Напоминание

"Адаптация выпускников центров помощи детям в социуме."


Автор: Цурикова Любовь Викторовна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: ГКУСО РО Шахтинский центр помощи детям № 3
Населённый пункт: город Шахты Ростовская область
Наименование материала: статья
Тема: "Адаптация выпускников центров помощи детям в социуме."
Раздел: среднее профессиональное





Назад




НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ, ПЕДАГОГИКИ И СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ. ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ ЦЕНТР ПОМОЩИ ДЕТЯМ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ «ШАХТИНСКИЙ ЦЕНТР ПОМОЩИ ДЕТЯМ № 3».
ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА
ТЕМА:
«АДАПТАЦИЯ ВЫПУСКНИКОВ ДЕТСКИХ ДОМОВ В СОЦИУМЕ».
Реферат по курсу повышения квалификации «Технологии работы с детьми- сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей». Выполнила: Цурикова Л.В. старший воспитатель ГКУСО РО «Шахтинский центр помощи детям №3». Научный руководитель: Мандель Борис Рувильевич. Новосибирск 2016 г.
2 ОГЛАВЛЕНИЕ Введение………………………………………………………………………3-4 1. Дети, оставшиеся без попечения родителей и выпускники интернатных учреждений, как объекты социальной работы…………………………….5-16 1.1 Нормативно-правовые основы социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей………………………………5- 1.2 Проблемы социальной адаптации выпускников интернатных учреждений 1.2.1 Проблемы профессионального обучения и трудоустройства и трудовой адаптации 1.2.2 Социально-бытовые проблемы 1.2.3 Социально-психологические проблемы 1.2.4 Проблемы правовой безграмотности Глава 2. Адаптированность воспитанников ГКУСО РО Шахтинский центр помощи детям № 3 к самостоятельной жизни. Заключение Список использованной литературы Приложения
3 Введение В социально - педагогической работе детям- сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей уделяется большое внимание. Но сами выпускники детских домов, а ныне центров помощи детям, сразу же после выхода из учреждения остаются один на один со своими проблемами. Тема адаптации их в социуме пока исследована недостаточно. При этом, в центре внимания подавляющего большинства исследователей (Л.В. Байбородовой, Т.Т. Бурлаковой, Ю.Г. Грачева, Л.Г. Жедуновой, Й. Лангмейера, 3. Матейчика, В.С. Мухиной, М.И. Рожкова, Е.А. Стребелевой, Л.М. Шипицыной и др.) находится анализ условий развития воспитанников детских домов, а проблема социальной адаптации выпускников детских домов скорее только констатируется как результат неблагоприятных условий социализации. Проблемы адаптации выпускников детских домов следует рассматривать в контексте общих вопросов социальной адаптации, которые раскрываются в работах И.Б. Дермановой, Р.А. Зобова, В.Н. Келасьева, 3.А. Даниловой, Л.Н. Саввы и большого числа других авторов. Сложившийся в рамках теории социальной адаптации понятийный аппарат может быть использован при анализе условий социальной адаптации выпускников детских домов. Тем не менее, ряд исследователей подчеркивает специфику выпускников детских домов как особой категории в обществе и предлагает описание конкретных вариантов решения проблем их адаптации (М.М. Арошенко, И.Ф. Дементьева, И.Г. Жирицкая, В.С. Ильдеркина, Г.С. Курганова, В.М. Никитин, Г.Н. Потапова, Р.А. Расчетина, А.П. Суровцева, О.В. Суковатова, И.А. Яковлева). «Переход от периода детства к периоду взрослости сложен для любого ребенка, а тем более сироты, который вырос в детском учреждении на полном государственном обеспечении в специфическом, полуизолированном мире, соприкасающемся с реальностью только отдельными сторонами». Многочисленные исследования последних лет показывают наличие серьезных и сложных проблем в социальной адаптации выпускников детских домов.
