Напоминание

"Развитие двигательной активности дошкольников"


Авторы: Маркелова Наталья Александровна, Краев Дмитрий Николаевич
Должность: старший воспитатель, инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МАДОУ "Парус"
Населённый пункт: город Урень Нижегородской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Развитие двигательной активности дошкольников"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребёнка – детский сад «Парус»

г. Урень Нижегородской области

Сценарий семинара – практикума для воспитателей

«Развитие двигательной активности

дошкольников»

Составил: Н.А. Маркелова,

старший воспитатель

высшей квалификационной категории

2019 г.

Семинар – практикум для воспитателей «Развитие

двигательной активности дошкольников»

Цель: 1. Повысить интерес к различным видам двигательной деятельности.

2. Увеличить двигательную активность детей ДОУ в течение дня.

3. Поднять эмоциональный настрой.

Ход семинара:

I Вводная часть:

Слайд № 1. Ведущий: Уважаемые коллеги, сегодня мы пригласили вас на семинар-

практикум по теме «Развитие двигательной активности детей дошкольного

возраста».

Слайд № 2. В качестве разминки я предлагаю вам подумать. Докажите, так это или

не так, применяя свой опыт, что: «Движение – радость, движение – здоровье,

движение – развитие». Итак, ДВИЖЕНИЕ – ЭТО ЖИЗНЬ.

II. Основная часть:

Слайд № 3. Двигательная активность – это естественная потребность в движении,

удовлетворение которой является важнейшим условием всестороннего развития и

воспитания ребёнка.

Дошкольное детство – уникальный период в жизни человека, когда формируется

здоровье, осуществляется развитие личности. Одним из многообразных факторов,

влияющих

на

состояние

здоровья

и

работоспособность

растущего

организма

является двигательная активность.

Что означает двигательная активность?

Это суммарное количество двигательных действий, осуществляемых ребенком в

течении дня.

Двигательная

активность

это

естественная

потребность

в

движении,

удовлетворение которой является важнейшим условием всестороннего развития и

воспитания ребёнка.

Понятие «двигательный

режим»

включает

в

с ебя продолжительность,

повторяемость и распределение всех видов физической деятельности детей в

течение

дня.

И

подразумевает

все

виды

организованной

и

самостоятельной

деятельности,

в

которых

четко

выступают

локомоторные

(связанные

с

перемещением в пространстве) действия детей.

Учитывая

индивидуальные

особенности

двигательной

деятельности

детей,

оптимизации двигательного режима свойственна гибкость, но и одновременно

четкая

структуризация,

поэтому

разработана

модель

двигательной

активности

детей, которая позволяет проследить всю работу не только в течение дня, но и в

течение недели, месяца, всего учебного года.

Рассмотрим

последовательность,

план,

условия

и

особенности

реализации

двигательного режима поэтапно, в течении дня.

«Первая половина дня»

Это самый короткий по времени этап, но самый насыщенный воспитательно-

оздоровительными мероприятиями. Планировать лучше игры малой или средней

подвижности

«Найди,

что

спрятано»,

«пронеси

мяч»

и

т.д.

В

этот

период

обязательно

проводятся

индивидуальная

работа,

игры,

упражнения

оздоровительного характера.

1. Утренняя гимнастика

Утренняя гимнастика - является важнейшим компонентом двигательного режима,

ее организация должна быть направлена на решение оздоровительных задач,

поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей.

Используются

разные

формы

проведения

гимнастики:

традиционная

(ОРУ

с

предметами

и

без

предметов),

игровая,

сюжетная,

оздоровительный

бег,

с

использованием полосы препятствий, ритмическая гимнастика.

Утренняя гимнастика проводится ежедневно, до завтрака. Комплекс утренней

гимнастики

выполняется

2

недели.

В

весеннее

-

летнее

время

гимнастикой

полезнее заниматься на открытом воздухе, на площадке.

2. Физминутки

Физкультминутка (кратковременные

физические

упражнения)

проводятся

в

процессе образовательной деятельности. Значение физкультминутки заключается

в смене характера деятельности и позы ребёнка путём двигательной активности,

снимающей

утомление,

восстанавливающей

эмоционально-положительное

состояние психики.

Она может быть проведена сидя или стоя у стола, за которым дети занимаются.

Она

состоит

из

2-3

упражнений

на

разгибание

туловища,

движение

рук,

активизирующих работу мышц и расширяющих грудную клетку, шага на месте.

