Напоминание

Пешеходный туризм


Автор: Лукашов Владимир Александрович
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МОАУ ООШ №23 имени Надежды Шабатько
Населённый пункт: г.Новокубанск Краснодарского края
Наименование материала: ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
Тема: Пешеходный туризм
Раздел: дополнительное образование





Назад




УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НОВОКУБАНСКИЙ РАЙОН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА г. НОВОКУБАНСКА

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НОВОКУБАНСКИЙ РАЙОН

Утверждаю

Директор МБУДО ДДТ

г. Новокубанска

___________ Л.В. Макарова

«____» ____________2018 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

Туристско-краеведческой направленности

«Пешеходный туризм»

Уровень программы: базовый

Срок реализации программы: (144 ч.)

Возрастная категория: 11-15 лет

Вид программы: модифицированная

Автор-составитель:

Лукашов Владимир Александрович

педагог дополнительного образования

г. Новокубанск, 2018 г.

Пояснительная записка

Дополнительная

общеобразовательная

развивающая

программа

«Пешеходный

туризм»

обновлена

с

учетом

развития

науки,

техники,

культуры, экономики, технологий и социальной сферы.

Нормативно-методические

основы

разработки

программы

представлены в следующих документах:

1.

Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г.

№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2.

Концепция

развития

дополнительного

образования

детей,

утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4

сентября 2014 г. № 1726-р.

3.

Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа

2013 г.

№ 1008

«Об

утверждении

Порядка

организации

и

осуществления

образовательной

деятельности

по

дополнительным

общеобразовательным

программам».

4.

Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 января 2014 г.

2

«Об

утверждении

порядка

применения

о р г а н и з а ц и я м и ,

осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,

дистанционных

образовательных

технологий

при

р е а л и з а ц и и

образовательных программ».

5.

Постановление

Главного

государственного

санитарного

врача

Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН

2.4.4.3172-14

«Санитарно-эпидемиологические

требования

к

устройству,

содержанию и организации режима работы образовательных организаций

дополнительного образования детей».

6.

М е т од и ч е с к и е

р е ко м е н д а ц и и

п о

п р о е к т и р о в а н и ю

дополнительных общеразвивающих программ от 18.11.2015 г. Министерство

образования и науки РФ.

7.

Ус т а в

М у н и ц и п а л ь н о г о

б юд ж е т н о г о

у ч р е ж д е н и я

дополнительного образования Дома детского творчества

г. Новокубанска

муниципального образования Новокубанский район.

Направленность.

Д о п о л н и т е л ь н а я

о б щ е о б р а з о в а т е л ь н а я

общеразвивающая

программа

«Пешеходный

туризм»

соответствует

начальному

общему

уровню

образования

и

имеет

спортивную

направленность

.

Она нацелена на развитие интереса к туризму, на развитие

образного и логического мышления, на развитие физических качеств. Работа

в

кружке

позволяет

воспитывать

у

ребят

дух

коллективизма,

прививает

целеустремлённость, развивает внимательность, интерес к спорту.

Актуальность программы

обусловлена

тем,

что

туристские

походы,

романтика дальних дорог манят к себе с каждым годом все большее число

воспитанников,

а

занятия

в

группах

данного

вида

деятельности

помогают

решить не только воспитательные, но и социальные проблемы (обеспечение

занятости

в

свободное

от

учебы

время,

профилактика

беспризорности

и

безнадзорности детей, асоциального поведения подростков и др.).

Новизна программы

предполагает

тесную

связь

с

родителями

воспитанников.

В

сетку

часов

включены

отработки

технических

приемов

совместно

для

детей

и

их

родителей,

на

которых

воспитанники

являются

«судьями» и «постановщиками дистанции» для родителей в личном зачете на

мини-соревнованиях, которые не включены в сетку.

Педагогическая

целесообразность программы

заключается

в

том,

что

туристский поход сочетает активный здоровый отдых, познание и освоение

окружающего

мира,

и

в

первую

очередь

своей

Малой

Родины,

занятия

в

объединении

«Пешеходный

туризм»

способствуют

укреплению

не

только

физического,

но

и

психического

здоровья,

развитию

лидерских

качеств,

преодолению определенных комплексов. Отмечено, что учащиеся, входящие в

состав

туристкой

группы,

стараются

вести

здоровый

образ

жизни,

реже

совершают поступки асоциального характера. Пешеходный туризм позволяет

решить и проблему профориентации. Воспитанники туристских объединений,

как

правило,

в

дальнейшем

поступают

на

факультеты

туризма.

