Напоминание

"Методы развития музыкально - исполнительских способностей учащихся класса фортепиано в ДМШ и ДШИ"


Автор: Билалова Алсу Камиловна
Должность: преподаватель фортепиано
Учебное заведение: МБУ ДО "ДШИ "Созвездие"
Населённый пункт: город Нижнекамск Республика Татарстан
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Методы развития музыкально - исполнительских способностей учащихся класса фортепиано в ДМШ и ДШИ"
Раздел: дополнительное образование





Назад




МБУ ДО «ДШИ «Созвездие» НМР РТ

Методическая работа

на тему:

Методы развития музыкально-исполнительских

способностей учащихся класса фортепиано

в ДМШ и ДШИ

Выполнила: Билалова Алсу Камиловна

преподаватель фортепиано

г.Нижнекамск

2019

Задача

педагога

состоит

в

том,

чтобы

ввести

ученика

в

мир

искусства, разбудить его творческие способности и вооружить техникой.

Эта цель может быть осуществлена тогда, когда обучающийся разучивает

музыкальное сочинение и работает над специальными упражнениями,

развивающими те или иные стороны «аппарата переживания» и «аппарата

воплощения».

В

основе

исполнительской

деятельности

детей

лежит

интерес,

проявляемый к звукам. Однако не к любому произвольному сочетанию, а

только

к

цельной

и

ясной

мелодии,

вызывающей

у

ребенка

либо

эмоциональное переживание, либо образное представление, создающей

то или иное настроение. Такое воздействие вызывает желание подобрать

ее

на

инструменте.

При

этом

чем

ярче

впечатление,

тем

сильнее

стремление правильно запомнить и точно воспроизвести услышанное.

Так музыкальные данные получают главный стимул для своего развития.

Если педагог, показывая простую пьесу, сам поддается ее обаянию и

умеет воодушевиться ее настроением, ему легче передать это настроение

и

воодушевление

ученику.

Такое

совместное

переживание

музыки

наиважнейший контакт, который часто бывает решающим для успехов

ученика

и

в

более

старшем

возрасте.

Педагог

создает

условия

для

развития

ярких

музыкальных

впечатлений,

то

есть

для

работы

над

художественным

образом.

И

что

особенно

важно,

способствует

проявлению

инициативы

и

желания

самому

исполнить,

по-своему,

донести настроение и смысл музыки – все то, что его воодушевило в этой

пьесе. Определив характер и настроение произведения, нужно сразу же

найти звуковую окраску, пульс движения, элементарные нюансы, а также

технические средства, вытекающие из характера пьесы и помогающие

ярче

раскрыть

ее

образное

содержание.

Это

и

будет

работой

над

художественно-музыкальным

образом

и

над

приобретением

игровых

приемов, конкретно увязанных с музыкальной задачей.

Исполнитель

должен

обладать

рядом

качеств:

творческой

способностью ярко, эмоционально, страстно воспринимать произведение;

сосредоточенностью;

гибким

воображением;

сильным

желанием

воплотить

и

передать

воплощенное

другим;

творческим

эстрадным

самочувствием; музыкальной культурой; техническим мастерством. Это

ставит перед педагогом, формирующим исполнителя-пианиста, четыре

задачи. Во-первых, он должен привить ученику общую культуру, развить

наблюдательность, воспитать общественное сознание, этичность. Назовем

эту

задачу

формированием

человека

(«понимаю,

знаю,

чувствую,

разбираюсь, оцениваю»). Во-вторых, педагог должен ввести ученика в

мир музыки, привить музыкальную культуру, воспитать слух. Речь идет о

формировании музыканта («слышу», чувствую», «понимаю»). В-третьих,

педагог

должен

руководить

воспитанием

пианистического

мастерства.

Иными словами – позаботиться о формировании пианиста («могу и умею

воплотить»).

В-четвертых,

воспитать

специфические

исполнительские

качества: способность «воспламеняться», проникаясь музыкой; волю к

воплощению музыки и к воздействию на слушателя. Все это можно

назвать формированием исполнителя («загораюсь», «хочу воплощать»,

«хочу передать другим и воздействовать на других»). Каждая из этих

задач

лишь

весьма

условно

может

быть

вычленена

из

целостного

процесса воспитания и обучения музыканта-исполнителя. Нельзя сначала

обучить исполнительской технике, музыкальной грамотности и культуре,

а

лишь

затем

ввести

в

исполнительское

творчество.

К

столь

же

отрицательным

результатам

приходит

педагог,

заботящийся

о

музыкальном и общекультурном развитии ученика, но не уделяющий

внимания

формированию

его

техники.

В

этом

случае

ученику

нечем

сказать,

хотя

и

есть

что

сказать.

Во

всех

этих

случаях

остается

неразрешенной задача «формирования исполнителя».

Подготовка «душевного аппарата» к исполнительскому творчеству –

воспитание

способности

эмоционального

отклика

на

искусство

и

страстной потребности воплощать и передавать другим исполнительские

замыслы.

