Автор: Поемшина Алла Геннадьевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад 4,Ардатов Нижегородская область
Населённый пункт: р. п. Ардатов нижегородская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Сюжетно-ролевая игра как фактор формирования взаимоотношений со сверстниками.ний
Раздел: дошкольное образование
Сюжетно-ролевая игра как фактор формирования
взаимоотношений со сверстниками.
Мечта каждого дошколенка – стать большим и взрослым. Недаром простая фраза:
«Ты уже большой» так магически действует на всех малышей. И это желание они с
большим удовольствием реализуют в ролевых играх. «Превращаясь» в шофера, маму и
папу, в доктора, почтальона или парикмахера, играя в дочки-матери или зоопарк,
дети «примеряют» на себя наши взрослые дела и заботы, взрослые роли и учатся
разбираться в том, что происходит вокруг.
Играя в ролевые игры, дети готовятся к
будущей взрослой жизни.
Дошкольное детство – короткий, но важный период становления личности. В эти годы
ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает
формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и
привычки правильного поведения, складывается характер.
Игра — самоценная деятельность для дошкольника, обеспечивающая ему ощущение
свободы, подвластности вещей, действий, отношений, позволяющая наиболее полно
реализовать «здесь и теперь», достичь состояния полного эмоционального комфорта, стать
причастным к детскому обществу, построенному на свободном общении равных.
Структура сюжетно-ролевой игры
Структура ролевой игры, согласно Д.Б. Эльконину, включает следующие компоненты:
1) роли, которые берут на себя дети в процессе игры;
2) игровые действия, посредством которых дети реализуют взятые на себя роли взрослых
и отношения между ними;
3) игровое употребление предметов, условное замещение реальных предметов,
имеющихся в распоряжении ребенка;
4) реальные отношения между играющимися детьми, выражающиеся в разнообразных
репликах, замечаниях, посредством которых регулируется весь ход игры. Эльконин Д.Б.
Психология игры. М., 1978.
Игра как отражательная деятельность является вторичным этапом в познании ребенком
действительности. Однако в сюжетно-ролевой игре знания, впечатления ребенка не
остаются неизменными: они пополняются и уточняются, качественно изменяются,
преобразовываются. Это делает игру формой практического познания окружающей
действительности.
Сюжетно-ролевая игра – это творческая игра детей дошкольного возраста в развитом
виде представляет деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослых и в
обобщенной форме в специально создаваемых игровых условиях воспроизводят
деятельность взрослых и отношения между ними.
Роль является основным стержнем сюжетно-ролевой игры. Чаще всего ребенок принимает
на себя роль взрослого. Наличие роли в игре означает, что в своем сознании ребенок
отождествляет себя с тем или иным человеком и действует в игре от его имени:
соответствующим образом используя те или иные предметы (ведет машину, как шофер;
ставит градусник, как медсестра), вступает в разнообразные отношения с другими
играющими (наказывает или ласкает дочку, осматривает больного и т. д.). Роль выражается
в действиях, речи, мимике, пантомиме.
К роли дети относятся избирательно: они принимают на себя роли тех взрослых или
детей (старших, а иногда и сверстников), действия и поступки которых произвели на них
наибольшее эмоциональное впечатление, вызвали наибольший интерес. Чаще всего это
мама, воспитатель, учитель, врач, летчик, моряк, шофер и т. д. Интерес ребенка к той или
иной роли связан и с тем местом, которое занимает данная роль в развертываемом сюжете
игры, в какие взаимоотношения — равноправия, подчинения или управления — вступает с
другими играющий, принявший на себя ту или иную роль.
В сюжете дети используют два вида действий: оперативные и изобразительные — «как
будто».
2.2 Этапы развития сюжетно-ролевой игры
Первый этап. Основным содержанием игры являются действия с предметами. Основные
сюжеты бытовые.
Второй этап. Как и на первом уровне, основное содержание игры — действия с
предметом. Эти действия развертываются более полно и последовательно в соответствии с
ролью, которая уже обозначается словом. Последовательность действий становится
правилом. Возникает первое взаимодействие между участниками на основе использования
общей игрушки (или направленности действия). Объединения кратковременны. Основные
сюжеты бытовые. Одна и та же игра многократно повторяется. Игрушки заранее не
подбираются, но дети чаще используют одни и те же — любимые. В игре объединяются 2
—3 человека.