Занятия

туризмом

дают

возможность

трудиться

в

промышленном

альпинизме,

быть

инструктором и экскурсоводом, профессиональным спортсменом, служить в

МЧС и бригадах спецназа горных стрелков, работать учителем физкультуры и

тренером в спортшколах.

Отличительной

особенностью этой

программы

является

деятельный

подход

к

воспитанию,

образованию

и

развитию

ребенка. Программа

предполагает

межпредметные

связи,

тесно

переплетаясь

со

школьными

предметами:

ОБЖ,

кубановедением,

географией,

математикой,

историей,

биологией, физкультурой.

Адресат

программы. Образовательная

программа

дополнительного

образования детей «Пешеходный туризм» предназначена для обучения детей

в возрасте от 11 до 15 лет. Занятия по программе проводятся с объединением

детей одного возраста с постоянным составом. Обучающиеся набираются по

желанию. Число обучающихся в объединениях от 10 до 15 человек.

Уровень программы, объем и сроки.

Программа рассчитана на один

год обучения. Продолжительность учебного года составляет 144 учебных

часа.

Формы обучения. Форма проведения занятия очная. Групповая форма

с индивидуальным подходом к ребенку.

В объединениях в течении учебного года могут проводиться массовые

мероприятия: игры, соревнования, праздники.

Режим занятий.

Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа (занятие - 40 минут,

перерыв - 10 минут). Продолжительность года обучения – 144 часа.

Особенности

организации

образовательного

п р о ц е с с а .

Образовательный процесс осуществляется на русском языке, в соответствии с

направлениями

развития

ребенка.

Программа

обеспечивает

развитие

личности детей в различных видах общения и деятельности с учетом их

возрастных

индивидуальных,

психологических

и

физиологических

особенностей. Программа направлена на создание условий развития ребенка,

открывающих

возможности

для

его

позитивной

социализации,

его

личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на

основе

сотрудничества

с

взрослыми

и

сверстниками

и

соответствующим

возрасту видам деятельности. - Направленность группы - общеразвивающая -

Возрастная группа – 11-15 лет. Фактическая наполняемость – 10-15 человек.

Цели программы:

- совершенствование нравственного и физического воспитания учащихся

средствами пешеходного туризма, подготовка специалиста в области

спортивного туризма и туристского многоборья, удовлетворение естественной

потребности детей в непосредственном познании окружающего мира, своего

края;

-развитие активной туристско-спортивной и краеведческой деятельности

учащихся.

Поставленные цели будет достигнуты при решении следующих задач,

реализуемых в комплексе (обучающих, развивающих, воспитательных).

Задачи:

Образовательные. Углубление

знаний

по

предметам

(географии,

биологии, физике, истории и др.); получение основных знаний, умений и

навыков, необходимых туристу - пешеходнику; правила организации походов,

виды снаряжения и правила пользования им, организация своего быта в

полевых

условиях,

основные

правила

техники

безопасности.

Овладение

навыками спортивного ориентирования.

Личностные. На

основе

полученных

теоретических

знаний,

практических умений и навыков, достижение обучающимися максимально

возможных лично-командных спортивных результатов посредством участия в

походах, соревнованиях, туристских слётах, олимпиадах и т.д. Совершение

похода 3 степени сложности, участие в районных соревнованиях и конкурсах.

Воспитательные. Формирование

умений

и

навыков

культуры

общения,

жизнеобеспечения,

развитие

коллективизма

и

взаимовыручки;

привитие любви к природе и историческому наследию, общей экологической

культуры.

Воспитание

характера,

воли,

чувства

ответственности,

целеустремлённости

в

процессе

преодоления

трудностей.

Воспитание

трудолюбия посредством организации своего быта в походных условиях.

Метапредметные. Развитие

потребностей

к

самостоятельному

получению

новых

знаний

и

физическому

самосовершенствованию

(выполнение

нормативов

спортивных

разрядов

по

туризму).

Развитие

и

укрепление физических качеств посредством выполнения общеразвивающих

и специальных упражнений, спортивных игр в соответствии с физическими

данными

каждого

обучающегося.

Развитие

коммуникативных

навыков,

умение

ответственно

и

самостоятельно

принимать

решения

в

любых

жизненных ситуациях посредством активного привлечения к планированию

коллективных дел и маршрутов походов, тактики прохождения дистанции на

соревнованиях

или

естественных

препятствий

в

походе,

к

решению

теоретически,

а

затем

и

практически

встречающихся

в

жизни

задач

и

проблем.

Содержание программы.