Всѐ это выполняется в течение 1-3 минут. Физминутка должна быть радостной,

увлекательной

3.

Двигательная

разминка

проводится

в

перерывах

между

образовательной

деятельностью в средней, старшей, подготовительной группе. Состоит из 3-4

игровых упражнений: «Кольцеброс», «Бой петухов» или подвижной игры.

Игровые

упражнения

должны

быть

хорошо

знакомы

детям,

просты

по

содержанию,

с

небольшим

количеством

правил,

доступны

детям

с

разным

уровнем двигательной активности.

По длительности не менее 10 минут.

4. Прогулка

Проводятся прогулки 2 раза в день: утром и вечером. Благоприятное время для

проведения индивидуальной работы с детьми и организация их самостоятельной

деятельности.

Подвижные

игры

и

физические

упражнения

на

прогулке

являются

формой

оптимального двигательного режима.

На прогулке длительность игр и упражнений:

-

10-12

минут

низкой

интенсивности

в

конце

прогулки,

если

в

этот

день

планируется

образовательная

деятельность

по

физическому

развитию,

-30-40

минут в остальные дни;

- рекомендуется проводить 1- 2 игры, 1-2 физических упражнения, которые были

изучены на физкультурном занятии.

Не следует забывать об играх – эстафетах, хороводных играх.

Необходимо планировать к прогулке подвижные и спортивные игры. Эта форма

работы открывает широкие возможности для физического совершенствования

детей, укрепления их здоровья и закаливания.

Важно, чтобы в распоряжении детей был игровой материал, физкультурные

пособия и инвентарь, стимулирующий двигательную активность.

Вторая половина дня

Гимнастика

после

сна

это

комплекс

гимнастических

упражнений

(как

традиционных и нетрадиционных), закаливающих и лечебно - профилактических

мероприятий проводимых с целью подготовки детей к активной деятельности,

оздоровления и физического развития.

Федеральный

государственный

образовательный

стандарт

дошкольного

образования к программам дошкольного образования в содержании двигательного

режима предлагает обязательное включение гимнастики после дневного сна.

Закаливающие

процедуры

сочетаются

с

другими

оздоровительными

процедурами:

дыхательной и звуковой гимнастикой, профилактикой и коррекцией нарушений

осанки,

плоскостопия,

пальчиковой

гимнастикой,

самомассажем

и

другими

упражнениями.

Проведение

оздоровительной

гимнастики

после

дневного

сна

имеет

примерно следующую схему:

1. Общеразвивающие и оздоровительные упражнения в постели (лежа и сидя),

или стоя у кроватки.

2.

Упражнения,

направленные

на

профилактику

плоскостопия

и

нарушений

осанки;

3. Закаливающие процедуры.

Главное

предназначение

гимнастики

после

дневного

сна

повысить

жизнедеятельность

всего

организма:

мышечной,

сердечнососудистой,

дыхательной

систем,

активизировать

деятельность

нервной

системы,

создать

условия для хорошей умственной работоспособности, для перехода к деятельному

состоянию всего организма.

В

основе

подбора

комплекса

упражнений

гимнастики

после

сна

лежит

имеющийся у детей двигательный опыт и характер предыдущей физкультурной

деятельности.

Например, если в этот день поводилось физкультурное занятие тренирующего

характера, то гимнастика после сна проводится с небольшой нагрузкой.

В

соответствии

с

требованиями

возрастной

адекватности

гимнастика

должна

проводиться в виде игр и игровых упражнений во всех возрастных группах. Это

может

быть

сюжетного

или

образного

типа

гимнастика,

или

гимнастика

с

элементами логоритмики.

Организованная

двигательная

активность включает

в

себя

занятия

по

физической культуре.

Занятия по физической культуре

Назначение занятий по физкультуре состоит в том, чтобы:

- обеспечить развитие и тренировку всех систем и функций организма;

- формировать двигательные умения и навыки, физические качества;

- создать условия для разностороннего развития детей.

Формы

проведения

занятий

по

физической

культуре

разнообразны.

В

работе

используются следующие формы проведения занятий : учебно - тренирующего

характера,

сюжетные,

игровые,

тематические,

интегрированные,

ритмическая

гимнастика, занятия с использованием тренажеров и тренировочных устройств,

контрольно - учетные, занятия на воздухе).

