Автор: Гурба Ольга Петровна
Должность: концертмейстер
Учебное заведение: МАУ ДОД "Школа Искусств"
Населённый пункт: поселок Чишмы, Чишминский район, Республика Башкортостан
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Из опыта работы концертмейстера
Раздел: дополнительное образование
Из опыта работы концертмейстера
Гурба О.П.
класс домры - преподаватель Метлицкая Ю.М.
"... в деятельности концертмейстера объединяются
педагогические, психологические, творческие функции".
Е.М. Шендерович
Работа
концертмейстера
занимает
значительное
место
в
повседневной
профессиональной
деятельности
пианиста.
Концертмейстер должен бегло читать с листа, транспонировать,
подбирать по слуху.
Мой личный опыт концертмейстера составляет 23 года работы в
ЧДШИ.
Мне
довелось
аккомпанировать
большому
количеству
детей, обучающихся в школе искусств. За это время, занимаясь
концертмейстерской деятельностью
на
народном
отделении
(струнные),
струнно-смычковые,
хореографическом
отделении.
В
моей
работе
мне
помогали
коллеги, с которыми я совместно работала концертмейстером на
перечисленных отделениях.
Одной из добрых традиций нашей школы искусств можно назвать,
то,
что
большая
часть
занятий
в
классе
по
специальности
проводится
с
концертмейстером.
Концертмейстер
дословно
в
переводе
с
немецкого
-
мастер
концерта.
Деятельность
концертмейстера
начинается
с
первых
уроков,
от
работы
над
отдельными фрагментами, до разбора всего произведения.
Ученики, прежде всего, разбирают нотный текст, в этом им
помогает
педагог
и
концертмейстер.
Между
учеником
и
концертмейстером
возникает
творческая
связь,
сотрудничество.
Концертмейстер
помогает
ученику
лучше
понять
и
усвоить
произведение, развивает ритмическое чувство, работает с учеником
над
нюансами.
Концертмейстер
должен
знать
закон ы
звукоизвлечения,
техники
игры
на
инструменте,
которому
он
аккомпанирует. Вместе с учеником нужно освоить азы метроритма,
ансамбля.
Необходимо
выработать
умение
приспособится
к
личности
ребенка.
Если
ребенок
играет
неритмично
-
держать
ритм, робко - воодушевлять. Важно хорошо знать текст, чтобы в
любой момент «поймать» ребенка.
Огромный период подготовки к концерту происходит в классе,
преподаватель с концертмейстером подсказывает ученику верные
образы.
Следующий
этап
-
это
выучивание
произведения,
репетиция в зале, где необходимо найти звуковой баланс. На сцене
волнуются все, поэтому необходимо учитывать психику ребенка, он
должен быть готов к любым неожиданностям.
В классе домры обучаются дети разные по возрасту, в основном
это
дети,
чьи
родители
соприкасаются
с
музыкой
очень
мало,
поэтому нужно вызвать у детей интерес к музыке.
В ЧДШИ класс домры существует 19 лет, здесь есть специальный
оборудованный кабинет для струнно-щипковых инструментов. В
наличии
музыкальные
инструменты
-
домры,
балалайки,
баян,
ударные инструменты.
Главная задача пианиста в классе домры заключается в том,
чтобы
совместно
с
педагогом
помочь
ребенку
овладеть
произведением,
подготовить
его
к
концертному
выступлению.
Работа учащегося сводится к следующим этапам: разбор нотного
текста,
исполнение
эпизодов
в
медленном
темпе,
работа
над
деталями произведения, исполнением произведения с начала до
конца.
Главная цель - совместно с солистом раскрыть и довести до
публики музыкально-художественный замысел произведения.
Чтобы преодолеть волнение, я считаю, нужно как можно больше
выступать с учащимися (на собраниях, в школах, детских садах,
для
своего
класса).
Все
поставленные
цели
перед
учениками
необходимо
осуществлять
при
тесном
взаимоотношении
с
педагогом, возможна атмосфера взаимного доверия. Для этого мы
часто
с
педагогом
по
домре
Метлицкой
Ю.М.
устраиваем
совместное музицырование. Последнее произведение, которое мы
исполняли -Т.Альбиони «Адажио».
Среди наших выпускников:
Якупова Елена, Ермолаева Регина.
Юсупова Регина исполнила на выпускном экзамене «Вальс»
Г.Свиридова, Бах - Гуно «Ауе- Мапа», «Шуточную» в обработке
Шалова,
«Скерцандо»
В.Марчелло.
С
Юсуповой
Региной
мы
приняли участие во Всероссийском конкурсе юных музыкантов, где
были награждены дипломом за успешное выступление.
Хасанова
Руфина
-
программа
«Ивушка»
Н.Успенского,
«Шуточная» обработка Д.Осипова, «То не ветер ветку клонит»
обработка С.Тулякова, «Египетские ночи» А.Аренский.
Абдуллина Элина - программа выпускных экзаменов - Р.Паулс
«Двое», Э.Григ «Норвежский танец», М.Глинка «Танец» из оперы
«Иван Сусанин».
На смену выпускникам пришли новые учащиеся - Саитназарова Э.,
Алмаева
3., Романова В. С этими учащимися Метлицкая Ю.М,
выбрала
новые
интересные
произведения,
педагог
сама
делает
переложения для домры, организовала детский оркестр народных
инструментов.
В обобщении своего опыта работы концертмейстером по классу
домры я описала основные особенности работы аккомпаниатора,
главные задачи при работе над произведениями, обратила внимание
на трудности концертного исполнения.