Напоминание

Педагогический проект "Тропинка в школу"


Автор: Диброва Ольга Анатольевна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: МКДОУ Краснозёрский детский сад №1 общеразвивающего вида
Населённый пункт: р.п.Краснозёрское
Наименование материала: педагогический проект
Тема: Педагогический проект "Тропинка в школу"
Раздел: дошкольное образование





Назад





Диброва Ольга Анатольевна
учитель – логопед МКДОУ Краснозерский детский сад №1 общеразвивающего вида Краснозерского района Новосибирской области
Педагогический проект «Тропинка в школу»

1.Актуальность
В течение последних трёх лет в нашем детском саду выстраивается модель коррекционно-развивающей деятельности, основными задачами которой являются:  создание команды единомышленников, куда вошли учитель-логопед, воспитатели, музыкальный руководитель, медицинский персонал;  повышение профессионального уровня всех специалистов;  организация коррекционно-развивающей среды, стимулирующей речевое и личностное развитие ребенка. Ежегодно в сентябре в ДОУ проходит диагностика развития детей, т.е. комплекс мероприятий (наблюдение, анкетирование, тестирование, и др.), которые помогают глубоко узнать ребёнка «во всех отношениях», определить исходные показатели психического и физического здоровья, двигательной подготовленности, объективные и субъективные критерии здоровья. Учёт возрастных и личностных особенностей обследуемого совместными усилиями педагогов и медицинских работников позволяет не только выявить имеющиеся у ребёнка проблемы, трудности, но и его потенциальные возможности. Результаты обследования служат основанием для определения зоны ближайшего развития каждого ребёнка (учитывая возрастные особенности, структуру дефекта, возможности ребёнка) и определения эффективности коррекционно-развивающего воздействия. Данная проблема особенно актуальна в настоящее время, так как логопедическая практика показывает, что с каждым годом увеличивается количество детей с дизартрией, стертой формой дизартрии, моторной, сенсорной алалией, заиканием, ринолалией. Это ставит нас, педагогов, перед необходимостью поиска механизмов, позволяющих изменить эту ситуацию. Кроме этого, развитие ребенка в его физическом и духовном становлении в огромной степени зависит и от участия родителей. А родители из-за экономического неблагополучия и социальной нестабильности все меньше уделяют внимания развитию и воспитанию своих детей, переложив всю ответственность на детский сад.
2.Цель и задачи проекта

Цель
: Создание условий для успешной адаптации детей к школьному обучению путём коррекции речевых нарушений, развития их мотивации и мотивации родителей на устранение речевых дефектов, развития социально активной личности.
Задачи:

 обеспечение оптимальных педагогических условий для развития всех компонентов речи детей дошкольного возраста;  осуществление индивидуально-ориентированной педагогической, психологической, социальной, медицинской и юридической помощи детям и их родителям;  развитие творческого и социального самовыражения дошкольников.  в о с п и т а н и е у д о ш ко л ь н и ко в д у хо в н о с т и и г у м а н н о с т и , коммуникативности и ответственности, нравственности и волевых качеств.
Участники проекта
Дети старшего дошкольного возраста, посещающие дошкольное образовательное учреждение, имеющие в заключении ОНР и сопутствующие психические и неврологические проблемы и без проблем со здоровьем, родители воспитанников, педагоги и специалисты ДОУ, специалисты здравоохранения и службы отделения ранней помощи.
3.Ожидаемые результаты, критерии их оценки, ресурсное обеспечение
Реализация целей и задач предполагает достижение
следующих

результатов
:  выравнивание стартовых возможностей детей при поступлении в школу; повышение коррекционно-образовательного процесса;  повышение качества речевой и коммуникативной компетентности дошкольников;  повышение уровня заинтересованности родителей в результатах работы с детьми, активизация их педагогического потенциала и формирование эмоционального контакта родителей с детьми и педагогами;  развитие у дошкольников уровня самоконтроля, способностей чувствовать, понимать себя и другого человека.
Критерии оценки результатов
 Отслеживание динамики развития дошкольников (игровые, тестовые методики, анализ продуктов детской деятельности);  Проведение анкетирования родителей и педагогов;  Наблюдение за воспитанниками, отслеживание эффективности использования методов по теме проекта (оперативные поверки по изучению планирования деятельности, посещение занятий, мероприятий с последующим анализом и консультацией и т.д.).
Реализация проекта
осуществляется в течение одного учебного года.
Ресурсное обеспечение, имеющееся в наличии ДОУ:
 Профессиональные кадровые ресурсы;  Организована работа логопункта;  Заключены договора о сотрудничестве с психологом и специалистами службы отделения ранней помощи и здравоохранения, МБОУ Краснозёрской СОШ №1, учреждениями культуры и дополнительного образования.  Создана соответствующая предметно-развивающая среда в ДОУ.

