Напоминание

Конспект занятия по шахматам "Пешка".


Автор: Белякова Ольга Валерьевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования
Населённый пункт: с. Александровское Ставропольского края
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Конспект занятия по шахматам "Пешка".
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования

«Центр детского творчества»

Открытое занятие

по шахматам

«

Пешка

»

Подготовила:

педагог дополнительного образования

Белякова О.В.

с. Александровское, 2019

Тема занятия: Пешка.

Цели занятия:

1.

Познакомить с шахматной фигурой – пешка, с правилами перемещения пешки и

правилами взятия, с правилами превращения и взятия на проходе.

2.

Учить ориентироваться на шахматной доске.

3.

Способствовать формированию интереса к игре в шахматы, развивать внимание,

память, усидчивость.

Оборудование:

1.

Демонстрационная шахматная доска, индивидуальные шахматные доски, карточки

с заданиями «Лабиринт».

2.

Мультимедиа для демонстрации презентации.

Ход занятия

1.

Организационный момент.

- Приветствую вас в гостях у шахматного королевства.

2. Актуализация знаний.

- Сегодня мы проведем необычное занятие. Его Величество Король поручил мне

познакомить вас с новой фигурой.

- Посмотрите, в руках у меня карточки с секретами. Вы будете их получать их за

правильные ответы на мои вопросы.

Отгадайте загадки:

1.

Вперёд и назад ходит браво

Помчится налево, направо

Ту фигуру знаю я

Ведь зовут её … (ладья)

– Как ходит ладья? (по вертикали и по горизонтали)

2.

Белым клеточкам верны

Белопольные …(слоны)

– Как ходят слоны? (по диагонали)

3.

На одной стоит ноге

А ходит только буквой “Г” (конь)

– Что можете добавить о коне? (может перепрыгивать через фигуры)

4.

Какая фигура любит свой цвет? (ферзь)

– Как ходит ферзь? (по вертикали, по горизонтали, по диагонали).

5.

Самая главная шахматная фигура (король).

(Дети получили 5 цветных квадратиков, на обратной стороне которых написаны

буквы: ш, п, к, е, а).

-Если вы переставите буквы, то получится слово, которое обозначает фигуру, о

которой великий шахматист 18 века Франсуа Филидор сказал, что она – душа

шахмат.

– Пешка – это самая маленькая фигура, но очень значимая. Именно благодаря пешке,

необычным правилам ее движений и взятий, ее способности превращаться в другие

фигуры, шахматы оказались такой интересной игрой. Пешка ни на кого не похожа. Она

отличается от всех фигур.

3. Постановка целей и задач занятия.

– Скажите, пожалуйста, чтобы вы хотели узнать от меня о пешке? (поговорим о правилах

перемещения пешки, познакомимся с правилом превращения и правилом взятия).

- Что нужно мне от вас, чтобы у нас всё получилось на этом занятии? (Внимание,

дисциплина, дружелюбие, умение общаться с товарищами).

3.

Знакомство с новым материалом.

Слайд. Ходы пешки

Пешка ходит только вперёд и только на одну клетку. Но с одним исключением: со

своего исходного положения для белых со 2-ой горизонтали, для чёрных с 7-ой

горизонтали каждая пешка, если свободен путь, по желанию играющего может быть

передвинута либо на ближайшее поле, либо через одно поле.

Сделав первый ход, в дальнейшем пешка теряет право на двойной прыжок, т.е. в

дальнейшем она может передвигаться только на одно поле.

– Ходить таким образом пешка может в том случае, если перед ней не стоит какая-либо

фигура.

Слайд. Правило превращения

«Какая пешка не хочет стать ферзём!»

Когда пешка вступает на последнюю горизонталь: белые на 8-ую, а чёрные – на 1-ую, то

она немедленно, т.е. тем же ходом, превращается в любую фигуру своего цвета,

кроме короля. Выбор фигуры определяется желанием шахматиста.

Слайд. Взятие

В отличие от других фигур пешка бьёт фигуру противника не так как ходит, а на одну

клетку вперёд по диагонали. Перейдя на соседнюю диагональ, она продолжает путь по

ней.

Вывод: Таким образом, пешка ходит вперед, а бьет по диагонали на одну клетку. Это

единственная фигура в шахматах, которая ходит по одному правилу, а наносит удар

по-другому. У остальных фигур направление движения и удара совпадает. Ниже

приведены две позиции:

4. Физминутка.

– А сейчас мы с вами превратимся в пешек:

Ну-ка, пешки, встаньте в ряд (поднимаются со своих мест)

Маршируйте как отряд (маршируют)

Как слоны раскиньте хобот (руки вперед)

Помотайте им немного (машут руками)

А сейчас как кони поскачите (прыгают)

И как ладьи затопочите (топают)

Ферзь сказал: «Давайте дружно хлопать» (хлопают в ладоши)

А за ним король пришел, посадил всех и сказал: (сели)

«Давайте дальше дружно все работать».

4.

Практическая работа.

Работа в группах. Выполнение дидактического задания «Лабиринт».

Игра «Белые-чёрные». Группа делится на две подгруппы и выполняется задание

«Ограничение подвижности»,

6. Итог занятия. Игра «Да», «Нет». Рефлексия.

– Пешка ходит только вперёд по вертикали. (Да).

– Пешка бьёт по горизонтали. (Нет).

–Пешка может сделать шаг назад. (Нет)

– Пешка бьёт по диагонали. (Да)

– Пешка не может превращаться в короля? (Да.)

–Белая пешка может побить белого слона. (Нет)

– Чёрные пешки в начальной позиции стоят на 7-й горизонтали. (Да).

-Наше очередное путешествие по стране шахмат завершено!

Если вы сегодня все хорошо запомнили про пешку, поставьте, пожалуйста, на

шахматную доску белую пешку, а если не очень хорошо что то поняли – черную!

-Кто получил удовольствие от нашего занятия, похлопайте в ладоши.

- Эти аплодисменты в вашу честь, ребята, спасибо за хорошую работу, за старание. Всего

вам доброго!

– Спасибо за внимание. Я вам желаю побеждать себя каждый день, каждый день

открывать все новые знания, идти только вперед.



В раздел образования