Автор: Будаева Ирина Александровна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАУ ДО "Сэлэнгэ"
Населённый пункт: Республика Бурятия, Селенгинский район, г. Гусиноозерск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Здоровьесберегающие технологии на занятиях хореографии"
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное автономное учреждение дополнительного
образования «Сэлэнгэ»
Доклад на тему: «Здоровье
сберегающие технологии на занятиях
хореографии»
Выполнила: педагог ДО
Будаева Ирина Александровна
Гусиноозерск
2019 г.
«Здоровьесберегающие технологии в хореографии»
Состояние
здоровья
подрастающего
поколения
–
важнейший
показатель
благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но
и дающий точный прогноз на будущее.
И, конечно, хореография отчасти решает эту проблему. Но также как и спорт,
хореография
является
одним
из
самых
травмоопасных
видов
деятельности,
а
со
временем,
нагрузка
на
организм
даёт
о
себе
знать,
и
появляются
нежелательные
эффекты: начинают болеть суставы, возникают судороги и многое другое.
Возникает вопрос: как сохранить и укрепить здоровье обучающихся?
К
сожалению,
специально
этому
педагогов
не
обучают,
а
в
литературе
по
хореографии
вопрос
здоровьесбережения
не
освещён.
И
далеко
не
все
педагоги
задумываются о том, как правильно организовать учебно – воспитательную работу,
чтобы дети не получали физических и психологических травм, и как максимально
направить усилия ученика на укрепление своего здоровья.
Поэтому, образовательная программа любого танцевального коллектива, в
первую очередь, должна быть направлена на становление ценностного отношения к
здоровью
и
здоровому
образу
жизни,
на
формирование
навыков
сохранения
и
укрепления
здоровья
способствовать
физическому
развитию,
учить
приемам
самопознания и саморегуляции.
Появляется необходимость в разработке и совершенствовании форм, методов,
приёмов
работы,
в
использовании
в
учебном
процессе
здоровьесберегающих
технологий.
Занятие танцем формирует правильную осанку, тренирует мышечную силу,
дает организму физическую нагрузку, равную сочетанию нескольких видов спорта. Я
считаю, что именно хореография предоставляет огромные возможности для решения
проблем, связанных со здоровьем детей. Поэтому мною, как педагогам,
уделяется
большое внимание работе по сохранению и укреплению здоровья детей.
Первый год обучения (3-4 года). Происходит развитие музыкально-ритмической
координации, мышечного чувства, осанки, стопы; музыкально-двигательной памяти.
Получит возможность научиться освоить партерную гимнастику с предметом (мяч) и
без предмета.
Второй
год
обучения
(5-6
лет).
Идёт
формирование
правильной
осанки,
укрепление
суставно-двигательного
связочного
аппарата,
развитие
природных
физических
данных,
коррекция
опорно-двигательного
аппарата.
Ребёнок
в
этом
возрасте получит возможность научиться понимание важности физической культуры и
спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества.
Третий
год
обучения
(7-9лет).
Развивается
физическая
сила,
выносливость,
координация, гибкость, ловкость, чувство ритма. В этом возрасте ребёнок получит
возможность научиться элементарным представлением о единстве и взаимовлиянии
различных
видов
здоровья
человека:
физического,
нравственного
(душевного),
социально-психологического (здоровья семьи и школьного коллектива).
Четвёртый год обучения(10-12 лет). Развитие мышечных ощущений, моторно-
двигательной
и
логической
памяти.
Учащийся
получит
возможность
научиться,
самостоятельно поддерживать собственное здоровье и здоровье окружающих на основе
использования навыков личной гигиены;
Пятый
год
обучения(13-14
лет).
Развитие
физических
качеств,
укрепление
двигательного аппарата. Учащийся получит возможность научиться основам здорового
образа жизни и реализации её в реальном поведении и поступках.
Шестой год обучения(15-16 лет). Развитие работоспособности, готовности к
труду, волевых качеств личности. В этом возрасте учащийся получит возможность
научиться использовать знания о строении и функционировании организма человека
для сохранения и укрепления своего здоровья.
