Напоминание

"Разделительный Ъ" (3 класс)


Автор: Тарасова Светлана Николаевна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Шаталовская СШ
Населённый пункт: п. Шаталово-1, Смоленская область
Наименование материала: Конспект урока
Тема: "Разделительный Ъ" (3 класс)
Раздел: начальное образование





Назад




Тема: «Разделительный твердый знак (ъ)». (учитель: Тарасова С. Н.)

Тема и номер урока в теме: урок 75, «Правописание слов с разделительным Ъ знаком» из

раздела «Правописание частей слова».

Цель урока: научиться правильно писать слова с твердым знаком (ъ)

( формирование навыка правописания слов с разделительным твердым знаком)

Задачи:

Образовательные:

развить умение писать слова с разделительным Ъ знаком,

научить детей осуществлять выбор разделительного знака Ь или Ъ,

научить образовывать однокоренные слова с ъ знаком,

развивать орфографическую зоркость,

обогащать речь учащихся через работу с

фразеологизмами;

обеспечивать более прочное усвоение знаний;

Развивающие:

Развивать логику, мышление,

закрепление навыка, рассуждения, объяснения, пояснения и доказательства. Развивать

интерес к исследовательской и интеллектуальной деятельности. Развивать способность к

познанию путём самостоятельного добывания знаний.

Воспитательные: содействовать в ходе урокаформированию интереса к русскому языку,

способствовать воспитанию саморазвивающейся личности, развивать умение детей

работать в коллективе.

Представление о планируемых результатах:

Личностные результаты учащихся:

осознавать смысл изучения правописания разделительного твердого знака и успешного

использования его в словах понимать значимость правильного написания твердого знака

развитие навыка сотрудничества со взрослыми и сверстниками на уроке

Метапредметные результаты:

Регулятивные:

оценивать ход и результат выполнения задания; сравнивать свои ответы с ответами своих

одноклассников

Познавательные:

строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных

связей осуществлять поиск информации для выполнения учебного задания

самостоятельное создание алгоритма деятельности о правописании твердого знака уметь

формулировать правило по написанию твердого знака.

Коммуникативные:

внимательно слушать друг друга уметь выражать свои мысли в соответствии с задачами и

условиями коммуникации

Предметные результаты:

знать, когда следует писать разделительный твердый знак уметь правильно писать слова с

разделительным твердым знаком

Оборудование: проектор, компьютер, экран, презентация, учебник, карточки с заданиями,

карточки со словами, смайлики трех цветов.

Ход урока.

Организационный момент

. Добрый день, уважаемые гости, дорогие ребята!

2.Сегодня у нас необычный лень. Почему? ( У нас сегодня гости. Необычно

расставлены столы. Мы немного волнуемся.)

3.Каким вы хотите видеть сегодняшний урок? ( Интересным, необычным,

познавательным

. Добрый день, уважаемые гости, дорогие ребята!

2.Сегодня у нас необычный лень. Почему? ( У нас сегодня гости. Необычно

расставлены столы. Мы немного волнуемся.)

3.Каким вы хотите видеть сегодняшний урок? ( Интересным, необычным,

познавательным

. Добрый день, уважаемые гости, дорогие ребята!

2.Сегодня у нас необычный лень. Почему? ( У нас сегодня гости. Необычно

расставлены столы. Мы немного волнуемся.)

3.Каким вы хотите видеть сегодняшний урок? ( Интересным, необычным,

познавательным

-Здравствуйте, ребята, гости. Прежде чем начать урок, создадим себе и друг

другу хорошее настроение. А хорошее настроение начинается с улыбки.

Улыбка подобна солнцу, которое несет в себе свет и тепло, помогает

преодолевать трудности. Улыбнитесь друг другу, подарите свои улыбки мне

и нашим гостям.

.Каким вы хотите видеть сегодняшний урок? ( Интересным, необычным,

познавательным

- Каким хотите видеть сегодняшний урок? (интересным , познавательным)

Тихонько сели.

Вспомним законы урока:

Работаем старательно, слушаем внимательно, и всё у нас получится!

Мотивация учебной деятельности учащихся.

