Напоминание

"Моя семья"


Автор: Анохина Елена Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ г.о.Балашиха детский сад комбинированного вида №20
Населённый пункт: г.Балашиха
Наименование материала: конспект НОД по духовно - нравственному воспитанию для детей подготовительной группы
Тема: "Моя семья"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Конспект НОД

по духовно – нравственному воспитанию в

подготовительной группе в рамках обобщения и

представления педагогического опыта по теме:

«Моя семья»

Цель: Формирование представлений о семье. Познакомить детей с

понятием «Домашний очаг».

Задачи:

1. Продолжать формировать у детей понятие о том, что семья – это одно

целое, где каждый заботиться друг о друге.

2. Учить отвечать на вопросы предложением.

3. Упражнять в умении связно и последовательно рассказывать о своей

семье.

4. Формировать представление о семье, как о людях, которые живут

вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге

5.

Воспитывать

чувство

семейной

сплоченности

на

основе

представлений о семье, ее составе, взаимоотношениях и домашнем очаге.

6. Прививать потребность радовать близких людей добрыми делами и

заботливым отношением.

Средства:

1.

методическое пособие «Добрый мир»;

2.

программа «Добрый мир» (книга 2, 3);

3.

картинка, изображающая семью («Добрый мир» книга 3 стр. 31);

4.

подбор

четверостиший,

заповедей

из

Хрестоматий

«Добрый

мир»;

5.

альбомные

листы,

восковые

мелки,

краски,

карандаши,

фломастеры.

6.

поговорки и пословицы со стр. 13,15,16.

Предварительная работа:

-чтение

произведений

с

рассматриванием

иллюстраций,

беседы

с

обсуждением о семье (из Хрестоматии 3 «Добрый мир»);

-чтение

художественной

литературы

духовно

нравственного

содержания;

-сюжетно ролевые игры: «Детский сад», «Дочки – матери», «Семья»;

-рассматривание

иллюстраций,

картинок

библейского

содержания;

заучивание

заповедей,

пословиц

и

поговорок

о

семье,

родителях

и

взаимоотношениях в семьях;

-выставка рисунков на темы: «Моя мама», «Папа, мама и я – дружная

семья».

Ход занятия.

Воспитатель. Ребята, я сегодня шла в детский сад и почтальон передал мне

письмо.

Адрес

наш,

детский

сад

№20

«Теремок»,

10

группа,

давайте

посмотрим, что там написано.

Воспитатель читает письмо: « Здравствуйте, ребята! Меня зовут Искорка - я

хранительница домашнего очага. Я очень рада, что вы решили отправиться

ко мне в гости, в страну «Семейный очаг». У меня для вас есть подарок –

Волшебная книга. На каждой её страничке есть задания, выполнив которые,

вы узнаете, что же такое Семейный очаг. Желаю удачи!».

Воспитатель: Ну что, ребята, будем выполнять задания Искорки?

Задание 1: «Вопрос – ответ».

Искорка предлагает поиграть в дидактическую игру «Четвертый лишний».

Задание такое: определить, кто из этих людей не является родственником?

Мама, соседка, бабушка, сестра.

Дети: соседка

Бабушка, подруга, сестра, мама.

Дети: подруга

Сестра, продавец, бабушка, брат.

Дети: продавец

Дворник, брат, папа, дедушка.

Дети: дворник

Дедушка, папа, водитель, отец.

Дети: водитель

Воспитатель: Молодцы ребята! Справились с первым задание.

Для второго задания Искорка прислала нам картинки. Давайте их

рассмотрим. Кто изображен на картинках.

Дети: мама, папа, бабушка, дедушка, дети.

Воспитатель: Правильно, ребята. А все вместе они …(семья).

Воспитатель: Ребята, а что такое семья?

Дети: семья – это родные люди, живущие вместе.

Воспитатель: Правильно! Ещё можно сказать – родственники.

Все правильно, ребята, семья это родные люди, которые живут вместе.

Много у нас еще заданий от Искорки, предлагаю вам отдохнуть, выполнить

пальчиковую гимнастику и приступить к следующему заданию.

