Автор: Романчугова Галина Михайловна
Должность: учитель информатики и математики
Учебное заведение: МКОУ "СОШ с. Мельница"
Населённый пункт: Нижнеудинский район с. Мельница
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Мастер-класс "Создание новогодней анимированной открытки в программе Scratch"
Раздел: дополнительное образование
Романчугова Г. М.
учитель информатики и математики
МКОУ «СОШ с. Мельница»
Нижнеудинский район
Иркутская область
Мастер-класс «Создание новогодней анимированной открытки в программе
Scratch»
Цель: научить
создавать
анимированные
открытки
в
программе
Scratch
на
примере создания новогодней открытки, развить творческие способности
Ход
Здравствуйте. Приближается самый любимый праздник для миллионов людей из
самых разных стран - Новый год. На Новый год принято дарить подарки. В магазине
можно купить что угодно, но вы же знаете, что получать самодельные подарки в
тысячу раз приятнее.
Я сегодня Вам предлагаю создать, а что вы попытаетесь догадаться сами, что мы
будем создавать.
Красивая картинка,
Приятные слова.
К подарку приложение
Не лишне никогда.
или
Её по почте можешь ты послать
И лично подарить на день рождения.
Слова в ней принято хорошие писать.
Она - есть часть любого поздравления.
Все верно – открытка и не просто открытка, а музыкальная анимационная
открытка. На столе у нас сигнальные карточки, для обратной связи. Красный цвет
(нужна
помощь,
или
есть
вопросы),
зеленая
(все
понятно,
все
получается).
И
дополнительный
материал,
который
нам
понадобится
при
создании
открытки.
Давайте проверим контакт.
Все готовы работать. Кто готов поднимите зеленую
карточку, кто не готов – красную. Молодцы! Есть контакт.
Одно из самых удивительных занятий нашего времени – программирование.
Людей, создающих программы для компьютеров называют программистами. Они
знают слова языков программирования, которым подчиняются компьютеры, и умеют
соединять их в компьютерные программы. Новогоднюю открытку мы будем создавать
в программе Scratch.
Скретч - это новая бесплатная среда программирования, которая позволяет детям
от 7 лет создавать собственные истории, мультфильмы, игры и другие произведения.
Скретч создан как продолжение идей языка Лого и конструктора Лего. Поднимите
зеленую карточку, те, кто знаком с данной программой. Прекрасно. Я думаю, вам она
обязательно понравится.
Найдите иконку (значок)
с
надписью Scratch и
изображением
рыжего
кота
и
нажмите на неё два раза. Мы запустили программу Scratch. В открывшемся окне есть
строка меню: сцена (белое полотно) на сцене кошка по имени Scratch- Царапка
(Скретч в переводе на русский означает нацарапать)
В программе Scratch нет слов, которые нужно знать наизусть и уметь писать без
ошибок. Программы не пишут, а собирают с помощью мышки из готовых блоков-
команд (кубиков), похожих на блоки конструктора Лего. Они у нас для удобства
помечены разными цветами.
Объекты в Scratch называются спрайтами, программы – скриптами.
Приступим к созданию открытки: ( у каждого участника мастер-класса на столе -
алгоритм создания открытки)
1)
Нам нужно продумать, что будет изображено на нашей открытке. Пусть, наша
открытка будет называться «Новогодняя ёлка». (мозговой штурм) Что мы
можем изобразить на данной открытке? (идеи слушателей) (например: зимний
пейзаж, елка, на ёлке игрушки, они мигают, падают снежинки, звери вокруг
елки или комната, елка с мигающими огоньками, подарки, дети- выбираем один
из вариантов).
2)
Сначала оформим сцену, на которой у нас будут происходить действия.
Нажимает на маленький белый лист с надписью «СЦЕНА» и выбираем фон из
готового набора картинок. Молодцы. (Не забываем работать с сигнальными
карточками (кому нужна помощь, поднимаем красную карточку)
3)
На сцену нужно установить нужный нам объект – елка. У нас пока стоит кот.
Правой кнопкой мыши нажимаем на кота и выбираем команду «Удалить). Под
сценой есть надпись НОВЫЙ ОБЪЕКТ и три звездочки. Нажимаем на среднюю
звездочку (Выбрать новый объект из файла). Мы переходим в коллекцию
объектов и находим себе ёлочку, кому какая понравилась. Нажимаем кнопку Ok.
Проделаем эту работу. Молодцы.
4)
Украсим нашу ёлочку шариками. Шарики я предлагаю вам нарисовать. Под
сценой найдем опять три звездочки и нажмем на первую звездочку с кисточкой.
