Напоминание

«Физическая культура. Раздел «ГТО»


Авторы: Глушкова Нина Петровна, Михайлова Светлана Владимировна
Должность: преподаватель, старший методист
Учебное заведение: ОГБПОУ
Населённый пункт: город Томск
Наименование материала: Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов
Тема: «Физическая культура. Раздел «ГТО»
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Департамент профессионального образования Томской области

Областное государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение

«ТОМСКИЙ КОММУНАЛЬНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ»

(ОГБПОУ «ТКСТ»)

Н.П.Глушкова, С.В.Михайлова

Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов

по дисциплине «Физическая культура. Раздел «ГТО».

Томск

2019

«Надо непременно встряхивать себя физически,

чтобы быть здоровым нравственно».

Лев Николаевич Толстой

В соответствии с указом президента целями государства по обеспечению

стабильного

и

устойчивого

социального

развития,

укрепления

здорового

поколения страны разработана государственная программа «Готов к труду и

обороне». Она направлена на дальнейшее формирование патриотического

сознания

российских

граждан

как

важнейшей

ценности,

одной

из

основ

духовно-нравственного единства общества.

В России сейчас спортивное воспитание объявлено одним из приоритетных

направлений

государственной

политики

в

сфере

физической

культуры

и

спорта.

В

Федеральном

законе

«О

физической

культуре

и

спорте

в

Российской Федерации» отмечается, что в силу своей специфики спорт и

физическая

культура

обладают

огромным

воспитательным

потенциалом,

я в л я ю т с я

м о щ н е й ш и м

м е х а н и зм ом

в

ф о р м и р о в а н и и

т а к и х

мировоззренческих

оснований

личности,

как

гражданственность

и

патриотизм.

Одним

из

направлений

формирования

патриотических

компетенций

у

студентов

является

проектно-исследовательская

деятельность

за

рамками

учебного процесса, т.е. во внеурочной деятельности. Сегодня актуальными

направлениями

являются

проекты

с

элементами

борьбы

с

вредными

привычками и достижения физического совершенства.

Возникает вопрос: надо ли этим заниматься? И надо ли это вообще кому-

нибудь сегодня?

В

связи

с

этим

в

Томском

коммунально-строительном

техникуме

был

проведен социологический опрос в рамках учебной дисциплины физическая

культура

среди

студентов

3-4

курсов

на

тему

«Необходимо

ли

знать

современной

молодежи

о

влиянии

на

умственную

и

профессиональную

деятельность вредных привычек, а так же влияние физической подготовки на

уровень развития молодого поколения»

Вот какой результат был получен:

согласились – 45%

проявили интерес – 32%

не определились с ответом– 23%

По

результатам

опроса

«Мое

отношение

к

здоровому

образу

жизни

без

вредных привычек» - 65% респондентов дали ответ «положительно». На

вопрос «Как привлечь молодежь к спорту» 54% - проведение различных

мероприятий,

23%

-

через

телевидение.

На

вопрос:

«Какие

физические

нагрузки

вы

предпочитаете?»

53%

-

респондентов

ответили

«Легкая

атлетика».

По

результатам

соцопроса

был

разработан

и

реализован

спортивно-

оздоровительный

проект

«История

образования

спортивного

комитета

по

ГТО».

Проект

позволил

включить

студентов

3-4х

курсов

в

большую

исследовательскую работу.

Актуальность проекта:

Из

разнообразных

средств

физического

воспитания

особое

внимание

уделяется легкой атлетике.

Легкая

атлетика

без

преувеличения

является

самым

популярным

видом

спорта. По своему воздействию бег, прыжки и метание являются средством

физического воспитания и физического развития. Различные упражнения,

пробежки

создают

благоприятные

возможности

для

решения

самых

различных задач в области физического развития. Ведь это так прекрасно,

когда ты не только развиваешься умственно, но и физически. Держишь свое

тело в тонусе, улучшаешь здоровье.

