Автор: Ракитина Наталья Николаевна
Должность: Преподаватель хора и вокала
Учебное заведение: МБОУ ДО
Населённый пункт: Свердловская область, г. Первоуральск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Пение в ощущениях"
Раздел: дополнительное образование
МБОУ ДО «Первоуральская детская школа искусств»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
"Пение в ощущениях"
Исполнил преподаватель
Ракитина Наталья Николаевна
МБОУ ДО ПДШИ
Январь 2016
ВВЕДЕНИЕ
МАРИЯ АДРИАНОВНА
ДЕЙША-СИОНИЦКАЯ
Я знала все...
С.В. Рахманинов, "Молитва"
Уважаемый читатель! Вы держите в руках уникальный, уже ставший
историческим документ. Это небольшое по объему издание, но от этого оно
не менее ценно.
Его автор - замечательная русская оперная певица Мария Адриановна
Дейша-Сионицкая. Автор книги на фактическом материале рассказывает об
азах певческого искусства, основываясь на собственных примерах, а также на
примерах известных итальянских мастеров вокальной техники belcanto.
Эта книга - дар из прошлого, так как написала ее самая известная
певица и, более того, профессор.
Очень много значат показы того, кто преподает вокал, но в своей книге
М.А. Дейша-Сионицкая - подробно говорит о многих нюансах обучения
вокалу, чем исчерпывает множество вопросов, которые могут возникнуть по
ходу чтения.
М.А. Дейша-Сионицкая - многоопытный знаток вокального
исполнительства, но это не помешало ей доступно и просто изложить свои
мысли. В изложении ее техники - простота понимания, красота и
совершенство. Она говорит о важности долголетия голоса, о дыхании и,
конечно же, об ощущениях в пении.
Так что же такое "Пение в ощущениях"? На первый взгляд, что-то
абстрактное ... но это далеко не так. В книге Дейша-Сионицкая дает точные
определения, а значит материал становится понятным.
Например, Дейша-Сионицкая, говоря о гортани, сравнивает ее с тонко
сконструированной машиной, которой, главное, не мешать в ее работе.
Говоря о резонаторах, автор подчеркивает, что сила звука идет не за счет
давление на связки или мышцы гортани, а за счет резонаторов. Очень важное
замечание Дейши-Сионицкой: головные резонаторы - это производительная
часть звука, а нижнее диафрагматическое дыхание - это опора звука. Говоря
об особенностях русской речи, которая, в отличии от итальянской, более
глубокая, Дейша-Сионицкая предлагает петь с высунутым языком. При таком
пении препятствуется закрытие языком гортани, она максимально открыта.
Но при этом певица уточняет, что все упражнения нужно выполнять без
малейшего напряжения в горле, звук должен быть свободный и не прижатый.
Важное дело после первых успехов обучения продолжать трудиться ,а
не начинать гнаться за большими партиями и прославленными сценами.
"Голос есть капитал, а певец должен пользоваться только процентами
его", - пишет М.А. Дейша-Сионицкая.
Книга очень верно названа. Нужно лишь правильно и четко следовать
своим ощущениям, не более того. Например, Мария Адриновна говорит об
ощущениях "колокола внутри". Это не значит, что мы должны копировать
звук колокола, его объем. Никак нет! Необходимо всего лишь мысленно
представить его звук, объем - это и будет правильными ощущениями. И тогда
этот "колокол" у каждого исполнителя будет разный - со звуком и объемом.
О ДЫХАНИИ
Каждый учащийся пению желает идти сознательным путем в
постановке своего голоса.
Он знает, что при пении работают голосовые связки, дыхание и
резонаторы, но так как видеть этой работы он не может, то ему остается
руководствоваться ощущениями Ощущения же являются критерием
правильного пения и учащемуся необходимо научиться распознавать их.
Ощущение есть результат действий каких-либо органов, а потому
интересно знать, какие же органы работают в соответствии с этими
ощущениями.
