Напоминание

«Значение игры в ансамбле для индивидуального развития скрипача»


Автор: Наталья Георгиевна Паньшина
Должность: преподаватель по классу скрипки
Учебное заведение: МБУДО ДШИ №1
Населённый пункт: город Канск Красноярский край
Наименование материала: статья
Тема: «Значение игры в ансамбле для индивидуального развития скрипача»
Раздел: дополнительное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ № 1 г. КАНСК КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ»

РЕФЕРАТ

На тему:

«Значение игры в ансамбле для индивидуального развития скрипача»

Преподаватель по классу скрипки

Паньшина Наталья Георгиевна

г. Канск 2019

С древних времен музыка была неотъемлемой составной частью жизни

человека, поскольку сопровождала его везде: в поле и горах, степях и на

море, в мирные годы и во время военных действий. Сначала это были пение и

сольная игра на примитивных музыкальных инструментах, а позднее

возникла и совместная игра. Славянские народы всегда отличались

необычайной музыкальностью. Это известно из истории развития культуры и

богатого фольклорного наследия. Литературные и изобразительные

памятники древности свидетельствуют о том, что что восточные славяне

подошли к моменту образования у них государственности с уже достаточно

развитыми навыками ансамблевого музицирования. Наиболее известные

ранние примеры именно скрипичного ансамблевого музицирования

принадлежат ансамблю смоленских скрипачей, где участвовали две партии:

верхи – солирующая, выполняющая мелодическую функцию, и втора –

аккомпанирующая, являющаяся гармонической основой. Позднее, при

расширении европейской культуры на восток, стали возникать классические

формы коллективного музицирования: симфонические, духовые, камерные

оркестры, трио, квартеты.

Понятие «ансамбль» (от французского - вместе, сразу) означает стройное

сочетание различных элементов и применяется в архитектуре,

градостроительстве, во всех областях искусства. В музыке, помимо данных

определений, это группа из двух и более музыкантов, исполняющих

музыкальное произведение. В свою очередь, под этим словом также

подразумевается одинаковые приемы игры на инструменте, синхронность

штрихов, художественное содержание произведения.

Исследователи ансамблевого музицирования отмечают, что совместное

музицирование требует от музыкантов особой специализации, которая

должна опираться на знание и освоение специфики жанра, так как

ансамблевая игра отличается от сольной тем, что и общий план, и все детали

интерпретации это плод размышлений и творческой фантазии не одного, а

нескольких исполнителей и реализуются они их совместными усилиями.

Современная музыкальная педагогика наряду с индивидуальным подходом к

учащимся, уделяет всё более пристальное внимание различным

формам коллективного музицирования. Подобная форма работы имеет ряд

дополнительных резервов музыкального воспитания юных музыкантов,

связанных, прежде всего с прививанием эстетических качеств. Работа в

коллективе дисциплинирует, прививает ответственность за порученное дело,

вырабатывает уверенность. Во время совместной работы в ансамбле, в

большей степени вырабатывается ощущение нужного темпа и более точного

ритма, развивается мелодический, полифонический, гармонический слух,

воспитывается тембральное восприятие музыкального материала. Ребята

обмениваются опытом, знаниями, обогащают свой кругозор, оттачивают

профессионализм, эстетический вкус и ощущение стиля. В итоге для детей

обучение становится более интересным, интенсивным и целенаправленным.

