"Игры и упражнения, направленные на снижение страхов у детей старшего дошкольного возраста"
Автор: Коленктионок Андрей Олегович Должность: студент Учебное заведение: Иркутский региональный колледж педагогического образования Населённый пункт: город Иркутск, Иркутская область Наименование материала: методический материал к дипломному проекту Тема: "Игры и упражнения, направленные на снижение страхов у детей старшего дошкольного возраста" Раздел: дошкольное образование
Министерство образования и науки Российской Федерации
Министерство образования Иркутской области
О бл а с т н о е
го суд а р с т в е н н о е
о б р а з о в а т е л ь н о е
б юд же т н о е
у ч р е ж д е н и е
с р ед н е го
п р о ф е с с и о н а л ь н о го
о б р а з о в а н и я
« И РКУ Т С КИ Й
РЕ Г И О Н А ЛЬН ЫЙ
КОЛЛЕДЖ
П Е Д А ГО Г И Ч Е С КО ГО
ОБ РАЗОВАНИЯ»
(ОГОБУ
СПО
«ИРКПО»)
Игры и упражнения, направленные на снижение страхов у
детей старшего дошкольного возраста
Выполнил: Колектионок Андрей Олегович
Иркутск 2016
1
Введение
Психологическое
здоровье
детей
зависит
от
социально-экономических,
экологических,
культурных,
психологических
и
многих
других
факторов.
По мнению авторов (Л.И. Божович, А.А. Бодалёв, В.С. Мухина, Т.А. Репина и других)
ребёнок
как
самая
чувствительная
часть
социума
подвержен
разнообразным
отрицательным
воздействиям.
В
последние
годы,
как
свидетельствуют
специальные
исследования, наиболее распространёнными явлениями являются тревожность и страхи у
детей (И.В. Дубровина, В.И. Гарбузов, А.И. Захаров, Е.Б. Ковалёва и другие).
Страх является наиболее опасной из всех эмоций. Обширные области исследований,
посвящённых страху, создают прекрасные основания для дальнейшего понимания этой
важной эмоции. Литературы по данной проблеме разработано немного. Хотя проблема
страхов у детей старшего дошкольного возраста актуальна в настоящее время. Проблема
страхов мало используется и в практике дошкольных учреждений. И будучи ещё в детском
саду, дети должны пройти все тесты тревожности и преодолеть барьер страха в своём
сознании.
А.И. Захаров впервые в отечественной и мировой практике рассмотрел причины
возникновения
и
развития
дневных
и
ночных
страхов.
Привел
статические
данные,
показывающие влияние различных факторов.
Актуальность исследования проблемы определяется еще и тем, что с возрастом у
детей
меняются
мотивы
поведения,
отношение
к
окружающему
миру,
взрослым,
сверстникам. И от того, смогут ли родители и педагоги уловить эти перемены, понять
изменения, происходящие с ребенком, и в соответствии с этим изменить свои отношения,
будет зависеть тот положительный эмоциональный контакт, который является основой
нервно-психического здоровья ребенка.
К сожалению, в большинстве случаев страхи возникают по вине самих родителей, и
наш
долг
-
предупредить
возможность
их
проявления
и
оградить
детей
от
страхов,
вызванных семейными неурядицами, душевной черствостью или, наоборот, чрезмерной
опекой, или же просто родительской невнимательностью. Снизить страхи у детей помогут
игры как ведущий вид детской деятельности.
В
психолого-педагогической
литературе
описаны
различные
способы
коррекции
страхов разной этиологии. В целом, все предлагаемые способы условно разделены на три
группы:
игра со страхом;
рисование страха;
вербализация страха (сказки, рассказы, страшные истории).
На основе этих данных можно составить комплекс коррекционных методик, который
будет включать в себя:
2
Методики, основанные на использовании игрового метода: «Игра с темнотой»,
«Чехарда», «Прогулка в слепую», «Отгадай, кого я боюсь» (по первой и последней букве).
Методики, основанные на использовании изотерапии: «Расправься с нарисованным
страхом», «Мне не страшно».
Методики, основанные на использовании сказкотерапии: «Сказка про страх».
Игры на снижение детских страхов
Игра «Жмурки»
Цель: учить ориентироваться в пространстве, развивать внимание.
Ход
игры
Старинная,
проверенная
веками
игра.
Водящему
завязывают
глаза,
остальные игроки бегают по комнате, издавая веселые звуки: «ку- ку», «ля-ля», «а вот и я!»
