Авторы: Алексеева Елена Волеславовна, Маркова Ксения Борисовна
Должность: преподаватель, старший методист
Учебное заведение: ГБП ОУ
Населённый пункт: город Тверь, Тверская область
Наименование материала: статья
Тема: Развитие музыкально-ритмических способностей учащихся дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы «Хореографическое творчество» на уроках «Слушание музыки и музыкальная грамота»
Раздел: дополнительное образование
Развитие музыкально-ритмических способностей учащихся
дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной
программы «Хореографическое творчество» на уроках «Слушание
музыки и музыкальная грамота»
Алексеева Елена Волеславовна, Маркова Ксения Борисовна
ГБП ОУ «Тверской колледж культуры им. Н.А. Львова»
На
протяжении
тысячелетий
человек
воспринимает
ритм
как
коллективно-организующее
начало,
и,
заслышав
ритм,
он
невольно
подчиняется ему. Если слышит походный марш, то начинает шагать как
солдат, танцевальную музыку – начинает пританцовывать [5]. Чувство ритма
невозможно не вычислить, не прочитать – его можно пережить всем телом,
моторно
откликаясь
на
него,
фиксируя
собственными
движениями,
реальными или
воображаемыми
все
изгибы ритма.
Но
хорошее
чувство
ритма, достаточное для занятий музыкой, хореографией есть не у всех [1].
Пережить движение, запечатлеть его в звуках и запомнить полученные
«оттиски» – вот путь к выявлению и пробуждению в сознании ученика
чувства ритма. Интенсивность и богатство двигательного опыта служат
фундаментом для проявления чувства ритма.
Исследования в области музыкально-ритмического воспитания детей
проводили А.Н. Зимина, Д.Кирнарская, К.Орф, Б.М.Теплов и др. [4-7].
По их данным, восприятие ритма никогда не бывает только слуховым:
оно всегда является процессом слухо-двигательным. Слушатель только тогда
переживает ритм, когда он его «сопроизводит». Также чувство музыкального
ритма имеет не только моторную, но и эмоциональную природу, то есть в
основе его лежит восприятие выразительности музыки [7]. Таким образом,
хореография и музыка имеют много общего, и прежде образную природу.
Движение всегда эмоционально окрашено. Музыка является основой танца,
она задает настроение и динамику движений, усиливает выразительность в
танцевальной пластике, дает эмоциональную и ритмическую основу. От того,
насколько
человек
глубоко
слышит
музыку,
зависит
то,
как
он
умеет
выразить это в танце. Для того чтобы научиться ее слушать необходимо
улавливать ритм. А для этого танцор должен иметь представление о том, что
такое ритм.
Наличие в музыке метрических долей и роль своеобразной «решетки»,
которую они выполняют для ритмических фигур и рисунков, заставляет
уделять чувству темпа особое внимание. Однако некоторым ученикам не
удается даже отличить метрические доли от обычных ритмических единиц
[1]. Неспособность расчленить ритм на два структурных «этажа» – темп или
ход метрических долей, с одной стороны, и вписанные в них ритмические
группы, с другой стороны.
Слухомоторная
составляющая
чувства
ритма
заведует
наиболее
общими
качествами,
отраженными
в
ритмическом
рисунке:
в
его
артикуляции,
темпе
и
направленности
движения
–
плавной
или
резкой,
зигзагообразной или круговой, устремленной или заторможенной.
Второй компонент – это способность к формированию ритмического
образа. Эта способность означает, что человек отличает один ритмический
«портрет движения» от другого.
Поэтому развитие музыкально-ритмического чувства следует начинать
как можно раньше, используя доступные и интересные для детей формы:
ритмические
упражнения,
музыкальные
игры,
игру
на
шумовых
инструментах [3]. Задача педагога развить первоначальные ритмические
навыки и научить ребенка ориентироваться в музыке.
Первый
этап
в
процессе
развития
чувства
ритма
–
восприятие
музыкального ритма на слух и воспроизведение его в движениях (ходьба,
бег, отстукивание, хлопки и т.д.).
Второй этап – переход от мышечного ощущения ритма к его осознанию
и
накоплению
теоретических
знаний,
закрепленных
практическими
навыками.
Чувство ритма начинается с ощущения темпа движения, с переживания
его скорости, потому что она уже определяет мускульный тонус движения.
Помимо
темпа
и
способа
движения,
восприятие
и
переживание
ритма
формируется
акцентами.
Именно
они
превращают
нерасчлененную
движущуюся массу звуков в осмысленный ритм. Посредством акцентов и
неравной длительности звуков музыка образует своего рода узоры – фигуры,
называемые ритмическим рисунком: звуки складываются в группы, каждая
из которых объединена общим акцентом [2].
Для того, чтобы научиться разбираться в этих узорах, сначала ученики
вслушиваются
в
пульс
музыки,
ее
акценты
–
сильные
доли.
Основную
пульсацию легче всего услышать и осознать в маршах. Внимание детей
обращается на чередование сильных и слабых долей. Дети учатся шагать под
маршевую музыку четко в темпе, выделяя хлопками сильную долю.
