"Коррекция речи при ринолалии по методике Ермаковой"
Автор: Харламова Елена Федоровна Должность: учитель-логопед Учебное заведение: МАОУ СОШ №5 Населённый пункт: Сосновоборск, Красноярский край Наименование материала: Методическая разработка Тема: "Коррекция речи при ринолалии по методике Ермаковой" Раздел: начальное образование
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«средняя общеобразовательная школа №5»
города Сосновоборска Красноярского края
Коррекция речи
при ринолалии
по методике
Ермаковой И.И.
Подготовила Харламова Елена Федоровна,
Учитель-логопед
0
Здоровый ребенок - счастливый ребенок. Конечная цель обучения и воспитания
- успешная социализация ученика в жизни. Сложность медико-педагогической
реабилитации детей с врожденными дефектами анатомо-физиологическими
дефектами речевого аппарата (ринолалия) обусловлена участием в их лечении
различных специалистов: челюстно-лицевого хирурга, стоматолога, ортодонта,
педиатра, оториноларинголога, офтальмолога, психоневролога, генетика, логопеда.
Поскольку у таких детей проявляются и вторичные нарушения,- низкая речевая
мотивация, отказ от совместных игр со сверстниками, невротические расстройства и
т.д., то необходимо сопровождение психолога. Учителю- логопеду необходимо
приложить немало усилий, чтобы и обследование и сам коррекционный процесс
проходил в комфортной и успешной, для ребенка, обстановке с учетом как
специфических, так и психологических и индивидуальных особенностей обучаемого.
Предлагаю в помощь учителям-логопедам, работающим, по методике Ермаковой
И.И., примерную схему обследования и описания анатомических особенностей
строения всего артикуляционного аппарата, самого врожденного дефекта, а также
примерное перспективное планирование в виде таблиц по этапам.
При ринолалии механизм артикуляции, фонации и голосообразования имеет
существенные отклонения от нормы и, обусловлен нарушением участия носового и
ротоглоточного резонатора. При нормальной фонации у человека во время
произнесения всех звуков речи, кроме носовых, происходит отделение носоглоточной
и носовой полости от глоточной и ротовой.
В зависимости от характера нарушения функции небно-глоточного смыкания
выделяют различные формы ринолалии. Органическая ринолалия бывает
врожденной и приобретенной, открытой и закрытой.
Открытая органическая (врожденная) ринолалия возникает в результате
расщепления мягкого и твердого неба и при травме ротовой и носовой полости или в
результате приобретенного паралича мягкого неба.
Функциональная открытая ринолалия возникает при вялой артикуляции мягкого неба
(нарушается произношение только гласных звуков .
Закрытая ринолалия подразделяется на функциональную и органическую.
1
Закрытая функциональная ринолалия встречается часто: речь при нормальной
проходимости носовой полости и ненарушенном носовом дыхании. Тембр носовых и
гласных звуков нарушен сильнее, чем при органической вследствие того, что
мягкое небо при фонации и произношении носовых звуков поднимается выше нормы
и закрывает звуковым волнам доступ к носоглотке. Подобные явления чаще
наблюдаются при невротических расстройствах у детей.
Передняя закрытая ринолалия возникает в результате хронической гипертрофии
слизистой носа, полипов, искривления перегородки носа, опухоли в носовой полости.
Задняя закрытая ринолалия возникает в результате аденоидных разрастаний,
иногда носоглоточных полипов, фибромы или других носоглоточных опухолей.
Обследование
включает в себя описание анатомических особенностей строения всего
артикуляционного аппарата и самого врожденного дефекта.
А) Осмотр артикуляционного аппарата классифицирует вид расщелины: сквозные-
нарушается небо и еще целостность альвеолярного отростка, односторонние и
двусторонние. Обычно именно они сопровождаются расщелинами губы, которая
продвинута вперед и может занимать даже горизонтальное положение.
Изолированные расщелины - небо пополам разделено. Они могут захватывать только
маленький язычок, часть или все мягкое небо и даже доходить до альвеолярного
отростка. Разновидность изолированных расщелин – подслизистые субмукозные
щели.