Учебный план.

п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы

контроля

всего

теория

практика

1

Чем полезны и интересны тур.

походы и путешествия.

Вводное занятие .

14

2.20

11.40

Наблюден

ие

2

Краеведческая подготовка

34

6.00

28.00

Наблюден

ие

3

Топографическая подготовка

96

18.00

78.00

Наблюден

ие

Итого:

144

26.20

117.40

1.

Чем полезны и интересны тур. походы и путешествия. Вводное

занятие.

Теория. П

олучить навыки подготовки к походу I степени сложности

.

Профилактика травматизма в походах.

Практика: Ориентироваться на местности. Навыки пользования картой и

компасом.

2.

Краеведческая подготовка

Теория.

Обустройство бивуака и установка палатки, разведение костра.

Практика.

Уметь оказывать первую медицинскую помощь.

3.

Топографическая подготовка

Теория.

Получать

навыки

туристской

техники,

ориентирования,

жизни

в

полевых условиях.

Практика.

Иметь навыки ведения краеведческих наблюдений, использования

их результатов для решения задач по выходу из экстремальной ситуации.

Планируемые результаты.

Положительными результатами работы педагога по данной программе можно

считать:

- сохранение контингента учащихся на всем протяжении обучения (состав

группы изменился менее чем на 30%),

- уменьшение числа воспитанников, состоящих на различных видах

профилактического учета,

- постоянный рост спортивно-технического мастерства,

- рост уровня спортивных достижений команды (выступления на соревнованиях,

слетах),

- привлечение старших воспитанников к судейству на районных, краевых

соревнованиях,

- сохранение и повышение уровня успеваемости по предметам школьной

программы.

Ожидаемый результат в воспитательном плане:

Гражданин. Национальная гордость, патриотизм. Общественная дисциплина и

культура общения. Бережное отношение к природе и традициям. Уважение прав

и культуры других наций. Честность, правдивость, чуткость, милосердие.

Семьянин. Тактичность. Культура общения. Опрятность. Стремление к ЗОЖ.

Умение организовать досуг. Забота о младших и слабых. Уважение к пожилым.

Знание гигиенических навыков.

Профессионал. Работоспособность. Организованность. Творческое и

эстетическое отношение к труду. Стремление сделать дело качественно. Умение

трудиться сообща. Инициативность. Самостоятельность. Самообслуживание.

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

Год обучения

с 01.09.2018 г.

до 31.08.2019 г.

Дата начала и

окончания учебного

периода

с 01.09.2018г.

до 31.08.2019г.

Количество учебных

недель

36

Продолжительность

каникул

01.01.2019г. –

09.01.2019г.

01.06.2019г.-

31.08.2019г.

Место проведения

занятий

МОАУООШ №23

имени Надежды

Шабатько

МОАУООШ №23

имени Надежды

Шабатько

Время проведения

занятий

Перемены 10 минут

Вторник

10.00-12.00

Четверг

14.00 -16.00

Форма занятий

Групповая

Групповая

Сроки контрольных

процедур

Текущая диагностика (январь-февраль), итоговая

внутренняя аттестация (май)

Сроки выездов

экскурсий, походов…

сентябрь, октябрь, март, апрель, май

Участие в массовых

мероприятиях

(конкурсах, фестивалях,

праздниках)

Год обучения

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Неделя

03.09.18-09.09.18

10.09.18-16.09.18

17.09.18-23.09.18

24.09.18-30.09.18

01.10.18-07.10.18

08.10.18-14.10.18

15.10.18-21.10.18

22.10.18-28.10.18

29.10.18-31.10.18

01.11.18-04.11.18

05.11.18-11.11.18

12.11.18-18.11.18

19.11.18-25.11.18

26.11.18-30.11.18

03.12.18-09.12.18

10.12.18-16.12.18

17.12.18-23.12.18

24.12.18-30.12.18

31.12.18-31.12.18

Базовый уровень

программы

(количество часов)

I группа

-

4

4

4

4

4

4

4

-

4

4

4

4

2

2

4

4

4

4

II

группа

-

5

5

5

5

5

5

5

-

5

5

5

5

2

2

5

5

5

5

Год обучения

Январь

Февраль

Март

Апрель

Неделя

01.01.19-06.01.19

07.01.19-13.01.19

14.01.19-20.01.19

21.01.19-27.01.19

28.01.19-31.01.19

01.02.19-03.02.19

04.02.19-10.02.19

11.02.19-17.02.19

18.02.19-24.02.19

25.02.19-28.02.19

01.03.19-03.03.19

04.03.19-10.03.19

11.03.19-17.03.19

18.03.19-24.03.19

25.03.19-31.03.19

01.04.19-07.04.19

08.04.19-14.04.19

15.04.19-21.04.19

22.04.19-28.04.19

29.04.19- 30.04.19

Базовый уровень

программы

(количество

часов)

