Напоминание

"Художественное развитие в ДО: первые шаги к допрофессиональному самоопределению учащихся"


Автор: Коротких Татьяна Игоревна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО ПГО "ЦРТ им. Н.Е.Бобровой"
Населённый пункт: г.Полевской, Свердловская область
Наименование материала: статья
Тема: "Художественное развитие в ДО: первые шаги к допрофессиональному самоопределению учащихся"
Раздел: дополнительное образование





Назад




«Художественное развитие в ДО: первые шаги к допрофессиональному

самоопределению учащихся»

Коротких Татьяна Игоревна,

МБУ ДО ПГО «ЦРТ им. Н. Е. Бобровой»,

Полевской ГО,

педагог дополнительного образования

«Я интересуюсь своим будущим, потому

что собираюсь провести в нём всю свою

оставшуюся жизнь»

Чарлз Франклин Кеттеринг

Каждый

человек,

переступивший

порог

подросткового

возраста,

начинает задумываться о своем жизненном пути. Он встает перед выбором

профессии –шагом к самостоятельной жизни, от которой во многом зависит,

как сложится его дальнейшая судьба. Сделать этот выбор очень нелегко,

необходимо быть внутренне готовым и уверенным в том, что шаг делается в

нужном направлении.

По исследованиям многих авторов (Л. М. Митина, А. Д. Сазонов, С. Н.

Чистякова и др.) допрофессиональное самоопределение – это формирование

личностью активно-положительного отношения к выбираемой профессии, к

себе как к будущему профессионалу и утверждение тем самым личностной

позиции в ситуации выбора профессии.

Дополнительное образование в современной педагогической практике

активно включается в процесс творческого развития детей и подростков,

предоставляя возможность допрофессионального самоопределения.

Художественное образование – важнейший элемент в формировании и

развитии творческой личности.

Чтобы стать необходимым в обществе человеком, виртуозом в своей

профессиональной

деятельности,

необходимо

получить художественное

образование. А это большой и трудный путь: ПРОФЕССИЯ – ХУДОЖНИК,

ВУЗ, СПТУ, ДХШ, ИЗО – студия.

В

образовательной

системе

развитие

процесса

познания

мира

осуществляется поэтапно. Художественное образование учащиеся получают

в ДХШ и ДШИ, изучая такие дисциплины как: «Рисунок», «Живопись»,

«Композиция».

«ИЗО

студия»

является

важным

звеном

в

цепочке

художественного образования, т.к. здесь ребенок получает художественное

развитие.

А сущность художественного развития состоит в формировании у

учащихся способностей полноценного восприятия и правильного понимания

прекрасного в искусстве и жизни, в выработке эстетических понятий, вкусов

и идеалов, в развитии творческих задатков и дарований в области искусства.

Актуальность

темы

обуславливается

тем,

что

приоритеты

образовательной

политики,

обозначенные

в

разделе

«Образование»

Концепции долгосрочного социально-экономического развития до 2020 года,

ФГОС провозглашают становление новой модели образования по подготовке

молодежи

к

жизни

в

высокотехнологичном

мире.

Поэтому

появляется

необходимость

проведения

допрофессионального

самоопределения

на

качественно новом уровне не только в общеобразовательных школах, но и в

учреждениях дополнительного образования.

Проблема состоит в том, что большая часть учащихся «ИЗО – студии»

представляет

свое

будущее

в

профессиях,

связанных

с

изобразительным

искусством. Они хотят стать художниками, визажистами, дизайнерами, но

зачастую

плохо

представляют,

с

каким

видом

деятельности

придется

столкнуться

в

выбранной

профессии.

Поэтому

с

учащимися

проводятся

беседы

о

многообразии

профессий

и

специальностей

художественного

направления. И что для этого нужно знать и уметь.

Творческим потенциалом обладает каждый человек, и этот потенциал

надо раскрыть. Поступая в художественную школу, многие дети не имеют

художественных

навыков,

так

необходимых

для

рисовальщиков.

«ИЗО

студия»

помогает

восполнить

эти

пробелы,

дает

необходимые

знания

в

изобразительной деятельности.

В объединении «ИЗО - студия» образовательный процесс представляет

собой

специально

организованное,

целенаправленное

взаимодействие

педагога

и

учащихся

по

решению

образовательных,

воспитательных

и

развивающих задач. Построение системы обучения искусству основывается

на

гибкости

и

отсутствии

жесткой

предопределенности.

Это

дает

значительные преимущества в разностороннем развитии личности ребенка,

всех его природных сил и способностей. В рисовании ребенок открывает себя

и совершенствует свои способности. В рисовании он находит удовольствие,

но прежде всего рисование стимулирует его к обогащению познаний о мире.

И главная моя задача, как педагога – развивать у детей способности в

соответствии с такими принципами:

уделять

внимание

всем

качествам,

входящим

в

целостную

систему

творческих способностей;

объяснение и практический показ приемов работы;

использование каждого конкретного задания для формирования у детей

общих

навыков,

которые

могут

пригодиться

в

любых

видах

деятельности.