Пение находится на трех планах:
1)
дыхание;
2)
гортань, в которой заключены голосовые связки;
3)
резонаторы или пустоты, в которых резонирует звук.
Мы поем и говорим при помощи чудного инструмента,
заключающегося в нас самих. Мы представляем собой одновременно
механизм механика и виртуоза. Мы должны быть сильно заинтересованы тем,
как играть на этом инструменте, чтобы избежать преждевременной его порчи.
Одно из важнейших условий для воспроизведения звука составляет
правильное дыхание. Это - основа педагогики пения. "Искусство пения есть
школа дыхания" - говорили старые испытанные педагоги. Как бы хорошо ни
звучал голос, но если дыхание неправильное, то никогда нельзя будет
достигнуть художественного исполнения.
Чтобы научиться искусству правильно дышать при пении и при
произношении, прежде всего необходимо знать, как вообще дышит человек.
Человеческое туловище разделено на две части: верхнюю и нижнюю -
брюшную. Их разделяет грудобрюшная преграда или диафрагма.
В процессе дыхания участвуют две группы мышц: вдыхательные и
выдыхательные. При комбинированном брюшно-реберном типе дыхания
вдыхательные - это диафрагма с междуреберными мышцами, а
выдыхательные - это мышцы живота или брюшной пресс. Такой тип дыхания
называется диафрагматическим.
Вы можете проверить это сами - всего лучше лежа, когда вы засыпаете,
а также на детях, так как дети дышат правильно. Это дыхание дано нам
природой, то мы должны руководствоваться природой и не идти против нее.
Следовательно, при пении должен употребляться диафрагматический
тип дыхания.
При сокращении (опускании) диафрагмы у вас будет ощущение что
передняя стенка живота пойдет вперед, увлекая за собой нижние ребра и
расширяя в нижней части грудную клетку.
Движения этих мышц чрезвычайно послушны нашему желанию - эти
выдыхательные мышцы легко приподнимают диафрагму, приводя ее в
первоначальное положение. Бока в это время, будучи сильно напряжены,
удерживают диафрагму от слишком быстрого движения вверх, чем
способствует равномерному и экономному расходу дыхания, не нарушая
правильной работы голосовых связок. Это действие называется держать
дыхание, или певческий пояс.
Итак, можно сказать вдохните диафрагмой и выдохните нижними
мышцами живота. Изучив эти движения и ощущения, вы можете работать
над вашим дыханием и развивать его.
При пении правило для дыхания такое: не набирать дыхание слишком
много и не расходовать его без остатка.
ГОРТАНЬ
Главный орган для образования звука - гортань. Тот факт, что она
служит голосообразованию, был известен еще в древние времена
Аристотелю и Гипократу.
Гортань состоит из хрящей и мышц, и представляет собой подвижный
орган. Он не только может двигаться весь, но и каждая его часть отдельно.
Гортань состоит из пяти хрящей: перстневидного, щитовидного,
надгортанного и двух черпаловидных.
Перстневидный хрящ соединяет гортань с трахеей.
Щитовидный хрящ защищает голосовой аппарат от внешних
случайностей.
Надгортанный хрящ или надгортанная крышка, защищает гортань от
попадания в нее пищи и других посторонних предметов.
Два черпаловидных хряща называются установочными и своим
строением похожи на две пирамидки. Каждое их основание имеет по два
отростка. Один из этих отростков помещается внутри гортани и называются
голосовыми отростками, потому что к ним прикреплены голосовые связки.
Щитовидный хрящ вы можете ощупать, положив палец на переднюю
часть шеи и видеть его движение, это то, что называется адамово яблоко.
Остальные же хрящи и голосовые связки вы можете видеть только при
ларингоскопировании, т.е. тогда, когда осматривают чье-нибудь горло.
Ощущать свои хрящи и голосовые связки мы не должны, так же как не
ощущаем внутренних действий в других органах.
