Напоминание

Система работы по подготовке к государственной итоговой аттестации в форме ЕГЭ в МКОУ "Средняя общеобразовательная школа № 4"


Автор: Мехонцева Марина Григорьевна
Должность: заместитель директора по увр
Учебное заведение: МКОУ "Средняя общеобразовательная школа №4"
Населённый пункт: город Шадринск, Курганская область
Наименование материала: статья
Тема: Система работы по подготовке к государственной итоговой аттестации в форме ЕГЭ в МКОУ "Средняя общеобразовательная школа № 4"
Раздел: полное образование





Назад





Система работы по подготовке к государственной итоговой аттестации

в форме ЕГЭ в МКОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4»
Целью ЕГЭ является не только совмещение итоговой аттестации выпускников школ с вступительными экзаменами в вуз, но и оценка качества образования для принятия оптимальных управленческих решений. Важнейшей задачей управления процедурой ЕГЭ является компетентное информационное сопровождение его на всех этапах и уровнях подготовки и проведения экзамена. Немаловажное значение для развития и внедрения в педагогическую практику независимых форм и методов оценки уровня и качества учебных достижений обучающихся имеет психологическая комфортность основных субъектов образовательного процесса (учащихся, педагогов), личностные установки на достижение результата, их ценностно–мотивационное отношение к единому государственному экзамену. Результаты социологического исследования отношения различных субъектов образования к ЕГЭ могут быть использованы для выявления причин низких результатов, выработки основных направлений управления качеством образования.
Задачи для подготовки участников образовательного процесса к ГИА и ЕГЭ:
 отбор наиболее эффективных критериев оценивания учащихся в соответствии с форматом ГИА и ЕГЭ;  систематизация, накопление и анализ контрольно-измерительных материалов по предметам;  дополнение и корректировка тематического планирования по предметам с учетом содержания контрольно-измерительных материалов и развития универсальных мыслительных операций;  разработка системы психологической подготовки учителей, учащихся и их родителей (законных представителей) к сдаче ГИА и ЕГЭ и к обучению в профильной школе.
Формы работы по подготовке к итоговой аттестации в форме ГИА и ЕГЭ
Основные формы работы администрации школы по подготовке к итоговой аттестации в форме ГИА и ЕГЭ:  Проведение тематических педагогических советов.  Проведение тематических родительских собраний.  Организация проведения индивидуальных консультаций для учащихся.  Подготовка графика консультаций с учащимися по предметам.  Организация работы методических объединений школы по подготовке учителей к ГИА и ЕГЭ.  Организация деятельности психологической службы школы по поддержке процесса подготовки к ГИА и ЕГЭ.  Направление учителей-предметников на курсы по подготовке к итоговой аттестации в форме ГИА и ЕГЭ
Учителя:
 Изучение и анализ КИМов итоговой аттестации в форме ГИА И ЕГЭ.  Подбор материалов по подготовке учащихся к итоговой аттестации.  Проведение консультаций по предмету.  Обучение учащихся 11-х классов заполнению бланков ответов ЕГЭ.  Обучение на курсах по подготовке и проведению итоговой аттестации в форме ЕГЭ.  Работа с интернет-ресурсами по подготовке к итоговой аттестации.  Формирование программы по подготовке к итоговой аттестации выпускников.
 Подготовка опорных конспектов по основным вопросам курса и видам учебных умений.
Психологическая служба школы
 Изучение профессиональной направленности учащихся 10-11-х классов, консультации по выбору ГИА и ЕГЭ.  Выявление закономерностей, связанных с выбором предметов для прохождения итоговой аттестации.  Психологическая диагностика учащихся 10-11-х классов.  Индивидуальные консультации учащихся, их родителей (законных представителей), учителей-предметников.  Проведение аутотренингов для учащихся перед итоговой аттестацией
Классные руководители 9,11-х классов
 Подготовка документов для формирования региональной базы данных выпускников.  Ознакомление учащихся, их родителей (законных представителей) с нормативными документами по организации итоговой аттестации в форме ЕГЭ.  Мониторинг выбора учащимися 9,11-х классов предметов итоговой аттестации.  Контроль посещаемости учащимися консультаций по подготовке к итоговой аттестации.  Проведение индивидуальных консультаций с учащимися и их родителями (законными представителями).  Взаимодействие с психологической службой школы.
Планирование работы МО по подготовке к ГИА