Схватив попавшегося, водящий
угадывает, кто это, и только после снимает повязку.
Предостережение: Следите, чтобы ребенок долго не «жмурился» в поисках игроков,
как только почувствуете, что они затянулись, поддайтесь с радостью.
Игра «Маски»
Цель: передавать чувство страха на бумаге
Ход игры: Минимальное количество участников –2, но чем больше, тем интереснее
и полезнее игра.
Необходимы краски и бумага, липкая лента. На бумаге рисуются страшные маски,
затем
каждый участник примеряет себе любую, остается в ней какое-то время, можно
потанцевать «дикие» танцы, побегать, погоняться друг за другом. Затем происходит ритуал
снятия масок, все берутся за руки, улыбаются друг другу, можно плавно потанцевать.
Совет: Чтобы закрепить маски на лице, лучше использовать липкую ленту или
пластырь.
Упражнение «Расскажи свой страх»
Цель: учить раскрепощаться, передавать в речи своё состояние страха.
Ход игры: Минимальное количество участников -2, чем больше, тем продуктивнее
упражнение. В тесном доверительном круге взрослый рассказывает о детских страхах: «А
вот когда я был таким, как ты, то...» Затем задает вопрос: «А у вас было такое?» «А кто
чего боится, расскажите!» Дети, по желанию, рассказывают о ситуациях, когда им было
страшно.
Ведущий каждый раз просит поднять руку тех, у кого было похожее.
Предостережение: Следите, чтобы сюжеты рассказов были непохожими, обговорите
все возможные детские страхи: темноты, одиночества, смерти, чужих людей, животных,
злых сказочных героев и т.д.
Упражнение «Необычное сражение»
Цель игры: воспитывать ловкость, смелость, развивать координацию движений.
Ход игры Количество участников - не менее 2-х человек. В просторном помещении
или на улице накидывается много маленький мячей или собранных заранее высохших
еловых шишек.
3
Представив, что в предстоящей «битве» обязательно надо победить, участники игры
пытаются нападать и защищаться, кидая шишки или мячи. Каждый должен собрать больше
трофеев, а свои запасы беречь.
Замечание: Объясните, что попадание мячом или шишкой это немного больно, но
таким образом можно стать отважным, сильным, смелым победителем.
Дети со страхами часто проявляют чрезмерную агрессию, поэтому им будут, полезны
следующие игры и упражнения.
Упражнения для детей 4 Лет «Прогони Бабу Ягу»
Цель: содействовать символическому уничтожению страхов детей.
Ход
игры: Ребенка
просят
представить,
что
в
стул
залезла
Баба
Яга,
надо
обязательно прогнать ее оттуда.
Она очень боится громких криков и шумов. Ребенку предлагается прогнать Бабу Ягу,
для этого надо покричать и постучать по стулу пустыми пластмассовыми бутылками.
«Цирк»
Цель игры: воспитывать смелость, решительность.
Ход
игры: Ведущий изображает дрессировщика, а дети дрессированных собачек,
лошадей, потом - тигров. Животные не всегда слушаются дрессировщика, а тигры даже
рычат на него. Они не хотят слушаться дрессировщика, но он заставляет их делать это.
Потом дети и взрослый меняются ролями, роль дрессировщика они выполняют по
очереди.
Упражнения для детей 5 лет
«Конкурс художников»
Цель игры: развивать творчество у детей, добрые начала и побуждения.
Ход игры: Ведущий заранее готовит черно-белые рисунки какого-нибудь сказочного
агрессивного
персонажа.
Детям
предлагается
поиграть
в
художников,
которые
смогут
сделать этот рисунок добрым. Всем детям даются заранее приготовленные рисунки, к
которым они пририсовывают «добрые детали»: пушистый хвост, яркую шляпку, красивые
игрушки и т.п.При этом можно устроить конкурс - чей персонаж выглядит добрее всех?
«Почему подрались мальчики»
Ведущий заранее готовит рисунок, на котором изображены дерущиеся мальчики.
Показывает
этот
рисунок
и
предлагает
придумать,
почему
ребята
подрались,
чем
закончится драка, будут ли они жалеть о том, что подрались, и как можно было бы
поступить по-другому.
На
последующих
занятиях
можно
рассматривать
другие
аналогичные
рисунки,
задавая те же вопросы.
«Я могу защитить...»
Цель игры: воспитывать смелость.
