Автор: Гарайханова Наиля Абузаровна
Должность: преподаватель по классу домра и гитара
Учебное заведение: МБОУ ДО Детская школа искусств №2
Населённый пункт: г Альметьевск
Наименование материала: Открытый урок
Тема: "Приемы игры на гитаре"
Раздел: дополнительное образование
Открытый урок по классу гитары
преподавателя Гарайхановой Н.А
с ученицей 2 класса Ломакиной Екатериной
Тема: «Приёмы игры на гитаре»
Цель занятия: освоение и применение приёмов игры на гитаре в
музыкальных произведениях репертуара ДШИ и упражнениях.
Задачи:
Образовательные:
Научить слушать и исполнять музыкальное произведение, применяя
различные приёмы игры на инструменте.
Развивающие:
Развитие внимания и аккуратности в исполнении приёмов игры на гитаре;
Развитие технических навыков.
Воспитательные:
- Воспитать творческое сотрудничество ученика и педагога.
Мотивационные:
Способствовать созданию внутреннего комфорта на уроке.
Методы: проблемно-поисковый, словесный (объяснение, сопоставление,
диалог), практический, наглядно-слуховой.
Вид урока: комбинированный
Материально-техническое оснащение: музыкальные инструменты (2
гитары), пюпитр, подставка для ног.
Ход урока:
1.
Организационный этап
2.
Основной этап
3. Заключительный этап
4. Результат урока. Вывод.
1. Организационный этап. Вступление:
Добрый день. Тема моего открытого урока: «Приёмы игры на гитаре»
Сегодня открытый урок я проведу с ученицей 2го класса Ломакиной
Екатериной
Мы знаем, что чудес не бывает, и для достижения высот исполнительского
мастерства гитаристу необходимо в своём музыкальном развитии пройти все
стадии обучения игре на гитаре: это правильная посадка и постановка рук,
освоение нотной грамоты и многое другое. Очень важным в развитии
учащегося-гитариста является освоение и приёмов игры на инструменте и
умение применить их.Приёмы игры на гитаре очень разнообразны. В этом и
заключается сложность освоения инструмента. Это трудное и хлопотное
дело, но гитара, поверьте, стоит того.Безусловно, чем большим количеством
приёмов будет владеть гитарист, тем больше его игра будет содержательной и
оригинальной.
2. Основной этап:
2.1. Начальный этап обучения на гитаре начинается с освоения различных
видов АРПЕДЖИО.
Арпеджио - поочерёдное исполнение звуков, входящих в аккорд. Буквальный
перевод этого слова означает "как на арфе". Комбинации арпеджио на гитаре
очень многочисленны и разнообразны:
1) p-i-m-a
2) p -a-m-i
3) p-i-m-a-m-i
4) p-i-m-i-a-i-m-i
Нужно помнить, что пальцы расставляются на струнах заранее.
Освоение этого приёма идёт сначала по открытым струнам –
Затем отрабатывать этот приём в этюдах, прелюдиях классических
композиторов-гитаристов
Для того, чтобы добиться свободной и лёгкой работы правой руки, нужно
играть упражнения и этюды на все виды арпеджио.
2.2. А теперь поговорим об одном способе прижимать струны, нарушающем
общий принцип работы левой руки – это приём БАРРЭ.
Нарушается общий принцип тем, что первый палец левой руки не ставится на
струны, а кладётся, прижимая все струны на одном ладу.
Основными считаются 2 вида баррэ:
1) большое (прижимается 5 или 6 струн)
2) малое (прижимается от 2-х до 4-х струн)
Этот приём с одной стороны упрощает жизнь гитаристов, потому что
нажатием одного пальца мы получаем несколько звуков, с другой стороны –
это технически трудный приём, получается не у всех учеников, в связи со
слабым, не сформировавшимся игровым аппаратом.
Трудность приёма баррэ не в том, чтобы сильно прижать палец к грифу, а в
том, чтобы оптимально распределить давление по пальцу.
Катя сейчас покажет упражнения, которые способствуют более быстрому
освоению этого приёма.
Первое время, выполняя упражнения на баррэ, можно почувствовать, что
левая рука быстро устаёт. Ученик не должен переутомляться, давайте руке
отдых, играйте упражнения по частям.
Катя владеет этим приёмом, т.к. уже сформировался довольно крепкий
исполнительский аппарат.
