только через изучение нашего прошлого , наши дети смогут построить свое будущее. Любая общественная формация должна знать, понимать и не повторять ошибок своих предков, в этом и есть суть воспитательного значения истории. 4
Духовно-нравственное воспитание растущей личности - всегда является самой актуальной из всех имеющихся в образовании и воспитании проблем, и с каждым годом она становится все острее и острее . Важнейшим его направлением стало воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам свободам и обязанностям людей. Вот тут как раз заложено ядро воспитательного компонента – любовь к России, своему народу и служение Отечеству. В результате совместных действий ребята установили историю происхождения термина «патриотизм», его значение и смысл в разные исторические эпохи, провели социологический опрос среди учащихся и педагогов лицея на формулировку значения данного термина, установили связь с аналитическим центром Юрия Левады, который много лет занимается социологическими исследованиями в данной сфере. Опрос в лицее показал, что большинство учеников считает, что в основе патриотизма лежит любовь к своей стране. Вопрос о патриотизме был задан и педагогам лицея, вот какие ответы были получены от 45 педагогов. Патриотизм зачастую понимается как проявление чувства гордости за свою страну. Как показал опрос, россияне большей частью гордятся природными богатствами России (38,5%), историей (37,8%), спортивными достижениями (28,9%), культурой (28,5%), размерами страны (28%) Изучив столь пристально вопрос о том, что такое патриотизм, ребята сделали вывод, что имея полученные знания уже нет возможности и желания закрывать глаза на то, что этому знанию противоречит. Их основная задача сейчас – стать предметом гордости своей малой Родины – семьи и лицея, что собственно они с успехом и реализуют участвуя в различных конкурсах и конференциях. Мысли о гордости за свою малую Родину привели к теме изучения своего города, однако было решено не брать общеизвестные исторические 5
памятники и места, а выяснить историю возникновения и цель современной городской скульптуры. При изучении данного вопроса, оказалось, что все памятники находящиеся в центральном округе, Дзержинском, Железнодорожном и Октябрьском районах имеют свою довольно интересную историю – все они подарены городу на день его рождения, а кроме того в них заложен определенный смыл.  Памятник Петру и Февронье Муромским – своеобразный памятник семье,  памятник деловой женщине, о котором высказался в прессе наш мэр - Анатолий Локоть считает, что вреда уличные композиции не приносят, но они украшают город и самое главное поднимают настроение горожан, а настроение это изначально залог успешного дня,  монументальная композиция – металлический Трон – по мнению автора Александра Капралова трон символизирует собой величие, но и напоминание о том что материальные ценности и власть - ничто по сравнению с чувством доброты, человечности и всепрощения. Эту композицию также называют «вертикаль власти»,  памятник Гимну и памятник Первому кинотеатру  в день города Новосибирска в 2006 году со стояло сь торжественное открытие памятника светофору , авторами идеи которого стали директор авторадио Новосибирска – Виктор Буланкин и начальник управления ГИБДД НСО Сергей Штельмах – действующий ныне. Памятник посвящен 70 летию ГИБДД  композиции «Сибирские просторы» и «Счастье строится»  Памятник труженикам тыла на проспекте Дзержинского.  Колокол мира у музея Николаю Рериху. 6
Скульптура не только может рассказывать об историческом факте или событии, но и сама может быть со временем частью истории, так как передает нравы, обычаи, и другие культурные ценности современной эпохи. Данная работа дала совершенно неожиданный результат – по ее итогам были созданы виртуальные экскурсии по городу, построены отношения с туристическим агентством «Спутник», которое дало возможность учащимся самостоятельно провести экскурсию и составить ее маршрут, состоялось знакомство со скульпторами Барнаула и Омска, творчеством Николая Рериха. Наиболее сильный эмоциональный всплеск вызвала работа под названием «Вклад в гражданско-патриотическую деятельность Храмов города Новосибирска». Мы с вами помним, что 2015 год, год празднования 75 - летия Победы, поднял на небывалую волну патриотическое воспитание подрастающего поколения в России. Но праздник прошел, а вместе с ним уменьшилась и деятельность небывалого размаха в школах и других организациях города. Означает ли это, что мы перестали быть патриотами и данный вид деятельности никого, кроме школ не интересует? Было установлено, что патриотизм это не только любовь к Отечеству, но и любовь к родному городу, стремление его сохранить и украсить. Крупнейший в Сибири город Новосибирск богат архитектурными памятниками и достопримечательностями. Особого внимания заслуживают православные Храмы Новосибирска, ребята выдвинули гипотезу о том, что Храмы являются одним из символов патриотизма и играют в патриотическом воспитание населения ключевую роль. Первый вопрос на который учащиеся стали искать ответ звучал так – зачем нужны городу Храмы? Более 50 человек опрошенных учащимися дали самые разнообразные ответы, такие как 7