Пальчиковая игра «Кто живёт у нас в квартире?»

1,2,3,4, кто живёт у нас в квартире?

(Дети загибают пальцы, считая их.)

1,2,3,4,5, всех могу пересчитать.

Мама, папа, брат, сестра, кошка Мурка, два котёнка,

Мой сверчок, щегол и я - вот и вся моя семья!

Ребята, для того чтобы выполнить 3 задание нам необходимо посетить

выставку рисунков « Папа, мама, я – дружная семья»

Задание 3: Кем члены семьи приходятся друг другу?

Воспитатель: мальчик для папы и мамы кто?

Дети: сын

Воспитатель: мальчик для дедушки и бабушки?

Дети: внук

Воспитатель: девочка для папы и мамы?

Дети: дочка

Воспитатель: девочка для дедушки и бабушки?

Дети: внучка

Воспитатель: папа для дедушки и бабушки?

Дети: сын

Воспитатель: мама для дедушки и бабушки?

Дети: дочка

Воспитатель: мальчик для девочки в семье кто?

Дети: брат

Воспитатель: девочка для мальчика в семье кто?

Дети: сестра

Ребята, возьмите свои рисунки. Что вы можете рассказать о своей семье.

( Выслушиваем небольшие рассказы детей о своей семье)

Ответы детей: Семья, когда живут вместе: папа, мама и дети в одном доме;

Семья – это когда в доме все живут дружно; Семья – самое дорогое, что есть

у человека, где любят, заботятся друг о друге.

Рассказы детей о членах семьи на основе личного опыта. 2-3 ребенка.

Воспитатель: спасибо ребята, очень хорошо рассказали о своей семье.

У

каждого

человека

есть

близкие

люди:

мама,

папа,

бабушка,

дедушка,

сестры и братья, дяди и тёти. Близкие люди – это те люди, которые всегда

рядом: и в радости и в печали, их мы любим, ими дорожим, их не хочется

огорчить, а хочется только радовать. Подумайте и скажите, за что вы любите

своих родителей.

Дети 1: мама заботится обо мне: варит, убирается, папа все ремонтирует.

Дети 2: меня родители любят и я их тоже.

Дети: мои родные заботятся обо мне, мы вместе играем у нас все дружные,

поэтому я их люблю.

.Воспитатель. Какие

вы

все

молодцы!

Так

хорошо

рассказали

о

своих

семьях! И на вопросы ответили правильно. Да, ребята, семья может быть

большой и дружной. Главное в семье всегда была любовь и уважение друг к

другу.

А вот и следующее задание Искорки.

Задание 4:

игра «Подбери признаки» Подберите как можно больше слов,

которые расскажут о маме, папе, дедушке, бабушке и т. д.

Воспитатель: мама (какая?)

Дети: добрая , мудрая, терпеливая, ласковая, трудолюбивая, нежная

Воспитатель: папа (какой?)

Дети: строгий, умный, сильный

Воспитатель: бабушка (какая?)

Дети: старенькая, седая, отзывчивая

Воспитатель: дедушка (какой?)

Дети: старый, мудрый, седой

Воспитатель: сестра (какая?)

Дети: старшая, младшая, маленькая, большая

Воспитатель: брат (какой?)

Дети: маленький, большой, старший, младший

Ребята, хотите поиграть?

Физминутка «Семейная зарядка».

Осенью, весною, летом и зимою мы во двор выходим дружною семьёй.

Встанем в круг, и по порядку каждый делает зарядку.

Мама руки поднимает, папа бодро приседает

Повороты вправо – влево делает мой братик Сева.

Я сама бегу трусцой и качаю головой.

Задание 4:Анализ рисунков детей с применением поговорок и заповедей.

- Кто родителей почитает, то вовек не погибает.

- Почитай старых, сам будешь стар.

- Как бог до людей, так отец до детей.

- Дитя хоть криво, а матери мило.

- Береги отца и мать, других не сыщешь.