I.
Представляется целесообразным вынести на
заседания

методического

объединения
рассмотрение следующих вопросов:  Цели и задачи новых подходов к государственной итоговой аттестации выпускников образовательных учреждений.  Содержание деятельности членов МО по подготовке к ГИА.  Анализ структуры и содержания КИМов по предмету.  Система оценивания результатов ГИА по предмету.  Современное учебное занятие в контексте новых требований государственной итоговой аттестации.  Структура предметного знания как основа подготовки к ГИА.  Деятельный подход к освоению обучающимися содержания образования по предмету.  Маршрутный лист ГИА. Технология процедуры проведения ГИА (организационно- деятельностная игра).  Проблемно-ориентированный анализ результатов работы МО по подготовке и проведению ГИА.  Прогностическая направленность мониторинга качества знаний по предмету.  Анализ итогов ГИА по предмету и задачи МО по совершенствованию качества образовательного процесса. Обсуждение подобных вопросов позволит осуществить своеобразное методическое погружение педагогов в проблему; организовать изучение педагогических, теоретических и практических аспектов проблемы ГИА; раскрыть педагогическую целесообразность проведения ГИА, его гуманистическую направленность по отношению к обучающемуся. В ходе обсуждении проблемы ГИА важно организовать обмен мнениями педагогов по наиболее сложным вопросам, возникающим в ходе подготовки и проведении процедуры ГИА, которые имеют непосредственное отношение к содержанию деятельности каждого
учителя, т.е. осуществить своего рода проблематизацию его деятельности на разных этапах проведения ГИА. Всесторонний анализ собственного опыта педагогической деятельности в контексте требований ГИА, анализа за предыдущий год, опыта проведения ГИА в других районах, результатов выполнения КИМов за предыдущий год, оценка учебных и личностных достижений обучающихся по предмету, степени их готовности соответствовать критериям ГИА помогут методическому объединению сформулировать приоритеты в методической работе с учителями.
II.

В области совершенствования качества образовательного процесса:
 Повышение качества выполнения требований Государственного образовательного стандарта по предмету.  Анализ типичных ошибок, допущенных выпускниками в ходе экзамена по предмету.  Осуществление корректировки учебно-тематического планирования в соответствии с результатами ГИА по предмету.  Разработка систем мер по профилактике типичных учебных затруднений обучающихся по темам учебных дисциплин, выносимых на ГИА.  Выполнение государственных требований к нормам оценки знаний, умений и навыков, обучающихся по предмету.  Формирование у обучающихся личностных смыслов самостоятельной подготовки к ГИА.  Совершенствование учебных занятий в соответствии с требованиями государственной итоговой аттестации.  Повышения эффективности работы с базовыми понятиями учебного курса.  Развитие системного (многомерного) мышления средствами образовательной области.  Развитие логического мышления на учебных занятиях по предмету.  Развитие у обучающихся коммуникативных умений и навыков создания собственного речевого высказывания.  Развитие навыков осмысленного чтения учебного текста, способности проводить его смысловой, языковой анализ.  Развитие у обучающихся умений и навыков самоорганизации учебной деятельности.  Усилие роли рефлексивно-оценочного компонента в обучении на этапе подготовки к ГИА.  Подготовка учащихся к рациональному использованию времени на экзамене.  Формирование у обучающихся эмоционально-ценностного отношения к предметным знаниям.  Обеспечение психолого-педагогической поддержки выпускников в ходе подготовки к ГИА.  Сохранение физического, психического, нравственного здоровья ребенка в ходе подготовки и проведения ГИА, эгопсихологическая направленность процесса обучения.  Обеспечение эмоционально-психологического благополучия школьников на этапе подготовки и проведения ГИА.  Организация взаимодействия учителей предметников с классными руководителями, специалистами функциональных служб, родителями выпускников в ходе подготовки к ГИА.
III.

Проведение целевых открытых учебных занятий по заявленным проблемам:
 Модернизация структуры учебного занятия в логике требований ГИА.  Формирование общеучебных умений и навыков на учебном занятии.  Использование внутрипредметных и межпредметных связей в целях систематизации учебного материала.  Развитие логического мышления на учебном занятии.
 Формирование навыков монологического высказывания (устного и письменного).  Использование структурно-логических схем в процессе изучения учебного материала по предмету.  Технология организации самостоятельной работы обучающихся с содержанием текста учебника.  Использование тестовой формы контроля знаний, умений и навыков по предмету.
IV. Изучение передового педагогического опыта:
 Организация обмена опытом по подготовке учащихся к ГИА внутри методического объединения; в рамках образовательного учреждения в целом.  Изучение опыта работы методических объединений других школ по подготовке к экзамену.  Основные направления обновления содержания педагогической деятельности в условиях введения новых форм государственной итоговой аттестации обучающихся.  Создание эффективной системы профилактики неуспеваемости обучающихся по предмету.
V. Инспекционно-контрольная деятельность за качеством образовательного

