"Разработка модели, конструкции и изготовление изделий из меха"
Автор: Мансурова Танзиля Адгамовна Должность: преподаватель спецдисциплин Учебное заведение: ГБПОУ "Казанский колледж технологии и дизайна" Населённый пункт: город Казань, Татарстан Наименование материала: авторская программа элективного курса по дисциплине "Конструирование изделий из меха" Тема: "Разработка модели, конструкции и изготовление изделий из меха" Раздел: среднее профессиональное
ГБПОУ «КАЗАНСКИЙ КОЛЛЕДЖ ТЕХНОЛОГИИ И ДИЗАЙНА»
УТВЕРЖДАЮ
Зам.директора по учебной работе
Л.Д.Егорова
« » г.
Авторская программа элективного курса
по дисциплине «Конструирование изделий из меха»
Тема курса: «Разработка модели, конструкции и изготовление изделий
из меха»
Преподаватель Мансурова Т. А.
Казань, 2016
Пояснительная записка
Данная авторская программаэлективного курса посвящается проблеме
мотивации студентов к учебе, освоения предмета и заинтересованности в
будущей профессии. В этой работе раскрываются следующие актуальные в
наше время вопросы:
- воспитание студентов;
- развитие у них хорошего вкуса в вопросах моды и стиля;
- постановка правильных целей и нахождение верного жизненного пути;
- обучение студентов правильным отношениям между собой и в коллективе.
Каждый человек, будь то взрослый или ребенок, уникален и в силу своей
уникальности
занимает
индивидуальное
и
неповторимое
место
в
жизни
общества.
Задача
данной
программы
–
помочь
осознать
учащимся
собственную уникальность и создать условия для ее развития.
Образовательные цели элективного курса:
-
цели
обучения:
формирование
знаний,
умений
и
навыков
в
области
моделирования, конструирования и технологии изготовления одежды;
-
цели
воспитания:
формирование
таких
качеств
личности,
как
умение
работать
в
коллективе,
организованность,
дисциплинированность,
ответственность в работе, формирование правильного взгляда на жизнь и
позитивного отношения к ней;
- цели развития: повышение заинтересованности студентов в успешной учебе
для дальнейшего стимулирования роста в профессиональной подготовке.
Учащиеся
получают
первичные
навыки
по
измерению
размерных
признаков с индивидуальной фигуры,
моделирования и конструирования
одежды и технологического изготовления изделий.
Данная тема занимает большое и важное место в курсе обучения
студентов по специальности «Конструирование,моделирование и технология
изделий из меха», а также «Конструирование,моделирование и технология
швейных изделий», так как стимулирует обучающихся к успешной учебе,
повышает интерес к выбранной профессии и воспитывает в них хорошие
качества конкурентоспособной личности.
Изучая данный курс, студенты получают знания по определению: типа
телосложения
людей,
типа
осанки
фигуры,
типа
пропорционального
строения
тела
человека;
обучаются:
правильным
измерениям
размерных
признаков с фигуры человека; построению чертежей конструкций на типовые
фигуры женщин, мужчин и детей. На дополнительных занятиях студентам
предлагается
работа
по
изготовлению
коллекций
одежды
из
меха
и
различных материалов, а также по изготовлению изделий из различных видов
материалов на индивидуальную фигуру. Студенты изготавливают изделия для
себя, родителей из разных видов меха и материалов – новых и бывших в
употреблении. Выполняя работу (создавая одежду) для себя, у студентов
проявляется устойчивый интерес к своей работе, желание сделать что-то
особенное,
лучше,
чем
у
других.
При
этом
предусматривается
само стоятельная
работа
студента,
по сле
которой
ясно
ви дн а
подготовленность
студента
к
ответственной
практической
работе
на
предприятии.
В данной программе предусмотрены также и межпредметные связи с
такими
дисциплинами,
как
«Основы
инженерной
графики»,
«Основы
творческой деятельности», «Дизайн одежды», «Художественное оформление
и
моделирование
одежды»,
«Конструирование
изделий»,
«Технология
изготовления
изделий».
