Авторы: Пашков Денис Викторович, Пашкова Татьяна Олеговна
Должность: преподаватель хореографических дисциплин
Учебное заведение: ОГБПОУ "Костромской областной колледж культуры"
Населённый пункт: г. Кострома
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Урок народно-сценического танца в характере Украинского танца (Центральная Украина)
Раздел: среднее профессиональное
ОГБПОУ «Костромской областной колледж культуры»
Методическая разработка
Тема разработки: Урок народно-сценического танца в характере Украинского
танца (Центральная Украина).
Адресат: преподаватели хореографических дисциплин средних и высших учеб-
ных заведений, учреждений дополнительного образования, студенты 3-го года
обучения.
Составители: Пашков Д.В., преподаватель хореографических дисциплин
Пашкова Т.О., преподаватель хореографических дисциплин
Кострома, 2019
Содержание
Пояснительная записка...........................................................................................3
Структура и содержание урока. ............................................................................5
Список используемой литературы. .....................................................................19
Приложение. ..........................................................................................................20
2
Пояснительная записка
Народно-сценический танец является одним из основных предметов спе-
циального цикла хореографических дисциплин. Он в значительной степени
расширяет и обогащает исполнительские возможности учащихся, формируя у
них качества и навыки, которые не могут быть развиты за счет обучения только
классическому танцу.
Обучение
народно-сценическому
танцу
совершенствует
координацию
движений, способствует дальнейшему укреплению мышечного аппарата, дает
возможность учащимся овладеть разнообразием стилей и манерой исполнения
танцев различных народов, сложностью их темпов и ритмов.
Большая роль этого предмета заключается в создании репертуара коллек-
тива, в эстетическом развитии учащихся, так как он приобщает их к богатству
танцевального и музыкального народного творчества.
А.Г.Богуславская
отмечает:
«Педагог
должен
так
составить exercise
у
станка, чтобы он был коротким, но результативным, последовательно разогре-
вал все мышцы для работы на середине зала. Темп и ритм упражнений у станка
должны дать заряд энергии на все последующие танцевальные композиции» [1].
Цель урока: изучить новые комбинации у станка и на середине зала в ха-
рактере Украинского танца (Центральная Украина), добиться музыкального, вы-
разительного и техничного исполнения движений, усвоения материала по на-
родному танцу на третьем году обучения, а также пробудить интерес к народ-
ной культуре и познакомиться с национальными особенностями Центральной
Украины.
Урок рассчитан на студентов 3-го года обучения.
Студенты должны знать – как следует правильно выполнять упражнения у
станка, особенности украинского танца, и его характерные движения.
Студенты должны уметь – определять музыку, ее характер, темп, размер,
передать характер и особенности украинского танца.
3
Студенты
должны
быть
ознакомлены
–
с
особенностями
украинской
культуры, которые присутствуют в данном уроке. А также с характерными дви-
жениями и правильностью их исполнения.
Тип урока – обобщенный урок.
Форма урока – коллективная.
Средства обучения: музыкальное сопровождение под фортепиано.
Методы обучения:
– словесный (объяснение, разбор, анализ);
– наглядный (качественный показ, демонстрация отдельных движений и
всей комбинации);
– практический;
– аналитический (сравнения и обобщения, развитие логического мышле-
ния);
– эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, создание художественных
впечатлений);
–
индивидуальный
подход
к
каждому
студенту
с
учетом
природных
способностей, возрастных особенностей, работоспособности и уровня подго-
товки.
Задачи урока:
Образовательные: изучение
нового
материала, закрепление и отработка
пройденного материала, формирование общей культуры, художественно-эстети-
ческого вкуса.
Развивающие: развитие силы, техники исполнения, музыкальности, арти-
стичности и эмоциональной выразительности, координации, хореографической
памяти, внимания и выносливости.
Воспитательные: воспитание культуры поведения, коммуникативных на-
выков, формирование потребности доброго отношения друг к другу.
Структура и содержание урока
Структура урока:
1.
Экзерсис у станка;
4
2.
Танцевальные комбинации.
Содержание урока
Экзерсис у станка и танцевальные комбинации на середине зала построе-
ны в характере Украинского танца (Центральная Украина) на музыкальном ма-
териале С. Гулак-Артемовского из оперы «Запорожец за Дунаем».
1. Plié 32 такта.
В комбинации присутствуют упражнения: demi-plié,
grand plié с разворо-
том по четвертой позиции, relevé, tombé, pas de bourrée, выворотные и не выво-
ротные позиции ног, наклон от станка, «выхилясник с угинанием», растяжка на
опорной ноге, поворот soutenu, «тынок» с разворотом.
Музыкальный размер - 3/4.
Такт
Счет
Движение ног
Движение рук и головы
PREPARATION
1 такт
Р а з
и
д в а
и
три и
Исходное
положение
– I выворотная
позиция.
Исходное положение – левая рука на станке, пра-
вая опущена.
Руку открыть в I позицию, голову слегка накло-
нить ухом к левому плечу, взгляд в кисть.
2 такт
Р а з
и
д в а
и
три и
Руку открыть в III позицию, голова направо, вз-
гляд в кисть.
3 такт
Р а з
и
д в а
и
три и
Руку закрыть ладонью на грудь, как бы придержи-
вая бусы, согнутый локоть направлен вниз. Голову
опустить.
4 такт
Р а з
и
д в а
и
три и
Голову поднять направо.
Plié
1 такт
Р а з
и
д в а
и
три и
Demi-plié по I позиции.
Руку закрыть ладонью на груди, как бы придер-
живая бусы, согнутый локоть направлен вниз. Го-
лову перевести налево.
2 такт
Р а з
и
д в а
и
три и
Demi-plié по I позиции.
Руку опустить и поднять через сторону в III пози-
цию кисть allongé, голову перевести направо.
3 такт
Р а з
и
д в а
и
три и
Grand plié по I позиции, закончить на
высоких полупальцах.
Руку опустить, поднять через I позицию, открыть
в III позицию. Голову перевести налево, провожая
кисть взглядом.
4 такт
Р а з
и
д в а
и
три и
Оттяжка от станка, с перегибом корпу-
са.
Рука в III позиции, голова налево.
5 такт
Р а з
и
д в а
и
три и
Grand plié с разворотом к станку в не
выворотное
положении
из I позиции
ног в IV не выворотную.
Руку из III позиции опустить в положение ладо-
нью на груди, голова налево.
6 такт
Р а з
и
д в а
и
три и
Grand plié
в IV не выворотной пози-
ции, при вырастании ноги переходят
во II выворотную позицию на низких
полупальцах.
Руку снизу поднять в III позицию, голова за ру-
кой.
7 такт
Р а з
и
На правой ноге demi-plié на всей сто-
Левую руку оторвать от станка и снизу провести
5
д в а
и
три и
пе,
прямую
левую
ногу
открыть
на
croisé
на
30°,
переместить
тяжесть
корпуса
на
левую
ногу,
сделать
два
переступания.
за левой ногой, кисть allongé, правая рука наверху
в III позиции, кисть allongé, голова за кистью ле-
вой руки.
8 такт
Р а з
и
д в а
и
три и
Поворот soutenu en dedans, закончить
по II позиции, на всей стопе.
