Авторы: Глушкова Нина Петровна, Михайлова Светлана Владимировна
Должность: преподаватель, старший методист
Учебное заведение: ОГБПОУ
Населённый пункт: город Томск
Наименование материала: Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов
Тема: «Физическая культура. Раздел «ГТО»
Раздел: среднее профессиональное
Департамент профессионального образования Томской области
Областное государственное бюджетное
профессиональное образовательное учреждение
«ТОМСКИЙ КОММУНАЛЬНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ»
(ОГБПОУ «ТКСТ»)
Н.П.Глушкова, С.В.Михайлова
Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов
по дисциплине «Физическая культура. Раздел «ГТО».
Томск
2019
«Надо непременно встряхивать себя физически,
чтобы быть здоровым нравственно».
Лев Николаевич Толстой
В соответствии с указом президента целями государства по обеспечению
стабильного
и
устойчивого
социального
развития,
укрепления
здорового
поколения страны разработана государственная программа «Готов к труду и
обороне». Она направлена на дальнейшее формирование патриотического
сознания
российских
граждан
как
важнейшей
ценности,
одной
из
основ
духовно-нравственного единства общества.
В России сейчас спортивное воспитание объявлено одним из приоритетных
направлений
государственной
политики
в
сфере
физической
культуры
и
спорта.
В
Федеральном
законе
«О
физической
культуре
и
спорте
в
Российской Федерации» отмечается, что в силу своей специфики спорт и
физическая
культура
обладают
огромным
воспитательным
потенциалом,
я в л я ю т с я
м о щ н е й ш и м
м е х а н и зм ом
в
ф о р м и р о в а н и и
т а к и х
мировоззренческих
оснований
личности,
как
гражданственность
и
патриотизм.
Одним
из
направлений
формирования
патриотических
компетенций
у
студентов
является
проектно-исследовательская
деятельность
за
рамками
учебного процесса, т.е. во внеурочной деятельности. Сегодня актуальными
направлениями
являются
проекты
с
элементами
борьбы
с
вредными
привычками и достижения физического совершенства.
Возникает вопрос: надо ли этим заниматься? И надо ли это вообще кому-
нибудь сегодня?
В
связи
с
этим
в
Томском
коммунально-строительном
техникуме
был
проведен социологический опрос в рамках учебной дисциплины физическая
культура
среди
студентов
3-4
курсов
на
тему
«Необходимо
ли
знать
современной
молодежи
о
влиянии
на
умственную
и
профессиональную
деятельность вредных привычек, а так же влияние физической подготовки на
уровень развития молодого поколения»
Вот какой результат был получен:
согласились – 45%
проявили интерес – 32%
не определились с ответом– 23%
По
результатам
опроса
«Мое
отношение
к
здоровому
образу
жизни
без
вредных привычек» - 65% респондентов дали ответ «положительно». На
вопрос «Как привлечь молодежь к спорту» 54% - проведение различных
мероприятий,
23%
-
через
телевидение.
На
вопрос:
«Какие
физические
нагрузки
вы
предпочитаете?»
53%
-
респондентов
ответили
«Легкая
атлетика».
По
результатам
соцопроса
был
разработан
и
реализован
спортивно-
оздоровительный
проект
«История
образования
спортивного
комитета
по
ГТО».
Проект
позволил
включить
студентов
3-4х
курсов
в
большую
исследовательскую работу.
Актуальность проекта:
Из
разнообразных
средств
физического
воспитания
особое
внимание
уделяется легкой атлетике.
Легкая
атлетика
без
преувеличения
является
самым
популярным
видом
спорта. По своему воздействию бег, прыжки и метание являются средством
физического воспитания и физического развития. Различные упражнения,
пробежки
создают
благоприятные
возможности
для
решения
самых
различных задач в области физического развития. Ведь это так прекрасно,
когда ты не только развиваешься умственно, но и физически. Держишь свое
тело в тонусе, улучшаешь здоровье.