Применены
множество
разнообразных
методов
обучения и воспитания. Из методов обучения можно выделить следующие:
1. По типу деятельности:
- словесный;
- демонстрационный;
- исследовательский.
2. По степени развития самостоятельности студентов:
- объяснительно-иллюстративный;
- проблемный метод;
- исследовательский.
Из методов воспитания можно выделить такие, как:
1.Методы формирования сознания личности (внушение).
2.Методы
организации
деятельности
и
формирования
опыта
поведения
(воспитывающие ситуации).
3.Методы стимулирования поведения и деятельности (мотивация).
Можно выделить в качестве основополагающих следующие примененные
дидактические принципы:
- сознательность и активность;
- наглядность;
- системность и последовательность;
- прочность;
- научность;
- доступность;
- связь теории с практикой.
В своей совокупности данные принципы образуют единую системную
целостность.
Реализован
индивидуальный
подход
к
учащимся
и
сочетание
его
с
коллективной работой в группе.
Студенты должны прочно усвоить следующее:
- понятие эстетического вкуса и стремление к прекрасному;
- культуру поведения в коллективе и в обществе;
- корректное отношение внутри группы;
- культуру слушания друг друга;
- чувство ответственности и чувство личной причастности к происходящему;
-
необходимость
формирования
своего
правильного
пути
в
жизни
и
достижения поставленной цели.
Перед проведением данного элективного курса
должен решаться ряд
задач: определить тему и методы проведения практических занятий, место и
время
его
проведения,
составить
план
подготовки практических занятий,
вовлечь в процесс подготовки и проведения как можно больше участников,
распределить
задания
между
творческими
группами
и
отдельными
учащимися.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы
элективного курса
Требования к результатам освоения модуля.
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и
соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе
освоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
выполнения рабочих и контрольных чертежей моделей изделий из меха;
оформления конструкторской документации на проектируемое изделие;
проектирования технологической оснастки;
работы с САПР при проектировании изделий из меха;
уметь:
выполнять построение чертежей, проектировать детали изделий;
разрабатывать структуру изделия;
выполнять построение модельных шкал;
проектировать оснастку;
проектировать модели изделий из меха с использованием САПР;
знать:
основы построения чертежей деталей меховых изделий;
способы градации деталей;
методику расчетов экономичности модели.
После прохождения
занятий элективного курса обучающийся должен
хорошо знать программный материал, грамотно и по существу его излагать, в
ответе которого должны тесно связываться теория с практикой. При этом
обучающийся не должен допускать существенных неточностей в ответе на
вопрос,
правильно
применять
теоретические
положения
при
решении
практических вопросов и задач, владеть необходимыми знаниями и приемами
их выполнения.
При выполнении практического задания обучающийся должен:
-
уметь
определять
типы
телосложения
фигур,
типы
осанок,
типы
пропорционального
строения
тела
человека,
принадлежность
фигур
к
определённой полнотной группе;
- уметь выполнять построения конструктивных отрезков чертежей базовой,
исходно-модельной конструкций женского, мужского или детского изделия из
меха на типовую фигуру;
- уметь составлять описание внешнего вида модели, выполнять построение
модельной
конструкции
масштабным
методом
конст руктивного
моделирования,
выполнять перевод вытачек графическим и прикладным
методами
в
различных
вариантах,
выполнять
разводку
деталей
одежды
прикладным методом в различных вариантах;
-
уметь
выполнять
построения
конструктивных
отрезков
чертежей
модельной конструкции женского, мужского или детского изделия из меха со
сложными покроями рукавов на типовую фигуру;
-
уметь
выполнять
построения
лекал
верха,
подкладки,
прокладок,
вспомогательных лекал для изделий с меховым верхом, крытых изделий на
меховой подкладке и для изделий из мехового велюра; оформление лекал.
Рекомендуемое количество часов на освоение программы элективного
курса:72 часа.
Для оценки планируемых результатов освоения программы элективных
курсов
используется
текущий
контроль
в
форме
зачета
по
окончанию
изготовления изделия.
ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙПЛАН
№
п/
п
Тема урока
Кол
иче
ств
о
час
ов
Содержание учебного материала
Материально-
техническое
обеспечение
занятия
Разработка модели, конструкции и изготовление плечевого изделия из
натурального меха или других материалов для индивидуальной фигуры
1.
Разработка эскиза
модели
2
Просмотр журналов мод,
Интернет-ресурсы
ПК,
интерактивная
доска
2.
Выбор размерных
признаков и
прибавок
2
Измерение тела индивидуальной
фигуры. Определение роста,
размера, полноты, осанки,
индивидуальных особенностей
фигуры. Определение
конструктивных прибавок и
технологических припусков.
Величины силуэтных прибавок в
соответствии с текущим
направлением моды.
ПК,
интерактивная
доска,
плакаты по
теме,
рекомендации
ведущих
Домов моды
3.
Расчет базовой
конструкции
2
Расчет таблицы системы
основных конструктивных
отрезков
ПК,
интерактивная
доска, ЕМКО
СЭВ, том 1
4.
Построение базовой
конструкции
4
Особенности конструирования
одежды из натурального меха и
других материалов. Построение
верхних контурных линий спинки
и переда, вытачек на выпуклость
груди и лопаток, средней линии
спинки, боковых линий в
зависимости от размера и метода
раскроя меховых шкурок, силуэта
изделия. Построение базовой
конструкции рукава и воротника
ПК,
интерактивная
доска, ЕМКО
СЭВ, том 1
5.
Построение
модельной
конструкции
2
Построение модельно-
конструктивных особенностей
модели. Особенности
расположения шкурок в скрое.
ПК,
интерактивная
доска,
плакаты по
теме
6.
Раскрой макетной
ткани
2
Раскладка лекал на ткани,
раскрой макетной ткани для
Раскройный
стол, макетная
макета изделия
ткань,
ножницы, мел
7.
Отработка макета из
ткани
12
Сметывание деталей из ткани,
изготовление макета изделия:
втачивание и отрабатывание
рукава, втачивание и уточнение
формы воротника; проверка
модельных линий; уточнение
расположения шкурок в скрое
Манекен,
макетная
ткань,
ножницы,
иголка с
ниткой, мел,
булавки,
цветные
карандаши
8.
Внесение
изменений в
чертежи
конструкций
2
Проверка основных размеров
деталей и их участков. Проверка
сопряженности смежных срезов
деталей спинки, переда, рукава и
воротника. Проверка модельно-
конструктивных линий.
Макет
изделия,
чертежи
конструкций
9.
Изготовление лекал
на изделие
4
Построение лекал: на мех или
основной материал верха,
подкладку, прокладки, утеплитель
ПК,
интерактивная
доска,
плакаты по
теме
10.
Наборка
натуральных
шкурок на изделие
2
Сортировка шкурок на изделие.
Подбор шкурок на основные
детали переда и спинки, рукава,
воротник
Раскройный
стол, меховые
шкурки
11.
Раскладка лекал на
мехе или ткани,
раскрой деталей
4
Расположение деталей на
шкурках в зависимости от
направления волосяного покрова,
на ткани в зависимости от
направления нити основы.
Раскрой деталей
Раскройный
стол, меховые
шкурки,
скорняжный
нож, ножницы
12.
Сметывание
деталей
2
Сметывание деталей переда и
спинки, рукава и воротника
Готовый
скрой, иголка
с ниткой,
ножницы
13.
Сборка изделия
12
Стачивание частей спинки,
переда, рукава и воротника.
Обработка карманов. Влажно-
тепловая обработка готовых
деталей
Скорняжная
машина
«Strobell»141-
40, швейная
машина
«PFAFF»1181,
утюг
14.
Сборка изделия
12
Втачивание рукавов. Втачивание
Скорняжная
воротника. Влажно-тепловая
обработка готовых узлов
машина
«Strobell»141-
40, швейная
машина
«PFAFF»1181,
утюг
15.
Сборка изделия
6
Стачивание деталей подкладки.
Соединение изделия с
подкладкой
Швейная
машина
«Brazer»,
скорняжная
машина
«Strobell»141-
40, швейная
машина
«PFAFF»1181,
утюг
16.