Правильное чередование нагрузки и активного отдыха на занятии обеспечивает

сохранение

оптимальной

возбудимости

внимание

и

эмоций

ребенка,

предупреждает естественно развивающееся утомление.

Интерес

к

занятиям

в

любой

возрастной

группе

обеспечивается

новизной

упражнений и игр и постепенным усложнением задач, которые вызывают работу

мысли,

активизацию

действий,

положительные

эмоции,

желание

достичь

результата. Для того чтобы занятия физкультурой приносили еще большую пользу

для здоровья, ежедневно используются упражнения для профилактики нарушения

осанки и плоскостопия, проводится работа по укреплению дыхательной системы.

Самостоятельная двигательная активность

Не менее важное значение имеет самостоятельная двигательная деятельность в

течение дня.

При этом берется во внимание возрастные и психо-эмоциональные

особенности детей.

Педагог,

организуя

двигательную

деятельность,

должен

учитывать

половые

особенности детей. Для мальчиков старшего дошкольного возраста благоприятен

режим большой двигательной активности, а для девочек средний режим ДА.

Поэтому

необходимо

продумать

дополнительные

двигательные

занятия

для

мальчиков.

Следует

помнить,

что

девочки

нуждаются

в

побуждении

к

двигательной

деятельности,

поэтому

следует

их

привлекать

к

организации

подвижных игр.

Занимаясь

самостоятельно,

ребёнок

сосредотачивает

внимание

на

действиях,

ведущих к достижению увлекающей его цели. Для активизации самостоятельной

двигательной активности значительную роль играет двигательная среда.

ФГОС ставит к развивающей предметно - пространственной среде определенные

требования: насыщенность, полифункциональность, вариативность, доступность,

безопасность, трансформируемость.

Вывод: Жизнь детей в течение дня должна протекать в рамках установленного

оптимального двигательного режима, без спешки и постоянных поторапливаний,

противоречащим основам гигиены нервной системы ребѐнка.

Задачи воспитателя заключаются в том, чтобы дети ежедневно сумели научиться

чему-то

новому,

усовершенствовали

уже

знакомое,

обогащали

свои

знания

и

чувства, а уходя домой, имели интересную перспективу на завтра - поиграть в

обещанную интересную игру пойти в дальнюю прогулку. Такую интересную

полноценную жизнь может создать каждый воспитатель.

Разминка «Весёлая разминка» (проводит инструктор по физической культуре)

Слайд № 4. Начнем мы наш семинар с интеллектуальной битвы. Предлагаю

педагогам разделиться на 2 команды.

«Интеллектуальная битва».

Задание 1. Раскройте содержание предложенного направления работы по

формированию двигательной активности у детей дошкольного возраста. (Команды

называют по очереди формы двигательной активности.)

Физкультурные занятия,

утренняя гимнастика,

корригирующая гимнастика после сна,

физкультминутки,

пальчиковые гимнастики,

зрительная, дыхательная гимнастика

оздоровительная ходьба,

прогулки,

подвижные и спортивные игры,

спортивные упражнения,

спортивные досуги и праздники,

туристические походы,

пешие прогулки,

психогимнастика,

релаксационные упражнения,

оздоровительная ходьба, бег.

Задание № 2. Каждой команде по выбору нужно рассказать методику одной из

форм двигательной активности.

1.

Методика проведения подвижной игры.

Сбор детей на игру, объяснение игры, распределение ролей, проведение игры и

руководство ею.

2. Методика проведения утренней гимнастики. (карточки с заданиями)

Задание №3.

Это средство оздоровления и профилактики болезней. От него у детей

пропадает сонливое состояние, появляется чувство бодрости, наступает

эмоциональный подъем, повышается работоспособность на весь день

(утренняя гимнастика).

Кратковременные физические упражнения способствуют смене позы и

характера деятельности путем двигательной активности. (физкультминутки)

Важно соблюдать все 5 этапов организации прогулки. Назовите их.

Наблюдение; Трудовая деятельность; Игровая деятельность;

Индивидуальная работа; Самостоятельная деятельность детей.

Одна из основных моделей организации образовательного процесса детей

дошкольного возраста. Условия - создание педагогами предметно - развивающей

образовательной среды позволяющей ему взаимодействовать со сверстниками или

действовать индивидуально (Самостоятельная деятельность детей).