4 «Они довольствуются заботой педагогического и обслуживающего персонала, который часто принимает решения, касающиеся дальнейшей судьбы молодых людей, без учета их собственного мнения. Внутри учреждения воспитанники не ощущают особых проблем, их потребности реализуются без их участия в реализации. Государство берет на себя обязательство по решению основных проблем ребенка: обучение, воспитание, обеспечение детей, оставшихся без попечения родителей самым необходимым. Но самостоятельная, взрослая жизнь ставит перед ними проблемы, к которым они в реальности оказываются не готовыми». Это касается организации быта, отношения к работе, сохранения своего здоровья, проведения свободного времени, опыта создания семьи и воспитания детей. Темой данной работы является комплекс проблем, встающих перед выпускниками накануне выпуска из детского дома или интерната. Известно, что большинство выпускников интернатных учреждений и детских домов не могут успешно адаптироваться в жизни. После выхода из детского дома, выпускники не в состоянии решать многие проблемы, с которыми им приходится сталкиваться ежедневно без поддержки взрослых. Они испытывают большие трудности с устройством на работу, получением жилья, не умеют общаться с взрослыми, обустроить свой быт, составлять и соблюдать бюджет, отстаивать свои юридические права. Актуальность темы заключается в том, что особенности жизни в детском учреждении затрудняет дальнейшую адаптацию к реальной жизни. Вхождение их в самостоятельную жизнь сопряжено с большими трудностями и не всегда проходит успешно. Объектом работы является процесс подготовки воспитанников детских домов к самостоятельной жизни. Предметом работы являются причины социальной неустроенности детей-сирот после выпуска. Глава 1. Дети, оставшиеся без попечения родителей, и выпускники детских домов, как объекты социальной работы
5 1.1 Нормативно-правовые основы социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Сиротство как общественное явление имеет многовековую историю, во все времена были дети, которым выпадала судьба, расти без родителей. Сирот усыновляли, их брали в монастыри, создавали дома призрения, приюты. В современном российском законодательстве определены следующие понятия: «Дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель». Дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке. Лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке. Выпускники учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица, находившиеся на полном государственном обеспечении и закончившие свое пребывание в данном учреждении в связи с завершением обучения».
6 В Конвенции ООН о правах ребенка подчеркивается значимость подготовки ребенка к самостоятельной жизни в социуме, обеспечения его свободного развития, гарантий самоопределения, самореализации и самоутверждения. В ст. 20 Конвенции провозглашено, что подготовка к самостоятельной жизни детей, утративших родительскую опеку, требует усиленного внимания со стороны государства и общества: «Ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который в его собственных наилучших интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством». В условиях сегодняшней усложнившейся ситуации актуальной задачей стало формирование новой социальной политики профилактики «социального» сиротства, детской безнадзорности, создания системы социальной реабилитации детей и подростков, оказавшихся в кризисной ситуации. Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» определил «социальную реабилитацию ребенка» как «мероприятия по восстановлению утраченных ребенком социальных связей и функций, восполнению среды жизнеобеспечения, усилению заботы о нем». Создание принципиально новой модели государственной системы социальной профилактики характеризуется установкой на необходимость гарантировать ребенку реальное право на достойную форму существования в социальной среде. Именно эта позиция была закреплена в Федеральном законе №120-ФЗ от 24 июня 1999 г. (с изменением от 13 января 2001 г.) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав», определившем создание в структуре органов социальной защиты населения специализированных учреждений (служб) для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации. С 1 марта 1996 г. введен в действие новый Семейный кодекс РФ. Впервые в кодексе определены основы правовой защиты детей от насилия в семье. В этой связи установлено, что способы воспитания должны исключать
