Напоминание

"Коррекция речи при ринолалии по методике Ермаковой"


Автор: Харламова Елена Федоровна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАОУ СОШ №5
Населённый пункт: Сосновоборск, Красноярский край
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Коррекция речи при ринолалии по методике Ермаковой"
Раздел: начальное образование





Назад




Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «средняя общеобразовательная школа №5» города Сосновоборска Красноярского края
Коррекция речи

при ринолалии

по методике

Ермаковой И.И.

Подготовила Харламова Елена Федоровна,

Учитель-логопед
0
Здоровый ребенок - счастливый ребенок. Конечная цель обучения и воспитания - успешная социализация ученика в жизни. Сложность медико-педагогической реабилитации детей с врожденными дефектами анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата (ринолалия) обусловлена участием в их лечении различных специалистов: челюстно-лицевого хирурга, стоматолога, ортодонта, педиатра, оториноларинголога, офтальмолога, психоневролога, генетика, логопеда. Поскольку у таких детей проявляются и вторичные нарушения,- низкая речевая мотивация, отказ от совместных игр со сверстниками, невротические расстройства и т.д., то необходимо сопровождение психолога. Учителю- логопеду необходимо приложить немало усилий, чтобы и обследование и сам коррекционный процесс проходил в комфортной и успешной, для ребенка, обстановке с учетом как специфических, так и психологических и индивидуальных особенностей обучаемого. Предлагаю в помощь учителям-логопедам, работающим, по методике Ермаковой И.И., примерную схему обследования и описания анатомических особенностей строения всего артикуляционного аппарата, самого врожденного дефекта, а также примерное перспективное планирование в виде таблиц по этапам. При ринолалии механизм артикуляции, фонации и голосообразования имеет существенные отклонения от нормы и, обусловлен нарушением участия носового и ротоглоточного резонатора. При нормальной фонации у человека во время произнесения всех звуков речи, кроме носовых, происходит отделение носоглоточной и носовой полости от глоточной и ротовой. В зависимости от характера нарушения функции небно-глоточного смыкания выделяют различные формы ринолалии. Органическая ринолалия бывает врожденной и приобретенной, открытой и закрытой. Открытая органическая (врожденная) ринолалия возникает в результате расщепления мягкого и твердого неба и при травме ротовой и носовой полости или в результате приобретенного паралича мягкого неба. Функциональная открытая ринолалия возникает при вялой артикуляции мягкого неба (нарушается произношение только гласных звуков . Закрытая ринолалия подразделяется на функциональную и органическую. 1
Закрытая функциональная ринолалия встречается часто: речь при нормальной проходимости носовой полости и ненарушенном носовом дыхании. Тембр носовых и гласных звуков нарушен сильнее, чем при органической вследствие того, что мягкое небо при фонации и произношении носовых звуков поднимается выше нормы и закрывает звуковым волнам доступ к носоглотке. Подобные явления чаще наблюдаются при невротических расстройствах у детей. Передняя закрытая ринолалия возникает в результате хронической гипертрофии слизистой носа, полипов, искривления перегородки носа, опухоли в носовой полости. Задняя закрытая ринолалия возникает в результате аденоидных разрастаний, иногда носоглоточных полипов, фибромы или других носоглоточных опухолей.
Обследование
включает в себя описание анатомических особенностей строения всего артикуляционного аппарата и самого врожденного дефекта. А) Осмотр артикуляционного аппарата классифицирует вид расщелины: сквозные- нарушается небо и еще целостность альвеолярного отростка, односторонние и двусторонние. Обычно именно они сопровождаются расщелинами губы, которая продвинута вперед и может занимать даже горизонтальное положение. Изолированные расщелины - небо пополам разделено. Они могут захватывать только маленький язычок, часть или все мягкое небо и даже доходить до альвеолярного отростка. Разновидность изолированных расщелин – подслизистые субмукозные щели. Выяснить, время проведения пластической операции губы и неба. Расщелина верхней губы - отмечают ее подвижность, выраженность рубцовых изменений, состояние уздечки. Твердое небо - (до операции)- отмечают размер дефекта, подвижность сегментов мягкого неба; после операции - описывают форму свода, рубцы, степень их выраженности, длину и подвижность небной занавески. Оценить плотность небно- глоточного смыкания и активность боковых стенок глотки при фонации. Мягкое небо - при полной неподвижности мягкого неба необходимо вызвать глоточный рефлекс, который может быть сохранен, понижен, повышен. 2
