"Проведение МОНИТОРИНГА с дошкольниками по усвоению правил дорожного движения"
Автор: Бабушникова Галина Александровна Должность: воспитатель Учебное заведение: МДОУ "Старошайговский детский сад №2 комбинированного вида" Населённый пункт: Республика Мордовия с.Старое Шайгово Наименование материала: статья Тема: "Проведение МОНИТОРИНГА с дошкольниками по усвоению правил дорожного движения" Раздел: дошкольное образование
«Проведение МОНИТОРИНГА с дошкольниками
по усвоению правил дорожного движения»
Из социологии и экологии в педагогическую науку пришло понятие
«мониторинг». В экологии мониторинг- это наблюдение, оценка и прогноз. В
социологии мониторинг – сравнение повторных замеров с базовыми и
нормативными показателями. Педагогический мониторинг имеет
специфический объект изучения – результаты учебно – воспитательного
процесса и средства, которые используются для их достижения.
Педагогический мониторинг даёт качественную и своевременную
информацию, необходимую для принятия управленческих решений,
направленных на достижение заданных целей, предупреждение
неблагоприятных и критических ситуаций.
Исследователи М.В.Крулехт, И.В.Тельнюк предлагают комплексную
классификационную систему видового разнообразия мониторинга в ДОУ.
Один из видов мониторинга – проведение педагогической диагностики:
первичной, промежуточной и итоговой.
Цель педагогической диагностики: исследование педагогического
процесса, оптимизация и обоснование результатов.
Задачи педагогической диагностики: повышение качества методической
работы, улучшение воспитательно- образовательного процесса, оценка
педагогического процесса.
Диагностика начинается с момента поступления ребёнка в детский сад. Это
как правило традиционные и инновационные виды обследования. Все мы
проводим диагностику усвоения программного материала дошкольниками,
по различным видам деятельности. На ряду с этим проводим диагностику по
разделу программы «Основы безопасности детей дошкольного возраста»
-«Ребёнок на улице». Сюда включены следующие темы:
устройство проезжей части;
сигналы светофора, что они обозначают;
дорожные знаки для водителей и пешеходов;
о работе ГИБДД;
правила поведения в транспорте, виды транспорта;
если ребёнок потерялся на улице.
Работу проводим поэтапно, определили цели и задачи педагогической
диагностики.
Цель: оценка уровня развития и обученности воспитанников, анализ
результатов и устранение причин недостатков в работе, накопление и
распространение педагогического опыта, стимулирование творчества,
педагогического мастерства.
Задачи:
Повысить активность педагогического коллектива, родителей и
детей в обеспечении безопасности дорожного движения; активизировать
работу по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа
жизни.
Разработали критерии оценки уровней усвоения программного материала по
правилам дорожного движения. Например для старших дошкольников:
Низкий уровень -1 балл: Объём знаний и умений о безопасном поведении
на дороге незначителен. Нет готовности самостоятельно оценивать дорожно
– транспортные ситуации. Испытывает трудности в знании дорожных знаков,
классификации видов транспорта. Слабо ориентируется в сигналах светофора
и их обозначении. Помощь педагога и вспомогательные вопросы не
оказывают значимого влияния на ответы.
Средний уровень – 2 балла: Знает сигналы светофора и что они обозначают,
имеет представление об основных элементах дороги, но иногда может
испытывать затруднения. Определяет дорожные знаки, классифицирует виды
транспорта, выражает интерес и стремление, но иногда требуется помощь
педагога, вспомогательные вопросы. Ответы даёт без объяснений.
Высокий уровень – 3 балла: Имеет устойчивый объём знаний, умений и
навыков безопасного поведения на дороге. Самостоятельно оценивает
дорожно-транспортные ситуации. Проявляет интерес, безошибочно
определяет дорожные знаки и классифицирует виды транспорта. Даёт полные
ответы с объяснениями и рассуждениями. Для
диагностического обследования подбираем игровые упражнения, задания
соответствующие задачам обследования. Формы проведения обследования
разнообразны: групповые, индивидуальные, беседы, тестирование.
Обязательное условие – использование наглядного материала, дидактических
пособий, атрибутов.
Результаты диагностики воспитатели заносят в таблицу: «Диагностическую
карту по обучению дошкольников правилам дорожного движения». В ней
указываются уровни усвоения программного материала от 1-до3 баллов по
каждому подразделу на начало, середину и конец учебного года. Выводится
итоговая оценка и процент обученности дошкольников. При заполнении
таблицы видно, какая задача в данном разделе требует усиленного внимания,
какой подраздел «западает». Из таблицы видно, улучшил или ухудшил
ребёнок свой результат по сравнению с предыдущим или остался на прежнем
уровне. Все данные из групп заносятся в сводную итоговую таблицу. На
основе полученных данных составляется аналитическая справка усвоения
программного материала по обучению дошкольников ПДД, в ней проводится
сравнительный анализ, даются рекомендации, назначаются ответственные и
дата контрольной проверки выполнения рекомендаций. По итогам работы за
учебный год уровень усвоения программного материала по ПДД повысился с
70% до 81%.
Во избежание ошибок при подведении итогов необходимо : соблюдать
инструкции при проведении обследования; знать задачи обучения в данной
возрастной группе; создать спокойную обстановку(игровая ситуация,
индивидуальная беседа, детское творчество и т.д.); оценивать результаты в
соответствии с требованиями; избегать эмоционального отношения к
испытуемому; не завышать и не подменять результаты; учитывать время
пребывания воспитанника в ДОУ; состояние его здоровья и индивидуальные
особенности.
Следует отметить, что педагогическая диагностика имеет двусторонний
характер. С одной стороны она направлена на развитие детей, улучшение
условий образования, его эффективности, а с другой – на развитие и
совершенствование самого педагога, повышения уровня рефлексии,
позволяющей понять достоинства и недостатки своей собственной
деятельности.
Таким образом, педагогическая диагностика это система методов и приёмов,
специально разработанных педагогических технологий, методик и тестовых
заданий, позволяющих определять уровень профессиональной компетенции
педагога, уровень развития дошкольника, а также анализировать причины
недостатков и находить пути улучшения качества образовательных услуг
дошкольного учреждения.