"ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ЗАСТЕНЧИВОСТИ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ"
Автор: Борисенко Маргарита Михайловна Должность: студентка Учебное заведение: Иркутский региональный колледж педагогического образования Населённый пункт: город Иркутск, Иркутская область Наименование материала: статья Тема: "ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ЗАСТЕНЧИВОСТИ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ" Раздел: дошкольное образование
ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Борисенко Маргарита
Иркутский региональный колледж педагогического образования
Научный руководитель - В.И. Лескова, преподаватель высшей
квалификационной категории
Эмоциональное благополучие ребёнка – дошкольника осуществляется
воспитанием,
придерживающимся
демократического
стиля
в
общении,
уважении
личности
ребёнка.
Но
существуют
различные
факторы,
тормозящие развитие полноценной личности. Одними, из которых, является
застенчивость.
Отечественные
и
зарубежные
учёные
(Ю.А.
Азаров.
Е.
Волкова
-
Гаспарова, Ф. Зимбардо, В.П. Кащенко, Р.С. Немов, 3.Фрейд и др.) имеют
свою
точку
зрения
на
проблему
застенчивости,
но
все
отмечают
её
отрицательное
воздействие,
которое,
закладываясь
в
раннем
детстве,
управляет
затем
всей
жизнью
взрослого
человека.
Подходы
каждого
из
авторов помогают нам глубже увидеть данную проблему, проанализировать и
раскрыть тему исследования.
Необходимо отметить актуальность данной проблемы, т.к. жалобы на
застенчивость, стеснительность детей дошкольного возраста возникают чаще
всего в связи с подготовкой их к школе, т.е. приблизительно в 6-7 лет.
Поэтому
необходимо
воспитателю
знать
особенности
проявления
застенчивости у ребёнка и найти правильный индивидуальный подход к
нему.
Анализируя литературу по определению «застенчивость», мы нашли
различную
интерпретацию
этого
понятия.
В
русском
языке
слово
«застенчивый» образовано от глагола «застить» и толкуется словарём В. И.
Даля
как
«охотник
затеняться,
не
показываться;
неразвязный;
несмелый;
Оксфордский
словарь
английского
языка
сообщает,
что
впервые
в
письменном виде слово «застенчивый» было употреблено после Рождества
Христова и означало «легко пугающийся». «Быть застенчивым» - значит быть
«трудным для сближения по причине робости, осторожности или недоверия».
Мы
согласны
с
точкой
зрения
Е.
Е.
Волковой-Гаспаровой,
которая
утверждает, что «низкий уровень развития общения у ребёнка в сочетании с
тревожностью
и
ярко
выраженной
неуверенностью
в
себя
является
предпосылкой
того,
чтобы
застенчивость
стала
определяющей
чертой
характера к 6 годам».
1
Наилучшим подходом, по-нашему мнению, в изучении самого понятия,
истоков и признаков проявления застенчивости является исследование Ф.
Зимбардо. Он говорит о том, что застенчивость – коварная личная проблема,
принимающая размеры настоящей эпидемии и поэтому её по праву можно
назвать
«социальным
заболеванием».
«Застенчивость
-
утверждает
Ф.
Зимбардо, - в какой-то степени может искалечить психику, в какой-то самый
тяжелый момент может быть душевным недугом, а её последствия могут
стать поистине разрушительными [4:18].
М.В.
Бениаминова
связывает
проявление
застенчивости
с
темпераментом,
который
характеризует
индивидуальные
особенности
человека, обусловленные типом высшей нервной деятельности. Наиболее
предрасположенными
к
проявлению
застенчивости
М.В.
Бениаминова
считает детей, обладающих меланхолическим темпераментом. По ее мнению
у меланхолика слабый тип высшей нервной системы, со слабыми нервными
проце сс ами,
как
возбуждения,
т ак
и
торможения,
с
н и з ко й
работоспособностью клеток головного мозга [1:57].
На сегодняшний день в психологии распространена точка зрения, что
застенчивость
является
результатом
реакции
на
эмоцию
страха,
который
возникает в определённый момент при взаимодействии ребёнка с другими
людьми
и
закрепляется
(исследования
А.
Фромма).
Автор
считает,
что
«робость нередко возникает у детей, особенно в присутствии взрослых или
незнакомых ребят. Они начинают стесняться, смущаться и выглядят более
заторможенными, чем обычно».
Проанализировав различные теоретические подходы, относящиеся к
теме нашего исследования, мы попытались сформулировать своё понимание
феномена
застенчивости.
На
наш
взгляд,
застенчивость
–
симптом
отклоняющегося
поведения,
сопровождающийся
определённой
совокупностью
ощущений:
от
лёгкого
дискомфорта
до
непреодолимого
страха, неврозов перед другими людьми, которые имеют ситуативный или
постоянный характер протекания во времени.
Основными
признаками,
характеризующими
застенчивого
ребёнка,
являются
внешние
признаки
поведения:
нежелание
вступать
в
беседу,
затруднителен
или
даже
невозможен
контакт
глаз,
избегание
людей,
непроявление инициативы. Такое поведение затрудняет социальное общение
и межличностные контакты, необходимые всем людям без исключения. Из-за
того, что застенчивым раз за разом не удаётся выразить себя, они менее
других способны создать свой собственный мир.