Цель
проекта:
сохранение
здоровья
средствами
физической
культуры
и
спорта,
совершенствование
физкультурно-оздоровительной
и
спортивной
работы в техникуме.
Задачи:
1.
Изучить
и
проанализировать
различные
источники
информации
об
истории возникновения ГТО;
2.
Провести опрос среди студентов ТКСТ «Мое отношение к спорту»;
3.
Создать
условия
способствующие
освоению
студентами
способов
сохранения своего здоровья;
4.
Формировать
представления
и
закреплять
навыки
здорового,
безопасного образа жизни;
5.
Организовать
активный
спортивный
досуг
через
соревнования,
конкурсы, игры;
6.
Осуществить контроль уровня
физической
подготовки
и
степень
владения
практическими
умениями
физкультурно-оздоровительной
направленности.
Предполагаемый результат:
увеличение
желающих
освоить
способы
сохранения
своего
здоровья;
повышение
интереса
молодежи
к
развитию
физических
и
волевых качеств, готовности к защите Отечества;
улучшения психологического климата в коллективе;
снижение
количества
учащихся
с
девиантным
поведением
и
вредными привычками.
рациональное использование свободного времени.
При
работе
над
сбором
информации
к
проекту
студенты
работали
в
библиотеке, с Интернет- ресурсами и документами из архива ТКСТ.
За пять лет, начиная с 2015г. в нашем техникуме разработана и успешно
реализована
программа
ГТО.
Реализуется
в
круглогодичной
спартакиаде
среди
обучающихся
ПОО
Томской
области
в
зачёт
фестиваля
«Путь
на
Олимп»
и
является
мощным
стимулом
вовлечения
молодёжи
в
самостоятельные занятия физической культурой и спортом.
Направление ГТО решает следующие задачи:
пропаганда и развития спорта;
повышение спортивного мастерства;
развитие массовой физкультурно-оздоровительной работы;
воспитание
у обучающихся
потребности
к
регулярным
занятиям
физической культурой и здоровому образу жизни;
выявление талантливых спортсменов;
подготовка к сдаче норм ГТО.
Олимпиада
–
это
мощный
стимулятор
вовлечения
молодёжи
к
самостоятельным
занятиям
физической
культурой
и
стремлению
к
овладению знаниями и повышению общего образования.
В основу физической подготовки входят:
урок физической культуры;
дополнительные занятия;
спортивные секции;
соревнования.
На уроке обучающиеся получают:
1. Базовые знания по разделам программы.
2. Теоретические и методические знания для овладения самостоятельной
подготовкой по физической культуре.
Для
усиленного
усвоения
знаний
«Теории
и
методики
физического
воспитания» проводятся
дополнительные
беседы,
диалоги,
тестирования,
краткие сообщения, анализ литературных источников.
Такая
система
подготовки
обучающихся
позволяет
достигать
высокого
уровня знаний и навыков в области физической культуры.
Что наглядно показывает таблица роста количества участвующих в сдаче
норм ГТО.
2016 г. – 26 чел.
2017 г. – 31 чел.
2018 г. – 39 чел.
2019 г. – 46 чел.
Росту
количества
занимающихся
способствует
стимулирование
успешно
выступивших студентов:
Награждение победителей.
Оформление стенда «Наша спортивная жизнь».
Доска почёта с фотографиями.
Результаты достижений на сайте техникума.
Самые успешные спортсмены зачисляются в сборную команду техникума. По
окончанию учебного заведения наши выпускники,
члены сборной ТКСТ
продолжают поддерживать связь с новым составом спортсменов учебного
заведения:
Организовывают спортивные состязания с ветеранами
Посещают секционные занятия
Помогают в обучении и совершенствовании знаний и умений вновь
принятых членов команды.
Оказывает спонсорскую помощь в приобретении инвентаря.
Что
позволяет
поддерживать
связь поколениям
обучающихся
и
получать
новые знания истории спортивной жизни нашего учебного заведения.
На каждого студента заводится книга ГТО. В ней отражены все результаты и
достижения обучающихся.