Примечание.1.В норме, в состоянии покоя маленький язычок отстает от задней стенки глотки на 0,1-7 мм и свисает от плоскостей жевательных поверхностей верхних зубов на 0,9+_0,3мм. Расстояние от края маленького язычка до задней стенки глотки измеряется линейкой; высоту расположения язычка - на глаз. Подвижность небной занавески легко наблюдать при плавном протяжном произнесении гласного звука «А», когда рот ребенка широко открыт. Описать особенности позиции языка в полости рта, состоянии корня и кончика. Отметить его излишнюю напряженность и вялость, ограничение подвижности. Для этого кладут широкий язык на нижнюю губу, вытягивают его «жалом», поднимают, опускают, облизывают губы и т.д. по подражанию, по инструкции логопеда перед зеркалом и без него. Примечание! Истонченный вялый язык лежит на середине полости рта и не принимает участия в звукообразовании. Если язык массивный, гипертрофированный, то корень языка прикрывает вход в глотку. Изменение зубного ряда фиксируют лишь в случае их влияния на речь, а изменение прикуса помечают обязательно. При наличии ортодонтического аппарата необходимо записать цель их наложения, вид, плотность фиксации и решить, не помешает ли он артикуляционным упражнениям и звукопроизношению. Особенности небных дужек, открывания полости рта отмечаются только при наличии каких-нибудь отклонений. Воздушная струя - отмечается ее направленность. Для этого ребенку предлагают плюнуть, подуть на ватку губами, а потом подуть с высунутым языком. Все это выполняется с открытыми и закрытыми крыльями носа. Характеристика дыхания. Отмечается звучание голоса: глухой, сдавленный, непонятный, слабый, истощаемый, тихий, приглушенный, с выраженным носовым оттенком. Голос характеризуется от рождения до 14 лет. Уровень речевого развития. Выясняют, проверив звукопроизношение, словарный состав речи, грамматический строй, фонематический слух. 3
Звукопроизношение: по подражанию, самостоятельное произношение изолированных звуков, слов, предложений, самостоятельное чтение. Дошкольникам предлагают картинки, по сюжетным картинкам проводится беседа. Примечание! Искажение фонем зависит от размера просвета между краем мягкого неба и стенкой глотки и в свою очередь влияет на степень назализации. Установив дефектный звук, в карте необходимо пометить, в каком виде речевой деятельности он страдает и характер нарушения: искажение, замена, отсутствие, беззвучное произнесение, сопутствующее смыкание. При искажении звука точно указывается дефект артикуляции, например,боковой свистящий сигматизм; глоточный или фарингеальный; шипящий и свистящий сигматизм; оглушение взрывных фонем; призубное произнесение губно-зубных звуков п, п, б, б. Общее впечатление о спонтанной речи: разборчивая, неразборчивая, смазанная, с носовым оттенком (таблица Н.Б.Покровского). В практике принято носовой оттенок голоса при открытой ринофонии подразделять на выраженный и слабовыраженный. Фонематический слух. Задания, например, повтори за логопедом (лицо закрыто экраном) изолированно звуки, слоги, слова, отличающиеся только одной фонемой: М,м,н,м; Та, та, та,да, та; Лес- лес- лес-лещ-лес. Если ребенок заменяет целые группы звуков одним, то вместо повторения слов, ему лучше подбирать предметные картинки, соответствующие значениям слов. Звуко- буквенный анализ. Задания: назови порядок звуков в словах; работа с разрезной азбукой; отбор картинок на заданный звук и букву и т.д. Примечание! При подборе слов с определенной фонемой или при нахождении буквы в слове, вначале анализируют слова, в которых искомая фонема стоит на первом, затем последнем месте, а только потом в середине слова. Слова должны быть только с твердыми вариантами согласных звуков. При замене целых групп звуков на какой-либо один, например, при глоточном, шипящем и свистящем сигматизме, грамотные дети могут подбирать карточку с 4
написанным слогом, словом. Это позволяет проверить восприятие каждого согласного звука из этих групп. Восприятие собственного произношения. Отмечается тот факт, как ребенок дифференцирует свои недостатки на слух или знает о них от окружающих. Изменение эмоционально-волевой сферы. Отмечается, как ребенок вступает в контакт; отношение к ребенку в семье; отношение к ребенку сверстников.
Этапы коррекционной работы.

