"Активизация познавательной деятельности студентов при изучении дисциплины: "Инженерная графика"
Автор: Корыткина Марина Александровна Должность: преподаватель инженерной графики Учебное заведение: Мелеузовский многопрофильный профессиональный колледж Населённый пункт: город Мелеуз, Республика Башкортостан Наименование материала: статья Тема: "Активизация познавательной деятельности студентов при изучении дисциплины: "Инженерная графика" Раздел: среднее профессиональное
Министерство образования Республики Башкортостан
ГБОУ СПО «Мелеузовский механико-технологический техникум»
Тема: Активизация познавательной деятельности
студентов при изучении дисциплины:
«Инженерная графика»
Автор работы:
Корыткина Марина Александровна,
Преподаватель общепрофессиональных
дисциплин ГБОУ СПО « Мелеузовский
механико-технологический техникум».
Мелеуз 2015
ВВЕДЕНИЕ
Система
Российского
образования
на
современном
этапе
развития
общества претерпевает существенные изменения. В обществе значительно
возросли требования к педагогу, к его профессиональным умениям. Но при
этом
уровень
профессиональной
деятельности
не
в
полной
мере
удовлетворяет запросы потребителей образовательных услуг. Противоречия,
существующие
в
сфере
профессиональной
деятельности
современных
педагогов,
определяют
несомненную
актуальность
данного
вопроса,
и
требуют анализа профессиональной деятельности педагога.
В
техникум
ежегодно
поступают
учащиеся
со
стабильно
низким
уровнем
базовой
подготовки,
низкой
мотивацией
к
изучению
образовательных
дисциплин.
Многие
учащиеся
имеют
затруднения
в
познавательной
деятельности,
не
могут
организовать
себя
в
учебном
процессе.
У ч и т ы в а я
о с о б е н н о с т и
п с и хо л о г и и
о бу ч е н и я
с р е д н е г о
профессионального
образования,
в
основе
которого
лежит
формирование
гармонического
развития
личности
молодого
специалиста,
на
уроках
по
дисциплине
«Инженерная
графика» необходимо формировать у студентов
мировоззрение, способствующее самосознанию и саморазвитию личности,
развитию
творческих
способностей
обучающихся.
Такой
подход
способствует
формированию
жизненных
и
профессиональных
целостных
ориентаций,
формирует
адаптивную
способность
выпускников
к
современным общественным процессам, в частности, синтезирует знания,
умения, навыки, полученные в процессе обучения профессии, с основами
эффективного поведения на рынке труда.
В
процессе
конструирования
уроков
по
дисциплине «Инженерная
графика»
я
поставила
перед
собой
следующую цель:
сформировать
у
студентов
познавательную активность к обучению, формирование активной творческой
личности.
Чтобы достичь поставленную цель, необходимо выделить следующие
задачи:
1.
Повысить интерес студентов к учебному материалу.
2.
Активизировать познавательную деятельность и творческую работу
студентов.
3.
Формировать основы графической грамоты и навыков графической
деятельности;
4.
Продумать мотивацию студентов к работе на уроках по дисциплине
«Инженерная графика».
5.
Развивать логическое и пространственное мышление при решении
графических задач.
Чтобы решить поставленные задачи, пришлось отойти от традиционного
урока и постараться ввести что-то новое, что может привить творческую
мыслительную
активность
учащихся,
научить
их
организовывать
свою
деятельность самостоятельно.
Благодаря
креативному
подходу
учебно-воспитательный
процесс
поднялся на качественно новый уровень. Базируясь на инновационных идеях,
которые
рождаются
благодаря
процессу
длительного
теоретического
и
экспериментального
исследования,
широкой
апробации
каждой
инновационной
идеи
или
метода
в
основе
которых
закладывается
предыдущий опыт педагогической науки и практики, новые закономерности
и тенденции развития, особенно индивидуального педагогического опыта,
являющегося носителем новых знаний о воспитании и обучении.
1.
АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Принципы и методы активизации познавательной деятельности
Активизация
познавательной
деятельности
студентов –
э т о
создание
такой
атмосферы
учения,
при
которой
студенты
совместно
с
преподавателем активно работают, сознательно размышляют над процессом
обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют знания,
новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире.
Активизация познавательной деятельности студентов была и остается
одной из вечных проблем педагогики.
В
современном
обществе
для
системы
образования
все
более
характерными становятся такие принципиально новые черты как динамизм и
вариативно сть.
