Автор: Лукашов Владимир Александрович
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МОАУ ООШ №23 имени Надежды Шабатько
Населённый пункт: г.Новокубанск Краснодарского края
Наименование материала: ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
Тема: Пешеходный туризм
Раздел: дополнительное образование
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НОВОКУБАНСКИЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА г. НОВОКУБАНСКА
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НОВОКУБАНСКИЙ РАЙОН
Утверждаю
Директор МБУДО ДДТ
г. Новокубанска
___________ Л.В. Макарова
«____» ____________2018 г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
Туристско-краеведческой направленности
«Пешеходный туризм»
Уровень программы: базовый
Срок реализации программы: (144 ч.)
Возрастная категория: 11-15 лет
Вид программы: модифицированная
Автор-составитель:
Лукашов Владимир Александрович
педагог дополнительного образования
г. Новокубанск, 2018 г.
Пояснительная записка
Дополнительная
общеобразовательная
развивающая
программа
«Пешеходный
туризм»
обновлена
с
учетом
развития
науки,
техники,
культуры, экономики, технологий и социальной сферы.
Нормативно-методические
основы
разработки
программы
представлены в следующих документах:
1.
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г.
№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2.
Концепция
развития
дополнительного
образования
детей,
утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4
сентября 2014 г. № 1726-р.
3.
Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа
2013 г.
№ 1008
«Об
утверждении
Порядка
организации
и
осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным
программам».
4.
Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 января 2014 г.
№
2
«Об
утверждении
порядка
применения
о р г а н и з а ц и я м и ,
осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных
образовательных
технологий
при
р е а л и з а ц и и
образовательных программ».
5.
Постановление
Главного
государственного
санитарного
врача
Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН
2.4.4.3172-14
«Санитарно-эпидемиологические
требования
к
устройству,
содержанию и организации режима работы образовательных организаций
дополнительного образования детей».
6.
М е т од и ч е с к и е
р е ко м е н д а ц и и
п о
п р о е к т и р о в а н и ю
дополнительных общеразвивающих программ от 18.11.2015 г. Министерство
образования и науки РФ.
7.
Ус т а в
М у н и ц и п а л ь н о г о
б юд ж е т н о г о
у ч р е ж д е н и я
дополнительного образования Дома детского творчества
г. Новокубанска
муниципального образования Новокубанский район.
Направленность.
Д о п о л н и т е л ь н а я
о б щ е о б р а з о в а т е л ь н а я
общеразвивающая
программа
«Пешеходный
туризм»
соответствует
начальному
общему
уровню
образования
и
имеет
спортивную
направленность
.
Она нацелена на развитие интереса к туризму, на развитие
образного и логического мышления, на развитие физических качеств. Работа
в
кружке
позволяет
воспитывать
у
ребят
дух
коллективизма,
прививает
целеустремлённость, развивает внимательность, интерес к спорту.
Актуальность программы
обусловлена
тем,
что
туристские
походы,
романтика дальних дорог манят к себе с каждым годом все большее число
воспитанников,
а
занятия
в
группах
данного
вида
деятельности
помогают
решить не только воспитательные, но и социальные проблемы (обеспечение
занятости
в
свободное
от
учебы
время,
профилактика
беспризорности
и
безнадзорности детей, асоциального поведения подростков и др.).
Новизна программы
предполагает
тесную
связь
с
родителями
воспитанников.
В
сетку
часов
включены
отработки
технических
приемов
совместно
для
детей
и
их
родителей,
на
которых
воспитанники
являются
«судьями» и «постановщиками дистанции» для родителей в личном зачете на
мини-соревнованиях, которые не включены в сетку.
Педагогическая
целесообразность программы
заключается
в
том,
что
туристский поход сочетает активный здоровый отдых, познание и освоение
окружающего
мира,
и
в
первую
очередь
своей
Малой
Родины,
занятия
в
объединении
«Пешеходный
туризм»
способствуют
укреплению
не
только
физического,
но
и
психического
здоровья,
развитию
лидерских
качеств,
преодолению определенных комплексов. Отмечено, что учащиеся, входящие в
состав
туристкой
группы,
стараются
вести
здоровый
образ
жизни,
реже
совершают поступки асоциального характера. Пешеходный туризм позволяет
решить и проблему профориентации. Воспитанники туристских объединений,
как
правило,
в
дальнейшем
поступают
на
факультеты
туризма.
