Напоминание

"Масленичная неделя"


Автор: Обухова Марина Владимировна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МДОУ "Ц.р.р. д/с № 113"
Населённый пункт: город Магнитогорск
Наименование материала: проект
Тема: "Масленичная неделя"
Раздел: дошкольное образование





Назад





Название проекта: «Масленичная неделя»

1.

Цель
: Познакомить и приобщить детей к традиционныму обряду Руси - проводов зимы.
2.

Задачи
: 1) Воспитывая интерес к наследию предков, ознакомить с традициями и создать условия для проживания семидневки по народным традициям. 2)Разучивать с детьми необходимые для проведения Масленицы заклички, потешки, небылицы, песни, хороводы, пляски. 3) Развивать творческие задатки в исполнении, ловкость и смелость в играх, воспитывать коллективизм в совместных действах.
3.

Группа
: старшие и подготовительные.
4.

Вид проекта:
- исследовательский, творческий; - по количеству участников индивидуальный, групповой, фронтальный; - по продолжительности краткосрочный; 5.
Сроки реализации проекта:
с 07.03 2016г.-13.03. 2016г. 6.
Предполагаемый результат
: проживание Масленичной недели в традициях праздника; 7.
Продукт проектной деятельности
: целостное представление о празднике в конце недели ( катание на лошадках, ярмарка декоративно – прикладного семейного творчества, посиделки, уличные гуляния со сжиганием чучела Масленицы) 8.
Проблемная ситуация
: ежегодно традиционно в детском саду проводятся мероприятия Масленичной недели, поэтому подросшие дошкольники, ранее наблюдавшие со стороны этот праздник. Уже готовы к активному участию в нём. 9.
План проектной деятельности Детей:
Дата Содержание деятельности и форма её осуществления . Совместная деятельность педагогов с детьми. Самостоятельна я деятельность детей. Работа с родителями 1день (07.03) «Заигрыши» Праздничны й выходной. Разучивать с детьми заклички, потешки, песенки, перевёртыши, небылицы. Изготовление поделок, выпечки для участия в ярмарке. 2 день (08.03) «Встреча» Праздничны й выходной. Побывать на городских мероприятиях, нарисовать иллюстрацию к увиденному. Изготовление поделок,
выпечки для участия в ярмарке. 3 день (09.03) «Лакомка» Ярмарка, посиделки и катание на лошадках. Организовать детей на безопасное катание на лошадках. Подготовить «торговые ряды» для ярмарки, выставить семейные работы. Творческое участие в посиделках, играх, хороводах, ярмарке. Создать условия для участия детей в мероприятиях: катании на лошадках, участия в посиделках, ярмарке. 4 день (10.03) «Разгуляй» Проведение народных подвижных игр на улице. Освоить народные подвижные игры, традиционные для Масленицы: «Царь горы», «Взятие снежного городка», «бой мешками», «Баранки», «перетягивание каната» и т.д. Активное участие в играх. Присутствие и активное участие на игрищах. 5 день (11.03) «Сжигание» Завершение праздника. Сжигание Масленицы. Организовать детей для уличного праздника. Приготовить блины и самовар на своём игровом участке. Соблюдать противопожарную безопасность. Исполнить все знакомые заклички, потешки, песни, хороводы. Участие в мероприятии.
10. Приложение:
сценарий, презентация.
ДЕНЬ 1 «ЗАИГРЫШИ»
Звучат народные наигрыши, дети при входе в зал образуют поочерёдно круг в центре зала и выполняют плясовые движения, затем проходят на места. Освободив место следующим участникам. Когда все уселись - в зал с самоваром входит Хозяюшка (ведущая) , накрывает стол, «наливает» чай в блюдце(на нём заранее насыпано немного муки), во время танца пробует попить чай, «обжигается», дует- мука летит , изображая пар. ХОЗЯЮШКА: Что, ребятушки, сидите? Вы вокруг - то поглядите! ПЕСНЯ «К НАМ ГОСТИ ПРИШЛИ». ХОЗЯЮШКА: Входите, гости дорогие, посидеть, погостить, позабавиться. Уж мы Маслену встречать будем широкую закликать будем! Выходят дети в народных костюмах: 1 РЕБ.: Звал - зазывал честной семик широкую Масленицу
К себе в гости во двор. 2 РЕБ. (кричит из-под ладони): Душа ль ты, моя Масленица! Перепелиные твои косточки, бумажное твоё тельце! 3 РЕБ.: Сахарные твои уста, сладкая твоя речь! 1 РЕБ.: Приезжай ко мне во двор: в горах кататься, в блинах валяться! ВСЕ: Сердцем потешаться! ХОЗЯЮШКА: А блины- то поспели? Масленица-то полизуха, Объедуха, деньгами поберуха! 1 РЕБ.: Блин - добро не один! 2 РЕБ.: Блины брюхо не портят! 3 РЕБ.: Блин - не клин, брюхо не распорет! ВСЕ: Ох, блины, вы, блины, вы блиночки мои! ОБЩАЯ ПЕСНЯ «БЛИНЫ» - под управление Хозяюшки. Мальчишки в народных костюмах садятся за стол, на котором стоит самовар. ХОЗЯЮШКА: Пришла Масляна неделя, была у кума на блинах, Там кума - моя сестрица печь блины - то мастерица: Напекла их кучек 6- семерым их и не съесть! (Показывает на сидящих за столом): А села троица за стол - дали душеньке простор! Друг на друга поглядели… ВСЕ: И блины – то все поели! ХОЗЯЮШКА: Хватит на печи лежать - надо косточки размять! МУЗЫКАЛЬНАЯ ИГРА (повторялка) «У ДЯДЮШКИ СЕМИОНА» ХОЗЯЮШКА: Мы Масленицу закликали, в гости её дожидали, Песни пели, гостей созывали, а во вторник её повстречали!