Цель

проекта:

сохранение

здоровья

средствами

физической

культуры

и

спорта,

совершенствование

физкультурно-оздоровительной

и

спортивной

работы в техникуме.

Задачи:

1.

Изучить

и

проанализировать

различные

источники

информации

об

истории возникновения ГТО;

2.

Провести опрос среди студентов ТКСТ «Мое отношение к спорту»;

3.

Создать

условия

способствующие

освоению

студентами

способов

сохранения своего здоровья;

4.

Формировать

представления

и

закреплять

навыки

здорового,

безопасного образа жизни;

5.

Организовать

активный

спортивный

досуг

через

соревнования,

конкурсы, игры;

6.

Осуществить контроль уровня

физической

подготовки

и

степень

владения

практическими

умениями

физкультурно-оздоровительной

направленности.

Предполагаемый результат:

увеличение

желающих

освоить

способы

сохранения

своего

здоровья;

повышение

интереса

молодежи

к

развитию

физических

и

волевых качеств, готовности к защите Отечества;

улучшения психологического климата в коллективе;

снижение

количества

учащихся

с

девиантным

поведением

и

вредными привычками.

рациональное использование свободного времени.

При

работе

над

сбором

информации

к

проекту

студенты

работали

в

библиотеке, с Интернет- ресурсами и документами из архива ТКСТ.

За пять лет, начиная с 2015г. в нашем техникуме разработана и успешно

реализована

программа

ГТО.

Реализуется

в

круглогодичной

спартакиаде

среди

обучающихся

ПОО

Томской

области

в

зачёт

фестиваля

«Путь

на

Олимп»

и

является

мощным

стимулом

вовлечения

молодёжи

в

самостоятельные занятия физической культурой и спортом.

Направление ГТО решает следующие задачи:

пропаганда и развития спорта;

повышение спортивного мастерства;

развитие массовой физкультурно-оздоровительной работы;

воспитание

у обучающихся

потребности

к

регулярным

занятиям

физической культурой и здоровому образу жизни;

выявление талантливых спортсменов;

подготовка к сдаче норм ГТО.

Олимпиада

это

мощный

стимулятор

вовлечения

молодёжи

к

самостоятельным

занятиям

физической

культурой

и

стремлению

к

овладению знаниями и повышению общего образования.

В основу физической подготовки входят:

урок физической культуры;

дополнительные занятия;

спортивные секции;

соревнования.

На уроке обучающиеся получают:

1. Базовые знания по разделам программы.

2. Теоретические и методические знания для овладения самостоятельной

подготовкой по физической культуре.

Для

усиленного

усвоения

знаний

«Теории

и

методики

физического

воспитания» проводятся

дополнительные

беседы,

диалоги,

тестирования,

краткие сообщения, анализ литературных источников.

Такая

система

подготовки

обучающихся

позволяет

достигать

высокого

уровня знаний и навыков в области физической культуры.

Что наглядно показывает таблица роста количества участвующих в сдаче

норм ГТО.

2016 г. – 26 чел.

2017 г. – 31 чел.

2018 г. – 39 чел.

2019 г. – 46 чел.

Росту

количества

занимающихся

способствует

стимулирование

успешно

выступивших студентов:

Награждение победителей.

Оформление стенда «Наша спортивная жизнь».

Доска почёта с фотографиями.

Результаты достижений на сайте техникума.

Самые успешные спортсмены зачисляются в сборную команду техникума. По

окончанию учебного заведения наши выпускники,

члены сборной ТКСТ

продолжают поддерживать связь с новым составом спортсменов учебного

заведения:

Организовывают спортивные состязания с ветеранами

Посещают секционные занятия

Помогают в обучении и совершенствовании знаний и умений вновь

принятых членов команды.

Оказывает спонсорскую помощь в приобретении инвентаря.

Что

позволяет

поддерживать

связь поколениям

обучающихся

и

получать

новые знания истории спортивной жизни нашего учебного заведения.

На каждого студента заводится книга ГТО. В ней отражены все результаты и

достижения обучающихся.

