Пути подхода к содержанию учебной деятельности студентов по физической культуре
Автор: Леонидов Андрей Владимирович Должность: преподаватель физической культуры Учебное заведение: ГАПОУ СПО "Набережночелнинский педагогический колледж" Населённый пункт: Набережные Челны Наименование материала: Статья Тема: Пути подхода к содержанию учебной деятельности студентов по физической культуре Раздел: среднее профессиональное
Пути подхода к содержанию учебной деятельности студентов по
физической культуре
Проблемы в области образования в настоящее время являются ведущими практически
во всех государствах, причем главной из них является проблема качества образования.
В большинстве развитых стран это понятие требуется как совокупность таких качеств,
как знания, умения и навыки собственного в сфере профессиональной деятельности,
творческое
отношение
к
труду,
навыки
самообразования,
общий
интеллект
и
коммуникативные способности при ведущей роли творчества и самообразования. В
отечественной же практике образования пока ведущим требованием остается первая
компонента – уровень знаний
и навыков. Поэтому в настоящее время в стране
интенсивно
ведутся
поиски
новых
форм
и
методов
в
сфере
образования,
интегрирующегося в общеевропейскую систему. Это в полной мере относится и к
ссузам физической культуры.
Повышение качества подготовки специалистов и уровня самостоятельности студентов в
современных
условиях
требуют
выработки
обоснованных
рекомендаций
по
совершенствованию учебного процесса. С целью поиска резервов повышения качества
образования в колледже был проведен анализ факторов, влияющих на успеваемость
студентов. Анкетирование, в котором приняло участие свыше 300 студентов 1-3 курсов,
позволило
выделить
ряд
причин,
способствующих
и,
наоборот,
препятствующих
успешному
обучению.
В
первой
группе
факторов
доминирующими
оказались
следующие: интенсивное изложение материла ( 60% опрошенных), желание овладеть
обширными знаниями (55%) и ответственность перед родителями (40%). Во второй
группе показателей на первое место вышли: сложность, освоения отдельных дисциплин
(20%
на
старших
курсах,
до
60%
-
на
младших),
непонимание
смысла
изучения
некоторых предметов (30 – 50%), а также собственная неорганизованность (до 45%) и,
на старших курсах, проблема совмещения учебы с работой (до 40%). Среди достаточно
значимых факторов студенты отметили также систематический контроль со стороны
преподавателей (20%), наличие хорошего методического материала (25%) и ряд других
факторов.
Внимательно
анализируя
и
сопоставляя
полученные
данные,
можно
выделить
несколько исходных факторов – первопричин, которые дают целый ряд последствий.
Так,
например,
студент
может
неплохо
учиться,
имея
первоначальный
интерес
к
образованию,
если
ему
интересно
преподносят
материал,
при
этом
регулярно
контролируют выполнение заданий. Однако в этом случае у студента может быть
крайне слабо развита способность к самостоятельной работе, к поиску и разбору нового
материала. Об этом же говорят и низкая востребованность хороших методических
разработок.
Полученные
данные
говорят
о
необходимости
грамотного
построения
системы контроля со стороны преподавателя.
Для проверки своих выводов автор провел небольшое исследование среди выпускников
обычного (21 человека) и специализированного (26 человек) классов одной из школ г.
Набережные
Челны.
Выяснилось,
что
из
47
человек,
38
желают
получить
профессиональное образование в основном по советам родителей, но только 4 из них
работают с журналами, библиотеками, а значение самостоятельности необходимого
атрибута
будущей
профессии
отметили
только
6
человек
(13%).
Практически
не
осознано выпускниками и такое качество любой профессиональной деятельности, как
творчество, неординарный подход к решению проблем и совершенствованию методов,
условий и стиля работы. Этот фактор в качестве необходимого отметили 17 человек
(36%).
Отсутствие самостоятельности как в овладении знаниями, так и в выборе профессии
приводят и к сложности в осваивании новых предметов, и, отчасти, к непониманию
сущности
системы
профессиональны
знаний,
базирующихся
на
фундаментальных
основах.
В
прямом
логической
связи
с
этим
фактом
находятся
и
страх
перед
родителями, и боясь отчисления.
На фоне повышения требований к качеству подготовки специалистов, выделяющих
среди
перво степенных
профе ссиональных
ценно стей
именно
н а в ык и
самостоятельности, самообразования и творческого подхода, констатация отмеченных
явлений
побуждает
к
разработке
обоснованной,
гибкой
и
управляемой
системы
профессионального обучения.
Развитие
этого
направления
неизбежно
приводит
к
необходимости
усиления
профориентационной
работы
в
седее
абитуриентов,
установлении
регулярных
контактов
со
средними
учебными
заведениями,
работе
в
школах,
диагностика
профпригодности.
Одним из элементов управления качеством образования и эффективным методом его
повышения
является
внедрение
обоснованной
системы
рейтингового
контроля
успеваемости, являющейся стержневым компонентом разрабатываемой в институте
электронной системы мониторинга качества образовательного процесса, что позволят
реализовывать
принцип
обратной
связи
системы
управления
и
включающей
дополнительные
параметры
(диагностика
мотиваций
студентов
в
их
динамике,
контроль этапов и качества выполнения выпускных квалификационных работ, итогов
специализированных практик, рейтинговая оценка деятельности преподавателей). Здесь
научную роль имеет выделение приоритета знаний, особенно при увеличении доли
самостоятельно
работы
студентов,
разработке
методических
рекомендаций
для
их
условий.
Используя экспертные оценки значимости тех или иных дисциплин и отдельных тем
(разделов) с позиции профессиональных требований, также расчетную корректировку
этих оценок путем учета степени востребованности данной темы (дисциплины) при
изучении
более
поздних
по
учебному
плану
предметов,
можно
получить
картину
систему
связей
интегрированной
образовательной
программы,
приоритеты
профессиональных
знаний.
Эта
информация
может
быть
использована
преподавателями
при
изучении
отдельных
тем
и
дисциплин
в
целом,
наглядно
показывая из роль и место в целостно системе знаний.
В
настоящее
время
в
ссузе
ведется
работа,
заключающаяся
в
возможных
путях
совершенствования учебного процесса и системы управления качеством образования:
введение рейтингового контроля; разработка необходимой системы консультаций для
студентов, пропускающих занятия, в связи с занятиями спортом и т.п.; разработка
пособий для самостоятельной работы; введение постоянного мониторинга на каждого
студента; система индивидуальных занятий.
Каче ство
подготовки
выпускников
является
о сновной
целью
л юб о го
профессионального учебного заведения и основным показателем эффективности его
функционирования
,поэтому
в
колледже
разрабатываются
также
система
индивидуальных
характеристик
студента
по
основным
видам
профессиональной
деятельности, предназначена для открытой информации работодателем.
Создание данного комплекса, включающего диагностику и прослеживание динамики
активности
в
самостоятельной
и
творческой
учебной
деятельности
на
всей
протяженности обучения позволит также выявлять наиболее творчески активных и
способных
студентов
для
дальнейшего
совершенствования
профессионализма,
карьерного роста по ступеням образовательной системы.