Занятия
туризмом
дают
возможность
трудиться
в
промышленном
альпинизме,
быть
инструктором и экскурсоводом, профессиональным спортсменом, служить в
МЧС и бригадах спецназа горных стрелков, работать учителем физкультуры и
тренером в спортшколах.
Отличительной
особенностью этой
программы
является
деятельный
подход
к
воспитанию,
образованию
и
развитию
ребенка. Программа
предполагает
межпредметные
связи,
тесно
переплетаясь
со
школьными
предметами:
ОБЖ,
кубановедением,
географией,
математикой,
историей,
биологией, физкультурой.
Адресат
программы. Образовательная
программа
дополнительного
образования детей «Пешеходный туризм» предназначена для обучения детей
в возрасте от 11 до 15 лет. Занятия по программе проводятся с объединением
детей одного возраста с постоянным составом. Обучающиеся набираются по
желанию. Число обучающихся в объединениях от 10 до 15 человек.
Уровень программы, объем и сроки.
Программа рассчитана на один
год обучения. Продолжительность учебного года составляет 144 учебных
часа.
Формы обучения. Форма проведения занятия очная. Групповая форма
с индивидуальным подходом к ребенку.
В объединениях в течении учебного года могут проводиться массовые
мероприятия: игры, соревнования, праздники.
Режим занятий.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа (занятие - 40 минут,
перерыв - 10 минут). Продолжительность года обучения – 144 часа.
Особенности
организации
образовательного
п р о ц е с с а .
Образовательный процесс осуществляется на русском языке, в соответствии с
направлениями
развития
ребенка.
Программа
обеспечивает
развитие
личности детей в различных видах общения и деятельности с учетом их
возрастных
индивидуальных,
психологических
и
физиологических
особенностей. Программа направлена на создание условий развития ребенка,
открывающих
возможности
для
его
позитивной
социализации,
его
личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на
основе
сотрудничества
с
взрослыми
и
сверстниками
и
соответствующим
возрасту видам деятельности. - Направленность группы - общеразвивающая -
Возрастная группа – 11-15 лет. Фактическая наполняемость – 10-15 человек.
Цели программы:
- совершенствование нравственного и физического воспитания учащихся
средствами пешеходного туризма, подготовка специалиста в области
спортивного туризма и туристского многоборья, удовлетворение естественной
потребности детей в непосредственном познании окружающего мира, своего
края;
-развитие активной туристско-спортивной и краеведческой деятельности
учащихся.
Поставленные цели будет достигнуты при решении следующих задач,
реализуемых в комплексе (обучающих, развивающих, воспитательных).
Задачи:
▪
Образовательные. Углубление
знаний
по
предметам
(географии,
биологии, физике, истории и др.); получение основных знаний, умений и
навыков, необходимых туристу - пешеходнику; правила организации походов,
виды снаряжения и правила пользования им, организация своего быта в
полевых
условиях,
основные
правила
техники
безопасности.
Овладение
навыками спортивного ориентирования.
▪
Личностные. На
основе
полученных
теоретических
знаний,
практических умений и навыков, достижение обучающимися максимально
возможных лично-командных спортивных результатов посредством участия в
походах, соревнованиях, туристских слётах, олимпиадах и т.д. Совершение
похода 3 степени сложности, участие в районных соревнованиях и конкурсах.
▪
Воспитательные. Формирование
умений
и
навыков
культуры
общения,
жизнеобеспечения,
развитие
коллективизма
и
взаимовыручки;
привитие любви к природе и историческому наследию, общей экологической
культуры.
Воспитание
характера,
воли,
чувства
ответственности,
целеустремлённости
в
процессе
преодоления
трудностей.
Воспитание
трудолюбия посредством организации своего быта в походных условиях.
▪
Метапредметные. Развитие
потребностей
к
самостоятельному
получению
новых
знаний
и
физическому
самосовершенствованию
(выполнение
нормативов
спортивных
разрядов
по
туризму).
Развитие
и
укрепление физических качеств посредством выполнения общеразвивающих
и специальных упражнений, спортивных игр в соответствии с физическими
данными
каждого
обучающегося.
Развитие
коммуникативных
навыков,
умение
ответственно
и
самостоятельно
принимать
решения
в
любых
жизненных ситуациях посредством активного привлечения к планированию
коллективных дел и маршрутов походов, тактики прохождения дистанции на
соревнованиях
или
естественных
препятствий
в
походе,
к
решению
теоретически,
а
затем
и
практически
встречающихся
в
жизни
задач
и
проблем.
Содержание программы.
Учебный план.
№
п/п
Название раздела, темы
Количество часов
Формы
контроля
всего
теория
практика
1
Чем полезны и интересны тур.