Областное государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Томский коммунально-строительный техникум»

Индивидуальная книга физической

подготовки студента - V ступени нормативов ГТО

среднего профессионального образования

Паспортные данные

ФИО

Пол (жен) (муж)

Год рождения, месяц, число

Специальность

Группа

Антропологические данные физического состояния

1.

Температура тела _______

2.

Длина конечностей, спины _________________________________

3.

Объем груди, живота, бедер________________________________

4.

Динамометрия кисти: левой_______ правой_______

5.

Длина туловища: среднее, длинное, короткое

6.

Рост – стоя/сидя___________/___________

7.

Отношение высоты тела к росту общему – короткое, среднее,

длинное (подчеркнуть)

8.

Пропорциональность развития длины верхних конечностей к

росту:

ДЛ . в

/

к

Рост х 100

>47% - долихоморфность

<45% - брахиморфность

ср. - мезоморфность

9.

Пропорциональность развития длины нижних конечностей к

росту:

Дл . н

/

к

Рост х 100

>56% - долихоморфность

<50% - брахиморфность

ср. - мезоморфность

10. Пропорциональность развития грудной клетки – индекс

Бругша:

П . грудная клетка в паузе

Рост х 100

>56% -

Долихоморфность <51% -

брахиморфность ср. -

мезоморфность

11. Индекс подкожного жира: Норма, абдоминальный

Окружность живота

Окружность таза

муж.>1

жен. <8

12. Индекс Кекле/ избыток массы/ в г/см:

МАССА ТЕЛА

РОСТ

муж. – от 350 до 400 г/см

жен. - от 325 до 375 г/см.

13. Индекс относительной силы/ сила кисти:

масса тела

100

/ ¿

Сила

/

сильной

кисти

/ ¿

¿

¿

муж. норма – 65-80%

жен. норма – 45-50%

14. Жизненный индекс:

Жизненная емкость легких

(

мл

)

Масса тела

(

кг

)

муж. норма – 65-70

жен. норма – 55-60

15. Проба Штанге: Задержка дыхания на вдохе – норма - 90 сек.

16. Проба Генче: Задержка дыхания на выдохе – норма- 30 сек.

17. Метод Ромберга: статическая балансировка – «ласточка» - время в

сек.

Физиологическая кривая нагрузки I семестр (I, II, III, IV курсы)

Физиологическая кривая нагрузки II семестр (I, II, III, IV курсы)

Условные обозначении:

Пунктирная линия – Наглядное вычерчивание физиологической кривой

I год обучения обозначается красным цветом

II год обучения обозначается голубым цветом

III год обучения обозначается зеленым цветом

IV год обучения обозначается оранжевым цветом

V СТУПЕНЬ – Нормы ГТО (юноши и девушки 10-11 классов, средне

профессиональное образование, 16-17 лет)

В помощь студенту.

Комплекс утренней гимнастики.

Вольные упражнения

Комплекс 1.

И.п. – о.с. На счет 1 – 2 – поднимаясь на носки, медленно поднимите руки

вперед и затем вверх; пальцы сожмите в кулак, смотрите вверх, потянитесь;

3 – опускаясь на обе ступни, с силой согните руки, прижав их к телу, кулаки к

плечам, смотрите прямо;

4 – разогните руки вверх, прогнитесь, смотрите вверх;

5 – соединяя носки ног, присядьте до отказа на всю ступню, ладони на

бедрах, локти в стороны:

6 – выпрямитесь, поднимая руки вперед и отводя их в стороны и назад до

отказа (с рывком в конце движения), пальцы сжаты в кулак;

7 – присядьте до отказа на обе ступни, ладони на бедрах, локти в стороны;

8 – прыжком встаньте, ноги врозь на широкий шаг, руки на поясе;

9 – разгибая левую руку и отводя ее в сторону и до отказа назад (пальцы

сжаты в кулак), одновременно поверните туловище налево, ноги с места не

сдвигайте, смотрите на кисть левой руки;

10 – поверните туловище прямо, руки на пояс;