Третий этап. Основное содержание игры — по-прежнему действия с предметами. Однако
они дополняются действиями, направленными на установление разнообразных контактов
с партнерами по игре. Роли четко обозначены и распределены до начала игры. Игрушки и
предметы подбираются (чаще всего по ходу игры) в соответствии с ролью. Логика,
характер действий и их направленность определяются ролью. Это становится основным
правилом. Игра чаще протекает как совместная, хотя взаимодействие перемежается с
параллельными действиями партнеров, не связанных друг с другом, несоотнесенных с
ролью. Продолжительность игры увеличивается. Сюжеты становятся более
разнообразными: дети отражают быт, труд взрослых, яркие общественные явления.
Четвертый этап. Основное содержание игры — отражение отношений и взаимодействий
взрослых друг с другом. Тематика игр разнообразная; она определяется не только
непосредственным, но и опосредованным опытом детей. Игры носят совместный,
коллективный характер. Объединения устойчивы. Они строятся или на интересе детей к
одним и тем же играм, или на основе личных симпатий и привязанностей. Игры одного
содержания не только длительно повторяются, но и развиваются, обогащаются,
существуют продолжительное время.
В игре четко выделяется подготовительный этап: распределение ролей, отбор игрового
материала, а иногда и его изготовление (игрушек-самоделок). Требование соответствия
жизненной логике распространяется не только на действия, но и на все поступки и
ролевое поведение участников. Количество вовлеченных в игру увеличивается до 5—6.
3. Сюжетно-ролевая игра как фактор формирования положительных
взаимоотношений детей со сверстниками.
3.1 Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста
В старшем дошкольном возрасте расширяются возможности нравственного воспитания.
Это во многом обусловлено как большими изменениями, которые происходят в
умственном и эмоционально-волевом развитии дошкольников, в мотивационной сфере, в
общении со взрослыми и сверстниками, так и достигнутым к 5 годам уровнем
нравственной воспитанности. Старший дошкольный возраст является наиболее
ответственным этапом в развитии механизмов поведения и деятельности, в становлении
личности дошкольника в целом.
Новые черты появляются у детей во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками.
Дети активно проявляют интерес к содержательному общению со взрослыми. Авторитет
взрослого, его оценочное суждение продолжают играть серьезную роль в поведении.
3.2 Воспитание культуры поведения и положительных взаимоотношений у детей
старшего дошкольного возраста
В старшей группе у детей продолжают формировать навыки культуры поведения.
Правильная организация быта в детском саду, доверительная и дружелюбная атмосфера,
окружающая детей, внешняя и внутренняя культура педагога — необходимые условия для
воспитания культуры поведения.
В воспитании культуры поведения старших дошкольников не должно быть излишних
словесных назиданий, упреков, замечаний. Действенность воспитания обеспечивается
созданием специальных ситуаций, побуждающих детей поступать правильно.
Воспитание правильных взаимоотношений между детьми, основанных на принципах
гуманизма,— особая задача педагога в работе с данной возрастной группой.
Формирование отношений между детьми строится на основе взаимных симпатий детей,
их привязанности к детскому саду, умения оценивать поведение сверстников и свое.
Чтобы правильно судить о характере взаимоотношений, складывающихся между детьми в
группе детского сада, воспитателю следует постоянно наблюдать за общением детей в
игре и других видах совместной деятельности. Наблюдения позволяют ему судить об
авторитетности того или иного ребенка, выделить организаторов и малоактивных детей,
понять, на какой основе образуются детские объединения, что побуждает детей быть их
участниками. Необходимо поощрять развитие объединений с гуманным и
равноправным характером отношений между детьми и, наоборот, показывать
непривлекательность неравноправных отношений.
Установлению доброжелательных отношений способствует умение детей общаться,
приветливо разговаривать друг с другом. Определяющее влияние на детей оказывает
пример общения взрослых. Необходимо использовать естественно возникающие ситуации,
связанные с приходом в группу заведующей, медсестры и их общением с воспитателем,
няней. Полезно обратить внимание детей на то, как приветливо, по-доброму
разговаривают взрослые друг с другом, побуждать их так же общаться между собой.
