Напоминание

НОД ОО "Художественно - эстетическое развитие. Музыка" с детьми старшего дошкольного возраста.


Автор: Плишкина Наталья Владимировна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МКДОУ детский сад №1
Населённый пункт: город Малмыж Кировская Область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: НОД ОО "Художественно - эстетическое развитие. Музыка" с детьми старшего дошкольного возраста.
Раздел: дошкольное образование





Назад





НОД ОО «Художественно - эстетическое развитие. Музыка»

с детьми старшего дошкольного возраста.

«Музыкальная палитра. Яркие краски Зимы»

Цель:
Развитие музыкальности и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
«Художественно-эстетическое развитие» - «Музыка»: 1. Развивать эмоциональную отзывчивость детей на музыку, чувствовать настроение музыки. 2. Учить петь легко, интонационно чисто, выразительно. 3. Закреплять умение использовать знакомые танцевальные движения в импровизированном танце. 4. Развивать чувство ритма, ориентировку в пространстве, умение выразительно и непринужденно двигаться в соответствии с характером музыки, соотносить движение с текстом в игре и в игровом массаже. 5. Развивать слуховое внимание, музыкальную память, закреплять способы игры на музыкальных инструментах. 6. Содействовать проявлению активности, инициативы, самостоятельности и творческого воображения. «Познавательное развитие» Развивать сенсорное восприятие, учить сопоставлять музыку и поэзию. «Речевое развитие» 1. Развивать правильную, образную речь детей, расширять словарный запас. 2. Воспитывать интерес и любовь к природе через поэтическое слово. 3. Активизировать детей в музыкально-речевой деятельности. «Социально-коммуникативное развитие» Развивать эмоциональную сферу дошкольников, культуру общения, умения сотрудничать в коллективной музыкальной деятельности. «Физическое развитие» Развивать физические качества в музыкально-ритмической деятельности. Методы и приёмы: - практические: распевка, пение, танцевальное творчество, игра на детских музыкальных инструментах, игровой массаж, дыхательная гимнастика. - наглядно-слуховой: слушание музыки. - наглядно-зрительный: просмотр видео презентации. - словесные: беседа, загадка, художественное слово, объяснения, проблемные вопросы. Материалы и оборудование: музыкальный центр, компьютер, интерактивная доска, подборка нотного, музыкального, поэтического материала по данной теме, аудиозаписи, мультимедийная презентация зимних пейзажей, портрет композитора, снежинки резные из салфеток. 1
Под музыку дети заходят в зал
Замечательный денек,

Сколько любопытных глаз.

Разрешите вас, ребята,

Поприветствовать сейчас.
М.Р. Здравствуйте, ребята! (поёт) М.Р. Здравствуйте! (поют) Ребята, я очень рада видеть вас! Посмотрите, у нас на занятии сегодня присутствуют гости, будем вежливы и поздороваемся с ними. Дети: Здравствуйте! (поют) Какое сегодня чудесное утро! Ребята, можно ли у вас узнать с каким настроением вы пришли сегодня в садик? А ко мне в музыкальный зал? Я очень рада тому, что у вас хорошее настроение! У меня сегодня тоже, как и вас, очень хорошее настроение. И я хочу подарить вам свою улыбку. А вы хотите поделиться своей улыбкой с друзьями, а с гостями? Согласны? Ну, тогда я вам предлагаю пригласить наших гостей и поиграть вместе в игру «Передай улыбку другу». Приглашайте наших гостей.
Игра – упражнение «Передай улыбку по кругу»
Описание игры: Педагог улыбается, стоящему рядом ребенку, который передает улыбку следующему. Игра продолжается, пока круг не замкнется. Здоровья мы друг другу пожелали, улыбки друг другу подарили а мне ещё хотелось пожелать вам и всем-всем: «Доброго утра!».
«ДОБРОЕ УТРО!» музыка и слова О. Арсеневской -

валеологическая песенка-распевка с оздоровительным массажем
1. Доброе утро! Повернуться вправо-влево, Улыбнись скорее! кланяясь друг другу – 2 раза. И сегодня весь день «Пружинка» с поворотом, руки Будет веселее. на поясе – 2 раза. 2. Мы погладим лобик, Выполнять движения по тексту. Носик И щёчки. Будем мы красивыми, Как в саду цветочки! 3.. Сильнее, сильнее! Разотрём ладошки Выполнять движения по тексту А теперь похлопаем Дружнее, дружнее! 4.Ушки тоже мы потрём С наклоном головы вперёд – 2 раза. И здоровье сбережём. Улыбнёмся снова, Будьте все здоровы! Развести руки в стороны. Вот мы и поздоровались друг с другом и с нашими гостями. А сейчас проводим наших гостей на стульчики. 2
Ребята! За окном лежит белый пушистый снежок, мороз щиплет щечки. А у нас в детском саду тепло и уютно! Меня послушайте, ребята, загадаю вам загадку:
« Звонкая погода, снега кутерьма,

Это время года мы зовём…»
Зима. Какие приметы зимы вы знаете, ребята? (ответы детей) У меня сегодня прекрасное настроение и хочется совершить чудо, а поможет мне волшебная палочка. Этой палочкой взмахну, всех девочек в снежинок оберну. Девочки будут танцевать, но только тогда, когда будет играть музыка.
Снежинки пуховые,

Веселые, живые!

