Автор: Власова Юлия Алексеевна
Должность: Педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУДО "Центр искусств"
Населённый пункт: г.Салават, РБ
Наименование материала: Сценарий внеклассного мероприятия к !00 - летию Башкортостана
Тема: "Музыка моего края"
Раздел: дополнительное образование
Сценарий
внеклассного
мероприятия
к
100 –
летию
Башкортостана
«Музыка
родного
края»
Выполнила Власова Ю.А.
Педагог дополнительного образования
МБУДО «Центр искусств»
г. Салавата, РБ
2019г.
Что такое Башкортостан?
Может, это непокорный робкий стан?!
Запах мёда, тысячи коней, - Настя
Всё есть у Башкирии моей!
Как великий, благородный муж -
Так раскинулся большой Нугуш...
Здесь Уральских гор кайма лежит,
Агидель – красавица бежит.
Меж густых лесов курай поёт,
Звуком чистым, хрупким за собой зовёт,
А потом уводит далеко туда,
Где стучит ключом Усольская вода.
Вечность, мудрость, вера и добро -
Всё тебе, Башкортостан, дано..
Ведущая: Дорогие ребята! Уважаемые взрослые! Мы рады приветствовать
вас! 2019 год для нашей республики является юбилейным. Мы отмечаем 100
– летие Башкортостана. Каждому из нас близко и понятно слово Родина.
Родина, это место, где мы родились, где жили наши предки. Здесь все нам
близко и знакомо: язык, быт, обычаи и традиции народа. Здесь живут наши
друзья, близкие нам люди. Сегодня для вас будет звучать башкирская музыка,
народная и авторская, в исполнении различных инструментов.
Возросшее
внимание
каждой
народности
к
своим
истокам,
корням
становится приметой нашего времени. Любому человеку необходимо знание
о том, как жили его предки, какова история земли, на которой он родился. Для
творческой личности это особенно важно. Недаром говорят, что новое – это
х о р о ш о
з а б ы т о е
с т а р о е .
«Только
тем,
кто
носит
в
своем
сердце
аромат
родной
земли,
присуще
подлинно
творческое
горение
…
только
тот,
кто
зачарован
мелодией,
живущей
в
душе
народа,
может
очаровать
мелодией
других»
-
сказал
башкирский поэт Мустай Карим, которому в этом году тоже отмечается
столетний юбилей.
Башкортостан – многонациональная республика. По данным переписи, в
пределах Башкирии представлено одиннадцать национальностей: башкиры,
татары,
русские,
удмурты,
марийцы,
чуваши,
немцы,
латыши
и
другие.
Независимо от национальности, любому полезно знать традиции, культуру
родного края.
Башкирия, моя земля и небо
Моя любовь, мой соловьиный край,
Мне жаль того, кто здесь ни разу не был, Аня
Мне жаль того, кому не пел курай!
Башкортостан, горжусь тобою,
Сияньем радостных твоих огней.
Твоею славою, твоей судьбою, Ярослава
Тобой, прекрасной родиной моей!
Особенности становления башкирской фортепианной музыки.
Композиторы республики внесли огромный вклад в сокровищницу
мирового музыкального искусства.
В последние десятилетия все больше
музыкальной
и
музыкально
–
педагогической
общественности
России
привлекает
музыка
композиторов
Башкирии.
Звучит
она
со
сцены
Башкирского оперного театра, концертной эстрады, а также в музыкальных
заведениях. Яркое выражение любви к родному краю, его природе и людям –
одна
из
главных
отличительных
черт
творчества
всех
башкирских
композиторов. Ими созданы значительные образцы национальной и балетной
классики,
монументальные
симфонические
и
хоровые
полотна,
и н с т р у м е н т а л ь н ы е
и
в о к а л ь н ы е
п р о и з в е д е н и я .
Профессиональная
музыка
формировалась
в
недрах
фольклора.