Все
большее
значение
в
жизни
п р и о б р е т а ют
коммуникативные
умения,
способность
к
моделированию
ситуаций,
приобретению опыта ведения диалога, дискуссий, приобщению к творческой
деятельности.
В
то
же
время
наблюдается
снижение
интереса
к
у ч е бе ,
интеллектуальная пассивность. Этим и объясняется все более настойчивое
внимание
педагога
к
использованию
методов
и
приемов,
требующих
активной мыслительной деятельности, с помощью которых формируются
умения анализировать, сравнивать, обобщать, видеть проблему, формировать
гипотезу, искать средства решения, корректировать полученные результаты
(собственно
обучение
этим
умениям
и
есть
приобщение
к
творческой
деятельности).
Познавательная
активность
есть
сложный
феномен
человеческой
личности,
структура
которого
определяется
характером
взаимосвязи
основных составляющих:
1. Эмоционально-волевой, сенсорной и когнитивной
2.
Эффективность
обучения
зависит
от
активности
студентов
при
выполнении учебно-познавательной деятельности
3. Формирование положительной мотивации к обучению
4. Использование современных педагогических технологий
Принципы активизации познавательной деятельности студентов:
принцип самостоятельной активности студентов;
принцип осознанности познания;
принцип
целенаправленной
и
систематической
работы
над
общим
развитием всех студентов, в том числе наиболее слабых;
Методы активизации познавательной деятельности студентов:
Поворот
от
обучения
в
условиях
группы
к
обучению
в
малых
группах. Студенты работают индивидуально, в парах или в группах по 3-4
человека.
Поворот от сообщения знаний и их запоминания к самостоятельному
поиску
и
кооперированию
усилий. Преподаватель
руководит
поиском
нужной информации, стимулируя студентов на поиск и овладение знаниями
навыками.
Поворот от работы, с более успевающими студентами, к работе со всеми
студентами. Группа студентов, работая над заданием, выполняют большую
часть работы самостоятельно, освобождая преподавателя для работы с
отдельными студентами.
Поворот
к
значительному
увеличению
активности
студентов. Метод
проектов и кооперирование существенно повышает активность каждого
студента его занятость, степень осмысления материала.
Контроль знаний, базирующийся на тестировании, может использовать и
результаты
работы
над
заданием,
отслеживанием
промежуточных
результатов. Тестовые задания могут оказать помощь преподавателю для
наблюдения динамики процесса овладения каждым студентом определенной
темы.
С оревноват ельный
под ход
заменя ет ся
ко о п е р и р о в а н и е м ,
сотрудничеством. Такое обучение существенно повышает положительный
настрой студентов, их мотивацию.
Поворот от овладения всеми студентами одного и того же материала к
овладению
разными
студентами
разного
материала. Преподаватель
разрешают студентам самим выбирать, что и каким образом (в пределах
стандарта образования) они будут изучать с тем, чтобы каждый студент
имел
возможность
достигнуть
максимального
результата.
В
группах
студенты легче и быстрее раскрывают свои сильные стороны и развивают
слабые, поскольку последние не оцениваются негативно.
Поворот
от
вербального
мышления
к
интеграции
визуального
и
вербального
мышления. Можно
выделить
общие
подходы:
активизация
мышления и познавательных способностей студента в процессе обучения;
развитие мотивации к обучению и познавательных интересов студентов;
стремление к осознанности усвоения учебного материала.
Обучение
в
творческой
деятельности:
развитие
через
творчество,
обучение
через
открытие. Вовлечение
студентов
в
творческую
деятельность в процессе обучения: дискуссия, самостоятельное создание
продуктов труда, воображения, письменной и устной речи, работа над
учебно-исследовательскими проектами и др. Преподаватель может помочь
– вооружить средствами поиска или бросить “яблоко” (намек, подсказку).
Эвристический
метод
обучения . Различные
операции
творческого
мышления, приемы эвристической деятельности: определение типа задачи,
выяснение того, что представляют собой неизвестное, данные, условие;
составление
плана
решения;
осуществление
плана
решения;
изучение
полученного
решения.
Это:
“мозговой
штурм”,
“мозговая
атака”,
брейнсторминг, ТРИЗ и др.
Метод
эвристических
вопросов. Эвристический
вопрос
должен
стимулировать мысль, но не подсказывать идею решения для развития
интуиции и тренировки логической схемы в поиске решения задач.