7 пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление и эксплуатацию детей . Восстановление родительских прав допускается только с согласия ребенка, достигшего десяти лет . Кодекс подробно регламентирует права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей, защите их прав и законных интересов. На сегодняшний день в российском законодательстве приняты ряд крупных нормативных актов, которыми предусмотрены существенные дополнительные льготы и преимущества в области образования, медицинского обслуживания, дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение, а также права на труд для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В частности, дополнительные права на образование данной категории лиц включают: зачисление их в государственные и муниципальные учреждения среднего и высшего образования при условии успешной сдачи вступительных экзаменов вне конкурса ; зачисление на курсы по подготовке к поступлению в учреждения высшего и профессионального образования без взимания с них платы за обучение, право получать бесплатно второе начальное профессиональное образование ; обучающиеся во всех типах образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при выпуске из этих учреждений обеспечиваются сезонной одеждой и обувью по нормам, утверждаемым Правительством РФ, а также единовременным денежным пособием в сумме не менее двух минимальных размеров оплаты труда . Обучающимся из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, помимо полного государственного обеспечения выплачивается стипендия, размер которой увеличивается не менее чем на 50% по сравнению с размером стипендии, установленной для обучающихся в данном образовательном учреждении, а также выплачивается 100% заработной платы начисленной в период производственной практики.
8 Деятельность государственных, муниципальных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей регулируется типовым положением об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 1 июля 1995 г. № 676. Так, основными задачами данных учреждений являются: создание благоприятных условий, приближенных к домашним, способствующих умственному, эмоциональному и физическому развитию личности; обеспечение социальной защиты, медико-психолого- педагогической реабилитации и социальной адаптации воспитанников; освоение образовательных программ, обучение и воспитание в интересах личности, общества и государства; обеспечение и укрепление здоровья воспитанников; охрана прав и интересов воспитанников. Детям-сиротам и детям, ставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются бесплатные путевки в школьные и студенческие спортивно- оздоровительные лагеря (базы) труда и отдыха, в санаторно-курортные учреждения при наличии медицинских показаний, бесплатный проезд к месту отдыха, лечения и обратно, за счет средств, выделяемых на эти цели из соответствующего бюджета, за счет средств внебюджетного фонда и других, незапрещенных законом источников. Жилищные права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей регулируются Жилищным кодексом РФ, Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» № 159-ФЗ от 21 декабря 1996 г. 1.2 Проблемы социальной адаптации выпускников детских домов «Переход от периода детства к периоду взрослости сложен для любого ребенка, а тем более сироты, который вырос в детском учреждении на полном государственном обеспечении в специфическом, полуизолированном мире, соприкасающемся с реальностью только отдельными сторонами». Многочисленные исследования последних лет показывают наличие
9 серьезных и сложных проблем в социальной адаптации выпускников детских домов. Жизнь в современном мире требует постоянных адаптационных усилий от всех членов общества. «Ограничения в финансировании профессионального обучения и недостаточность мер поддержки выпускников сиротских учреждений делают переход к самостоятельной жизни для них очень контрастным. Уходя из детского дома, бывшие воспитанники часто оказываются один на один с проблемами, о существовании которых они и не подозревали, живя в мире учреждения». «Факты свидетельствуют: из одной тысячи сирот лишь 6 % поступает в средние специальные учебные заведения, только 300-400 человек ежегодно получают полное среднее образование, единицы оказываются в вузах. В целом по России 30 % выпускников этих учреждений становятся бомжами, 20 % пополняют ряды преступников, 10 % заканчивают жизнь самоубийством. Но даже те, кто не входит в эти статистические данные, как правило, с трудом могут, покинув стены сиротских учреждений, самостоятельно адаптироваться к жизни в обществе, найти в ней свое место, устроить быт, создать семью». Явление сиротства и существующая система воспитания порождают следующие психологические особенности воспитанников в старшем возрасте: 1) повышенная тревожность и фрустрированность; 2) сниженная самооценка, непонимание своего внутреннего мира; 3) повышенная зависимость, несамостоятельность; 4) несформированность умения строить социальные отношения; 5) значительные трудности в управлении своей жизнью и ее планировании и мн. др. Таким образом, имеется необходимость в существовании особой системы сопровождения процесса социальной адаптации выпускников детских домов. 1.2.1 Проблемы профессионального обучения, трудоустройства и трудовой адаптации