1этап.
Подготовка ребенка и его артикуляционного аппарата к изготовлению функционального глоточного обтуратора или операции- уранопластики.
2 этап.
Активизация небно-глоточного смыкания после накладывания обтуратора или растормаживание мягкого неба после операции, а так же приучение ребенка к новым кинестезиям.
3 этап.
Устранение носового оттенка голоса, коррекция звукопроизношения.
4 этап.
Полная автоматизация новых навыков. Продолжительность каждого этапа определяется индивидуально. Занятия проводятся не менее двух раз в неделю, около 30 минут. Занятия дома – 10-15 минут в один прием по несколько раз в день. При ринолалии все звуки ставятся заново. Тема занятия при постановке звуков не сообщается, чтобы не вызвать неправильные кинестезии.
Особенности постановки звуков при ринолалии.
П,П- может осложнять малоподвижная верхняя губа, стянутая рубцами. Т,Т- Д,Д- расщелина альвеолярного отростка и нарушение зубного ряда. К,К,Г,Г- выраженное укороченное небо и свищи на границе твердого и мягкого неба. К- отсутствует или заменяется глоточным паразвуком. Р,Р- утечка воздуха в нос при укорочениях и свищах неба ведет к разрежению давления. Межзубное «с»- ритмичное смыкание и размыкание резцов, закусывающих язык.
Структура занятия на 1-2 этапе
1.Разработка доступного небно- глоточного смыкания. 5
2.Овладение направленной воздушной струей. 3.Произнесение гласных без носового оттенка. 4. Постановка костно-абдоминального дыхания. 5.Развитие фонематического слуха. 6.Развитие грамматического строя речи.
Структура занятия на 3 этапе
1.Дыхательная гимнастика. 2.Вокальные упражнения: на основе гласных звуков. Схема средних диапазонов детских голосов: 3 – 4 года – ми – соль; 5 – 6 лет - ми – си;7 – 10 лет – ре – ре;10 – 14 - ми – ре. 3.Коррекция звукопроизношения проводится параллельно с фонопедическими упражнениями,- гласные; «мычание»; 1- слитное произнесение открытых слогов со звуком «м» с опорой на это звучание: ма, мо, му, мэ, мы – 6-8 раз в день после трехкратного произнесения «м». 2- Звук «л» - на носовых звуках (недолго); 3- Попарное произнесение слогов. 4- Последовательность введения звуков – м, н, й, л, р, в, з, ж. 5- Повторение равноударных слогов и слов с перемещением ударения. Например, мамомумэмы; мама – мама – мамама; 6- Громкое плавное произнесение слогового ряда. 7- Спонтанная речь.
Структура занятия на 3 – 4 этапе.
1.Фонопедические упражнения.- вокальные упражнения. Распевание терций или трезвучий на гласные звуки или «мычание». 2.Упражнения по активизации мускулатуры шеи, мышц гортани. 3.Устранение дислалии. 4.Развитие фонематического слуха. 5.Введение звука в связную речь. 6