Обе руки закрыть в положение ладонями на гру-
ди, левая возвращается на станок, правая во II по-
зицию, голова на повороте прямо, держит точку,
заканчивает направо.
9 такт
Р а з
и
д в а
и
три и
Demi-plié по II позиции.
Руку закрыть в положение ладонью на груди, го-
лову перевести налево.
10 такт
Р а з
и
д в а
и
три и
Demi-plié
п о II
позиции,
закончить,
прямую
правую
ногу
открыть
на
effacé.
Руку снизу открыть во II позицию, кисть allongé,
одновременно голову перевести направо.
11 такт
Р а з
и
д в а
и
три и
Tombé на правую ногу, прямую левую
ногу поднять на 15°.
Обе руки закрыть в положение ладонью на груди,
голова прямо.
12 такт
Р а з
и
д в а
и
три и
На правой ноге приемом fouetté пово-
рот en dedans в effacé, tombé на левую
ногу, правую ногу поднять на 15°.
Правую
руку
открыть
в III
позицию,
кисть al-
longé,
левую
руку
вернуть
на
станок,
голова
направо.
13 такт
Р а з
и
д в а
и
три и
Pas de bourrée в effacé, выбить левую
ногу вперед.
Руку закрыть в положение ладонью на груди, го-
лова направо.
14 такт
Р а з
и
д в а
и
три и
Pas de bourrée в effacé, выбить правую
ногу назад.
Руку открыть в III позицию, кисть allongé, голова
направо.
15 такт
Р а з
и
д в а
и
три и
Втянуть
правую
ногу
в V позицию,
полуповорот soutenu en dehors.
Руки закрыть в положение ладонью на груди, го-
лова прямо.
16 такт
Р а з
и
д в а
и
три и
«Выхилясник с угинанием» левой но-
гой, закончить легким притопом по V
позиции.
Руку открыть во II позицию, голова налево.
17 такт
Р а з
и
д в а
и
три и
Grand plié по V позиции, вырастая, ле-
вую ногу повернуть к станку и под-
нять наверх по опорной ноге до коле-
на.
Руку снизу поднять в I позицию, голова прямо, вз-
гляд в кисть.
18 такт
Р а з
и
д в а
и
три и
Наклон от станка, правая нога в demi-
plié,
левая
нога
сзади,
заканчивая
втянуть ноги в V позицию на высокие
полупальцы.
Рука за левой ногой назад, кисть allongé, голова
прямо.
19 такт
Р а з
и
д в а
и
три и
Сохранив
положение
ног,
наклон
от
станка.
Руку закрыть в положение за голову, голова при-
поднята вверх, направо.
20 такт
Р а з
и
д в а
и
три и
Rond левой ногой en dedans, опорная
нога
в demi-plié, заканчивая, переве-
сти вес на левую ногу.
Руку
через
голову
перевести
в I
позицию
и
открыть
во II позицию, кисть allongé, голова за
рукой, взгляд в кисть.
21 такт
Р а з
и
д в а
и
три и
Grand
plié
с
поворотом
на
180° en
dedans по IV позиции.
Левую руку положить на станок во время поворо-
та, правую руку открыть во II позицию, голова за
правой рукой, взгляд в кисть.
22 такт
Р а з
и
д в а
и
три и
Grand
plié
с
поворотом
на
180° en
dedans
п о IV
позиции,
заканчивая
втянуть правую ногу в V позицию.
Правую руку положить на палку во время поворо-
та, левую руку открыть во II позицию, голова за
левой рукой, взгляд в кисть.
23-24
такты
Р а з
и
д в а
и
три и
Растяжка на левой ноге.
Руку закрыть в положение ладонью на груди, го-
лова к станку.
25-26
такты
Р а з
и
д в а
и
три и
Растяжка на правой ноге.
Руку открыть в III позицию, кисть allongé, голова
к станку.
27 такт
Р а з
и
д в а
и
три и
«Тынок»
с
разворотом en
dehors
на
90°.
Руки закрываются в положение ладонью на груди,
голова прямо.
6
28 такт
Р а з
и
д в а
и
три и
«Тынок»
с
разворотом en
dehors
на
90°.
Руки в положении ладонью на груди, голова пря-
мо.
29 такт
Р а з
и
д в а
и
три и
«Выхилясник» правой ногой.
Правую
руку
открыть
во II
позицию,
голова
направо.
30 такт
Р а з
и
д в а
и
три и
«Угинание», шаг прямой правой ногой
вперед, левую ногу подставить вперед
в V позицию на высокие полупальцы.
Правую руку открыть в I позицию, голова прямо.
31 такт
Р а з
и
д в а
и
три и
Поворот soutenu en dehors.
Руки закрыть в положение ладонью на груди, го-
лова прямо, держит точку.
32 такт
Р а з
и
д в а
и
три и
Через demi-plié
по V позиции, выйти
на правую ногу вперед, левую оста-
вить сзади, носком в пол.
Руки через I позицию открыть в III позицию, го-
лова прямо.
2. Battement tendu и battement tendu jeté 16 тактов, исполняется с затакта.
В комбинации присутствуют упражнения: battement tendu jeté с работой
пятки опорной ноги, с переводом работающей ноги с носка на каблук, с demi-
plié на опорной ноге, с tombé, с rond на 30° по воздуху, balançoire на месте и с
проскальзыванием на опорной ноге, подготовка к «веревочке» с переступанием,
relevé, соскоки, притопы по V позиции, поворот soutenu, «голубец», «выхиляс-
ник».
Музыкальный размер – 2/4.
Такт
Счет
Движение ног
Движение рук и головы
PREPARATION
1 такт
И раз
И два
Исходное положение – V выворотная
позиция.
Исходное положение – левая рука на станке пра-
вая опущена.
Руку открыть в I позицию, голову слегка накло-
нить ухом к левому плечу, взгляд в кисть.
Руку открыть в III позицию, голова направо, вз-
гляд в кисть.
2 такт
И раз
И два
Руку опустить в I позицию, голову слегка накло-
нить ухом к левому плечу, взгляд в кисть.
Закрыть руку на пояс, голова направо.
Battement tendu и battement tendu jeté
1 такт
И
раз
и
два
Battement
tendu
вперед
с
переводом
работающей ноги с носка на каблук.
Рука на поясе, голова направо.
2 такт
И
раз
и
два
Battement
tendu
вперед
с
переводом
работающей ноги с носка на каблук с
demi-plié на опорной ноге.
На «два» сесть в demi-plié и поднять
пятку опорной ноги.
Руку через I позицию открыть в III позицию и
сразу же закрыть в обратном порядке.
Голова
направо,
в I
позиции
рук
–
взгляд
в
кисть.
3 такт
И раз
И два
Battement tendu в сторону с работой
пятки опорной ноги (закрыть ногу в V
позицию назад).
Battement
tendu
в
сторону
с tombé
вперед на правую ногу.
Рука на поясе.
На «два» открыть руку в I позицию, голову слег-
ка
наклонить
ухом
к
левому
плечу,
взгляд
в
кисть.
4 такт
И раз
Одновременно подготовка к «веревоч-
Руку закрыть ладонью на затылок, как бы при-
7
И два
ке» с переступанием и два сухих скач-
ка на левой ноге.
Притоп
по V позиции с левой ноги
спереди.