I группа

К

4

4

4

П

4

4

4

4

-

4

4

4

4

4

4

4

4

4

-

II

группа

К

5

5

5

П

5

5

5

5

-

5

5

5

5

5

5

5

5

5

-

Год обучения

Май

Июнь

Июль

Август

Всего

учебных

недель

Всего часов

по

программе

Неделя

01.05.19-05.05.19

06.05.19-12.05.19

13.05.19-19.05.19

20.05.19-26.05.19

27.05.19-31.05.19

03.06.19-09.06.19

10.06.19-16.06.19

17.06.19-23.06.19

24.06.19-30.06.19

01.07.19-07.07.19

08.07.19-14.07.19

15.07.19-21.07.19

22.07.19-28.07.19

29.07.19-31.07.19

01.08.19-04.08.19

05.08.19-11.08.19

12.08.19-18.08.19

19.08.19-25.08.19

26.08.19-31.08.19

36

144

Базовый уровень

программы

(количество часов)

I

групп

а

4

4

4

4

И

36

144

II

групп

а

5

5

5

5

И

36

180

Промежуточная (П) аттестация

Итоговая (И) аттестация

Каникулярный период (К)

Занятия, не предусмотренные расписанием (З)

Условия реализации программы.

Материально-техническое обеспечение программы.

В процессе реализации программы овладеть необходимыми знаниями,

умениями

и

навыками

воспитанникам

помогают

средства

обучения.

Для

непрерывного

и

успешного

учебного

процесса

в

наличии

имеются

оборудование инструменты и материалы:

- помещение (кабинет);

- столы и стулья;

- шкафы, стенды для образцов и наглядных пособий

Информационное обеспечение:

- книги и журналы по туризму;

- электронные устройства с доступом в интернет;

-

устная

информация,

взятая

ранее

из

разных

источников

информационного обеспечения;

- обучающие диски.

Кадровое обеспечение.

Образовательный процесс обеспечен одним профессиональным педагогом с

высшим образованием на группу (10-12 человек)

Формы аттестации.

I. Промежуточный контроль.

Фронтальная и индивидуальная беседа.

Игровые формы контроля.

Промежуточный контроль предусматривает участие в соревнованиях.

II. Итоговый контроль

Участие

в

соревнованиях,

турриадах,

походах,

и

конкурсах

различных

уровней.

Оценочные материалы.

Эффективность процесса обучения отслеживается с помощью:

-промежуточной аттестации (опрос, практические занятия);

-итоговой аттестации (конкурсы).

Методические материалы.

- наглядные;

- словесные;

- практические

Методы обучения:

- словесные, наглядные и практические (передача и восприятие учебной

информации – источник знаний);

- индуктивные и дедуктивные (интеллектуальная деятельность);

- репродуктивные и проблемно поисковые (развитие мышления);

- самостоятельная работа учащихся под руководством учителя.

Образовательные технологии:

- лекционные;

- игровые;

- практические.

Формы организации учебного занятия:

- лекция;

- беседа;

- практические занятия;

- экскурсия.

Тематика и формы методических и дидактических материалов по

программе:

№ Раздел или тема

программы

Форма

организации

или форма

проведения.

Методы и

приемы

организации

учебно-

воспитательног

о процесса.

Дидактический

материал,

техническое

оснащение

знаний.

Виды и формы

контроля.

1

Походные

истории,

приключения.

Фронтальная.

Беседа,

объяснение

Плакаты,

памятки

Вводное

2

Ведение

походного

дневника.

Фронтальная

практическое

Наглядный,

практический

Раздаточный

материал

Наблюдение

3

Рассказы

участников

походов.

Фронтальная

практическое

Наглядный,

практический

Раздаточный

материал

Анализ

р а б от,

наблюдение

4

Просмотр фото и

видео материала

предыдущих

походов,

соревнований.

практическое

Наглядный,

практический

Раздаточный

материал,

инструменты,

схемы.

Анализ

р а б от,

наблюдение

5

Беседы с

участниками

категорийных

походов.

Фронтальная

практическое

Наглядный,

практический

Раздаточный

материал,

инструменты,

схемы.

Анализ

р а б от,

наблюдение

6

Утверждение

списков.