походы и путешествия.
Вводное занятие .
14
2.20
11.40
Наблюден
ие
2
Краеведческая подготовка
34
6.00
28.00
Наблюден
ие
3
Топографическая подготовка
96
18.00
78.00
Наблюден
ие
Итого:
144
26.20
117.40
1.
Чем полезны и интересны тур. походы и путешествия. Вводное
занятие.
Теория. П
олучить навыки подготовки к походу I степени сложности
.
Профилактика травматизма в походах.
Практика: Ориентироваться на местности. Навыки пользования картой и
компасом.
2.
Краеведческая подготовка
Теория.
Обустройство бивуака и установка палатки, разведение костра.
Практика.
Уметь оказывать первую медицинскую помощь.
3.
Топографическая подготовка
Теория.
Получать
навыки
туристской
техники,
ориентирования,
жизни
в
полевых условиях.
Практика.
Иметь навыки ведения краеведческих наблюдений, использования
их результатов для решения задач по выходу из экстремальной ситуации.
Планируемые результаты.
Положительными результатами работы педагога по данной программе можно
считать:
- сохранение контингента учащихся на всем протяжении обучения (состав
группы изменился менее чем на 30%),
- уменьшение числа воспитанников, состоящих на различных видах
профилактического учета,
- постоянный рост спортивно-технического мастерства,
- рост уровня спортивных достижений команды (выступления на соревнованиях,
слетах),
- привлечение старших воспитанников к судейству на районных, краевых
соревнованиях,
- сохранение и повышение уровня успеваемости по предметам школьной
программы.
Ожидаемый результат в воспитательном плане:
Гражданин. Национальная гордость, патриотизм. Общественная дисциплина и
культура общения. Бережное отношение к природе и традициям. Уважение прав
и культуры других наций. Честность, правдивость, чуткость, милосердие.
Семьянин. Тактичность. Культура общения. Опрятность. Стремление к ЗОЖ.
Умение организовать досуг. Забота о младших и слабых. Уважение к пожилым.
Знание гигиенических навыков.
Профессионал. Работоспособность. Организованность. Творческое и
эстетическое отношение к труду. Стремление сделать дело качественно. Умение
трудиться сообща. Инициативность. Самостоятельность. Самообслуживание.
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Год обучения
с 01.09.2018 г.
до 31.08.2019 г.
Дата начала и
окончания учебного
периода
с 01.09.2018г.
до 31.08.2019г.
Количество учебных
недель
36
Продолжительность
каникул
01.01.2019г. –
09.01.2019г.
01.06.2019г.-
31.08.2019г.
Место проведения
занятий
МОАУООШ №23
имени Надежды
Шабатько
МОАУООШ №23
имени Надежды
Шабатько
Время проведения
занятий
Перемены 10 минут
Вторник
10.00-12.00
Четверг
14.00 -16.00
Форма занятий
Групповая
Групповая
Сроки контрольных
процедур
Текущая диагностика (январь-февраль), итоговая
внутренняя аттестация (май)
Сроки выездов
экскурсий, походов…
сентябрь, октябрь, март, апрель, май
Участие в массовых
мероприятиях
(конкурсах, фестивалях,
праздниках)
Год обучения
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Неделя
03.09.18-09.09.18
10.09.18-16.09.18
17.09.18-23.09.18
24.09.18-30.09.18
01.10.18-07.10.18
08.10.18-14.10.18
15.10.18-21.10.18
22.10.18-28.10.18
29.10.18-31.10.18
01.11.18-04.11.18
05.11.18-11.11.18
12.11.18-18.11.18
19.11.18-25.11.18
26.11.18-30.11.18
03.12.18-09.12.18
10.12.18-16.12.18
17.12.18-23.12.18
24.12.18-30.12.18
31.12.18-31.12.18
Базовый уровень
программы
(количество часов)
I группа
-
4
4
4
4
4
4
4
-
4
4
4
4
2
2
4
4
4
4
II
группа
-
5
5
5
5
5
5
5
-
5
5
5
5
2
2
5
5
5
5
Год обучения
Январь
Февраль
Март
Апрель
Неделя
01.01.19-06.01.19
07.01.19-13.01.19
14.01.19-20.01.19
21.01.19-27.01.19
28.01.19-31.01.19
01.02.19-03.02.19
04.02.19-10.02.19
11.02.19-17.02.19
18.02.19-24.02.19
25.02.19-28.02.19
01.03.19-03.03.19