держивая папаху, согнутый локоть направлен в
сторону, голова направо.
Руку
через I позицию закрыть на пояс, голова
направо.
5 такт
И
раз
и
два
Battement tendu назад с переводом ра-
ботающей ноги с носка на каблук.
Рука на поясе, голова направо.
6 такт
И
раз
и
два
Battement tendu назад с переводом ра-
ботающей ноги с носка на каблук с
demi-plié на опорной ноге.
На «два» сесть в demi-plié и поднять
пятку опорной ноги.
Руку через I позицию открыть в III позицию и
сразу же закрыть в обратном порядке.
Голова
направо,
в I
позиции
рук
–
взгляд
в
кисть.
7 такт
И раз
И два
Battement tendu в сторону с работой
пятки опорной ноги (закрыть ногу в V
позицию вперед).
Battement tendu в сторону с tombé на-
зад на правую ногу.
Рука на поясе.
На «два» открыть руку в I позицию, голову слег-
ка
наклонить
ухом
к
левому
плечу,
взгляд
в
кисть.
8 такт
И раз
И два
Одновременно подготовка к «веревоч-
ке» с переступанием и два сухих скач-
ка на левой ноге.
Притоп
по V позиции с левой ноги
сзади.
Руку закрыть ладонью на затылок, как бы при-
держивая папаху, согнутый локоть направлен в
сторону. Голова направо.
Руку
через I позицию закрыть на пояс, голова
направо.
9-10
такты
И
раз
и
д в а ,
И
раз и два
4 battement tendu jeté с работой пятки
опорной ноги в сторону (за последним
разом закрыть в V позицию вперед).
Рука на поясе, голова прямо.
11 такт
И раз
И два
Battement tendu jeté с работой пятки
опорной ноги вперед, затем одновре-
менно
поставить
работающую
ногу
носком в пол, и поднять пятку опор-
ной ноги.
Перевести
работающую
ногу
через
rond на 30° по воздуху в сторону, по-
ставить
на
каблук,
с
работой
пятки
опорной ноги.
Руку открыть в I позицию, голову слегка накло-
нить ухом к левому плечу, взгляд в кисть.
Руку открыть в III позицию. Голова прямо.
12 такт
И
раз
и
два
Работающую ногу открыть в сторону,
втянуть в V позицию вперед на relevé,
поворот soutenu en dedans.
Руку
через I позицию закрыть на пояс. Голова
прямо, держит точку.
13-14
такты
И
раз
и
два
И
раз
и
два
Battement
tendu
jeté-balançoire
левой
ногой на месте.
Battement
tendu
jeté-balançoire
левой
ногой с проскальзыванием на опорной
ноге от работающей ноги.
Руки на «и раз» открыть в III позицию и затем
опустить во II позицию, голова налево.
Рука во II позиции.
15
такт-«и»
16 такта
И
Раз и
Два и
Втянуть левую ногу в V позицию на-
зад на relevé.
«Голубец» от станка с левой ноги en
dehors в направлении точки 2 зала.
Повернутся через «выхилясник» пра-
вой ногой вправо на 180°.
Руку закрыть на пояс.
Правую руку закрыть ладонью на затылок, как
бы
придерживая
папаху,
согнутый
локоть
направлен в сторону, голова налево.
Правую руку через I позицию закрыть на пояс,
головой держать точку.
1 6
т а к т
(непол-
ный)
Раз и
Два
Соскок на правую выворотную ногу.
Притоп левой ногой, тяжесть корпуса
на
левой
ноге,
правую
вытянутую
ногу открыть назад.
Руки через I позицию открыть в III позицию, го-
лову акцентом снизу вверх поднять прямо.
3. Rond de jambe par terre и battement fondu на 32 такта.
8
В комбинации присутствуют упражнения: demi rond, rond de jambe par
terre, de pied, с plié, с работай пятки опорной ноги, поворотом soutenu , battement
fondu, c plie, relevé, tombé, на 90°,
Музыкальный размер – 3/4.
Такт
Счет
Движение ног
Движение рук и головы
PREPARATION
1 такт
Р а з
и
д в а
и
три и
Исходное
положение
– V
выворотная
позиция.
Исходное положение – левая рука на станке пра-
вая опущена.
Руку открыть в I позицию, голову слегка накло-
нить ухом к левому плечу, взгляд в кисть.
2 такт
Р а з
и
д в а
и
три и
Руку открыть в III позицию, голова направо, вз-
гляд в кисть.
3 такт
Р а з
и
д в а
и
три и
Рука из третьей позиции приходит в положение
ладонью на груди (как бы придерживая бусы),
одновременно голова опускается вниз в сторону.
4 такт
Р а з
и
д в а
и
три и
Рука
в
положении
ладонью
на
груди,
голова
направо, правая нога приходит в положение sur
le cou-de-pied сзади.
Rond de jambe par terre и battement fondu
1 такт
Р а з
и
д в а
и
три и
Demi rond de jambe par terre.
Рука в положении ладонью на груди, голова за
работающей ногой.
2 такт
Р а з
и
д в а
и
три и
Rond de jambe par terre с поворотом пят-
ки опорной ноги.
Руку открыть во II позицию, привести обратно в
положение ладонью на груди, голова за работа-
ющей ногой.
3 такт
Р а з
и
д в а
и
три и
Demi rond de pied.
Рука в положении ладонью на груди, голова за
работающей ногой.
4 такт
Р а з
и
д в а
и
три и
Demi rond de pied с поворотом пятки
опорной ноги.
Руку открыть во II позицию, привести обратно в
положение ладонью на груди, голова за работа-
ющей ногой.
5 такт
Р а з
и
д в а
и
три и
Rond de jambe par terre с demi-plié, en
dehors.
Руку открыть в III позицию, голова направо.
6 такт
Р а з
и
д в а
и
три и
Rond de jambe par terre с demi-plié en
dedans.
Руку привести обратно в положение ладонью на
груди, голова направо.
7 такт
Р а з
и
д в а
и
три и
Rond de jambe par terre
с demi-plié,
en
dehors, правую ногу втянуть в V пози-
цию сзади, поворот soutenu en dehors.
Руки
в
положении
ладонью
на
груди,
голова
направо.
8 такт
Р а з
и
д в а
и
три и
Открыть правую ногу в сторону на воз-
дух, через мазок закрыть на положение
sur le cou-de-pied сзади.
Руку открыть во II позицию, и вернуть обратно
в положение ладонью на груди, голова направо.
9 такт
Р а з
и
д в а
и
три и
Battement fondu правой ногой с relevé.
Рука в положении ладонью на груди, голова за
работающей ногой.
10 такт
Р а з
и
д в а
и
три и
Battement fondu правой ногой с relevé.
Рука в положении ладонью на груди, голова за
работающей ногой.
11 такт
Р а з
и
д в а
и
три и
Battement fondu правой ногой вперед с
relevé.
Руку открыть во II позицию, голова направо.
12 такт
Р а з
и
д в а
и
Tombé
на
правую
ногу,
левую
сзади
поднять на 45°.
Руку привести обратно в положение ладонью на
груди, голова направо.
9
три и
13-14
такты
Р а з
и
д в а
и
три и
Pas de bourrée, заканчивая открыть ле-
вую ногу сзади на 45°.