10 Перед подростками, заканчивающими обучение в 9-ом классе общеобразовательной школы или школы-интерната, возникает проблема выбора завершения своего образования. Решая эту проблему, подросток неизбежно задумывается и о дальнейших планах своей жизни, то есть задумывается уже о выборе профессии, образовании и т. д. Ситуация складывается таким образом, что «дети-сироты часто оказываются ограничены в получении школьного образования, многие из них не могут учиться в обычной школе». Считается, что выпускники детских домов имеют невысокий образовательный уровень, что существенно ограничивает их профессиональный выбор. Здесь оказывают влияние несколько факторов: - на момент поступления в учреждение большинство из этих детей («социальных сирот») отличается педагогической запущенностью - многие имеют перерывы в учебе и отстают от своих сверстников в освоении школьной программы в среднем на 1-2 года; - отягощенная наследственность, хронические заболевания, наличие различных форм отклонений в физическом, психическом и умственном развитии этой категории детей; - низкая ценность образования в представлениях социального слоя, представителями которого являются родители данных детей; - стереотипы восприятия педагогами данной категории детей относительно низких уровней способностей и возможностей детей - часто происходит наложения данного стереотипа на плохое поведение воспитанника, в результате чего ребенку ставится «диагноз», в соответствии с которым он может рассчитывать только на обучение по коррекционной программе, при этом вообще теряя интерес к учебе; - принятая в социуме установка на низкий социальный статус детей- сирот, которую поддерживают и сотрудники детских домов, общество в целом и сам ребенок - согласно теории стигматизации (по И. Гофману) «люди рано или поздно начинают вести себя в соответствии стой ролью, которую определило им общество.
11 «Общество не ждет от таких детей чего-то экстраординарного, ребенку не прививают стремления достигнуть значительных высот в различных профессиях, из-за этого дети не стремятся получать престижные профессии, считая, что «это не их уровень». «Выпускники школ-интернатов и детских домов ограничены в возможностях поступления в высшие учебные заведения, несмотря на имеющиеся льготы. Проблема состоит не только в том, чтобы поступить в учебные учреждения, но и в том, чтобы адаптироваться и удержаться в них. «Подростки, которые устраиваются на работу сразу после выпуска из детского дома, имеют обычно узко квалифицированные профессии, которые они освоили в интернате, либо занимаются низко квалифицированной деятельностью. Причин, объясняющих такое положение, обычно две: необходимость «добычи» средств существования и нежелание продолжать обучение, считая это бессмысленным времяпрепровождением. Как правило, трудоустройство этого контингента происходит только через «личные связи». Достаточно сложна проблема трудоустройства и тех, кто закончил профессиональное учебное заведение. «Число устроившихся на постоянную работу сразу после выпуска из такого учебного заведения невелико - около 19%, год-два уходит на то, чтобы найти постоянное место работы. Данная проблема связана с тем, что на момент окончания училища у него мало профессиональных знаний, недостаточная квалификация, совсем нет опыта работы и много амбиций, связанных с возрастом» Таким образом, можно выделить ряд проблем профессионального обучения и трудоустройства выпускников детских домов: 1. ограниченные возможности выбора профессионального обучения, обусловленные преимущественно невысоким качеством общего образования; 2. ограниченные возможности выбора профиля подготовки в профессиональное училище, обусловленные организационными трудностями