11 – разгибая правую руку и отводя ее в сторону и назад до отказа (пальцы

сжаты в кулак), одновременно поверните туловище направо, ноги с места не

сдвигайте, смотрите на кисть правой руки;

12 – поверните туловище прямо, руки на пояс;

13 – резко наклонитесь вперед, коснитесь земли руками, ноги прямые;

14 – выпрямляясь, поднимите руки вперед и, отводя их в стороны и назад,

прогнитесь;

15 – резко наклонитесь вперед, коснитесь земли руками, ноги прямые;

16 – выпрямляясь, сделайте глубокий вдох и выдох.

Комплекс 2.

И.п. – о.с. 1 – 2 – с силой отведите плечи и руки до отказа назад, поверните

кисти, сжатые в кулаки, ладонями вперед и, поднимаясь на носки, движением

в

стороны

медленно

поднимите

прямые

руки

вверх,

кулаки

разожмите,

потянитесь;

3 – опускаясь на обе ступни, с силой согните руки, кулаки к плечам, лопатки

сблизьте, смотрите прямо;

4 – сделайте широкий выпад влево с резким разгибанием рук в стороны и

поворотом головы налево, пальцы разожмите, ладони книзу;

5 – толчком приставьте левую ногу к правой и с силой согните руки, прижав

их к телу, кулаки к плечам, лопатки сблизьте, смотрите прямо;

6 – сделайте широкий выпад вправо с резким разгибанием рук в стороны и

поворотом головы направо, пальцы разожмите, ладони книзу;

7 – толчком приставьте правую ногу к левой, с силой согните руки, прижав их

к телу, кулаки к плечам, лопатки сблизьте, смотрите прямо;

8 – прыжком поставьте ноги врозь на широкий шаг, руки вверх, ладони с

хлопком соедините над головой, туловище отклоните назад;

9 – резко наклонитесь вперед, руки между ног, колени не сгибайте;

10

выпрямитесь,

поднимая

руки

вперед

на

высоту

плеч,

поверните

туловище налево и резким движением разведите руки в стороны до отказа,

пальцы сожмите в кулак, ладони вперед, ступни с места не сдвигайте;

11 – не останавливаясь, поверните туловище направо и повторите наклон

вперед, руки между ног;

12 – не останавливаясь, выпрямитесь и повторите то же движение, что и на

счет 10, только с поворотом туловища направо;

13 – не останавливаясь, поверните туловище налево и повторите наклон

вперед, руки между ног;

14 – выпрямляясь, присядьте до отказа, руки вперед ладонями книзу, пальцы

разожмите;

15 – встаньте, руки вверх –в стороны ладонями внутрь;

16 – соедините ноги, сделайте вдох, на выдохе опустите руки, примите о.с.

Общий вариант утренней гигиенической гимнастики (20 – 25 мин.)

1. Ходьба 100 м с упражнением в движении: 1 – руки через стороны вверх,

голову поднять; 2- руки через стороны вниз, голову в и.п. 10 – 12 раз.

2. Бег 400 м (медленный с увеличением темпа и снижением в конце).

3. Ходьба 100 м с упражнением в движении: 1 – 2 – руки вперед-вверх (вдох);

3 – 4 – руки через стороны вниз (выдох). 6 – 8 раз.

Общеразвивающие упражнения:

4. И.п – руки в стороны, пальцы сжаты в кулаки; четыре круговых движения

вперед, четыре круговых движения назад. По 4 – 6 раз.

5. И.п. – стойка ноги врозь, туловище наклонено вперед, руки в стороны.

Повороты туловища налево и направо. 12 – 16 раз.

6. И.п. – стойка ноги врозь, руки вверх. 1 – присядьте, руки опустите и

отведите до отказа назад; 2 - встаньте, руки поднимите вверх, прогнитесь. 8

10 раз.

7. И.п. – о.с. Комплекс 1 вольных упражнений. 3 раза.

8. И.п. – о.с. 1 – упор присев; 2 – прыжком примите упор лежа; 3 – упор

присев; 4 – и.п. 6 раз.