-Начать урок русского языка мне хочется со слов А.С.Пушкина. Слайд 1.

«О, сколько нам открытий чудных

Готовит просвещенья дух». А.С.Пушкин

- Как вы понимаете эти слова поэта? (Кто учится много узнаёт)

- Значит, на каждом уроке вы совершаете маленькое открытие – чудо. С

каждым годом этих открытий становится все больше и больше. Сегодня, я

надеюсь, вы поделитесь со мной своими новыми, интересными и полезными

открытиями.

Формирование темы и целей урока.

- Сегодня вы не просто ученики, а исследователи института Грамматики.

Кто такие исследователи?(Ищет ответы на вопросы), т.е. исследуют

проблему.

На уроке :

1.Мы будем собирать информацию.

2.Делать выводы.

3.Принимать решения.

4.Искать пути решения проблемы

-Что изучает грамматика? (Правильное написание слов)

-А над какой проблемой мы будем работать догадайтесь.Слайд 2

Было сели – стало съели.

Догадаться все сумели,

Почему случилось так?

Кто же в этом виноват?

- Твёрдый знак.

- Как вы догадались, что речь идет о разделительном твердом знаке? Слайд.

Твердый знак нам нужен тоже,

Без него писать не сможем.

– Итак, тема урока («Разделительный твердый знак»)

— Чем отличается слово сели от съели? (значением, написанием)

- Какова роль твердого знака?

(Твёрдый знак не даёт звукам сливаться)

-Что мы сегодня будем исследовать? Что узнаем нового?

(Сегодня на уроке русского языка мы должны узнать, когда пишется

разделительный твердый знак.).

Актуализация опорных знаний

Минутка чистописания:

Слайд 3.

- Девизом нашего урока будут такие слова:

Друзья, ученье нас объединяет!

- Запишите девиз в тетрадь. Обратите внимание: после слова друзья стоит

запятая. Почему? (Это обращение, обращение выделяется запятыми с обеих

сторон).

К вам обращаются, делают паузу, чтобы вы задумались, внимательно

послушали и вчитались.

- Что вы записали? (Предложение) Что такое предложение?

Разделите на группы слова этого предложения, учитывая тему нашего урока. (

с ь и ъ знаками)

Мнения разошлись. Возникла проблема. Надо её решить.Как узнать?

(Вспомнить правило).

- Какой знак записали в словах 1 группы? Какую работу выполняет ь в этих

словах? Ь – разделительный. Когда пишется разделительный Ь знак?

Слайд 4

Он показывает, что следующая за ним буква обозначает два звука [й] и

следующий гласный.СхемаСЛАЙД 5

А ещё какую работу может выполнять ь?

Выявление места и причины затруднения (Открытие нового знания)

Почему

в

слове объединяет,

мы

не

написали

ь?

Итак,

мы

начинаем

исследовать проблему «Когда нужно писать Ъ».

Цель урока: Узнать когда пишется ъ. Научиться правильно писать слова с

ъ знаком)

— Какова роль твердого знака? ( Разделительный. Твёрдый знак не даёт

звукам сливаться. Не обозначает звука.)

Послушайте стихотворение о Ъ.

Ах ты, бедный твёрдый знак!

Не звучишь у нас никак.

Что же делать, как же быть?

Надо звук тебе добыть.

Сколько мучились, старались,

Но, ни с чем мы всё ж остались.

Не звучит наш твёрдый знак,

Не понять его никак.

Коль не хочешь ты звучать –

Значит, будешь разделять.

Стал он разделительным -

Нужным и общительным.

— Между какими частями основы слова пишется разделительный твердый

знак? (После приставки).

— Всегда ли между приставкой и корнем пишется разделительный твёрдый

знак?Слайд 8

-Запишите слова в два столбика (2 ученика пишут у доски)образовать

однокоренные слова при помощи корня –езд- и приставок вы-, пере-,

про-, за-

- Запишите эти слова, выделите приставки.

выезд

переезд

проезд

заезд

А теперь с этим же корнем образуйте слова с приставками с-, об-, в-, под-.