Поднять настроение и мышечный тонус детей с помощью контрастных

воздушных ванн и физических упражнений. Сохранить и укрепить здоровье детей

- главная цель? (Бодрящей гимнастики после сна).

Служит удовлетворению потребности дошкольника в движении, имеет

определённую наполняемость соответствующую возрасту детей.

(Физкультурный уголок).

Приведите примеры спортивных игр? (бадминтон, городки, баскетбол,

волейбол, футбол, эстафеты).

Какие вы знаете спортивные упражнения? (катание на санках, катание на

лыжах, катание на коньках, катание на самокатах, на велосипедах,

плавание).

Задание 4. «Физкультурный калейдоскоп».

Командам предлагается продемонстрировать

физкультминутки,

дыхательную гимнастику,

пальчиковые упражнения для всех участников игры.

«Живые картинки».

Ведущий: - Удовлетворение интереса не приводит к его исчезновению, а наоборот

интерес может укрепляться, развиваться, становиться более глубоким и

разносторонним. А для этого педагоги должны приложить определенные усилия.

Всем известно, что наиболее эффективными в работе с детьми являются

нестандартные приемы. Пантомима – один из них. Каким образом можно

использовать пантомиму для повышения двигательной активности?

Команды получают иллюстрации зимних видов спорта (фигурное катание,

биатлон, лыжный спорт). Команды по очереди средствами пантомимы показывают

их, соперники отгадывают.

«Игралочка».

Инструктор по физической культуре:

- Конечно, мы не можем забывать о ведущем виде деятельности дошкольников –

игре. Я предлагаю вам выполнить упражнения для развития двигательной

активности дошкольников в группе.

Игра «Гигантские шаги»

Цель: развитие пространственного воображения и восприятия, крупной моторики,

координации; формирование перекрестных движений.

Организация: цветные ориентиры (картон) раскладываются по кругу, на

расстоянии большого шага ребенка.

Ход игры: по очереди различными способами перешагивают с фигуры на фигуру

(прямые, на полусогнутых, на носках, на пятках, спиной вперед).

Педагогическая задача. (1 мин.)

№1. « На утренней гимнастике в младшей группе воспитатель

проводила упражнения с гимнастическими палками. Перед выполнением каждого

упражнения она объясняла и показывала его, с заданием дети справились плохо.

После гимнастики были возбуждены». Как психологически обосновать состояние

детей? Почему дети плохо справились с заданием?

Ответ: гимнастические палки в младшей группе не даются. На

гимнастику выносятся знакомый комплекс, объяснять не нужно.

Педагогическая задача:

№2. Какой дидактический принцип нарушен?

«На прогулке в младшей группе воспитатель обучает ребёнка прыжкам через

короткую скакалку. Ребёнок перекладывает скакалку редко, подпрыгивает на

месте часто. Воспитатель многократно показывает, объясняет, малыш сначала

отказывается прыгать, а потом совсем уходит»

Ответ: обучение прыжкам через короткую скакалку начинается со второй

половины года в средней группе (принцип доступности).

Педагогическая задача.

№3. Педагогическая задача:

Летом дети встречают своих родителей на площадке. До прихода родителей дети

играют в «Догонялки». Олег и Вика, во время бега сталкиваются, налетают друг

на друга. Вика с плачем подходит к воспитателю и говорит, что Олег ее стукнул.

Ответ: Обратиться за помощью к другим играющим детям, чтобы выяснить,

как все произошло. Успокоить и пожалеть детей, ещё раз напомнить правила

безопасности во время бега.

Психогимнастика.

Педагог – психолог: - Сейчас я вам, уважаемые коллеги, предлагаю немного

расслабиться. А упражнение называется «Обними и приласкай игрушку»

Цель: удовлетворить потребность детей в эмоциональном тепле и близости.

Ход: Взрослый приносит в комнату одну или несколько мягких игрушек,

например, куклу, собаку, медведя, зайца, кошку и т.д. Воспитатели гуляют по

музыкальному залу. По сигналу они разбиваются на группы и проходят к той

игрушке, которую хотели бы приласкать. Первый воспитатель берёт игрушку,

обнимает её и говорит ей что-нибудь нежное и приятное. Затем передаёт игрушку

своему соседу. Тот, в свою очередь, тоже должен обнять игрушечного зверя и

сказать ласковые слова. Игра может повторяться несколько раз.

Ведущий:

Наш семинар – практикум подошел к концу. Всего доброго!



В раздел образования