Автор: Мухаметдинов Рият Загретдинович
Должность: Преподаватель рисунка,живописи и композиции
Учебное заведение: МАУ ДО г.Набережные Челны
Населённый пункт: г. Набережные Челны Татарстан
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Основные правила и приемы композиции
Раздел: дополнительное образование
ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ
МУХАМЕТДИНОВ
РИЯТ
ЗАГРЕТДИНОВИЧ
Композиция в изобразительном искусстве связана с
необходимостью передать основной замысел, идею произведения
наиболее ясно и убедительно. Главное в композиции - создание
художественного образа. Картины, написанные в разные эпохи, в
совершенно различных стилях, поражают наше воображение и
надолго запоминаются во многом благодаря четкому
композиционному построению.
Композиция строится по определенным
законам. Ее правила и приемы взаимосвязаны
между собой и действуют во все моменты
работы над композицией. Все направлено на
достижение выразительности и цельности
художественного произведения.
Поиск оригинального композиционного
решения, использование средств
художественной выразительности, наиболее
подходящих для воплощения замысла
художника, составляют основы
выразительности композиции.
основные закономерности построения художественного
произведения, которые можно назвать правилами, приемами и
средствами композиции.
Основной замысел композиции может быть построен на
контрастах доброго и злого, веселого и грустного, нового и
старого, спокойного и динамичного и т. п.
Композиционные задачи, решаемые с помощью живописи,
достаточно обширны. Цветовое решение композиции влияет
на характер художественных образов произведения искусства.
Образы могут быть радостные, грустные, лирические, интимные,
героические, эпические и т. д. Это зависит прежде всего
от замысла, а выражается различными художественными
средствами, и в первую очередь главной художественной формой
произведения искусства — композицией, которая использует такое
средство, как цвет. От замысла зависит характер цветовой гаммы,
который может быть декоративным или живописным, теплым
или холодным. На композицию влияет и степень колористической
выразительности, ее завершенности в произведении. Цветовое
решение композиции включает в себя задачи не только цветовые,
но и тоновые.
Контраст как универсальное средство помогает создать яркое и
выразительное произведение. Леонардо да Винчи в "Трактате о
живописи" говорил о необходимости использовать контрасты
величин (высокого с низким, большого с маленьким, толстого с
тонким), фактур, материалов, объема, плоскости и др.
Тональный и цветовой контрасты используются в процессе
создания произведений графики и живописи любого жанра.
Светлый объект лучше заметен, выразительнее на темном фоне
и, наоборот, темный - на светлом.
На картине В. Серова "Девочка с персиками" (ил. 36)
можно хорошо видеть, что смуглое лицо девочки
выделяется темным пятном на фоне светлого окна.
И хотя поза девочки спокойна, все в ее облике
бесконечно живо, кажется, что она сейчас
улыбнется, переведет взгляд, пошевелится. Когда
человек изображен в типичный момент своего
поведения, способным на движение, не застывшим,
мы восхищаемся таким портретом.
Пример использования контрастов в многофигурной
тематической композиции - картина К. Брюллова "Последний
день Помпеи". Она отображает трагический момент гибели
людей во время извержения вулкана. Композиция этой картины
построена на ритме светлых и темных пятен, разнообразных
контрастах. Главные группы фигур расположены на втором
пространственном плане. Они выделены самым сильным
светом от вспышки молнии и поэтому наиболее контрастны.
Фигуры этого плана особенно динамичны и выразительны,
отличаются тонкой психологической характеристикой.
Панический страх, ужас, отчаяние и безумие - все это отразилось
на поведении людей, их позах, жестах, действиях, лицах.
Для достижения цельности композиции
следует выделить центр внимания, где будет
расположено главное, отказаться от
второстепенных деталей, приглушить
отвлекающие от главного контрасты.
Композиционной цельности можно добиться,
если объединить светом, тоном или
колоритом все части произведения.
Важная роль в композиции отводится фону
или среде, в которой происходит действие.
Окружение героев имеет огромное значение
для раскрытия содержания картины.
Единства впечатления, цельности
композиции можно достигнуть, если найти
необходимые средства для воплощения
замысла, в том числе и наиболее типичный
интерьер или пейзаж.
цельность композиции зависит от способности
художника подчинить второстепенное
главному, от связей всех элементов между
собой. То есть недопустимо, чтобы сразу
бросалось в глаза что-то второстепенное в
композиции, в то время как самое важное
оставалось незамеченным. Каждая деталь
должна восприниматься как необходимая,
добавляющая что-то новое к развитию
замысла автора.
Запомните:
- ни одна часть композиции не может быть
изъята или заменена без ущерба для целого;
- части не могут меняться местами без
ущерба для целого;
- ни один новый элемент не может быть
присоединен к композиции без ущерба для
целого.
Знание закономерностей композиции поможет
вам сделать свои рисунки более
выразительными, но это знание вовсе не
самоцель, а лишь средство, помогающее
достигнуть успеха. Порой сознательное
нарушение композиционных правил становится
творческой удачей, если помогает художнику
точнее воплотить свой замысел, то есть бывают
исключения из правил. Например, можно
считать обязательным то, что в портрете, если
голова или фигура повернуты вправо, перед
ними необходимо оставить свободное место,
чтобы портретируемому, условно говоря, было
куда смотреть. И, наоборот, если голова
повернута влево, то ее сдвигают вправо от
центра.
В. Серов в портрете Ермоловой
нарушает это правило, чем
добивается поразительного эффекта
- создается впечатление, что великая
актриса обращается к зрителям,
которые находятся за рамой картины.
Целостность композиции достигается
тем, что силуэт фигуры
уравновешивается шлейфом платья
и зеркалом (ил. 38). Можно выделить
следующие композиционные
правила: передачи движения
(динамики), покоя (статики), золотого
сечения (одной трети).
Средства композиции включают: формат,
пространство, композиционный центр,
равновесие, ритм, контраст, светотень, цвет,
декоративность, динамику и статику, симметрию
и асимметрию, открытость и замкнутость,
целостность. Таким образом, средства
композиции - это все, что необходимо для ее
создания, в том числе ее приемы и правила. Они
разнообразны, иначе их можно назвать
средствами художественной выразительности
композиции. Здесь названы не все, а только
основные.