Седьмой
год
обучения(17-18
лет).
Совершенствовать
технику
пластичного
танца.
Учащийся
получит
возможность
научиться
регулировать
состояние
своего
физического здоровья.
Программа,
включающие
здоровьесберегающие
технологии,
способствует
формированию основ самоконтроля, саморегуляции, дети совершенствуются духовно,
физически и интеллектуально.
Задачей здоровьесберегающих технологий является сохранение и укрепление
здоровья
и
профилактика
заболеваний,
содействие
правильному
физическому
развитию,
повышение
с
помощью
средств
двигательной
активности,
умственной
работоспособности,
снижение отрицательного воздействия чрезмерной нагрузки на
психику воспитанни.
Целевые ориентации здоровьесберегающих технологий:
• Формирование культуры здоровья
• Содействие формированию сознательного отношения ребенка к
своему здоровью, как естественной основе умственного, физического и нравственного
развития.
В практике мною применяются следующие здоровьесберегающие технологии:
*Подвижные
музыкальные
игры
мощный
лечебный
фактор.
Благодаря
музыкально-подвижным играм ребёнок освобождается от страха, агрессии, нарушения
поведения.
Программа
спецкурса
помогает
решать
проблему
адаптации
младших
школьников через игровую психотерапию, снижает у них состояние психического
дискомфорта,
эмоционального
напряжения,
исчезает
зависимость
от
окружающих,
состояние враждебности друг к другу, тревожности, многие осознают отрицательные
черты
своего
характера,
происходит
сплочение
в
классах.
Программа
занятий
достаточно гибкая, а сами занятия разнообразные. Музыка благотворно влияет на
детей. Музыка - это неотъемлемая часть хореографии. Музыкальное сопровождение
можно рассматривать как фактор стимулирующего воздействия на детей, обучающихся
танцу. Применение музыки в игре способствует успешному усвоению двигательного
навыка.
*Партерная
гимнастика
позволяет
с
наименьшими
затратами
энергии
достичь определенных целей: повысить гибкость суставов, улучшить эластичность
мышц и связок, нарастить силу мышц, выработать правильную осанку. Употребление в
партерном экзерсисе йоги помогает выработать правильную осанку. Эта гимнастика
оказывает
благотворное
воздействие
почти
на
все
органы
человеческого
тела
и
помогает
излечивать
самые
разные
заболевания.
В
йоге
существуют
упражнения,
активно
направленные
на
развитие
разных
мышц.
Детям
нужно
давать
точные
инструкции для того, чтобы они сосредотачивали внимание на тех мышцах, которые
сокращают или расслабляют. Сложные названия упражнений йоги лучше заменить
более простыми для удобства запоминания их детьми.
*Дыхательная гимнастика учит согласовывать дыхания с движением, чтобы
занятия были эффективными, очень важно научить детей правильно дышать. Комплекс
дыхательных упражнений поможет освоить правильное дыхание и даст нагрузку на
многие
группы
мышц
и
восстановить
дыхание
после
быстрого
темпа
занятия.
Дыхательные упражнения влияют и на укрепление осанки. Дети учатся правильному
чередованию вдоха и выдоха, умению напрягать и расслаблять положение тела.
*Пальчиковая
гимнастика
являются
мощным
средством
повышения
работоспособности
головного
мозга.
Формирование
словесной
речи
ребенка
начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Развитие
пальцевой моторики подготавливает почву для последующего формирования речи.
Роль стимула развития центральной нервной системы, всех психических процессов, и,
в частности, речи играет формирование и совершенствование тонкой моторики кисти и
пальцев рук.
*Самомассаж
является
основой
закаливания
и
оздоровления
детского
организма. Выполняя упражнения самомассажа, дети получают радость и хорошее
настроение. Такие упражнения способствуют формированию у ребёнка сознательного
стремления к здоровью, развитие навыков собственного оздоровления.