Метод инверсии. На поиск решения творческой задачи используются
противоположные
процедуры
мышления:
анализ
и
синтез,
логическое
и
интуитивное, конкретное и абстрактное, разъединение и объединение для
развития диалектики мышления студента.
Метод эмпатии (метод личной аналогии). Происходит отождествление
личности
человека
с
личностью
другого
или
с
каким-либо
предметом,
процессом, системой, что требует фантазии и воображения.
Метод
многомерных
матриц. Основан
этот
метод
на
том,
что новое зачастую
представляет
собой
иную
комбинацию
известных
элементов (идей, действий, явлений и др.).
Проблемное
обучение. Основано
на
создании
преподавателем
проблемных ситуаций и на самостоятельном поиске вариантов их решения:
1.создание
проблемной
ситуации;
2.формирование
гипотез
разрешения;
3.проверка решения с систематизацией полученной информации. Главное
условие – наличие мотивации студентов.
Технология
“обучения
в
диалоге”. Примером
может
быть
исследовательская работа. Любимый девиз: “Подвергай все сомнению” для
формирования у студентов собственных, индивидуальных представлений об
объектах и явлениях окружающего мира.
Метод проектов. В основе метода лежит развитие познавательных,
творческих навыков, умений самостоятельно конструировать свои знания,
умений
ориентироваться
в
информационном
пространстве,
развитие
критического
мышления
и
ориентирован
на
самостоятельную
(индивидуальную, парную, групповую) деятельность студентов на отрезок
времени.
Метод
открытий. Создаются
подвижные
группы
студентов
по
интересам, уровню подготовки, способностям, где каждый из них идет
своим
темпом
для
психического,
социального,
духовного
развития,
повышения
общеобразовательного
уровня.
Личность
развивается
своеобразно и ярко в развивающих играх.
Поворот от традиционного урока к нетрадиционным формам и методам
урока. Это может быть урок: урок-КВН, аукцион, сочинение, деловая игра,
пресс-конференция,
диспут,
общественный
смотр
знаний,
турнир,
эстафета,
семинар,
диспут,
путешествие,
зачет,
игра
и
др..
Особый
интерес
представляют
формы
работы
с
учебником:
репродуктивно-
поисковая
(составление
плана,
схемы,
конспекта,…по
тексту),
сравнительно-аналитическая (таблиц, схем, рисунков) и творческая (тексты
с ошибками, тесты, кроссворды, схемы с пропущенными пунктами…).
За
последние
годы,
к
сожалению,
у
студентов
наблюдается
резкое
снижение интереса к урокам инженерной графики, нежелание расширять
свой кругозор, повышать логическое мышление и творческие способности.
Цель
формирования
творческой
личности
следует
выделить
как
основную в образовании.
Наука,
опирающаяся
на
творчество
как
методологическую
основу
педагогики,
как
систему,
может
обеспечить
целенаправленное
развитие
творческой личности. Педагогика без диктата, опирающаяся на творчество,
может
стать
тем
рычагом,
который
повернет
систему
образования
на
гуманный путь развития, сделает его приятным, доступным, желанным и в то
же
время,
очень
эффективным.
Когда
человеку
интересно,
у
него
все
получается, он сам себя начинает уважать. Идет самоутверждение личности.
Человек доволен собой. У него благодушное, доброе настроение.
Обзор научно-педагогической литературы показывает, что в настоящее
время
приоритетным
направлением
является
ориентация
обучения
на
развитие
творческих
способностей
студентов.
Такой
подход
к
обучению
диктует
время
рыночных
отношений.
Необходима
теснейшая
интеграция
обучения с производством, усиление индивидуального подхода в решении
этих
вопросов.
Будущий
работник
должен
обладать
комплексом
профессиональных качеств: умений самостоятельно пополнять и углублять
запас знаний, применять их в своей работе, легко перестраиваться в быстро
изменяющихся условиях производства.
Подготовка
такого
специалиста
—
конкурентоспособного,
легко
адаптирующегося
к
новым
социально-экономическим
условиям
-
осуществляется через систему формирования творческой личности будущего
специалиста. Система включает широкую гуманизацию и демократизацию
учебного
процесса,
непрерывное
формирование
системного
творческого
инженерного
мышления,
развитие
творческих
способностей
и
овладение
студентами методологией технического творчества.