Областное государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Томский коммунально-строительный техникум»
Индивидуальная книга физической
подготовки студента - V ступени нормативов ГТО
среднего профессионального образования
Паспортные данные
ФИО
Пол (жен) (муж)
Год рождения, месяц, число
Специальность
Группа
Антропологические данные физического состояния
1.
Температура тела _______
2.
Длина конечностей, спины _________________________________
3.
Объем груди, живота, бедер________________________________
4.
Динамометрия кисти: левой_______ правой_______
5.
Длина туловища: среднее, длинное, короткое
6.
Рост – стоя/сидя___________/___________
7.
Отношение высоты тела к росту общему – короткое, среднее,
длинное (подчеркнуть)
8.
Пропорциональность развития длины верхних конечностей к
росту:
ДЛ . в
/
к
Рост х 100
>47% - долихоморфность
<45% - брахиморфность
ср. - мезоморфность
9.
Пропорциональность развития длины нижних конечностей к
росту:
Дл . н
/
к
Рост х 100
>56% - долихоморфность
<50% - брахиморфность
ср. - мезоморфность
10. Пропорциональность развития грудной клетки – индекс
Бругша:
П . грудная клетка в паузе
Рост х 100
>56% -
Долихоморфность <51% -
брахиморфность ср. -
мезоморфность
11. Индекс подкожного жира: Норма, абдоминальный
Окружность живота
Окружность таза
муж.>1
жен. <8
12. Индекс Кекле/ избыток массы/ в г/см:
МАССА ТЕЛА
РОСТ
муж. – от 350 до 400 г/см
жен. - от 325 до 375 г/см.
13. Индекс относительной силы/ сила кисти:
масса тела
❑
❑
100
/ ¿
Сила
/
сильной
кисти
/ ¿
¿
¿
муж. норма – 65-80%
жен. норма – 45-50%
14. Жизненный индекс:
Жизненная емкость легких
(
мл
)
Масса тела
(
кг
)
муж. норма – 65-70
жен. норма – 55-60
15. Проба Штанге: Задержка дыхания на вдохе – норма - 90 сек.
16. Проба Генче: Задержка дыхания на выдохе – норма- 30 сек.
17. Метод Ромберга: статическая балансировка – «ласточка» - время в
сек.
Физиологическая кривая нагрузки I семестр (I, II, III, IV курсы)
Физиологическая кривая нагрузки II семестр (I, II, III, IV курсы)
Условные обозначении:
Пунктирная линия – Наглядное вычерчивание физиологической кривой
I год обучения обозначается красным цветом
II год обучения обозначается голубым цветом
III год обучения обозначается зеленым цветом
IV год обучения обозначается оранжевым цветом
V СТУПЕНЬ – Нормы ГТО (юноши и девушки 10-11 классов, средне
профессиональное образование, 16-17 лет)
В помощь студенту.
Комплекс утренней гимнастики.
Вольные упражнения
Комплекс 1.
И.п. – о.с. На счет 1 – 2 – поднимаясь на носки, медленно поднимите руки
вперед и затем вверх; пальцы сожмите в кулак, смотрите вверх, потянитесь;
3 – опускаясь на обе ступни, с силой согните руки, прижав их к телу, кулаки к
плечам, смотрите прямо;
4 – разогните руки вверх, прогнитесь, смотрите вверх;
5 – соединяя носки ног, присядьте до отказа на всю ступню, ладони на
бедрах, локти в стороны:
6 – выпрямитесь, поднимая руки вперед и отводя их в стороны и назад до
отказа (с рывком в конце движения), пальцы сжаты в кулак;
7 – присядьте до отказа на обе ступни, ладони на бедрах, локти в стороны;
8 – прыжком встаньте, ноги врозь на широкий шаг, руки на поясе;
9 – разгибая левую руку и отводя ее в сторону и до отказа назад (пальцы
сжаты в кулак), одновременно поверните туловище налево, ноги с места не
сдвигайте, смотрите на кисть левой руки;
10 – поверните туловище прямо, руки на пояс;
11 – разгибая правую руку и отводя ее в сторону и назад до отказа (пальцы
сжаты в кулак), одновременно поверните туловище направо, ноги с места не
сдвигайте, смотрите на кисть правой руки;
12 – поверните туловище прямо, руки на пояс;
13 – резко наклонитесь вперед, коснитесь земли руками, ноги прямые;
14 – выпрямляясь, поднимите руки вперед и, отводя их в стороны и назад,
прогнитесь;
15 – резко наклонитесь вперед, коснитесь земли руками, ноги прямые;
16 – выпрямляясь, сделайте глубокий вдох и выдох.