Ход игры:
Дети и ведущий перебрасываются мячиком. Тот, у кого в руках мячик,
заканчивает
фразу
«Я
могу
защитить...».
Если
дети
достаточно
взрослые,
можно
использовать фразу «Я могу защитить..., потому что...».
4
«Я не упаду»
Цель : формировать у детей доверие к окружающим.
Ход
игры: На
полу
ведущий
раскладывает
канат
(толстую
веревку)
примерно
двухметровой длины, так, чтобы получилась какая-нибудь замысловатая фигура. Один
ребенок снимает обувь и становится на край каната двумя ногами (пяточка одной ноги
касается пальцев другой). Ему завязывают глаза. Затем взрослый, страхуя ребенка, дает
команды, способствующие его передвижению по канату («шаг вперед», «шаг влево», «шаг
вправо» и т.п.). Ребенку необходимо, не сойдя с каната, пройти его весь — с начала до
конца. Это упражнение выполняют по очереди все дети.
Упражнение можно повторять несколько раз, постепенно усложняя траекторию пути,
начинать с простых фигур из каната, затем усложнять их.
«Чужие рисунки»
Цель: предоставить детям возможность обсудить свои и чужие страхи.
Ход игры: Детям показывают нарисованные другими детьми «страхи». Глядя на эти
рисунки, дети должны рассказать,чего, по их мнению, боялись авторы рисунков и как им
можно было бы помочь.
«Закончи предложение»
Цель: предоставить детям возможность актуализировать свой страх и поговорить о
нем.
Ход
и г р ы : «Дети
боятся...»
«Взрослые
обычно
боятся...»
«Мамы
обычно
боятся...«Учителя (воспитатели) обычно боятся...» При обсуждении делается вывод о том,
что иногда страх испытывают все люди и это совсем не стыдно. Причем часто бывает так,
что
некоторые
страхи
с
возрастом
проходят.
Предлагается
по
очереди
закончить
предложения: «Страхи обычно исчезают, например, ни один взрослый уже не боится
оставаться один дома, а подростки даже любят быть одни и закрывают дверь своей
комнаты».
«Очень страшное»
Цель: предоставить детям возможность актуализировать свой страх и поговорить о
нем.
Ход
игры: Каждому из детей предлагается нарисовать рисунок на тему «Что-то
очень страшное», а затем рассказать о нем.
«Превратись в игрушку»
Цель: предоставить детям возможность проявить реальные чувства.
Ход игры:
Каждый ребенок выбирает из кучи маленьких пластмассовых игрушек,
изображающих агрессивных персонажей, ту, в которую он хотел или мог бы превратиться.
Затем от имени этой игрушки составляет рассказ. Понятно, что в рассказе присутствуют
собственные конфликты и желания.
«Книга моих подвигов»
Цель: содействовать повышению самооценки детей.
Ход
игры:
Сначала ведущий вместе с детьми придумывает историю о том, как
ребенок совершает подвиг — побеждает какое-либо злое существо. Затем ведущий вместе
5
с одним из детей разыгрывает эту ситуацию, остальные дети наблюдают за тем, как это
происходит.
После
этого
каждый
ребенок
придумывает
и
рисует
«свой
собственный
подвиг». После того как рисунки готовы, дети показывают их группе и рассказывают о них.
«Одень страшилку»
Цель: дать детям возможность поработать с предметом своего страха.
Ход игры: Ведущий заранее готовит черно-белые рисунки какого-нибудь страшного
персонажа: Бабы-Яги, привидения и т.п. (образец такого рисунка Каждый ребенок получает
экземпляр рисунка. Он должен «одеть его» при помощи пластилина. Ребенок выбирает
пластилин нужного ему цвета, отрывает маленькие кусочки и размазывает их внутри
контура страшилки. Когда дети «оденут» свои страшилки, они рассказывают о них группе.
Ведущий стимулирует рассказы своими вопросами. Например: что этот персонаж
любит и не любит, кого боится, кто боится его? И т.п.
«Дорисуй страшного»
Цель: помочь детям в проявлении чувств по отношению к предмету страха.
Ход игры:
Ведущий
заранее
готовит
незавершенные
черно-белые
рисунки
страшного
персонажа: скелета, привидения и т.п. На занятии он раздает эти рисунки детям и просит
дорисовать их. Затем дети показывают свои рисунки и рассказывают истории про них.