04.03.19-10.03.19
11.03.19-17.03.19
18.03.19-24.03.19
25.03.19-31.03.19
01.04.19-07.04.19
08.04.19-14.04.19
15.04.19-21.04.19
22.04.19-28.04.19
29.04.19- 30.04.19
Базовый уровень
программы
(количество
часов)
I группа
К
4
4
4
П
4
4
4
4
-
4
4
4
4
4
4
4
4
4
-
II
группа
К
5
5
5
П
5
5
5
5
-
5
5
5
5
5
5
5
5
5
-
Год обучения
Май
Июнь
Июль
Август
Всего
учебных
недель
Всего часов
по
программе
Неделя
01.05.19-05.05.19
06.05.19-12.05.19
13.05.19-19.05.19
20.05.19-26.05.19
27.05.19-31.05.19
03.06.19-09.06.19
10.06.19-16.06.19
17.06.19-23.06.19
24.06.19-30.06.19
01.07.19-07.07.19
08.07.19-14.07.19
15.07.19-21.07.19
22.07.19-28.07.19
29.07.19-31.07.19
01.08.19-04.08.19
05.08.19-11.08.19
12.08.19-18.08.19
19.08.19-25.08.19
26.08.19-31.08.19
36
144
Базовый уровень
программы
(количество часов)
I
групп
а
4
4
4
4
И
36
144
II
групп
а
5
5
5
5
И
36
180
Промежуточная (П) аттестация
Итоговая (И) аттестация
Каникулярный период (К)
Занятия, не предусмотренные расписанием (З)
Условия реализации программы.
Материально-техническое обеспечение программы.
В процессе реализации программы овладеть необходимыми знаниями,
умениями
и
навыками
воспитанникам
помогают
средства
обучения.
Для
непрерывного
и
успешного
учебного
процесса
в
наличии
имеются
оборудование инструменты и материалы:
- помещение (кабинет);
- столы и стулья;
- шкафы, стенды для образцов и наглядных пособий
Информационное обеспечение:
- книги и журналы по туризму;
- электронные устройства с доступом в интернет;
-
устная
информация,
взятая
ранее
из
разных
источников
информационного обеспечения;
- обучающие диски.
Кадровое обеспечение.
Образовательный процесс обеспечен одним профессиональным педагогом с
высшим образованием на группу (10-12 человек)
Формы аттестации.
I. Промежуточный контроль.
Фронтальная и индивидуальная беседа.
Игровые формы контроля.
Промежуточный контроль предусматривает участие в соревнованиях.
II. Итоговый контроль
Участие
в
соревнованиях,
турриадах,
походах,
и
конкурсах
различных
уровней.
Оценочные материалы.
Эффективность процесса обучения отслеживается с помощью:
-промежуточной аттестации (опрос, практические занятия);
-итоговой аттестации (конкурсы).
Методические материалы.
- наглядные;
- словесные;
- практические
Методы обучения:
- словесные, наглядные и практические (передача и восприятие учебной
информации – источник знаний);
- индуктивные и дедуктивные (интеллектуальная деятельность);
- репродуктивные и проблемно поисковые (развитие мышления);
- самостоятельная работа учащихся под руководством учителя.
Образовательные технологии:
- лекционные;
- игровые;
- практические.
Формы организации учебного занятия:
- лекция;
- беседа;
- практические занятия;
- экскурсия.
Тематика и формы методических и дидактических материалов по
программе:
№ Раздел или тема
программы
Форма
организации
или форма
проведения.
Методы и
приемы
организации
учебно-
воспитательног
о процесса.
Дидактический
материал,
техническое
оснащение
знаний.
Виды и формы
контроля.
1
Походные
истории,
приключения.
Фронтальная.
Беседа,
объяснение
Плакаты,
памятки
Вводное
2
Ведение
походного
дневника.
Фронтальная
практическое
Наглядный,
практический
Раздаточный
материал
Наблюдение
3
Рассказы
участников
походов.
Фронтальная
практическое
Наглядный,
практический
Раздаточный
материал
Анализ
р а б от,
наблюдение
4
Просмотр фото и
видео материала
предыдущих
походов,
соревнований.
практическое
Наглядный,
практический
Раздаточный
материал,
инструменты,
схемы.
Анализ
р а б от,
наблюдение
5
Беседы с
участниками
категорийных
походов.
Фронтальная
практическое
Наглядный,
практический
Раздаточный
материал,
инструменты,
схемы.
Анализ
р а б от,
наблюдение
6
Утверждение
списков.