Выяснить, время проведения пластической операции губы и неба.
Расщелина верхней губы - отмечают ее подвижность, выраженность рубцовых
изменений, состояние уздечки.
Твердое небо - (до операции)- отмечают размер дефекта, подвижность сегментов
мягкого неба; после операции - описывают форму свода, рубцы, степень их
выраженности, длину и подвижность небной занавески. Оценить плотность небно-
глоточного смыкания и активность боковых стенок глотки при фонации.
Мягкое небо - при полной неподвижности мягкого неба необходимо вызвать
глоточный рефлекс, который может быть сохранен, понижен, повышен.
2
Примечание.1.В норме, в состоянии покоя маленький язычок отстает от задней стенки
глотки на 0,1-7 мм и свисает от плоскостей жевательных поверхностей верхних зубов
на 0,9+_0,3мм. Расстояние от края маленького язычка до задней стенки глотки
измеряется линейкой; высоту расположения язычка - на глаз.
Подвижность небной занавески легко наблюдать при плавном протяжном
произнесении гласного звука «А», когда рот ребенка широко открыт.
Описать особенности позиции языка в полости рта, состоянии корня и кончика.
Отметить его излишнюю напряженность и вялость, ограничение подвижности. Для
этого кладут широкий язык на нижнюю губу, вытягивают его «жалом», поднимают,
опускают, облизывают губы и т.д. по подражанию, по инструкции логопеда перед
зеркалом и без него.
Примечание! Истонченный вялый язык лежит на середине полости рта и не
принимает участия в звукообразовании. Если язык массивный, гипертрофированный,
то корень языка прикрывает вход в глотку.
Изменение зубного ряда фиксируют лишь в случае их влияния на речь, а изменение
прикуса помечают обязательно. При наличии ортодонтического аппарата необходимо
записать цель их наложения, вид, плотность фиксации и решить, не помешает ли он
артикуляционным упражнениям и звукопроизношению.
Особенности небных дужек, открывания полости рта отмечаются только при наличии
каких-нибудь отклонений.
Воздушная струя - отмечается ее направленность. Для этого ребенку предлагают
плюнуть, подуть на ватку губами, а потом подуть с высунутым языком. Все это
выполняется с открытыми и закрытыми крыльями носа.
Характеристика дыхания. Отмечается звучание голоса: глухой, сдавленный,
непонятный, слабый, истощаемый, тихий, приглушенный, с выраженным носовым
оттенком.
Голос характеризуется от рождения до 14 лет.
Уровень речевого развития. Выясняют, проверив звукопроизношение, словарный
состав речи, грамматический строй, фонематический слух.
3
Звукопроизношение: по подражанию, самостоятельное произношение изолированных
звуков, слов, предложений, самостоятельное чтение.
Дошкольникам предлагают картинки, по сюжетным картинкам проводится беседа.
Примечание! Искажение фонем зависит от размера просвета между краем мягкого
неба и стенкой глотки и в свою очередь влияет на степень назализации.
Установив дефектный звук, в карте необходимо пометить, в каком виде речевой
деятельности он страдает и характер нарушения: искажение, замена, отсутствие,
беззвучное произнесение, сопутствующее смыкание.
При искажении звука точно указывается дефект артикуляции, например,боковой
свистящий сигматизм; глоточный или фарингеальный; шипящий и свистящий
сигматизм; оглушение взрывных фонем; призубное произнесение губно-зубных
звуков п, п, б, б.
Общее впечатление о спонтанной речи: разборчивая, неразборчивая, смазанная,
с носовым оттенком (таблица Н.Б.Покровского). В практике принято носовой
оттенок голоса при открытой ринофонии подразделять на выраженный и
слабовыраженный.
Фонематический слух. Задания, например, повтори за логопедом (лицо закрыто
экраном) изолированно звуки, слоги, слова, отличающиеся только одной фонемой:
М,м,н,м; Та, та, та,да, та; Лес- лес- лес-лещ-лес. Если ребенок заменяет целые
группы звуков одним, то вместо повторения слов, ему лучше подбирать предметные
картинки, соответствующие значениям слов.