На практике я убедилась, что здоровьесберегающие технологии должны носить
обязательно творческий характер. Только в атмосфере творческого процесса создаются
благоприятные условия для заинтересованности детей в укреплении своего здоровья.
Используя во время своих занятий здоровьесберегающие технологии, я пришла
к выводу, что установка на здоровье и здоровый образ жизни не появиться у человека
сама по себе, а формируется постоянно и маленькими шажками от капельки к капельке.
Методы обучения знаниям, умениям и навыкам, привлечение внимания обучающихся к
своему здоровью обеспечивают в органичном единстве решение задач и проблем
воспитания здорового поколения.
Использование
здоровьесберегающих
технологий
на
наших
занятиях
базируется на важнейших принципах здоровьесбережения:
1. «Не навреди!» — все применяемые методы, приемы, используемые средства
должны
быть
обоснованными,
проверенными
на
практике,
не
наносящими
вреда
здоровью ученика и учителя.
2. Приоритет заботы о здоровье педагога и воспитанника — все используемое
должно
быть
оценено
с
позиции
влияния
на
психофизиологическое
состояние
участников образовательного процесса.
3. Непрерывность и преемственность — работа ведется не от случая к случаю, а
каждый день и на каждом уроке.
4.
Субъект-субъектные
взаимоотношения
—
обучающийся
является
непосредственным
участником
здоровьесберегающих
мероприятий
и
в
содержательном, и в процессуальном аспектах.
5. Соответствие содержания и организации обучения возрастным особенностям
учащихся — объем учебной нагрузки, сложность материала должны соответствовать
возрасту обучающихся.
6.
Комплексный,
междисциплинарный
подход
—
единство
в
действиях
педагогов, психологов и врачей.
7. Успех порождает успех — акцент делается только на хорошее; в любом
поступке,
действии
сначала
выделяют
положительное,
а
только
потом
отмечают
недостатки.
8.
Активность
—
активное
включение
в
любой
процесс
снижает
риск
переутомления.
9.
Ответственность
за
свое
здоровье
—
у
каждого
ребенка
надо
стараться
сформировать ответственность за свое здоровье, только тогда он реализует свои знания,
умения и навыки по сохранности здоровья.
Содержание работы педагога
дополнительного образования (хореографа)
по сохранению и укреплению состояния
здоровья учащихся:
1.
обязан знать состояние здоровья учащихся;
2.
должен уметь оценить состояние здоровья ребенка в условиях работы на занятии;
3.
обязан уметь оказать ребенку первую медицинскую помощь;
4.
обязан строить учебный процесс и работу с конкретным ребенком, учитывая
индивидуальные особенности его состояния здоровья;
5.
должен научить школьников методам и тестам самоконтроля состояния здоровья во
время занятия;
6.
обязан учитывать рекомендации медицинского работника в отношении каждого
конкретного школьника;
7.
обязан проводить оздоровительные мероприятия;
8.
обязан соблюдать гигиенические требования, предъявляемые к проведению урока:
•
продолжительность урока, сдвоенные уроки целесообразны только в зимнее время;
•
продолжительность перемены (перемены не для переодевания, а для отдыха),
•
проветривание танцевального класса;
•
влажная уборка
9.
должен заниматься профилактикой травматизма (техника безопасности);
10. обязан следить за осанкой детей;
11. наблюдать за детьми во время урока, должен направлять нуждающихся в
экстренной помощи к медицинскому работнику школы;
12. должен формировать потребность в здоровом образе жизни у учащихся.
Партерная гимнастика
Упражнения на исправление осанки
Упражнение 1.
И.П. - лежа на животе.
Поднять вытянутые ноги назад над полом, прогнуться,
руки назад. Удерживайте это положение некоторое
время. Затем опустить руки и ноги на пол, расслабить
мышцы. Можно также выполнять это упражнение с
поднятыми руками, стараясь поднимать руки как можно
выше над головой.
Упражнение 2.