Фронтальная
практическое
Наглядный,
практический
Раздаточный
материал,
инструменты,
схемы.
Анализ
р а б от,
наблюдение
7
Анкетирование.
практическое
Наглядный,
практический
Раздаточный
материал,
инструменты,
схемы.
Анализ
р а б от,
наблюдение
8
География края.
Фронтальная
практическое
Наглядный,
практический
Раздаточный
материал,
инструменты,
Анализ
р а б от,
наблюдение
схемы.
9
География края.
Фронтальная
практическое
Наглядный,
практический
Раздаточный
материал,
инструменты,
схемы.
Анализ
р а б от,
наблюдение
10
Растительный и
животный мир
края.
практическое
Наглядный,
практический
Раздаточный
материал,
инструменты,
схемы.
Анализ
р а б от,
наблюдение
11
Растительный и
животный мир
края.
Фронтальная
практическое
Наглядный,
практический
Раздаточный
материал,
инструменты,
схемы.
Анализ
р а б от,
наблюдение
12
Рельеф, реки,
озера.
Фронтальная
практическое
Наглядный,
практический
Раздаточный
материал,
инструменты,
схемы.
Анализ
р а б от,
наблюдение
13
Рельеф, реки,
озера.
практическое
Наглядный,
практический
Раздаточный
материал,
инструменты,
схемы.
Анализ
р а б от,
наблюдение
14
Население края.
Фронтальная
практическое
Наглядный,
практический
Раздаточный
материал,
инструменты,
схемы.
Анализ
р а б от,
наблюдение
15
Население края.
практическое
Наглядный,
практический
Раздаточный
материал,
инструменты,
схемы.
Анализ
р а б от,
наблюдение
16
Краеведческие
наблюдения.
Коллективная
и
групповая
Наглядный,
рассказ,
репродуктивный
Раздаточный
материал,
инструменты,
схемы
Анализ
р а б от,
наблюдение
17
Фиксирование
их в походе.
Коллективная
и
групповая
Наглядный,
рассказ,
репродуктивный
Раздаточный
материал,
инструменты,
схемы
Анализ
р а б от,
наблюдение
18
Фиксирование
краеведческих
наблюдений в
походах.
Коллективная
и
групповая
Наглядный,
рассказ,
репродуктивный
Раздаточный
материал,
инструменты,
схемы
Анализ
р а б от,
наблюдение
19
Фиксирование
краеведческих
наблюдений в
походах.
Коллективная
и
групповая
Наглядный,
рассказ,
репродуктивный
Раздаточный
материал,
инструменты,
схемы
Анализ
р а б от,
наблюдение
20
Фиксирование
краеведческих
наблюдений в
походах.
Коллективная
и
групповая
Наглядный,
рассказ,
репродуктивный
Раздаточный
материал,
инструменты,
схемы
Анализ
р а б от,
наблюдение
21
Фиксирование
краеведческих
наблюдений в
Коллективная
и
групповая
Наглядный,
рассказ,
репродуктивный
Раздаточный
материал,
инструменты,
Анализ
р а б от,
наблюдение
походах.
схемы
22
Фиксирование
краеведческих
наблюдений в
походах.
Индивидуально-
фронтальная
и
коллективная
Наглядный,
практические
з а н я т и я
и
упражнения
Схемы,
раздаточный
материал,
эскизы,
демонстрация
иллюстраций
Выставка,
презентация
творческих работ
23
Фиксирование
краеведческих
наблюдений в
походах.
Коллективная
и
групповая
Наглядный,
рассказ,
репродуктивный
Раздаточный
материал,
инструменты,
схемы
Анализ
р а б от,
наблюдение
24
Фиксирование
краеведческих
наблюдений в
походах.
Коллективная
и
групповая
Наглядный,
рассказ,
репродуктивный
Раздаточный
материал,
инструменты,
схемы
Анализ
р а б от,
наблюдение
25
Топографически
е и спортивные
карты.
Коллективная
и
групповая
Наглядный,
рассказ,
репродуктивный
Раздаточный
материал,
инструменты,
схемы
Анализ
р а б от,
наблюдение
26
Топографически
е и спортивные
карты.
Коллективная
и
групповая
Наглядный,
рассказ,
репродуктивный
Раздаточный
материал,
инструменты,
схемы
Анализ
р а б от,
наблюдение
27
Компас.
Коллективная
и
групповая
Наглядный,
рассказ,
репродуктивный
Раздаточный
материал,
инструменты,
схемы
Анализ
р а б от,
наблюдение
28
Компас.