Активизации
познавательной
деятельности
студентов
способствуют
также
наглядные
пособия.
Применение
наглядности
повышает
интерес
студентов к изучаемому предмету, облегчает процесс получения знаний,
способствует прочности усвоения и изжитию формализма в обучении. Без
применения
наглядных
по собий
т рудно
успешно
р а з в и в ат ь
пространственные
представления
обучающихся.
Поэтому,
пользуясь
наглядными
пособиями,
можно
вооружать
студентов
конкретными
представлениями
о
геометрических
формах
и
конструкциях
различных
предметов, научить проводить анализ и синтез этих форм.
Широкое использование и правильное применение наглядных пособий
расширяет и углубляет представления студентов об изучаемом вопросе,
сокращает время на изложения материала. Однако, придавая наглядности в
обучении
большое
значение,
нельзя
ее
переоценивать
и
недооценивать
другие принципы обучения. При перегрузке урока наглядными пособиями
можно отвлечь от основной цели урока, упустить общие закономерности
изучаемых вопросов, не отделить главного от второстепенного.
В
обучении
должно
быть
обеспечено
правильное
соотношение
наглядного и абстрактного, конкретного и обобщенного. Наглядные пособия
должны быть подобраны по темам учебных программ таким образом, чтобы
обеспечить
проведение
необходимых
демонстраций
при
изложении
соответствующих разделов курса, закреплении и повторении материала.
Специфика учебной дисциплины «Инженерная графика» такова, что в
ней дидактический принцип доступности изучаемого материала неразрывно
связан с дидактическим принципом наглядности.
Чувственное восприятие играет большую роль в трудовом обучении, но
представляет лишь начальную ступень познания. Следующий его этап –
абстрактное мышление. Восприятие должно сопровождаться и направляться
активным мышлением, которые ставит познавательные задачи, дает план
наблюдений, сообщает его результаты.
Применяются следующие виды наглядных пособий: показ изделий и
макетов; изображение предметов, процессов и зарисовка на доске; условие
изображения.
Средства наглядности используются при изложении учебного материала
преподавателем,
в
ходе
самостоятельной
деятельности
студентов
по
приобретению знаний и формированию умений и навыков, при контроле за
усвоением материала и при других видах деятельности и преподавателя, и
студентов.
Использование
мультимедиа
на
уроках
превращает
их
в
творческий
процесс,
позволяет
осуществить
принципы
развивающего
обучения,
позволяет формировать и развивать познавательную мотивацию студентов к
получению новых знаний, помогает создавать условия успешности каждого
студента на уроке, значительно улучшает четкость в организации работы
группы студентов.
Контроль и коррекция, осуществляемые с помощью тестирования,
дают возможность быстро и эффективно оценить успехи студента, снизить
трудоёмкость подготовки процесса контроля обучающихся преподавателем.
Результатом
использования
методик,
технологий,
инноваций
в
образовании всегда является качественный рост показателей обученности
учащихся, активизации познавательного интереса.
1.
Повышение качества знаний студентов
2.
Вовлечение каждого студента в активный познавательный процесс;
3.
Студент
умеет
находить,
отбирать
и
использовать
информацию
из
разных источников для решения стоящих перед ним задач;
4.
У
студента
сформированы
первичные
навыки
работы
с
измерительными инструментами, макетами, деталями;
5.
Студенты умеют представлять свою точку зрения и отстаивать ее на
основе полученного материала.
6.
Начало
создания
медиатеки,
которая
будет
состоять
из
коллекция
презентаций по дисциплине Инженерная графика.
Использование мультимедиа на уроках превращает их в творческий
процесс,
позволяет
осуществить
принципы
развивающего
обучения,
позволяет формировать и развивать познавательную мотивацию студентов к
получению новых знаний, помогает создавать условия успешности каждого
студента на уроке, значительно улучшает четкость в организации работы
группы студентов.
Контроль и коррекция, осуществляемые с помощью тестирования, дают
возможность
быстро
и
эффективно
оценить
успехи
студента,
снизить
трудоёмкость подготовки процесса контроля обучающихся преподавателем.
Таким образом, можно сделать вывод, что данные технологии, которые
я эффективно использую, позволили мне, как преподавателю, спланировать
свою
работу,
которая
направлена
на
достижение
цели: развить
познавательную
активность
обучаемого,
выявление
его
творческих
возможностей, сохранение физического и психического здоровья и добиться
хороших результатов.