Вы кружитесь, мерцаете

В молчании лесном

И землю устилаете

Блестящим серебром.

танец-импровизация «Кружатся снежинки»
Под музыку дети кружатся как снежинки, музыки нет, дети опускаются на «землю» Звучит «Танец феи Драже» фрагмент из балета «Щелкунчик» П.Чайковского. Мальчики, какие получились льдинки у наших девочек? (ответы детей) А сейчас я палочкой взмахну и всех мальчиков в снежок оберну. 1-2-3, вот ребята закружились и в снежочек превратились. Звучит «Вальс снежных хлопьев», фрагмент из балета «Щелкунчик» П.Чайковского.
Мальчики выполняют этюд - импровизацию «Снежок», проявляя своё творчество и фантазию.
Девочки, а какой был снежок у наших мальчиков? (ответы детей) Даже морозным ветерком повеяло! И мне стало немного холодно. А вам? (ответы) Давайте погреемся немножко и немного поиграем
Игровой массаж «Зима»

Пришла зима,

Принесла мороз.

Пришла зима,

Замерзает нос.

Снег,

Сугробы,

Гололед.

Все на улицу – вперед!

Теплые штаны наденем,

Шапку,

шубу,

валенки.

Руки в варежках согреем

И завяжем шарфики.

Зимний месяц называй!

Декабрь, Январь, Февраль.

трем ладошки друг о друга

пальцами массажируем плечи, предплечья

трем ладошки друг о друга

ладошкой массажируем кончик носа

плавные движения ладонями

кулаки стучат по коленям попеременно

ладони потирают колени

ладонями проводим по ногам

ладонями проводим по голове,

по рукам,

топаем ногами

круговые движения ладонями друг по другу

поглаживают ладонями шею

ладони стучат по коленям

сжимают и разжимают кулачки
3
Ну, вот мы с вами и погрелись. А теперь давайте присядем на нашу волшебную полянку и послушаем музыку. (Дети садятся.) Всем удобно? Проверим: ноги – на месте, спина – ровная, глазки – красивые и все на меня смотрят! Сегодня мы будем слушать замечательное музыкальное произведение о зиме, а написал это произведение известный нам композитор П.И.Чайковский (слайд).
(звучит пьеса в записи)
Ребята, мы с вами послушали пьесу «Зимнее утро» П.И.Чайковского, а что вы представили, слушая эту музыку? Какие настроения, чувства передаёт эта пьеса? Какая музыка была по характеру? Музыка звучала нежно, выразительно и нас охватывали разные чувства: вдохновение, радость. Композитор в своем произведении смог раскрыть красоту зимнего утра. Зимнее утро таит свои чародейные тайны, снежные секреты… Ребята, когда я услышала это произведение, то мне вспомнились такие строки Белая береза под моим окном Принакрылась снегом, точно серебром. На пушистых ветках снежною каймой Распустились кисти белой бахромой. И стоит береза в сонной тишине, И горят снежинки в золотом огне. А заря, лениво, обходя кругом, Обсыпает ветки новым серебром. Предлагаю вам еще раз послушать пьесу «Зимнее утро» П.И.Чайковского
(видеоряд).
Пока мы слушали прекрасную музыку, рассматривали красоту сказочного зимнего утра на экране, как подул холодный зимний ветер, загудела метель
трек звук метелицы_____

упражнение на развитие звуковысотного звука
(глиссандируя голосом на звуке «у» вместе с детьми изобразить завывание сильного ветра. Рукой «рисуйте» в воздухе линии, моделируя условно высоту и динамику «бури».
Ме-тель гу-дит, да всё шу-мит.

Очень страшно одному,

а метель всё «У-у-у! да «у-у-у».
Пусть каждый из вас подует на свою ладонь так, чтобы ветер был холодным, а звук был похож на завывание метели.
Дыхательное упражнение «Погреемся»
Мерзнут на ветру ладошки, Мы погреемся немножко. Сначала дети дышат на ладошки бесшумно, затем с голосом- «А-а-а». Далее чередуют: на правую- бесшумно, на левую- с голосом.
Который день шумят метели,

Река под коркой ледяной.