К приемам композиции можно
отнести: передачу ритма, симметрии и
асимметрии, равновесия частей
композиции и выделение сюжетно-
композиционного центра.
ПЕРЕДАЧА РИТМА, ДВИЖЕНИЯ
Ритм - универсальное природное
свойство. Он присутствует во
многих явлениях
действительности. Вспомните
примеры из мира живой
природы, которые так или иначе
связаны с ритмом (космические
явления, вращение планет, смена
дня и ночи, цикличность времен
года, рост растений и минералов
и др.). Ритм всегда подразумевает
движение.
Ритм в жизни и в искусстве - это не одно и то же. В
искусстве возможны перебои ритма, ритмические
акценты, его неравномерность, не математическая
точность, как в технике, а живое разнообразие,
находящее соответствующее пластическое решение.
В произведениях изобразительного искусства,
как и в музыке, можно различать активный,
порывистый, дробный ритм или плавный,
спокойный, замедленный.
Ритм - это чередование каких-либо элементов в
определенной последовательности.
В живописи, графике, скульптуре, декоративном
искусстве ритм присутствует как одно из
важнейших выразительных средств
композиции, участвуя не только в построении
изображения, но и зачастую придавая
содержанию определенную эмоциональность.
Ритм может быть задан линиями, пятнами света и
тени, пятнами цвета. Можно использовать
чередование одинаковых элементов композиции,
например фигур людей, их рук или ног В
результате ритм может строиться на контрастах
объемов. Особая роль отводится ритму в
произведениях народного и декоративно-
прикладного искусства. Все многочисленные
композиции разнообразных орнаментов
построены на определенном ритмическом
чередовании их элементов.
Ритм является одной из "волшебных палочек", с
помощью которых можно передать движение на
плоскости
Движение в картине - выразитель времени. На
живописном полотне, фреске, в графических листах и
иллюстрациях обычно движение воспринимается нами
в связи с сюжетной ситуацией. Глубина явлений и
человеческих характеров наиболее ярко проявляется в
конкретном действии, в движении. Даже в таких жанрах,
как портрет, пейзаж или натюрморт, истинные
художники стремятся не просто запечатлеть, но
наполнить изображение динамикой, выразить его
сущность в действии, в ходе определенного периода
времени или даже представить будущее. Динамичность
сюжета может быть связана не только с перемещением
каких-нибудь объектов, но и с их внутренним
состоянием.
Передача ритма, движения
Произведения искусства, в которых присутствует движение,
характеризуют как динамичные.
Почему же ритм передает движение? Это связано с особенностью
нашего зрения. Взгляд, переходя от одного изобразительного элемента к
другому, ему подобному, сам как бы участвует в движении. Например,
когда мы смотрим на волны, переводя взгляд от одной волны к другой,
создается иллюзия их движения.
Изобразительное искусство относится к группе пространственных
искусств в отличие от музыки и литературы, в которых основным
является развитие действия во времени. Естественно, что когда мы
говорим о передаче движения на плоскости, то подразумеваем его
иллюзию.
Какими же еще средствами можно передать динамику сюжета?
Художники знают много секретов, чтобы создать иллюзию движения
объектов на картине, подчеркнуть его характер. Рассмотрим некоторые
из этих средств.
простой эксперимент с маленьким мячиком и книгой.
мячик спокойно лежит на книге
медленное движение мячика
быстрое движение мячика
мячик укатился
Если немного наклонить книгу, то мячик
начинает скатываться. Чем больше наклон
книги, тем быстрее скользит по ней мячик,
особенно быстрым становится его движение у
самого края книги.
Почему же так происходит? Каждый может
проделать такой несложный опыт и на его
основании убедиться, что скорость движения
мячика зависит от величины наклона книги.
Если попытаться это изобразить, то в рисунке
наклон книги является диагональю по
отношению к его краям.
ПЕРЕДАЧА РИТМА, ДВИЖЕНИЯ
В. СЕРОВ. Похищение Европы
Н. РЕРИХ. Заморские гости
Правило передачи движения:
- если на картине используются одна или несколько
диагональных линий, то изображение будет казаться
более динамичным . (В. СЕРОВ. Похищение Европы.)
-
эффект движения можно создать, если оставить
свободное пространство перед движущимся объектом
(Н. РЕРИХ. Заморские гости)
-
для передачи движения следует выбирать
определенный его момент, который наиболее ярко
отражает характер движения, является его
кульминацией
.
Кроме этого, изображение будет казаться движущимся, если его
части воссоздают не один какой-либо момент движения, а
последовательные " его фазы. Обратите внимание на руки и позы
плакальщиков древнеегипетского рельефа. Каждая из фигур
застыла в определенном положении, но, рассматривая
композицию по кругу, можно увидеть последовательное движение
Движение становится понятным только тогда, когда мы
рассматриваем произведение в целом, а не отдельные моменты
движения. Свободное пространство перед движущимся объектом
дает возможность мысленно продолжить движение, как бы
приглашает нас двигаться вместе с ним
другом случае кажется, что конь остановился на полном ходу.
Край листа не дает ему возможность продолжить движение
А. БЕНУА. Иллюстрация к поэме А. Пушкина "Медный
всадник". Тушь, акварель
Подчеркнуть движение можно с
помощью направления линий
рисунка. На иллюстрации В. Горяева
все линии устремились вглубь
улицы. Они не только строят
перспективное пространство, но и
показывают движение вглубь улицы,
в третье измерение
П. ПИКАССО. Торо и торерос.
Тушь
Ощущение движения можно
достигнуть, если использовать
размытый фон, неясные, нечеткие
контуры объектов на заднем плане
В. ГОРЯЕВ. Иллюстрация к поэме Н.
Гоголя "Мертвые души". Карандаш
Особенность нашего зрения состоит
в том, что мы читаем текст слева
направо, и легче воспринимается
движение слева направо, оно кажется
быстрее.
