Автор: Коротких Татьяна Игоревна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО ПГО "ЦРТ им. Н.Е.Бобровой"
Населённый пункт: г.Полевской, Свердловская область
Наименование материала: статья
Тема: "Художественное развитие в ДО: первые шаги к допрофессиональному самоопределению учащихся"
Раздел: дополнительное образование
«Художественное развитие в ДО: первые шаги к допрофессиональному
самоопределению учащихся»
Коротких Татьяна Игоревна,
МБУ ДО ПГО «ЦРТ им. Н. Е. Бобровой»,
Полевской ГО,
педагог дополнительного образования
«Я интересуюсь своим будущим, потому
что собираюсь провести в нём всю свою
оставшуюся жизнь»
Чарлз Франклин Кеттеринг
Каждый
человек,
переступивший
порог
подросткового
возраста,
начинает задумываться о своем жизненном пути. Он встает перед выбором
профессии –шагом к самостоятельной жизни, от которой во многом зависит,
как сложится его дальнейшая судьба. Сделать этот выбор очень нелегко,
необходимо быть внутренне готовым и уверенным в том, что шаг делается в
нужном направлении.
По исследованиям многих авторов (Л. М. Митина, А. Д. Сазонов, С. Н.
Чистякова и др.) допрофессиональное самоопределение – это формирование
личностью активно-положительного отношения к выбираемой профессии, к
себе как к будущему профессионалу и утверждение тем самым личностной
позиции в ситуации выбора профессии.
Дополнительное образование в современной педагогической практике
активно включается в процесс творческого развития детей и подростков,
предоставляя возможность допрофессионального самоопределения.
Художественное образование – важнейший элемент в формировании и
развитии творческой личности.
Чтобы стать необходимым в обществе человеком, виртуозом в своей
профессиональной
деятельности,
необходимо
получить художественное
образование. А это большой и трудный путь: ПРОФЕССИЯ – ХУДОЖНИК,
ВУЗ, СПТУ, ДХШ, ИЗО – студия.
В
образовательной
системе
развитие
процесса
познания
мира
осуществляется поэтапно. Художественное образование учащиеся получают
в ДХШ и ДШИ, изучая такие дисциплины как: «Рисунок», «Живопись»,
«Композиция».
«ИЗО
–
студия»
является
важным
звеном
в
цепочке
художественного образования, т.к. здесь ребенок получает художественное
развитие.
А сущность художественного развития состоит в формировании у
учащихся способностей полноценного восприятия и правильного понимания
прекрасного в искусстве и жизни, в выработке эстетических понятий, вкусов
и идеалов, в развитии творческих задатков и дарований в области искусства.
Актуальность
темы
обуславливается
тем,
что
приоритеты
образовательной
политики,
обозначенные
в
разделе
«Образование»
Концепции долгосрочного социально-экономического развития до 2020 года,
ФГОС провозглашают становление новой модели образования по подготовке
молодежи
к
жизни
в
высокотехнологичном
мире.
Поэтому
появляется
необходимость
проведения
допрофессионального
самоопределения
на
качественно новом уровне не только в общеобразовательных школах, но и в
учреждениях дополнительного образования.
Проблема состоит в том, что большая часть учащихся «ИЗО – студии»
представляет
свое
будущее
в
профессиях,
связанных
с
изобразительным
искусством. Они хотят стать художниками, визажистами, дизайнерами, но
зачастую
плохо
представляют,
с
каким
видом
деятельности
придется
столкнуться
в
выбранной
профессии.
Поэтому
с
учащимися
проводятся
беседы
о
многообразии
профессий
и
специальностей
художественного
направления. И что для этого нужно знать и уметь.
Творческим потенциалом обладает каждый человек, и этот потенциал
надо раскрыть. Поступая в художественную школу, многие дети не имеют
художественных
навыков,
так
необходимых
для
рисовальщиков.
«ИЗО
–
студия»
помогает
восполнить
эти
пробелы,
дает
необходимые
знания
в
изобразительной деятельности.
В объединении «ИЗО - студия» образовательный процесс представляет
собой
специально
организованное,
целенаправленное
взаимодействие
педагога
и
учащихся
по
решению
образовательных,
воспитательных
и
развивающих задач. Построение системы обучения искусству основывается
на
гибкости
и
отсутствии
жесткой
предопределенности.
Это
дает
значительные преимущества в разностороннем развитии личности ребенка,
всех его природных сил и способностей. В рисовании ребенок открывает себя
и совершенствует свои способности. В рисовании он находит удовольствие,
но прежде всего рисование стимулирует его к обогащению познаний о мире.
И главная моя задача, как педагога – развивать у детей способности в
соответствии с такими принципами:
уделять
внимание
всем
качествам,
входящим
в
целостную
систему
творческих способностей;
объяснение и практический показ приемов работы;
использование каждого конкретного задания для формирования у детей
общих
навыков,
которые
могут
пригодиться
в
любых
видах
деятельности.