В садах кусты заиндевели,

Как всё меняется зимой.

Снежинки под ноги ложатся,

Когда идёшь, они хрустят.
Ребята, в руках у вас пакеты! Как вы думаете, для чего я вам их раздала? (ответы детей) Можно ли ими сыграть звуки? (ответы детей) Сомните ваши пакеты несколько раз и послушайте? Что же вы услыхали? (ответы детей) 4
При помощи этих пакетов мы сможем с вами стать маленькими музыкантами шумового оркестра. Посмотрите, как это можно сделать!
озвучивание стихотворения И. Токмаковой

Как на горке – снег, снег,
* ритмично смять пакет – 2 раза
и под горкой – снег, снег,
* ритмично смять пакет – 2 раза
и на елке – снег, снег,


* ритмично смять пакет – 2 раза
и под елкой – снег, снег.


* ритмично смять пакет – 2 раза
А под елкой спит медведь
*озвучить расческой ли др.
Тише, тише, не шуметь
* ритмично сжимать пакет, будто уходят от опасного места. А сейчас мы сделаем это вместе! Вам понравилось? Молодцы! У нас все получилось! А сейчас закройте глаза и представьте себе зимнее утро с белым пушистым снегом, летящими снежинками, метелью, вьюгой. Представили? А из чего состоит снег? (ответ — из снежинок) Ребята, посмотрите, как много снежинок у меня есть! Они такие лёгкие и воздушные, совсем как настоящие. Ребята, я вам открою маленький секрет. Зимние пушистые снежинки – это замерзшие дождинки. Музыка их воздушного танца очень красива. Разбирайте снежинки поскорей, поиграйте с ними веселей!
Дыхательная гимнастика «Снежинка»

Большая снежинка лежит на ладошке.

На эту снежинку подуем немножко.

Подули тихонько – Снежинка лежит,

Подули сильнее – Снежинка летит
держат снежинку на ладошке. дуют потихоньку, чтобы снежинка не слетела с ладошки. дуют сильно, чтобы снежинка слетела с ладошки. Вот вы, какие молодцы! Посмотрите в окошко. Какое чудесное зимнее утро – и небо синее, и утро раннее. Падают снежинки Золотые льдинки. Падают, кружатся На землю ложатся Ребята, я вас предлагаю выучить новую попевку «Падают снежинки». Вы согласны? Я буду петь музыкальную фразу, а вы повторять как эхо.
Игра"Эхо"
Первая пропеваю фразу, дети повторяют
Распевка «Падают снежинки»

Падают снежинки
(сиb-сиb-до-си-ЛЯ-ФА)
Золотые льдинки
. (сиb-сиb-до-си-ЛЯ-ФА)
Падают, кружатся,
(фа-соль-ля- сиb-ДО-РЕ)
На землю ложатся.
(до-сиb-ля-соль-ФА-ФА) Дети повторяют попевку «Падают снежинки» Ребята я вижу, что вы готовы, давайте исполним попевку сначала тихим звуком. А теперь споём звонче и прохлопаем ритмический рисунок. Приготовились, будьте внимательны, отхлопывайте правильно (дети выполняют ритмический рисунок) Молодцы! Все у нас получилось замечательно. Ребята, посмотрим на картинку. На ней изображена зимняя сказка. Я вам предлагаю сейчас занять места и спеть песню «Зимняя сказка».
исполняют песню «Зимняя сказка»
Мы с вами сейчас спели про чудесное время года - Зиму. Ребята, скажите, вам нравится зима? (ответы )
слайды снеговика, лыж,санки
5
А на другой картинке у нас изображены снеговик. Я сейчас взмахну своей волшебной палочкой и превращу вас в ледяные фигуры.
релаксационное упражнение «Ледяные фигуры»
(Мышечное напряжение - фигуры, расслабление – лужицы). Зима, ночь, во дворе ледяные фигуры. Какие красивые, будто хрустальные! Динь - дон! (дотрагиваемся до детей). Утром солнце пригрело, фигуры медленно тают, растекаются лужицы… Снова вечер, снова ночь, снова встали сказочные ледяные фигуры. Динь - дон! Но настало утро, медленно тают фигуры. Снова лужицы во дворе. Хлоп! Все исчезло! Мы снова дети в детском саду. Ну, что ж, ребята. Наша музыкальная зимняя прогулка подошла к концу.
К солнышку потянулись,

Лучик взяли,

К сердцу прижали,

Всем друзьям отдали.
Вы трудились не напрасно, Все согласны? Да, согласны! И с весёлым настроеньем В этом вовсе нет сомненья Вы выходите из зала. Говорю вам: До свидания! 6


В раздел образования