Упражнения для детей 6 лет
Игра «Школа пуганья»
Цель:
предоставить
детям
возможность
актуализировать
чувство
страха
и
отреагировать
свои
агрессивные
чувства;
развивать
у
детей
рефлексию
агрессивного
поведения и обучать их контролировать свои действия в угрожающих ситуациях.
Ход игры:
Взрослый предлагает детям поступить в необычную школу — школу
пуганья.
На
уроках
в
этой
школе
учащиеся
учатся
пугать
друг
друга
различными
способами.
Урок 1. «Испугаем разными способами»
Дети
должны
придумать
разные
способы
того,
как
можно
испугать
человека
(взрослый
их
записывает).
Если
дети
затрудняются
словесно
выразить
предлагаемые
варианты, взрослый помогает им. Как правило, дети говорят, что человека можно испугать
криком, громким стуком, страшными словами, страшным смехом, страшным лицом или
картинкой.
После этого взрослый выдает одному из детей задание испугать остальных тем или
иным
способом
из
составленного
ранее
списка.
За
каждое
выполненное
задание
в
специальном дневнике ставятся плюсы. При этом взрослый обращает внимание каждого
ребенка на то, чтобы он строго следовал предложенному заданию, например: «Испугать
только лицом, но молча», или «...только криком, но не меняя выражение лица». Можно
предложить
ребенку
подойти
к
зеркалу
и
убедиться
в
том,
что
страшный
крик
или
страшные слова («Я тебя съем» и т.п.) не сопровождаются изменениями мимики. В этом
случае ребенок учится осознавать и контролировать свои действия.
В
конце
урока
ведущий
договаривается
с
детьми,
что
все
«изученное»
в
этой
необычной школе должно остаться тайной, чтобы никто из ребят об этом не узнал. Это
6
необходимо для того, чтобы дети не начали применять «полученные знания» на практике в
классе или в группе детского сада.
Естественно,
занятие
должно
заканчиваться
расслаблением
детей.
Можно
предложить им удобно устроиться в креслах, закрыть глаза и послушать звуки в комнате, в
коридоре, на улице.
При
этом
ведущий
сам
закрывает
глаза,
слушает
звуки
и
некоторые
тихонечко
называет, чтобы привлечь к ним внимание детей.
Урок 2. «Рисунок чего-то очень страшного»
Детям предлагается нарисовать что-то «...такое страшное, чего можно испугаться».
Затем один или несколько рисунков «оживляются» или инсценируются для того,
чтобы дать детям возможность открыто проявить чувство страха.
Урок З. «Страшная маска»
Каждому ребенку предлагается, используя маленькие кусочки пластилина, сделать на
бумаге маску какого-нибудь страшного персонажа. При этом взрослый следит за тем, чтобы
кусочки тщательно размазывались по бумаге, и с помощью вопросов «Где он живет? Что
он любит?» и т.п. побуждает ребенка рассказывать о своем персонаже. Особое внимание
уделяется тому, чтобы ребенок тщательно изобразил глаза, по возможности описал словами
взгляд персонажа.
Очень важно, чтобы в маске присутствовали средства проявления агрессии (клыки,
зубы, ядовитая слюна, рога и т.п.), а также свидетельства ее проявления (например, кровь).
После того как маска будет готова, ребенок вырезает, а затем примеряет ее и рассматривает
себя в зеркале. Можно предложить ему побыть в роли этого персонажа, произнести какие-
нибудь страшные звуки, попугать кого-либо. Затем маску надевает ведущий или другой
участник и пугает ребенка, который должен показать испуг как можно выразительнее.
Урок 4. «Страшная рука»
Предлагается тем же способом, что и на предыдущем уроке, с помощью пластилина
изобразить на бумаге руку страшного персонажа. Для этого каждый ребенок сначала
обводит свою руку, затем обмазывает ее пластилином так, чтобы она стала «очень-очень
страшной». Потом можно предложить желающим составить рассказ, в котором главным
героем была бы созданная ими страшная рука.
Урок 5. «Страшный рисунок на полу»
Для выполнения этого упражнения необходим кусок обоев или бумаги по росту
ребенка.
Упражнение можно выполнять индивидуально или в группе, в которой один
ребенок на время становится основным действующим лицом, а остальные наблюдают за
происходящим.