12 и неспособностью руководителей интернатных учреждений реагировать на новую ситуацию на рынке труда; 3. низкий уровень конкурентоспособности выпускников сиротских учреждений на рынке труда, обусловленный невысоким качеством их профессиональной подготовки и неспособностью самостоятельно решать проблемы взаимоотношений в производственном коллективе; 4. нежелание работать по специальности. 1.2.2 Социально-бытовые проблемы К данным проблемам можно отнести: - жилищные проблемы; - проблемы наличия социально-бытовых навыков; - забота о здоровье. Жилищные и материально-бытовые условия жизни выпускников детских домов и школ-интернатов имеют огромное значение для их жизненных судеб. При решении проблемы обеспечения жилой площадью различают две категории воспитанников - выпускников. В одну входят те, кто сохранил на нее право. Здесь проблем нет, однако, «очень часто возвращение по месту регистрации родителей становится для молодого человека возвращением в асоциальную, криминальную среду или возвращением к чужим людям (например, если мать умерла, а в квартире прописан и проживает ее муж) и т.д.» Часто случается такая ситуация: «вернувшись домой, сирота фактически оказывается перед выбором: принять образ жизни своих родственников и их окружения или искать жилье самому, рискуя остаться без крыши над головой…» Во вторую категорию входят те, кто никакой жилой площади не имеет. Другими словами, его жилая площадь в свое время перешла в ведение жилищных органов. «Проблема заключается в том, что предоставляемое жилье не всегда в полной мере соответствует потерянному - нередки случаи, когда предоставляемое жилье находится в зоне социального неблагополучия (с соседями-алкоголиками и т. п.)»
13 По закону жилое помещение, предоставляемое гражданам для проживания, должно быть благоустроенным применительно к условиям определенного населенного пункта, отвечать установленным санитарным и техническим требованиям выпускнику должны п р ед о с т а вл я т ь благоустроенное жилье, но «часто ордер выдается на квартиру, требующую капитального ремонта». «В результате исследований подтвердилась гипотеза о несостоятельности выпускников в плане даже таких простых видов деятельности как уборка квартиры. Как правило, даже девушки не умеют создать в своем жилище уют, не сразу застилают постель, подолгу не моют грязную посуду. Очень многие опрошенные не умеют приготовить обед» . «Сегодня, когда стоимость продуктов резко возросла, научить сирот самостоятельно готовить пищу - одна из главных задач воспитателей детского дома. Не менее важно научить подростков ухаживать за одеждой и обувью, делать мелкий ремонт. В детском доме сироты избавлены от необходимости приобретать вещи, поэтому бережное к ним отношение не выработано». Проблема ухудшения состояния здоровья детей и подростков стоит также достаточно остро. Дети же из числа сирот часто имеют отягощенную наследственность, а также «могут иметь психические травмы, связанные с неблагополучием в семье и потерей родителей». Как показывают исследования педагогов и психологов, «общее физическое и психическое развитие таких детей значительно отличается от развития их сверстников, растущих в семьях. У них, как правило, замедлен темп психического развития, ниже уровень интеллектуального развития, беднее эмоциональная сфера, воображение, позднее и хуже формируются навыки саморегуляции и правильного поведения». Поэтому умение заботиться о своем здоровье становится очень важным фактором в жизни ребенка, оставшегося без попечения родителей. Если в период пребывания в государственном учреждении медицинское обслуживание (диагностика, лечение, профилактика заболеваний) было
14 необходимым сопровождением жизни в детском доме, интернате, то после выпуска молодой человек сталкивается с необходимостью самостоятельно заботиться о своем здоровье. 1.2.3 Социально-психологические проблемы К таким проблемам можно отнести: - проблемы взаимоотношений с окружающими; - проблемы создания семьи; - досуговые предпочтения. Выход за пределы стен детского дома влечет за собой ряд проблем. «Неумение найти общий язык с людьми (сокурсники, родители, сослуживцы, соседи) часто приводит к тому, что выпускники оказываются в некоторой изоляции от коллектива, в котором живут, учатся, работают». «Свободно себя чувствуют детдомовцы только в своем замкнутом мире. Именно поэтому они поддерживают отношения друг с другом и после выпуска из детского дома, часто даже живут компаниями». «Частая сменяемость взрослых в учреждениях интернатного типа, несовпадение их программ поведения, снижение интенсивности и доверительности связей со стремлением подавлять и навязывать детям свое мнение, упрощенный эмоциональный фон общения, преобладание групповой отнесенности, направленность общения с ребенком в основном в сторону регламентации поведения и т. д. - все это ведет к нарушению межличностного общения». Трудности общения со сверстниками обусловлены неудовлетворительным уровнем общения с взрослыми, не сформированностью навыков практической и речевой коммуникации, неадекватностью эмоциональных реакций, ситуативностью поведения, неспособностью к конструктивному решению проблем. Неумение общаться влечет за собой доминирование защитных форм поведения, таких как неадекватная лояльность или агрессивность. Выпускники детских домов продолжают и во взрослой самостоятельной жизни испытывать недоверие ко всем людям, бывают либо зависимыми, либо