Из
репертуара
фортепианных
сочинений,
написанных
композиторами
республики
видно,
что
основу
композиторского
творчества
составляет
широкая сфера фольклора. В истоках культуры башкир лежит творчество
древних сэсэнов – сказителей и импровизаторов народной музыки. Народная
музыкальная культура башкир создала замечательные образцы мелодического
стиля
“Озон
-
кюй”
(протяжный
напев),
характеризующегося
широкой
напевностью,
импровизационностью,
ритмическим
богатством.
Мелодии
этого
типа
практически
не
укладываются
в
определенные
ритмические
рамки, и это существенно отличает их от музыки европейских народов.
Широкие просторы земли башкир с редкими на ней кишлаками и аулами,
равно как и размеренный, неторопливый ритм жизни в них, во многом
определяли
протяжный
характер
одноголосной
башкирской
народной
мелодии. Другой жанр народной музыки – “кыска – кюй” (короткий напев).
Он имеет четкое квадратное строение фразы, определенный размер (чаще
двудольный), обычно сохраняющийся на протяжении всего напева. Мелодии
“кыска – кюй” характеризуют песни веселые, шуточные, сатирические.
1. «Дедушка» б.н.песня (флейта)
2. «Кукушка» б. н. песня (баян)
3. «40 джигитов» б.н.песня (флейта)
4. Обработка тат. нар. песни «Не провожай» (скрипка)
5. «Считалочка» б.н.песня (баян)
В начальный период становления профессиональной фортепианной музыки
(40
–
50-е
годы),
рождались
произведения
различных
жанров,
преимущественно
малых
форм.
В
них
композиторы
учились,
искали,
развивали и утверждали свои способы самовыражения, вырабатывали свой
стиль
и
авторский
почерк.
Так,
одним
из
первых
появился
жанр
транскрипций
башкирских
народных
песен.
Эмоциональное
состояние,
воплощение, как правило, ведут к народному творчеству: к песням и танцам.
Камиль Юсуфович Рахимов (1900 – 1978
)
родился 12 августа 1900 года в Севастополе, в семье имама главной мечети
города. Он с детства научился играть на мандолине, на слух подбирал любую
мелодию.
По
выходным
бегал
на
пристань,
чтобы
послушать
духовой
оркестр. Окончив реальное училище и рабфак, поступил в Ленинградский
политехнический институт им. М.Калинина. В Ленинграде Камиль Рахимов
впервые побывал в настоящем театре, услышал музыку Чайковского и Верди.
Э т о
п о в л и я л о
н а
е г о
д а л ь н е й ш у ю
с у д ь б у .
Он
бросил
политехнический
институт,
безуспешно
пытался
поступить
в
Ленинградскую консерваторию. Потом возвратился домой, самостоятельно
подготовился
и
поступил
в
Казанский
музыкальный
техникум.
Позже
перевелся в Башкирский техникум искусств и закончил отделение духовых
инструментов
в
1929
году. Камиль
Рахимов
начал
свою
трудовую
деятельность
заведующим
музыкальной
частью
Башдрамтеатра
в
Уфе.
Репрессии 30-х годов не обошли и семью Рахимовых. В 1938 году он вместе
с семьей на пять лет был сослан в административную ссылку в Бурзянский
район. Даже в эти тяжелые годы вел уроки музыки в школе, организовал
здесь оркестр народных инструментов и продолжал изучать и записывать
мелодии башкирских песен. В 1943 году композитор был призван в ряды
Красной Армии, служил музыкантом военного духового оркестра Уфимского
гарнизона. В том же году его приняли в Союз композиторов.
Камиль
Рахимов
оставил
большое
творческое
богатство.
Его
перу
принадлежит большое количество обработок башкирских народных песен и
наигрышей,
произведения
для
хора,
народных
и н с т рум е н то в ,
симфонического и духового оркестров, музыка к драматическим спектаклям,
к а м е р н о - и н с т р у м е н т а л ь н а я
м у з ы к а .