Ведущий предлагает этому ребенку нарисовать портрет какого-нибудь страшного
сказочного персонажа в полный рост. Для этого на пол кладется кусок обоев или бумаги,
ребенок на него ложится, а взрослый обводит контуры его тела. Затем сам ребенок, другие
участники и взрослый вместе раскрашивают полученный контур так, чтобы он был похож
на выбранный ребенком образ. Если на предыдущих занятиях ребенок рисовал страшную
маску, можно сразу же положить ее на контур тела. Получается очень страшный портрет
очень страшного героя.
Урок 6. «Страшный кукольный театр»
Так же, как и предыдущее, это упражнение можно выполнять индивидуально или в
группе, в которой один ребенок на время становится основным действующим лицом, а
остальные наблюдают за происходящим.
7
На этом занятии ребенок сначала вырезает по контуру фигуру очень страшного
сказочного героя. Затем ему предлагается устроить кукольный театр.
Два
составленных
вместе
стула
закрывают
куском
ткани
(лучше
черной).
Это
-ширма, сверху кладут вырезанную фигуру. Взрослый и остальные дети, исполняющие
роль зрителей, хлопают, как перед началом спектакля. Ребенок садится на корточки за
ширму и сочиняет рассказ от лица этого сказочного героя -рассказывает о том, где он жил
раньше, что он любит сейчас, и т.п.
Потом
взрослый
и
ребенок
меняются
ролями.
Ребенок
становится
зрителем,
а
взрослый - страшным персонажем. При этом взрослый видоизменяет рассказ ребенка: его
персонаж раньше был нормальным хорошим человеком, но его заколдовала злая ведьма.
Теперь же он хоть и совершает злые дела, но ему грустно и одиноко. Он просит зрителей
расколдовать его.
Ребенок расколдовывает страшного героя, а потом опять идет за ширму и составляет
свой рассказ, по возможности похожий на рассказ взрослого. Взрослый «расколдовывает»
его
и
предлагает
ему
в
будущем
защищать
детей
и
взрослых
от
таких
же
не
расколдованных героев.
Фактически
вся
процедура
представляет
собой
серию
упражнений.
Они
могут
выполняться последовательно или же в свободном порядке, в индивидуальной работе или в
группе. В последнем случае остальные участники «работают» на одного ребенка, хотя и
сами получают ри этом положительный опыт.
Упражнение «Планеты»
Цель:
предоставить
детям
возможность
отреагировать
агрессивные
чувства
и
способствовать развитию у них навыка самоконтроля.
Ход
игры: Детям предлагается путешествие по различным планетам, каким - они
должны придумать сами. Взрослый раскладывает на столе вырезанные из бумаги круги
разного размера - планеты и просит детей придумать им названия и представить себе
людей,
которые
на
этих
планетах
будут
жить.
Далее
дети
вместе
со
взрослым
путешествуют по планетам, взаимодействуют с существами, которые их населяют. Каждый
из
детей
является
хозяином
одной
планеты.
Он
определяет
характер
ее
обитателей,
основные конфликты на планете и т.п. Когда все дети «прибывают» на его планету, он
играет
роль
местных
жителей,
которые
либо
вступают
в
контакт
с
гостями,
либо
конфликтуют с ними, к примеру, заставляя все время учиться или работать, и т.п.
«Маленькие человечки»
Цель: способствовать снижению у детей страхов
Ход
игры: Для проведения упражнения ведущий заранее готовит вырезанных из
плотной бумаги маленьких человечков: мужчину и женщину.
Детям предлагается раскрасить их, придумать им имя, а затем разыграть какую-
нибудь историю, в которой бы присутствовали трусливые люди.
«Рисование кусочками»
Цель: предоставить детям возможность проявления реальных чувств.
Это упражнение полезно детям с деструктивной, берущей свое начало в раннем
возрасте (от года до трех лет) агрессивностью. Таким детям нравятся любые процессы
разрушения — рвать, ломать, резать и т.п. В то же время они могут испытывать трудности в
8
рисовании из-за страха сделать ошибку. Им будет полезно следующее упражнение. Детям
предлагается сначала разрезать листы цветной бумаги на мелкие кусочки, а затем сделать
из них любую аппликацию на чистом листе. После этого можно составить рассказ по
выполненной аппликации.
«Лабиринт страхов»
Цель: предоставить ребенку возможность для актуализации своего страха.
Детям
дается
рисунок,
на
котором
изображен
пустой
лабиринт.