Е. МОИСЕЕНКО. Вестники
МИРОН. Дискобол
Большое количество вертикальных или горизонтальных
линий фона может затормозить движение
Изменение направления движения может его
ускорить или замедлить
Правило передачи покоя:
- если на картине отсутствуют диагональные
направления;
- если перед движущимся объектом нет
свободного пространства
-
если объекты изображены в спокойных
(статичных) позах, нет кульминации действия
-
- если композиция является симметричной,
уравновешенной или образует простые
геометрические схемы (треугольник, круг, овал,
квадрат, прямоугольник), то она считается
статичной
К. МАЛЕВИЧ. На сенокосе
Ощущение покоя может возникнуть в произведении искусства
и при ряде других условий. Например, на картине К. Коровина
"Зимой"), несмотря на то, что есть диагональные
направления, сани с лошадью стоят спокойно, нет ощущения
движения по следующим причинам: геометрический и
композиционный центры картины совпадают, композиция
является уравновешенной, и свободное пространство перед
лошадью перегораживается деревом.
К. КОРОВИН. Зимой
ВЫДЕЛЕНИЕ СЮЖЕТНО-
КОМПОЗИЦИОННОГО ЦЕНТРА
Не только в произведениях живописи, но и в графике, скульптуре,
декоративном искусстве, архитектуре выделяют композиционный
центр. Например, мастера Возрождения предпочитали, чтобы
композиционный центр совпадал с центром холста. Размещая
главных героев таким образом, художники хотели подчеркнуть их
важную роль, значимость для сюжета
Создавая композицию, необходимо позаботиться о том, что
будет главным в картине и как выделить это главное, то есть
сюжетно-композиционный центр, который часто также
называют "смысловым центром" или "зрительным центром"
картины.
В сюжете не все одинаково важно, и второстепенные части
подчиняются главному. Центр композиции включает
сюжетную завязку, основное действие и главных
действующих лиц. Композиционный центр должен, в первую
очередь, привлекать внимание. Центр выделяется
освещенностью, цветом, укрупнением изображения,
контрастами и другими средствами
Художники придумали множество
вариантов композиционного построения
картины, когда центр композиции
смещается в любую сторону от
геометрического центра холста, если этого
требует сюжет произведения. Этот прием
хорошо использовать для передачи
движения, динамики событий, быстрого
развертывания сюжета, как на картине В.
Сурикова "Боярыня Морозова"
Картина Рембрандта "Возвращение
блудного сына" - классический пример
композиции, где главное сильно сдвинуто
от центра для наиболее точного
раскрытия основной идеи произведения).
Сюжет картины Рембрандта навеян
евангельской притчей. На пороге родного
дома встретились отец и сын, который
вернулся после скитаний по свету.
Живописуя рубище скитальца, Рембрандт показывает
пройденный сыном тяжкий путь, словно рассказывая
его словами. Можно долго рассматривать эту спину,
сочувствуя страданиям заблудшего. Глубина
пространства передается последовательным
ослаблением светотеневых и цветовых контрастов,
начиная от первого плана. Фактически она строится
фигурами свидетелей сцены прощения,
растворяющимися постепенно в полумраке.
Слепой отец положил руки на плечи сына в знак
прощения. В этом жесте - вся мудрость жизни, боль и
тоска за прожитые в тревоге годы и всепрощение.
Главное в картине Рембрандт выделяет светом,
сосредотачивая на нем наше внимание.
Композиционный центр находится почти у края
картины. Художник уравновешивает композицию
фигурой старшего сына, стоящего справа. Размещение
главного смыслового центра на одной трети расстояния
по высоте соответствует закону золотого сечения,
который с древних времен использовали художники,
чтобы добиться наибольшей выразительности своих
творений.
ВЫДЕЛЕНИЕ СЮЖЕТНО-КОМПОЗИЦИОННОГО ЦЕНТРА
Правило золотого сечения (одной трети): Наиболее важный
элемент изображения располагается в соответствии с
пропорцией золотого сечения, то есть примерно на
расстоянии 1/3 от целого.
Картины с двумя или большим количеством композиционных
центров художники используют для того, чтобы показать
несколько событий, происходящих одновременно и равных
по своей значимости.
Один композиционный центр картины - юная инфанта. К ней с двух
сторон склонились фрейлины - менины. В геометрическом центре
полотна находятся два пятна одинаковой формы и одинакового
размера, но контрастирующие между собой. Они противоположны,
как день и ночь. Оба они - один белый, другой черный - выходы во
внешний мир. Это - другой композиционный центр картины.
Один выход - самая настоящая дверь во внешний мир, солнцем
нам даруемый свет. Другой - это зеркало, в котором отражается
королевская чета. Этот выход можно воспринимать как выход в
другой свет - светское общество. Контраст светлого и темного
начал в картине можно воспринимать как спор между владыкой и
художником или, может быть, противопоставление искусства -
суете, духовной независимости - раболепию.
Разумеется, светлое начало представлено на картине в полный
рост - фигурой художника, он весь растворился в творчестве. Это -
автопортрет Веласкеса. Но за его спиной в глазах короля, в темной
фигуре гофмаршала в проеме двери ощущаются давящие мрачные
силы.
Группа лиц, изображенная художником, достаточно многочисленна,
чтобы зритель, обладающий воображением, получил любое
количество пар, связанных сходством или контрастом: художник и
король, придворные и элита, красота и уродство, дитя и родители,
люди и животные.
На одной картине может быть использовано сразу несколько способов
выделения главного. Например, применяя прием "изоляции" -
изображая главное в отрыве от остальных предметов, выделяя его
размером и цветом,- можно добиться построения оригинальной
композиции.
Важно, чтобы все приемы выделения сю-жетно-композиционного
центра применялись бы не формально, а для раскрытия наилучшим
образом замысла художника и содержания произведения.
ПЕРЕДАЧА СИММЕТРИИ И АСИММЕТРИИ
Художники разных эпох
использовали симметричное
построение картины.
Симметричными были многие
древние мозаики. Живописцы
эпохи Возрождения часто
строили свои композиции по
законам симметрии. Такое
построение позволяет достигнуть
впечатления покоя,
величественности, особой
торжественности и значимости
событий
РАФАЭЛЬ. Сикстинская мадонна
В симметричной композиции люди или предметы
расположены почти зеркально по отношению к
центральной оси картины
Симметрия в искусстве основана на реальной
действительности, изобилующей симметрично
устроенными формами. Например, симметрично
устроены фигура человека, бабочка, снежинка и многое
другое. Симметричные композиции - статичные
(устойчивые), левая и правая половины уравновешены.