4. Этапы и механизм реализации проекта

Подготовительный этап (с 14.09. по 30.09.)



Мероприятия

Сроки

Ответственные
1. Тестирование 14 - 15. Учитель - логопед Привлечённые специалисты 2. Диагностика 16 – 21. Учитель - логопед Привлечённые специалисты 3. Распределение детей по группам звуков и звукопроизношению 22. Учитель - логопед 4. Проведение бесед с педагогами ДОУ, детьми и родителями по реализации проекта 23-25. Учитель - логопед Специалисты ДОУ 5. Консультация для родителей «Сказка и театрализованная деятельность в системе коррекции дефектов речи». 28. Учитель - логопед 6. Консультация для родителей «Готовим ребёнка к обучению в школе».(папка – передвижка) 29. Учитель - логопед 7. Знакомство родителей и детей со структурой занятий «Актёрской мастерской». 29 - 30. Учитель - логопед На подготовительном этапе после проведения анкетирования и диагностики была создана «Актёрская мастерская» для детей и родителей, целью создания которой было:  развитие речи детей и коррекция её нарушений;  развитие мотивационных устремлений ребёнка и родителей на исправление речевых дефектов через театральную деятельность и специально организованные речевые праздники - конкурсы;  развитие познавательных способностей, произвольной регуляции деятельности, эмоционально – личностной сферы.  развитие эстетических способностей. Структура занятий «Актерская мастерская»  упражнение на развитие произвольного зрительного и слухового внимания, памяти, саморегуляции поведения;  на развитие техники речи;  музыкально – пластические упражнения;  театральные упражнения и этюды.
Основной этап (с 01 октября по 15 мая)



Мероприятия

Сроки

Ответственные
1. Знакомство детей с театральной культурой, с устройством театра, культурой поведения в театре. В течение проекта Учитель – логопед воспитатели гр. 2. Игровые занятия, занятия – путешествия, игры и упражнения на развитие фонематического слуха, В течение проекта Учитель – логопед воспитатели гр. специалисты ДОУ.
чтение русских народных сказок, встречи в музыкальной гостиной, игры-беседы, коммуникативные игры. 3. Театральные игры: «Тень», «Весёлые обезьянки», «Стульчики». В течение проекта Учитель – логопед воспитатели гр. 4. Культура и техника речи: «Эхо», «Звериные скороговорки», «Мяч эмоций». В течение проекта Учитель – логопед 5. Ритмопластика В течение проекта Учитель – логопед Специалисты ДОУ 6. Проведение игры - цепочки загадок «В гостях у сказки». Февраль Учитель – логопед Диброва О.А. 7. Работа над спектаклем «Колобок - недопечённый бок». Март Специалисты ДОУ 8. Работа с родителями. Семейный речевой праздник «Говорилки». Апрель Учитель – логопед 9. Экскурсия в музей. Выставка: «Сюжеты сказок из лоскутов» Апрель Воспитатели 10. Индивидуальная работа. Подготовка спектакля « Сказка о весёлом язычке»:  работа родителей с детьми над сочинением логосказок о язычке ). Апрель – Май Учитель – логопед Специалисты ДОУ 11. Подготовка оборудования, реквизита, поделок, костюмов Апрель – Май Учитель – логопед воспитатели и специалисты ДОУ, родители 12. Домашнее задание (работа с родителями). Конкурс рисунков и поделок «В мире сказок». Апрель – Май Учитель – логопед воспитатели гр. 13. Проведение семинара -практикума для родителей «В городе звуков Совушки-совы», тренингов, консультаций. В течение проекта Учитель – логопед, педагоги ДОУ и приглашённые специалисты В начале второго этапа при содействии специалистов службы отделения ранней помощи организуется работа семейного клуба
«Речевая полянка»
. Нетрадиционная форма организации семейного клуба повышает интерес родителей к вопросам воспитания, обучения и развития детей. Занятия в клубе проводятся один раз в два месяца. На них обязательно проводятся практические занятия.
План работы семейного клуба « Речевая полянка»

Наименование мероприятия

Сроки

1. «Давайте познакомимся»

Анкетирование:
« Что я знаю о ребёнке»
Сочинение родителей:
« Дорогой мой человек» октябрь