Предлагается
«заселить» его страшными персонажами. После выполнения задания дети показывают
работы группе, рассказывают о них. Ведущий старается сделать так, чтобы работы вызвали
неагрессивный смех детей.
«Парикмахерская»
Цель: снизить степень страха через придание объектам страха несвойственных им,
непривычных характеристик.
Ведущий просит детей закрыть глаза и представить себе какое-нибудь страшное
существо, которого обычно боятся все дети. Затем они рисуют то, что представили. После
этого взрослый рассказывает, что это существо — девушка, которая собирается выйти
замуж.
Поэтому
ей
необходимо
посетить
парикмахерскую,
где
ей
сделают
красивую
прическу. Ребенок выступает в роли парикмахера, а затем визажиста, то есть рисует ей
красивую
прическу,
подкрашивает
глаза,
надевает
серьги
и
т.п.
Если
это
существо
мужского пола, то можно сделать красивую стрижку, нарисовать модный галстук, пиджак и
т.п.
«Страшная сказка по кругу»
Цель: помочь детям довести страх до гротеска.
Дети при помощи ведущего, по очереди добавляя каждый по 1-2 предложения,
сочиняют страшную сказку. Сказка должна «нагромоздить» так много страшного, чтобы
обратить страшное содержание в смешную противоположность. Например: «Алеша по
дороге в школу увидел собаку. Она оказалась громадной. Она была к тому же очень
голодна. Алеша очень испугался. Собака с оскаленной пастью бросилась к Алеше. Алеше
некуда было спрятаться. Он снял рюкзак и стал туда залезать, чтобы спрятаться от собаки.
Собака начала страшно лаять.
Алеше от страха захотелось в туалет. Потом он начал громко кричать: ― Помогите!
Собака
испугалась
его
и
убежала.
Оказывается,
она
почуяла
запах
бутерброда
из
Алешиного рюкзака и ждала, что он угостит ее».
«Больница»
Цель: вызвать у детей сопереживание объектам страха.
Детей просят закрыть глаза и представить какое-либо страшное существо, которого
обычно боятся все дети. После этого предлагают нарисовать того, кого они представили.
Затем взрослый сообщает, что у страшного существа очень болят зубы, распухла щека.
Каждому ребенку нужно нарисовать на его лице страдание (слезы, повязку и т.п.). Затем
взрослый рассказывает, что это существо очень боится идти к врачу, оно, так же как и дети,
не любит лечить зубы. Ребенку нужно превратиться в доброго и внимательного врача,
9
которого никто не боится, и «вылечить» это страшное существо - нарисовать его заново, но
уже веселым и счастливым.
Упражнение для детей 7 лет
«Азбука страхов»
Цель: снизить уровень страха через идентификацию с его объектами.
Детям предлагается нарисовать их в алфавитном порядке, например: Б - Баба Яга, Г -
Гингема, Д -Дракула и т.п.
Потом каждый ребенок может составить свою книжечку, назвав ее «Азбука страхов».
Работа обычно проводится на нескольких занятиях. На каждом занятии, закончив рисунок,
дети по очереди превращаются в своих персонажей и пугают друг друга. Тем самым
ребенок идентифицируется с объектами своих страхов.
«Чего я боялся, когда был маленьким»
Цель:
предоставить
детям
возможности
для
актуализации
своих
страхов;
способствовать осознанию страха как нормального человеческого чувства.
Ведущий рассказывает детям о своих собственных детских страхах, тем самым
показывая им, что страх - нормальное человеческое чувство и его не надо стыдиться. Затем
он просит детей представить себя маленькими и вспомнить, чего они тогда боялись.
Делается вывод, что боятся все люди, но чем старше они становятся, тем меньше они
испытывают чувство страха.
Пять советов родителям, которые могут помочь ребенку стать
уверенным в социальной среде
1.Поощряйте контакт взглядом.
Разговаривая с ребенком, повторяйте: «Посмотри на меня», «Посмотри мне в глаза»
или «Я хочу увидеть твои глаза». В результате сознательного закрепления этого навыка и
регулярного построения соответствующих моделей поведения ваш ребенок вскоре станет
смотреть в глаза собеседнику.
2.Научите ребенка начинать и заканчивать разговор.
Составьте вместе с ребенком перечень фраз, которыми легко начинать разговор с
разными
группами
людей,
например,
что
он
мог
бы
сказать
знакомому
человеку;
взрослому, с которым он раньше не встречался; приятелю, с которым он не виделся
некоторое время; новому ученику в классе; ребенку, с которым он хотел бы поиграть на
площадке. Затем, меняясь ролями, репетируйте беседу до тех пор, пока ребенок не станет
свободно и самостоятельно пользоваться этими фразами.
