Напоминание

"Организация игрового аппарата у начинающих пианистов"


Автор: Елчева Маргарита Александровна
Должность: Концертмейстер-преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО ДХШ имени М.М.Плисецкой
Населённый пункт: Г.Тольятти
Наименование материала: Методический доклад
Тема: "Организация игрового аппарата у начинающих пианистов"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детская хореографическая школа искусств имени М.М. Плисецкой»

Методический доклад

«Организация игрового аппарата в занятиях с начинающими»

Выполнила:

Концертмейстер преподаватель

Елчева М.А.

Г.Тольятти

2019г

Содержание

1.Введение

2.Постоновка игрового аппарата.

3.список литературы.

Введение.

1.Введение.

Когда ребёнок поступает в музыкальную школу и соприкасается с миром музыки то для него

Открывается мир новых ощущений, звуков и образов. Игра на музыкальном инструменте

Это искусство, которое постигается долго и требует умений и навыков.

Перед преподавателем стоит задача научить ребёнка не только исполнять музыку, но и

Чувствовать музыкальный инструмент. С первых шагов обучения ребёнок учится любить

Музыкальный инструмент, учится слушать и воспринимать музыку, знакомится с музыкой

Различных композиторов, а также учится постигать музыкальное искусство.

Преподаватели уделяют достаточно много времени начальному этапу обучения и опираются

На академические знания и методические рекомендации.

Обращаясь к музыкальным рекомендациям, педагог усовершенствует, свои знания и открывает

новые пути к преподаванию музыкального инструмента.

2.Указания к работе для начального этапа работы.

1.Посадка.

Немаловажную роль в работе над пианистическим аппаратом играет правильная посадка.

Опора всегда должна быть в ноги, поэтому, когда ребёнок садится за инструмент, его ноги

должны быть на специальной подставке.

2.Положение корпуса и рук

Важную роль в игре за инструментом играет правильное положение корпуса.

Локти разведены в стороны, но не сильно.

Спина прямая. Нужно обратить внимание на расслабленный плечевой пояс.

3.Упражнения.

Упражнение «Лягушка и Кузнечик».

Прыгает Лягушка,

Зелененькое брюшко,

А Кузнечик скок да скок

С бережка на бережок.

Сначала это упражнение ученик выполняет на столе, при этом очень важно освоить

противоположное по направлению вертикальное движение запястья – стаккато толчком,

при котором запястье делает «рессорное» движение вверх. Этот пианистический навык

имеет особое значение, т.к. после резкого, пружинистого толчка рука автоматически

расслабляется.

Овладеть горизонтальным движением запястья необходимо для достижения ровности

звучания мелодии. Здесь может помочь сравнение запястья с кистью художника, запястье

старательно и ровно рисует движение мелодии вверх или вниз без толчков. Через

некоторое время можно начать осваивать вращательные движения запястья – «Рисуем

круг» и тоже очень старательно.

Все эти упражнения – только начало большого пути. В этот период перед педагогом

стоит самая ответственная, трудная и решающая задача: «создать» руки ребенка, сделать

их гибкими, свободными, естественными. Ученик должен понять и запомнить, что руки

могут «говорить», извлекая звуки и громко, и нежно, и сердито, и певуче, и резко; словом,

как чувствуешь, так и «говоришь» - играешь

Упражнения «Слон» и «Качели» помогут юному пианисту освоить широкое, мерное,

поочередное движение рук от локтя. Очень важно обратить внимание ученика на

пластичность, гибкость запястья. Проговаривая стихи, ребенок изображает большого

слона или качели сначала на столе, а потом на клавиатуре.

Упражнение «Слон».

Дин – дон, дин – дон

В переулке ходит слон.

Старый серый, добрый слон

Дин – дон, дин – дон.

Упражнение «Качели».

Ах, качи – качи – качи,

Прилетели к нам грачи.

Несколько преувеличенное вначале, это движение вводится в разумные рамки при

переходе к работе над звуком

игре non legato, когда сила звука, продолжительность его потребуют соответствующего

движения рук.

Для организации свода кисти можно использовать следующую последовательность

упражнений. Каждое упражнение образно и интересно обыгрывается педагогом с

использованием детских стихов и песен.

Упражнение мельница.

Данное упражнение предназначено для расслабления предплечья.

Ученик вращает плечами в круговом движении.

Маятник.

Данное упражнение способствует расслаблению рук и плеч.

Ученик опускает руки вниз и расслабленно ими качает, имитируя движения маятника.

Упражнение «Дыхание».

Активное вертикальное движение запястья. Третий палец ставится на любую клавишу

и в дальнейшем не снимается. Запястье поднимается вверх (запястье, а не локоть) – это

«вдох», затем опускается вниз – это «выдох». Движение повторяем несколько раз

поочерёдно обеими руками. Так формируется первый пианистический навык « Игра на

выдохе», «вдох» - над клавиатурой, «выдох» - на клавише.

Список литературы.

Список литературы

1. Любомудрова Н. Методика обучения игре на фортепиано./ М.: Издательство “Музыка”.

1982. С.87 – 90.

2. Москаленко Л. А. Донотный период обучения юного пианиста. Лекция по курсу

методики обучения игре на фортепиано./ Новосибирск.: 2000. С. 25 – 27.



В раздел образования