Руку открыть в III позицию, и привести обратно
в положение ладонью на груди, голова направо.
15 такт
Р а з
и
д в а
и
три и
Втянуть
левую
ногу
в V позицию на
relevé, полуповорот soutenu en dehors.
Руки закрыть в положение ладонью на груди, го-
лова прямо.
16 такт
Р а з
и
д в а
и
три и
Demi rond en dehors, левой ногой, через
мазок закрыть ногу на положение sur le
cou-de-pied сзади.
Руку открыть в I позицию, перевести во II и за-
крыть в положение ладонью на груди, голова на-
лево.
17 такт
Р а з
и
д в а
и
три и
Demi rond de jambe par terre.
Рука в положении ладонью на груди, голова за
работающей ногой.
18 такт
Р а з
и
д в а
и
три и
Rond de jambe par terre с поворотом пят-
ки опорной ноги.
Руку открыть во II позицию, привести обратно в
положение ладонью на груди, голова за работа-
ющей ногой.
19 такт
Р а з
и
д в а
и
три и
Demi rond de pied.
Рука в положении ладонью на груди, голова за
работающей ногой.
20 такт
Р а з
и
д в а
и
три и
Demi rond de pied с поворотом пятки
опорной ноги.
Руку открыть во II позицию, привести обратно в
положение ладонью на груди, голова за работа-
ющей ногой.
21 такт
Р а з
и
д в а
и
три и
Rond de jambe par terre с demi-plié, en
dehors.
Руку открыть в III позицию, голова направо.
22 такт
Р а з
и
д в а
и
три и
Rond de jambe par terre с demi-plié en
dedans.
Руку привести обратно в положение ладонью на
груди, голова направо.
23 такт
Р а з
и
д в а
и
три и
Rond de jambe par terre
с demi-plié,
en
dehors, левую ногу втянуть в V позицию
сзади, поворот soutenu en dehors.
Руки
в
положении
ладонью
на
груди,
голова
направо.
24 такт
Р а з
и
д в а
и
три и
Открыть левую ногу в сторону на 45°,
через мазок закрыть на положение sur le
cou-de-pied сзади.
Руку открыть во II позицию, и вернуть обратно
в положение ладонью на груди, голова направо.
25 такт
Р а з
и
д в а
и
три и
Battement fondu правой ногой на 90°, с
relevé.
Рука в положении ладонью на груди, голова за
работающей ногой.
26 такт
Р а з
и
д в а
и
три и
Battement fondu правой ногой на 90°, с
relevé.
Рука в положении ладонью на груди, голова за
работающей ногой.
27 такт
Р а з
и
д в а
и
три и
Battement fondu правой ногой вперед на
90°, с relevé.
Руку открыть во II позицию, голова направо.
28 такт
Р а з
и
д в а
и
три и
Tombé
на
левую
ногу,
правую
сзади
поднять на 45°.
Руку привести обратно в положение ладонью на
груди, голова направо.
29-30
такты
Р а з
и
д в а
и
три и
Pas de bourrée, заканчивая открыть пра-
вую ногу сзади на 45°.
Руку открыть в III позицию, и привести обратно
в положение ладонью на груди, голова направо.
31 такт
Р а з
и
д в а
и
три и
Втянуть правую ногу в V позицию на
relevé, полуповорот soutenu en dehors.
Руки закрыть в положение ладонью на груди, го-
лова прямо.
32 такт
Р а з
и
д в а
и
три и
Открыть правую ногу в сторону на 45°,
через мазок закрыть на положение sur le
cou-de-pied сзади.
Руку открыть во II позицию, и вернуть обратно
в положение ладонью на груди, голова направо.
4. Веревочка 32 такта, исполняется с затакта.
10
В комбинации присутствуют упражнения: подготовка к «веревочке», с
relevé, demi-plié, упражнение для бедра, «веревочка», притопы, «выхилясник с
угинанием», присядка «мячик», с открытием ноги в сторону на воздух, с «раз-
ножкой» и прыжком, «голубец».
Музыкальный размер – 2/4. (С затакта).
Такт
Счет
Движение ног
Движение рук и головы
PREPARATION
1 такт
И раз
И два
Исходное положение – V выворотная
позиция.
Руку открыть в I позицию, голову слегка накло-
нить к левому плечу, взгляд в кисть.
Руку открыть в III позицию, голова направо.
2 такт
И раз
И два
Руку опустить в I позицию, взгляд в кисть.
Руку закрыть на пояс, голова в сторону.
Веревочка
1 такт
И
раз
и
два
Подготовка к «веревочке» на высоких
полупальцах, перевести ногу назад.
Руку через I позицию открыть в III позицию, го-
лова направо.
2 такт
И
раз
и
два
Подготовка к «веревочке» на высоких
полупальцах, перевести ногу вперед.
Руку
через I позицию закрыть на пояс, голова
направо.
3 такт
И
раз
и
два
Упражнение для бедра к станку на вы-
соких полупальцах, в demi-plié.
Руку закрыть ладонью на затылок, как бы при-
держивая папаху, согнутый локоть направлен в
сторону, голова направо.
4 такт
И
раз
и
два
Упражнение для бедра от станка на
высоких полупальцах, закрыть ногу в
V выворотную позицию в demi-plié.
Руку через II позицию закрыть на пояс, голова
направо.
5 такт
И
раз
и
два
Две «веревочки» на низких полупаль-
цах.
Рука на поясе, голова направо.
6 такт
И
раз
и
два
«Веревочка» на низких полупальцах,
притоп левой ногой по V позиции.
Рука на поясе, голова направо.
7 такт
И
раз
и
два
Упражнение для бедра к станку и от
станка в повороте en dedans, на высо-
ких полупальцах.
Рука на поясе, голова направо, после поворота
повернуть налево.
8 такт
И
раз
и
два
Перескочить
на
левую
ногу,
правой
ногой притоп по V позиции.
Рука на поясе, голова налево.
9 такт
И
раз
и
два
Левая нога впереди, подготовка к «ве-
ревочке»
на
высоких
полупальцах,
перевести ногу назад.
Руку через I позицию открыть в III позицию, го-
лова налево.
10 такт
И
раз
и
два
Подготовка к «веревочке» на высоких
полупальцах, перевести ногу вперед.
Руку
через I позицию закрыть на пояс, голова
налево.
11 такт
И
раз
и
два
Упражнение для бедра к станку на вы-
соких полупальцах, в demi-plié.
Руку закрыть ладонью на затылок, как бы при-
держивая папаху, согнутый локоть направлен в
сторону, голова налево.
12 такт
И
раз
и
два
Упражнение для бедра от станка на
высоких полупальцах, закрыть ногу в
V выворотную позицию в demi-plié.
Руку через II позицию закрыть на пояс, голова
налево.
13 такт
И
раз
и
два
Две «веревочки» на низких полупаль-
цах.
Рука на поясе, голова налево.
14 такт
И
раз
и
два
«Веревочка» на низких полупальцах,
притоп левой ногой по V позиции.
Рука на поясе, голова налево.
15 такт
И
раз
и
два
Упражнение для бедра к станку и от
станка в повороте en dedans, на высо-
ких полупальцах.
Рука на поясе, голова налево, после поворота
повернуть направо.
16 такт
И
раз
и
два
Перескочить
на
правую
ногу,
левой
ногой притоп по V позиции.