К сожалению, нередко в педагогической практике преобладает акцент на

развитие у учеников в основном сольных исполнительских качеств, когда

педагог по специальности считает, что игра ученика в ансамбле мешает его

работе, т. к. он перестаёт следить за правильностью постановки, у него

«разбалтывается» интонация, теряются навыки игры. Такая позиция неверна

изначально. Участие в ансамбле, это хорошая проверка эффективности

ведения индивидуальных занятий в классе по специальности, так как она как

в зеркале отражает рациональность всех методов преподавания. С другой

стороны подобная позиция педагога может привести к выработке негативного

отношения ученика к коллективному музицированию, как к делу

второстепенному с одной стороны, а с другой приводит

к одностороннему музыкальному развитию ребенка, к ограниченности в

профессиональной ориентации. Распространённым в настоящее время также

является мнение о том, что ученик, хорошо играющий соло, должен

автоматически хорошо играть и в ансамбле, а игра в ансамбле, это нечто

легкое по сравнению с сольным исполнительством. На самом деле более

точным будет определение, что совместное исполнительство - во

многом отличный от сольного вид музицирования, имеющий свои

особенности. При этом здесь нужно говорить не о снижении мастерства

сольного исполнителя, а о его повышении, обогащении целым рядом

навыков. Испытав радость успешных выступлений в ансамбле, учащийся

начинает более комфортно чувствовать себя и в качестве исполнителя-

солиста.

В наши дни игра в ансамбле не только не утратила своего значения, но и

приобрела ещё большую значимость. Особенно велика роль ансамбля в

учебном процессе как предмета, способствующего индивидуальному и

всестороннему развитию музыканта. Совместное музицирование вызывает у

учащихся неподдельный интерес, а, как известно, мотивация является

мощным стимулом в работе. Систематическая работа педагога с учениками в

ансамбле с первых лет обучения и до выпускного класса позволяет создать в

школе сплочённый музыкальный коллектив со своими исполнительскими

традициями, причем особую педагогическую важность имеет различность

возраста участников творческого коллектива. Ученики класса в любое время

могут объединяться для выступлений в разные группы, начиная с дуэтов, где

старший, более опытный ученик, всегда поддержит на концерте младшего.

Коллективное музицирование даёт возможность реализоваться самому

слабому учащемуся, создаёт условия для его активного участия в концертной

деятельности.

Занятиям ансамблем следует уделять особое внимание с первого года

обучения. На уроках по специальности уже с первых шагов обучения на

скрипке полезно включать в занятия с учеником совместную игру с

педагогом. Мелодия учителя обогащает простейшие пьесы ученика, а умение

слушать партнера воспитывает в ребенке чувство ансамбля. К тому же, когда

ребенок только осваивает инструмент, а с помощью педагога слышит

достойные примеры музыкальной классики, это заставляет его понимать

некий идеал звучания, к которому следует стремиться. Такой ученик

способен более быстро развиваться в звуковом и техническом смысле.

В 1-2 классе на уроках по специальности полезно работать с двумя, тремя

учениками одновременно. Вместе малыши легче усваивают длительности,

успешно закрепляют понятия распределения смычка, учатся овладевать

средствами выразительности в музыке. На уроках ансамбля у них появляются

общая интересная работа над произведением и перспектива концертных

выступлений. Сочетание группового и индивидуального метода работы в

классе скрипки с успехом применяют известные педагоги - методисты Э.

Пудовочкин (г. Владимир), С. Мильтонян (г.Тверь), Г. Турчанинова (г.

Новосибирск), O. Щукина ( г. Вологда) и др. что позволяет сформировать

младшую группу ансамбля, несмотря на их ограниченные исполнительские

возможности. При данном подходе имеет смысл распределять учеников

таким образом, чтобы в каждом голосе было равное количество скрипачей

продвинутых и более слабых. В процессе совместной творческой работы у

юных музыкантов постепенно устраняются резкие индивидуальные

различия, появляются ансамблевые навыки, однородное распределение

смычка, характер коллективного звучания.

Не оспаривая важности ансамблевого музицирования в развитии

учащихся младших возрастных групп, стоит также отметить особую

актуальность этого вида работы с детьми-подростками. Именно в

подростковом возрасте происходят определенные изменения в структуре

психики ребенка. К таковым относятся ведущая роль интереса в структуре

личности, способность к абстрактному мышлению, повышенную

эмоциональность, потребность в общении. Именно в коллективе подросток

может полнее раскрыться, наилучшим образом выразить себя, развить

лучшие стороны своего дарования и вместе с тем заимствовать наиболее

эффективные приёмы в общении с товарищами по коллективу.