Фронтальная

практическое

Наглядный,

практический

Раздаточный

материал,

инструменты,

схемы.

Анализ

р а б от,

наблюдение

7

Анкетирование.

практическое

Наглядный,

практический

Раздаточный

материал,

инструменты,

схемы.

Анализ

р а б от,

наблюдение

8

География края.

Фронтальная

практическое

Наглядный,

практический

Раздаточный

материал,

инструменты,

Анализ

р а б от,

наблюдение

схемы.

9

География края.

Фронтальная

практическое

Наглядный,

практический

Раздаточный

материал,

инструменты,

схемы.

Анализ

р а б от,

наблюдение

10

Растительный и

животный мир

края.

практическое

Наглядный,

практический

Раздаточный

материал,

инструменты,

схемы.

Анализ

р а б от,

наблюдение

11

Растительный и

животный мир

края.

Фронтальная

практическое

Наглядный,

практический

Раздаточный

материал,

инструменты,

схемы.

Анализ

р а б от,

наблюдение

12

Рельеф, реки,

озера.

Фронтальная

практическое

Наглядный,

практический

Раздаточный

материал,

инструменты,

схемы.

Анализ

р а б от,

наблюдение

13

Рельеф, реки,

озера.

практическое

Наглядный,

практический

Раздаточный

материал,

инструменты,

схемы.

Анализ

р а б от,

наблюдение

14

Население края.

Фронтальная

практическое

Наглядный,

практический

Раздаточный

материал,

инструменты,

схемы.

Анализ

р а б от,

наблюдение

15

Население края.

практическое

Наглядный,

практический

Раздаточный

материал,

инструменты,

схемы.

Анализ

р а б от,

наблюдение

16

Краеведческие

наблюдения.

Коллективная

и

групповая

Наглядный,

рассказ,

репродуктивный

Раздаточный

материал,

инструменты,

схемы

Анализ

р а б от,

наблюдение

17

Фиксирование

их в походе.

Коллективная

и

групповая

Наглядный,

рассказ,

репродуктивный

Раздаточный

материал,

инструменты,

схемы

Анализ

р а б от,

наблюдение

18

Фиксирование

краеведческих

наблюдений в

походах.

Коллективная

и

групповая

Наглядный,

рассказ,

репродуктивный

Раздаточный

материал,

инструменты,

схемы

Анализ

р а б от,

наблюдение

19

Фиксирование

краеведческих

наблюдений в

походах.

Коллективная

и

групповая

Наглядный,

рассказ,

репродуктивный

Раздаточный

материал,

инструменты,

схемы

Анализ

р а б от,

наблюдение

20

Фиксирование

краеведческих

наблюдений в

походах.

Коллективная

и

групповая

Наглядный,

рассказ,

репродуктивный

Раздаточный

материал,

инструменты,

схемы

Анализ

р а б от,

наблюдение

21

Фиксирование

краеведческих

наблюдений в

Коллективная

и

групповая

Наглядный,

рассказ,

репродуктивный

Раздаточный

материал,

инструменты,

Анализ

р а б от,

наблюдение

походах.

схемы

22

Фиксирование

краеведческих

наблюдений в

походах.

Индивидуально-

фронтальная

и

коллективная

Наглядный,

практические

з а н я т и я

и

упражнения

Схемы,

раздаточный

материал,

эскизы,

демонстрация

иллюстраций

Выставка,

презентация

творческих работ

23

Фиксирование

краеведческих

наблюдений в

походах.

Коллективная

и

групповая

Наглядный,

рассказ,

репродуктивный

Раздаточный

материал,

инструменты,

схемы

Анализ

р а б от,

наблюдение

24

Фиксирование

краеведческих

наблюдений в

походах.

Коллективная

и

групповая

Наглядный,

рассказ,

репродуктивный

Раздаточный

материал,

инструменты,

схемы

Анализ

р а б от,

наблюдение

25

Топографически

е и спортивные

карты.

Коллективная

и

групповая

Наглядный,

рассказ,

репродуктивный

Раздаточный

материал,

инструменты,

схемы

Анализ

р а б от,

наблюдение

26

Топографически

е и спортивные

карты.

Коллективная

и

групповая

Наглядный,

рассказ,

репродуктивный

Раздаточный

материал,

инструменты,

схемы

Анализ

р а б от,

наблюдение

27

Компас.

Коллективная

и

групповая

Наглядный,

рассказ,

репродуктивный

Раздаточный

материал,

инструменты,

схемы

Анализ

р а б от,

наблюдение

28

Компас.