Рука на поясе, голова направо.
17 такт
И
раз
и
два
«Веревочка» с правой ноги на низких
полупальцах.
Рука на поясе, голову слегка наклонить к право-
му плечу.
11
18 такт
И
раз
и
два
«Веревочка» с левой ноги на низких
полупальцах.
Рука на поясе, голову слегка наклонить к левому
плечу.
19 такт
И
раз
и
два
Две «веревочки» в повороте en dehors,
на низких полупальцах.
Руки открыть во II позицию, на «и два» правую
руку закрыть в I позицию, левую руку вернуть
на палку, голова прямо.
20 такт
И
раз
и
два
«Веревочка» с правой ноги на низких
полупальцах.
Рука на поясе, голову слегка наклонить к право-
му плечу.
21 такт
И
раз
и
два
«Веревочка» с левой ноги на низких
полупальцах.
Рука на поясе, голову слегка наклонить к левому
плечу.
22 такт
И
раз
и
два
«Выхилясник» с правой ноги.
Рука на поясе, голова прямо.
23 такт
И
раз
и
два
«Угинание» с правой ноги.
Рука на поясе, голова направо.
24 такт
И
раз
и
два
«Веревочка» правой ногой по воздуху.
Рука на поясе, голова направо.
25 такт
И
раз
и
два
«Веревочка» левой ногой по воздуху.
Рука на поясе, голова направо.
26 такт
И
раз
и
два
«Голубец» по палке вперед с разворо-
том en dehors, на 90°.
Правая рука ладонью на затылок, как бы при-
держивая папаху, согнутый локоть направлен в
сторону, левая рука на поясе, голова налево.
27 такт
И
раз
и
два
«Голубец» по палке вперед с разворо-
том en dedans, на 90°.
Левая ладонью на затылок, как бы придерживая
папаху, согнутый локоть направлен в сторону,
правая рука на поясе, голова направо.
28 такт
И
раз
и
два
Присядка «мячик» с выносом левой
ноги в сторону на воздух.
Руки во II позиции, левой рукой проскальзываю-
щий удар по голенищу сапога от себя, голова
прямо.
29 такт
И
раз
и
два
Присядка «мячик» с выносом правой
ноги в сторону на воздух.
Руки во II позиции, правой рукой проскальзыва-
ющий удар по голенищу сапога от себя, голова
прямо.
30 такт
И
раз
и
два
Присядка «мячик» с выходом в «раз-
ножку».
Руки
через I позицию, открыть во II позицию,
голова прямо.
31 такт
И
раз
и
два
«Разножка» в прыжке из grand plié.
Руки делают удар по полу, и раскрываются во
вторую позицию, голова уходит вниз и на прыж-
ке голова открывается прямо.
32 такт
И
раз
и
два
Закончить внизу, правую ногу поджать
под себя, левая нога в сторону на ка-
блук.
Правая рука ладонью на затылок, как бы при-
держивая папаху, согнутый локоть направлен в
сторону, левую руку открыть во II позицию, го-
лова налево.
5. Adagio 24 такта.
В комбинации присутствуют упражнения: développé с двойным ударом, с
rond на 90°, поворот soutenu, качалочка на 90°, подготовка к веревочке на plié,
relevé, упражнение для бедра.
Музыкальный размер – 3/4.
Такт
Счет
Движение ног
Движение рук и головы
PREPARATION
1 такт
Раз и
Исходное положение – V выворотная
позиция, правая нога впереди.
Исходное положение – левая рука на станке пра-
вая опущена.
Руку открыть в I позицию, голову слегка накло-
12
Д в а
и
три и
нить ухом к левому плечу, взгляд в кисть.
Руку открыть в III позицию, голова направо, вз-
гляд в кисть.
2 такт
Раз и два
и три и
Руку закрыть ладонью на грудь, как бы придер-
живая бусы, согнутый локоть направлен вниз.
Голову опустить и поднять направо.
Adagio
1 такт
Раз и два
и три и
Battement
développé
вперед
с
правой
ноги.
Руку опустить и поднять через сторону в III
позицию, кисть allongé, голова направо.
2 такт
Раз и два
и три и
Battement développé назад с левой ноги.
Руку закрыть в положение ладонью на груди,
как бы придерживая бусы, согнутый локоть
направлен вниз, голова направо.
3-4 такты
Раз и два
и
три и
Раз и два
и три и
Battement
développé
вперед
с
правой
ноги.
Grand rond de jambe développé en dehors.
На последнее «и» подняться на полу-
пальцы.
Руку открыть во II позицию.
На «два и» руку поднять в III позицию, кисть
allongé, голова направо.
На «три и» руку опустить через сторону.
5 такт
Раз и два
и три и
Pas
de
bourrée
с
открыванием
левой
ноги через battement développé вперед.
Руку закрыть в положение ладонью на груди,
как бы придерживая бусы, согнутый локоть
направлен вниз, голова направо.
6 такт
Раз и два
и три и
Pas
de
bourrée
с
открыванием
правой
ноги через battement développé назад.
Руку опустить и поднять через сторону в III
позицию, кисть allongé, голова направо.
7 такт
Раз и
Два и
Три
И
Demi rond на 90° правой ногой.
Через passé вперед закрыть ногу в V по-
зицию на relevé.
Полповорота en dedans.
Одновременно сесть в demi-plié, левую
ногу открыть в сторону носком в пол.
Руку закрыть ладонью на затылок, как бы при-
держивая венок, согнутый локоть направлен в
сторону.
Голова направо.
Руку снять со станка и открыть в I позицию.
Руку открыть во II позицию.
8 такт
Раз
И
два
и
три и
Левую ногу втянуть в V позицию назад.
Поворот soutenu en dehors, на 540°.
Руки закрыть в I позицию, на «три и» поднять
через сторону в III позицию, кисть allongé, го-
лова направо.
9 такт
Раз и два
и три и
Растяжка на левой ноге.
Руку закрыть в положение ладонью на груди,
как бы придерживая бусы, согнутый локоть
направлен вниз, голова направо.
10 такт
Раз и два
и три и
Растяжка на правой ноге, закончить на
relevé в V позиции.
Руку опустить и поднять через сторону в III
позицию, кисть allongé, голова направо.
11 такт
Раз и два
и три и
«Выхилясник с угинанием» правой но-
гой в сторону.
Руку закрыть в положение ладонью на груди,
как бы придерживая бусы, согнутый локоть
направлен вниз, голова направо.
12 такт
Раз и два
и три и
Полуповорот soutenu en dedans.
Рука в положении ладонью на груди, как бы
придерживая бусы, согнутый локоть направ-
лен вниз, голова налево.
13 такт
Раз и два
и три и
Battement développé с двойным ударом
пятки
опорной
ноги,
вперед
с
левой
ноги.
Руку опустить и поднять через сторону в III
позицию в положение allongé, голова налево.
14 такт
Раз и два
и три и
Подготовка к «веревочке» левую ногу
назад на relevé.
Руку закрыть ладонью на грудь, как бы при-
держивая
бусы,
согнутый
локоть
направлен
вниз, голова налево.
15 такт
Раз и два
и три и
Подготовка
к
«веревочке»
с
работой
бедра
работающей
ноги
к
станку,
на
relevé.