Методика работы с ансамблем

Методика работы с ансамблем имеет свои закономерности и специфику. Она

преследует те же цели, что и в специальном классе - работа над интонацией,

ритмом, динамикой, музыкальной фразой, текстом. Всю работу руководителя

ансамбля можно разделить на три этапа:

· подготовительный этап,

· репетиции с коллективом,

· концертное выступление.

Подготовительный этап работы с ансамблем

Подготовительный этап начинается с правильной организации учебного

процесса, грамотной комплектацией коллектива и подбор учебно-

педагогического репертуара.

В комплектации ансамбля важно придерживаться понимания, что в каждой

группе должны быть более сильные ученики, которые смогли бы вести за

собой более слабых. Дети обычно не любят играть в группах II-х и III-х

скрипок, считая это для себя унизительным. Необходимо разъяснить, что все

группы ансамбля по своему значению равны между собой, что в ансамбле нет

групп более важных и менее важных, и что партия II-х скрипок часто бывает

значительно труднее, чем партия I-х. Здесь следует учитывать психологию

детей и стараться создать такую атмосферу, чтоб каждый ученик чувствовал

себя равноправным членом коллектива. В ансамбле обязательно должен быть

скрипач - концертмейстер, старший и более опытный среди учеников. Он

сможет руководить ансамблем на репетициях и концерте: вход и выход на

сцену, руководить процессом игры, исполнять более сложные сольные партии

и многое другое.

При подборе концертного репертуара необходимо придерживаться

соответствия технических и художественных возможностей ансамбля,

способствующих всестороннему развитию музыкантов. Для педагога также

необходимо учитывать разный возраст участников коллектива. В ансамбле

скрипачей младших классов развитие воображения связано с характером

наглядно-образного мышления, поэтому в подборе репертуара необходимо

останавливать выбор на программных произведениях, жанровых зарисовках.

В подростковом возрасте мыслительная деятельность приобретает

отвлеченное, абстрактно-логическое мышление. Оно раскрывает богатые

возможности для самостоятельного творчества. Основные критерии в

подборе репертуара для ансамбля – художественная ценность, педагогическая

направленность, воспитательное значение. Необходимо включать в репертуар

лучшие образцы классической музыки, обработки народной музыки,

произведения зарубежных авторов.

Репетиционная работа в ансамбле

Рациональная организация репетиционной работы заключается в

рациональном распределении времени на репетиции, в постановке

конкретных целей, задач, методов проведения урока. В течение одного

занятия следует указывать 3-4 типа недостатков и последовательно работать

над их исправлением. Немаловажное значение для развития активности

ансамблевой деятельности имеет контроль: проверка партий, выработка

ансамблевых навыков в группах. Как правило, объективный,

доброжелательный контроль не пугает детей, а способствует хорошему

настроению, профессиональному росту и здоровому психологическому

климату в ансамбле. Очень важно, если педагог умеет создать творческую

атмосферу, суметь заинтересовать учащихся, вызвать у них желание

увлеченно работать и находить удовлетворение в изучении произведения,

сделать репетицию живой и интересной.

Основой ансамблевого исполнительства, (чему необходимо уделять внимание

в репетиционной работе), является умение слышать общее звучание всех

партий, а также «чувство товарища», т.е. умение слышать как партнеров

ансамбля, так и солиста и помогать ему в воплощении исполнительских

намерений.

Технически грамотное ансамблевое исполнение предусматривает:

- синхронное звучание всех партий;

- единство динамики;

- согласованность штрихов всех партий.

Выполнить эти технические требования могут лишь музыканты, которые

имеют хорошо развитое умение слушать не только себя, но и партнера

и общее звучание ансамбля. То есть уметь слушать ансамбль в

пределах необходимого контроля – себя в ансамбле, партнёра в ансамбле,

проистекающее от ясного понимания функции каждой партии в создании

художественного целого.

Динамика ансамбля всегда шире и богаче динамики сольного исполнения.