У нас открылось окно графического редактора Paint Editor. Выберем цвет
кисточки, инструмент Эллипс (круг закрашенный). Нарисуем один небольшой
шарик любого цвета. Нажимаем кнопку Ok. И мы видим свой шарик на сцене и
можем его передвигать. Поставим его на ёлку. Если ваш шарик слишком
большой или наоборот, маленький – мы его отредактируем. Поднимите красный
кружок, кому нужно отредактировать шарик. ( Если нужно редактировать
поступаем следующим образом: убедитесь, что у вас активен спрайт шарик
(он выделен под сценой). Выше сцены около слова ПОМОЩЬ есть 4
инструмента6 дублировать, удалить, рост объекта и сжать спрайт. Кнопкой
рост объекта воспользуются те, у кого шарик маленький, сжатием те, у
кого шарик большой). Кто готов работать дальше поднимите зеленую
сигнальную карточку.
5)
Чтобы шарики светились (меняли цвета) убедитесь, что у вас активен спрайт
шарик (он выделен под сценой). Вкладка Костюмы. Операцию копировать
выберите два раза. Во вкладке Костюмы должно быть 3 шарика. Первый
оставим без изменений, выберем второй, нажмем кнопку: Редактировать.
Покрасим в другой цвет. (выбираем в палитре понравившийся вам цвет,
инструмент заливка (баночка с красками). Нажимаем кнопку Ok. У нас 3
шарика все они разного цвета. Это костюмы для нашего объекта.
6)
Напишем нашу первую небольшую программу для шарика. Рядом с вкладкой
костюмы есть вкладка СКРИПТЫ. Выбираем её. Нам понадобятся цветные
блоки, в которых находятся команды. Выстраиваем программу из блоков
Цвет команды соответствует цвету блока (Работаем с блоками: контроль и
внешность). Нажимаем по зеленому флажку и смотрим, что происходит. (Шарики
мигают медленно) Чтобы они мигали быстрее нужно в блоке ЖДАТЬ 1 СЕКУНДУ
исправить 1на цифру поменьше, например 0,2 или 0,5.
(Не забываем работать с сигнальными карточками (кому нужна помощь,
поднимаем красную карточку)
7)
Одного шарика недостаточно для украшения ёлки. Убедитесь, что у вас активен
спрайт шарик (он выделен под сценой). Над сценой выберем команду
дублировать и нажмем на наш шарик. У нас появился новый шарик. Украсим
ёлку шариками (помесите на ёлку 3-5 шариков). Если хотите, чтобы шарики
были разного цвета. Нажмите на нужный шарик. Редактировать. Залейте
другим цветом шарик и его костюмы. Елка готова. (Не забываем работать с
сигнальными карточками (кому нужна помощь, поднимаем красную карточку)
8)
Добавим музыку. Сделайте активной сцену. Выберем блок ЗВУК. Здесь
находится коллекция звуков. Выберите, тот звук, который вы хотите услышать
при просмотре своей открытки. Предварительно прослушайте мелодию.
Попрошу при прослушивании звука надеть наушники. Пишем программу для
сцены (название звука будет отличаться):
Нажмите по зеленому флажку. Проверьте работу программы. Если вы услышали
выбранную мелодию, все сделано верно.
9)
Просмотрим всю открытку нажав на зеленый флажок. Если все вас устраивает,
сохраняем её. Файл сохранить как. В окне АВТОР ПРОЕКТА пишем свое имя
или фамилию и имя. В окне НОВОЕ ИМЯ ФАЙЛА даем имя файлу.
(ограничений в имени файла нет, можно назвать ёлка, подарок). Поднимите
зеленую карточку, у кого все получилось, красную – кто не смог сохранить.
Большое спасибо всем за работу.
Ваша открытка готова. Вы можете подарить её своим близким или друзьям.
А я предлагаю вам продолжить фразы:
Сегодня я узнал(а)………………
Я научился…………………………
Мне не понравилось…………………….
Мне понравилось…………………………..
Я хотел бы ……………………………….
Я благодарю вас за работу. Мне было очень приятно с Вами работать
Поздравляю всех вас с наступающим Новым годом!
Желаю всем здоровья
Смеха, счастья и тепла,
Мира, радостей, достатка
И во всех делах порядка!
Дарите подарки, делайте приятное себе, своим близким и друзьям,!
Мы с ребятами вам тоже приготовили небольшой подарок.
(новогодняя музыкальная анимационная открытка, созданная в Скретч - 30секунд)