Автор: Обухова Марина Владимировна Должность: музыкальный руководитель Учебное заведение: МДОУ "Ц.р.р. д/с № 113" Населённый пункт: город Магнитогорск Наименование материала: проект Тема: "Масленичная неделя" Раздел: дошкольное образование
Цель : Познакомить и приобщить детей к традиционныму обряду Руси - проводов
зимы.
2.
Задачи : 1) Воспитывая интерес к наследию предков, ознакомить с традициями и
создать условия для проживания семидневки по народным традициям. 2)Разучивать
с детьми необходимые для проведения Масленицы заклички, потешки, небылицы,
песни, хороводы, пляски. 3) Развивать творческие задатки в исполнении, ловкость и
смелость в играх, воспитывать коллективизм в совместных действах.
3.
Группа : старшие и подготовительные.
4.
Вид проекта:
- исследовательский, творческий;
- по количеству участников индивидуальный, групповой, фронтальный;
- по продолжительности краткосрочный;
5. Сроки реализации проекта: с 07.03 2016г.-13.03. 2016г.
6. Предполагаемый результат : проживание Масленичной недели в традициях
праздника;
7. Продукт проектной деятельности : целостное представление о празднике в
конце недели ( катание на лошадках, ярмарка декоративно – прикладного семейного
творчества, посиделки, уличные гуляния со сжиганием чучела Масленицы)
8. Проблемная ситуация : ежегодно традиционно в детском саду проводятся
мероприятия Масленичной недели, поэтому подросшие дошкольники, ранее
наблюдавшие со стороны этот праздник. Уже готовы к активному участию в нём.
9. План проектной деятельности Детей:
Дата
Содержание
деятельности
и форма её
осуществления
.
Совместная
деятельность
педагогов с детьми.
Самостоятельна
я
деятельность
детей.
Работа
с
родителями
1день
(07.03)
«Заигрыши»
Праздничны
й выходной.
Разучивать с
детьми
заклички,
потешки,
песенки,
перевёртыши,
небылицы.
Изготовление
поделок,
выпечки для
участия в
ярмарке.
2 день
(08.03)
«Встреча»
Праздничны
й выходной.
Побывать на
городских
мероприятиях,
нарисовать
иллюстрацию
к увиденному.
Изготовление
поделок,
выпечки для
участия в
ярмарке.
3 день
(09.03)
«Лакомка»
Ярмарка,
посиделки и
катание на
лошадках.
Организовать детей
на безопасное
катание на лошадках.
Подготовить
«торговые ряды» для
ярмарки, выставить
семейные работы.
Творческое
участие в
посиделках,
играх,
хороводах,
ярмарке.
Создать
условия для
участия детей в
мероприятиях:
катании на
лошадках,
участия в
посиделках,
ярмарке.
4 день
(10.03)
«Разгуляй»
Проведение
народных
подвижных
игр на улице.
Освоить народные
подвижные игры,
традиционные для
Масленицы: «Царь
горы», «Взятие
снежного городка»,
«бой мешками»,
«Баранки»,
«перетягивание
каната» и т.д.
Активное
участие в
играх.
Присутствие и
активное
участие на
игрищах.
5 день
(11.03)
«Сжигание»
Завершение
праздника.
Сжигание
Масленицы.
Организовать детей
для уличного
праздника.
Приготовить блины и
самовар на своём
игровом участке.
Соблюдать
противопожарную
безопасность.
Исполнить все
знакомые
заклички,
потешки, песни,
хороводы.
Участие в
мероприятии.
10. Приложение: сценарий, презентация.
ДЕНЬ 1 «ЗАИГРЫШИ»
Звучат народные наигрыши, дети при входе в зал образуют поочерёдно круг в центре зала
и выполняют плясовые движения, затем проходят на места. Освободив место следующим
участникам.
Когда все уселись - в зал с самоваром входит Хозяюшка (ведущая) , накрывает стол,
«наливает» чай в блюдце(на нём заранее насыпано немного муки), во время танца пробует
попить чай, «обжигается», дует- мука летит , изображая пар.