1 Этап.
Основная цель дооперационных занятий: не допустить образования компенсаторных патологических привычек и создать базу для развития нормальной речи; подготовить небную занавеску к небно-глоточному смыканию после операции; по возможности предотвратить дистрофию мышц глотки. Цели и задачи 1 этапа: создать предпосылки для правильного звукообразования, переместить язык в полости рта вперед, опустить его корень и укрепить кончик; активизировать губы и щеки, предотвратить закрепление ключичного типа дыхания, затормозить неэкономный ускоренный речевой выдох и выработать направленную воздушную струю, предупредить смещение фонем в устной речи. У п р а ж н е н и я д л я подвижности сегментов неба, для усиления небно-глоточного смыкания . 1. Дутье, покашливание, жевание. 2.Упражнения с гласными «А, Э» с первого занятия: -повторение за логопедом поочередно двух-трех кратного ААА, ЭЭЭ; 3.Через 4-5 занятий слитное и немного растянутое произнесение ААЭЭ-ЭЭАА по 2-3 раза подряд 6-8 раз в день. 4. Имитация глоточного рефлекса и позевывание по подражанию 3 раза подряд 6-8 раз в день; 5. Гласные О, И, У, Ы. Восстановление голоса, 4 этапа (по Таптаповой С.Л.) 1- рациональная психотерапия; 2- коррекция физиологического и фонационного дыхания; 3- тренировка кинестезий и координации голосового аппарата фонопедическими упражнениями; 4- автоматизация правильной фонации. Артикуляционные упражнения и массаж. Высунуть язык – убрать – поднять- опустить, двигать вправо-влево, расслаблять «блинчиком»- напрягать «жалом». Дотянуться языком до носа, до подбородка. 7
Облизать губы, каждую в отдельности. Поглаживание щеки изнутри. Покусывание, вылизывание тарелок, выпуклых поверхностей ложки, почесать кончик языка о верхние зубы, пересчитать зубы, поглаживание щеки, надавливание с силой на внутреннюю сторону, тщательно обводят по кругу преддверие полости рта, катают круглую конфетку, прижимая ее языком к альвеолам. А) При рубцевой деформации верхней губы: нужно развивать ее подвижность, поднять и опустить верхнюю губу, закусить нижнюю губу, затем под счет поднять и опустить верхнюю 5-6 раз подряд перед зеркалом; б) вялые губы, не смыкаются:удержать кусочек сахара под счет, втягивание обеих губ в рот. В ) при западении верхней губы: закладывают под нее продолговатый валик. Дыхание. 1.Направленное дутье. 2.Глоточный выдох («поплевывание» при открытом рте – 6-8 раз три-четыре раза в день. 3.Дутье на полоски бумаги, пух, упражнения с ватой. 4.Лежа:-вдох через нос «полный живот», выдох через рот – 3 раза в день –по 3 раза… до 15-раз. 5.Дыхание полулежа, сидя, стоя, на ходу. 6.Комплекс физических и дыхательных упражнений для детей. Постановка гласных и вокальные упражнения. Вокальные упражнения – 1 этап. Протяжное произнесение А-А-А; Э-Э-Э на мягком выдохе в грудном регистре-3-5раз в день один месяц. 2.Включаем звуки О, И, У, Ы. Протяжное произнесение: 8
АЭ ЭА ОА АОА ЭАЭ ОАЭ АЭА ЭАО ОАО АО ЭО ОЭ АУ ЭУ ОУ АУА ЭАУ ОАУ Со звуков У, И, Ы никогда не начинать Подача голоса: (высота голоса),-«медведь»-низкий, «белочка»- высокий, «лиса»- средний. Воспитание фонематического слуха. 1. Выделять звуки из ряда изолированных. 2. Определить наличие изучаемого звука в слове. 3.Определить место звука в слове. 4.Определить правильность произношения изучаемого звука в словах. 5. Письменные виды упражнений. Упражнения по развитию фонематического слуха проводятся в течение 7-10 минут, берется не более 3- 4 аналогичных слов. Постановка звука. К началу постановки согласных звуков должны быть закончены занятия по постановка диафрагмально- реберного дыхания.
2 Этап.