15 чрезмерно критичны к другим, неблагодарными, ждущими подвоха со стороны окружающих, при желании создать семью часто терпят неудачу. «Дети-сироты в силу их особого социального статуса часто подвержены негативным реакциям на общественные проце ссы, потребительскому отношению к жизни, асоциальному поведению, наркотизации и т. д. Многие из них не могут жить самостоятельно, строить свою семью». Факт создания полноценной семьи можно рассматривать как свидетельство достижения определенного уровня социальной зрелости человека. Для тех, кто провел свое детство в стенах детского дома, интерната, создание своей собственной семьи приобретает особое значение. «Трудности создания семьи начинаются для выпускников с поисков партнеров. Проблема заключается в том, что круг их общения очень ограничен, они чувствуют себя увереннее среди «своих». Такая позиция ограничивает возможности молодого человека или девушки завязать отношения с кем-то, кто не входит в достаточно замкнутое общество детдомовских друзей». В настоящее время многие молодые люди начинают свою семейную жизнь с гражданского брака, они могут многократно расходиться и сходиться, меняя партнеров. «Выпускникам детского дома более свойственно такое положение вещей, при котором такая «легкость» в человеческих отношениях принимается за норму, тогда создание полноценной семьи откладывается надолго или навсегда». В процессе формирования личности сирота следует определенным образцам поведения. Представляется, что беззаботная жизнь в детском доме на всем готовом культивирует в детях такие качества, как коммуникативная беспомощность, завышение самооценки, потребительство. Обращает на себя внимание неумение детей организовывать свое свободное время. Очевидно, они не получают навыков самостоятельного выбора занятий в досуговой сфере, что, вероятно, также связано с высокой степенью регламентации жизни в детском доме. 1.2.4 Проблемы правовой безграмотности выпускников
16 Проблемам правовой безграмотности в современной научной литературе уделено мало внимания, широких, глобальных исследований на эту тему почти нет, а ведь детям-сиротам необходимо знать о своих правах, льготах, о законодательных нормах. Данная проблема состоит из двух частей: - незнание норм уголовного, административного законодательства - незнание о льготах, правах и т. д. Проблем в социально-правовом направлении работы с выпускниками детских домов очень много и они достаточно серьезные - реализация права на жилье, трудовая адаптация, профилактика правонарушений и защита прав выпускников в ходе уголовного процесса, работа с освободившимися из мест лишения свободы, поиск и написание официально-правовых документов. Опыт работы в детском доме дает основание отметить, что одним из самых сложных видов работы является поддержка воспитанника в реализации его права на жилье. Среди множества правовых несовершенств в данном вопросе хотелось бы сконцентрировать внимание на том факте, что ребенок, родители которого были лишены своих прав, проживший в отдалении от них и испытывающий к ним негативные чувства, а иногда и не знающий родителей, по окончании государственного учреждения должен вернуться к ним - в тот же дом, в ту же среду, которая когда-то была признана как непригодная для проживания, а в отдельных случаях и опасная для жизни. Именно данное положение во многом обуславливает отсутствие постоянного места жительства у бывших воспитанников и каких-либо перспектив в этом вопросе.
17 Глава 2. Адаптированность воспитанников ГКУСО РО Шахтинский центр помощи детям № 3 к самостоятельной жизни. Выпускники успешно вливаются в современное общество и самостоятельно строят вариант жизни достойного Человека. • Всё чаще воспитанники выбирают для поступления высшие учебные заведения. • Сотрудничество педагогов детского дома и преподавателей учебных заведений.
Поступление воспитанников детского дома № 3 г. Шахты в вузы,