Воспитывая у детей отношения доброжелательности друг к другу, важно в ходе игр и
других видов деятельности привлекать их внимание к интересам и потребностям
сверстников, находящихся рядом. Необходимо воспитывать в детях желание помочь
сверстнику, поделиться с ним, отозваться на его просьбу.
Важно обсуждать с детьми те или иные факты и случаи, имеющие место в их общении со
сверстниками в совместной деятельности, побуждая выражать свое отношение к
поступкам того или иного ребенка, сравнивать свои поступки и поступки сверстников.
Полезно поговорить о том, как поступать по отношению друг к другу и как разговаривать
между собой, когда организуется какая-либо совместная деятельность, например, игра.
Необходимо, чтобы дети учитывали право каждого ребенка на участие в совместной игре,
умели в приветливой и доброжелательной форме обратиться к сверстникам с просьбой
поиграть вместе («Примите меня, пожалуйста», «Можно с вами поиграть?»), приветливо
ответить на просьбу товарища принять его в игру. Необходимо учить детей быть
внимательным к предложениям другого ребенка при выполнении совместной
деятельности, уметь согласиться с замыслом, предложенным сверстником.
Если дети не умеют по-доброму, вежливо отказаться от участия в общей деятельности или
отклонить предложения другого ребенка, следует обсудить с ними форму отказа, научить
выражать несогласие тактично («Давай сначала дорогу построим, а потом мост.
Договорились?»), вежливо ответить на отказ («Не хочешь играть в магазин? Может быть
поиграем в больницу?»).
Полезно обсуждать с детьми, справедливо ли они распределили предметы и материалы
для совместной деятельности, похвалить тех, которые учитывали при этом интересы и
желания других детей. Учить детей умению выяснить, доволен ли другой полученными
материалами и игрушками, используя при этом такие выражения: «Ты согласен?»,
«Доволен?», «Договорились?». Побуждать детей при обращении к сверстнику с
подобными вопросами посмотреть на него, назвать по имени, внимательно выслушать
ответ. Важно показать, как неприглядно выглядит ребенок, который обижает другого,
берет себе все лучшее.
Воспитатель должен заботиться не только об усвоении ребенком норм поведения в
коллективе, но и о благополучии его отношений со сверстниками. Для этого необходимо
знать возможные причины осложнений. Ими могут стать: недостаточная развитость
игровых знаний и умений, в результате которой ребенок не привлекает сверстников в
качестве партнеров по игре; неумение сдерживать себя, управлять своим поведением —
ребенок разрушает детские игры; излишняя замедленность действий — он отстает в своих
действиях от сверстников; недостаточная сформированность потребности в игровом
общении — игру в одиночестве ребенок предпочитает совместным играм с детьми;
нарушение норм игрового общения, преобладание эгоистических стремлений в поведении
— он не считается с мнением сверстников, навязывает им свои требования; преобладание
у него интересов, не связанных с игрой (стремление конструировать, лепить, рисовать и т.
п.) и не являющихся ведущими для остальных детей группы.Воспитателю необходимо
знать: владеет ли тот или иной дошкольник необходимыми игровыми навыками и
умениями, знает ли сюжеты игр и может ли их творчески реализовать, понять замысел
другого. В зависимости от характера нарушений игровой деятельности необходимо путем
систематических совместных игр-занятий с ребенком расширять его знания о содержании
игровых действий, их последовательности, обогащать его игровые замыслы, формировать
умение последовательно и до конца воплощать задуманное, умение понимать замысел
товарища.
Однако совершенствование лишь предметно-содержательной стороны игровой
деятельности оказывается недостаточным. Необходимо формировать положительные
взаимоотношения между детьми группы. Прежде всего нужно изменить негативное или
равнодушное отношение сверстников к детям, испытывающим трудности в
налаживании отношений со сверстниками, содействовать возникновению
положительного отношения к ним. Воспитатель должен поддерживать таких детей в
различной деятельности. На первых порах их целесообразно объединять с наиболее
доброжелательными детьми группы, обладающими ярко выраженными
положительными качествами.
3.3 Влияние сюжетно-ролевой игры на формирование положительных
взаимоотношений детей
Сюжетно-ролевая игра играет ведущую роль в формировании положительных
взаимоотношений детей и формировании положительных морально-нравственных
качеств личности старшего дошкольного возраста.