ДЕНЬ 2 «ВСТРЕЧА»
ХОЗЯЮШКА: Входила честная Масленица, широкая боярыня Во тесовый терем. Садилась за столы дубовые к зелёному вину. ЗВУЧИТ «МАСЛЕНИЧНАЯ» (аудиозапись) - вносят чучело - Масленицу. Подходят ряженые в народные костюмы девицы. Рассматривают наряды, удивляются, восхищаются. 1 ДЕВ.: Дорогая наша Масленица! Авдотья Геннадьевна! Дуня белая, Дуня румяная! 2 ДЕВ.: Коса длинная, триаршинная, лента алая, двухполтинная! 3 ДЕВ.: Платок беленький новомодненький, Брови чёрные, наведенные! 4 ДЕВ.: Шуба синяя, ластки красные! ХОЗЯЮШКА: Собрались мы тебя величать, встречать да славить! С гор кататься, в блинах валяться. Песни петь, весну кликать! МНОЖЕСТВЕННЫЕ ХОРОВОДЫ « ВЕСНЯНКА» (укр.нар.) ХОЗЯЮШКА: А теперь пришла пора поиграть нам, детвора, Среду Лакомкой зовут, в гости ходят, торг ведут. А в четверг играют - силу, ловкость прославляют
ДЕНЬ 3 «ЛАКОМКА»- ЯРМАРКА.
ХОЗЯЮШКА: Пошла Маня на базар, принесла домой товар: Родной матушке - платок, посерёдочке цветок. Братьям – соколам - по козловым сапогам. Сестрицам – лебедицам - по белым рукавицам. Ярмарка открывается, продажа начинается! «НА ЯРМАРКЕ» (Е.Шаламоновой)- поют и инсценируют дети подготовительной группы.
РЕБ.: На ряды налетай, весь товар раскупай! ПРОВОДИТСЯ ЯРМАРКА ПРИКЛАДНОГО СЕМЕЙНОГО ИСКУССТВА (поделки, выпечка, рукоделие, принесённое из дома - взаимодействие с родителями)
ДЕНЬ 4 «РАЗГУЛЯЙ-ЧЕТВЕРЖОК».
ХОЗЯЮШКА: Масленица - пышка на улицу вышла – На гору кататься, с ребятами драться. 1 РЕБ.: А ребята - дураки, нажимали кулаки, Нажимали кулаки, да всё на Масляны боки.
ИГРА 1: ХОЗЯЮШКА: Выходи ко мне сюда ровно три богатыря. Вы мешочки потрясите, силу миру покажите! АТТРАКЦИОН «БОЙ МЕШКАМИ» (с закрытыми глазами) ХОЗЯЮШКА: А вы давно блинов не ели, вы блиночков захотели? Руки за спину уприте, ртом скорей тогда берите Всё, что видите сейчас, да дышите через раз! ИГРА 2 «СНЕЖНАЯ ГОРКА» (конфеты втыкают в насыпанную горкой муку, цель - спрятав руки за спиной, ртом вынуть за фантик конфету, стараясь не испачкаться.) ХОЗЯЮШКА: Сеяли, растили гречу во всё красно летечко, Вырастала наша греча - не имели горя. Выходите-ка, девицы, всё уменьем похвалиться, Выходите-ка, ребята, а горшками я богата! ИГРА 3 «НАКОРМИ С ЗАКРЫТЫМИ ГЛАЗАМИ» ХОЗЯЮШКА: Пряла наша Дуня не тонко, не толсто- Потоньше полена. Тополще оглобли. Канат получился. Да нам пригодился! ИГРА 4 «ПЕРЕТЯГИВАНИЕ КАНАТА.
ХОЗЯЮШКА: А теперь пришла пора нам расстаться, детвора. Масленицу сохраняйте, не мочите, не сжигайте. Всю неделю пусть живёт, Весну в гости скоро ждёт
МАСЛЕНИЦА. ДЕНЬ ПОСЛЕДНИЙ.