ХОЗЯЮШКА: Что, ребятушки, сидите? Вы вокруг - то поглядите!
ПЕСНЯ «К НАМ ГОСТИ ПРИШЛИ».
ХОЗЯЮШКА: Входите, гости дорогие, посидеть, погостить, позабавиться.
Уж мы Маслену встречать будем широкую закликать будем!
Выходят дети в народных костюмах:
1 РЕБ.: Звал - зазывал честной семик широкую Масленицу
К себе в гости во двор.
2 РЕБ. (кричит из-под ладони): Душа ль ты, моя Масленица!
Перепелиные твои косточки, бумажное твоё тельце!
3 РЕБ.: Сахарные твои уста, сладкая твоя речь!
1 РЕБ.: Приезжай ко мне во двор: в горах кататься, в блинах валяться!
ВСЕ: Сердцем потешаться!
ХОЗЯЮШКА: А блины- то поспели? Масленица-то полизуха,
Объедуха, деньгами поберуха!
1 РЕБ.: Блин - добро не один!
2 РЕБ.: Блины брюхо не портят!
3 РЕБ.: Блин - не клин, брюхо не распорет!
ВСЕ: Ох, блины, вы, блины, вы блиночки мои!
ОБЩАЯ ПЕСНЯ «БЛИНЫ» - под управление Хозяюшки.
Мальчишки в народных костюмах садятся за стол, на котором стоит самовар.
ХОЗЯЮШКА: Пришла Масляна неделя, была у кума на блинах,
Там кума - моя сестрица печь блины - то мастерица:
Напекла их кучек 6- семерым их и не съесть!
(Показывает на сидящих за столом):
А села троица за стол - дали душеньке простор! Друг на друга
поглядели…
ВСЕ: И блины – то все поели!
ХОЗЯЮШКА: Хватит на печи лежать - надо косточки размять!
МУЗЫКАЛЬНАЯ ИГРА (повторялка) «У ДЯДЮШКИ СЕМИОНА»
ХОЗЯЮШКА: Мы Масленицу закликали, в гости её дожидали,
Песни пели, гостей созывали, а во вторник её повстречали!
ДЕНЬ 2 «ВСТРЕЧА»
ХОЗЯЮШКА: Входила честная Масленица, широкая боярыня
Во тесовый терем. Садилась за столы дубовые к зелёному вину.
ЗВУЧИТ «МАСЛЕНИЧНАЯ» (аудиозапись) - вносят чучело - Масленицу.
Подходят ряженые в народные костюмы девицы. Рассматривают наряды, удивляются,
восхищаются.
1 ДЕВ.: Дорогая наша Масленица! Авдотья Геннадьевна!
Дуня белая, Дуня румяная!
2 ДЕВ.: Коса длинная, триаршинная, лента алая, двухполтинная!
3 ДЕВ.: Платок беленький новомодненький,
Брови чёрные, наведенные!
4 ДЕВ.: Шуба синяя, ластки красные!
ХОЗЯЮШКА: Собрались мы тебя величать, встречать да славить!
С гор кататься, в блинах валяться. Песни петь, весну кликать!
МНОЖЕСТВЕННЫЕ ХОРОВОДЫ « ВЕСНЯНКА» (укр.нар.)
ХОЗЯЮШКА: А теперь пришла пора поиграть нам, детвора,
Среду Лакомкой зовут, в гости ходят, торг ведут.
А в четверг играют - силу, ловкость прославляют
ДЕНЬ 3 «ЛАКОМКА»- ЯРМАРКА.
ХОЗЯЮШКА: Пошла Маня на базар, принесла домой товар:
Родной матушке - платок, посерёдочке цветок.
Братьям – соколам - по козловым сапогам.
Сестрицам – лебедицам - по белым рукавицам.
Ярмарка открывается, продажа начинается!
«НА ЯРМАРКЕ» (Е.Шаламоновой)- поют и инсценируют дети подготовительной группы.