Широк диапазон вокальных произведений композитора — песен и романсов,
в которых воспевается красота родной природы, искренность человеческих
чувств, гражданственность и патриотизм. С 2011 года детская школа искусств
в селе Старосубхангулово Бурзянского района носит имя композитора, в ней
открыт небольшой музей.
6. «Башкирочка» (флейта)
К написанию башкирской музыки обращались и советские композиторы.
Николай Павлович Иванов – Радкевич (1904 – 1962
)
Родился
в
1904
году
в
Красноярске.
Композитор,
заслуженный
деятель
искусств
РСФСР,
кандидат
искусствоведения.
Окончил
Московскую
консерваторию по классу композиции Р. М. Глиэра. Работал преподавателем
по
классу
инструментовки
в
Московской
консерватории,
а
затем
-
начальником
кафедры
инструментовки
Института
военных
дирижеров
С о в е т с к о й
А р м и и .
Сочинения
для
фортепиано:
сюита
«Картинки
русской
природы»,
8 полифонических пьес, песни, музыка для кино и др.
Был удостоен Сталинской премии второй степени (1943) – за военные марши
"Капитан
Гастелло",
"Народные
мстители",
"Родная
Москва",
"Победный
марш".
7. Н. Иванов «Танец у ёлки» (фортепиано)
Творчество
Масгута Зайнетдиновича Баширова
(1908 – 1978
) —
неотъемлемая
часть
музыкальной
культуры
Республики
Башкортостан.
Баширов
родился
в
городе
Бирске
в
с емье
чернорабочего.
О т е ц
е г о
и з
к р е с т ь я н ,
мать была домохозяйкой. Он рос впечатлительным и чутким ребенком. Ему
очень
нравилось
слушать
народные
татарские
мелодии,
которые
в
незатейливом виде исполняла на гармошке мать. Отец тоже частенько брал в
руки гармошку, пел народные песни. В школе он принимал участие в
художественной самодеятельности, излюбленным его инструментом стало
фортепиано, на котором Масгут по слуху научился играть популярные танцы
и
м а р ш и .
Позднее он поступил в Уфимский техникум искусств. После окончания до
1941 года там же
работал преподавателем по классу истории и теории
музыки. Участвовал в музыкальном оформлении спектаклей самодеятельного
татарского театра в Бирске, работал пианистом – иллюстратором
немого
кино. Во время войны участвовал в боях с фашистами, перенес ранения
и контузию. В своих воспоминаниях писал, что бывали на фронте минуты
затишья, и тогда он устраивал концерты для солдат или сочинял музыку.
Удивительно, что эти музыкальные произведения ни ритмом, ни мелодией, ни
настроением
не
напоминают
о
военном
времени.
Музыка
прозрачна
и
безмятежна, как радужные грезы детства. В послевоенные годы Баширов
окончательно
сформировался
как
педагог,
музыкант,
композитор
и
о б щ е с т в е н н ы й
д е я т е л ь .
Баширов Масгут Зайнетдинович — автор романсов и хоровых песен на стихи
башкирских поэтов. Он писал инструментальные пьесы и песни для детей,
обработки башкирских и татарских народных песен
для хора, голоса и
флейты, сочинения для оркестра народных инструментов.
8. М.Баширов «Лирическая пьеса» (фортепиано)
Талантливый
представитель
башкирской
профессиональной
музыки
Халик Шакирович Заимов (1914 – 1977
) родился в деревне, в семье
башкирского
крестьянина
–
бедняка.
С
шестилетнего
возраста
он
воспитывался
в
детском
доме.
Живой,
общительный,
добродушный,
он
считал
детдом
своей
большой
семьей.
Он
нежно
любил
свою
мать
Гильминур,
и
дни,
когда
она
приезжала
его
навестить,
были
для
него
радостными. Он часами слушал рассказы матери о родной деревне, ее песни
и сказки. В детском доме были музыкальные
инструменты – старый рояль, гармошка, мандолина, а у Халика был острый
музыкальный
слух
и
мягкие
ловкие
руки.