И.П. - лежа на животе, руки за голову, ноги вместе. Стопы вытянуты или находятся на I
позиции. Стопы удерживает партнер.
Выполняйте прогиб назад, удерживая бедра и живот на полу.
Упражнение 3
И.П. - лежа на спине, руки вверх.
Согнуть ноги, прижать колени руками к груди. Вернуться в исходное положение,
потянуться руками вверх, вытянуть подъем, прижать поясницу к полу.
Упражнение 4
И.П. - встать в упор на коленях.
На «раз» - мах правой ногой назад, левая рука поднимается вверх. На «два» - И.П.
На «три» - мах левой ногой назад, правая рука поднимается вверх. Руку стараться
поднимать как можно выше.
Упражнение 5
И.П. - сидя, ноги вместе, стопы на полу, колени согнуты. Руки в стороны.
На «раз - два» - поворот туловища вправо, руки за голову, локти назад, лопатки
свести. На «три - четыре» - И.П. Упражнение повторяется в другую сторону.
Упражнение б
И.П. - сесть, скрестив ноги («по-турецки»). Руки в стороны.
Наклон вправо, правая рука за спину, левая поднимается вверх. Вернуться в И.П.
повторить в другую сторону. Делается еще разворот в талии вперед и назад.
Упражнение 7. «
Кошечка»
И.П. - встать на колени, руки опущены вниз.
На «раз - два» - спину прогнуть, голову поднять до предела вверх. На «три - четыре» -
спину выгнуть, голову опустить вниз.
Упражнение 8.
«
Рыбка» И.П. - лежа
на животе.
Упираясь на руки, прогнуть спину назад. Согнув ноги в коленях, стараться коснуться
ногами головы.
Упражнения для развития гибкости плечевого и поясного суставов
Упражнение 1
И.П. - стоя на коленях.
Согнуть спину назад и вытянутыми руками достать да носка ноги. Медленно перебирая
руками, взяться за колени, бедра при этом должны быть максимально выдвинуты
вперед.
Упражнение 2. «
Качалка» И.П. - лежа на животе.
Согните руки назад, дотянитесь до согнутых ног и возьмитесь за пальцы ног.
Начинайте раскачиваться.
Упражнение 3.
И.П. - лечь на живот, так чтобы грудная клетка касалась пола, колени прямые, стоны
вытянуты или находятся в I позиции.
Поднимайте плечи вверх и назад, руки лучше держать за головой. Лучше это
упражнение делать вдвоем, чтобы другая девочка придерживала грудную клетку на
полу и оттягивала плечи назад.
Упражнения на улучшение гибкости позвоночника
Упражнение 1
И.П. - лечь на пол на спину, ноги слегка врозь, руки вдоль тела.
На «раз - два» отвести туловище вправо, не отрывая спины от пола. На «три - четыре»
вернуться в И.П. То же в другую сторону. Повторить 16 раз.
Упражнение 2
И.П. - сидя, ноги согнуты, грудь прижата к бедрам, руками взяться за пятки.
На «раз - два - три - четыре» попытаться выпрямить ноги, не отрывая туловища от ног.
На «пять - шесть - семь восемь» вернуться в И.П. Повторить 12 раз.
Упражнение 3.
И.П. - лечь за пол на живот, разведенные ноги согнуть, руками взяться за стопы.
На «раз - два - три - четыре» попытаться выпрямить ноги, приподнимая верхнюю часть
туловища.
На «пять - шесть - семь - восемь» вернуться в И.П. Повторить 16 раз.
Упражнение 4.
И.П. - лечь на спину, руки вытянуть вдоль тела. На «раз два - три - четыре» поставить
ноги на пол за головой. На «пять - шесть - семь - восемь» вернуться в И.П. Повторить
12 раз.
Упражнение 5.
И.П. - лечь на спину, руки вытянуть вдоль тела.
На «раз - два — три - четыре» опираясь на локти и не отрывая таз и голову от пола. На
«пять - шесть - семь - восемь» вернуться в И.П. Повторить 16 раз.