Комплекс 2.
И.п. – о.с. 1 – 2 – с силой отведите плечи и руки до отказа назад, поверните
кисти, сжатые в кулаки, ладонями вперед и, поднимаясь на носки, движением
в
стороны
медленно
поднимите
прямые
руки
вверх,
кулаки
разожмите,
потянитесь;
3 – опускаясь на обе ступни, с силой согните руки, кулаки к плечам, лопатки
сблизьте, смотрите прямо;
4 – сделайте широкий выпад влево с резким разгибанием рук в стороны и
поворотом головы налево, пальцы разожмите, ладони книзу;
5 – толчком приставьте левую ногу к правой и с силой согните руки, прижав
их к телу, кулаки к плечам, лопатки сблизьте, смотрите прямо;
6 – сделайте широкий выпад вправо с резким разгибанием рук в стороны и
поворотом головы направо, пальцы разожмите, ладони книзу;
7 – толчком приставьте правую ногу к левой, с силой согните руки, прижав их
к телу, кулаки к плечам, лопатки сблизьте, смотрите прямо;
8 – прыжком поставьте ноги врозь на широкий шаг, руки вверх, ладони с
хлопком соедините над головой, туловище отклоните назад;
9 – резко наклонитесь вперед, руки между ног, колени не сгибайте;
10
–
выпрямитесь,
поднимая
руки
вперед
на
высоту
плеч,
поверните
туловище налево и резким движением разведите руки в стороны до отказа,
пальцы сожмите в кулак, ладони вперед, ступни с места не сдвигайте;
11 – не останавливаясь, поверните туловище направо и повторите наклон
вперед, руки между ног;
12 – не останавливаясь, выпрямитесь и повторите то же движение, что и на
счет 10, только с поворотом туловища направо;
13 – не останавливаясь, поверните туловище налево и повторите наклон
вперед, руки между ног;
14 – выпрямляясь, присядьте до отказа, руки вперед ладонями книзу, пальцы
разожмите;
15 – встаньте, руки вверх –в стороны ладонями внутрь;
16 – соедините ноги, сделайте вдох, на выдохе опустите руки, примите о.с.
Общий вариант утренней гигиенической гимнастики (20 – 25 мин.)
1. Ходьба 100 м с упражнением в движении: 1 – руки через стороны вверх,
голову поднять; 2- руки через стороны вниз, голову в и.п. 10 – 12 раз.
2. Бег 400 м (медленный с увеличением темпа и снижением в конце).
3. Ходьба 100 м с упражнением в движении: 1 – 2 – руки вперед-вверх (вдох);
3 – 4 – руки через стороны вниз (выдох). 6 – 8 раз.
Общеразвивающие упражнения:
4. И.п – руки в стороны, пальцы сжаты в кулаки; четыре круговых движения
вперед, четыре круговых движения назад. По 4 – 6 раз.
5. И.п. – стойка ноги врозь, туловище наклонено вперед, руки в стороны.
Повороты туловища налево и направо. 12 – 16 раз.
6. И.п. – стойка ноги врозь, руки вверх. 1 – присядьте, руки опустите и
отведите до отказа назад; 2 - встаньте, руки поднимите вверх, прогнитесь. 8
10 раз.
7. И.п. – о.с. Комплекс 1 вольных упражнений. 3 раза.
8. И.п. – о.с. 1 – упор присев; 2 – прыжком примите упор лежа; 3 – упор
присев; 4 – и.п. 6 раз.