Затем
с
помощью
шумовых
инструментов
или
звучащих
жестов
(хлопков, шлепков, щелчков, притопов), одна группа пульсирует, а другая
отмечает сильные доли в исполняемой песне или в музыке, исполняемой
учителем. Так учащиеся знакомятся с понятием размер, учатся определять
двухдольный,
затем
трехдольный
размер,
выстукивая
пульс
и
добавляя
сильные доли.
Ритму и музыкально-ритмическому восприятию отводится огромная
роль. Но не только на основе движения и игры на шумовых инструментах, но
прежде всего опираясь на речь, музыкальную декламацию и пение. Сначала
прохлопываются имена, названия деревьев, цветов, предметов, выясняя какие
звуки более короткие, а какие тянутся дольше, записывается это графически.
Так
происходит
знакомство
с
различными
длительностями.
Затем,
проговаривая
словосочетания
(рыжая
лиса,
вкусная
конфета,
солнышко
светит),
прохлопывается
их
ритм
и
ищем
на
ритмических
карточках
изображение этого ритма.
На следующем этапе из детских стишков, песен выделяются самые
короткие
ритмы
в
двухдольном
размере.
После
прослушивания
дети
проговаривают
или
пропевают
предложенный
текст,
простукивают
его,
одновременно
проговаривая
ритмослогами
(восьмые-ти,
четвертные-та,
половинки-та-а)
и
выкладывают
ритм
карточками.
На
уроках
слушания
музыки
используются
игровые
упражнения
К.Орфа
[6].
Например
игра
«Эхо», где ритм, заданный педагогом, точно воспроизводится детьми. Далее
детям
предлагается
самим
придумывать
ритм,
а
остальные
по
цепочке
исполняют роль эха. Потом игра еще усложняется, учитель прохлопывает
ритмический блок, дети повторяют, находят нужный ритм на карточках,
выстраивают
его
в
заданном
порядке.
Затем
с
помощью
шумовых
инструментов стучат всю последовательность. Учитель играет мелодию,
дети стучат ритмический аккомпанемент. Далее учащиеся делятся на две
команды, и каждая стучит свое ритмическое сопровождение. В такой игре с
более
старшими
учениками
прорабатываются
ритмические
группы
с
шестнадцатыми, пунктирный ритм, синкопы, используя звучащие жесты,
двух, трех строчную ритмическую партитуру. По методике К.Орфа можно
использовать игру «Эхо – ответ» или «Эхо с продолжением», в которой
ученик
заканчивает
фразу
начатую
учителем
или
другим
учеником
[6].
Можно
продолжать
вариации
на
этот
ритм.
Данный навык необходим для слаженности как инструментального, так
и
хореографического
ансамбля,
где
требуется
синхронность
исполнения,
метро-ритмическая устойчивость, умение чувствовать друг друга.
В том числе, с этой целью на уроках «Слушание музыки и музыкальная
грамота»
учащиеся
дополнительной
предпрофессиональной
общеобразовательной программы «Хореографическое творчество» изучают
танцы различных национальностей, узнают что ритм не только организует
движения танцующих людей, но и обладает значительной эмоциональной
силой
воздействия,
играет
огромную
роль
в
создании
художественного
образа. С учащимися разучиваются ритмы, изображенные на ритмических
карточках и характерные для польки, мазурки, полонеза, вальса, чардаша,
тарантеллы. Затем эти ритмы исполняются как шумовое сопровождение к
определенному
танцу.
В
качестве
упражнения
на
развитие
музыкально-
ритмических
способностей
учащимся
предлагается
проиграть
знакомую
мелодию с измененным ритмом, с половинными длительностями, паузами
или
одинаковыми
длительностями.
Также
возможно
выбрать
несколько
знакомых
песен,
простучать
их
ритм,
затем
разделиться
на
команды
и
предложить другой команде отгадать песню по ее ритмическому рисунку.
Таким
образом,
любые
способности,
в
том
числе
музыкально-
ритмические,
развиваются
в
деятельности,
следовательно,
занимаясь
целенаправленно, систематично воспитанием чувства музыкального ритма
можно добиться более высокого уровня этой способности.
Список литературы:
1. Анисимов В.П. Диагностика музыкальных способностей: учебное пособие
для студ.высш. учебных заведений / В.П. Анисимов. М.:ВЛАДОС, 2004. –
130 с.
2. Бевзенко А.А. Сольфеджио: учебник для ДШИ / А.А. Бевзенко. Тверь,
2008. – 146 с.
3. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка / Н.А. Ветлугина. М., 2008
– 150 с.
4. Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего
школьного возраста: учебник для студентов выс. учеб. заведений / А.Н.
Зимина. М.: ВЛАДОС, 2000.
5.
Кирнарская
Д.К.
Музыкальные
способности
/
Д.К.
Кирнарская.
М.:Таланты – XXI век. 2004. – 496 с.
6. Леонтьева О.Т. Карл Орф / О.Т. Леонтьева. М.:Музыка, 1984 г.
7.
Теплов
Б.М.
Психология
музыкальных
способностей
/
Б.М.
Теплов.
Москва, 2004. – 384 с.