9. И.п. – о.с. Комплекс 2 вольных упражнений. 4 раза.

10. Прыжки на месте на одной (попеременно), двух ногах.

11. Ходьба с ускорением 50-100 м.

12. Бег 1000 м в среднем темпе с замедлением в конце.

13. Медленный бег 200 м с переходом на ходьбу. При ходьбе упражнение в

глубоком

дыхании

и

на

расслабление:

1

-2

руки

дугами

назад

вверх

(глубокий вдох); 3 – 4 расслабленно опустите руки к плечам и вниз, опустив

при этом голову и плечи.

Силовой вариант утренней гигиенической гимнастики с гантелями 1,5 –

2 кг. (до 30 мин.)

1. Ходьба 100 м с упражнением в движении: и.п. – руки в стороны; 1 – руки

вперед; 2 – руки в стороны. 10-12 раз

2. Бег 500 – 600 м.

3. Ходьба 100 м с упражнением в движении: и. п. – правая рука вверх, левая

вниз, пальцы в кулаки, 1 – 2 – два отведения рук назад; 3 – 4 – то же, сменив

положение рук. 8 – 10 раз.

Вольные упражнения

4. И.п. – руки перед грудью. 1 – 2 – два отведения рук назад; 3 – 4 – разогните

руки в стороны ладонями вверх с поворотом налево (направо) и в конце

движения сделайте два рывка руками назад. 6 – 8 раз в разные стороны.

5. И. п. – Ноги на ширине плеч. 1 – присед, руки вперед; 2 – и. п.; 3 – присед,

руки в стороны; 4 – и. п. 8 – 10 раз.

6. И. п. – руки в стороны, пальцы сжаты в кулаки. 1 – 4 – круговые движения

кистями вперед и назад. 4 – 5 раз.

Упражнения с гантелями

7. И. п. – стойка ноги врозь, хват ладонями вперед. 1 – согните руки в

локтевых суставах; 2 – и. п. 8 – 10 раз.

8. И. п. – ноги на ширине плеч, левая рука к плечу, правая вверх. 1 – опустите

правую руку к плечу, разогните левую вверх; 2 – опустите левую руку к

плечу, разогните правую вверх. 12 – 14 раз.

9. И. п. – о. с. 1 – присед, руки вперед; 2 – и. п.; 3 – присед, руки в стороны; 4

– и. п. 6 – 8 раз.

10. И. п. – выпад правой ногой вперед, руки вверх. 1 – 3 – пружинистые

приседания на каждый счет; 4 – поворот кругом. 4 – 6 раз в разные стороны.

11. И. п. – стойка ноги врозь, руки вверх (гантели прижаты одна к другой). 1 –

энергичный наклон вперед с махом рук между ногами; 2 – выпрямитесь, руки

вверх – прогнитесь. 10 – 12 раз.

12. И. п. – ноги шире плеч, руки в стороны. 1 – поворот туловища налево (до

выпада); 2 – поворот туловища направо. 8 – 10 раз.

13. И. п. – о. с. 1 – руки вперед-вверх; 2 – наклон вперед, руки назад до

отказа; 3 – выпрямитесь и присядьте, руки вперед; 4 – о. с. 6 – 8 раз.

14. И. п. – о. с., руки к плечам. 1 – 4 – подскоки на правой (левой) ноге. По 8

подскоков на каждой ноге.

15. Ходьба 100 м с упражнением на расслабление (без гантелей): 1 – 2 – руки

через стороны поднимите вверх (вдох); 3 – 4 – расслабленно уроните руки к

плечам и вниз, опустив голову (выдох). 6 – 8 раз.

16. Бег до 1500 м в среднем темпе.

17. Медленный бег и ходьба с упражнениями в глубоком дыхании; 1 – 2 –

руки назад-вверх, голову поднимите (глубокий вдох); 3 – 4 – руки через

стороны скрестно вниз, наклон туловища вперед, голову опустите (выдох). 8

– 10 раз.