 Устремленность же Храмов вверх к небу, помогает душе отключиться на минуту от повседневных хлопот и суеты и задуматься о спасительном, о вечном, о духовном  Храм – это Небо на земле. Потому что в Храме так все продуманно устроено, чтобы человек, войдя в него, на какое-то время перешел бы из обычного мира в другой мир, мир Божественный. Также неожиданно для себя ребята узнали, что у Храмов имеется внебогослужебная деятельность. На сайте Новосибирской и Бердской епархии ребята нашли перечень мероприятий, направленных на духовно- нравственное и патриотическое воспитание молодежи. Там же мы узнали о детских сборах «Казачья застава». Через социальную сеть в контакте нашли ребят – участников этих сборов, и их идейного вдохновителя отца Дмитрия, настоятеля прихода святой Евфросинии Полоцкой. Встречи и беседы с ним с стенах воскресной школы произвели не только на детей, но и на меня неизгладимое впечатление. Отец Дмитрий поведал детям о своем взгляде на Отечество и его проблемы, рассказал о лагере, показал фотографии. Когда Арина задала ему вопрос о том, почему в лагере Казачья застава для девочек проводят курсы снайперов, и как это может быть совместимо с христианскими заповедями, отец Дмитрий ответил, что Отечество нужно не только любить, но и уметь защитить, отстоять. В данном случае я с ним полностью согласна. Отец Дмитрий стал нашим добрым знакомым и после нашей первой встречи общение не прекратилось. После его командировки в Чечню мы ждем его в лицее в гости. Как показала работа - Храм в городе, это душа города и чем больше Храмов имеет город, тем больше отдушин имеют горожане. По итогам данной работы создан электронный альманах, работа стала методическим пособием на уроках и классных часах. 8
Подводя итог своего выступления, хочу отметить следующее. Внеурочная деятельность предполагает воспитательный результат и воспитательный эффект. Результатом в данной работе является непосредственное духовно-нравственное приобретение ребенка, а воспитательным эффектом- влияние всего пережитого им на процесс развития личности. Ребята приобрели знания в области истории, краеведения, обществоведения, основам православной культуры, менеджменту, риторике, информатике изучили азы фотографирования и обработки фотографий. Совместная поисковая деятельность позволила им пережить эмоциональную сторону открытия, радость победы, все это повлияло на их самооценку, позволило избавиться от страха публичного выступления. Больше знаний получили учащиеся об общественной жизни приняли эти знания, им стало известно как формируются общественные взаимоотношения между различными людьми в социуме, как выстроить нужные отношения, чтобы достичь результата и избежать при этом конфликта. Кроме того, ученики оценили общественную жизнь – появилось позитивное отношение к базовым ценностям, они смогли рассказать своим одноклассникам и ровесникам о значимости семьи и малой Родины, о не обход имо с т и т руд а и изуч е ния культуры , пока за ли с в о ю заинтересованность в изучении любви к городу, и людям в нем проживающим, Они приобрели умение найти свое место в общественной жизни, научились общению с представителями различных организаций, сословий и конфессий, научились координировать свои действия и превращать их в совместные, где лидирует слово «НАДО», вместо слова «ХОЧУ» 9
Необходимо помнить о том, что когда человек и общество не заботятся о духовно-нравственном развитии детей, не создают морально-нравственные ориентиры, они обречены на вымирание. Народная мудрость гласит «Свято место пусто не бывает», если нет конструктивной созидающей цели, то ее место в душе ребенка могут занять любые уродливые формы, а как известно псевдокультура формирует ложный, деструктивный образ для подражания. Учитывая все вышесказанное можно сделать вывод - внеурочная деятельность в рамках ОДНКНР способствует расширению образовательного пространства и создает дополнительные условия для развития обучающихся. Разумеется, что данная работа не имеет конечного конкретного результата, потому что интерес к теме потянул за собой целую цепочку стремление, среди которых: - желание поделиться открытиями - желание побольше узнать о людях и их делах - желание узнать о мотивах, которые заставляют людей заниматься той или иной деятельностью. В нашем случае грамотное руководство деятельностью детей является самым важным, потому что в сознание и душу закладывается не сама цель - а процесс ее достижения. Проводя рефлексию, детям было предложено охарактеризовать проделанную ими работу двумя – тремя словами и вот что получилось – «искать, любить, охранять», «мой вклад – моя цель», «хорошее и плохое», «сделано – не сделано», но ведь именно это и есть характеристика базовых ценностей, к приобретению которых мы направляем наших учеников. В настоящее время у детей и родителей лицея наблюдается интерес в изучении своих корней. Корни человека – это история семьи, школа, района, 10
города, страны, и только через любовь к своей малой Родине ученик вырастет настоящим гражданином. 11


В раздел образования