Ф. ХОДЛЕР. Озеро Тан
В. ВАСНЕЦОВ. Богатыри
ПЕРЕДАЧА СИММЕТРИИ И АСИММЕТРИИ
Симметричная композиция,
Асимметричная композиция
В асимметричной композиции расположение
объектов может быть самым разнообразным в
зависимости от сюжета и замысла произведения,
левая и правая половины неуровновешены.
Симметричная композиция,
Асимметричная композиция
ПЕРЕДАЧА РАВНОВЕСИЯ В КОМПОЗИЦИИ
В симметричной композиции все ее части уравновешены,
асимметричная композиция может быть уравновешенной и
неуравновешенной. Большое светлое пятно можно
уравновесить маленьким темным. Много маленьких по
размеру пятен можно уравновесить одним большим.
Вариантов множество: уравновешиваются части по массе,
тону и цвету. Равновесие может касаться как самих фигур,
так и пространств между ними. С помощью специальных
упражнений возможно развить у себя чувство равновесия
композиции, научиться уравновешивать большие и малые
величины, светлое и темное, разнообразные силуэты и
цветовые пятна.
В асимметричной композиции иногда равновесие
совсем отсутствует, если смысловой центр находится
ближе к краю картины.
Посмотрите, как изменилось впечатление от рисунка (ил. 68),
когда мы увидели его зеркальное изображение! Это свойство
нашего зрения тоже необходимо учитывать в процессе поиска
равновесия в композиции.
Композиционные правила, приемы и средства
основаны на богатом опыте творческого
мастерства художников многих поколений, но
техника композиции не стоит на месте, а
постоянно развивается, обогащаясь творческой
практикой новых художников. Какие-то приемы
композиции становятся классическими, и на
смену им приходят новые, так как жизнь
выдвигает новые задачи перед искусством.
ПЕРЕДАЧА РАВНОВЕСИЯ В КОМПОЗИЦИИ
Уравновешенная композиция
Неуравновешенная композиция
СХЕМА РАВНОВЕСИЯ В КОМПОЗИЦИИ
КОМПОЗИЦИЯ НАТЮРМОРТА
:
уравновешенная по цвету,
неуравновешенная по цвету
ПРАКТИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ
Художнику для создания эмоциональной и образной
композиции необходимо учиться видеть в окружающей жизни
интересные события, персонажи, мотивы, ракурсы и состояния.
Постоянное выполнение набросков, зарисовок и этюдов с
натуры развивает не только глаз и руку, но и композиционное
мышление.
Увидеть интересный мотив композиции в жизни не так-то
просто. Помочь в этом может рамка-видоискатель, которую
несложно изготовить самим. Главное, чтобы ее
противоположные стороны оставались подвижными, тогда
можно будет легко изменять формат, увеличивать или
уменьшать круг входящих в поле зрения объектов. Если у вас
нет рамки, то можно просто сложить ладони так, как показано
на рисунке
Выбор наиболее выразительного сюжета для композиции
тоже непростая задача. Один и тот же сюжет сотни людей
воспринимают и толкуют по-разному, то есть создают свою
версию содержания. Под сюжетом надо понимать то, что
непосредственно изображает художник на полотне, а
содержание или тема могут быть гораздо шире, то есть по
одной теме можно создать произведения с различными
сюжетами.
Итак, вы, переполненные жизненными впечатлениями или от
прочитанной книги, садитесь рисовать. В вашем сознании
начинает складываться образ, и сразу же встает проблема
композиции. С чего же начать работу?
Важно, еще до начала изображения, попытаться представить
себе, какой будет картина.
Как правило, сначала художник выполняет несколько
небольших эскизов, в которых ведет поиск наиболее
выразительной композиции. На этом этапе определяется, каким
будет формат картины (вытянутым по вертикали,
прямоугольным, квадратным, вытянутым по горизонтали и др.)
и ее размер
.
А. ИВАНОВ. Понтийские болота
К. БРЮЛЛОВ Всадница
Схема картины А. Иванова
"Понтийские болота"
Формат в виде квадрата лучше использовать для создания
уравновешенных, статичных композиций потому, что они
мысленно соотносятся с равными центральными осями и
равными сторонами границ изображения.
Композиция произведения в овале и круге строится
относительно воображаемых взаимно перпендикулярных
центральных осей. Здесь четко должны быть выражены верх и
низ изображения. Овал часто применяется как формат для
изображения портрета человека, так как его конфигурация легко
соотносится с овалом человеческого лица или контуром
погрудного изображения.
Д. ЛЕВИЦКИЙ. Портрет
Урсулы Мнишек
Э. ДЕГА. Голубые танцовщицы
Художники могут использовать форматы сложной
конфигурации, состоящие из сочетания двух перечисленных
геометрических фигур, например полукруга и прямоугольника
В эскизе прорисовывается общая композиционная схема,
расположение и взаимосвязь основных действующих лиц без
детальной прорисовки Возможно тоновое и цветовое решение
эскиза. Далее обычно выполняется рисунок композиции, затем
живописное или графическое ее воплощение.
ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ.
Мадонна с цветком
ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ.
Мадонна и младенец с
котом. Эскиз композиции
Один из интересных этапов работы - сбор натурного
материала, который включает наблюдения окружающей жизни,
выполнение набросков и зарисовок дома, на улице в связи с
выбранным сюжетом. Можно заняться сбором натурного
материала сразу после выбора сюжета или выполнить эту
работу после первого эскиза композиции. Если что-то не
получается в рисунке композиции, можно еще раз отправиться
на этюды, зарисовать не получающиеся детали, а затем
уточнить рисунок с использованием собранного натурного
материала. Можно даже выполнить новый композиционный
эскиз с учетом выполненных набросков и зарисовок с натуры,
уточнить замысел.
Перечисленные этапы выполнения композиции очень важны,
особенно в учебных целях. Однако художники, бывает,
отказываются от какого-нибудь этапа. Все они работают по-
разному. Одни выполняют детально разработанный эскиз, а
другие пишут сразу начисто или выполняют композицию на
цветном фоне мелками, без предварительного рисунка
карандашом. Кто-то настойчиво ищет в натуре все детали для
картины, делает этюды при различных состояниях природы,
рисует натурщиков в соответствующих костюмах и позах,
изучает необходимый исторический или искусствоведческий
материал. Другой художник больше доверяет своей зрительной
памяти и воображению и вообще отказывается от изучения
натуры.
