Напоминание

"Анализ работы с одарёнными детьми в рамках ФГОС"


Автор: Кравченко Татьяна Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ "СОШ №2"
Населённый пункт: станица Сторожевая-2, Карачаево-Черкесская республика
Наименование материала: статья
Тема: "Анализ работы с одарёнными детьми в рамках ФГОС"
Раздел: начальное образование





Назад





Тема: « Одарённые дети».

ФГОС проблема работы с одарёнными детьми.
Работу выполнила: учитель начальных классов Кравченко Татьяна Ивановна.
Хочется напомнить замечательные слова В.А. Сухомлинского: «В душе каждого ребенка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой - они красиво зазвучат». «Одаренность человека - это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все, чтобы он вырос и дал обильный плод.» (Из материалов ФГОС) В настоящее время проблема работы с одарёнными детьми всё более актуальна. Обществу нужна творческая личность. Рыночная экономика формирует спрос на энергичных, с высоким интеллектом и высокими творческими способностями молодых людей. Выявление одарённых детей, организация системной работы - одна из главных задач современной школы и образовательной практики в условиях модернизации российской системы образования. Условно можно выделить три категории одаренных детей: Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (такие дети чаще всего встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте). Дети с признаками специальной умственной одаренности - в определенной области науки (подростковый образ). Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (чаще встречаются в старшем школьном возрасте). С сентября 2011 года во всех образовательных учреждениях нашей страны введен Федеральный государственный образовательный стандарт (далее ФГОС). В основе ФГОС лежит системно - деятельностный подход, который, среди множества планируемых результатов, предполагает: воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям современного общества; учёт индивидуальных особенно - стей учащихся; разнообразие их развития, обеспечение роста творческого потенциала и познавательных мотивов. Среди ключевых направлений развития образования в рамках национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» особое место занимает развитие системы поддержки одарённых детей, совершенствование развития творческой среды для выявления одарённых детей.
Проблема развития одарённости актуальна, у нас есть условия для развития обучающихся и существует необходимость выявления их способностей. Существуют разные формы и методы работы с одарёнными детьми, но на первый план выдвигается формирование интеллектуальных способностей. Независимо от уровня одарённости и даже уровня интеллектуальных возможностей, необходимо развивать и их креативные качества. Важным условием является умение отыскать среди множества учеников талантливых детей. Процесс выявления одарённых детей основан не только на таких объективных данных, как уровень успеваемости, но и на опыте педагога, его интуиции. Эта задача - выявить как можно больше детей с признаками одаренности и обеспечить им благоприятные условия для совершенствования присущих им видов деятельности - является одной из важнейших в работе учителя и классного руководителя.
Под