В образовательном процессе очень важен личный пример педагога.

Посещение обучающимися моей персональной выставки «По зову души»

вызвало положительный отклик у моих воспитанников. Такое неформальное

общение стало стимулом к развитию их творческого потенциала, что является

неотъемлемой частью любой творческой профессии. Развитие творческого

потенциала связано с потребностями, эмоциями, мыслями человека. Моя

основная задача, как педагога сделать процесс творчества доступным для

всех обучающихся, для этого стараюсь разнообразить учебную деятельность,

развивать

у

детей

воображение,

вызывать

у

них

желание

постигать

азы

искусства рисования.

Самостоятельные

опыты

в

творческой

деятельности

активно

способствуют

допрофессиональной

ориентации

учащихся.

Пробуя

себя

в

различных

видах

художественной

деятельности

(живопись,

графика)

и

наконец, выбрав наиболее близкий для себя, они начинают задумываться о

своей

дальнейшей

профессиональной

деятельности,

о

своем

месте

в

обществе. Создавая и сравнивая свои работы, дети задумываются о том, что

сами они – разные люди и должны учиться понимать друг друга, в том числе

и через свои рисунки.

В «ИЗО – студии» реализуются программы: «Мир в ярких красках

детства», «Я не волшебник, а только учусь». Они имеют художественную

направленность. Целью программ является создание условий для развития

творческой активной личности. Обучение детей графическим, живописным

навыкам

и

умениям,

техникам

рисования

не

является

самоцелью.

Это

необходимое

средство

введения

детей

в

мир

творчества

и

свободы

самовыражения.

Прослушивание

фрагментов

музыкальных

и

литературных

произведений, сочинение сказок, проигрывание театральных этюдов - все это

дает

возможность

к

активному

и

осознанному

познанию

окружающей

действительности. Занятия способствуют развитию зрительного восприятия,

памяти, образного мышления.

Программа «Мир в ярких красках детства» разработана для занятий с

младшим школьным возрастом – дети 7 – 9 лет.

Это

первая ступень –

ознакомительный

этап,

где

происходит

привитие

интере са

к

изобразительному искусству.

Программа «Я не волшебник, а только учусь» разработана

для детей

второго года обучения 9 -12 лет. Это вторая ступень – базовый уровень.

Основные задачи обучения на этом уровне – развивать у детей точность

художественного восприятия. Учить наблюдать, анализировать. В процессе

обучения

развивать

у

учащихся

эмоциональное

восприятие

цвета

и

понимание его выразительного содержания. Учить свободно оперировать в

составлении собственных композиций такими выразительными средствами,

как: цвет, линия, контраст и нюанс, ритм, а также владеть навыками передачи

пространства.

Среди обучающихся есть дети, которые приходят на занятия с целью

дальнейшего поступления в художественную школу. Здесь в «ИЗО – студии»

учащиеся проходят необходимую подготовку, которая является следующей

ступенью их обучения в ДХШ. Таким образом, у воспитанников в процессе

обучения формируется учебная мотивация.

Положительным результатом допрофессиональной подготовки можно

считать факт поступления детей в ДХШ, а в дальнейшем в СХУ или ВУЗы

художественного направления.

В

процессе

освоения

программ

в

условиях

дополнительного

образования, дети получают собственный опыт интеллектуально-творческой

деятельности,

общаются

с

людьми

искусства,

получают

уроки

межличностного

общения,

основанного

на

общих

интересах,

обогащают

воображение через экскурсии в музеи и на тематические выставки.

Результатом и мотивацией к дальнейшей деятельности является участие

детей в конкурсах, выставках, фестивалях разного уровня. Новой формой

работы объединения «ИЗО – студия» стали отчетные выставки, которые

повышают

мотивацию

к

собственному

развитию,

способствуют

более

полному раскрытию творческого потенциала, повышают самооценку.

Очевидно,

что

польза

художественного

развития,

начиная

с

объединения

«ИЗО

студия»,

будет

проявляться

не

только

в

школьном

возрасте, но и на протяжении всей жизни. Выпускники объединения «Изо-

студия» будут иметь надлежащие культурные установки и смогут понимать и

оценивать

классическое

искусство

или

станут

квалифицированными

специалистами в сфере современного искусства и будут создавать искусство

будущего.

Список литературы:

1.

Асмолов

А.Г.

Дополнительное

образование

как

зона

ближайшего

развития

образования

в

России:

от

традиционной

педагогики

к

педагогике развития // Внешкольник – 1997. №9.

2.

Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ до

2020 года.

3.

Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа" (утв.

Президентом РФ от 4 февраля 2010 г. N Пр-271).

4.

Сазонов А.Д. и др. Профессиональная ориентация учащихся. - М.:

Просвещение, 1989.

5.

Чистякова С.Н. Педагогические основы управления профессиональной

ориентацией школьников. - М., 1987.



В раздел образования