Индивидуальная
работа,
объединение
в
подгруппы,
коллективная
Словесный,
наглядный,
практический
Схемы,
раздаточный
материал,
конспект бесед к
занятиям
Диагностика,
мониторинг,
анализ работ
29
Определение
расстояний.
Коллективная
и
групповая
Наглядный,
рассказ,
репродуктивный
Раздаточный
материал,
инструменты,
схемы
Анализ
р а б от,
наблюдение
30
Определение
расстояний.
Коллективная
и
групповая
Наглядный,
рассказ,
репродуктивный
Раздаточный
материал,
инструменты,
схемы
Анализ
р а б от,
наблюдение
31
Условные
обозначения
различных карт.
Коллективная
и
групповая
Наглядный,
рассказ,
репродуктивный
Раздаточный
материал,
инструменты,
схемы
Анализ
р а б от,
наблюдение
32
Условные
обозначения
различных карт.
Коллективная
и
групповая
Наглядный,
рассказ,
репродуктивный
Раздаточный
материал,
инструменты,
схемы
Анализ
р а б от,
наблюдение
33
Рельеф
местности и его
изображение на
карте.
Индивидуальная
работа,
объединение
в
подгруппы,
Словесный,
наглядный,
практический
Схемы,
раздаточный
материал,
конспект бесед к
Диагностика,
мониторинг,
анализ работ
коллективная
занятиям
34
Рельеф
местности и его
изображение на
карте.
Индивидуальная
работа,
объединение
в
подгруппы,
коллективная
Словесный,
наглядный,
практический
Схемы,
раздаточный
материал,
конспект бесед к
занятиям
Диагностика,
мониторинг,
анализ работ
35
Чтение карты.
Индивидуальная
работа,
объединение
в
подгруппы,
коллективная
Словесный,
наглядный,
практический
Схемы,
раздаточный
материал,
конспект бесед к
занятиям
Диагностика,
мониторинг,
анализ работ
36
Чтение карты.
Индивидуальная
работа,
объединение
в
подгруппы,
коллективная
Словесный,
наглядный,
практический
Схемы,
раздаточный
материал,
конспект бесед к
занятиям
Диагностика,
мониторинг,
анализ работ
37
Приемы
ориентирования.
Коллективная
и
групповая
Наглядный,
рассказ,
репродуктивный
Раздаточный
материал,
инструменты,
схемы
Анализ
р а б от,
наблюдение
38
Приемы
ориентирования.
Коллективная
и
групповая
Наглядный,
рассказ,
репродуктивный
Раздаточный
материал,
инструменты,
схемы
Анализ
р а б от,
наблюдение
39
Определение
точки стояния.
Коллективная
и
групповая
Наглядный,
рассказ,
репродуктивный
Раздаточный
материал,
инструменты,
схемы
Анализ
р а б от,
наблюдение
40
Определение
точки стояния.
Коллективная
и
групповая
Наглядный,
рассказ,
репродуктивный
Раздаточный
материал,
инструменты,
схемы
Анализ
р а б от,
наблюдение
41
Составление
абриса.
Коллективная
и
групповая
Наглядный,
рассказ,
репродуктивный
Раздаточный
материал,
инструменты,
схемы
Анализ
р а б от,
наблюдение
42
Составление
абриса.
Коллективная
и
групповая
Наглядный,
рассказ,
репродуктивный
Раздаточный
материал,
инструменты,
схемы
Анализ
р а б от,
наблюдение
43
Топография и
спортивные
карты.
Коллективная
и
групповая
Наглядный,
рассказ,
репродуктивный
Раздаточный
материал,
инструменты,
схемы
Анализ
р а б от,
наблюдение
44
Топография и
спортивные
карты.
Коллективная
и
групповая
Наглядный,
рассказ,
репродуктивный
Раздаточный
материал,
инструменты,
схемы
Анализ
р а б от,
наблюдение
45
Как пользоваться
компасом?
Коллективная
и
групповая
Наглядный,
рассказ,
Раздаточный
материал,
Анализ
р а б от,
наблюдение
репродуктивный
инструменты,
схемы
46
Как пользоваться
компасом?
Коллективная
и
групповая
Наглядный,
рассказ,
репродуктивный
Раздаточный
материал,
инструменты,
схемы
Анализ
р а б от,
наблюдение
47
Определение
азимута.
Коллективная
и
групповая
Наглядный,
рассказ,
репродуктивный
Раздаточный
материал,
инструменты,
схемы
Анализ
р а б от,
наблюдение
48
Определение
азимута.