Приблизительно на середине щитовидного хряща слизистая оболочка
образует две упругие складки. Эти складки называются истинными
голосовыми связками.
Истинные голосовые связки прикреплены к щитовидному и
черпаловидным хрящам.
При вдыхании голосовые связки раздвинуты, а при образовании звука
они сближаются, оставляя узкую щель через которую проходит звук.
Функции дыхательного и голосового аппаратов идут параллельно и в то
же время между ними существует антагонизм. Но так как этот антагонизм
есть физиологическое действие, то мы не должны его ощущать.
Гортань есть тонко сконструированная машина, прекрасно работающая,
если мы чем-либо не повредим ее и не будем мешать ее работе. Будем же
бережно относиться к этому нашему идеальному инструменту, не форсируя
его работы, чтобы дальше сохранить свежесть и силу голоса.
РЕЗОНАТОРЫ
Человеческий голос, как и все музыкальные инструменты, имеет место
для резонирования звука. Эти места называются резонаторами. Ценность
звука, его звонкость и легкость обусловливаются работой резонаторов.
Человеческий голос богат обертонами. В голосовом аппарате мы
различаем три части: воздухоносную, вибрационную и органы резонанса.
Поставить звук в правильную позицию, это значит найти такую точку и
дать такое направление, с которого голос имел бы наибольшую сумму
резонансов и обертонов. Такое действие должно подчиняться ощущению и
наблюдению.
Резонаторы можно разделить на нижние и верхние.
Нижние резонаторы - это легкие, бронхи и трахея. Неоспоримо, что они
резонируют, потому что если у певца бронхит или трахеит, то голос не
звучит: трудно петь и ощущается тяжесть, а при воспалении легких совсем
петь нельзя.
Верхние резонаторы, которые легко ощущать и наблюдать это - полости
рта, носа и головные пазухи.
В полости рта главное место для резонанса - твердое нёбо: оно играет
одну из первенствующих ролей для резонанса звука. Твердое нёбо отделяет
полости рта от носовой полости. Резонанс носовой полости необходим для
того, чтобы голос имел полный блеск.
Спереди к верху от горизонтальной пластинки решетчатой кости
находятся лобные пазухи. Это - головные резонаторы. Их величина имеет
значение для звука особенно на высоких нотах.
РАБОТЫ РЕЗОНАТОРА
Дыхание по существу одно, так как при вдыхании наполняются
воздухом не только легкие, но и голосовые пазухи.
Нижнее диафрагматическое есть опора звука, а головное верхнее
служит как вибрационная часть его.
Вдыхать надо одновременно диафрагмой и головой, на манер зевка,
через нос с открытым ртом. При одновременно вдыхании диафрагмой и
головой надо внимательно следить, чтобы грудь и плечи были неподвижны.
Надо выработать такой способ вдыхания, чтобы слушатель не замечал когда
вы берете дыхание.
При этом надо наблюдать, чтобы при дыхании живот выдвигался
вперед, а при выдыхании уходил обратно, начиная подниматься с самого низа
вверх.
Язык при вдыхании нужно опустить, причем кончик языка упереть в
нижние десна. Язык имеет большое значение при пении. Поднимаясь сильно
у корней, он мешает правильной работе резонаторов, отчего голос бывает
глухой и сдавленный. В этом случае хорошо попеть упражнения с высунутым
языком.
Твердое нёбо в момент вдыхания должно как бы приподняться и
образовать купол или свод. Конечно, фактически твердое небо приподняться
не может, но получается такое ощущение.
Чем выше нота, тем больше и шире купол, который должен
выдвигаться вместе с верхней челюстью и лобной костью вперед и крепко
держать звук вверху (головой). К нижним же нотам этот купол понемногу
понижается, закругляется и выдвигается над верхними зубами вперед
(ощущение).