Все, что здесь сказано о работе над композицией, не нужно
понимать как постоянный, обязательный и неизменный порядок.
Однако соблюдение правил помогает достигнуть хороших
результатов, ведет к вершинам мастерства.
Понятно, что мы придумали специальные знаки для обозначения
элементов композиции для того, чтобы научиться их выделять при
анализе произведений изобразительного искусства и своих собственных
рисунков.
Каждое из этих средств имеет самостоятельное значение; все они
необходимы для передачи художественной выразительности картины.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
НАД КОМПОЗИЦИЕЙ
Выполнение
многофигурной
композиции
карандашом. Следите
за тем, чтобы части
композиции были
уравновешены.
Первоначальное
прокрытие
основных цветовых
пятен фигур и фона.
Продолжение работы,
уточнение тоновых и
цветовых отношений.
Проработка деталей,
обобщение и
завершение работы.
Постарайтесь передать
взаимосвязь
персонажей и их
характеры.
НА СПОРТИВНЫХ СОРЕВНОВАНИЯХ (АКВАРЕЛЬ)
1.Выполнение рисунка
карандашом тонкими
линиями. Композиционное
размещение персонажей,
передача движения.
2. Нанесение основных
цветовых пятен фона и
персонажей. Соблюдение
тональных и цветовых
отношений.
3. Проработка деталей тонкой кисточкой
по сухому слою краски и завершение
работы.
ИЛЛЮСТРАЦИЯ К СКАЗКЕ АКСАКОВА "АЛЕНЬКИЙ
ЦВЕТОЧЕК" (ГУАШЬ)
1. Выполнение рисунка
композиции карандашом.
2. Первоначальное прокрытие
основных цветовых пятен
персонажей и фона в
холодном колорите.
3. Продолжение работы,
уточнение тональных и
цветовых отношений,
выделение сюжетно-
композиционного
центра - аленького
цветочка.
4. Проработка деталей с
помощью белил,
обобщение и завершение
работы.
РИТМЫ ГОРОДА (ГУАШЬ)
ЭСКИЗ ПАННО (ДЕКОРАТИВНАЯ КОМПОЗИЦИЯ)
1. Выполнение рисунка
карандашом,
прорисовка общего
композиционного
расположения объектов
четкими линиями.
2. Первоначальное
прокрытие основных
цветовых пятен фона в
холодных тонах.
3. Обобщение, уточнение деталей и
завершение работы.
ПРЯХИ ЗА РАБОТОЙ (ГУАШЬ)
. Выполнение
детального рисунка
карандашом,
нанесение светотени.
2. Первоначальное
прокрытие основных
цветовых пятен
композиции.
3. Продолжение работы,
выявление тональных
отношений.
4. Завершение работы,
проработка деталей,
обобщение.
ФОЛЬКЛОРНЫЙ ПРАЗДНИК (ГУАШЬ)
1. Выполнение рисунка
карандашом.
2. Первоначальное
прокрытие основных
цветовых пятен персонажей
и фона.
3. Проработка деталей, обобщение и
завершение работы.
ЛЕТО
ЭСКИЗ ВИТРАЖА (ГУАШЬ)
1. Выполнение рисунка карандашом
четкими линиями. Форма объектов
для композиции витража должна
быть ясной и обобщенной, без
лишних деталей. Поскольку уже в
эскизе необходимо учитывать
особенности создания витража, то
рисунок общей формы разбивается
на небольшие кусочки, как бы для
подбора цветовых стеклышек.
2. Прокрытие основных цветовых
пятен фона. Используйте яркие
тона, цветовые контрасты для
достижения гармонии цветов и
опасайтесь пестроты. Найти
правильное решение вам
поможет цветовой круг.
3. Завершение работы. Нанесение
черного контура тушью пером
или кистью. Можно использовать
для этого гуашь или толстый
фломастер, поскольку в эскизе
витража только создается общее
впечатление о его композиции и
цветовом решении, а не
имитируется техника его
создания.
ВОПРОСЫ, УПРАЖНЕНИЯ, ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
1
. Дайте определение композиции своими словами. Расскажите о том,
какую роль играет композиция в изобразительном искусстве.
2. С помощью каких композиционных средств можно передать на картине
события, имеющие протяженность во времени?
3. Расскажите об особенностях декоративной тематической композиции.
4. Назовите основные приемы композиции, которые использует художник
для достижения образной выразительности, коротко их охарактеризуйте.
5. Расскажите о правилах, которые помогают композиции передать
состояние движения и покоя в картине.
6. Как правило золотого сечения помогает разместить наиболее важный
элемент изображения на картине?
7. Перечислите основные средства композиции.
8. Подберите среди ваших любимых репродукций картин те, в которых
наиболее ярко используется контраст, расскажите о возможностях этого
средства.
9. Расскажите о том, какими средствами можно достигнуть целостности
композиции. Проанализируйте картины А. Лосенко "Прощание Гектора с
Андромахой", В. Васильева "Перед дождем" с этой точки зрения.
А. ЛОСЕНКО. Прощание
Гектора с Андромахой
В. ВАСИЛЬЕВ. Перед дождем
10. Выполните серию упражнений по созданию
разнообразных композиций, в которых ритм быстрый,
медленный, музыкальный, шумный, веселый, тихий,
плавный, резкий, громкий и т. п. Можно использовать
фломастер, тушь, цветные мелки.
11. Составьте декоративную композицию из разнообразных
текстильных материалов (ниток, веревок, тесьмы, кружев и
др.) с ярко выраженным ритмом (по одному из эскизов
предыдущего упражнения).
12. Очертите взглядом, а затем рукой контур группы
предметов на репродукциях картин В.-К. Хеда "Завтрак с
крабом" (ил. 100), И. Машкова "Московская снедь. Хлебы" П.
Кончаловского "Сухие краски). Определите по каким приемам
и правилам композиции строятся эти картины.
13. Рассмотрите следующие картины, определите их
композиционные схемы: И. Машкова "Московская снедь.