Упражнение 6.
И.П. - сесть на пол, ноги как можно шире развести врозь, руки за голову.
На «раз - два» наклониться вправо, стараясь коснуться локтем пола за коленом правой
ноги. На «три - четыре» - вернуться в И.П. То же в другую сторону. Повторить 16 раз.
Упражнение 7.
И.П. - сидя на полу, согнутые ноги врозь, руки перед грудью.
На «раз - два» - поворот корпуса влево, правым локтем коснуться левого колена, левую
руку увести как можно дальше назад и коснуться пола. На «три - четыре» - вернуться в
И.П. То же в другую сторону. Повторить 16 раз.
Упражнения для улучшения подвижности тазобедренного сустава и
эластичности мышц бедра.
Упражнение 1.
И.П. - лечь на спину, ноги вытянуты, повернуты внутренней стороной наружу
(выворотно. I позиция), руки раскрыты в стороны и положены на уровне надплечий.
На «раз - два» одну ногу, сгибая в колене, подтянуть как можно выше к плечу (другая
вытянута выворотно), согнутая нога скользит пальцами по вытянутой ноге, не
отрываясь от пола. На «три - четыре» зафиксировать это положение. Колено стараться
положить на пол. пальцы ног вытянуть.
На «раз - два» медленно выпрямить ногу и вернуть в И.П. ногу поднимать как можно
выше. То же самое проделать другой ногой.
Упражнение 2.
Броски ногами поочередно, то правой, то левой, вперед и в стороны.
И.П. - лечь на спину, вытянуть ноги выворотно, руки положить вдоль тела ладонями
вниз.
На «раз» - выбросить правую ногу вверх на 90°, сильно вытянув пальцы ног и колено.
Другая нога, вытянутая и выворотная, лежит на полу неподвижно.
На «два» - медленно опустить ногу в И.П..
Выполнить правой, затем левой ногой. То же самой и в стороны.
Упражнение 3.
И.П. - сесть с опорой на руки сзади, ногу согнуть врозь.
На «раз» - опустить правое колено вовнутрь, стараясь коснуться им пола.
На «два» - вернуться в И.П.
То же двумя ногами одновременно. Повторить 16 раз.
Упражнения на улучшение гибкости коленных суставов
Упражнение 1.
И.П. - сесть на пол с опорой на руки.
Поочередно сгибать ноги как при езде на велосипеде. Повторить 10-12 раз.
Упражнение 2.
И.П. - лежа на спине, ноги согнуты вверх (бедра вертикально, голени горизонтально).
На «раз-два» сделать круг голенями вправо. То же влево. Повторить 10-12 раз.
Упражнение 3.
И.П. - стоя на коленях, носки врозь, руки на поясе.
На «раз-два» сесть на пол между носками
На «три - четыре» вернуться в исходное положение.
Упражнение 4.
И.П. - сесть на пол по-турецки
На «раз-два» постараться встать без помощи рук.
На «три - четыре» вернуться в И.П.
Упражнения для развития подвижности голеностопного сустава,
эластичности мышц голени и стопы
Упражнение 1.
И.П. - сесть на пол с опорой на руки сзади.
На «раз» - носки на себя
На «два» - вытянуть носки,
стараясь коснуться
большими пальцами пола.
Повторить 16 раз.
Упражнение 2.
И.П. - сидя на полу. Ногу согнуть и выворотно положить на другую
Одной рукой возьмите снизу пятку, другой возьмите голеностоп сверху и начинайте
давить на него.
Упражнение 3.
И.П. - сидя на полу, ноги вместе, стопы очень вытянуты, спина прямая, немного
прогнута. Выпрямляйте колени так, чтобы коснуться ими пола, при этом пятки
отрывайте от пола как можно дальше, носками старайтесь дотянуться до пола.
Упражнение 4.
И.П. - сидя на коленях. Одной рукой возьмитесь за пятки так, чтобы они не
расходились, другой - за палку.