Отделка готового
изделия
2
Проверка качества
изготовленного изделия.
Окончательная отделка и влажно-
тепловая обработка готового
изделия.
Стол,
манекен, утюг
Условия реализации программы элективного курса
Требования к минимальному материально-техническому обеспечению.
Реализация
программы элективного
курса
предполагает
наличие
учебных кабинетов «Конструирование изделий из меха» и экспериментально-
проектной лаборатории моделирования и конструирования.
Оборудование
учебного
кабинета
и
рабочих
мест
кабинета
«Конструирование изделий из меха»:
-комплект манекенов, макетов, инструментов, приспособлений;
-комплект бланков технологической документации;
-комплект учебно-методической документации;
-наглядные пособия (планшеты по конструированию изделий и
оформлению технической документации).
Технические средства обучения: ПК, интерактивная доска.
Оборудование экспериментально-проектной лаборатории моделирования
и конструирования, и рабочих мест лаборатории:
-рабочие места по количеству обучающихся;
- скорняжная машина «Strobell»141-40 (для сшивания деталей из меха);
- швейная машина «PFAFF»1181(для сшивания деталей из кожи);
- швейная машина «Brazer» (для сшивания легких тканей);
- раскройный стол;
- утюг.
Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов,
дополнительной литературы.
Основные источники:
1.
Коблякова Е.Б. Основы конструирования одежды / Савостицкий А.В.,
Ивлева Г.С. и др. - М.: Легкая индустрия, 1980. - 448с.
2.
Саламатова
С.М.
Основы
конструирования
одежды.
–
М.:
Легкая
индустрия, 1981. – 192с.
3.
Матузова Е.М. Разработка конструкций изделий по моделям / Гончарук
Н.С., Соколова Р.И. – М.: - Легкая индустрия, 1975. – 248с.
4.
Справочник по конструированию одежды / Кокеткин П.П., Медведков
В.М., Боронина Л.П., Дурыгина Т.Ф. и др. – М.: Легкая и пищевая
промышленность, 1982. – 312с.
5.
Мартынова А.И. Конструктивное моделирование одежды / Андреева
Е.Г.
–
М.:
Московская
государственная
академия
лег кой
промышленности, 1999. – 216с.
6.
Единая
методика
конструирования
одежды
СЭВ.
Теоретические
основы. Том 1. – М.: ЦНИИТЭИлегпром, 1988.
7.
Единая методика конструирования одежды СЭВ. Базовые конструкции
женской одежды. Том 2. – М.: ЦНИИТЭИлегпром, 1988.
8.
Единая методика конструирования одежды СЭВ. Базовые конструкции
мужской одежды. Том 3. – М.: ЦНИИТЭИлегпром, 1988.
9.
Единая
методика
конструирования
одежды
СЭВ.
Градация
деталей
женской и мужской одежды. Том 4. – М.: ЦНИИТЭИлегпром, 1989.
10. Единая методика конструирования одежды СЭВ. Базовые конструкции
детской одежды для девочек. Том 5. – М.: ЦНИИТЭИлегпром, 1989.
11. Единая методика конструирования одежды СЭВ. Базовые конструкции
детской одежды для мальчиков. Том 6. – М.: ЦНИИТЭИлегпром, 1989.
12. Рытвинская Л.Б. Проектирование и производство головных уборов. –
М.:»Легкая промышленность и бытовое обслуживание», 1987. – 288с.
Дополнительные источники:
1.
Куренова С.В. Конструирование одежды / Савельева Н.Ю. – Ростов-на-
Дону: Феникс, 2003. – 480с.
2.
Медведева Т.В. Художественное конструирование одежды. – М.: Форум
– Инфра – М, 2003. – 480с.
3.
«INTERNATIONALTEXTILES», журнал. – Россия: ЗАО «Эдипресс –
конлига».
4.
«Индустрия моды», журнал. – Россия: ЗАО «Эдипресс – конлига».
5.
«Ателье», журнал. – Россия: ЗАО «Эдипресс – конлига».
Профессиональные
информационные
системы
автоматизированного
проектирования: САПР «Грация», САПР «Ассоль», САПР «Комтенс».