Приставки выделите. Слайд 9

( один ученик на доске пишет)

съезд

объезд

въезд

подъезд

-

Давайте

проверим

правильность

выполнения

заданияЦветовые

сигналы)Слайд 10.

Кто сделал ошибки? Кто верно написал?

– Что можно сказать об этих словах? (однокоренные) Докажите.

– Разберите эти слова по составу.Что такое приставка? Вспомните

правописание приставок.

– В словах, какого столбика есть Ъ?

– В какой части слова пишется разделительный Ъ?

– Почему в первом столбике после приставки не пишется Ъ, а во втором

пишется?

– На какую букву оканчиваются приставки в первом столбике?

– А во втором столбике?

– А с какой буквы начинается корень?

- Какую рольвыполняет Ъ (не даёт звукам сливаться, разделяет части слова)

-Давайте теперь составим правило: где же в словах пишется

разделительный Ъ знак? Слайд 11.

На доске появляется опора:

-Следующее исследование (3 мин.)

– Чтобы уточнить, перед какими гласными буквами пишется разделительный

Ъ, мы выполним следующее задание.( 1 ученик пишет на доске)

Запишите словосочетания:

Съёжился от холода, пред.юбилейный год, с.ехал с горы, об.яснить задачу.

- Подчеркните гласную.

Проверим. Слайд 12.

Вывод. Слайд 13.

-Какая схема у нас получилась?

-Какой вывод мы можем сделать? Разделительный Ъ пишется после

приставки, которая оканчивается на согласную букву перед гласными

буквами е, ё, ю, я.

- Смогли ли вы, ребята, открыть для себя что- то новое?

— Давайте составим алгоритм и сформулируем правило.Слайд 13.

Работа в парах

-Вспомнить правила работы в группе. (Будьте терпимы, доброжелательны,

уважайте чужое мнение)

Задание в конвертах. Разложить в нужной последовательности

1) Рассмотреть слово.

2) Разобрать слово по составу.

3) Определить, есть ли в слове приставка.

4) На какую букву оканчивается?

5) С какой буквы начинается корень?

6) Сформулируйте правило.

-У кого всё получилось?

-Кому было трудно?

— Ребята, вы открыли новое правило. А теперь как проверить свое открытие?

-Прочитаем правило в учебнике.стр. 134.Слайд 14.

Что общего между буквами ь и ъ? (разделительные, разделяют гласную и

согласную)

Различие?место ь-в корне ъ – после приставки

Запомнить правило поможет стихотворение.

Ищи меня после приставки,

Ищи после согласной.

Меня туда поставили

Перед особой гласной.

Особенных четыре-

Я, е. ё ю.

Таких нет в целом мире

Я, Е, Ё Ю.

-В заседании объявляется перерыв.

ФИЗМИНУТКА.

Прошу вас не надо съезжать по перилам.

( Наклоны головы влево, вправо)

Вы можете в зубы попасть крокодилам!

(Упражнение «ножницы» )

Они притаились на каждой площадке.

(Приседают )

И всех, кто съезжает хватает за пятки

(Наклоняются ,стараются дотянуться до пяток )

И тащат на дно африканского Нила.

( Берутся с соседом за руки и тянут друг друга.)

Прошу вас,не надо съезжать по перилам !

(Тянут руки вверх.)

-Кто был самым внимательным и в тексте физкультминутки услышал слова с

ъ? - Мы немного отдохнули и можем продолжить работу. Съезжать.)

- Почему здесь мы поставили разделительный твердыйзнак.? ( Здесь нужно

разделить приставку с- и корень ,который начинается с гласной буквы е.)

Первичное усвоение новых знаний

Работа по учебнику Упр. 265Слайд 17.

-Все слова понятны?

-Как называется такая фраза?Что такое фразеологизм?( устойчивое сочетание

слов,)

-Объясните орфограммы.

Работа над развитием речи учащихся

- Какой частью речи является выделенное слово? (глагол) Поясните смысл

этого слова.

- Объегорить - значит кого-то обмануть, обхитрить .Егорий, он же Георгий

Победоносец считался покровителем земледелия и защитником скота. Егория

праздновали два раза в году, в день начала полевых работ – 23 апреля, и в день их

завершения – 26 ноября.