Звуко- буквенный анализ. Задания: назови порядок звуков в словах; работа с разрезной
азбукой; отбор картинок на заданный звук и букву и т.д.
Примечание! При подборе слов с определенной фонемой или при нахождении буквы
в слове, вначале анализируют слова, в которых искомая фонема стоит на первом, затем
последнем месте, а только потом в середине слова. Слова должны быть только с
твердыми вариантами согласных звуков.
При замене целых групп звуков на какой-либо один, например, при глоточном,
шипящем и свистящем сигматизме, грамотные дети могут подбирать карточку с
4
написанным слогом, словом. Это позволяет проверить восприятие каждого согласного
звука из этих групп.
Восприятие собственного произношения. Отмечается тот факт, как ребенок
дифференцирует свои недостатки на слух или знает о них от окружающих.
Изменение эмоционально-волевой сферы. Отмечается, как ребенок вступает в
контакт; отношение к ребенку в семье; отношение к ребенку сверстников.
Этапы коррекционной работы.
1этап. Подготовка ребенка и его артикуляционного аппарата к изготовлению
функционального глоточного обтуратора или операции- уранопластики.
2 этап. Активизация небно-глоточного смыкания после накладывания
обтуратора или растормаживание мягкого неба после операции, а так же приучение
ребенка к новым кинестезиям.
3 этап. Устранение носового оттенка голоса, коррекция звукопроизношения.
4 этап. Полная автоматизация новых навыков. Продолжительность каждого
этапа определяется индивидуально. Занятия проводятся не менее двух раз в неделю,
около 30 минут. Занятия дома – 10-15 минут в один прием по несколько раз в день.
При ринолалии все звуки ставятся заново. Тема занятия при постановке звуков
не сообщается, чтобы не вызвать неправильные кинестезии.
Особенности постановки звуков при ринолалии.
П,П- может осложнять малоподвижная верхняя губа, стянутая рубцами.
Т,Т- Д,Д- расщелина альвеолярного отростка и нарушение зубного ряда.
К,К,Г,Г- выраженное укороченное небо и свищи на границе твердого и мягкого неба.
К- отсутствует или заменяется глоточным паразвуком.
Р,Р- утечка воздуха в нос при укорочениях и свищах неба ведет к разрежению
давления.
Межзубное «с»- ритмичное смыкание и размыкание резцов, закусывающих язык.
Структура занятия на 1-2 этапе
1.Разработка доступного небно- глоточного смыкания.
5
2.Овладение направленной воздушной струей.
3.Произнесение гласных без носового оттенка.
4. Постановка костно-абдоминального дыхания.
5.Развитие фонематического слуха.
6.Развитие грамматического строя речи.
Структура занятия на 3 этапе
1.Дыхательная гимнастика.
2.Вокальные упражнения: на основе гласных звуков.
Схема средних диапазонов детских голосов:
3 – 4 года – ми – соль; 5 – 6 лет - ми – си;7 – 10 лет – ре – ре;10 – 14 - ми – ре.
3.Коррекция звукопроизношения проводится параллельно с фонопедическими
упражнениями,- гласные; «мычание»;
1-
слитное произнесение открытых слогов со звуком «м» с опорой на это звучание:
ма, мо, му, мэ, мы – 6-8 раз в день после трехкратного произнесения «м».
2-
Звук «л» - на носовых звуках (недолго);
3-
Попарное произнесение слогов.
4-
Последовательность введения звуков – м, н, й, л, р, в, з, ж.
5-
Повторение равноударных слогов и слов с перемещением ударения. Например,
мамомумэмы; мама – мама – мамама;
6-
Громкое плавное произнесение слогового ряда.
7-
Спонтанная речь.
Структура занятия на 3 – 4 этапе.
1.Фонопедические упражнения.- вокальные упражнения.
Распевание терций или трезвучий на гласные звуки или «мычание».
2.Упражнения по активизации мускулатуры шеи, мышц гортани.
3.Устранение дислалии.