Воспитатель: мне очень приятно слышать о том, что дома вас связывают

особые дружеские отношения. Вы уже знаете, что такое домашний труд?

Давайте поиграем: я передаю платочек и называю действия, которые можно

отнести к домашнему труду. Каждый из вас должен будет назвать действие и

передать платочек. Старайтесь не повторяться.

Ответы детей:

Приготовление пищи,

Уборка комнаты,

Глаженье белья,

Мытьё посуды,

Ремонт крана,

Вынос мусора,

Покупка продуктов,

Стирка белья……..

Воспитатель: ребята, вы назвали много домашних дел, как же взрослые

успевают все это сделать? Когда же они отдыхают?

Ответы детей: Надо все дела делать вместе.

Воспитатель:

правильно.

Нужно

дружно

все

сделать,

а

потом

можно

отдыхать: читать книги, играть, рисовать, или что–то смастерить своими

руками.

Задание 4: Обсуждаем - размышляем «Какими должны быть дети?»

Ответы детей: добрыми, послушными, скромными, трудолюбивыми,

уступчивыми, честными, справедливыми.

Воспитатель: а какими дети не должны быть?

Ответы детей: злыми, непослушными, ленивыми, жадными, упрямыми,

гордыми и т.д.

Пальчиковая гимнастика «Кто приехал?»

(пальцы обеих рук складываются кончиками вместе)

Кто приехал? (большими пальцами)

Мы, мы, мы (4-мя пальцами, кроме больших)

Мама, мама, это ты? (большими пальцами)

Да, да, да (указательными пальцами)

Папа, папа, это ты? (большими пальцами)

Да, да, да (средними пальцами)

Братец, братец, это ты? (большими пальцами)

Да, да, да (безымянными пальцами)

Ах, сестричка, это ты? (большими пальцами)

Да, да, да (мизинцами)

Все мы вместе, да, да, да! (всеми пальцами).

Задание 5: Игра с мячом «Правила жизни»

Ведущий бросает мяч ребёнку, он называет правила жизни добрых людей.

Воспитатель: Ребята, а что нужно делать, чтобы в вашей семье у всех было

радостное настроение?

- не обижать; - любить друг друга;

- не ссориться; - дарить подарки;

- помогать друг другу; - вместе отдыхать;

- трудиться.

Задание 6: Д/ игра: «Что бы вы хотели пожелать своей семье? »

(Пожелания детей своей семье).

Воспитатель:

Вам понравилось наше сказочное путешествие по страницам

Волшебной книги? Так что же такое Семейный очаг?

Ответы детей

Семья – это слово родное, сколько в нём света, добра и тепла

Как мы гордимся своими родными за все их заслуги, за все их дела!

Ребята вы знаете, что такое семья. Кто живет в семье и что они делают для

того, чтобы всегда теплым был Семейный очаг. Хочу открыть вам тайну, есть

человек, хранитель Семейного очага. Это мама!

Потому что у мамы самые добрые и ласковые руки, он все умеют. У мамы

самое верное и чуткое сердце и ее любовь никогда не гаснет, как и огонь в

Семейном очаге!

Рисование: «Мамин портрет»

Список используемой литературы:

1. Методическое пособие «Добрый мир»;

2. Шевченко Л. Л. Добрый мир. Православная культура для малышей. Книга

3

Семья.

Родина.

Православны

храм.

Наши

маленькие

друзья.

Под

ред.

Н\Л.Н.Антоновой. Экспериментальный учебно-методический комплект для

дошкольных

образовательных

учреждений.

М.:Центр

поддержки

культурно-исторических традиций Отечества, 2012. 96 с.

3. Шевченко Л. Л. Добрый мир. Православная культура для малышей.

Методическое

пособие.

-

М.:Центр

поддержки

культурно-исторических

традиций Отечества, 2012. 208 с.

4. Подбор четверостиший, заповедей из хрестоматий «Добрый мир»;

5. Картинка, изображающая семью ( «Добрый мир» книга 3 стр.5). Поговорки

и пословицы со стр. 13,15,16.



В раздел образования