РЕБ.: На ряды налетай, весь товар раскупай!
ПРОВОДИТСЯ ЯРМАРКА ПРИКЛАДНОГО СЕМЕЙНОГО ИСКУССТВА
(поделки, выпечка, рукоделие, принесённое из дома - взаимодействие с родителями)
ДЕНЬ 4 «РАЗГУЛЯЙ-ЧЕТВЕРЖОК».
ХОЗЯЮШКА: Масленица - пышка на улицу вышла –
На гору кататься, с ребятами драться.
1 РЕБ.: А ребята - дураки, нажимали кулаки,
Нажимали кулаки, да всё на Масляны боки.
ИГРА 1:
ХОЗЯЮШКА: Выходи ко мне сюда ровно три богатыря.
Вы мешочки потрясите, силу миру покажите!
АТТРАКЦИОН «БОЙ МЕШКАМИ» (с закрытыми глазами)
ХОЗЯЮШКА: А вы давно блинов не ели, вы блиночков захотели?
Руки за спину уприте, ртом скорей тогда берите
Всё, что видите сейчас, да дышите через раз!
ИГРА 2 «СНЕЖНАЯ ГОРКА» (конфеты втыкают в насыпанную горкой муку, цель -
спрятав руки за спиной, ртом вынуть за фантик конфету, стараясь не испачкаться.)
ХОЗЯЮШКА: Сеяли, растили гречу во всё красно летечко,
Вырастала наша греча - не имели горя.
Выходите-ка, девицы, всё уменьем похвалиться,
Выходите-ка, ребята, а горшками я богата!
ИГРА 3 «НАКОРМИ С ЗАКРЫТЫМИ ГЛАЗАМИ»
ХОЗЯЮШКА: Пряла наша Дуня не тонко, не толсто-
Потоньше полена. Тополще оглобли.
Канат получился. Да нам пригодился!
ИГРА 4 «ПЕРЕТЯГИВАНИЕ КАНАТА.
ХОЗЯЮШКА: А теперь пришла пора нам расстаться, детвора.
Масленицу сохраняйте, не мочите, не сжигайте.
Всю неделю пусть живёт, Весну в гости скоро ждёт
МАСЛЕНИЦА. ДЕНЬ ПОСЛЕДНИЙ.
Масленицу выносят на улицу. Устанавливают посередине на спортивной площадке. На
детских прогулочных участках помощники воспитателей готовят столики с самоварами и
блинами.
ЗВУЧИТ НАРОДНАЯ МУЗЫКА. Группы собираются вокруг Масленицы на
спортплощадке. Под музыку, держа в руках корзину с куклами бибабо, танцуя, выходит
Хозяюшка, поправляет наряд Масленицы, кланяется.
ХОЗЯШКА: Вот так Маслена неделя! Сколь блиночков я поела!
И с грибами, и с капустой, только б не было нам пусто.
А сегодня я к вам не с пустыми руками пришла. Принесла свой волшебный платок, да
забавный туесок.
Эй, платочек, развернись! Чудо-диво покажись!
2 взрослых в костюмах скоморохов разворачивают платок, делая его ширмой.
ХОЗЯЮШКА: Небылицы расскажу, да ребятам покажу.
А позову сейчас Петрушку – разудалую игрушку.
Эй, Петруша, отзовись! К нам с ребятами явись!
ПЕТРУШКА: Всем привет! Я к вам примчался.
Да с Маслёнкой повстречался - съел блинов аж 3 тарелки,
И 3 дня лежал на грелке…
А теперь готов - для вас начинаю свой рассказ!
РАЗЫГРЫВАЮТСЯ КУКОЛЬНЫЕ ИНСЦЕНИРОВКИ.
1 небылица: Стучит, бренчит по улице - Фома едет на курице.
Тимошка на кошке. Туда же по дорожке.
ТИМОШКА: - Куда, Фома, едешь? Куда погоняешь?
ФОМА: - Сено косить!
ТИМОШКА: - На что тебе сено?
ФОМА: - Коровок кормить!