актуальной

одарённостью понимают:
«...психологическую характеристику ребенка с такими наличными (уже достигнутыми) показателями психического развития, которые проявляются в более высоком уровне выполнения деятельности в конкретной предметной области по сравнению с возрастной и социальной нормами» 3 . Такие дети сидят в большинстве случаев с поднятой рукой, быстро и без труда выполняют задания «со звёздочкой», отличаются хорошей речью и нестандартным мышлением. При этом ребёнок не обязательно демонстрирует высокий уровень способностей только в при обучении, он может проявлять одарённость в различных других видах деятельности. Не смотря на то, что точных (абсолютных) диагностик по выявлению одарённости на сегодняшний день не существует, учитель начальных классов всегда без труда и без помощи психолога может выявить преуспевающего, хорошо развитого и замотивированного на обучение ребёнка с устойчивыми интересами, так как учащиеся с актуальной одарённостью очевидны и отличаются: • опережением в овладении знаний и их прочным усвоением; любознательностью (они в большом количестве задают необычные, а иногда и сложные для данного возраста вопросы); • демонстрацией окружающим независимости, индивидуализма, желанием выполнять самостоятельно сложные задания; • стремлением контактировать с более взрослыми сверстниками и взрослыми людьми; ответы и рассуждения отличаются неожиданными, нестандартными, более сложными, чем ожидает учитель, выводами, аргументами, умозаключениями; многие из них имеют прочную, ёмкую память;
3 . Естественно, каждому учителю самому приходится много работать над созданием собственной системы личностных, деловых, нравственных качеств, в основе которой - желание развить исходные возможности ученика. Младший школьный возраст — период впитывания, накопления и усвоения знаний, а значит, важнейшей проблемой нашего общества является сохранение и развитие одарённости. Перед учителями начальных классов стоит основная задача - способствовать развитию каждой личности. Поэтому важно установить уровень способностей и их разнообразие у наших детей, но не менее важно уметь правильно осуществлять их развитие.
Бели школьник с первого класса подготовлен к тому, что
он должен
учиться
создавать, придумывать, находить оригинальные решения, то формирование личности будет проходить на основе обогащения её интеллектуального профиля... Обучая детей творческому мышлению, мы обогащаем их не только интеллектуально, но и личностно. Р.Дж. Стернберг Одарённого ребёнка легче сопровождать в обучении, если соотнести характеристики успешных младших школьников
с
типами одарённости. Единой классификации типов одарённости на сегодня не существует. Однако большинство педагогов, работающих с одарёнными детьми, придерживается сегодня ниже приведённой классификации. Для начальной школы она будет выглядеть следующим образом. 1 . Интеллектуальная одарённость проявляется чаще всего в способности быстро и оригинально решать нестандартные сложные задачи, анализировать проблемы, делать самостоятельные умозаключения. То, что для понимания обычных детей трудно, непонятно, преждевременно, для интеллектуалов - само собой разумеется. Они теряют мотивацию при видении только простых решений и заданий, не хотят ничего повторять и всё время стремятся к новому. При этом, многие из них не любят аккуратно писать, они не всегда хорошо организованы и им легче высказать своё мнение, чем прочитать об этом в книге. От «академиков», «интеллектуалов» отличает значительная умственная самостоятельность. 2 . ' Академическая одарённость проявляется чаще всего в способности учащихся именно к обучению, они замотивированы на получение большого количества знаний и легко их усваивают. Эти дети «ходячая энциклопедия», «эрудиты», они осведомлены даже в отношении тех вопросов, которые не изучаются по школьной программе. Они любознательны. С удовольствием демонстрируют свои знания и стараются выбирать для общения людей, с которыми интересно поговорить на интересующие их темы. Это самые большие «почемучки». Они способны к самообучению. Как правило, именно им педагоги выставляют самые высокие оценки, именно они получают больше всего похвалы. Их одарённость очевидна, специальной диагностики не требуется. Этих детей легко обучать. Художественная одарённость присуща учащимся, которые имеют высокие
