Автор: Диброва Ольга Анатольевна Должность: учитель - логопед Учебное заведение: МКДОУ Краснозёрский детский сад №1 общеразвивающего вида Населённый пункт: р.п.Краснозёрское Наименование материала: педагогический проект Тема: Педагогический проект "Тропинка в школу" Раздел: дошкольное образование
Диброва Ольга Анатольевна
учитель – логопед МКДОУ
Краснозерский детский сад №1
общеразвивающего вида
Краснозерского района
Новосибирской области
Педагогический проект «Тропинка в школу»
1.Актуальность
В течение последних трёх лет в нашем детском саду выстраивается
модель коррекционно-развивающей деятельности, основными задачами которой
являются:
создание команды единомышленников, куда вошли учитель-логопед,
воспитатели, музыкальный руководитель, медицинский персонал;
повышение профессионального уровня всех специалистов;
организация коррекционно-развивающей среды, стимулирующей речевое
и личностное развитие ребенка.
Ежегодно в сентябре в ДОУ проходит диагностика развития детей, т.е.
комплекс
мероприятий
(наблюдение,
анкетирование,
тестирование,
и
др.),
которые помогают глубоко узнать ребёнка «во всех отношениях», определить
исходные
показатели
психического
и
физического
здоровья,
двигательной
подготовленности,
объективные
и
субъективные
критерии
здоровья.
Учёт
возрастных и личностных особенностей обследуемого совместными усилиями
педагогов и медицинских работников позволяет не только выявить имеющиеся
у
ребёнка
проблемы,
трудности,
но
и
его
потенциальные
возможности.
Результаты
обследования
служат
основанием
для
определения
зоны
ближайшего
развития
каждого
ребёнка
(учитывая
возрастные
особенности,
структуру
дефекта,
возможности
ребёнка)
и
определения
эффективности
коррекционно-развивающего
воздействия.
Данная
проблема
особенно
актуальна в настоящее время, так как логопедическая практика показывает, что
с каждым годом увеличивается количество детей с дизартрией, стертой формой
дизартрии, моторной, сенсорной алалией, заиканием, ринолалией. Это ставит
нас, педагогов,
перед необходимостью
поиска механизмов, позволяющих
изменить эту ситуацию. Кроме этого, развитие ребенка в его физическом и
духовном становлении в огромной степени зависит и от участия родителей. А
родители из-за экономического неблагополучия и социальной нестабильности
все меньше уделяют внимания развитию и воспитанию своих детей, переложив
всю ответственность на детский сад.
2.Цель и задачи проекта
Цель : Создание условий для успешной адаптации детей к школьному
обучению путём коррекции речевых нарушений, развития их мотивации и
мотивации родителей на устранение речевых дефектов, развития социально
активной личности.
Задачи:
обеспечение оптимальных педагогических условий для развития всех
компонентов речи детей дошкольного возраста;
осуществление
индивидуально-ориентированной
педагогической,
психологической,
социальной,
медицинской
и
юридической
помощи
детям и их родителям;
развитие творческого и социального самовыражения дошкольников.
в о с п и т а н и е
у
д о ш ко л ь н и ко в
д у хо в н о с т и
и
г у м а н н о с т и ,
коммуникативности
и
ответственности,
нравственности
и
волевых
качеств.
Участники проекта
Дети
старшего
дошкольного
возраста,
посещающие
дошкольное
образовательное учреждение, имеющие в заключении ОНР и сопутствующие
психические
и
неврологические
проблемы
и
без
проблем
со
здоровьем,
родители
воспитанников,
педагоги
и
специалисты
ДОУ,
специалисты
здравоохранения и службы отделения ранней помощи.
3.Ожидаемые результаты, критерии их оценки, ресурсное обеспечение
Реализация
целей
и
задач
предполагает
достижение следующих
результатов :
выравнивание стартовых возможностей детей при поступлении в школу;
повышение коррекционно-образовательного процесса;
повышение
качества
речевой
и
коммуникативной
компетентности
дошкольников;
повышение уровня заинтересованности родителей в результатах работы
с детьми, активизация их педагогического потенциала и формирование
эмоционального контакта родителей с детьми и педагогами;
развитие
у
дошкольников
уровня
самоконтроля,
способностей
чувствовать, понимать себя и другого человека.
Критерии оценки результатов
Отслеживание
динамики
развития
дошкольников
(игровые,
тестовые
методики, анализ продуктов детской деятельности);
Проведение анкетирования родителей и педагогов;
Наблюдение
за
воспитанниками,
отслеживание
эффективности
использования
методов
по теме проекта (оперативные поверки по
изучению планирования деятельности, посещение занятий, мероприятий
с последующим анализом и консультацией и т.д.).