Примерный кроссовый вариант утренней гигиенической гимнастики

(20-30 мин)

Ходьба 100 м с упражнениями в движении

1.

1 – 2 – отведение прямых рук назад; 3 – 4 – отведение прямых рук в

стороны (ладони вверх); 5 – 6 – отведение прямых рук вверх-назад. 6 – 8

раз.

2. И. п. – руки к плечам. 1 – 4 – четыре вращения согнутых рук вперед; 1 –

4 – четыре вращения согнутых рук назад. Выполнить 6 – 8 раз. Медленный

бег 400 м.

Общеразвивающие и специальные упражнения.

1. И. п. – ноги на ширине плеч. 1 – прогнитесь, руки вверх; 2 – 3 –

пружинистые наклоны вперед; 4 – и. п. 6 – 8 раз.

2. И. п. – выпад вперед, руки на пояс. 1 – 3 – пружинистые приседания; 4 –

поворот кругом. 8 – 10 раз.

3. И. п. – стоя у опоры, тело наклонено вперед, руки на уровне плеч.

Разминание стоп попеременным движением ног с подъемом на пальцы и

касанием

пяткой

пола.

Выполните

многократно

в

медленном

и

среднем

темпе.

4. Семенящий бег, 2 – 3 раза по 30 – 40 м. Упражнение выполняется в

быстром темпе. Опорная нога выпрямляется полностью, стопы ног на грунт

ставятся параллельно.

5. Бег скачками с приземлением на толчковую ногу с высоким подниманием

бедра. 2 – 3 раза по 40 – 50 м.

6. 3 – 4 – ускорения на 50 – 60 м с параллельной постановкой стоп на линию.

Ходьба

200

м

с

ускорением.

Бег

800

м

за

4

мин,

ходьба

200

м.

Повторите 3 раза.Ходьба 200 м с упражнением в глубоком дыхании и на

расслабление: 1 – 2 – руки дугами вперед, вверх, прогнитесь (вдох); 3 – 4 –

через стороны руки вниз (расслабленно), голову опустите (выдох). 6 – 8 раз.

Перечень рекомендуемых учебных изданий

1. Копылов Ю.А. Система физического воспитания в образовательных

учреждениях

/

Ю.А.

Копылов,

Н.В.

Полянская.

М.:

Арсенал

образования, 2018. – 393 c.

2. Кузнецов В. С. Внеурочная деятельность учащихся. Гимнастика /

В.С. Кузнецов, Г.А. Колодницкий. – М.: Просвещение, 2018. – 781 c.

3. Куклин П. Ф. Военно – спортивные игры. 7–11 классы / П.Ф. Куклин

Л.А. Тетушкина Л.А. Лаврова. – М.: Учитель, 2017. – 176 c.

4. Ломан, Вольфганг Бег, прыжки, метания / Вольфганг Ломан. – М.:

Физкультура и спорт, 2018.– 160 c.

5. Макеева Вера Степановна Методы Педагогического Контроля На

Уроках Физической Культуры / Макеева Вера Степановна. – Москва:

ИЛ, 2018. – 315 c.

6. Назаренко Л. Д. Оздоровительные основы физических упражнений /

Л.Д. Назаренко. – М.: Владос, 2016.–240 c.

7. Питерских, Г. Т. Олимпийский марафон. История Олимпийских игр в

вопросах и ответах / Г.Т. Питерских. – М.: Русское слово – учебник,

2018. – 216 c.

6.

Лях

В.И.,

Зданевич

А.А.

Физическая

культура

(базовый

уровень),2012.

Заметки:

1.

В методических указаниях индивидуальной книге студента отражается

результат

усвоения

нормативов

ГТО

студентов

обучающихся

в

«Томском коммунально–строительном техникуме».

2.

Результатом усвоение дисциплины является наличие удостоверения и

значка ГТО.

Число, месяц, год ______________________________________

(присвоение ступени значка ГТО)

Печать: Подпись:

учебного заведения руководителя



В раздел образования