техникумы, училища.

18
Общее

количество

выпускников

ВУЗы

Техникум

ы

Училища
2010-2011 учебный год 7 3 3 1 2011-2012 учебный год 2 - - 2 2012-2013 учебный год 10 3 5 2 2013-2014 учебный год 5 1 2 2 2014-2015 учебный год 11 2 6 3 Выполняя постановление Правительства Ростовской области № 29 от 06.10.2011 г. « О реализации мер по социальной адаптации и сопровождению выпускников из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», мною осуществляется взаимодействие с педагогами учебных заведений, где обучаются бывшие воспитанники детского дома: Ф.И. выпускника Учебное заведение, специальность С кем взаимодестовала. 1. Русанова Ирина Александровна Новочеркасский геологоразведочный колледж. 4 курс. Специальность «Охрана окружающей среды. Зав.отделением Морозова Любовь Николаевна. Классный руководитель. Волкова Наталья Евгеньевна. 2. Кирееев Филипп Владимирович Ростовский Государственный Строительный Университет. ПГС. 1 курс. гр. СУЗ- 104. Зам. декана Каломцев Максим Игоревич ( куратор 1 курса). Куратор группы Кубасов Анатолий Юрьевич 8 928 296 29 80. 3. Ковалев Владислав Александрович Институт Водного Транспорта им. Г.Я. Седова- филиал ФГБОУ ВПР «ГМУ им.адмирала Ф.Ф. Ушакова». Директор Лутков С.А.; 8 863 6234565. Командир роты
19 Специальность 180407. 2 курс «Судовождение и эксплуатация технического флота». Фролов Валерий Альбертович 8 904 342 96 5. Социальный педагог Лосев Владимир Александрович. Классный руководитель Антонова Людмила Анатольевна 8 928 756 90 46. Взаимодействие осуществляется по вопросам посещения занятий, успеваемости, соблюдения порядка социальных выплат, помощи в социальной адаптации и другим вопросам жизнеобеспечения студентов. Регулярно присутствую на родительских собраниях в данных учебных заведениях. Перечисленные выпускники не имеют задолжностей по учебным дисциплинам и принимают активное участие в спортивной и общественной жизни колледжей и университета. Кроме того, с каждым выпускником заключен Договор Службы постинтернатного сопровождения ГКОУ РО детского дома № 3г. Шахты по организации постинтернатного сопровождения на безвозмездной основе. (Приложение № 1). Заключение
20 В заключении можно отметить, что выпускники детских домов испытывают проблемы с обучением, у них слабо выявляются и развиваются индивидуальные способности. Специфика жизни в детских домах приводит к повышению уровня заболеваемости, влияет на умственное и физическое развитие воспитанников. Настораживает тот факт, что выпускники детских домов зачастую не имеют элементарных бытовых навыков, не умеют строить отношения друг с другом и окружающим миром. Это лишь часть проблемы социальной адаптации, выражающейся в неподготовленности выпускников детских домов к дальнейшей самостоятельной жизни. Государственное финансирование детских домов, спонсорская помощь, наличие современного оборудования и опытный персонал в детских домах недостаточно влияют на мотивацию подростков к личностному росту, приобретение ими навыков, так необходимых в современном мире. Может поэтому, выпускники детских домов, получив отдельное жилье, не стремятся начать самостоятельную жизнь, а, объединившись в группы со своими товарищами, продолжают совместное проживание и ведение общего хозяйства, получая доход от сдаваемого жилья. Возможно, наличие специализированных мастерских для старшеклассников в детских домах, профориентация, приобретение таких специальностей, как секретарь, водитель, т. е. востребованных на рынке труда, позволили бы подросткам, по окончании школы, иметь не только образование, но и профессию. А практика на различных предприятиях города с 16 до 18 лет способствовала бы социальной адаптации ребят в коллективах, на рабочих местах. Считаю, что реальное общение со сверстниками из обычных школ на спортивных соревнованиях, в трудовых лагерях, на выездных мастерских будет способствовать подросткам из детских домов не просто найти новых друзей, но и дало бы возможность реализовать себя, увидеть «другой мир», понять огромные перспективы, открывающиеся (при желании) перед молодыми людьми. Список использованной литературы
21 1. Типовое положение об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 1 июля 1995 г. № 676. 2. Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ. 3. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ. 4. Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав» от 24 июня 1999г. (с изменением от 13 января 2001 г.) № 120-ФЗ. 5. Жилищный кодекс Российской Федерации. - М., 2005 - 254 с. 6. Семейный кодекс российской Федерации. Последняя редакция. - М.: Юрайт-Издат, 2005. - 77 с. 7. Конвенция ООН о правах ребенка (1989 г.) - М., 2004. - 543 с. 8. Дементьева И.Ф. Дети-сироты: проблема выживания / И.Ф. Дементьева. // СОЦИС. - 2008. - № 9 – С. 72 – 78. 9. Дорожкина О. Трудная пора жизнеустройства / О. Дорожкина // Социальная работа. - 2003. - № 1 – С. 30-32. 10. Прихожан А.М., Психология сиротства / Прихожан А.М, Толстых Н.Н. - СПб.: Питер, 2012. - 400 с. 11. Радина Н.К. К вопросу о трудностях профессиональной социализации выпускников детских домов и интернатов / Н.К. Радина // Журнал прикладной психологии. - 2010. - № 4 – С. 50 - 55 12. Я ро с ла вце ва Н. В . с ис т е ма ме р по о п т и м а л ь н о м у жизнеустройству детей-сирот / Н.В. Ярославцева // Работник социальной службы. - 2010. - № 2 - стр. 25-28. Приложение № 1.
Договор № ____