Реализация проекта осуществляется в течение одного учебного года.
Ресурсное обеспечение, имеющееся в наличии ДОУ:
Профессиональные кадровые ресурсы;
Организована работа логопункта;
Заключены договора о сотрудничестве с психологом и специалистами
службы
отделения
ранней
помощи
и
здравоохранения,
МБОУ
Краснозёрской СОШ №1, учреждениями культуры и дополнительного
образования.
Создана соответствующая предметно-развивающая среда в ДОУ.
4. Этапы и механизм реализации проекта
Подготовительный этап (с 14.09. по 30.09.)
№
Мероприятия
Сроки
Ответственные
1.
Тестирование
14 - 15.
Учитель - логопед
Привлечённые
специалисты
2.
Диагностика
16 – 21.
Учитель - логопед
Привлечённые
специалисты
3.
Распределение детей по группам
звуков и звукопроизношению
22.
Учитель - логопед
4.
Проведение бесед с педагогами
ДОУ, детьми и родителями по
реализации проекта
23-25.
Учитель - логопед
Специалисты ДОУ
5.
Консультация для родителей
«Сказка и театрализованная
деятельность в системе коррекции
дефектов речи».
28.
Учитель - логопед
6.
Консультация для родителей
«Готовим ребёнка к обучению в
школе».(папка – передвижка)
29.
Учитель - логопед
7.
Знакомство родителей и детей со
структурой занятий «Актёрской
мастерской».
29 - 30.
Учитель - логопед
На подготовительном этапе после проведения анкетирования и
диагностики была создана «Актёрская мастерская» для детей и родителей,
целью создания которой было:
развитие речи детей и коррекция её нарушений;
развитие мотивационных устремлений ребёнка и родителей на
исправление речевых дефектов через театральную деятельность и
специально организованные речевые праздники - конкурсы;
развитие познавательных способностей, произвольной регуляции
деятельности, эмоционально – личностной сферы.
развитие эстетических способностей.
Структура занятий «Актерская мастерская»
упражнение на развитие произвольного зрительного и слухового
внимания, памяти, саморегуляции поведения;
на развитие техники речи;
музыкально – пластические упражнения;
театральные упражнения и этюды.
Основной этап (с 01 октября по 15 мая)
№
Мероприятия
Сроки
Ответственные
1.
Знакомство детей с театральной
культурой, с устройством театра,
культурой поведения в театре.
В течение проекта
Учитель – логопед
воспитатели гр.
2.
Игровые занятия, занятия –
путешествия, игры и упражнения на
развитие фонематического слуха,
В течение проекта
Учитель – логопед
воспитатели гр.
специалисты ДОУ.
чтение русских народных сказок,
встречи в музыкальной гостиной,
игры-беседы, коммуникативные
игры.
3.
Театральные игры: «Тень»,
«Весёлые обезьянки»,
«Стульчики».
В течение проекта
Учитель – логопед
воспитатели гр.
4.
Культура и техника речи: «Эхо»,
«Звериные скороговорки», «Мяч
эмоций».
В течение проекта
Учитель – логопед
5.
Ритмопластика
В течение проекта
Учитель – логопед
Специалисты ДОУ
6.
Проведение игры - цепочки
загадок «В гостях у сказки».
Февраль
Учитель – логопед
Диброва О.А.
7.
Работа над спектаклем «Колобок -
недопечённый бок».
Март
Специалисты ДОУ
8.
Работа с родителями. Семейный
речевой праздник «Говорилки».
Апрель
Учитель – логопед
9.
Экскурсия в музей. Выставка:
«Сюжеты сказок из лоскутов»
Апрель
Воспитатели
10.
Индивидуальная работа.
Подготовка спектакля « Сказка о
весёлом язычке»:
работа родителей с детьми
над сочинением логосказок
о язычке ).
Апрель – Май
Учитель – логопед
Специалисты ДОУ
11.
Подготовка оборудования,
реквизита, поделок, костюмов
Апрель – Май
Учитель – логопед
воспитатели и
специалисты ДОУ,
родители
12.
Домашнее задание (работа с
родителями). Конкурс рисунков и
поделок «В мире сказок».
Апрель – Май
Учитель – логопед
воспитатели гр.
13.
Проведение семинара -практикума
для родителей «В городе звуков
Совушки-совы», тренингов,
консультаций.
В течение проекта
Учитель – логопед,
педагоги ДОУ и
приглашённые
специалисты
В начале второго этапа при содействии специалистов службы отделения
ранней
помощи организуется
работа семейного клуба «Речевая полянка» .
Нетрадиционная
форма
организации
семейного
клуба
повышает
интерес
родителей к вопросам воспитания, обучения и развития детей. Занятия в клубе
проводятся
один
раз
в
два
месяца.