Индивидуальная
работа,
объединение
в
подгруппы,
коллективная
Словесный,
наглядный,
практический
Схемы,
раздаточный
материал,
конспект бесед к
занятиям
Диагностика,
мониторинг
анализ работ
49
Движение по
азимуту.
Коллективная
и
групповая
Наглядный,
рассказ,
репродуктивный
Раздаточный
материал,
инструменты,
схемы
Анализ
р а б от,
наблюдение
50
Движение по
азимуту.
Коллективная
и
групповая
Наглядный,
рассказ,
репродуктивный
Раздаточный
материал,
инструменты,
схемы
Анализ
р а б от,
наблюдение
51
Чтение карты.
Коллективная
и
групповая
Наглядный,
рассказ,
репродуктивный
Раздаточный
материал,
инструменты,
схемы
Анализ
р а б от,
наблюдение
52
Чтение карты.
Коллективная
и
групповая
Наглядный,
рассказ,
репродуктивный
Раздаточный
материал,
инструменты,
схемы
Анализ
р а б от,
наблюдение
53
Определение
расстояния на
предмет
движения по
нитке.
Коллективная
и
групповая
Наглядный,
рассказ,
репродуктивный
Раздаточный
материал,
инструменты,
схемы
Анализ
р а б от,
наблюдение
54
Абрисная
съемка.
Коллективная
и
групповая
Наглядный,
рассказ,
репродуктивный
Раздаточный
материал,
инструменты,
схемы
Анализ
р а б от,
наблюдение
55
Абрисная
съемка.
Коллективная
и
групповая
Наглядный,
рассказ,
репродуктивный
Раздаточный
материал,
инструменты,
схемы
Анализ
р а б от,
наблюдение
56
Топографически
е и спортивные
карты.
Индивидуально-
фронтальная
и
коллективная
Наглядный,
практические
з а н я т и я
и
упражнения
Схемы,
раздаточный
материал,
эскизы,
демонстрация
иллюстраций
Выставка,
презентация
творческих работ
57
Топографически
е и спортивные
карты.
Индивидуальная
работа,
объединение
в
подгруппы,
коллективная
Словесный,
наглядный,
практический
Схемы,
раздаточный
материал,
конспект бесед к
занятиям
Диагностика,
мониторинг,
анализ работ
58
Компас.
Индивидуальная
работа,
объединение
в
подгруппы,
коллективная
Словесный,
наглядный,
практический
Схемы,
раздаточный
материал,
конспект бесед к
занятиям
Диагностика,
мониторинг,
анализ работ
59
Компас.
Индивидуальная
работа,
объединение
в
подгруппы,
коллективная
Словесный,
наглядный,
практический
Схемы,
раздаточный
материал,
конспект бесед к
занятиям
Диагностика,
мониторинг,
анализ работ
60
Градусные меры.
Индивидуальная
работа,
объединение
в
подгруппы,
коллективная
Словесный,
наглядный,
практический
Схемы,
раздаточный
материал,
конспект бесед к
занятиям
Диагностика,
мониторинг,
анализ работ
61
Градусные меры.
Индивидуальная
работа,
объединение
в
подгруппы,
коллективная
Словесный,
наглядный,
практический
Схемы,
раздаточный
материал,
конспект бесед к
занятиям
Диагностика,
мониторинг,
анализ работ
62
Стороны света.
Индивидуальная
работа,
объединение
в
подгруппы,
коллективная
Словесный,
наглядный,
практический
Схемы,
раздаточный
материал,
конспект бесед к
занятиям
Диагностика,
мониторинг,
анализ работ
63
Стороны света.
Индивидуальная
работа,
объединение
в
подгруппы,
коллективная
Словесный,
наглядный,
практический
Схемы,
раздаточный
материал,
конспект бесед к
занятиям
Диагностика,
мониторинг,
анализ работ
64
Азимут.
Коллективная
и
групповая
Наглядный,
рассказ,
репродуктивный
Раздаточный
материал,
инструменты,
схемы
Анализ
р а б от,
наблюдение
65
Азимут.
Коллективная
и
групповая
Наглядный,
рассказ,
репродуктивный
Раздаточный
материал,
инструменты,
схемы
Анализ
р а б от,
наблюдение
66
Определение
азимута.
Коллективная
и
групповая
Наглядный,
рассказ,
репродуктивный
Раздаточный
материал,
инструменты,
схемы
Анализ
р а б от,
наблюдение
67
Определение
Коллективная
и
Наглядный,
Раздаточный
Анализ
р а б от,
азимута.