При пении носовые резонаторы должны усиленно работать: через нос
должен пройти воздух, при вдыхании ноздри должны быть расширены, чтобы
увеличить все проходы и на них надо перенести все напряжение с горла.
Самое главное место для резонанса головных резонаторов - лобные
пазухи. Лобные пазухи, непосредственно соединяются с полостью носа
особыми отверстиями, через которые при вдыхании наполняются воздухом и
дают блеск и свободу звуку. Их легко ощущать отражением в висках, которые
близко к ним расположены и имеют общие нервы.
Профессор Прянишников пишет в своем руководстве: "У непривычных
петь головным регистром первое время кружится голова; этого не надо
бояться, потому что по мере привычки головокружение пройдет, но оно
показывает, что звук поставлен верно".
О РЕГИСТРАХ
Профессор Гарсиа делит человеческий голос на три регистра: грудной
медиум и головной.
В мужских голосах 4 регистра а в женских - 5, причем для сопрано - 5-й
добавочный вверху, а для альтов я считаю 5-й добавочный снизу.
Разность регистров при переходах ощущается так, как будто
следующую ноту вы должны взять иначе, чем предыдущую и настоящую, и
чувствуется неловкость и неустойчивость звука.
При переходах из регистра в регистр, как только почувствуется
неловкость и неустойчивость звука, так сейчас же надо озаботиться , чтобы
было много воздуха в головных пазухах и при помощи квадратных мышц
крепко держать купол, образовавшийся из твердого нёба при вдыхании.
Необходимо наблюдать, чтобы звук не был к чему-нибудь прижат и ни во что
не упирался - тогда переходы будут не заметны, и звук будет одинакового
тембра на всех нотах.
Переходы регистров в женских голосах следующие:
1)
от ре к соль в первой октаве;
2)
от си к ре во второй октаве;
3)
от ми к соль во второй октаве;
4)
для сопрано от си бемоль к до в третьей октаве, а для альтов - от
ре к си малой октавы вниз.
Переходы регистров в мужских голосах:
1)
от си к ре в малой октаве;
2)
от си к ре в первой октаве.
Все переходы в регистрах субъективны и могут изменяться на полтона
или на тон ниже и выше. Звук, соответствующий женскому головному
звуку, у мужчин называется фальцетом. Фальцет, округленный
верхними резонаторами, может быть очень красив.
Нужно внимательно следить за выравниванием регистров на
переходах особенно первое время, потом, когда позиция установится и
утвердится, переходы эти будут почти не ощутимы.
Во время пения и при перемене регистров гортань работает, но
если певец будет сосредоточивать свое внимание на движение гортани,
то легко может опустить позицию звука приобрести крикливость и
горловой тембр, а главное - форсировать работу гортани, что очень
вредно может отражаться на голосе. А потому все внимание поющего
должно быть обращено на дыхание и верхние резонаторы. Если певец
овладеет верхними резонаторами и дыханием, то облегчит работу
голосовых связок, чем сохранит их свежесть на более долгое время.
Но чтобы овладеть этими резонаторами, надо первое время не
бояться носового звука и петь широкими ноздрями. Это кропотливая
работа и к ней надо отнестись с большим вниманием и терпением,
наблюдая за своими ощущениями.
ТРУДНОСТЬ РАБОТЫ ДЛЯ ПЕВЦА
Певцу очень трудно работать сравнительно с другими
работниками искусства.
Звук поставленный низко по позиции глубокий тяжелый,
требующий форсированного дыхания и гортани, часто кажется
поющему большим и компактным. При такой позиции звука верхние
резонаторы не работают, и голос будучи лишен легкости блеска, не
понесется в пространство.
И наоборот, звук, поставленный на высокой позиции при
правильной работе верхних резонаторов и дыхания будет далек , будет
казаться певцу недостаточно сильным. Между тем именно такой звук
будет звучать сильно, легко и свободно во всяком помещении, как бы
велико оно ни было.