Индивидуальная

работа,

объединение

в

подгруппы,

коллективная

Словесный,

наглядный,

практический

Схемы,

раздаточный

материал,

конспект бесед к

занятиям

Диагностика,

мониторинг,

анализ работ

29

Определение

расстояний.

Коллективная

и

групповая

Наглядный,

рассказ,

репродуктивный

Раздаточный

материал,

инструменты,

схемы

Анализ

р а б от,

наблюдение

30

Определение

расстояний.

Коллективная

и

групповая

Наглядный,

рассказ,

репродуктивный

Раздаточный

материал,

инструменты,

схемы

Анализ

р а б от,

наблюдение

31

Условные

обозначения

различных карт.

Коллективная

и

групповая

Наглядный,

рассказ,

репродуктивный

Раздаточный

материал,

инструменты,

схемы

Анализ

р а б от,

наблюдение

32

Условные

обозначения

различных карт.

Коллективная

и

групповая

Наглядный,

рассказ,

репродуктивный

Раздаточный

материал,

инструменты,

схемы

Анализ

р а б от,

наблюдение

33

Рельеф

местности и его

изображение на

карте.

Индивидуальная

работа,

объединение

в

подгруппы,

Словесный,

наглядный,

практический

Схемы,

раздаточный

материал,

конспект бесед к

Диагностика,

мониторинг,

анализ работ

коллективная

занятиям

34

Рельеф

местности и его

изображение на

карте.

Индивидуальная

работа,

объединение

в

подгруппы,

коллективная

Словесный,

наглядный,

практический

Схемы,

раздаточный

материал,

конспект бесед к

занятиям

Диагностика,

мониторинг,

анализ работ

35

Чтение карты.

Индивидуальная

работа,

объединение

в

подгруппы,

коллективная

Словесный,

наглядный,

практический

Схемы,

раздаточный

материал,

конспект бесед к

занятиям

Диагностика,

мониторинг,

анализ работ

36

Чтение карты.

Индивидуальная

работа,

объединение

в

подгруппы,

коллективная

Словесный,

наглядный,

практический

Схемы,

раздаточный

материал,

конспект бесед к

занятиям

Диагностика,

мониторинг,

анализ работ

37

Приемы

ориентирования.

Коллективная

и

групповая

Наглядный,

рассказ,

репродуктивный

Раздаточный

материал,

инструменты,

схемы

Анализ

р а б от,

наблюдение

38

Приемы

ориентирования.

Коллективная

и

групповая

Наглядный,

рассказ,

репродуктивный

Раздаточный

материал,

инструменты,

схемы

Анализ

р а б от,

наблюдение

39

Определение

точки стояния.

Коллективная

и

групповая

Наглядный,

рассказ,

репродуктивный

Раздаточный

материал,

инструменты,

схемы

Анализ

р а б от,

наблюдение

40

Определение

точки стояния.

Коллективная

и

групповая

Наглядный,

рассказ,

репродуктивный

Раздаточный

материал,

инструменты,

схемы

Анализ

р а б от,

наблюдение

41

Составление

абриса.

Коллективная

и

групповая

Наглядный,

рассказ,

репродуктивный

Раздаточный

материал,

инструменты,

схемы

Анализ

р а б от,

наблюдение

42

Составление

абриса.

Коллективная

и

групповая

Наглядный,

рассказ,

репродуктивный

Раздаточный

материал,

инструменты,

схемы

Анализ

р а б от,

наблюдение

43

Топография и

спортивные

карты.

Коллективная

и

групповая

Наглядный,

рассказ,

репродуктивный

Раздаточный

материал,

инструменты,

схемы

Анализ

р а б от,

наблюдение

44

Топография и

спортивные

карты.

Коллективная

и

групповая

Наглядный,

рассказ,

репродуктивный

Раздаточный

материал,

инструменты,

схемы

Анализ

р а б от,

наблюдение

45

Как пользоваться

компасом?

Коллективная

и

групповая

Наглядный,

рассказ,

Раздаточный

материал,

Анализ

р а б от,

наблюдение

репродуктивный

инструменты,

схемы

46

Как пользоваться

компасом?

Коллективная

и

групповая

Наглядный,

рассказ,

репродуктивный

Раздаточный

материал,

инструменты,

схемы

Анализ

р а б от,

наблюдение

47

Определение

азимута.

Коллективная

и

групповая

Наглядный,

рассказ,

репродуктивный

Раздаточный

материал,

инструменты,

схемы

Анализ

р а б от,

наблюдение

48

Определение

азимута.