В игре проявляются такие волевые качества, как ответственность, целеустремленность,
настойчивость и упорство в преодолении трудностей. Ребенок шести лет умеет поставить
перед собой цель – самостоятельно подобрать материал, терпеливо довести начатое дело
до конца. Игра хороша тогда, когда дети сами ее организуют, умеют руководить,
подчиняться, оказывать помощь. По-прежнему любимыми остаются у детей старшей
группы игры в семью, в детский сад, в больницу. В них ребята отражают различные
отношения, характеризующиеся любовью, гуманизмом, здесь формируются такие
качества, как доброта, заботливость.
В играх с куклами типа «День рождения куклы», «Приход гостей» эффективно воспитание
гостеприимства, чуткости, доброжелательности. Педагог, включаясь в игру, показывает
пример приветливой встречи гостей, умения их угостить. Полезно в игру включать куклу-
младенца, сопровождая его появление беседой о том, как за ним ухаживать. Это
способствует воспитанию нежности, заботливого отношения к маленьким и слабым.
В сюжетно-ролевых играх возможно сближение больших групп детей, что создает условия
для развития коллективных взаимоотношений. Руководя сюжетно-ролевой игрой детей
старшей группы, педагог решает следующие задачи:
— воспитание желания и умения совместно играть;
-воспитание навыков коллективной игры (умение договариваться, распределять роли и
игрушки, радоваться успехам товарища);
— воспитание доброжелательного отношения к людям, желания и готовности сделать им
полезное и приятное. При этом учит детей намечать тему игры (во что будем играть),
совместно производить определенные действия, не мешать, а помогать друг другу,
самостоятельно и справедливо разрешать возникающие конфликты.
Дети имеют обобщенные и дифференцированные представления только в том случае, если
они прежде осмыслят конкретные поступки. Поэтому педагог должен привлекать ребенка
к самостоятельному анализу отношений со сверстниками, различных конфликтных
ситуаций, которые возникают в жизни самих детей.
Беседы воспитателя с детьми, в которых используются создавшиеся в игре ситуации,
формируют у детей представления о честном, справедливом отношении друг к другу.
Коллективные, слаженные отношения между большими группами играющих образуются
тогда, когда появляется реальная потребность оказать помощь другому, возможность
действовать в общих интересах. Таким образом, игра создает ситуации, в которых имеется
реальная потребность взаимовыручки, зависимости друг от друга. Систематическое
предложение ребенку таких поручений в игре, которые могут принести пользу другим
детям, повышает ответственность ребенка, создает дружескую атмосферу в группе,
предпосылки к преодолению отрицательных черт поведения.
Формирование правильных взаимоотношений включает развитие организаторских умений
детей, инициативы, элементарного умения руководить и подчиняться.
Дети старшей группы имеют очень смутное представление о правах и обязанностях
организатора. Воспитатель учит детей приемам организации в игре, помогает каждому
решать определенные организаторские задачи: сообща договариваться об игре,
справедливо решать споры, в трудных случаях обращаться к педагогу. «Нужно уважать
друг друга, выслушивать мнение товарища», — говорит воспитатель детям.
В процессе развития организаторских умений дети проявляют себя по-разному: одни не
уверенны в себе, предпочитают индивидуальные игры, малоактивны; другие активные,
увлекающиеся, довольно ответственные, но не умеют и не любят подчиняться, с трудом
уступают главные роли в игре; третьи – признанные организаторы, вожаки, играют
интересно; они настойчивы, хотя нетерпеливы, упрямы, чаще других вступают в
конфликты.
Эти особенности требуют индивидуальных приемов воспитания, чтобы все дети могли
организовать игру, были сговорчивыми, уступчивыми, терпеливыми, уважающими чужую
инициативу.
В сюжетно-ролевой игре ярче видны реальные взаимоотношения детей, поэтому здесь
формирование организаторских умений наиболее эффективно, кроме того, создаются
возможности для постепенного их усложнения. Прежде всего, в умении создавать условия
для игры (место, материал), распределять роли, подчиняться тому, кто выполняет главную
роль, принимать желающих, считаться с возможностями детей, в умении строить и вести
игру. Но следует помнить, что старшие дошкольники еще не всегда сами могут придумать
сюжет игры, длительное время развивать его. Поэтому воспитатель помогает
разнообразить игру, включать в нее новые сюжетные линии и новых действующих лиц.
