Автор: Мустапаева Салимат Юсуповна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО "ДДТ"
Населённый пункт: г.Норильск, Красноярский край
Наименование материала: статья "Личностная траектория развития педагога"
Тема: Уровень профессиональной деятельности педагога. Мотивация
Раздел: дополнительное образование
Название статьи: Личностная траектория развития педагога
Фамилия, имя, отчество автора - Мустапаева Салимат Юсуповна
Полное наименование организации (в скобках - сокращённое): МУНИЦИПАЛЬНОЕ
БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДОМ
ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА» (МБУ ДО «ДДТ»)
Город Норильск
Должность автора: педагог дополнительного образования
Личностная траектория развития педагога
«Нет недостижимых целей – есть высокий коэффициент лени, недостаток смекалки
и запас отговорок»
Сегодня
мы
затрагиваем
вопросы
развития
профессиональной
культуры
и
творческого потенциала, механизм создания личной траектории развития педагога.
Чтобы педагог разработал индивидуальную программу развития или программу
самообразования.
Чтобы обеспечить достаточный уровень профессиональной деятельности педагог
должен непрерывно учиться, как говорил А.М.Новиков "обучение через всю жизнь".
Что такое траектория?
Это
след
от
движения,
накопление
различного
учебного,
социального
и
образовательного опыта.
Составляя траекторию - план саморазвития педагог выбирает ту тему, который
предпочтителен, вызывает интерес и желание двигаться к поставленной цели. Педагог
изучает спец.литературу, обучается на курсах повышения квалификации, участвует в МО,
ГМО,
принимает
участие
в
конкурсах
педагогического
мастерства,
размещает
свои
разработки
в
сети
Интернет,
ведет
целенаправленную
работу
по
подготовке
и
результативному участию детей в различных конкурсах.
На
протяжении
всей
деятельности,
направленной
на
реализацию
личностной
траектории развития педагоги осознают, что, зачем, почему и как они делают, постоянно
продумывают свои действия, анализируя достигнутые результаты.
Что движет педагога? Один из главных методов - Мотивация!
Мотивация - влияет на продвижение человека по служебной лестнице, позволяет
ему достигать высоких результатов, осуществлять свой профессиональный рост.
Понятие «профессиональный рост» часто отождествляют с такими понятиями, как
«профессиональное
продвижение»,
«карьера»,
«рост
профессионального
мастерства»,
«повышение
квалификации»,
однако
перечисленные
определения
лишь
частично
характеризуют профессиональный рост, показывают отдельные его стороны.
Для определения понятия «профессиональный рост» следует говорить о включении
в него таких компонентов профессиональной деятельности, как:
личностный,
предполагающий
развитие
качеств
личности,
которые
необходимы для людей определенных профессий;
предметный,
предполагающий
освоение
предмета
профессиональной
деятельности на основе профессионального мастерства;
функциональный, предполагающий усложнение профессиональных функций
и повышение их значимости;
социальный,
предполагающий
изменение
социального
с т ат у с а
профессионала за счет повышения должностного положения.
В самом общем плане профессиональный рост следует понимать как комплексный
процесс, включающий в себя совокупность взаимосвязанных прогрессивных изменений,
происходящих
в
личностном,
предметном,
функциональном,
социальном
компонентах
профессиональной деятельности субъекта.
Для развития педагога необходима образовательная среда. Профессиональный рост
происходит когда есть системное образование.
Проведем аукцион - перечислим точки профессионального роста (в виде игры),
начинаем с:
Участие в планировании деятельности ДДТ; далее?
Участие в методических семинарах, НПК
Открытые занятия, мастер-классы
Участие в профессиональных конкурсах, фестивалях
Обобщение педагогического опыта
Работа над темой самообразования
Образование педагог получает в своем учреждении. Например, все мероприятия,
проводимые
в
ДДТ
(конкурсы,
семинары,
конференция
и
т.д.)
служат
развитию
профессиональной траектории педагога, коммуникативной компетенции, через которую и
формируется
профессиональная
компетентность.
образование
-
это
достояние
для
полноценной жизни человека.
Самообразовательная деятельность педагога осуществляется на разных уровнях,
что
свидетельствует
о
разных
возможностях
построения
индивидуальной
траектории
персонального
развития.
Уровень
профессионального
развития
характеризуется
его
профессиональным потенциалом.
Давайте рассмотрим этапы профессионального роста.
С первого дня, когда педагог переступил порог учреждения, его сопровождает
методическое сопровождение, педагогическое руководство, администрация.
Работа с молодыми и вновь прибывшими педагогами проходит по следующим
этапам (естественно имеет свои сроки):
1 этап - адаптация (примерно 1 год) - введение в должность, освоение социальной
роли,
опыта
самостоятельно
выполнения
профессиональной
деятельно сти,
приспособление
молодого
педагога
к
профессиональным
требованиям,
овладение
необходимыми навыками и умениями.
2
этап
-
Профессиональное
развитие,
или
проф.компетентность
-
развивается
индивидуальный стиль педагога.
3 этап - самореализация, зрелость - профессиональная позиция.
4 этап - стогнация, многофункциональность.
Этапы
реализации
носят
условный
характер.
Зависит
индивидуальными
особенностми, базовым образованием, уровнем потребностей педагога.
Вспомним профессиональные компетентности педагога, кто перечислит? Об этом мы
говорим часто.
КОММУНИКАЦИОННЫЕ
ОРИЕНТАЦИОННЫЕ
МОБИЛИЗАЦИОННЫЕ
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ
ПРОЕКТИВНЫЕ
ПРОГНОСТИЧЕСКИЕ
АНАЛИТИЧЕСКИЕ
ИНФОРМАЦИОННЫЕ
Ценность педагога состоит в том, если он может анализировать свою работу,
оценивать себя, наблюдает за собственной проф.деятельностью, при этом строит
собственную модель, ставит цель, предвидит себя в новой ситуации, дает самоотчет - это
есть проф.самосовершенствование.
Какие же условия профессионального роста - перечислим!
Чтение методической, педагогической литературы
Посещение семинаров, конференций
Проведение открытых занятий для анализа со стороны коллег
Изучение информационно-компьютерных технологий
Участие в мастер-классах, конкурсах, в том числе интернет-конкурсах
Распространение и обобщение педагогического опыта
Систематическое прохождение курсов повышения квалификации
Национальная система учительского роста (НСУР). Это более усовершенствованная
форма аттестации педагогических работников.
Сейчас: По должности - педагог категории:
Высшая категория
Первая категория
Соответствие
По НСУР предлагается - Карьера педагога:
Ведущий педагог:
Высшая категория
Первая категория
Соответствие
Старший педагог
Высшая категория
Первая категория
Соответствие
Педагог
Высшая категория
Первая категория
Соответствие
Какой солдат не хочет быть генералом? Так и... Какой педагог не хочет быть
руководителем? Карьерного и успешного роста вам, дорогие коллеги!