Индивидуальная

работа,

объединение

в

подгруппы,

коллективная

Словесный,

наглядный,

практический

Схемы,

раздаточный

материал,

конспект бесед к

занятиям

Диагностика,

мониторинг

анализ работ

49

Движение по

азимуту.

Коллективная

и

групповая

Наглядный,

рассказ,

репродуктивный

Раздаточный

материал,

инструменты,

схемы

Анализ

р а б от,

наблюдение

50

Движение по

азимуту.

Коллективная

и

групповая

Наглядный,

рассказ,

репродуктивный

Раздаточный

материал,

инструменты,

схемы

Анализ

р а б от,

наблюдение

51

Чтение карты.

Коллективная

и

групповая

Наглядный,

рассказ,

репродуктивный

Раздаточный

материал,

инструменты,

схемы

Анализ

р а б от,

наблюдение

52

Чтение карты.

Коллективная

и

групповая

Наглядный,

рассказ,

репродуктивный

Раздаточный

материал,

инструменты,

схемы

Анализ

р а б от,

наблюдение

53

Определение

расстояния на

предмет

движения по

нитке.

Коллективная

и

групповая

Наглядный,

рассказ,

репродуктивный

Раздаточный

материал,

инструменты,

схемы

Анализ

р а б от,

наблюдение

54

Абрисная

съемка.

Коллективная

и

групповая

Наглядный,

рассказ,

репродуктивный

Раздаточный

материал,

инструменты,

схемы

Анализ

р а б от,

наблюдение

55

Абрисная

съемка.

Коллективная

и

групповая

Наглядный,

рассказ,

репродуктивный

Раздаточный

материал,

инструменты,

схемы

Анализ

р а б от,

наблюдение

56

Топографически

е и спортивные

карты.

Индивидуально-

фронтальная

и

коллективная

Наглядный,

практические

з а н я т и я

и

упражнения

Схемы,

раздаточный

материал,

эскизы,

демонстрация

иллюстраций

Выставка,

презентация

творческих работ

57

Топографически

е и спортивные

карты.

Индивидуальная

работа,

объединение

в

подгруппы,

коллективная

Словесный,

наглядный,

практический

Схемы,

раздаточный

материал,

конспект бесед к

занятиям

Диагностика,

мониторинг,

анализ работ

58

Компас.

Индивидуальная

работа,

объединение

в

подгруппы,

коллективная

Словесный,

наглядный,

практический

Схемы,

раздаточный

материал,

конспект бесед к

занятиям

Диагностика,

мониторинг,

анализ работ

59

Компас.

Индивидуальная

работа,

объединение

в

подгруппы,

коллективная

Словесный,

наглядный,

практический

Схемы,

раздаточный

материал,

конспект бесед к

занятиям

Диагностика,

мониторинг,

анализ работ

60

Градусные меры.

Индивидуальная

работа,

объединение

в

подгруппы,

коллективная

Словесный,

наглядный,

практический

Схемы,

раздаточный

материал,

конспект бесед к

занятиям

Диагностика,

мониторинг,

анализ работ

61

Градусные меры.

Индивидуальная

работа,

объединение

в

подгруппы,

коллективная

Словесный,

наглядный,

практический

Схемы,

раздаточный

материал,

конспект бесед к

занятиям

Диагностика,

мониторинг,

анализ работ

62

Стороны света.

Индивидуальная

работа,

объединение

в

подгруппы,

коллективная

Словесный,

наглядный,

практический

Схемы,

раздаточный

материал,

конспект бесед к

занятиям

Диагностика,

мониторинг,

анализ работ

63

Стороны света.

Индивидуальная

работа,

объединение

в

подгруппы,

коллективная

Словесный,

наглядный,

практический

Схемы,

раздаточный

материал,

конспект бесед к

занятиям

Диагностика,

мониторинг,

анализ работ

64

Азимут.

Коллективная

и

групповая

Наглядный,

рассказ,

репродуктивный

Раздаточный

материал,

инструменты,

схемы

Анализ

р а б от,

наблюдение

65

Азимут.

Коллективная

и

групповая

Наглядный,

рассказ,

репродуктивный

Раздаточный

материал,

инструменты,

схемы

Анализ

р а б от,

наблюдение

66

Определение

азимута.

Коллективная

и

групповая

Наглядный,

рассказ,

репродуктивный

Раздаточный

материал,

инструменты,

схемы

Анализ

р а б от,

наблюдение

67

Определение

Коллективная

и

Наглядный,

Раздаточный

Анализ

р а б от,

азимута.

