Напоминание

Из опыта работы концертмейстера


Автор: Гурба Ольга Петровна
Должность: концертмейстер
Учебное заведение: МАУ ДОД "Школа Искусств"
Населённый пункт: поселок Чишмы, Чишминский район, Республика Башкортостан
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Из опыта работы концертмейстера
Раздел: дополнительное образование





Назад




Из опыта работы концертмейстера

Гурба О.П.

класс домры - преподаватель Метлицкая Ю.М.

"... в деятельности концертмейстера объединяются

педагогические, психологические, творческие функции".

Е.М. Шендерович

Работа

концертмейстера

занимает

значительное

место

в

повседневной

профессиональной

деятельности

пианиста.

Концертмейстер должен бегло читать с листа, транспонировать,

подбирать по слуху.

Мой личный опыт концертмейстера составляет 23 года работы в

ЧДШИ.

Мне

довелось

аккомпанировать

большому

количеству

детей, обучающихся в школе искусств. За это время, занимаясь

концертмейстерской деятельностью

на

народном

отделении

(струнные),

струнно-смычковые,

хореографическом

отделении.

В

моей

работе

мне

помогали

коллеги, с которыми я совместно работала концертмейстером на

перечисленных отделениях.

Одной из добрых традиций нашей школы искусств можно назвать,

то,

что

большая

часть

занятий

в

классе

по

специальности

проводится

с

концертмейстером.

Концертмейстер

дословно

в

переводе

с

немецкого

-

мастер

концерта.

Деятельность

концертмейстера

начинается

с

первых

уроков,

от

работы

над

отдельными фрагментами, до разбора всего произведения.

Ученики, прежде всего, разбирают нотный текст, в этом им

помогает

педагог

и

концертмейстер.

Между

учеником

и

концертмейстером

возникает

творческая

связь,

сотрудничество.

Концертмейстер

помогает

ученику

лучше

понять

и

усвоить

произведение, развивает ритмическое чувство, работает с учеником

над

нюансами.

Концертмейстер

должен

знать

закон ы

звукоизвлечения,

техники

игры

на

инструменте,

которому

он

аккомпанирует. Вместе с учеником нужно освоить азы метроритма,

ансамбля.

Необходимо

выработать

умение

приспособится

к

личности

ребенка.

Если

ребенок

играет

неритмично

-

держать

ритм, робко - воодушевлять. Важно хорошо знать текст, чтобы в

любой момент «поймать» ребенка.

Огромный период подготовки к концерту происходит в классе,

преподаватель с концертмейстером подсказывает ученику верные

образы.

Следующий

этап

-

это

выучивание

произведения,

репетиция в зале, где необходимо найти звуковой баланс. На сцене

волнуются все, поэтому необходимо учитывать психику ребенка, он

должен быть готов к любым неожиданностям.

В классе домры обучаются дети разные по возрасту, в основном

это

дети,

чьи

родители

соприкасаются

с

музыкой

очень

мало,

поэтому нужно вызвать у детей интерес к музыке.

В ЧДШИ класс домры существует 19 лет, здесь есть специальный

оборудованный кабинет для струнно-щипковых инструментов. В

наличии

музыкальные

инструменты

-

домры,

балалайки,

баян,

ударные инструменты.

Главная задача пианиста в классе домры заключается в том,

чтобы

совместно

с

педагогом

помочь

ребенку

овладеть

произведением,

подготовить

его

к

концертному

выступлению.

Работа учащегося сводится к следующим этапам: разбор нотного

текста,

исполнение

эпизодов

в

медленном

темпе,

работа

над

деталями произведения, исполнением произведения с начала до

конца.

Главная цель - совместно с солистом раскрыть и довести до

публики музыкально-художественный замысел произведения.

Чтобы преодолеть волнение, я считаю, нужно как можно больше

выступать с учащимися (на собраниях, в школах, детских садах,

для

своего

класса).

Все

поставленные

цели

перед

учениками

необходимо

осуществлять

при

тесном

взаимоотношении

с

педагогом, возможна атмосфера взаимного доверия. Для этого мы

часто

с

педагогом

по

домре

Метлицкой

Ю.М.

устраиваем

совместное музицырование. Последнее произведение, которое мы

исполняли -Т.Альбиони «Адажио».

Среди наших выпускников:

Якупова Елена, Ермолаева Регина.

Юсупова Регина исполнила на выпускном экзамене «Вальс»

Г.Свиридова, Бах - Гуно «Ауе- Мапа», «Шуточную» в обработке

Шалова,

«Скерцандо»

В.Марчелло.

С

Юсуповой

Региной

мы

приняли участие во Всероссийском конкурсе юных музыкантов, где

были награждены дипломом за успешное выступление.

Хасанова

Руфина

-

программа

«Ивушка»

Н.Успенского,

«Шуточная» обработка Д.Осипова, «То не ветер ветку клонит»

обработка С.Тулякова, «Египетские ночи» А.Аренский.

Абдуллина Элина - программа выпускных экзаменов - Р.Паулс

«Двое», Э.Григ «Норвежский танец», М.Глинка «Танец» из оперы

«Иван Сусанин».

На смену выпускникам пришли новые учащиеся - Саитназарова Э.,

Алмаева

3., Романова В. С этими учащимися Метлицкая Ю.М,

выбрала

новые

интересные

произведения,

педагог

сама

делает

переложения для домры, организовала детский оркестр народных

инструментов.

В обобщении своего опыта работы концертмейстером по классу

домры я описала основные особенности работы аккомпаниатора,

главные задачи при работе над произведениями, обратила внимание

на трудности концертного исполнения.



В раздел образования