Хлебы", К. Лоррена "Пейзаж с жертвоприношением Аполлону,
Г. Метсю "Урок музыки), Э. Дега "Голубые танцовщицы" (
ВИЛЛЕМ-КЛАС
ХЕДА. Завтрак с
крабом
И. МАШКОВ. Московская снедь.
Хлебы
К. ЛОРРЕН. Пейзаж с
жертвоприношением Аполлону
Г. МЕТСЮ. Урок музыки
14. Сравните рисунки и объясните, в каком из них вы ощущаете
больше движения и почему.
15. На картине К. Брюллова "Последний день
Помпеи" ясно ощущается нарастающая скорость
падения статуй с высоты. В чем же секрет? Какие
средства использует для этого художник?
16. Выполните реалистическую или абстрактную
композицию, состоящую из двух рисунков. В одном
из них передайте плавное движение, используя
спокойные ритмы, гармоничные отношения,
округлые линии. А в другом - резкое движение,
быстрое, основанное на столкновении, пересечении
форм, использовании ломаных линий и дисгармонии.
17. Заполните лист бумаги какими-либо контурными изображениями птиц, рыб, слонов,
цветов, листьев, фигур людей так, чтобы они не пересекались между собой.
Раскрасьте получившийся рисунок в соответствии со своим настроением, используя
контрастные и нюансные сочетания цветов.
18. Выполните серию упражнений, используя различные способы выделения
композиционного центра (сгущение и разряжение элементов, контрасты цвета,
тональный переход к темному и др.).
19. Выполните абстрактную композицию разнообразными художественными
материалами на тему: "Музыкальные ритмы", "Движение", "Покой", "Фантазия" (по
выбору).
20. Выполните серию упражнений из разнообразных форм, используя эффект
увеличения какого-нибудь фрагмента композиции.
21. Выполните серию упражнений, в которых линии, пятна, силуэты сгущаются и
разрежаются.
22. Нарисуйте разнообразные по ритму контрастные композиции на основе графики
букв различных шрифтов.
23. Рассмотрите два рисунка, сравните их и объясните, что в них общего, а что различного.
Как изменяется впечатление от этих рисунков, когда вы сравниваете позитивное и
негативное изображения? Какое средство художественной выразительности здесь
является главным?
24. Выполните серию упражнений разнообразными
художественными материалами с применением светлотного и
цветового контрастов. Используйте выразительные возможности
изображения светлого на темном и темного на светлом,
контрасты и нюансы цветовых сочетаний (формы
геометрические, абстрактные, природные, декоративные).
25. Выберите в учебнике репродукцию картины, которая вам
нравится, и зашифруйте ее композиционные средства
придуманными знаками, постарайтесь, чтобы они были
лаконичными и всем понятными.
26. Посмотрите на репродукции картин К. Коровина "Розы и
фиалки", К. Петрова-Водкина "Петроградская мадонна",
иллюстрацию И. Билибина к "Сказке о царе Салтане" А. С.
Пушкина и выберите одну из них, к которой подходит такая
зашифрованная запись:
И. БИЛИБИН. Иллюстрация к
"Сказке о царе Салтане"
К. ПЕТРОВ-ВОДКИН.
Петроградская мадонна
К. КОРОВИН. Розы и фиалки
27. Попробуйте зашифровать своими знаками репродукции картин
А. Куинджи "Березовая роща", В. Васнецова "Иван-царевич на
Сером Волке".
А КУИНДЖИ. Березовая роща
В. ВАСНЕЦОВ. Иван-царевич на Сером
Волке
28. Внимательно рассмотрите репродукции картин К. Петрова-
Водкина "Купание красного коня", Н. Ге "Тайная вечеря" и назовите,
с помощью каких средств художники выделяют сюжетно-
композиционный центр.
К. Петрова-Водкина
"Купание красного коня"
Н. Ге "Тайная вечеря"
29. Составьте разнообразные орнаментальные композиции из
растительных и геометрических элементов. Украсьте подобными
узорами почтовую бумагу, конверты, открытки, шторы и другие
предметы. Для этого нужно изготовить специальный штамп с
помощью веревки или шнура. На небольшой дощечке карандапюм
нарисуйте желаемый мотив и приклейте на него отрезок шнура или
веревки. Концы их можно предварительно слегка подпалить, чтобы
они не лохматились. Когда клей высохнет, нанесите на шнур
выбранную краску и приступайте к штамповке. Для этого штамп
сильно прижимайте к бумаге или ткани. После каждого отпечатка
краску на шнур нанесите заново. Такие штампики можно делать из
картофеля, ластика, и других материалов.
30. Определите, где находится центр композиции в произведениях
народного и декоративно-прикладного искусства.
Русский лубок
Северодвинская роспись.
Фрагмент лопасти прялки
31. Выполните упражнение - сделайте аппликацию из
геометрических фигур (кругов, треугольников, квадратов) и
добейтесь равновесия композиции.
32. Выполните упражнение - нарисуйте динамичную
неуравновешенную композицию "Звездное небо" (восковые мелки,
акварель).
33. Составьте несколько вариантов композиций "Морской берег" из
ракушек, камешков, водорослей, веточек и других материалов,
каждый раз по-разному располагая и выделяя композиционный
центр. Летом можно эту работу выполнить прямо на песке
непосредственно на берегу, используя названные материалы и
заранее приготовленную раму.
34. Нарисуйте чайный сервиз, вырежьте посуду, составьте
несколько вариантов разнообразных композиций, закрепите клеем
на цветном фоне наиболее понравившийся вам вариант.
35. Разместите на листе несколько геометрических фигур, не
допуская впечатления перевеса той или иной части. Фигуры не
должны восприниматься по отдельности, пусть они составят единое
целое. Возможны контрастные цветовые сочетания, но композиция
может быть выполнена и в одной цветовой гамме.
36. Рассмотрите рисунки и скажите, где допущены ошибки в
изображении предметов, объясните почему.
37. Рассмотрите схемы, определите, к какому приему композиции
они относятся. Выполните серию упражнений: по каждой из схем
нарисуйте натюрморт, пейзаж и декоративную композицию.
38. Выполните зарисовки композиционных решений любимых
мастеров живописи, графики, народного и декоративного искусства.