Как-то
незаметно
для
себя
и
окружающих он научился «подбирать» на рояле родные мелодии и прослыл
«музыкантом». Это решило его судьбу: Халика Заимова отправили учиться в
Уфимский техникум искусств. Позже, он поступил в Башкирскую студию
при Московской государственной консерватории и был зачислен в класс
композиции. Для
учащихся детских музыкальных школ композитор написал две сюиты для
фортепиано, ряд программных фортепианных миниатюр, цикл из 16 детских
песен
на
стихи
Б.
Бикбая,
несколько
циклов
пьес
для
фортепиано.
Творчество
Халика
Шакировича
Заимова
внушительно
не
только
в
количественном
отношении.
Его
музыка,
оптимистичная
в
своей
основе,
ясная и народная по звучанию, современна по духу и обращена к людям
нашего времени.
9. «Рассвет» (фортепиано)
10. «Сумерки» (фортепиано)
Плодотворными для башкирской фортепианной музыки стали 1960 – 70-е
годы. В эти годы одно из видных мест занимает творчество Н.Г. Сабитова.
Композитор
много
работал
над
изучением
музыкального
наследия
башкирского народа. Использовал народные песни в своих произведениях
крупного плана: концертах для скрипки, симфонической поэме, в балетах.
Народная
песня
звучит
новыми
красками,
становится
как
бы
словами
композитора, который начинает говорить языком народа. О фортепианном
творчестве Н. Сабитова можно сказать как особом явлении в башкирской
музыкальной
культуре,
сформировавшем
свой
стиль
и
сочетавшим
национальные традиции с европейской профессиональной композиторской
школы.
Сабитов Нариман Гилязевич (1925 – 1971)
Родился 11 января 1925 года в г. Казани. «Я рос в семье, где любили музыку.
Брат и сестра моей матери были артистами музыкальных театров. А отец в
молодости был актером Татарского академического театра. Отец – человек
большой
души,
безгранично
любивший
музыку»
-
писал
о н .
Н. Сабитов отдал свое сердце детям. Он дарил им свою фантазию, свой ум,
свою душу, выступал не только как одаренный сочинитель, но и как мудрый
педагог. Он создал много специальных, инструментальных произведений для
учебных
целей
в
детских
музыкальных
школах,
которые
пользуются
широким
спросом.
Музыка
для
детей
–
особая
страница
многогранного
творчества Сабитова. «Детей любить может каждый, для этого большого
искусства, по-моему, не требуется. Этим инстинктом одарен любой человек.
Но трудиться ради детей, создавать для них произведения – это куда более
серьезная
задача»
-
писал
он.
Именем
композитора
названа
детская
музыкальная школа №1 г. Уфы, где он получил музыкальное образование и
путевку в мир искусств. Его творчество в области фортепианной музыки
занимает одно из видных мест.
11. Прелюдия №4 ми минор (фортепиано)
Айрат Тагирович Каримов
(1941 – 2016)
– советский и российский
композитор
и
пианист.
Заслуженный
деятель
искусств
Республики
Башкортостан,
член
Союза
композиторов
Российской
Федерации
и
Республики
Башкортостан,
Лауреат
и
призёр
республиканских
конкурсов
композиторов. Родился в 1941 году в Уфе в семье известного башкирского
композитора и баяниста Тагира Шакировича Каримова. Учился в Уфимском
училище искусств по классу фортепиано, затем в Уральской государственной
консерватории им. М. П. Мусоргского. Успешно окончив консерваторию с
квалификацией «концертный исполнитель» возвращается в Уфу, где работает
преподавателем специального фортепиано в Уфимском училище искусств и
музыкально
–
педагогическом
училище,
затем
концертмейстером
в
Башкирской
государственной
филармонии.