На
физиологическом
уровне
дети
испытывают
учащение
пульса,
сильное
сердцебиение,
покраснение
лица,
которое
невозможно
скрыть,
смущение, неловкость.
2
Внутренняя
психологическая
проблема
уходит
своими
корнями
в
детство. Наблюдения разных исследователей показывают, что застенчивость
появляется у многих детей уже в 3-4 летнем возрасте и сохраняется на
протяжении всего дошкольного детства. Практически все дети, которые вели
себя застенчивыми в три года, сохранили это качество до 7 лет.
Исследования Смолевой Т.О. показывают, что 86 % неуверенных детей
воспитывались в семьях с преобладанием авторитарного стиля, для которого
характерны
конфликты
в
отношениях
ребёнка
с
родителями
при
недоброжелательном тоне обращений с ними, повышение голоса, отсутствие
понимания и интереса ребёнка.
Таким образом, проблема застенчивости мешает ребёнку гармонично
развиваться, стать полноценной личностью без противоречий и работой над
собой.
Мы
подобрали
диагностические
методики,
которые
помогли
нам
выявить и определить степень проявления застенчивости у детей старшего
дошкольного возраста.
Наблюдение
за
поведением
ребёнка
(автор
Д.
Скотт,
методика
модернизирована Г.Я. Кудриной) [6:27];
Методика «Два дома» (автор А. П. Венгер, Н. К. Цукерман).
Анкетирование родителей.
Работа проводилась в подготовительной к школе группе МБДОУ № 77 города
Иркутска, было обследовано 10 детей.
Целью наблюдения за поведением ребенка являлось получение общих
представлений о личности ребёнка, а также показателей, характерных для
застенчивых
детей
(изоляция
в
группе
сверстников,
неуверенности,
эмоциональной сдержанности). В результате мы выявили трех детей с низкой
степенью застенчивости и одного ребенка с высокой.
Целью методики «Два дома» являлось определение межличностных
отношений между родителями и ребёнком в семье. Эта методика, на наш
взгляд, имеет неоспоримую ценность, т. к. благодаря выводам, сделанными
нами,
можно
установить
причину
появления
застенчивости.
Методика
рассматривает
благополучие
или
неблагополучие
ребенка
в
семье,
сотрудничество
с
другими
детьми
или,
наоборот,
замкнутость
и
отчужденность. Мы определили, что у 4 детей есть определенные трудности
во взаимоотношении с родителями, и особенно с другими детьми.
3
Целью
анкетирования
родителей
было
получение
представлений
о
личности ребёнка; а также показателей, характерных для застенчивых детей,
выявление возможных причин застенчивости. Проанализировав результаты
анкетирования, мы определили, что 4 детей являются застенчивыми.
Таким образом, мы выяснили, что в обследуемой нами группе четверо
детей с различной степенью проявления застенчивости.
Исходя
из
выше
сказанного,
работа
с
застенчивыми
детьми
может
вестись в нескольких направлениях: развитие позитивного самовосприятия;
повышение уверенности в себе и своих силах; развитие доверия к другим;
снижение страхов; снятие телесного напряжения; развитие умения выражать
свои
эмоции;
развитие
навыков
коллективной
работы
и
навыков
самоконтроля.
В
данных
направлениях
можно
использовать
следующие
методы
и
приемы:
обучение
способам
расслабления;
проигрывание
проблемных
ситуаций,
являющихся
травмирующими
для
застенчивого
ребёнка (публичное выступление, ситуация знакомства и т.д.); подвижные
игры
для
развития
коммуникативных
навыков;
постановка
спектакля;
рисование
для
выявления
и
отработки
страхов;
обучение
диалоговому
общению в сюжетно-ролевых играх. Поэтому помочь ребёнку преодолеть
застенчивость,
сформировать
у
него
желание
общаться
-
задача
вполне
выполнимая,
однако
решать
её
необходимо
всем
взрослым,
которые
взаимодействуют
с
застенчивым
ребёнком,
-
родителям,
воспитателям,
психологам. Чем раньше мы начнём преодолевать застенчивость, тем лучше
для ребёнка. С возрастом у ребёнка формируется стереотип застенчивого
поведения, оно закрепляется и тяжело корректируется. Ребёнок начинает
отдавать себе отчёт в своём "недостатке", и это очень осложняет работу с
ним, поскольку дошкольник непроизвольно фиксирует внимание на своей
застенчивости и особенностях своего характера.
Библиографический список
1.
Большой психолого-педагогический словарь [Текст] /– Ростов - на
Дону/.: «Феникс», 1999.-576 с.
2.
Василюк,
Ф.
Е.
Психологические
переживания
(анализ
преодоления
критических
ситуаций)
[Текст]/
Ф.Е.
Василюк//
–
М.:
Издательство Московского университета, 1984. – 200 с.
3.
Галигузова,
Л.Н.
Психологический
анализ
феномена
застенчивости [Текст]/ Л.Н. Галигузова //Вопросы психологии. - 2000. - №5.
– С. 12 – 18.
4.
Гаспарова,
Е.
Застенчивый
ребёнок
[Текст]/Е.
Гаспарова
//
Дошкольное воспитание. - 1989. - №3. – С.10 – 15.
5.
Зимбардо,
Ф.
Застенчивость
(что
это
такое
и
как
с
ней
справляться) [Текст]/– СПб: Питер Пресс, 2006. – 256 с.
4