2.3. Так как гитара является инструментом, у которого звук быстро затихает,
то естественно, музыкальные произведения, включающие кантилену
(певучесть звука), исполнять на гитаре довольно трудно.
Средствами, на основе которых можно добиться качественной, хорошей
кантилены являются ЛЕГАТО, ГЛИССАНДО и ВИБРАТО
Рассмотрим каждый приём подробно.
Приём ЛЕГАТО
Легато – это связное исполнение звуков. Ноты, которые необходимо
исполнить связно, соединяются дугообразной чертой – лигой.
Легато может быть восходящим, нисходящим.
1. Восходящее легато – этот приём требует больших усилий, дети
овладевают им не сразу. Первая нота извлекается пальцами правой руки, а
вторая – сильным ударом пальцем левой руки. (палец опускается у ладового
порожка, словно «заколачивает гвозди»)
2. Нисходящее легато требует, чтобы пальцы левой руки были заранее
расположены на нужных ладах. После извлечения высокого звука правой
рукой, палец левой должен с силой оттянуть её к себе, заставляя тем самым
звучать следующий звук.
Приём легато имеет первостепенное значение в гитарной технике, он сложен,
и для отработки его следует приложить немало усилий.
Для отработки всех видов легато есть много упражнений и этюдов.
2.4. ГЛИССАНДО — приём, при котором один или несколько пальцев левой
руки, прижимая струны, скользят по ладам грифа, как бы продолжая звучание
инструмента без участия правой руки.
В нотах глиссандо обозначается прямой чертой. Исполняется за счет
длительности той ноты, от которой начинается скольжение пальца.
Применяется для большей связности звуков, расположенных на разных
струнах и в разных позициях. Используется в пьесах как подвижного так и
спокойного характера.
В классических произведениях глиссандо следует исполнять мягко и
сдержанно. Первая и последняя ноты должны прозвучать очень отчётливо.
2.5. Так же, для того, чтобы добиться певучести звука на гитаре, необходимо
овладеть приёмом ВИБРАТО.
Получается в результате покачивания пальца и кисти левой руки.
Этот приём увеличивает длительность звучания и придаёт ему мягкость и
певучесть, напоминающие человеческий голос.
Можно также сделать небольшую фермату на кульминационном звуке фразы,
вибрируя его; затем, чтобы усилить впечатление.
На начальной стадии отрабатывать вибрато следует отдельно каждым
пальцем левой руки, путём покачивания вправо и влево, без ослабления
нажима на струну. Далее подключается кисть.
2.6. Приём ФЛАЖОЛЕТ.
Название приёма связано с тем, что извлекаемый с его помощью чуть
глуховатый звук напоминает тембр флейты.
Если пальцем левой руки не прижимать струну, а слегка коснуться её у 12
лада над порожком, а правой рукой ударить по струне, то получится мягкий,
воздушный звук.
Есть 2 вида флажолетов:
1) натуральный – образуются на не прижатых к грифу струнах, извлекается
на 12, 7 и 5 ладах.
2) искусственный флажолет – октавный – звучит на октаву выше –
прижимаем струну, а указательный палец правой руки касается струны на 12
ладов выше от места её прижатия. Палец «а» извлекает звук.
3. Заключительный этап:
Сегодня на уроке мы показали чему научились за эти года обучения и какие
приёмы освоили. В конце урока мы хотим исполнить "Ноктюрн" Виктора
Козлова, в котором сочетаются несколько приёмов игры на гитаре.
4. Результат урока: - обучающийся знает, владеет и умеет применять
различные приёмы игры на гитаре в произведениях.
- цель урока достигнута, мы рассмотрели приёмы игры на гитаре и сумели
применить их в пьесах и в упражнениях.
Вывод: приёмы являются одним из средств раскрытия музыкально-
художественного образа, а так же позволяют расширить исполнительские
возможности прекрасного инструмента – гитара.
Используемая учебно-методическая литература:
А.Ф. Гитман "Начальное обучение на шестиструнной гитаре" - М., - 2000г.
В.Козлов "Кругосветное путешествие сеньориты гитары" – Ч., - 2007г.
В.Козлов "Эхо Бразильского карнавала" – Ч., - 2005г.
В. Калинин "Юный гитарист" – М., 2001г.