4.Развитие фонематического слуха.
5.Введение звука в связную речь.
6
1 Этап.
Основная цель дооперационных занятий: не допустить образования компенсаторных
патологических привычек и создать базу для развития нормальной речи; подготовить
небную занавеску к небно-глоточному смыканию после операции; по возможности
предотвратить дистрофию мышц глотки.
Цели
и
задачи
1
этапа:
создать
предпосылки
для
правильного
звукообразования,
переместить язык в полости рта вперед, опустить его корень и укрепить кончик;
активизировать губы и щеки, предотвратить закрепление ключичного типа дыхания,
затормозить
неэкономный
ускоренный
речевой
выдох
и
выработать
направленную
воздушную струю, предупредить смещение фонем в устной речи.
У п р а ж н е н и я
д л я
подвижности
сегментов неба, для усиления
небно-глоточного смыкания
.
1.
Дутье, покашливание, жевание.
2.Упражнения с гласными «А, Э» с первого занятия:
-повторение
за
логопедом
поочередно
двух-трех
кратного ААА, ЭЭЭ;
3.Через 4-5 занятий слитное и немного растянутое
произнесение ААЭЭ-ЭЭАА по 2-3 раза подряд 6-8 раз
в день.
4. Имитация глоточного рефлекса и позевывание по
подражанию 3 раза подряд 6-8 раз в день;
5. Гласные О, И, У, Ы.
Восстановление
голоса,
4
этапа (по Таптаповой С.Л.)
1- рациональная психотерапия;
2-
коррекция
физиологического
и
фонационного
дыхания;
3- тренировка кинестезий и координации голосового
аппарата фонопедическими упражнениями;
4- автоматизация правильной фонации.
Артикуляционные
упражнения и массаж.
Высунуть язык – убрать – поднять- опустить,
двигать вправо-влево, расслаблять «блинчиком»-
напрягать «жалом».
Дотянуться языком до носа, до подбородка.
7
Облизать губы, каждую в отдельности.
Поглаживание щеки изнутри.
Покусывание, вылизывание тарелок, выпуклых
поверхностей ложки, почесать кончик языка о
верхние зубы, пересчитать зубы, поглаживание
щеки, надавливание с силой на внутреннюю
сторону, тщательно обводят по кругу преддверие
полости рта, катают круглую конфетку, прижимая ее
языком к альвеолам.
А) При рубцевой деформации верхней губы:
нужно развивать ее подвижность, поднять и
опустить верхнюю губу, закусить нижнюю губу,
затем под счет поднять и опустить верхнюю 5-6 раз
подряд перед зеркалом;
б) вялые губы, не смыкаются:удержать кусочек
сахара под счет, втягивание обеих губ в рот.
В ) при западении верхней губы:
закладывают под нее продолговатый валик.
Дыхание.
1.Направленное дутье.
2.Глоточный выдох («поплевывание» при открытом
рте – 6-8 раз три-четыре раза в день.
3.Дутье на полоски бумаги, пух, упражнения с ватой.
4.Лежа:-вдох через нос «полный живот», выдох через
рот – 3 раза в день –по 3 раза… до 15-раз.
5.Дыхание полулежа, сидя, стоя, на ходу.
6.Комплекс физических и дыхательных упражнений
для детей.
Постановка гласных и
вокальные упражнения.
Вокальные упражнения – 1
этап.
Протяжное произнесение А-А-А; Э-Э-Э на мягком
выдохе в грудном регистре-3-5раз в день один месяц.
2.Включаем звуки О, И, У, Ы.
Протяжное произнесение:
8
АЭ ЭА ОА АОА ЭАЭ ОАЭ
АЭА ЭАО ОАО АО ЭО ОЭ
АУ ЭУ ОУ АУА ЭАУ ОАУ
Со звуков У, И, Ы никогда не начинать
Подача голоса: (высота голоса),-«медведь»-низкий,
«белочка»- высокий, «лиса»- средний.
Воспитание
фонематического слуха.
1. Выделять звуки из ряда изолированных.
2. Определить наличие изучаемого звука в слове.