9. И.п. – о.с. Комплекс 2 вольных упражнений. 4 раза.
10. Прыжки на месте на одной (попеременно), двух ногах.
11. Ходьба с ускорением 50-100 м.
12. Бег 1000 м в среднем темпе с замедлением в конце.
13. Медленный бег 200 м с переходом на ходьбу. При ходьбе упражнение в
глубоком
дыхании
и
на
расслабление:
1
-2
–
руки
дугами
назад
вверх
(глубокий вдох); 3 – 4 расслабленно опустите руки к плечам и вниз, опустив
при этом голову и плечи.
Силовой вариант утренней гигиенической гимнастики с гантелями 1,5 –
2 кг. (до 30 мин.)
1. Ходьба 100 м с упражнением в движении: и.п. – руки в стороны; 1 – руки
вперед; 2 – руки в стороны. 10-12 раз
2. Бег 500 – 600 м.
3. Ходьба 100 м с упражнением в движении: и. п. – правая рука вверх, левая
вниз, пальцы в кулаки, 1 – 2 – два отведения рук назад; 3 – 4 – то же, сменив
положение рук. 8 – 10 раз.
Вольные упражнения
4. И.п. – руки перед грудью. 1 – 2 – два отведения рук назад; 3 – 4 – разогните
руки в стороны ладонями вверх с поворотом налево (направо) и в конце
движения сделайте два рывка руками назад. 6 – 8 раз в разные стороны.
5. И. п. – Ноги на ширине плеч. 1 – присед, руки вперед; 2 – и. п.; 3 – присед,
руки в стороны; 4 – и. п. 8 – 10 раз.
6. И. п. – руки в стороны, пальцы сжаты в кулаки. 1 – 4 – круговые движения
кистями вперед и назад. 4 – 5 раз.
Упражнения с гантелями
7. И. п. – стойка ноги врозь, хват ладонями вперед. 1 – согните руки в
локтевых суставах; 2 – и. п. 8 – 10 раз.
8. И. п. – ноги на ширине плеч, левая рука к плечу, правая вверх. 1 – опустите
правую руку к плечу, разогните левую вверх; 2 – опустите левую руку к
плечу, разогните правую вверх. 12 – 14 раз.
9. И. п. – о. с. 1 – присед, руки вперед; 2 – и. п.; 3 – присед, руки в стороны; 4
– и. п. 6 – 8 раз.
10. И. п. – выпад правой ногой вперед, руки вверх. 1 – 3 – пружинистые
приседания на каждый счет; 4 – поворот кругом. 4 – 6 раз в разные стороны.
11. И. п. – стойка ноги врозь, руки вверх (гантели прижаты одна к другой). 1 –
энергичный наклон вперед с махом рук между ногами; 2 – выпрямитесь, руки
вверх – прогнитесь. 10 – 12 раз.
12. И. п. – ноги шире плеч, руки в стороны. 1 – поворот туловища налево (до
выпада); 2 – поворот туловища направо. 8 – 10 раз.
13. И. п. – о. с. 1 – руки вперед-вверх; 2 – наклон вперед, руки назад до
отказа; 3 – выпрямитесь и присядьте, руки вперед; 4 – о. с. 6 – 8 раз.
14. И. п. – о. с., руки к плечам. 1 – 4 – подскоки на правой (левой) ноге. По 8
подскоков на каждой ноге.
15. Ходьба 100 м с упражнением на расслабление (без гантелей): 1 – 2 – руки
через стороны поднимите вверх (вдох); 3 – 4 – расслабленно уроните руки к
плечам и вниз, опустив голову (выдох). 6 – 8 раз.
16. Бег до 1500 м в среднем темпе.
17. Медленный бег и ходьба с упражнениями в глубоком дыхании; 1 – 2 –
руки назад-вверх, голову поднимите (глубокий вдох); 3 – 4 – руки через
стороны скрестно вниз, наклон туловища вперед, голову опустите (выдох). 8
– 10 раз.