Скрипка в сочетании с другими инструментами получает дополнительную

силу и разнообразие, новую красочность звучания и тембральное богатство.

В связи с этим игра в ансамбле требует от каждого скрипача пересмотра

привычных представлений о силе и тембре звучания.

В совместном исполнительстве участники часто сталкиваются с еще одной

сложностью – сочетанием разнохарактерных штрихов, создающее

особенную, многослойную фактуру звучания, а также непременное условие

унисонного интонирования, что предъявляет к исполнителям требования в

сфере слышания и предслышания. Поэтому игра в ансамбле – важное

средство для развития навыков чистого интонирования.

Одинаковые

ощущения характера, темпа произведения, приёмов звукоизвлечения, умение

передавать партнёру мелодию, сопровождение, пассаж, не разрывая при этом

музыкальной ткани – именно эти навыки способствуют совместной игре в

ансамбле и выработке, так называемой ансамблевой культуры.

Концертное выступление ансамбля

Концерт – это подведение итогов, праздник, пришедший на смену

кропотливой репетиционной работе. Концертное выступление активизирует

сплочение коллектива, повышает уровень музыкально-эмоционального

состояния, обостряет чувство взаимозависимости, внимание, приносит

ощущение радости от общения с музыкой, со слушателями, от самого

процесса игры. Любому концертному выступлению предшествует

генеральная репетиция, на которой рекомендуется сыграть все пьесы без

остановки с целью проверки их качества, а также психологической

подготовки всех участников коллектива к выступлению. Уже после

выступления, на последующих репетициях, руководителю полезно обсудить с

участниками ансамбля качество исполненных произведений на концерте,

выявить недочеты, а также отметить важные моменты в исполнении,

поделиться впечатлениями от творческой встречи со зрителями, сравнивать,

сопоставлять, думать, а главное, поблагодарить всех за проделанную работу,

отметив важность участия каждого ансамблиста. Воспитательная

деятельность руководителя ансамбля должна быть направлена на то, чтобы у

юных музыкантов формировалось чувство ответственности за общее дело

коллектива, за успехи и творческую дисциплину товарищей, крепло желание

трудиться с пользой для людей, воспитывалось чувство долга и

взаимопомощи.

Заключение

Насущной потребностью сегодняшнего дня в музыкальной педагогике

является активное внедрение развивающего обучения на всех уровнях

музыкального образования. Ансамблевое творчество расширяет

исполнительские возможности музыканта, тем самым, обогащая

музыкальный кругозор исполнителя. Сотворчество исполнителей

дисциплинирует мышление, совместные творческие поиски, развивают

воображение, способствуют приобретению навыков ансамблевой техники.

Исполнение в ансамбле музыкальных произведений доставляет большое

эстетическое удовлетворение, как слушателям, так и самим исполнителям.

Занятия в ансамбле скрипачей формируют общую культуру, всесторонне

развивают личность посредством исполнительской деятельности,

Ансамбль скрипачей - среда и средство формирования творческой

музыкальной индивидуальности, приобщения к музыкальному искусству.

Список используемой литературы:

1. Ауэр Л. «Моя школа игры на скрипке». Москва-1965.

2. Мильтонян С.О. «Педагогика гармоничного развития скрипача. Тверь-

1996.

3. Мищенко Г.«Методика обучения игре на скрипке» С-Пб 2009.

4. «Пути начального развития юных скрипачей и виолончелистов» М.,

Музгиз, 19525. К. Флеш «Искусство скрипичной игры». М., Музгиз, 1964.

5. Л. Гинзбург «О работе над музыкальным произведением. М., Музгиз, 1960.

6. «Вопросы методики обучения игре на скрипке». М., Музыка 1966.

7. Научные труды Белгосконсерватории (вып.1). «Вопросы скрипичной

педагогики и истории исполнительства». Минск, Белгосконсерватория, 1991.

8. «Педагогическое наследие». М., Музыка 1983.



В раздел образования