39. Из одних и тех же фигур (абстрактных) создайте две композиции
(уравновешенную и неуравновешенную) и расскажите о ходе ваших
размышлений.
40. Выполните серию упражнений по свободному использованию
картинной плоскости (без горизонта и без перспективы). Это могут
быть композиции из линий, пятен, точек, геометрических,
растительных или декоративных элементов.
41. Выполните серию упражнений по созданию композиций из линий,
пятен, точек, геометрических и растительных элементов с
использованием перспективы.
42. Нарисуйте динамичную композицию "Ветер", "Ритмы города", "Волны". Можно
сделать живописный и графический варианты каждой картины.
43. Нарисуйте композицию "Скачки", "Всадники", "Прыжок в высоту", "Велосипедисты",
постарайтесь использовать правило передачи движения и всевозможные
художественные материалы.
44. Выполните серию эскизов натюрмортов, как бы в определенном настроении,
любыми живописными или графическими средствами. Это может быть натюрморт
грустный, веселый, торжественный, задумчивый, важный, озорной и т. п.
45. Композиционными средствами передайте впечатление монументальности при
изображении одного объекта (чайника, здания, дерева, человека, кота).
46. Выполните серию упражнений по применению перспективы в различных
композициях (изменение высоты линии горизонта, точек схода, точек зрения и т. п.).
Попробуйте использовать разнообразные форматы бумаги.
47. Вырежьте силуэты фигур в требуемом движении и составьте такие композиции:
"Футбол", "Пловцы", "Бегуны", "Волейболисты", "Лыжники" и т. п.
48. Выполните серию упражнений на построение композиции пейзажа в нужном
освещении: "Утро", "День", "Полдень", "Сумерки", "Вечер".
49. Выполните композицию с передачей общего настроения: "Печаль", "Страх",
"Радость", "Праздник", "Беспокойство" и т. п. Это может быть коллаж с
использованием репродукций из журналов.
50. Выполните серию упражнений по созданию композиционных импровизаций в
различном колорите на свободные темы или в виде иллюстраций к поэзии.
51. Выполните серию заданий, связанных с композиционным размещением
элементов художественного оформления книги (обложки, титульного листа, заставки,
иллюстрации полосной и полуполосной, концовки, буквицы).
52. Выполните серию заданий по составлению композиций из разнообразных
шрифтов. Это может быть шрифтовая композиция в виде геометрической фигуры,
птицы, цветка, рыбы, человека.
53. Нарисуйте орнамент на прямоугольной форме (платок из Павловского Посада,
русские изразцы и др.), используйте разнообразные композиционные варианты
размещения орнамента.
4. Составьте орнамент на круглой форме на основе узоров мастеров северных и южных
территорий России, используйте композиционные схемы. Следите за тем, как
располагаются элементы орнамента относительно осей симметрии.
55. Выполните эскизы декоративного украшения ковров прямоугольной формы,
используйте для этого геометрические и растительные элементы, располагайте их по
различным композиционным схемам на основе традиций искусства ковроткачества
народов России.
Каждой из представленных схем могут соответствовать разнообразные орнаментальные
мотивы. Кроме этого, орнамент может располагаться свободно. Помните о том, что
асимметричная композиция может быть уравновешенной.
57. Выполните эскизы или роспись готового изделия, изучив композиционные основы
орнамента на сферической поверхности (керамика Древней Греции, Бал-хар, Опошни).
58. Выполните сюжетно-декоративные композиции на темы "Древняя Греция",
"Возрождение", "Готика", "Русский храм" (эскиз ковра, витража, панно).
59. Выполните декоративные композиции на темы "Барокко", "Классицизм", изучив
особенности орнамента как носителя стиля эпохи (эскиз платка, ковра, панно и т. д.).
60. Нарисуйте ансамбль женского и мужского русского народного костюма для северных и
южных территорий России, изучив его символический и образный смысл.
Детали одежды: а - кокошник, б
-рубаха, в - душегрея
Эскизы женского и мужского
русского народного костюма
61. Выполните варианты декоративного оформления тканей, книг, упаковочной бумаги и
других изделий с использованием различных композиционных схем линейного и сетчатого
орнамента. Используйте гармоничные цветовые сочетания, контрасты и нюансы цвета.
62. Выполните упражнение - композицию, составленную из линий, точек и
геометрических фигур, превратите в образную композицию, сохраняя найденные
композиционные соотношения фигур.
63. Составьте декоративную композицию из разнообразных по форме объектов
(букв, цифр, геометрических фигур, листьев, цветов, бабочек, фигур людей,
силуэтов животных и т. п.) таким образом, чтобы промежутки между объектами
тоже напоминали по форме эти объекты. Для такой композиции лучше
использовать два контрастных цвета.
64. Составьте декоративную тематическую композицию "Веселый хоровод"
(эскиз панно, гобелена) с использованием только двух цветов.
65. Выполните декоративную композицию "Сказочные звери" (эскиз витража) с
применением только трех цветов.
66. Составьте несколько натюрмортов из одних и тех же предметов (два яблока,
лимон, тарелка, нож, ваза, полотенце) и объясните, какая композиция, с вашей
точки зрения, наиболее выразительна и почему.
67. Составьте несколько натюрмортов из разных предметов и постарайтесь
передать статику и динамику, равновесие и неуравновешенность, симметрию и
асимметрию в композиции.
67. Составьте несколько натюрмортов из разных предметов и постарайтесь
передать статику и динамику, равновесие и неуравновешенность, симметрию и
асимметрию в композиции.
68. Составьте коллекцию альбомных зарисовок фигур, сценок, типажей, костюмов,
процессов труда, домашнего быта, уголков жилищ, животных, птиц и т. п.
69. Прочитайте сюжеты из библии: "Рождество Христово", "Младенец Моисей на
волнах Нила", "Моисей источает воду из скалы", "Братья продают Иосифа в
рабство", "Давид, победивший Голиафа", "Иисус Христос и апостолы", а также
легенды и мифы Древней Греции и Древнего Рима и выполните к ним
иллюстрации (по выбору). Помните при выполнении задания об условностях
книжной графики, об особенностях симметричной и асимметричной композиции и
других средствах художественной выразительности.