Службы постинтернатного сопровождения

ГКОУ РО детского дома № 3г. Шахты

22
с выпускниками детского дома

по организации постинтернатного сопровождения

выпускника на безвозмездной основе
г.Шахты «___» ____________ 20 г. Государственное казенное образовательное учреждение Ростовской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей детский дом № 3 г. Шахты в лице директора Бродовской Виктории Олеговны, действующего на основании Устава с одной стороны и выпускника детского дома __________________________________________________________________ (далее выпускник) со второй стороны заключили настоящий договор о нижеследующем:
2.Предмет договора
Служба поститнернатного сопровождения выпускников на базе ГКОУ РО детского дома № 3 г. Шахты ( далее- Служба) осуществляет социально- психолого-педагогическое сопровождение выпускника (цы)
2.Обязанности сторон
Специалисты Службы обязуются:  Осуществлять социально-психолого-педагогическую помощь выпускнику.  Диагностировать особенности личности выпускника с выявлением круга его общения, влияния окружения, проблем, особенностей жизни, установление «социального диагноза»  Консультировать выпускника по широкому кругу вопросов, инструктировать в новых жизненных ситуациях.
23  Оказывать помощь в решении жизненных и личных проблем, поддержку в становлении самостоятельности  Организовывать учебную, трудовую деятельность с помощью трудоустройства, профессиональной ориентации и адаптации.  Содействовать в развитии способностей к самостоятельному решению жизненных проблем.  Способствовать его социальной адаптации и социализации в обществе.  Организовывать индивидуальные и групповые консультации.  Проводить диагностическую и коррекционную работу.  Принимать меры по оказанию различного вида психологической помощи (психопрофилактической, консультативной)  Организовывать работу по профилактике правонарушений, защите прав выпускников в ходе уголовного процесса, оказание помощи подследственным и освободившимся  Способствовать созданию среды общения, досуговой деятельности  Вести работу по повышению психологической устойчивости выпускников в преодолении конфликтных ситуаций.  Осуществлять подготовку и формирование групп тренингов для выпускников  Оказывать социально-правовую помощь в получении жилья (при условии отсутствия закрепленного жилья), в оформлении и получении пособий, пенсий, стипендий, восстановлении утраченных документов.  Проводить мониторинг социализации выпускника в обществе.  Действовать в рамках защиты прав и законных интересов выпускников. Специалисты Службы имеют право:  получать любую дополнительную информацию о выпускнике;  планировать мероприятия по защите прав выпускника;  планировать совместно с выпускником мероприятия по защите прав выпускника;  заключать и расторгать настоящий договор;
24
Выпускник обязуется:
 Выполнять условия данного договора  Ответственно относиться к своей жизни и здоровью  Ответственно относиться к учебе и работе  Выполнять рекомендации специалистов Центра  Принимать участие в групповых занятиях с психологом и социальным педагогом  Быть участником психологических тренингов, организуемых специалистами Службы
Выпускник имеет право:
 на уважительное отношение и соблюдение прав личности;  быть инициатором досрочного расторжения договора;  заключать и расторгать настоящий договор  написать письменный отказ от постинтернатного сопровождения
3.Ответственность сторон
 Специалисты Службы несут ответственность за сопровождение выпускника детского дома, а также за результаты диагностики, консультирования, просвещения выпускника  Выпускник за невыполнение обязательств данного договора несет ответственность в соответствии с действующим законодательством  Споры, возникающие в ходе выполнения данного договора о сопровождении выпускника, рассматриваются в месячный срок с момента их возникновения в целях выработки согласованного решения
4. Условия изменения, дополнения и расторжения договора
Настоящий договор действует с момента заключения до достижения выпускником 23-летнего возраста ( в исключительных случаях по письменному заявлению выпускника- старше 23 лет). Договор может быть дополнен и изменен в письменном виде по соглашению сторон другими взаимными обязательствами.
25 При невыполнении или ненадлежащем выполнении условий договора стороны вправе его расторгнуть. Настоящий договор может быть расторгнут досрочно:  по инициативе Службы при наличии уважительных причин (болезни специалиста, отсутствия взаимопонимания, изменения семейного положения и др.)  по инициативе выпускника
5.Заключительные положения
Срок действия настоящего договора может быть продлен по взаимному согласию сторон за 10 дней до его истечения. Выпускник детского дома Директор ГКОУ РО детский дом № 3 г. Шахты ______________________ _______________В.О.Бродовская


В раздел образования