Руку через II позицию закрыть ладонью на за-
тылок, как бы придерживая венок, согнутый
локоть направлен в сторону, голова опущена.
16 такт
Раз и два
и три и
Подготовка
к
«веревочке»
с
работой
бедра
работающей
ноги
от
станка
на
relevé , Battement développé с двойным
ударом пятки опорной ноги, вперед с
левой ноги.
Руку через I позицию открыть во II позицию,
голова налево.
17 такт
Раз и два
Battement développé с двойным ударом
Руку
через
положение
ладонью
на
грудь
13
и три и
пятки
опорной
ноги,
вперед
с
левой
ноги.
открыть в III позицию в положение allongé, го-
лова налево.
18 такт
Раз и два
и три и
Подготовка
к
«веревочке»
с
работой
бедра работающей ноги, в demi-plié.
Руку закрыть ладонью на грудь, как бы при-
держивая
бусы,
согнутый
локоть
направлен
вниз, голова налево.
19 такт
Раз и два
и три и
Левой
ногой demi rond на 90°, втянуть
ноги
в V
позицию
на relevé, поворот
soutenu en dedans.
Руку через I позицию открыть во II позицию,
голова en facé.
Руки закрыть в I позицию.
20 такт
Раз и два
и три и
Сохранить положение relevé.
Руку поднять через сторону в III позицию в
положение allongé, голова en facé.
21 такт
Раз и два
и три и
Растяжка на правой ноге.
Руку закрыть ладонью на грудь, как бы при-
держивая
бусы,
согнутый
локоть
направлен
вниз, голова направо.
22 такт
Раз и два
и три и
Растяжка на левой ноге.
Руку поднять через сторону в III позицию в
положение allongé, голова направо.
23 такт
Раз и два
и три и
Battement développé с двойным ударом
пятки опорной ноги, вперед с правой
ноги.
Руку закрыть ладонью на грудь, как бы при-
держивая
бусы,
согнутый
локоть
направлен
вниз, голова en facé.
24 такт
Раз и два
и три и
Полуповорот soutenu en dedans, шаг ле-
вой ногой в épaulement croisé, через IV
позицию, перевести тяжесть корпуса на
левую ногу, правую ногу открыть назад
на носок.
Руки через I позицию открыть во II позицию,
голову акцентом снизу вверх поднять en facé.
8. Grand battement jeté 16 тактов.
В
комбинации
присутствуют
упражнения: grand battement jeté,
с plie,
pointé, с увеличенным размахом, с fouette, с опусканием на колено, веревочка,
притопы, preparation к бедуинскому, кабриоли, бедуинский, кабриоль.
Музыкальный размер – 2/4.
Такт
Счет
Движение ног
Движение рук и головы
PREPARATION
1 такт
Раз и
Два и
Исходное положение – V выворотная
позиция, правая нога впереди.
Исходное положение – левая рука на станке пра-
вая опущена.
Руку открыть в I позицию, голову слегка накло-
нить ухом к левому плечу, взгляд в кисть.
Руку открыть в III позицию, голова направо, вз-
гляд в кисть.
2 такт
Раз и
Два и
Руку опустить в I позицию, голову слегка накло-
нить ухом к левому плечу, взгляд в кисть.
Закрыть руку на пояс, голова направо.
Grand battement jeté
1 такт
Р а з
и
два и
Grand battement jeté вперед.
Руку через I позицию открыть в III позицию, го-
лова направо.
2 такт
Р а з
и
два и
Grand battement jeté pointé вперед, через
passé
par
terre перевести назад на 90°,
опорная нога в demi-plié.
Руку закрыть через I позицию на пояс, голова
направо.
3 такт
Раз
И
Два
И
Grand battement jeté с увеличенным раз-
махом вперед.
Прыжок fouette.
Опуститься на правое колено.
Вырасти, центр тяжести перенести на
правую ногу, левую открыть носком в
пол.
Рука на поясе, голова направо.
Рука на поясе, корпус и голову слегка опустить
вниз.
Руку через I позицию открыть во II позицию, го-
лова налево.
4 такт
Раз и
Через battement tendu закрыть работаю-
Руку
через I позицию закрыть на пояс, голова
14
Два и
щую ногу в V позицию.
Левой ногой подготовка к «веревочке»,
притоп правой ногой в пятую позицию.
налево.
5 такт
Р а з
и
два и
Grand battement jeté назад.
Руку через I позицию открыть в III позицию, го-
лова налево.
6 такт
Р а з
и
два и
Grand battement jeté pointé назад,
через
passé par terre перевести вперед на 90°,
опорная нога в demi-plié.
Руку закрыть через I позицию на пояс, голова
налево.
7 такт
Раз
И Два
И
Grand battement jeté с увеличенным раз-
махом назад.
Прыжок fouette.
Опуститься на правое колено.
Вырасти, центр тяжести перенести на
правую ногу, левую открыть носком в
пол.
Рука на поясе, голова налево.
Рука на поясе, корпус и голову слегка опустить
вниз.
Руку через I позицию открыть во II позицию, го-
лова направо.
8 такт
Раз и
Два и
Через battement tendu закрыть работаю-
щую ногу в V позицию.
Левой ногой подготовка к «веревочке»,
tombé на правую ногу.
Руку
через I позицию закрыть на пояс, голова
направо.
9 такт
Р а з
и
два и
Grand rond с tombé coupé en dehors.
Рука на поясе, голова налево.
10 такт
Р а з
и
два и
Grand rond с tombé coupé en dedans.
Рука на поясе, голова направо.
11 такт
Р а з
и
два и
Preparation к «бедуинскому» при помо-
щи подготовки к «веревочке» с правой
ноги.
Руку через I позицию открыть в III позицию, го-
лова направо.
12 такт
Р а з
и
два и
«Бедуинский».
Полный поворот soutenu en dehors.
Руки на станке, на «и» закрыть на пояс, голова
прямо.
13 такт
Р а з
и
два и
Grand rond с tombé coupé en dedans.
Рука на поясе, голова направо.
14 такт
Р а з
и
два и
Grand rond с tombé coupé en dehors.
Рука на поясе, голова направо.
15 такт
Р а з
и
два и
Preparation к «кабриоли» при помощи
подготовки к «веревочке» с левой ноги.
Руку через I позицию открыть в III позицию, го-
лова налево.
16 такт
Р а з
и
два и
«Кабриоль» от станка с правой ноги,
перескок на левую ногу в повороте en
dedans, на 360°, притоп правой ногой,
тяжесть корпуса на правой ноге, левую
вытянутую ногу открыть назад.
Правую руку ладонью на затылок, как бы при-
держивая папаху, согнутый локоть направлен в
сторону, левая рука на поясе, после перескока
руки через I позицию закрыть в III.
Комбинации на середине зала.
1. Женская лирическая комбинация 32 такта.
В комбинации присутствуют упражнения: шаги в demi-plié, «упадание»,
дорожка,
переменный
шаг,
поворот fouette,
tour
chaines,
sissonne
в
первый
arabesque.
Музыкальный размер – 3/4.
Такт
Счет
Движение ног
Движение рук и головы
PREPARATION
1 такт
Р а з
и
д в а
и
три и
Исходное
положение
– III выворотная
позиция, правая нога впереди.
Исходное положение – руки опущены.