3.Определить место звука в слове.
4.Определить правильность произношения
изучаемого звука в словах.
5. Письменные виды упражнений.
Упражнения по развитию фонематического слуха
проводятся в течение 7-10 минут, берется не более 3-
4 аналогичных слов.
Постановка звука.
К началу постановки согласных звуков должны быть
закончены занятия по постановка диафрагмально-
реберного дыхания.
2 Этап.
После наложения функционального глоточного обтуратора или на 15-20
сутки после операции.
Основная цель
:
обеспечить полноценное небно-глоточное смыкание.
Основная задача: растормаживание сформированной небной занавески и развитие ее
подвижности или стимуляция плотного контакта с обтуратором.
Выработка небно-
глоточного смыкания.
Вокальные и артикуляционные упражнения:
1-проговаривание гласных А, Э поочередно голосом
средней громкости не раньше, чем через 1,5 часа
после еды с интервалом между занятиями не менее
9
30 минут. Дети 6-7 лет повторяют А,Э по 2раза 5-6
раз в день в течение 2дней;6-8 раз в день в течение 3
дней; по 3 раза 6-8 раз в течение 5 дней; по 3 раза 8-
10 раз-1 месяц; 6-8 раз в день –10 дней;
3 раза в течение 4 месяцев в один прием.
С 3-4 занятия пение попарно АЭ-ЭА вокальные
упражнения. Сухое поглатывание 6-8 месяцев.
Проглатывание слюны по 2-3 раза подряд 5-6 раз в
день. Глоточный рефлекс. Позевывание. Полоскание
горла-5-6 раз в день несколько месяцев. Жевание.
Поплевывание. Дутье на ватку.
Постановка костно-
абдоминального дыхания.
Смотреть 1 этап
Постановка гласных на
мягком выдохе
В грудном регистре: сначала изолированно, затем в
сочетании по 2-3 звука
АЭ АО АОА АОЭ ЭОЭ ЭОА
ОАО ОАЭ АЭА АЭО ЭА ЭО
ОП ОЭ Растянуто и слитно.
ЭАЭ ЭАО
ОЭА ОЭО
3
Этап
Основная цель
:
Введение новых навыков в речь, т.е.неназализованное произнесение
гласных вводится в дидактический речевой материал; исправление дислалии;
уменьшение носового оттенка; постановка речевого голоса.
Исправление
звукопроизношения.
Артикуляционные упражнения для усиления небно-
глоточного смыкания теряют на 3 этапе свое
первостепенное значение. При подвижной небной
занавеске от них вообще можно отказаться.
10
1.Проговаривание слоговых упражнений, где
согласный звук стоит в интервокальной позиции –
между гласными.
2.Проговаривание сочетания «согласный – гласный».
3.Соноры Л,Л и фрикативные В,В,Ф,Ф.
4.Отработка произнесения с уменьшением силы
голоса на 1 гласном звуке и увеличением на втором.
5.Аналогичная работа со всеми согласными.
6.Беззвучное проговаривание первой гласной
фонемы.
7.Повторение открытых слогов.
8.Проговаривание коротких фраз
Развитие фонематического
слуха.
Анализ артикуляции и новых ощущений при
правильном произнесении фонемы.
Фонопедические
упражнения для 3-4 этапов.
Вокальные упражнения.
1.Распевание терций или трезвучий на гласные или
«мычание».
2.Пение коротких музыкальных фраз и песенок не
менее 15 минут за занятие.
4
Этап
Основная цель: полная автоматизация новых навыков,- введение в спонтанную речь
новых звуков и снятие остаточной ринофонии вокальными упражнениями.
Автоматизация звуков.
От 3-5 лет.
Младшие школьники:
Школьники старшего
возраста:
Игры-лото. Отгадывание загадок . Добавление слов в
предложения. Сюжетные игры с называнием
большого количества однородных предметов. Стихи,
скороговорки, пословицы.
Психологический аспект. Игры в вопросо-ответной
форме. Беседы на заданную тему. Список слов,
употребяемых в быту. Стихи, сказки, рассказы.