групповая

рассказ,

репродуктивный

материал,

инструменты,

схемы

наблюдение

68

Движение по

азимуту.

Коллективная

и

групповая

Наглядный,

рассказ,

репродуктивный

Раздаточный

материал,

инструменты,

схемы

Анализ

р а б от,

наблюдение

69

Движение по

азимуту.

Коллективная

и

групповая

Наглядный,

рассказ,

репродуктивный

Раздаточный

материал,

инструменты,

схемы

Анализ

р а б от,

наблюдение

70

«Грубое»

азимутальное

движение.

Коллективная

и

групповая

Наглядный,

рассказ,

репродуктивный

Раздаточный

материал,

инструменты,

схемы

Анализ

р а б от,

наблюдение

71

«Грубое»

азимутальное

движение.

Индивидуальная

работа,

фронтальная,

практическая

Наглядный,

практические

задания,

репродуктивный

Схемы,

раздаточный

материал,

конспект бесед к

занятиям

Коллективный

ана лиз

р а б о т,

наблюдение

72

Определение

расстояния на

предмет.

Индивидуальная

работа,

фронтальная,

практическая

Наглядный,

практические

задания,

репродуктивный

Схемы,

раздаточный

материал,

конспект бесед к

занятиям

Коллективный

ана лиз

р а б о т,

наблюдение

Алгоритм учебного занятия:

Учебное

занятие

рекомендуется

осуществлять

в

форме

мелкогрупповых

занятий (численностью от 10 до 12 человек). Аудиторная нагрузка по 4 часа в

неделю.

В

процессе

обучения

используются

различные

формы

занятий:

практические, лекции, комбинированные, конкурсы, игры, соревнования.

1.

Подготовительный

этап

(организация

рабочего

места,

подготовка

инструментов и материалов для работы)

2.

Теоретический этап (Объяснение нового материала, постановка целей,

персональное объяснение чертежей)

3.

Практический этап (Фронтальная и индивидуальная работа)

4.

Физминутка.

5.

Итоговый этап (Обсуждение работ, коллективный анализ)

Список литературы.

Литература для педагога:

1.

Фоминова А.Н., Шабанова Т.Л. «Педагогическая психология» Учебное

пособие, 2013 г.

2.

Фиофанова О.А. «Психология взросления и воспитательные практики

нового поколения» Учебное пособие, Москва 2012 г.

3.

Богачкина

Н.

«Шпаргалка

по

педагогической

психологии»,

Москва

2010 г.

4.

Ильин Е.П. «Психология для педагогов» СПб: Питер, 2012 г.

5.

Акимов О.Е. «Психология познания. УДОД», 2012 г.

6.

Василькова Ю.В., Василькова Т.А. «Социальная педагогика», 2013 г.

Литература для детей:

1.

Животные России. Детская энциклопедия. – Москва: РОСМЭН, 2014.-

95.

2.

Птицы России. Детская энциклопедия. – Москва: РОСМЭН, 2014.-95с.

3.

Планета Земля. Детская энциклопедия. – Москва: РОСМЭН, 2013.-95с.

4.

Насекомые. Детская энциклопедия. – Москва: РОСМЭН, 2014.-95с.

5.

Животный мир планеты Земля. – Ростов-на-Дону: «Проф-пресс», 2017.-

95с.

Литература для родителей:

1.

Животные России. Детская энциклопедия. – Москва: РОСМЭН,

2014.-95.

2.

Птицы России. Детская энциклопедия. – Москва: РОСМЭН, 2014.-

95с.

3.

Планета Земля. Детская энциклопедия. – Москва: РОСМЭН, 2013.-

95с.

4.

Насекомые. Детская энциклопедия. – Москва: РОСМЭН, 2014.-95с.

5.

Животный мир планеты Земля. – Ростов-на-Дону: «Проф-пресс»,

2017.-95с.

6.

Фоминова

А.Н.,

Шабанова

Т.Л.

«Педагогическая

психология»

Учебное пособие, 2013 г.

7.

Фиофанова

О.А.

«Психология

взросления

и

воспитательные

практики нового поколения» Учебное пособие, Москва 2012 г.

8.

Богачкина Н. «Шпаргалка по педагогической психологии», Москва

2010 г.

9.

Ильин Е.П. «Психология для педагогов» СПб: Питер, 2012 г.

10.Акимов О.Е. «Психология познания. УДОД», 2012 г.

11.

Василькова Ю.В., Василькова Т.А. «Социальная педагогика», 2013 г.



В раздел образования