Примерный кроссовый вариант утренней гигиенической гимнастики
(20-30 мин)
Ходьба 100 м с упражнениями в движении
1.
1 – 2 – отведение прямых рук назад; 3 – 4 – отведение прямых рук в
стороны (ладони вверх); 5 – 6 – отведение прямых рук вверх-назад. 6 – 8
раз.
2. И. п. – руки к плечам. 1 – 4 – четыре вращения согнутых рук вперед; 1 –
4 – четыре вращения согнутых рук назад. Выполнить 6 – 8 раз. Медленный
бег 400 м.
Общеразвивающие и специальные упражнения.
1. И. п. – ноги на ширине плеч. 1 – прогнитесь, руки вверх; 2 – 3 –
пружинистые наклоны вперед; 4 – и. п. 6 – 8 раз.
2. И. п. – выпад вперед, руки на пояс. 1 – 3 – пружинистые приседания; 4 –
поворот кругом. 8 – 10 раз.
3. И. п. – стоя у опоры, тело наклонено вперед, руки на уровне плеч.
Разминание стоп попеременным движением ног с подъемом на пальцы и
касанием
пяткой
пола.
Выполните
многократно
в
медленном
и
среднем
темпе.
4. Семенящий бег, 2 – 3 раза по 30 – 40 м. Упражнение выполняется в
быстром темпе. Опорная нога выпрямляется полностью, стопы ног на грунт
ставятся параллельно.
5. Бег скачками с приземлением на толчковую ногу с высоким подниманием
бедра. 2 – 3 раза по 40 – 50 м.
6. 3 – 4 – ускорения на 50 – 60 м с параллельной постановкой стоп на линию.
Ходьба
200
м
с
ускорением.
Бег
800
м
за
4
мин,
ходьба
200
м.
Повторите 3 раза.Ходьба 200 м с упражнением в глубоком дыхании и на
расслабление: 1 – 2 – руки дугами вперед, вверх, прогнитесь (вдох); 3 – 4 –
через стороны руки вниз (расслабленно), голову опустите (выдох). 6 – 8 раз.
Перечень рекомендуемых учебных изданий
1. Копылов Ю.А. Система физического воспитания в образовательных
учреждениях
/
Ю.А.
Копылов,
Н.В.
Полянская.
–
М.:
Арсенал
образования, 2018. – 393 c.
2. Кузнецов В. С. Внеурочная деятельность учащихся. Гимнастика /
В.С. Кузнецов, Г.А. Колодницкий. – М.: Просвещение, 2018. – 781 c.
3. Куклин П. Ф. Военно – спортивные игры. 7–11 классы / П.Ф. Куклин
Л.А. Тетушкина Л.А. Лаврова. – М.: Учитель, 2017. – 176 c.
4. Ломан, Вольфганг Бег, прыжки, метания / Вольфганг Ломан. – М.:
Физкультура и спорт, 2018.– 160 c.
5. Макеева Вера Степановна Методы Педагогического Контроля На
Уроках Физической Культуры / Макеева Вера Степановна. – Москва:
ИЛ, 2018. – 315 c.
6. Назаренко Л. Д. Оздоровительные основы физических упражнений /
Л.Д. Назаренко. – М.: Владос, 2016.–240 c.
7. Питерских, Г. Т. Олимпийский марафон. История Олимпийских игр в
вопросах и ответах / Г.Т. Питерских. – М.: Русское слово – учебник,
2018. – 216 c.
6.
Лях
В.И.,
Зданевич
А.А.
Физическая
культура
(базовый
уровень),2012.
Заметки:
1.
В методических указаниях индивидуальной книге студента отражается
результат
усвоения
нормативов
ГТО
студентов
обучающихся
в
«Томском коммунально–строительном техникуме».
2.
Результатом усвоение дисциплины является наличие удостоверения и
значка ГТО.
Число, месяц, год ______________________________________
(присвоение ступени значка ГТО)
Печать: Подпись:
учебного заведения руководителя