Масленицу выносят на улицу. Устанавливают посередине на спортивной площадке. На детских прогулочных участках помощники воспитателей готовят столики с самоварами и блинами. ЗВУЧИТ НАРОДНАЯ МУЗЫКА. Группы собираются вокруг Масленицы на спортплощадке. Под музыку, держа в руках корзину с куклами бибабо, танцуя, выходит Хозяюшка, поправляет наряд Масленицы, кланяется. ХОЗЯШКА: Вот так Маслена неделя! Сколь блиночков я поела! И с грибами, и с капустой, только б не было нам пусто. А сегодня я к вам не с пустыми руками пришла. Принесла свой волшебный платок, да забавный туесок. Эй, платочек, развернись! Чудо-диво покажись! 2 взрослых в костюмах скоморохов разворачивают платок, делая его ширмой. ХОЗЯЮШКА: Небылицы расскажу, да ребятам покажу. А позову сейчас Петрушку – разудалую игрушку. Эй, Петруша, отзовись! К нам с ребятами явись! ПЕТРУШКА: Всем привет! Я к вам примчался. Да с Маслёнкой повстречался - съел блинов аж 3 тарелки, И 3 дня лежал на грелке… А теперь готов - для вас начинаю свой рассказ! РАЗЫГРЫВАЮТСЯ КУКОЛЬНЫЕ ИНСЦЕНИРОВКИ. 1 небылица: Стучит, бренчит по улице - Фома едет на курице. Тимошка на кошке. Туда же по дорожке. ТИМОШКА: - Куда, Фома, едешь? Куда погоняешь? ФОМА: - Сено косить! ТИМОШКА: - На что тебе сено?
ФОМА: - Коровок кормить! ТИМОШКА: - На что тебе коровки? ФОМА: - Молоко доить! ТИМОШКА: - На что тебе молоко? ФОМА: - Ребят поить! НАР. НАИГРЫШ. ХОЗЯЮШКА: Я платок переверну, снова что то расскажу! 2 НЕБЫЛИЦА: инсценируют дети старшей группы, нацепив бороды разного цвета. ПЕТРУШКА: Как по речке по реке, по реке ехал Рыжий на быке… Только на гору поднялся - ему Красный повстречался. Рыжий красного спросил: «Чем ты бороду красил?» РЕБЁНОК с красной бородой: - Я не краской, не замазкой. Я на солнышке лежал. Кверху бороду держал. Только солнышко взошло - всю бородушку сожгло! ХОЗЯЮШКА: Знать, Весна уж к нам спешит, раз так Солнышко горит! ВЫХОДЯТ ДЕТИ В КОСОВОРОТКАХ И САРАФАНАХ: 1РЕБ.: Цынцы – брынцы - разговор, Савка прибежал во двор! Положили Савку на белую лавку. Савка смеётся, лавка трясётся! 2 РЕБ. (в руках свинка): Чёрная свинья на дубу гнездо свила! А свинья учёная, не беда, что чёрная! 3 РЕБ. (в медвежьей шапке): Сидит медведь на колоде, сапоги точает. 4 РЕБ. (зайчик со скрипкой): А Заинька - работничек на скрипочке играет! 5 РЕБ. (лисичка): А Лисичка - млад сестричка по лужку гуляет! 6 РЕБ. (сорока): А Сорока - белобока во дуду играет! ОБЩИЙ ТАНЕЦ-ИМПРОВИЗАЦИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПЛЯСОВЫХ ДВИЖЕНИЙ, ЗНАКОМЫХ ДЕТЯМ. ХОЗЯЮШКА: Стойте! Отдохните, дух переведите! Я загадок много знаю и вам, конечно, загадаю! 1 ЗАГАДКА: Бело одеяло на землю упало. А лето пришло - оно и сошло! (снег) 2 ЗАГАДКА: Летит - не птица, воет - не зверь. (ветер) 3 ЗАГАДКА: А вот ещё: Лежал-лежал - да в реку убежал. (снег расстаял) 4 ЗАГАДКА: Тает снежок, ожил лужок, день прибывает. Когда это бывает? (весной) ХОЗЯЮШКА: Ой, весной! А что ж мы тогда Зиму славим, да величаем? Надо Зиму поругать, да со двора скорее гнать! (Подходит к Масленице.) Ах, ты, Зима старая! Бабка страшная, злая! Уходи со двора, прошла твоя пора! Мы Масленицу провожаем, людей сюда созываем, Всех в хоровод зазываем! (Выстраиваются в круг по периметру, но подальше от Масленицы с подветренной стороны.) Мы Масленицу провожаем, огнём её зажигаем.
Со двора тебе пора - гори, сатана! ( Поджигают). (КРИЧАТ) Гори, гори, гори, Масленица! (2 раза) Гори, гори ярко, лето будет жарко! Гори ясно, чтобы не погасло! Глянь на небо - птички летят, колокольчики звенят, Нам весну встречать велят! ХОЗЯЮШКА ПОЁТ ЗАКЛИЧКУ «ОЙ, КУЛИКИ-ЖАВОРОНУШКИ» Ой, кулики, жаворонушки, прилетайте к нам, уводонушки! Летел кулик из - за моря! Кулик- кулик, запирай Зиму, Отпирай Весну - красно летечко!
После полного сгорания: ОБЩИЙ ХОРОВОД «ВЕСНЯНКА» (укр.нар) Далее - включается народная музыка громко. Дети расходятся на свои прогулочные площадки, где лакомятся блинами и греются горячим чаем. Воспитатели проводят подвижные народные игры.


В раздел образования