групповая
рассказ,
репродуктивный
материал,
инструменты,
схемы
наблюдение
68
Движение по
азимуту.
Коллективная
и
групповая
Наглядный,
рассказ,
репродуктивный
Раздаточный
материал,
инструменты,
схемы
Анализ
р а б от,
наблюдение
69
Движение по
азимуту.
Коллективная
и
групповая
Наглядный,
рассказ,
репродуктивный
Раздаточный
материал,
инструменты,
схемы
Анализ
р а б от,
наблюдение
70
«Грубое»
азимутальное
движение.
Коллективная
и
групповая
Наглядный,
рассказ,
репродуктивный
Раздаточный
материал,
инструменты,
схемы
Анализ
р а б от,
наблюдение
71
«Грубое»
азимутальное
движение.
Индивидуальная
работа,
фронтальная,
практическая
Наглядный,
практические
задания,
репродуктивный
Схемы,
раздаточный
материал,
конспект бесед к
занятиям
Коллективный
ана лиз
р а б о т,
наблюдение
72
Определение
расстояния на
предмет.
Индивидуальная
работа,
фронтальная,
практическая
Наглядный,
практические
задания,
репродуктивный
Схемы,
раздаточный
материал,
конспект бесед к
занятиям
Коллективный
ана лиз
р а б о т,
наблюдение
Алгоритм учебного занятия:
Учебное
занятие
рекомендуется
осуществлять
в
форме
мелкогрупповых
занятий (численностью от 10 до 12 человек). Аудиторная нагрузка по 4 часа в
неделю.
В
процессе
обучения
используются
различные
формы
занятий:
практические, лекции, комбинированные, конкурсы, игры, соревнования.
1.
Подготовительный
этап
(организация
рабочего
места,
подготовка
инструментов и материалов для работы)
2.
Теоретический этап (Объяснение нового материала, постановка целей,
персональное объяснение чертежей)
3.
Практический этап (Фронтальная и индивидуальная работа)
4.
Физминутка.
5.
Итоговый этап (Обсуждение работ, коллективный анализ)
Список литературы.
Литература для педагога:
1.
Фоминова А.Н., Шабанова Т.Л. «Педагогическая психология» Учебное
пособие, 2013 г.
2.
Фиофанова О.А. «Психология взросления и воспитательные практики
нового поколения» Учебное пособие, Москва 2012 г.
3.
Богачкина
Н.
«Шпаргалка
по
педагогической
психологии»,
Москва
2010 г.
4.
Ильин Е.П. «Психология для педагогов» СПб: Питер, 2012 г.
5.
Акимов О.Е. «Психология познания. УДОД», 2012 г.
6.
Василькова Ю.В., Василькова Т.А. «Социальная педагогика», 2013 г.
Литература для детей:
1.
Животные России. Детская энциклопедия. – Москва: РОСМЭН, 2014.-
95.
2.
Птицы России. Детская энциклопедия. – Москва: РОСМЭН, 2014.-95с.
3.
Планета Земля. Детская энциклопедия. – Москва: РОСМЭН, 2013.-95с.
4.
Насекомые. Детская энциклопедия. – Москва: РОСМЭН, 2014.-95с.
5.
Животный мир планеты Земля. – Ростов-на-Дону: «Проф-пресс», 2017.-
95с.
Литература для родителей:
1.
Животные России. Детская энциклопедия. – Москва: РОСМЭН,
2014.-95.
2.
Птицы России. Детская энциклопедия. – Москва: РОСМЭН, 2014.-
95с.
3.
Планета Земля. Детская энциклопедия. – Москва: РОСМЭН, 2013.-
95с.
4.
Насекомые. Детская энциклопедия. – Москва: РОСМЭН, 2014.-95с.
5.
Животный мир планеты Земля. – Ростов-на-Дону: «Проф-пресс»,
2017.-95с.
6.
Фоминова
А.Н.,
Шабанова
Т.Л.
«Педагогическая
психология»
Учебное пособие, 2013 г.
7.
Фиофанова
О.А.
«Психология
взросления
и
воспитательные
практики нового поколения» Учебное пособие, Москва 2012 г.
8.
Богачкина Н. «Шпаргалка по педагогической психологии», Москва
2010 г.
9.
Ильин Е.П. «Психология для педагогов» СПб: Питер, 2012 г.
10.Акимов О.Е. «Психология познания. УДОД», 2012 г.
11.
Василькова Ю.В., Василькова Т.А. «Социальная педагогика», 2013 г.