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ
Передать на картине события, имеющие протяженность во времени можно с
помощью фризовой многоярусной композиции и объединения в одно целое
нескольких сюжетов.
Основные приемы композиции, которые использует художник для достижения ее
образной выразительности, следующие: выделение сюжетно-композиционного
центра, передача симметрии или асимметрии в композиции, передача равновесия
в композиции (по массе, тону и цвету).
Основные средства композиции: формат, пространство (многоплановое и
одноплановое), композиционный центр, симметрия и асимметрия, равновесие,
динамика и статика, ритм, контраст, светотень (объемность), цвет, декоративность,
целостность.
И. Машков "Московская снедь. Хлебы" (треугольник), К. Лоррен "Утро в гавани"
(овал), Г. Метсю "Урок музыки" (квадрат), Э. Дега "Голубые танцовщицы" (круг).
Зашифрована картина К. Петрова-Водкина "Петроградская мадонна".
В произведении Рафаэля "Обручение Марии" композиционный центр расположен
на первом плане картины. Он не совпадает с геометрическим центром полотна.
Художник К. Пет-ров-Водкин выделяет главное на картине "Купание Красного
коня" цветом. На полотне К. Коровина "Зимой" композиционный и геометрический
центры совпадают. Н. Ге использует прием изоляции и противопоставляет Иуду
остальным персонажам в картине "Тайная вечеря".
СЕКРЕТЫ И ТАЙНЫ МАСТЕРОВ
Ф. АНГЕЛЬ
... Требуется умение бегло и удачно компоновать. Тот, кто смел в
композиции, никогда не будет затруднен сложным построением.
Плодотворный ум, если он будет сосредоточен на единой цели, всегда
сможет дать тысячи разнообразных выдумок. И если эта легкость
сочетается с правдивостью и они идут вместе, как сестры, это придает
искусству великолепие, которое говорит знатокам гораздо
красноречивее, чем я смогу выразить множеством слов. Это качество
требуется художнику для того, чтобы он мог сделать наиболее
понятными для любителей и всех прочих, кто видит его картины,
истории, которые он изображает.
Д. РЕЙНОЛЬДС
Вы должны помнить, что когда я говорю о целом, я подразумеваю
целое не только композиции, но целое в отношении к общему решению
колорита, и целое в отношении света и тени, и целое во всем, что только
может стать главным предметом художника... Искусство опускать
является во всех предметах важнейшей составной частью знания и
мудрости.
Э. ДЕЛАКРУА
Первые линии, которыми искусный мастер обозначает свой замысел, уже
содержат в себе зерно того, чем будет отличаться это произведение. Рафаэль,
Рембрандт, Пуссен - я нарочно называю их, так как именно они отличались силой
мысли, - наносят на бумагу несколько линий, и вы чувствуете, что ни одна из них не
безразлична. Для понимающего глаза жизнь присутствует во всем, и ничто в
развитии темы, по видимости столь еще неясной, не отдалится от задуманного
замысла, едва раскрытого и в то же время уже полного. Но есть совершенные
таланты, которые не проявляют такой полноты и ясности в минуту этого первого
проблеска мысли: для них необходимы живописные средства, чтобы затронуть
воображение зрителя. Как общее правило, они многое заимствуют от природы.
Модель им необходима, чтобы работать с большей уверенностью. У них другой
путь, чтобы достичь совершенства в искусстве.
И действительно, если вы отнимете у Тициана, Мурильо или Ван Дейка
изумительное совершенство этого подражания живой природе - отнимете
мастерство, заставляющее забывать и искусство, и художника,- то в самом
замысле сюжета или в его разработке вы встретите часто лишенный интереса
мотив; однако благодаря обаянию колорита и чудесам кисти он таинственным
образом поднимается до высот искусства. Необычайная выпуклость, гармония
нюансов, воздух и свет - все чудеса иллюзии преображают тему, которая в
холодном и оголенном эскизе ничего не говорила нам
К. Ф. ЮОН
Предметом изучения должны стать как развернутые композиции больших картин, так и
отдельные их фрагменты. Типы и виды композиций: одноплановые, двуплановые и
многоплановые, научно-перспективные и условно-перспективные и также свободные
бесперспективные ее виды дают в каждом случае целый кодекс своеобразных приемов,
достигающих своих художественных целей. Элементы декоративные и реалистические,
моменты психологические, жесты и мимика, движения и действия, группировки фигур и
использование условий светотени составляют основной композиционный материал.
А. А. ДЕЙНЕКА
Одинаковый размер полей и размещение фигуры по центральной оси листа дают
гармоническое равновесие рисунку. Но несоразмерно маленькая фигура на большом листе
потеряется, а фигура, придвинутая к самому краю листа - едва втиснутая в изобразительное
поле или частично выходящая за пределы плоскости,- нарушит равновесие композиции.
Таковы элементарные правила размещения изображения в учебном рисунке. Но по
соображениям иного порядка вполне допустимо нарисовать маленькую фигуру на фоне
грандиозной залы, когда мы хотим показать масштаб изображения. Ту же фигуру,
изображаемую на переднем плане, можно частично вынести за край листа, отодвинув
архитектурный фон на второй план, например в плакате. Если человека в сильном движении
нарисовать в край листа, тем самым подчеркивается динамичность жеста.
Е. А. КИБРИК
Способность к творческой интуиции - проявление одаренности художника. Способность к
анализу, то есть логическому рассмотрению своего творчества, необходимо развивать,
воспитывать. Идя от содержания к форме и разбирая сделанное интуитивно, художник
устанавливает не только взаимоотношения персонажей между собой и средой, формат
композиции, но и сам мотив ее и даже средства исполнения. Только сумев проанализировать
созданное по интуиции, художник может найти пути и средства к заключительному этапу
творчества, ведущему к законченности. Но плодотворен только такой анализ, который
способен как бы озарить путь к завершению, вдохновить автора, вызвать тот подъем чувства,
который позволяет как бы на одном дыхании привести вещь к концу взволнованно и точно.
Схема процесса творчества будет, пожалуй, такая: интуиция - анализ - интуиция. Ибо искусство
и начинается, и кончается, да и воспринимается чувством. Объясняется же с помощью
анализа.