Руки открыть в I позицию, голову слегка накло-
нить ухом к левому плечу, взгляд в кисть.
2 такт
Р а з
и
Руки открыть в III позицию, голова прямо.
15
д в а
и
три и
3 такт
Р а з
и
д в а
и
три и
Руки закрыть в положение ладонью на груди,
как
бы
придерживая
бусы,
согнутые
локти
направлены вниз, голову опустить.
4 такт
Р а з
и
д в а
и
три и
Руки опустить, голову поднять.
Женская лирическая комбинация
1 такт
Р а з
и
д в а
и
три и
Два шага вперед с правой ноги в demi-
plié в направлении точки 2.
Руки через I позицию, слегка раскрыть в сторо-
ну, кисть allongé, голова прямо.
2 такт
Р а з
и
д в а
и
три и
Шаг на всю стопу правой ноги, перене-
сти тяжесть корпуса, левая нога сзади,
стопа натянута в том же направлении.
Правую руку открыть в III позицию, кисть al-
longé, левая рука во II позицию, кисть allongé го-
лова за правой рукой, взгляд на кисть.
3 такт
Р а з
и
д в а
и
три и
Перевести
тяжесть
корпуса
на
левую
ногу через demi-plié.
Руки закрыть в положение ладонями на груди,
голова налево.
4 такт
Р а з
и
д в а
и
три и
Перевести тяжесть корпуса на правую
ногу через demi-plié.
Правую руку открыть в III позицию, кисть al-
longé, левую руку во II позицию, кисть allongé,
голова за правой рукой, взгляд на кисть.
5 такт
Р а з
и
д в а
и
три и
Два шага назад с левой ноги в demi-plié,
в направлении точки 5.
Руки собрать в I позицию, голова вправо.
6 такт
Р а з
и
д в а
и
три и
Вскок на подушку левой ноги, правую
ногу открыть в сторону на 30°, стопа на-
тянута.
Руки открыть во II позицию, кисть allongé, голо-
ва сохраняет положение.
7 такт
Р а з
и
д в а
и
три и
«Упадание» в повороте на 90° на пра-
вую ногу влево.
Руки закрыть в положение ладонями на груди,
голова направо.
8 такт
Р а з
и
д в а
и
три и
«Упадание» в повороте на 90° на пра-
вую ногу влево.
Руки в том положении, голова влево.
9-16
такты
Повторить первые
8 тактов, за последним тактом – пере-
скок, начиная левой ногой.
Повторить
первые
8
тактов,
за
последним
тактом – руки раскрыть в сторону на уровень II
позиции, кисть allongé, голову опустить.
17-18
такты
Р а з
и
д в а
и
три
и,
Р а з
и
д в а
и
три и
«Дорожка»
левой
ногой
в
demi-plié,
придти в направлении точки 2.
Отклонить корпус слегка назад, тяжесть
корпуса на левой ноге.
На первый такт – руки через I позицию, рас-
крыть во II позицию.
Закрыть в положение ладонями на груди, голова
направо, отклонить.
19-20
такты
Р а з
и
д в а
и
три
и,
Р а з
и
д в а
и
три и
«Дорожка»
правой
ногой
в
demi-plié,
придти в направлении точки 8, откло-
нить корпус слегка назад, тяжесть кор-
пуса на правой ноге, на «три» последне-
го такта – вскок на подушку левой ноги,
правую ногу открыть в сторону на 30°,
стопа натянута.
Руки
раскрыть
во II
заниженную
позицию,
кисть allongé, на «три» последнего такта рас-
крыть в сторону на уровень II позиции, кисть al-
longé, голова прямо.
21-22
такты
Р а з
и
д в а
и
три
и,
Р а з
и
д в а
и
три и
«Упадание» на правую ногу, на «три»
последнего такта вскок на подушку пра-
вой ноги, левую ногу открыть в сторону
на 30°, стопа натянута.
Правую руку постепенно закрыть в положение
ладонью
на
груди,
левая
рука
во II позиции,
кисть allongé, голова направо, на «три» послед-
него такта раскрыть в сторону на уровень II по-
зиции, кисть allongé, голова прямо.
23-24
такты
Р а з
и
д в а
и
три
и,
Р а з
и
д в а
и
три и
«Упадание» на левую ногу, на «три» по-
следнего такта вскок на подушку левой
ноги, правую ногу открыть в сторону на
30°в направлении точки 8, стопа натяну-
та.
Левую руку постепенно закрыть в положение
ладонью на груди, правая рука во II позиции,
кисть allongé, голова налево, на «три» последне-
го такта раскрыть в сторону на уровень II пози-
ции, кисть allongé, голову опустить.
16
25 такт
Р а з
и
д в а
и
три и
Переменный шаг с правой ноги через
demi-plié в направлении точки 2.
Руки через взмах во II позицию, привести в I по-
зицию, голова постепенно поднимается.
26 такт
Р а з
и
д в а
и
три и
Вскок на подушку правой ноги, левую
ногу открыть назад на 30°, стопа на-
тянута, на «три» последнего такта раз-
вернуться
приемом fouette на 180
°
влево, правая нога на всей стопе в demi-
plié, левая нога вперед на 30° в направ-
лении точки 4, стопа натянута.
Левую руку открыть вперед, локоть слегка со-
гнуть, кисть allongé, правую руку открыть во II
позицию, кисть allongé, голова прямо.
27 такт
Р а з
и
д в а
и
три и
Шаги с левой ноги на низких полупаль-
цах, по восьмым долям в направлении
точки 4.
Руки привести в I позицию, голова прямо.
28 такт
Р а з
и
д в а
и
три и
Шагнуть
левой
ногой
назад,
правую
ногу натянуть носком в пол в повороте
на 180° влево, в направлении точки 2.
Правую руку снизу открыть в I позицию, левую
руку открыть на уровень II позиции, кисть al-
longé, голова направо.
29 такт
Р а з
и
д в а
и
три и
Два tour chaines в направлении точки 8.
Руки на поясе, голова держит точку.
30 такт
Р а з
и
д в а
и
три и
Sissonne
на I
arabesque,
правая
нога
впереди, в том же направлении.
Правую руку слегка поднять вверх, левую руку
на уровень II позиции, кисть allongé, голова за
правой рукой, взгляд на кисть.
31 такт
Р а з
и
д в а
и
три и
Переменный
шаг
с
левой
ноги
через
demi-plié в направлении точки 8.
Руки снизу привести в I позицию, голову опу-
стить, на «три» последнего такта – руки рас-
крыть в сторону на уровень II позиции, кисть al-
longé, голова сохраняет положение.
32 такт
Р а з
и
д в а
и
три и
Тяжесть корпуса на всей стопе левой
ноги, правая нога натянутая назад, нос-
ком в пол, корпус развернуть вправо.
Левую
руку
открыть
на
уровень I
позиции,
кисть allongé, правая рука в положении ладонью
за голову, голова опущена, на «три» последнего
такта акцентом поднять голова вверх.
2. Мужская комбинация 16 тактов, исполняется с затакта.
В комбинации присутствуют упражнения: большой «тынок», grand batte-
ment на 120° в повороте, боковая присядка с выбрасыванием ноги в сторону, ка-
бриоль, тынок, прыжок fouette с согнутой правой ногой.