достижения в изобразительном искусстве, танцах, пении, сценической деятельности и подобном. Это не любые дети, увлечённые художественной деятельностью. Здесь очень важно отметить уровень достижений учащегося. Подобная одарённость в отличие от предшествующих типов может долго оставаться потенциалом, если не создавать ситуаций для её проявления. Эти дети могут не проявлять способностей к обучению и не иметь высокий интеллектуальный коэффициент. 4. Творческая одарённость (креативность) обнаруживается у ребёнка с непохожим взглядом на мир, в умении находить неожиданные решения к задачам, которых, казалось бы, не может быть, они независимы в суждениях, отличаются выбором средств для выполнения заданий. Они стараются никому не подражать. Творческая одарённость выявляется труднее других, так как она всегда очевидна и не всегда проявляет себя, если для этого нет соответствующих условий, считается, что стандартные программы не позволяют этим детям проявить себя. 5. Не сложно выделить педагогу и лидерскую или социальную одарённость. Эти дети не просто хорошо организованы, они способны без особого труда организовывать вокруг себя других сверстников, иногда детей старше или младше себя. Их лидерство удерживается при помощи используемой ими тактики, личного обаяния Они не принуждают с ними дружить. С ними советуются, считаются, а нередко им добровольно подчиняются другие дети. У лидеров значительно лучше, чем у других детей развита интуиция. Задача учителя не допустить отрицательного лидерства талантливого ребёнка и создать условия, при которых лидеры будут играть позитивные роли. Потому что лидера невозможно превратить в обычного ребёнка он всё равно будет лидировать. 6 . Спортивная (психомоторная) одарённость предполагает наличие достижений ребёнка в области физкультуры и спорта. Данный тип одарённости не всегда заметен внешне, как считается, для спортивно одарённых детей характерна целеустремлённость, высокий уровень организации, мотивация на победу. В обучении эти дети не всегда успешны. Проявляется спортивная одарённость также, как и творческая при наличии соответствующих условий (соревнования, спортивные игры, уроки физкультуры и другое). Одарённый ребёнок может представлять сразу несколько типов одарённости, сочетая например, интеллектуальную, академическую и художественную одарённость. Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Всевозможные формы и виды деятельности позволяют поддерживать и развивать
их способности и таланты. Основными формами работы с одарёнными детьми являются: > Факультативы. > Предметные недели. > Предметные и творческие кружки, внеклассные мероприятия, которые позволяют учащимся показать свое творчество в самых разных формах его проявления: сценическое творчество, фантазирование, воображение, придумывание и сочинительство, поиск дополнительной информации к уроку. > Организация исследовательской работы и проектной деятельности. > Конкурсы, олимпиады, интеллектуальные игры, викторины. > Обобщение и систематизация материалов и результатов работы с одаренными детьми («Портфолио»). Не новой, но востребованной формой работы с одарёнными детьми младшего школьного возраста является научно-исследовательская деятельность учащихся, которая способствует развитию и индивидуализации личности, а также формированию мотивации к получению учащимися знаний. Как нельзя лучше для этого подходят уроки окружающего мира. Урок-исследование позволяет ставить серьёзные проблемные вопросы, исследовательские задачи, а детская тяга «к тайнам» превращает его в «исследователя». Успех выполнения таких задач формирует «интеллектуальную» радость, положительные эмоции. Проектная исследовательская деятельность - одна из ведущих в нашей современной действительности. Это некое ее отражение, где какой-то продукт получается не случайно, а путем целенаправленной и грамотно спланированной работы. Таким образом, выходит, что проектирование - это серия определенных алгоритмов, которые начинаются с решения реальной вставшей перед человеком проблемы, и заканчиваются получением определенного результата, причем результата, планируемого еще в самом начале проекта. Другими словами, любой проект связан с прогнозированием, а потому может служить эффективным инструментом развития интеллекта и креативности ребенка в обучении. Поэтому проектная деятельность стала неотъемлемой частью образовательного процесса. Элементы проектной деятельности учителя очень часто включают в свои уроки, когда учат детей планировать и действовать по составленному ими же плану. Практика использования методов исследовательского обучения в основном учебном процессе современной российской школы находит все большее применение. Современный учитель все чаще стремится предлагать задания, включающие детей в самостоятельный творческий, исследовательский поиск. Не нужно думать, что стоит только загрузить учащегося задачей проведения собственного исследования или выполнения творческого проекта, как работа пойдет полным ходом. Наивность этого подхода становится очевидной сразу, как только на этом заостряется внимание. Никакого исследования не проведет ни младший школьник, ни учащийся неполной средней школы, ни старшеклассник, если их этому специально не обучать. Кроме того, любая учебная деятельность, и учебно-исследовательская здесь не может быть исключением, требует особой системы поддержки и контроля. Она предполагает разработку содержания, форм организации и методов оценки
результатов.