Горячая

эмоциональная

отзывчивость

на

музыкальное

произведение получает почву благодаря умному логическому анализу,

который

способен

«выманить»

нужную

гамму

чувств.

Для

этого

необходимо не только более глубокое эмоциональное «погружение» в

произведение, но и его всестороннее обдумывание.

Педагогу, воспитывающему исполнителя, чаще приходится иметь

дело попросту с музыкальными детьми и подростками. Но и у них можно

воспитать способность «увлекаться – хотеть», если в душе ученика тлеет

огонек

отзывчивости

на

музыку.

Педагогическое

воздействие

может

усилить эмоциональный отклик ученика на музыку, обогатить палитру его

чувств.

«Увлеченность-хотение»

нельзя

вызвать

произвольно,

но

этот

эмоциональный комплекс можно «выманить», развивая и воспитывая ряд

способностей.

К

ним

в

первую

очередь

надо

отнести

творческое

воображение, творческое внимание и творческое эстрадное самочувствие.

Воспитание творческого воображения имеет целью развитие его

инициативности, гибкости, ясности и рельефности. Воображаемый образ

результате

работы,

проведенной

над

произведением)

проясняется,

становится

рельефным,

«осязаемым»;

«видения»

приобретают

четкие

контуры,

слух

ясность

каждой

детали.

Для

творчества

нужна

детализация представлений. Подробности воображаемой картины только

и

могут

вызвать

яркую

эмоцию.

В

большей

степени

воображение

необходимо для понимания и воплощения музыкального сочинения: ведь

оно записано условными знаками, не имеющими абсолютного значения –

относительна запись метроритма, темпа, динамики, агогики, артикуляции.

Замороженные в нотной символике авторские чувства, мысли и образы

исполнитель

должен

растопить

теплотой

своего

воображения,

питающегося опытом, знаниями и интуицией. Для ученика, воображение

которого мало развито, в нотном тексте сказано очень мало; он не умеет

еще

читать

«между

строк».

Поэтому

нуждается

в

постоянном

приобретении

специального

музыкального

опыта,

он

должен

уметь

слушать,

слышать

и

делать

отбор.

Необходимейшим

условием

для

воспитания

творческого

воображения

музыканта

является

достаточно

высокий

уровень

слуховой

культуры.

Одним

из

способов

развития

воображения

является

работа

над

музыкальным

произведением

без

инструмента.

Гофман

указывал

«четыре

способа

разучивания

произведения: 1) за фортепиано с нотами, 2) без фортепиано с нотами, 3)

за фортепиано, но без нот, 4) без фортепиано и без нот». Он считал, что

«второй и четвертый способы наиболее утомительны для ума, но зато

развивают память. Польза работы над произведениями без инструмента

заключается в том, что «аппарат воплощения» не ведет исполнителя по

проторенной тропе и благодаря этому музыкальное воображение может

проявиться с большей гибкостью и свободой; исполнителю приходится

продумывать

и

вслушиваться

в

детали,

которые

могут

остаться

незамеченными при работе за инструментом.

В развитии творческого воображения исполнителя большую роль

могут сыграть сопоставления и сравнения. Вводимые этим путем новые

представления, понятия и образы становятся возбудителями фантазии.

Педагог

может

всколыхнуть

воображение

играющего

сопоставлением

одной музыки с другой, одних эпизодов музыкального произведения с

другим.

Смысл

сопоставлений

в

том,

что

они

заставляют

работать

музыкальное воображение ученика. Вводимые сопоставления возбуждают

его

эмоциональную

сферу

и

благодаря

этому

помогают

творчески

осмыслить

музыкальный

образ.

Иногда

сопоставление,

само

по

себе

удачное, не оказывает воздействия на исполнителя. Педагог должен уметь

пользоваться

сравнениями.

Яркая

и

рельефная

деталь

часто

придает

сопоставлению

действенный

характер,

конкретное

объясняет

общее.

Нередко ученикам советуем представить себе элементы фортепианного

изложения в исполнении оркестровых инструментов. Эти сопоставления

способны разбудить фантазию исполнителя и повлечь за собой поиски

своеобразной звучности, чем-то напоминающей то ли тембр, то ли манеру

исполнения на оркестровом инструменте. Все эти сопоставления пусть и

помогут

в

том

или

ином

случае,

но

еще

не

развивают

творческой

инициативы. А между тем исполнителю, обладающему инициативным

воображением,

сама

жизнь

дает

тот

материал,

который

ему

нужен:

случайно брошенное восклицание, прочитанный рассказ, просмотренный

театральный

спектакль,

прослушанный

концерт

все

это

способно

заставить работать его фантазию. Поэтому так важно научить ученика не

только использовать предложенное педагогом, но и самому искать нужное

сравнение,

нужный

образ.