Включают материалы школьной программы.
Обсуждение произведений литературы и искусства.
11
Беседы на заданную и отвлеченную тему.
Фонопедические
упражнения.
-дутье в губную гармошку; «мычание»;
-произнесение пар слов (короткие - длинные);
-отработка силы и высоты голоса;
-долгое произнесение сочетаний со звуком «м»;
-отработка сочетаний 2,3,4, 5 и т. д. гласных;
-произнесение слов на прямом ударном слоге (Мука,
Маша); -фразовая речь; - чтение текстов.
Конспект занятия.
Тема: Гласные звуки.
Цель: формирование артикулем гласных звуков, развитие двигательной активности
неба; вызывание глоточного рефлекса, растормаживание неба и растягивание
рубцов, постановка костно-абдоминального дыхания.
воспитание речевой мотивации, саморегуляции, контроля за выполнением
упражнений.
I.
Артикуляционные упражнения.
Цель: развитие двигательной активности неба; вызывание глоточного рефлекса.
А) Проговаривание гласных А, Э поочередно, голосом средней громкости не раньше,
чем через 1,5 часа после еды с интервалом не менее 30 минут.
Б) Пение попарно: АЭ- ЭА; сидя, при этом одна рука – на шею, второй раз- рука на
грудь, третий раз- рука за спиной, четвертый раз, сидя, с отхлопыванием
ритмического рисунка.
II. Вокальные упражнения.
Цель: растормаживание неба и растягивание рубцов.
А) Сухое поглатывание – 5-6 месяцев, 2-3 раза подряд.
Б) Пение гласных А, Э, О – терция , 5-6 раз в день.
В) Позевывание, полоскание горла (5-6 раз в день несколько месяцев).
III. Массаж и активная жевательная гимнастика.
12
Гимнастика для жевательных мышц при рубцах в области небных дужек.
1.
Открыть рот и закрыть.
2.
Выдвинуть нижнюю челюсть вперед.
3.
Открыть рот и закрыть.
4.
Надуть щеки и расслабить.
5.
Открыть рот и закрыть.
6.
Движение нижней челюсти вбок.
7.
Открыть рот и закрыть.
8.
Втянуть щеки и расслабить.
9.
Открыть рот и закрыть.
10.
Нижними зубами закусить верхнюю губу и закрыть рот.
11.
Открыть рот с запрокидыванием головы назад, закрыть рот – голову прямо.
Весь комплекс повторять 3-4 раза в день перед зеркалом. Каждое упражнение
повторять 5-6 раз.
IV .Отработка дыхания.
Цель: постановка костно-абдоминального дыхания. Упражнения на вдох и выдох.
Произнесение гласных на мягком выдохе в грудном регистре: сначала изолированно,
затем в сочетании по 2-3 звука (первое время все упражнения состоят только из звуков
- А, Э, О.)
АЭ АО ЭА ЭО ОА ОЭ
АЭА АЭО АОА АОЭ ЭАЭ ЭАО
ЭОЭ ЭОА ОАО ОАЭ ОЭА ОЭО
Все звуки произносить растянуто и слитно.
V. Итог занятия.
13
Литература в теме:
1.Ермакова И.И. Коррекция речи при ринолалии у детей и подростков. Москва.
Просвещение. 1984.
2. Вансовская Л.И. Логопедическая работа при открытой ринолалии после
уранопластики. 1983.
3.Ипполитова А.Г. Открытая ринолалия. Москва. Просвещение. 1983.
4.Нарушения речи и голоса у детей. Под редакцией Ляпидевского С.С. Москва.
Просвещение. 1995.
5. Правдина О.В. Логопедия. Москва. 1969.
6. Коррекционно-логопедическая работа при нарушениях голоса. Таптапова
С.Л.Москва. Просвещение. 1984.
7.Медико-педагогическая реабилитация детей с врожденными расщелинами верхней
губы и неба. Водолацкий М.П., Бабанина Б.Г., Водолацкий В.М., Соломатина Г.Н.
Научно-методисеский журнал «Логопед», №2, 2006.
14