В образовательном процессе очень важен личный пример педагога.
Посещение обучающимися моей персональной выставки «По зову души»
вызвало положительный отклик у моих воспитанников. Такое неформальное
общение стало стимулом к развитию их творческого потенциала, что является
неотъемлемой частью любой творческой профессии. Развитие творческого
потенциала связано с потребностями, эмоциями, мыслями человека. Моя
основная задача, как педагога сделать процесс творчества доступным для
всех обучающихся, для этого стараюсь разнообразить учебную деятельность,
развивать
у
детей
воображение,
вызывать
у
них
желание
постигать
азы
искусства рисования.
Самостоятельные
опыты
в
творческой
деятельности
активно
способствуют
допрофессиональной
ориентации
учащихся.
Пробуя
себя
в
различных
видах
художественной
деятельности
(живопись,
графика)
и
наконец, выбрав наиболее близкий для себя, они начинают задумываться о
своей
дальнейшей
профессиональной
деятельности,
о
своем
месте
в
обществе. Создавая и сравнивая свои работы, дети задумываются о том, что
сами они – разные люди и должны учиться понимать друг друга, в том числе
и через свои рисунки.
В «ИЗО – студии» реализуются программы: «Мир в ярких красках
детства», «Я не волшебник, а только учусь». Они имеют художественную
направленность. Целью программ является создание условий для развития
творческой активной личности. Обучение детей графическим, живописным
навыкам
и
умениям,
техникам
рисования
не
является
самоцелью.
Это
необходимое
средство
введения
детей
в
мир
творчества
и
свободы
самовыражения.
Прослушивание
фрагментов
музыкальных
и
литературных
произведений, сочинение сказок, проигрывание театральных этюдов - все это
дает
возможность
к
активному
и
осознанному
познанию
окружающей
действительности. Занятия способствуют развитию зрительного восприятия,
памяти, образного мышления.
Программа «Мир в ярких красках детства» разработана для занятий с
младшим школьным возрастом – дети 7 – 9 лет.
Это
первая ступень –
ознакомительный
этап,
где
происходит
привитие
интере са
к
изобразительному искусству.
Программа «Я не волшебник, а только учусь» разработана
для детей
второго года обучения 9 -12 лет. Это вторая ступень – базовый уровень.
Основные задачи обучения на этом уровне – развивать у детей точность
художественного восприятия. Учить наблюдать, анализировать. В процессе
обучения
развивать
у
учащихся
эмоциональное
восприятие
цвета
и
понимание его выразительного содержания. Учить свободно оперировать в
составлении собственных композиций такими выразительными средствами,
как: цвет, линия, контраст и нюанс, ритм, а также владеть навыками передачи
пространства.
Среди обучающихся есть дети, которые приходят на занятия с целью
дальнейшего поступления в художественную школу. Здесь в «ИЗО – студии»
учащиеся проходят необходимую подготовку, которая является следующей
ступенью их обучения в ДХШ. Таким образом, у воспитанников в процессе
обучения формируется учебная мотивация.
Положительным результатом допрофессиональной подготовки можно
считать факт поступления детей в ДХШ, а в дальнейшем в СХУ или ВУЗы
художественного направления.
В
процессе
освоения
программ
в
условиях
дополнительного
образования, дети получают собственный опыт интеллектуально-творческой
деятельности,
общаются
с
людьми
искусства,
получают
уроки
межличностного
общения,
основанного
на
общих
интересах,
обогащают
воображение через экскурсии в музеи и на тематические выставки.
Результатом и мотивацией к дальнейшей деятельности является участие
детей в конкурсах, выставках, фестивалях разного уровня. Новой формой
работы объединения «ИЗО – студия» стали отчетные выставки, которые
повышают
мотивацию
к
собственному
развитию,
способствуют
более
полному раскрытию творческого потенциала, повышают самооценку.
Очевидно,
что
польза
художественного
развития,
начиная
с
объединения
«ИЗО
–
студия»,
будет
проявляться
не
только
в
школьном
возрасте, но и на протяжении всей жизни. Выпускники объединения «Изо-
студия» будут иметь надлежащие культурные установки и смогут понимать и
оценивать
классическое
искусство
или
станут
квалифицированными
специалистами в сфере современного искусства и будут создавать искусство
будущего.
Список литературы:
1.
Асмолов
А.Г.
Дополнительное
образование
как
зона
ближайшего
развития
образования
в
России:
от
традиционной
педагогики
к
педагогике развития // Внешкольник – 1997. №9.
2.
Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ до
2020 года.
3.
Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа" (утв.
Президентом РФ от 4 февраля 2010 г. N Пр-271).
4.
Сазонов А.Д. и др. Профессиональная ориентация учащихся. - М.:
Просвещение, 1989.
5.
Чистякова С.Н. Педагогические основы управления профессиональной
ориентацией школьников. - М., 1987.