Таким образом, создается большой коллектив, объединяющий ребят, занятых разными
делами. И в каждой группе детей свой организатор
Однако следует постоянно иметь в виду, что руководство ролевыми играми детей не
должно превращаться в «натаскивание», когда воспитатель не только навязывает тему,
сюжет игры, но и дает готовые рецепты поведения. Руководя игрой, нужно решать и
развивающие, и воспитывающие задачи
Педагогические
мероприятия
в
организации
сюжетно
-
ролевой
игры
:
Организовать
место
для
игры
,
соответствующее
возрасту
и
числу
играющих
на
нем
детей
.
Продумать
подбор
игрушек
,
материалов
,
пособий
и
неуклонно
следить
за
их
обновлением
соответственно
запросам
развивающегося
игрового
процесса
и
общего
развития
детей
.
Руководя
наблюдениями
детей
,
содействовать
отображению
в
игре
положительных
сторон
социальной
,
трудовой
жизни
.
Обогащение
жизненного
опыта
(
яркие
).
Следовать
тому
,
чтобы
группировка
детей
в
игре
(
по
возрасту
,
развитию
речи
,
речевым
навыкам
)
способствовала
росту
и
развитию
языка
более
слабых
и
отстающих
детей
.
Проявлять
интерес
к
играм
детей
беседами
,
обусловленными
их
содержанием
,
руководить
игрой
и
в
процессе
такого
руководства
упражнять
язык
детей
.
Играющие
взрослые
(
партнёр
)
Предметно
-
развивающая
среда
Время
на
игру
в
режиме
дня
(30-35
мин
)
«Методы и приемы руководства сюжетно-ролевыми играми детей»
При руководстве сюжетно-ролевыми играми перед воспитателями стоят задачи:
• развитие игры как деятельности (расширение тематики игр, углубление их содержания) ;
• использование игры в целях воспитания детского коллектива и отдельных детей,
Руководство
сюжетно-ролевой
игрой
требует
большого
мастерства
и
педагогического
такта.
Воспитатель должен направлять игру, не нарушая ее, сохранять самостоятельный и творческий
характер игровой деятельности.
Косвенные приемы – без непосредственного вмешательства в игру (внесение игрушек, создание
игровой обстановки до начала игры).
Прямые приемы – непосредственное включение педагога в игру (ролевое участие в игре, участие
в сговоре детей, разъяснение, помощь, совет по ходу игры, предложение новой темы игры и др.) .
Воспитатель оказывает влияние и на выбор темы и на развитие ее сюжета, помогает детям
распределять роли, наполняя их нравственным содержанием.
Следующий педагогический подход представлен в исследованиях С. Л. Новоселовой и Е. В.
Зворыгиной, которые выработали комплексный метод руководства игрой. Комплексный метод
руководства представляет собой систему педагогических воздействий, способствующих развитию
самостоятельной сюжетной игры детей, исходя из ее возрастных особенностей и потенциальных
возможностей развития интеллекта ребенка.
Этот метод включает в себя следующие компоненты: - планомерное педагогически активное
обогащение жизненного опыта детей;
- совместные (обучающие) игры педагога с детьми, направленные на передачу им игрового опыта
традиционной культуры игры; - своевременное изменение предметно-игровой среды с учетом
обогащающегося жизненного и игрового опыта;
-
активизирующее
общение
взрослого
с
детьми,
направленное
на
побуждение
их
к
самостоятельному применению в игре новых способов решения игровых задач и новых знаний о
мире.
Виды Сюжетно-Ролевых Игр
1. Игры на производственные и общественные темы, в которых отражается труд людей.
Для этих игр темы берутся из окружающей жизни (школа, магазин, библиотека, почта,
парикмахерская, )
2. Игры на героико-патриотические темы, отражающие героические подвиги нашего
народа (герои войны, космические полеты и т. д.).