В
1970
году
назначен
музыкальным руководителем созданного в Башкирии и ставшего популярным
эстрадно
–
инструментального
ансамбля
«Ирэндык».Имя
композитора
связывают прежде всего с развитием в республике национальной эстрады. Он
первым
ввёл
в
Башкирскую
профессиональную
Музыку
новые
для
неё
жанры: танго, джаз – вальс, вальс – бостон, буги – вуги, босса – нова, джаз –
баллада.
12. «Песенка дождика» (фортепиано)
Касимов
Рафаил
Габдулхаевич
(1947)
–
личность
известная
в
музыкальном мире не только Башкортостана. Его произведения звучат на
различных фестивалях музыки, пленумах и съездах композиторов, в разных
городах России и за рубежом. Исполнялись они в Германии, Японии, Индии,
Ф и н л я н д и и ,
Ч е х и и ,
С л о в а к и и …
Профессиональное образование получил в Ижевском музыкальном училище
по классу фортепиано. Уфимский государственный институт искусств он
окончил по двум специальностям как пианист и композитор. В 2004 году
Рафаил Касимов удостоен одной из главных премий Башкортостана, носящей
имя
национального
героя
башкирского
народа
Салавата
Юлаева.
В
произведениях
для
детей
проявился
яркий
мелодизм
автора,
умение
создавать
доступную,
образную
музыку.
Область
музыки
для
детей
так
увлекла Касимова, что он стал писать пьесы педагогического репертуара для
детских
музыкальных
школ,
училищ,
и
сегодня
он
один
из
самых
исполняемых
композиторов.
В
жизни
Рафаил
Касимов
немногословен,
кажется даже замкнутым, всегда сосредоточен. Но в кругу друзей весьма
красноречив и может поддержать разговор на любую тему. Много читает.
Всегда информирован о новинках в музыкальном мире… Семья Касимовых
большая и дружная, а главное все музыканты. Яркая образность и динамизм
музыкального языка, неустанные поиски нового в области жанров и формы,
выразительности тембровых и гармонических красок стали определяющими
для творчества Р. Касимова.
13. «Мелодический этюд» (фортепианный дуэт)
14. «Вальс» (фортепиано)
15. «Июньский ветерок»(фортепианный дуэт)
По реке Агидель ходит ранняя осень!
Холодает лишь только под утро в ночи!
И вода, все что в ней накопилось, уносит, Лиля
Родниковой становится снова,... почти!
Я влюблён в это чудо природы Урала! Лера
Среди гор и истёртых камней валунов,
Жизнь моя свои лучшие годы листала,
Сохранив навсегда в своём сердце любовь!
16. «Осенняя Агидель» (трио)
Рим Хасанов род. в 1947
Имя
Рима
Хасанова
тесно
связано
с
развитием
башкирской
эстрадной
музыки. Его лирические песни и романсы выделяются своей задушевностью,
яркостью
музыкальных
красок
и
образов.
Он
автор
театральных,
симфонических, камерно – инструментальных
и хоровых произведений,
музыки к драматическим спектаклям, радиопостановкам и кинофильмам. С
малых
лет
он
начал
петь,
самостоятельно
овладел
азами
музыкальной
грамоты,
игрой
на
разных
инструментах,
стал
активным
участником
школьной
художественной
самодеятельности.
Очень
рано
создал
первые
детские сочинения – вариации, сонатины и песни. Рим Хасанов – автор более
400
песен,
баллад,
романсов.
В
его
песнях
и
романсах
наиболее
ярко
проявляются
лирико-романтические
черты
творческой
личности
автора.
Широкую популярность приобрел его
17. «Зимний романс» (фортепианный дуэт)
Мой друг! Что может быть милей Дилара
Бесценного родного края?!
Цветы здесь краше, травы зеленей,
Щебечут птицы, край свой воспевая.
Люблю тебя всем сердцем и душой, Ангелина
Башкортостан – мой уголок родной!
Живи, бесценный край, и процветай!
И свой народ всегда благословляй!
18. Музыка и слова Зифы Нагаевой «Лебединая любовь»
Спасибо за внимание! До новых встреч!