Автор: Елисеева Александра Викторовна
Должность: преподаватель по классу домры
Учебное заведение: МАУДО ДМШ №5
Населённый пункт: город Набережные Челны, Республика Татарстан
Наименование материала: статья
Тема: Проведение уроков с начинающими в классе домры
Раздел: дополнительное образование
Проведение уроков с начинающими в классе домры
Точное представление о ребенке, начинающем обучаться, играет очень
большую роль, как база, от которой отталкивается преподаватель, намечая
дальнейший план работы и организацию урока с ним. Г. Нейгауз отмечал:
«Учитель
игры
на
любом
инструменте…
должен
быть,
прежде
всего,
учителем музыки, то есть её разъяснителем и толкователем. Особенно это
необходимо на низших ступенях развития учащихся: тут уже совершенно
неизбежен комплексный метод преподавания, то есть учитель… должен быть
одновременно и историком музыки, и теоретиком, учителем сольфеджио…, и
игры
на
инструменте».
(12,
С.202)
Здесь
важна
не
только
степень
одаренности обучающегося, но так же черты его характера: активность или
апатичность, внимательность или рассеянность, старание или лень, а так же
условия, которые его окружают. Задача педагога заключается в том, чтобы
принимая
во
внимание
данные
учащегося,
правильно
использовать
их
в
педагогическом
процессе,
в
дальнейшем
исправляя
недостатки.
Каждый
преподаватель
начинает
первые
занятия
с
учеником
по-разному:
одни
акцентируют
внимание
на
сложности
игры
на
инструменте,
думая
этим
увеличить работоспособность, подобный подход чаще всего отпугивает и
даже понижает интерес к учебе. Другие говорят что игра – это ерунда, и что в
скором времени он заиграет. Художественное воспитание юного музыканта,
весьма
ответственное,
непростое
дело,
требует
особых
знаний.
Первоначальные
впечатления
являются
решающими,
и
даже
небольшие
погрешности в дальнейшем будет очень нелегко исправить.
Особенности проведения уроков с начинающими:
1.
Обращаясь к юному домристу, необходимо говорить доступным,
понятным, грамотным языком. В случае если учащийся маленький(6-7
лет), то у него есть право на повторность объяснений, а если он
постарше, подросток, то должен воспринимать и усваивать
информацию как можно быстрее.
2.
Если в первом классе несколько домристов, то первые уроки возможны
в виде группового занятия. Следует познакомить учеников с
художественным исполнительством на инструменте, рассказать об
истории исполнительства, послушать записи, а так же сделать какие-то
сравнения, используя фантазию детей. На прослушанный материал
предложить сделать рисунки, из них сделать выставки.
3.
На первых же занятиях нужно сочетать теоретические и практические
знания. Познакомить с инструментом, о понятиях: «ниже», «выше», как
пишутся ноты на нотном стане. Также на основе упражнения на
pizzicato можно объяснить о понятии длинных и коротких звуков,
сопоставляя с гласными и согласными. Дать определения о
длительностях нот, по аналогии с яблоком. Первоначальные пьесы
необходимо играть по открытым струнам. C первых же уроков
преподаватель обязан следить за качеством звука и приучать юного
музыканта. Здесь раскрываются навыки и чтения нот с листа и игры в
ансамбле. Так же чтобы активизировать эмоциональную реакцию на
музыку, можно использовать ритмические движения - хлопки, также
велика роль пения. Текст пьес должен быть ясен для малыша и даже
знаком.
4.
Слуховое восприятие необходимо реализовывать на простом,
доступном материале, предпочтительнее использовать народные
мелодии. Нужно стремиться к тому, чтобы песенки были очень
выразительны в исполнении. Необходимо приучать обучающегося к
осознанному проигрыванию, чувствовать динамику, характер. Вместе с
пьесами нужно познакомить юного музыканта с инструментом и его
устройством, рассказать об очень известных исполнителях-домристах.
Обязанность преподавателя - приучить к труду и самостоятельности.
Необходимо объяснить малышу, что учение не забава, а кропотливый
труд, создавая для него благоприятные условия учебы.
5.
Важно и необходимо на начальном этапе поддерживать связь с
родителями, делая определенные записи в дневнике, а если ребенок
маленький, то родителям нужно находиться на уроках, чтобы потом
помогать в домашних занятиях.
Методы и приемы на начальном этапе обучения с начинающими
На начальном этапе работы над новым произведением, преподаватель
должен, прежде всего, увлечь, заинтересовать ученика, чтобы ему
обязательно захотелось сыграть понравившееся произведение. Педагог
обязан непременно проиграть ту или иную пьесу целиком, выявляя тем
самым реакцию на прослушанное им произведение, дополняя проигранный
музыкальный материал красочным, образным, словесным пояснением. Для
малыша все ново. Так уже при разучивании одноголосных, простых, на
первый взгляд, мелодий, возникают первые исполнительские проблемы –
грамотное изложение нотного текста (длительности нот), аппликатура и
приёмы звукоизвлечения, смысл музыкальных построений, артикуляция,
штрихи и динамические оттенки. В этих случаях перед юным домристом
сразу стоит немало задач, которые довольно часто тормозят главное –
понимание музыки и её осознанное исполнение. Следуя приёму вычленения
простого из сложного, возможно облегчить восприятие музыки,
предварительно сосредотачивая внимание учащегося на одних заданиях и
допуская при этом лишь приблизительное выполнение других. Так же
значима роль исполнительского показа на инструменте. Это проигрывание
педагогом, необходимо и весьма существенно для учащегося до начала
работы над музыкальным произведением. Впоследствии такой целостный
показ переходит в стадию расчленённого показа отдельных художественных
и технических деталей.
Значимость показа музыкального произведения в классе очень связана со
словесными пояснениями, совокупность которых в дальнейшем даёт более
действенный результат. Словами можно только дополнить представление
ребёнка о художественно-образном содержании произведения, прежде
показанного ему в живом исполнении. Чем менее эмоционален ребёнок, тем в
большей степени необходимо разбудить в нем исполнительскую инициативу
и интерес к произведению. Очень существенна значимость показа вместе со
словесными комментариями при выработке у юного музыканта технических
навыков. По этой причине каждая неточность, небрежность в игре
преподавателя может спровоцировать в будущем закрепление отрицательных
навыков, тормозящих изучение музыкального материала и формирование
техники. Данные способы и приёмы работы преподавателя ориентированы
на активизацию подражательных реакций ученика, характерных для детей
младшего школьного возраста.
Так же нужно отметить о способе наводящих вопросов, который еще более
инициирует независимость исполнительских решений у музыканта, в
частности: «Что у тебя в данной пьесе совсем не получилось? Что у тебя в
данной фразе не получилось? Все ли звучит красиво? Все ли ты сыграл
ритмично, качественным звуком? Похожа ли эта пьеса на Вальс или
Колыбельную?» и др.
В воспитании самостоятельности юного домриста, приём наводящих
вопросов может быть использован и в таких заданиях, как обозначение
учащимся аппликатуры в отдельных фрагментах произведения.
Следовательно, руководствуясь данными методами и приемам на
начальном этапе обучения с начинающими в классе домры, мы обеспечиваем
приобретение успеха в дальнейших занятиях с учащимися.
Литература
1. Александров А.Я. «Школа игры на трёхструнной домре», Москва, изд.
«Музы-
ка», 1972 г.
2. Климов В.Т. «Совершенствование игры на трёхструнной домре», Москва,
изд.
«Музыка», 1972 г.