ТИМОШКА: - На что тебе коровки?
ФОМА: - Молоко доить!
ТИМОШКА: - На что тебе молоко?
ФОМА: - Ребят поить!
НАР. НАИГРЫШ.
ХОЗЯЮШКА: Я платок переверну, снова что то расскажу!
2 НЕБЫЛИЦА: инсценируют дети старшей группы, нацепив бороды разного цвета.
ПЕТРУШКА: Как по речке по реке, по реке ехал Рыжий на быке…
Только на гору поднялся - ему Красный повстречался.
Рыжий красного спросил: «Чем ты бороду красил?»
РЕБЁНОК с красной бородой:
- Я не краской, не замазкой. Я на солнышке лежал.
Кверху бороду держал.
Только солнышко взошло - всю бородушку сожгло!
ХОЗЯЮШКА: Знать, Весна уж к нам спешит, раз так Солнышко горит!
ВЫХОДЯТ ДЕТИ В КОСОВОРОТКАХ И САРАФАНАХ:
1РЕБ.: Цынцы – брынцы - разговор, Савка прибежал во двор!
Положили Савку на белую лавку. Савка смеётся, лавка трясётся!
2 РЕБ. (в руках свинка): Чёрная свинья на дубу гнездо свила!
А свинья учёная, не беда, что чёрная!
3 РЕБ. (в медвежьей шапке): Сидит медведь на колоде, сапоги точает.
4 РЕБ. (зайчик со скрипкой): А Заинька - работничек на скрипочке играет!
5 РЕБ. (лисичка): А Лисичка - млад сестричка по лужку гуляет!
6 РЕБ. (сорока): А Сорока - белобока во дуду играет!
ОБЩИЙ ТАНЕЦ-ИМПРОВИЗАЦИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПЛЯСОВЫХ
ДВИЖЕНИЙ, ЗНАКОМЫХ ДЕТЯМ.
ХОЗЯЮШКА: Стойте! Отдохните, дух переведите!
Я загадок много знаю и вам, конечно, загадаю!
1 ЗАГАДКА: Бело одеяло на землю упало. А лето пришло - оно и сошло!
(снег)
2 ЗАГАДКА: Летит - не птица, воет - не зверь. (ветер)
3 ЗАГАДКА: А вот ещё: Лежал-лежал - да в реку убежал. (снег расстаял)
4 ЗАГАДКА: Тает снежок, ожил лужок, день прибывает. Когда это бывает?
(весной)
ХОЗЯЮШКА: Ой, весной! А что ж мы тогда Зиму славим, да величаем?
Надо Зиму поругать, да со двора скорее гнать!
(Подходит к Масленице.)
Ах, ты, Зима старая! Бабка страшная, злая!
Уходи со двора, прошла твоя пора!
Мы Масленицу провожаем, людей сюда созываем,
Всех в хоровод зазываем!
(Выстраиваются в круг по периметру, но подальше от Масленицы с подветренной
стороны.)
Мы Масленицу провожаем, огнём её зажигаем.
Со двора тебе пора - гори, сатана!
( Поджигают). (КРИЧАТ)
Гори, гори, гори, Масленица! (2 раза)
Гори, гори ярко, лето будет жарко!
Гори ясно, чтобы не погасло!
Глянь на небо - птички летят, колокольчики звенят,
Нам весну встречать велят!
ХОЗЯЮШКА ПОЁТ ЗАКЛИЧКУ «ОЙ, КУЛИКИ-ЖАВОРОНУШКИ»
Ой, кулики, жаворонушки, прилетайте к нам, уводонушки!
Летел кулик из - за моря! Кулик- кулик, запирай Зиму,
Отпирай Весну - красно летечко!
После полного сгорания:
ОБЩИЙ ХОРОВОД «ВЕСНЯНКА» (укр.нар)
Далее - включается народная музыка громко. Дети расходятся на свои прогулочные
площадки, где лакомятся блинами и греются горячим чаем. Воспитатели проводят
подвижные народные игры.