До введения крепостного права на Руси именно в эти дни крестьяне могли

наниматься к любому барину. Они это делали на Егория, а барин с ними

рассчитывался уже только осенью. В это время хозяева обсчитывали бедняков,

вменяя им в вину все, что ни попадя, даже на обман. Отсюда и возникли эти слова

«объегорить» и «подкузьмить».

-Спасибо. Тебя было интересно слушать.

Слайд 19

– Вернемся к фразеологизмам. Выберите из моих фразеологизмов тот,

который объяснит состояние волка.

ВЫШЕЛ ИЗ СЕБЯ.

ДЕРЖАЛ СЕБЯ В РУКАХ.

ДОШЕЛ ДО БЕЛОГО КАЛЕНИЯ.

ВЗЯЛ СЕБЯ В РУКИ…

– Запишите стихотворение

Проверим. (Мне нравится, как ты стараешься.)Слайд 18

Первичная проверка понимания

Упр. 267

Слайд 19.

Слайд 20.

У вас на столах необычные тексты.Что в них необычного? (Есть ошибки.)

Предложения « с ловушками». Исправьте ошибки.

Работа в парах. : Проверьте работу у соседа по парте.

Сел кашу. Пю воду. Веду сёмку. Обявил результат.

Какое правило не знал автор?

У кого не было ни одной ошибки? Молодцы!

Кто допустил ошибки? Не огорчайся. Постарайся , будь внимательней и

у вас тоже всё получится!

Самостоятельное применение знаний.(Задание по уровням)

Выберите для себя задание с той степенью сложности, которую вы сегодня

хотите преодолеть! Задание выполняем 3 минуты! Начали, у вас все

получится!

– На вторых листочках ключи к заданиям, быстренько проверяем, ставим

себе итоговый балл!

– Поделитесь, как вы справились. Какой уровень выбрал ..? …? …?

Кто набрал 10-11 б?

8-9 б.?

Меньше 8 б.? Не расстраивайтесь, постарайтесь быть внимательней,

не бойтесь рассуждать!

-Кто доволен своей работой?

-Не совсем доволен

Рефлексия деятельности (итог урока)

Итоги заседания:

-Какую проблему мы сегодня с вами решали? – Учились писать слова с

Разделительным Ъ.

- Возвращаемся к девизу нашего урока.

-

Почему

в

слове

объединяет

написали

разделительный

ъ?

Объясните,

пользуясь памяткой.

Ребята, необходимо выполнить тест.Слайд 21

(Тест . )

1.

Выбери верное утверждение:

А) разделительный твердый знак пишется после приставки, перед гласными

е, ё, ю,я.

Б) разделительный твердый знак пишется после корня

2. В какой строчке верное написание слов?

А)воробьи, ульи, сезд

Б) колья, подъём, въехал

В)соленье, вЪёт, печенье

Вспомните цель урока. Достигли цели? Оцените себя.

-Вы хорошо потрудились. Оцените свою работу на уроке. Слайд

Кто доволен своей работой, был активен, во всём разобрались –

жёлтый цвет.

Старался, но были небольшие затруднения в работе – зелёный

цвет.

Если не разобрались в теме, было не очень интересно – красный

цвет.

- В начале урока я говорила, что всё у вас получится. Мне хочется узнать о

впечатлении от урока каждого из вас. Возьмите на парте букву такого цвета,

который подходит вашему настроению. Слайд.

Для меня тема была важной и интересной – красная буква Ъ

Узнал много нового – желтая буква Ъ

Мне было неинтересно – зеленая буква ъ

- Выбранную вами букву поднимите и покажите мне. А теперь поверните

гостям, пусть посмотрят они.

- Я очень рада видеть в ваших руках буквы твердого знака красного и желтого

цвета, а это значит, что урок для вас был важным, интересным и

познавательным.

- Сегодня я разглядела в ваших глазах огонек пытливости, любознательности.

Хочу пожелать вам, чтобы этот огонек не угасал с годами, а открытия,

которые вы совершаете день за днем, помогли бы вам преодолеть все

трудности на вашем жизненном пути.

Д/З. Упр.267 , правило.

Слайд.



В раздел образования