Поднимая во внимание трудность постановки голоса, певцу надо
быть очень внимательным к своим ощущениям.
АТАКА ЗВУКА
Атака звука есть очень важный момент в пении.
Атака звука должна происходить таким образом: раскрыв рот,
вдохнуть воздух носом в голову, наблюдая, чтобы одновременно с этим
было взято диафрагматическое дыхание при неподвижности плеч и
верхней части груди. Задержав эти соединенные дыхания на мгновение
над образовавшимся куполом, сделать одновременно два толчка - один
нижними мышцами живота вверх, а другой - сверху от носа или от
лобных пазух вниз.
При вдыхании вы должны ощущать носовые и головные пазухи.
При атаке надо ощущать, что вы нажали сверху тем воздухом, который
через них вдохнули. Звук на разных регистрах может быть сильнее или
слабее, но окраска его (тембр) должна быть одинакова на всех
регистрах. Тогда получается ровность голоса, при которой можно
достигнуть красоты и совершенства в пении.
ДЫХАНИЕПРИ ПЕНИИ
При пении не надо брать чрезмерно много дыхания, особенно при
пианино.
Конечно, певцу необходимо выработать сильное и
продолжительное дыхание, если же вы чувствуете что, дыхание на
исходе, то надо крепче держать бока, не выталкивать дыхание снизу и
как можно сильнее держать головой звук и дыхание. Это поможет вам
выйти из затруднения.
При пении надо брать дыхание на манер зевка, с открытым ртом.
Попробуйте зевнуть и вы почувствуете, как ваша голова наполняется
воздухом. Потяните приоткрытом рте воздух носом так, как будто вы
нюхаете цветок и вы почувствуете как пройдет в голову холодок - это и
будет воздух, который пройдет в головные пазухи через особые
отверстия. В голове получается ощущение как будто она полна
воздухом и очень большая или что в голове образовалось большое
пространство для звука.
Это ощущение означает, что ваши резонаторы готовы работать.
Дыхание обязательно брать через нос с открытым ртом, при этом
часть воздуха продет в головные пазухи и через рот.
Если же при вдыхании рот закрыт, то получается легкий шум,
трудно образовать купол, а главное - очень медленно набирается
воздух, что вовремя исполнения за недостатком времени трудно
применимо. Тогда второпях вы возьмете дыхание ртом, и оно вам
осушит горло и слизистые оболочки гортани, а при пении горло должно
быть влажным.
ТЕХНИКА ГОЛОСА
Для сохранения голоса необходимо развивать технику, т.е. его
беглость. Техника - это есть гимнастика голоса. Для певца очень важна
беглость звука. Если певец не будет развивать беглость, то никогда не
достигнет совершенства в пении.
При выработке гамм стаккато и трели работа диафрагматического
дыхания должна быть минимальна. Главные работники в этом случае -
верхнее дыхание и резонаторы.
Над трелью надо работать так: набрав дыхание в голову,
заставить колебаться этот воздух над куполом и над теми особыми
отверстиями, соединяющими носовые лабиринты с головными
пазухами. Ощущать отражение колебания трели в висках.
Если вы положите палец на щитовидный хрящ, то почувствуете
его колебание во время трели. Таким же способом надо работать над
гаммами и стаккато.
При трели ясно ощущается, что она делается верхним дыханием,
потому что если толкнуть дыхание во время движения трели внизу, то
движение ее прекратится.
У кого природная трель, у того может быть от природы поставлен
голос. В таком случае надо следить, чтобы учащийся запомнил свои
собственные ощущения, развивал бы правильное дыхание, не
форсировал звук и не уклонялся от природной постановки.
О МАСКЕ
Все поющие много говорят и думают о маске и стремятся ею
петь. Что же такое маска ? Очертите на лице то место, куда вы
надеваете маленькую черную маску и вы увидите, что это то место, где
помещаются носовые лабиринты и лобные пазухи.