Если

воображение

ученика

бездействует,

педагог задает ученику простой вопрос. Для того чтобы дать ответ, ученик

вынужден

расшевелить

свое

воображение

и

вызвать

в

своем

представлении

то,

о

чем

его

спрашивают.

Как

только

ученик

что-то

вспомнил,

создается

«короткий

момент

мечтания».

Вслед

за

этим

с

помощью нового вопроса педагог повторяет тот же процесс.

Развитие творческого воображения находится в прямой зависимости

и от метода работы исполнителя над произведением, и от воспитания его

внимания. Сосредоточенное внимание, то есть способность направлять и

длительно концентрировать на чем-либо психическую деятельность, -

необходимейшая предпосылка творческой работы. Но во-первых, собрать

внимание без поставленного объекта наблюдения невозможно; во-вторых,

пассивное наблюдение неспособно вызвать сосредоточенность; для этого

требуется выполнение каких-либо осмысленных действий или мысленное

решение каких-либо задач, связанных с объектом. Воспитание внимания

исполнителя сводится прежде всего к тому, чтобы научить его во время

работы ставить перед собой ясные и конкретные задачи. Работая над

музыкальным произведением, можно разделить его на части. Само по

себе такое разделение еще не влечет за собой сосредоточенности в работе.

Но характер работы изменится, если суметь в каждом отрезке поставить

нужную,

увлекательную,

меткую

и

посильную

задачу.

Надо

научить

играющего ставить перед собой конкретные задачи, эти задачи определять

и добиваться их выполнения.

К числу способностей, которые имеют порой решающее значение

для

успеха

исполнительской

деятельности,

относится

творческое

эстрадное самочувствие. Если под влиянием волнения музыкант думает о

том, как бы не забыть, как бы не ошибиться, то и речи быть не может об

исполнительском творчестве. Об эстрадном волнении очень точно сказал

Римский-Корсаков: оно обратно пропорционально степени подготовки.

Эта формула верна, несмотря на то, что она не исчерпывает всех случаев

и

разновидностей

эстрадного

волнения.

Причину

неполадок

в

работе

памяти

и

технического

аппарата,

которые

сопутствуют

эстрадному

волнению,

надо

прежде

всего

искать

в

обострении

сознательного

контроля

над

автоматически

налаженными

процессами.

Чувство

ответственности

заставляет

пианиста

подвергать

проверке

перед

выступлением и на самой эстраде те стороны исполнительского процесса,

которые отлично протекали и без специальной направленности на них

внимания. На помощь могут прийти «замещающие» (или «отвлекающие»)

представления. Единственно возможным «замещающим представлением»

может

быть

только

полное

сосредоточение

внимания

на

самом

произведении;

непрерывная

неустанная

концентрация

внимания

на

развитии художественного образа. Предельная сосредоточенность такого

рода

«выманит»

увлеченность,

творческое

самочувствие

и

поможет

сохранить

самообладание

на

эстраде.

На

практике

приходится

сталкиваться с двумя категориями учащихся. Одним процесс «вхождения»

в произведение дается сравнительно легко, другие – таких большинство –

нуждаются в специальных «приспособлениях», которые помогли бы им

сосредоточиться,

вникнуть

и

увлечься

исполняемой

музыкой.

Такими

«приспособлениями»

могут

быть

конкретные

художественные

задачи-

действия, расставленные в отдельных местах произведения. Эти задачи,

которые одновременно являются и «замещающими представлениями» и

«манками» для творчества, точно ориентиры, указывают путь вниманию и

не дают ему свернуть в сторону. Только задачи-действия смогут и на

эстраде привлечь к себе внимание исполнителя, предотвратить опасный

«сверхконтроль» и помочь обрести нужное творческое состояние.

Одна из задач педагога, обучающего исполнителя, сводится к тому,

чтобы

воспитать

желание

общаться

со

слушателями

и

одновременно

развить

способности,

необходимые

для

такого

общения.

Яркое,

эмоционально насыщенное восприятие музыки обычно влечет за собой

желание передать переживаемое другим. С первых же шагов работы с

учеником

должно

начаться

воспитание

правильной

музыкально-

исполнительской установки: исполняю – значит переживаю образную

музыкальную

речь

и

ее

воплощаю.

Из

этого

развивается

в

процессе

воспитания новая исполнительская установка: исполняю – это значит

переживаю, воплощаю, передаю, убеждаю, общаюсь. Она сказывается на

артистической

воле,

на

эстрадном

самочувствии

и

в

результате

на

качестве исполнения.

Список использованной литературы:

1.Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано. – 3-е изд. - М.:

Музыка, 1978.

2.Баренбойм Л. Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства. –

Л.: Музыка, 1969.

3.Криштоп Л. Школа Юного Пианиста. – СПб.: Композитор, 2004.

4.Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры: Записки педагога. – 5-е

изд. – М.: Музыка, 1988.

5.Тимакин Е. Воспитание пианиста. – М.: Советский композитор, 1984.



В раздел образования