После наложения функционального глоточного обтуратора или на 15-20 сутки после операции. Основная цель : обеспечить полноценное небно-глоточное смыкание. Основная задача: растормаживание сформированной небной занавески и развитие ее подвижности или стимуляция плотного контакта с обтуратором. Выработка небно- глоточного смыкания. Вокальные и артикуляционные упражнения: 1-проговаривание гласных А, Э поочередно голосом средней громкости не раньше, чем через 1,5 часа после еды с интервалом между занятиями не менее 9
30 минут. Дети 6-7 лет повторяют А,Э по 2раза 5-6 раз в день в течение 2дней;6-8 раз в день в течение 3 дней; по 3 раза 6-8 раз в течение 5 дней; по 3 раза 8- 10 раз-1 месяц; 6-8 раз в день –10 дней; 3 раза в течение 4 месяцев в один прием. С 3-4 занятия пение попарно АЭ-ЭА вокальные упражнения. Сухое поглатывание 6-8 месяцев. Проглатывание слюны по 2-3 раза подряд 5-6 раз в день. Глоточный рефлекс. Позевывание. Полоскание горла-5-6 раз в день несколько месяцев. Жевание. Поплевывание. Дутье на ватку. Постановка костно- абдоминального дыхания. Смотреть 1 этап Постановка гласных на мягком выдохе В грудном регистре: сначала изолированно, затем в сочетании по 2-3 звука АЭ АО АОА АОЭ ЭОЭ ЭОА ОАО ОАЭ АЭА АЭО ЭА ЭО ОП ОЭ Растянуто и слитно. ЭАЭ ЭАО ОЭА ОЭО
3

Этап
Основная цель : Введение новых навыков в речь, т.е.неназализованное произнесение гласных вводится в дидактический речевой материал; исправление дислалии; уменьшение носового оттенка; постановка речевого голоса. Исправление звукопроизношения. Артикуляционные упражнения для усиления небно- глоточного смыкания теряют на 3 этапе свое первостепенное значение. При подвижной небной занавеске от них вообще можно отказаться. 10
1.Проговаривание слоговых упражнений, где согласный звук стоит в интервокальной позиции – между гласными. 2.Проговаривание сочетания «согласный – гласный». 3.Соноры Л,Л и фрикативные В,В,Ф,Ф. 4.Отработка произнесения с уменьшением силы голоса на 1 гласном звуке и увеличением на втором. 5.Аналогичная работа со всеми согласными. 6.Беззвучное проговаривание первой гласной фонемы. 7.Повторение открытых слогов. 8.Проговаривание коротких фраз Развитие фонематического слуха. Анализ артикуляции и новых ощущений при правильном произнесении фонемы. Фонопедические упражнения для 3-4 этапов. Вокальные упражнения. 1.Распевание терций или трезвучий на гласные или «мычание». 2.Пение коротких музыкальных фраз и песенок не менее 15 минут за занятие.
4