Музыкальный размер – 2/4.
Такт
Счет
Движение ног
Движение рук и головы
PREPARATION
1 такт
И раз
И два
Исходное положение – III выворотная
позиция, правая нога впереди.
Исходное положение – левая рука на станке,
правая опущена.
Руку открыть в I позицию, голову слегка накло-
нить ухом к левому плечу, взгляд в кисть.
Руку открыть в III позицию, голова направо, вз-
гляд в кисть.
2 такт
И раз
И два
Руку опустить в I позицию, голову слегка накло-
нить ухом к левому плечу, взгляд в кисть.
Закрыть руку на пояс, голова направо.
Мужская комбинация
1 такт
И
раз
и
два
Большой
«Тынок»
с
правой
ноги
в
направлении точки 8.
Руки провести через II позицию, правая рука ла-
донью на затылок, как бы придерживая папаху,
согнутый
локоть
направлен
в
сторону,
левую
руку закрыть на пояс, голова прямо.
2 такт
И
раз
и
два
Большой
«Тынок»
с
правой
ноги
в
направлении точки 2.
Руки провести через II позицию, левая рука ла-
донью на затылок, как бы придерживая папаху,
17
согнутый локоть направлен в сторону, правую
руку закрыть на пояс, голова прямо.
3 такт
И
раз
и
два
С подскока резко и глубоко присесть
на полупальцах обеих ног по I пози-
ции, вырасти и кинуть grand battement
на 120°, в повороте en dehors на 360°.
Руки
открыть
во II позицию, после разворота
правая рука делает фиксирующий удар сверху
по голенищу сапога, левая остается во II пози-
ции, голова прямо.
4 такт
И
раз
и
два
С подскока резко и глубоко присесть
на полупальцах обеих ног по I пози-
ции, вырасти на правой ноге в demi-
plié, вытянутую левую ногу выбить в
сторону на 45°, стопа сокращенная, и
поставить каблуком на пол.
Руки и голова сохраняют положение, затем пра-
вая рука ладонью на затылок, как бы придержи-
вая папаху, согнутый локоть направлен в сторо-
ну, левую руку закрыть на пояс, голова налево.
5-8 такты
Повторить первые 8 тактов в обратном
направлении.
Повторить первые 8 тактов в обратном направ-
лении.
9-10
такты
И
раз
и
д в а ,
И
раз и два
Две боковых присядки влево на левую
ногу с выбрасыванием правой ноги в
сторону.
Руки через II позицию, левую руку ладонью на
затылок, как бы придерживая папаху, согнутый
локоть направлен в сторону, правая рука на пояс,
голова
прямо,
на
«два»
последнего
такта
открыть руки во II позицию, голову опустить.
11 такт
И
раз
и
два
«Кабриоль» левой ногой в направле-
нии точки 2.
Правую руку через III позицию открыть во II по-
зицию, левая рука на пояс, голова налево.
12 такт
И
раз
и
два
Balance в effacé, выбить правую ногу
назад.
Руки через I позицию открыть во II позицию,
голову опустить, на «два» последнего такта го-
лову поднять.
13-14
такты
Повторить 11-12 такты.
Повторить 11-12 такты.
15 такт
И
раз
и
два
Прыжок fouette с согнутой правой но-
гой,
опуститься
на
левое
колено
в
направлении точки 3.
Правую руку через взмах наверх открыть во II
позицию, левую руку открыть в III позицию, го-
лову опустить.
16 такт
И
раз
и
два
На «и» первого такта сохранить поло-
жение, после резко опуститься вниз:
левая нога приходит в положение пол-
ного приседания, колено на полу; пра-
вая нога вытянута в сторону. Каблук
ее находится на полу, носок поднят
вверх.
На «и» первого такта фиксирующий удар левой
рукой об пол, после руки через I позицию, голо-
ва опущена, открыть в III позицию, голову под-
нять вправо.
Список используемой литературы
1.
Богуславская А.Г. Народно-сценический танец. Ч. 2. Учебное посо-
бие. М.: МГАХ, 2009. – 288 с.
18
Приложение
Словарь хореографических терминов
1. Adagio – медленно, медленная часть танца.
19
2. Arabesque – поза классического танца, при которой нога отводится на-
зад носком в пол, 45°, 60° или на 90°; положение торса, рук и головы зависит от
формы арабеска.
3.Balance – качать, покачиваться. Покачивающее движение.
4. Balançoire – качели.
5. Battement tendu – отведение и приведение вытянутой ноги.
6. Battement tendu jeté – бросок натянутой ноги на 30°.
7. Battement fondu – мягкое плавное "тающее" движение.
8. Battement développé – разворачивать, раскрывать, вынимать ногу на 90°
в нужное направление, позу.
9. Battement soutenu – выдерживать, поддерживать. Движение с подтягива-
нием ног в V позиции, непрерывное движение.
10. Coupé – отрывистый, подбивание, отрывистое движение.
11. Croisé – скрещивание. Поза, при которой ноги скрещены.
12. Demi-plié – полуприседание.
13. En dehors – наружу, из круга.
14. En dedans – внутрь, в круг.
15. En facé – прямо, прямое положение корпуса, головы и ног.
16. Effacé – развернутое положение корпуса и ног.
17. Épaulement – поворот плеч, корпуса и головы.
18. Grand battement jeté – бросок ноги на 90° и выше.
19. Passé – проводить, проходить. Связующее движение, проведение или
переведение ноги.
20. Pas de bourrée – чеканные или слитные мелкие танцевальные шаги, ис-
полняемые с переменой и без перемены ног, во всех направлениях и с поворо-
том.
21. Pointé – носок, пальцы.
22. Preparation – приготовление, подготовка.
23. Relevé – приподнимать, возвышать. Подъем на пальцы или полупаль-
цы.
20
24. Rond de jambe par terre – вращательное движение ноги по полу, круг
носком по полу.
25. Rond de jambe en l’air – круг ногой в воздухе.
26. Sur le cou-de-pied – положение одной ноги на щиколотке другой.
27. «Бедуинский» – прыжок «бабочкой», плечи в течение всего прыжка
остаются параллельны полу, а ноги показывают мощный круговой мах.
28. «Веревочка» – подскок и проскальзывание на одной ноге, поднимая
спереди другую ногу, согнутую в колене, и переводя ее назад.
29. «Выхилясник с угинанием» – маленькие подскоки на опорной ноге, то
сгибая спереди работающую ногу, то резко выбрасывая ее вперёд.
30. «Голубец» – удар одной ногой о другую во время подскока, причем ис-
полнитель в воздухе подбивает опорной ногой работающую ногу, отбрасывая ее
в сторону.
31. «Кабриоль» – удар ногой, делаемый вовремя прыжка в конце каден-
ции, когда тело находится в воздухе.
32. «Разножка» – прыжок с одновременным раскрыванием ног в стороны
в воздухе, с наклоном корпуса к ногам и касанием руками носков вытянутых
ног.
33. «Тынок» – перескоки из стороны в сторону с последующими двумя
переступаниями на месте, одна нога накрест другой (движение типа «паде-
баск»).
34. «Упадание» – исполнитель, сделав шаг вперед, наклоняется к опорной
ноге, как бы падая на нее, и одновременно приподнимает сзади другую ногу,
присогнутую в колене.
21