Организационное родительское собрание
: (результаты обследования речи детей, направления коррекционной работы)
Индивидуальное консультирование
: «Пути решения проблем в речевом развитии»
2. «Давайте изучать вместе»

Семинар-практикум:
«Подготовка органов артикуляции к постановке звуков»
Беседа

об

особенностях

речевого

развития:
«Научите меня говорить правильно»
Просмотр видеозаписей:
«Ребенок в ДОУ и семье» комментарии декабрь 3.«
Школа почемучек»

«Круглый стол»
вопросов и ответов - полезные советы и рекомендации специалистов по проблемам воспитания и обучения детей.
Выставка
методической литературы и дидактических игр
КВН: «
Занимательное азбуковедение» февраль
4.«Давайте играть вместе»

Консультация: «
Игры и упражнения на развитие речи детей».
Практические

занятия:
пальчиковые, словесные, театрализованные, музыкальные игры, упражнения на развитие речевого дыхания.


Конкурс
логосказок «Весёлый язычек». апрель
5. «Наши успехи»

Праздник:
«Говорилки»
Круглый стол
: Подведение итогов совместной деятельности, обсуждение плана дальнейшей работы клуба, рекомендации на летний период май
Заключительный этап: (с 15 по 31 мая)



Мероприятия

Сроки

Ответственные
1.
Презентация проекта:
- Проведение детского праздника «Театральная неделя» - Музыкально – логопедическая сказка ««Колобок - недопечённый бок»» 24 -28 Учитель – логопед, педагоги и родители. 2. Диагностика 10 - 19 Учитель – логопед 3. Анкетирование 10- 19 Учитель – логопед Педагоги и специалисты ДОУ 4. Оформление фотовыставки – панорамы: «Наши успехи» 28– 31 Учитель – логопед, педагоги и родители
Рекламно – информационные мероприятия:



Мероприятия

Сроки

Ответственные
1. Приглашения для родителей, спонсоров, специалистов учреждений В течение проекта Учитель – логопед Воспитатели и специалисты 2. Выпуск листовок, буклетов для родителей В течение проекта Учитель – логопед Воспитатели и специалисты 3. Информирование родителей о ходе реализации проекта через папки- передвижки, печатные издания В течение проекта Учитель – логопед Воспитатели и специалисты
5. Итоги реализации проекта



Одним из средств реализации проекта стали разработанные музыкально – логопедические сказки, коммуникативные и социальные игры. Занятия и игры были предназначены для детей, посещающих разновозрастную группу детского сада с 5 до 7 лет, где 10 воспитанников имели в заключении ОНР и сопутствующие психические и неврологические проблемы. Данные игры и занятия были направлены на речевое развитие детей и их социализацию в окружающем мире. В результате комплексной работы только один ребёнок выпущен в школу с ОНР из-за длительных пропусков ДОУ, остальные с хорошим уровнем речевой, коммуникативной и социальной компетентностей. В результате реализации проекта «Тропинка в школу» родители, проявлявшие скептицизм по отношению к проекту, по окончании реализации его реализации не скрывали гордости за своих детей. В группе дети стали относиться друг к другу внимательнее и доброжелательнее, уменьшилось число конфликтных ситуаций. Особое внимание при реализации проекта уделялось работе с родителями. Для них были подготовлены и проведены специальные открытые занятия, семинары-практикумы, тренинги, консультации. На протяжении реализации проекта родители были активными участниками и помощниками педагогов и детей. Принимая участие в совместной деятельности, родителям удаётся почувствовать те трудности, которые возникают у детей в процессе формирования речи. У них появляется желание помочь своему ребёнку, а самое главное создается эмоциональный контакт между ними. Во время проведения совместных занятий, семинаров – практикумов дети и родители обучаются приёмам артикуляционной и пальчиковой гимнастики, самомассажу кистей рук, гимнастики для глаз и для дыхания, овладевают навыками релаксации, получают определённые знания и умения, необходимые для постановки звуков. С уверенностью могу сказать, что данная система работы вызывает у детей и родителей большой интерес и может быть использована как средство повышения уровня речевой, социальной и коммуникативной компетентностей воспитанников, имеющих в заключении ОНР и сопутствующие психические и неврологические проблемы. Надеюсь, что наш опыт работы поможет коллегам – практикам в совершенствовании взаимодействия с семьями с целью коррекции детско-родительских отношений, формирования у дошкольников речевой, социальной и коммуникативной компетентностей, позволит и детям и взрослым раскрепоститься, научит их общаться друг с другом, повысит эмоциональный настрой, сплотит семью.


В раздел образования