3. Игры на темы литературных произведений, кино, теле- и радиопередач: в «моряков» и
«летчиков», в Зайца и Волка, крокодила Гену и Чебурашку (по содержанию мультфильмов
4. «Режиссерские» игры, в которых ребенок заставляет говорить, выполнять
разнообразные действия кукол.. Дети «учат» кукол кукольного и пальчикового театров,
театра игрушек «действовать» в соответствии со взятой на себя ролью, наделяют их
литературными или воображаемыми признаками.
СОВЕТЫ ВОСПИТАТЕЛЮ ПО РУКОВОДСТВУ ИГРАМИ ДЕТЕЙ
1.
Не будь равнодушным зрителем игры, умей понимать детей и понимать их игровые
замыслы.
2.
Бережно относись к творческой выдумке ребёнка, завоюй доверие и установи
контакт.
3.
Поддержи интересную идею, направив усилия на её осуществление.
4.
Давай не только знания, но и эмоции.
5.
Советуй, но не дави инициативу детей.
6.
Помоги каждому ребёнку найти своё место в игре.
7.
Сумей быть одновременно организатором и рядовым участником игры.
8.
Отвлеки детей от «дурной» игры, создай интерес к другой теме.
9.
Сохраняй радость игры, буди фантазию, поддерживай интерес.
Значение сюжетно-ролевой игры по возрастам:
1-ая младшая группа возраст от 2 до 3
Первые сюжетно- ролевые игры дошкольников имеют огромное значение для решения
задач всестороннего развития ребёнка. Именно сюжетная игра в этом возрасте отображает
жизненные впечатления, закрепляет и уточняет знания об окружающем.
2-ая младшая группа возраст от 3 до 4
Одной из основных задач воспитателя этой группы является своевременно сформировать
у детей умение действовать на первых этапах игры, и именно от этого будет зависеть
,станет ли игра каждого ребёнка ведущей, самостоятельной деятельностью.
любознательность, стремление к самостоятельному познанию, размышлению.
Средняя группа возраст от 4 до 5
В играх среднего дошкольного возраста проявляются первые ростки дружбы, начинаются
общие переживания, открываются большие возможности для воспитания таких качеств
как доброжелательность, вежливость, заботливость, любовь к ближнему. Сюжетно-
ролевая игра «Семья» учит детей выполнять домашние обязанности, помогает осознать
значение труда родителей по дому, усваивать навыки хозяйственного труда. Сюжетно-
ролевая игра Театр» способствует творчески перевоплощаться в образ героев, формирует
способность сопереживать вместе с героями.
Старшая группа возраст от5 до 6
Игры детей старшего дошкольного возраста направлены формирование умения
самостоятельно организовываться в группы для общей игры, совместно обдумывать
содержание игр, согласовывать свои действия с участниками игры, умение самостоятельно
и справедливо разрешать споры.
Вывод:
Сюжетно-ролевая игра играет ведущую роль в формировании
положительных взаимоотношений детей и формировании положительных морально-
нравственных качеств личности старшего дошкольного возраста. В процессе
сюжетно-ролевых игр создаются условия для дальнейшего упрочнения
нравственных представлений, чувств, качеств детей, которые формировались в
быту. Совместная игровая деятельность стимулирует развитие организованности и
ответственности каждого ребенка. В игре закрепляется умение вести себя так, как
это принято в социальном обществе. Уже трех-, четырехлетние дети начинают
понимать и усваивать такие правила: не бросать игрушки, класть их на место, не
выхватывать игрушку у товарища, а попросить. В старшей группе при
систематической работе с детьми эти навыки устойчивы. Более того, в этом возрасте
дети способны контролировать свои действия, повышая тем самым требования к
самому себе. С этой целью полезно проводить кратковременные коллективные
беседы с детьми: «Все ли в нашем игровом уголке в порядке»; «Как мы играем»В
игре проявляются такие волевые качества, как ответственность,
целеустремленность, настойчивость и упорство в преодолении трудностей. Ребенок
шести лет умеет поставить перед собой цель – самостоятельно подобрать материал,
терпеливо довести начатое дело до конца. Игра хороша тогда, когда дети сами ее
организуют, умеют руководить, подчиняться, оказывать помощь. По-прежнему
любимыми остаются у детей старшей группы игры в семью, в детский сад, в
больницу. В них ребята отражают различные отношения, характеризующиеся
любовью, гуманизмом, здесь формируются такие качества, как доброта,
заботливость.