Автор: Белякова Ольга Валерьевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования
Населённый пункт: с. Александровское Ставропольского края
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Конспект занятия по шахматам "Пешка".
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования
«Центр детского творчества»
Открытое занятие
по шахматам
«
Пешка
»
Подготовила:
педагог дополнительного образования
Белякова О.В.
с. Александровское, 2019
Тема занятия: Пешка.
Цели занятия:
1.
Познакомить с шахматной фигурой – пешка, с правилами перемещения пешки и
правилами взятия, с правилами превращения и взятия на проходе.
2.
Учить ориентироваться на шахматной доске.
3.
Способствовать формированию интереса к игре в шахматы, развивать внимание,
память, усидчивость.
Оборудование:
1.
Демонстрационная шахматная доска, индивидуальные шахматные доски, карточки
с заданиями «Лабиринт».
2.
Мультимедиа для демонстрации презентации.
Ход занятия
1.
Организационный момент.
- Приветствую вас в гостях у шахматного королевства.
2. Актуализация знаний.
- Сегодня мы проведем необычное занятие. Его Величество Король поручил мне
познакомить вас с новой фигурой.
- Посмотрите, в руках у меня карточки с секретами. Вы будете их получать их за
правильные ответы на мои вопросы.
Отгадайте загадки:
1.
Вперёд и назад ходит браво
Помчится налево, направо
Ту фигуру знаю я
Ведь зовут её … (ладья)
– Как ходит ладья? (по вертикали и по горизонтали)
2.
Белым клеточкам верны
Белопольные …(слоны)
– Как ходят слоны? (по диагонали)
3.
На одной стоит ноге
А ходит только буквой “Г” (конь)
– Что можете добавить о коне? (может перепрыгивать через фигуры)
4.
Какая фигура любит свой цвет? (ферзь)
– Как ходит ферзь? (по вертикали, по горизонтали, по диагонали).
5.
Самая главная шахматная фигура (король).
(Дети получили 5 цветных квадратиков, на обратной стороне которых написаны
буквы: ш, п, к, е, а).
-Если вы переставите буквы, то получится слово, которое обозначает фигуру, о
которой великий шахматист 18 века Франсуа Филидор сказал, что она – душа
шахмат.
– Пешка – это самая маленькая фигура, но очень значимая. Именно благодаря пешке,
необычным правилам ее движений и взятий, ее способности превращаться в другие
фигуры, шахматы оказались такой интересной игрой. Пешка ни на кого не похожа. Она
отличается от всех фигур.
3. Постановка целей и задач занятия.
– Скажите, пожалуйста, чтобы вы хотели узнать от меня о пешке? (поговорим о правилах
перемещения пешки, познакомимся с правилом превращения и правилом взятия).
- Что нужно мне от вас, чтобы у нас всё получилось на этом занятии? (Внимание,
дисциплина, дружелюбие, умение общаться с товарищами).
3.
Знакомство с новым материалом.
Слайд. Ходы пешки
Пешка ходит только вперёд и только на одну клетку. Но с одним исключением: со
своего исходного положения для белых со 2-ой горизонтали, для чёрных с 7-ой
горизонтали каждая пешка, если свободен путь, по желанию играющего может быть
передвинута либо на ближайшее поле, либо через одно поле.
Сделав первый ход, в дальнейшем пешка теряет право на двойной прыжок, т.е. в
дальнейшем она может передвигаться только на одно поле.
– Ходить таким образом пешка может в том случае, если перед ней не стоит какая-либо
фигура.
Слайд. Правило превращения
«Какая пешка не хочет стать ферзём!»
Когда пешка вступает на последнюю горизонталь: белые на 8-ую, а чёрные – на 1-ую, то
она немедленно, т.е. тем же ходом, превращается в любую фигуру своего цвета,
кроме короля. Выбор фигуры определяется желанием шахматиста.
Слайд. Взятие
В отличие от других фигур пешка бьёт фигуру противника не так как ходит, а на одну
клетку вперёд по диагонали. Перейдя на соседнюю диагональ, она продолжает путь по
ней.
Вывод: Таким образом, пешка ходит вперед, а бьет по диагонали на одну клетку. Это
единственная фигура в шахматах, которая ходит по одному правилу, а наносит удар
по-другому. У остальных фигур направление движения и удара совпадает. Ниже
приведены две позиции:
4. Физминутка.
– А сейчас мы с вами превратимся в пешек:
Ну-ка, пешки, встаньте в ряд (поднимаются со своих мест)
Маршируйте как отряд (маршируют)
Как слоны раскиньте хобот (руки вперед)
Помотайте им немного (машут руками)
А сейчас как кони поскачите (прыгают)
И как ладьи затопочите (топают)
Ферзь сказал: «Давайте дружно хлопать» (хлопают в ладоши)
А за ним король пришел, посадил всех и сказал: (сели)
«Давайте дальше дружно все работать».
4.
Практическая работа.
Работа в группах. Выполнение дидактического задания «Лабиринт».
Игра «Белые-чёрные». Группа делится на две подгруппы и выполняется задание
«Ограничение подвижности»,
6. Итог занятия. Игра «Да», «Нет». Рефлексия.
– Пешка ходит только вперёд по вертикали. (Да).
– Пешка бьёт по горизонтали. (Нет).
–Пешка может сделать шаг назад. (Нет)
– Пешка бьёт по диагонали. (Да)
– Пешка не может превращаться в короля? (Да.)
–Белая пешка может побить белого слона. (Нет)
– Чёрные пешки в начальной позиции стоят на 7-й горизонтали. (Да).
-Наше очередное путешествие по стране шахмат завершено!
Если вы сегодня все хорошо запомнили про пешку, поставьте, пожалуйста, на
шахматную доску белую пешку, а если не очень хорошо что то поняли – черную!
-Кто получил удовольствие от нашего занятия, похлопайте в ладоши.
- Эти аплодисменты в вашу честь, ребята, спасибо за хорошую работу, за старание. Всего
вам доброго!
–– Спасибо за внимание. Я вам желаю побеждать себя каждый день, каждый день
открывать все новые знания, идти только вперед.