Итальянцы говорят: пейте звук.
Примадонна Парижской оперы Фелия Литвин говорила своим
ученикам: пойте глазами. Я присоединяюсь к ним в этих ощущениях и
прибавлю: берите звук верхним дыханием из пространства или от
лобных пазу и повторю, что эти ощущения субъективны.
Вообще относительно звука не принято говорить вытянуть звук
или вытолкнуть звук, а говорят - взять звук, поставить звук.
Взять ведь можно к себе, а поставить можно только сверху на
что-нибудь.
В данном случае звук можно поставить на диафрагматическое
дыхание, служащее опорой на маску, и петь сверху так же, как на всех
инструментах: играют сверху, а не снизу.
Надо работать главным образом не голосом, а умом так как
переутомить голос очень легко, а поправить очень трудно, а иногда
даже невозможно.
СОВЕТЫ УЧАЩИМСЯ
В начале учения пению не следует выходить за пределы средних
нот, потому что трудно бывает определить тип голоса, если он ярко
выражен. Первое время надо внимательно следить куда легче идет
голос - вверх или вниз и тогда там идти за ним. Упражняться надо не
форсируя голос и не удерживая его, а вполне свободно, так как ни что
так не утомляет, как пение в полголоса или шепотом.
Над верхними нотами нужно работать осторожно, тогда, когда
уже установятся средние ноты.
Петь в день можно не больше часа. Только вполне поставленный
голос может петь полтора часа, да и то с большими промежутками.
Заниматься разучиванием романсов и оперных партий надо без
аккомпанемента.
С аккомпаниатором можно петь только тогда, когда вещь уже
выучена правильно ритмически и правильно звучит.
Вообще при пении, а при упражнении особенно, надо держать
рот свободно, чтобы были видны верхние зубы, а не нижние. Нельзя
выдвигать или опускать нижнюю челюсть. Этим движением нижней
челюсти оттягивается звук вниз и он теряет блеск и свободу.
Надо нижнюю челюсть убирать под верхнюю. А верхнюю как бы
выдвинуть вперед, чтобы на нее опереть звук сверху.
При занятиях необходимо петь в зеркало, чтобы не делать гримас,
не кривить рот, стоять ровно, не шататься и не горбясь.
Все слова и слоги хотя и образуются в области рта, но
необходимо представить себе, что их нужно произносить лобными
пазухами и широкими ноздрями над куполом сверху. Ощущение
должно быть такое, как будто слова находятся сверху звука, в голове
причем произносить их надо как можно отчетливее, особенно на
пианино и верхних нотах.
Во время болезни горла надо остерегаться слишком кислой,
соленой и раздражающей горло пищей. Остерегаться слишком горячего
и слишком холодного.
Если вы после пения выпьете что-нибудь холодное , то
охрипните. Если после горячей ищи выйдите зимой на улицу, то сейчас
же простудите горло, а потому слишком холодное или горячее - это
настоящие враги голоса.
Совет певицам: не петь три дня в месяц в известный период, так
как это действует разрушающе на голос.
Чтобы хорошо петь, надо овладеть:
1)
нижним и верхним дыханием;
2)
резонаторами и переходами регистров;
3)
беглостью и гибкостью голоса;
4)
ясностью и отчетливостью произношения.
Чтобы быть хорошим певцом, надо иметь хороший голос,
музыкальные способности, фантазию и воображение, пылкую
артистическую душу и здравый смысл.
Сам голос - это драгоценный дар природы. Создать его не в
нашей власти, но мы можем его загубить, если будем форсировать, и
мы можем развить и на долго сохранить, если правильно поставим.
В этой правильной постановке петь и смысл преподавания пения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.
М.А. Дейша - Сионицкая "Пение в ощущениях" учебное пособие,
издание второе, исправленное .
Издательство "Планета Музыки" 2014 г.