Этап
Основная цель: полная автоматизация новых навыков,- введение в спонтанную речь новых звуков и снятие остаточной ринофонии вокальными упражнениями. Автоматизация звуков. От 3-5 лет. Младшие школьники: Школьники старшего возраста: Игры-лото. Отгадывание загадок . Добавление слов в предложения. Сюжетные игры с называнием большого количества однородных предметов. Стихи, скороговорки, пословицы. Психологический аспект. Игры в вопросо-ответной форме. Беседы на заданную тему. Список слов, употребяемых в быту. Стихи, сказки, рассказы. Включают материалы школьной программы. Обсуждение произведений литературы и искусства. 11
Беседы на заданную и отвлеченную тему. Фонопедические упражнения. -дутье в губную гармошку; «мычание»; -произнесение пар слов (короткие - длинные); -отработка силы и высоты голоса; -долгое произнесение сочетаний со звуком «м»; -отработка сочетаний 2,3,4, 5 и т. д. гласных; -произнесение слов на прямом ударном слоге (Мука, Маша); -фразовая речь; - чтение текстов. Конспект занятия. Тема: Гласные звуки. Цель: формирование артикулем гласных звуков, развитие двигательной активности неба; вызывание глоточного рефлекса, растормаживание неба и растягивание рубцов, постановка костно-абдоминального дыхания. воспитание речевой мотивации, саморегуляции, контроля за выполнением упражнений. I. Артикуляционные упражнения. Цель: развитие двигательной активности неба; вызывание глоточного рефлекса. А) Проговаривание гласных А, Э поочередно, голосом средней громкости не раньше, чем через 1,5 часа после еды с интервалом не менее 30 минут. Б) Пение попарно: АЭ- ЭА; сидя, при этом одна рука – на шею, второй раз- рука на грудь, третий раз- рука за спиной, четвертый раз, сидя, с отхлопыванием ритмического рисунка. II. Вокальные упражнения. Цель: растормаживание неба и растягивание рубцов. А) Сухое поглатывание – 5-6 месяцев, 2-3 раза подряд. Б) Пение гласных А, Э, О – терция , 5-6 раз в день. В) Позевывание, полоскание горла (5-6 раз в день несколько месяцев). III. Массаж и активная жевательная гимнастика. 12
Гимнастика для жевательных мышц при рубцах в области небных дужек. 1. Открыть рот и закрыть. 2. Выдвинуть нижнюю челюсть вперед. 3. Открыть рот и закрыть. 4. Надуть щеки и расслабить. 5. Открыть рот и закрыть. 6. Движение нижней челюсти вбок. 7. Открыть рот и закрыть. 8. Втянуть щеки и расслабить. 9. Открыть рот и закрыть. 10. Нижними зубами закусить верхнюю губу и закрыть рот. 11. Открыть рот с запрокидыванием головы назад, закрыть рот – голову прямо. Весь комплекс повторять 3-4 раза в день перед зеркалом. Каждое упражнение повторять 5-6 раз. IV .Отработка дыхания. Цель: постановка костно-абдоминального дыхания. Упражнения на вдох и выдох. Произнесение гласных на мягком выдохе в грудном регистре: сначала изолированно, затем в сочетании по 2-3 звука (первое время все упражнения состоят только из звуков - А, Э, О.) АЭ АО ЭА ЭО ОА ОЭ АЭА АЭО АОА АОЭ ЭАЭ ЭАО ЭОЭ ЭОА ОАО ОАЭ ОЭА ОЭО Все звуки произносить растянуто и слитно. V. Итог занятия. 13
Литература в теме: 1.Ермакова И.И. Коррекция речи при ринолалии у детей и подростков. Москва. Просвещение. 1984. 2. Вансовская Л.И. Логопедическая работа при открытой ринолалии после уранопластики. 1983. 3.Ипполитова А.Г. Открытая ринолалия. Москва. Просвещение. 1983. 4.Нарушения речи и голоса у детей. Под редакцией Ляпидевского С.С. Москва. Просвещение. 1995. 5. Правдина О.В. Логопедия. Москва. 1969. 6. Коррекционно-логопедическая работа при нарушениях голоса. Таптапова С.Л.Москва. Просвещение. 1984. 7.Медико-педагогическая реабилитация детей с врожденными расщелинами верхней губы и неба. Водолацкий М.П., Бабанина Б.Г., Водолацкий В.М., Соломатина Г.Н. Научно-методисеский журнал «Логопед», №2, 2006. 14


В раздел образования