Как вообще разработать проект? Идея проекта, как правило, рождается у учителя. Но, он таким образом создает проблемную ситуацию, что ученику кажется, что эта проблема занимала его ничуть не меньше, и он давно пытается ее разрешить, правда, не знал, как это сделать. Результаты проектной деятельности представляются на конкурсе: на уровне класса, школы и выше. Проект не обязательно должен быть ярким и масштабным, главное, чтобы тема была близкой и интересной для ученика. Поэтому учитель сам для себя решает, чего он хочет: научить ребенка работать над проектом или победить в конкурсе (что, впрочем, не снижает ценности работы, а, напротив, повы шает самооценку учеников). Например, можно выяснить, как влияют комнатные растения на физическое и психоэмоциональное состояние человека, провести эксперимент, а потом разводить в кабинете или дома те комнатные растения, которые положительно влияют на эмоции человека и его физическое здоровье.
(Проект «Мой зеленый уголок».
Можно через проектную деятельность поработать в театре. Результатом будут созданные по какой-либо технологии куклы, сценарии и спектакли для первоклассников (творческая сторона проекта). Примером может послужить
проект

«Волшебный мир театра».
Значимость такого проекта с любых аспектов педагогики трудно переоценить. Работа с родителями: В каждом классе сложилась система мероприятий, направленных на сотрудничество с родителями. Родители вовлекаются в жизнедеятельность школы через познавательные, творческие и спортивные мероприятия. ^ Проведение просветительской работы среди родителей через лектории, родительские собрания, педагогический всеобуч родителей ^ Привлечение родителей к организации и проведению внеклассных мероприятий Успех любой деятельности (в том числе и проектной) зависит от правильной ее организации. Здесь важно правило «триединства» - сотрудничество учителя, ученика и родителя. Учитель несет на себе функцию направляющего, корректирующего, консультирующего члена команды, а самое главное - вдохновителя и стратега. Ученик и родитель действуют тандемом, где ребенок является идейным исполнителем, а родитель помогает найти нужную информацию, а порой и материализовать идеи. При работе над проектом наиболее правильным направлением мы считаем образование различных комбинаторных групп: учитель + дети, учитель + родители, учитель + дети + родители. Принцип «триединства»: >
учитель + дети
(учитель проводит занятия с детьми по разработке проекта на уровне ребенка, обучая детей планировать, собирать информацию, знакомит с методами исследования и т.д.) > учитель + родители >
учитель +дети + родители
(уточняются основные принципы, правила, структура проекта, действия каждого).
В этом случае проект рассматривается на уровне ребенка, но с двойной подстраховкой: со стороны учителя и со стороны родителей. Такая организация хороша еще и тем, что родители активно участвуют в жизни своего ребенка, их общие творческие интересы выходят за круг привычного домашнего общения. Продукт проекта Идея проекта, работа над разрешением целей и задач, вдохновение, которое
сопутствовало вам на протяжении всей работы,
- все это должно найти свое отражение в продукте проекта. Это может быть книга, в которой вы собрали самую важную и полезную информацию по теме проекта; альбом, где представлен алгоритм выполнения какой- то определенной операции; диск с записью или демонстрацией важного этапа проекта; сценарий разработанного вами мероприятия, каталог, фильм и т.д. Но в любом случае все, что будет представлено как продукт проекта, должно быть значимым не только для вас (как для создателей и разработчиков проекта), но и для других лиц, чей интерес будет каким-то образом соприкасаться с темой вашего проекта. Выводы (итог) проекта Заканчивается работа над проектом подведением итогов: смогли ли вы добиться поставленной цели или нет, подтвердилась ли гипотеза, довольны ли вы своей работой. Можно озвучить планы на будущее. Основные задачи начальных классов: Формировать у учащихся представление об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности. Содействовать развитию творческой исследовательской активности детей. Стимулировать у младших школьников интерес к фундаментальным и прикладным наукам. Повышать мотивацию к учебной деятельности. Содействовать формированию у детей научной картины мира. Формировать позитивную самооценку, коммуникативную компетентность в сотрудничестве. Жизнеспособность системы работы с одаренными детьми подтверждается наличием в начальных классах победителей и призеров различных уровней предметных и развивающих олимпиад (районных, областных, всероссийских), призеров конкурсов научно-исследовательских работ учащихся, творческих и
Метапредметные умения - универсальные учебные действия Ценностно - смысловые установки на образование. Социальные компетентности, личностные качества спортивных конкурсов и соревнований. Благодаря системной работе одаренные дети становятся успешными. > Проблема И все таки проблема в работе с одаренными детьми существует. Отсутствие: > программы работы с одарёнными детьми; > методического сопровождения; диагностики по выявлению одарённых детей; Примеры вероятных проблемных образовательных ситуаций, с которыми могут столкнуться педагоги и одарённые учащиеся в результате введения новых ФГОС. Требования по новым Вероятные трудности в работе с одарённым ребёнком ФГОС Дети с художественной и спортивной одарённостью, не всегда столь же одарены в образовательных областях и могут начать противопоставлять свои успехи в области, в которой они более одарены появившимся сложностям в обучении. Мотивация на обучение может начать падать. Одарённый ребёнок, может иметь иные, чем другие дети в классе, ценностно- смысловые установки. Например, ему нравится видеть себя успешным и не нравится понимать, что у него что-то не получается. Ему хочется изучать математику, но он совсем не любит физкультуру. При формировании личностных качеств учащихся педагог может столкнуться с проявлениями одарённого ребёнка, которые могут восприниматься педагогом как капризы, недостаточная воспитанность (несогласие с выполнением какого-то задания, конфликты с другими учащимися класса, требование внимания в свою сторону и другое). Новая рабочая Стараясь создать условия для успешности каждого ребёнка, педагоги программа нередко выбирают посильный образовательный уровень для большинства учащихся в классе, думая, что он подходит и для одарённых детей. Система оценки Одарённые дети нередко достаточно критично относятся к достижениям достижений других детей, чем вызывают недовольство по отношению к себе, планируемых результатов Это далеко не полный перечень ситуаций, которые могут проявляться в при введений новаций в образовательный процесс, когда внимание педагога на какой-то период времени переключается на новое содержание и подходы к обучению в большей мере, чем на работу с особенными детьми, которыми являются одарённые учащиеся.
Спасибо за внимание! Не случайно известная пословица говорит о том, что «талантам нужно помогать...». Эти дети, не смотря на свои таланты, нуждаются в сопровождающем обучении. Нет волшебства, нет чуда никакого. Искусство начинается с простого- К душе ребенка ключик подобрать, Чтоб смог он целый мир разрисовать... Увидеть синеву в глазах небес, Платком акриловым укутать зимний лес, Смотреть на радугу-наследницу дождя И в этой радуге увидеть вдруг.. .себя!
Спасибо за внимание!


В раздел образования