3.Тренировка навыков общения с младшими детьми.
Специалисты
рекомендуют
сводить
застенчивых
детей
старшего
возраста
с
младшими братом или сестрой, двоюродными родственниками, соседским ребенком или
ребенком
ваших
друзей
для
непродолжительных
игр.
Работа
приходящей
няней
-великолепная
возможность
для
застенчивых
детей
попрактиковаться
в
социальных
навыках: начать разговор, посмотреть в глаза в том, что ребенок стесняется делать со
своими ровесниками.
4.Создайте условия для игр в паре .
10
Встречи для игр в паре -лучшее средство развития социальной уверенности. В этом
случае ваш ребенок приглашает одного из своих приятелей провести с ним вдвоем пару
часов, чтобы лучше узнать друг друга и попрактиковаться в навыках завязывать дружбу.
Предложите детям легкую закуску и постарайтесь свести вмешательство к минимуму;
присутствие братьев сестер должно быть исключено, телевизор не должен входить в
перечень игр.
Если вы хотите, чтобы ваш застенчивый малыш стал более уверенным в себе, учите
его отстаивать собственное мнение. И не где-нибудь там, вдали от дома, а прежде всего
здесь, в вашей квартире, в разговорах и спорах с вами. Конечно, без грубости и хамства, но
и вы тоже не кипятитесь, натолкнувшись на несогласие. Важное дополнение к сказанному:
чтобы научить ребенка отстаивать собственное мнение, для начала нужно этим мнением
поинтересоваться. И обязательно давайте ему возможность говорить «нет» в ситуациях, в
которых у него есть выбор.
Научите своего ребенка нормально воспринимать шутки других людей, да и сами с
малышом
выучите
какой-нибудь
детский
анекдот
или
шутку.
Ведь
юмор
и
улыбка
-отличное средство в трудных ситуациях.
Приучайте
ребенка
к
положительной
самооценке.
Тренируйтесь
вместе
перед
зеркалом произносить такие чудодейственные фразы, как:«Я смелый», «Я уверенный в
себе» и т.д. Например, отлично поднимет настроение, когда утречком, сонные, неумытые и
непричесанные, вы, глядя с улыбкой в зеркало, серьезно произнес
ѐ
те хором: «Какие мы
все-таки красивые!» (для мамы с дочкой).
Помогите своему ребенку, ведь уверенность в себе тренируется постепенно. Скоро
ваш ребенок перестанет бояться подходить к другим деткам или проситься в игру, смело
станет высказывать свое мнение и отстаивать свою точку зрения. И в этом будет ваша
заслуга.
Желаем успехов Вам и Вашему ребенку!
Литература
1.Ваш ребёнок: наблюдаем, изучаем, развиваем. Общение - дети 5 -7 лет. Ярославль:
Академия развития, 2001. - 254 с.
2.
Венгер
А.Л.
"Симптоматические"
рекомендации
в
психологическом
консультировании детей и подростков// Журнал практической психологии и психоанализа.
2004. №3. - С. 6-8.
3.Захаров А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия. М.:Издательство
ЭКСМО - Пресс,2000.- 448 с.
4.Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей - СПб.: Изд-во Союз, 2004. - 328 с.
5.Захаров
А.И.
Как
предупредить
отклонения
в
поведении
ребёнка:
Книга
для
воспитателей детского сада и родителей. 2-е изд., доп. - М.:Просвещение, 1993.- 192 с.
6. Крайг Г. Психология развития. - СПб., 2000. - 238 с.
11
7.
Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми - СПб: Изд-во
«Речь», 2000. - 45 с.
8. Практикум для детской психокоррекции / Под ред. Г.А. Широкова, Е.Г. Жадько. - 3
изд. - Ростов-на-Дону.:Феникс,2005. - 172 с.
9. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: Учеб.
пособие
для
студ.
высш.
учебн.
заведений
/
Под
редакцией
Е.Г.Силяевой.
-
М.:«Академия»,2002. - 88 с.
10. Сатир В. Вы и ваша семья: Руководство по личностному росту. - М., 2000. - 57 с.
11. Щербатых Ю. В. Психология страха. - М.:Эксмо-пресс, 2002 . - 54с.
12