На
них
обязательно
проводятся
практические занятия.
План работы семейного клуба « Речевая полянка»
Наименование мероприятия
Сроки
1. «Давайте познакомимся»
Анкетирование: « Что я знаю о ребёнке»
Сочинение родителей: « Дорогой мой человек»
октябрь
Организационное родительское собрание : (результаты обследования речи
детей, направления коррекционной работы)
Индивидуальное консультирование : «Пути решения проблем в речевом
развитии»
2. «Давайте изучать вместе»
Семинар-практикум: «Подготовка органов артикуляции к постановке звуков»
Беседа
об
особенностях
речевого
развития: «Научите
меня
говорить
правильно»
Просмотр видеозаписей: «Ребенок в ДОУ и семье» комментарии
декабрь
3.« Школа почемучек»
«Круглый стол» вопросов и ответов - полезные советы и рекомендации
специалистов по проблемам воспитания и обучения детей.
Выставка методической литературы и дидактических игр
КВН: « Занимательное азбуковедение»
февраль
4.«Давайте играть вместе»
Консультация: « Игры и упражнения на развитие речи детей».
Практические
занятия:
пальчиковые,
словесные,
театрализованные,
музыкальные игры, упражнения на развитие речевого дыхания.
Конкурс логосказок «Весёлый язычек».
апрель
5. «Наши успехи»
Праздник: «Говорилки»
Круглый стол : Подведение итогов совместной деятельности, обсуждение
плана дальнейшей работы клуба, рекомендации на летний период
май
Заключительный этап: (с 15 по 31 мая)
Ответственные
1.
Приглашения для родителей,
спонсоров, специалистов
учреждений
В течение проекта
Учитель – логопед
Воспитатели и
специалисты
2.
Выпуск листовок, буклетов для
родителей
В течение проекта
Учитель – логопед
Воспитатели и
специалисты
3.
Информирование родителей о ходе
реализации проекта через папки-
передвижки, печатные издания
В течение проекта
Учитель – логопед
Воспитатели и
специалисты
5. Итоги реализации проекта
Одним из средств реализации проекта стали разработанные музыкально –
логопедические сказки, коммуникативные и социальные игры. Занятия и игры
были
предназначены
для
детей,
посещающих
разновозрастную
группу
детского сада с 5 до 7 лет, где 10 воспитанников имели в заключении ОНР и
сопутствующие психические и неврологические проблемы.
Данные игры и
занятия были направлены на речевое развитие детей и их социализацию в
окружающем мире. В результате комплексной работы только один ребёнок
выпущен в школу с ОНР
из-за
длительных пропусков ДОУ, остальные с
хорошим уровнем речевой, коммуникативной и социальной компетентностей.
В результате реализации проекта
«Тропинка в школу» родители, проявлявшие
скептицизм по отношению к проекту, по окончании реализации его реализации
не скрывали гордости за своих детей. В группе дети стали относиться друг к
другу
внимательнее
и
доброжелательнее,
уменьшилось
число
конфликтных
ситуаций.
Особое внимание при реализации проекта уделялось работе с родителями.
Для
них
были
подготовлены
и
проведены
специальные
открытые
занятия,
семинары-практикумы, тренинги, консультации.
На протяжении реализации
проекта родители были активными участниками и помощниками педагогов и
детей.
Принимая
участие
в
совместной
деятельности,
родителям
удаётся
почувствовать
те
трудности,
которые
возникают
у
детей
в
процессе
формирования речи. У них появляется желание помочь своему ребёнку, а самое
главное создается эмоциональный контакт между ними. Во время проведения
совместных занятий, семинаров – практикумов дети и родители обучаются
приёмам артикуляционной и пальчиковой гимнастики, самомассажу кистей рук,
гимнастики
для
глаз
и
для
дыхания,
овладевают
навыками
релаксации,
получают определённые знания и умения, необходимые для постановки звуков.
С уверенностью могу сказать, что данная система работы вызывает у детей
и
родителей
большой
интерес
и
может
быть
использована
как
средство
повышения уровня речевой, социальной и коммуникативной компетентностей
воспитанников, имеющих в заключении ОНР и сопутствующие психические и
неврологические проблемы. Надеюсь, что наш опыт работы поможет коллегам
–
практикам
в
совершенствовании
взаимодействия
с
семьями
с
целью
коррекции
детско-родительских
отношений,
формирования
у
дошкольников
речевой, социальной и коммуникативной компетентностей, позволит и детям и
взрослым
раскрепоститься,
научит
их
общаться
друг
с
другом,
повысит
эмоциональный настрой, сплотит семью.