процесса:
 Повышение объективности системы измерения качества общеобразовательной подготовки обучающихся по предмету.  Соблюдение критериев оценивания учебных и личностных достижений обучающихся по предмету.  Качество усвоения теоретической части программы.  Выполнение практической части программы.  Качество практической подготовки учащихся по предмету (например, практические орфографические и пунктуационные навыки).  Проведение проверочных, контрольных работ, контрольных срезов знаний по предмету.  Уровень сформированности общеучебных умений и навыков.  Динамика объема учебной нагрузки обучающихся по предмету на учебном занятии и дома.  Технология проведения зачетов и других форм контроля знаний обучающихся, их эффективность.  Качество подготовки учащихся к новой форме итоговой аттестации.
VI. Создание учебно-методического сопровождения образовательного процесса:
 Разработка контрольно-измерительных материалов различных видов для осуществления промежуточного итогового контроля за качеством знаний.  Разработка пакетов дидактических материалов, направленных на развитие системного, логического мышления на учебном занятии по предмету.  Создание системы средств, обеспечивающих развитие общеучебных умений и навыков.  Разработка системы заданий для самостоятельной работы по предмету.  Разработка творческих (исследовательских) заданий, проектов по предмету.  Разработка пакета разноуровневых заданий по наиболее сложным темам курса.  Разработка моделей организационно-деятельностных игр для подготовки обучающихся к ГИА.  Разработка проблематики тематических консультаций для учащихся при подготовке к ГИА.
VII.

Представление

учителям

педагогические

нововведения,

новые

педагогические технологии:

 Проектирование структуры и содержания контрольно-измерительных материалов по предмету.  Современные методики диагностики учебных и личностных достижений школьников.  Использование заданий в тестовой форме в ходе различных видов контроля качества подготовки выпускников.  Основы дидактической тестологии.  Характеристика особенностей выполнения заданий базового (повышенного, высокого) уровня при проведении ГИА.  Использование разнообразных педагогических техник для решения задач подготовки обучающихся к ГИА.  Технология построения «дерева» темы, учебного курса (базовые понятия, стержневые идеи курса).  Использование технологических карт при проектировании содержания учебного занятия в логике требований ГИА.
VIII. Тематическое консультирование членов методического объединения:
 Совершенствование учебно-тематического планирования по предмету с учетом результатов ГИА.  Критерии оценивания учебных и личностных достижений обучающихся.  Технология подготовки и проведения групповых и индивидуальных консультаций для учащихся в период подготовки к ГИА.  Разработка технологической карты учебного занятия с учетом требований ГИА.  Роль самостоятельной работы обучающегося по предмету в структуре форм организации познавательной деятельности.  Система работы учителя по формированию у учащихся общеучебных и специальных умений и навыков.  Способы актуализации субъектного опыта обучающихся в процессе изучения учебной дисциплины.  Уровни обобщения и систематизации знаний.  Психолого-педагогические механизмы развития (поддержания) внимания учащихся в процессе обучения.  Психологические основы саморегуляции эмоционального состояния ребенка в процессе подготовки и проведения ГИА.  Профилактика экзаменационного стресса в ходе подготовки и проведения ГИА.  Роль учителя-предметника в подготовке и проведении психолого-педагогического консилиума.  Профилактика психологической усталости обучающихся (учителя) на этапе подготовки к ГИА.  Психолого-педагогические условия обеспечения устойчивости эмоционального состояния участников ГИА.  Педагогическая помощь ребенку в объективизации самооценки своих учебных и личностных достижений. Что еще конкретно может помочь подготовить ученика к ЕГЭ? Проведение диагностических работ по предметам, выбранным для сдачи ЕГЭ. Мы в школе проводим много таких диагностических работ. Заключив договор с Московским институтом открытого образования (система Статград), мы провели в этом учебном году стартовые работы по математике в 5, 6, 7, 8, 9, 10 и 11 классах, диагностики по русскому языку, математике (базовый уровень и профильный уровень), химии, биологии, физике, английскому языку, информатике, истории, обществознанию в ноябре-декабре и в феврале. Кроме того, обязательные входные, полугодовые контрольные работы по всем предметам.
Продолжая сотрудничество со Статградом, мы проведем в марте, апреле снова диагностические работы по всем предметам в 9х и 11х классах, выбранных для итоговой аттестации. Мы также принимаем участие во всех промежуточных контролях по математике, русскому языку, истории, обществознанию, физике, которые проводятся в области и городе. Таким образом, ученики 9х классов пишут диагностические работы ежемесячно, а ученики 11х классов даже чаще. Система анализа диагностических работ позволяет выявить у каждого ученика его конкретные затруднения, качество изучения определенной темы, внести коррективы в изучение и повторение, а также определить тематику для проведения консультаций по предметам. Таким образом,
система психолого-педагогической поддержки учащихся
– это комплексный и системный подход к решению проблем, возникающих при переходе на новые формы проверки учебных достижений школьников: это интеграция усилий классного руководителя, педагогов, психологов, социального педагога, администрации школы, медицинских работников, родителей, самих учащихся, направленных на обеспечение успешной адаптации в новых условиях проведения экзамена; это система личностно-ориентированного обучения; это регулярность и организованность, продуманность и четкая организация действий всех элементов системы; это и здоровьесберегающая деятельность образовательного учреждения. И как результат – ежегодные хорошие качественные показатели, которые находятся на 1 – 2 местах в городе, и постоянно выше показателей по региону.


В раздел образования