Отрывайте колени от пола, сгибая при этом голеностоп, но не переходя на пальцы.
Старайтесь колени поднять выше, а спину держать прямой.
Упражнения для развития выворотности и танцевального шага
Упражнение 1.
И.П. - расслабиться, лежа на спине.
На «раз-два» при свободно лежащем корпусе медленно, вытягивая пальцы ног, напрячь
только мышцы ног.
На «три-четыре» напрягая и сокращая ягодичные мышцы, повернуть бедра, голени и
стопы внутренней стороной наружу так, чтобы пятки подошвенной стороной коснулись
друг друга, а мизинцы - пола. Поворот в тазобедренном суставе производится
мышцами, которые, сокращаясь, растягиваются. Ощутите работу этих мышц.
Упражнение 2.
И.П. - расслабиться, лежа на спине или сидя.
На «раз-два» вытянув ноги, развернуть их внутренней стороной наружу (выворотно), а
пятками (подошвенной стороной) прикоснуться друг к другу, мизинцы должны
коснуться пола (мышцы напрягаются).
На «три-четыре» сократить подъем ног так, чтобы пятки коснулись друг друга и вместе
с подошвами и носками образовали прямую линию, а мизинцы коснулись пола, т.е.
должна получиться I позиция. Ноги в коленях выпрямлены. Ощутить сокращение
мышц, а затем расслабить мышцы.
Упражнение 3.
И.П. - сесть на пол, согнув ноги в коленях, подтянуть их в груди. Захватить пальцы
ног руками.
На «раз-два-три-четыре» медленно наклониться вниз, распрямляя ноги, прижаться
головой к ногам, сохраняя I позицию ног. На «раз-два-три-четыре» вернуться в И.П.
Упражнение 4.
И.П. - лечь на живот, бедра отвести колени согнуть, стопы касаются друг друга
подошвенной частью.
Спину максимально прогнуть назад, удерживая стопы и бедра на полу. Лучше это
упражнение выполнять вдвоем, что партнер помогал удерживать стопы и бедра на полу.
Упражнение 5.
И.П. - сесть на пол, ноги согнуть в коленях, бедра
отвести назад в стороны, стопы соединить подошвенной
частью.
На «раз-два-три», опираясь руками на колени, опустить их как можно ниже к полу. На
«четыре» - вернуться в И.П. Повторить 16 раз.
Упражнение 6.
И.П. - лежа на спине, рукиразведены в стороны.
Поднять вытянутую ногуи отвести ее в сторону,
удерживая таз на полу.Повторить упражнение с другой ноги.
Упражнение 7.
И.П. лечь на спину, спину выпрямить, плечи и бедра прижать к полу. Ноги максимально
выпрямлены, стопы вытянуты.
Одну ногу поднимают вперед на 90°, ступня выворотно и «утюгом». Другая девочка,
надавливая всем телом на поднятую ногу, помогает прижимать бедро к полу.
Уменьшите угол между ногой и телом, и снова нажимая на ступню, прижмите
Список используемой литературы.
1.
Барышиникова Т. Азбука хореографии. М., 1999г.
2.
Иванченко В.Н. Занятия в системе дополнительного образования для детей,
издательство Учитель 2007г.
3.
Лободина Н.В., Чурилова Т.Н. Здоровьесберегающая деятельность,
издательство Учитель 2008г.
бедро к полу. Нельзя наклонять ногу во время давления.
Упражнение 8.
И.П. - лежа на полу, спина, плечи и бедра прижаты к полу,
колени выпрямлены, стоны вытянуты.
Партнер берет одну ногу и, придерживая вторую на полу,
начинает тянуть ногу на 180°. Плечи и бедра на полу.
Упражнение повторяется с другой ноги.
Упражнение 9. «
Шпагат »
Если мышцы паха уже
хорошо растянуты, сядьте на
«шпагат». Ноги должны быть
прямые, стопа спереди
вытянута, а сзади «утюгом»
(сокращенная стопа).
Противоположное передней ноге плечо отведено вперед.