Напоминание

Джаз для детей


Автор: Лошакова Елена Александровна
Должность: преподаватель(Фортепиано)
Учебное заведение: МБУДО "Детская школа искусств"
Населённый пункт: г. Ханты-Мансийск ХМАО-Югра
Наименование материала: Иллюстрация сборника "Джаз для детей выпуск № 4"
Тема: Джаз для детей
Раздел: дополнительное образование





Назад




МБОУ ДОД «Детская школа искусств и народных ремесел»

Иллюстрация сборника

«Джаз для детей выпуск № 4»

2015

Выполнила преподаватель по

классу фортепиано Лошакова Елена

Александровна

Сборник подготовлен преподавателями джазовой школы-центра г. Ростова-

на-Дону. Эта муниципальная школа-центр им. Кима Назаретова – единственная в

России и в Европе. Юные музыканты этой школы неоднократно становились

победителями различных конкурсов джазовой музыки.

Несложные пьесы и ансамбли, которые вошли в данный сборник, помогут

ученикам младших классов ДМШ приобщиться к специфическому джазовому

языку с его разнообразной и непростой ритмикой и гармонией.

Учитывая возрастающий интерес к джазовой музыке ДМШ и недостаток

учебного материала в начальном периоде обучения, преподаватели джазовой

школы-центра создали свой учебный материал для учащихся младшего возраста.

Все представленные произведения разнообразны по содержанию, доступны для

детского восприятия по техническим задачам и фактуре. Сборник как бы разделен

на две части. В первой части двадцать пьес, во второй – тринадцать ансамблей. Все

они расположены в порядке возрастания трудностей.

Джаз - это вид полуимпровизационного музыкального искусства, явившийся

результатом

трехсотлетнего

синтеза

на

американской

земле

элементов

западноафриканской и европейской музыкальных культур. В основу джаза положены

европейская гармония, западноафриканский ритм и евроафриканская мелодика.

Характерным элементом исполнительской техники джаза является swing (свинг),

в переводе с английского - качание, балансирование.

Состояние

это

достигается

триольностью.

В

результате не совмещения

акцентов

мелодической

и

ритмической

линий

создается

э фф е кт

«балансирования». С увеличением темпа триольность сужается почти до равных

восьмых.

Для джазовой музыки характерен синкопированный ритм (перенос акцента с

сильной доли на слабую). Смещение акцентов с 1 и 3-й долей такта на 2 и 4-ю

носит

название off-beat (офф-бит) - не в долю. Техника офф-бит пришла из

африканской

музыки.

Для

более

полного

ощущения

офф-бит рекомендуется

стучать ногой на 2 и 4-ю доли такта - этот прием способствует развитию

координации и дает импульс движению музыкальной речи вперед.

2

Большое влияние на формирование и развитие джаза оказали work songs (вок

сонз) - трудовые песни, которые исполнялись африканскими рабами во время

работы. Исполнялись песни либо сольно, либо коллективно, в вопросно-ответной

форме (перекличке). Содержание песен бралось непосредственно из окружающей

жизни. В дальнейшем это пение стало материалом для блюзовой лирики.

Блюз. Первоначально это сольное вокальное проявление афроамериканского

фольклора, которое в процессе развития приобрело относительно устойчивую

музыкальную форму, оказавшую решающее влияние как на джаз, так

и

на

современные вокальные течения. Наиболее типичная форма блюза - 12-тактовый

период. Первые четыре такта построены на тонической гармонии, следующие 4

такта - на S и Т, последние - на D и Т. Темп блюза произвольный, размер - 4/4.

Характерной особенностью этого стиля являются так называемые блюзовые ноты -

это пониженные III, V и VII ступени в натуральном мажорном звукоряде.

Спиричуэлс. Духовные песни американских негров, возникшие в первой

четверти XIX

века

на

юге

Америки

вследствие

обращения

негров

в

христианство. Тематику спиричуэлс составляли библейские сюжеты, которые

приспосабливались к конкретным условиям повседневной жизни и быта негров и

подвергались фольклорной обработке: коллективная импровизация, характерная

ритмика

с

ярко

выраженной

полиритмией,

глиссандовые звучания,

особая

эмоциональность.

Пение спиричуэле сопровождалось танцевальными движениями. Спиричуэле

имеют

вопросно-ответную

форму,

выраженную

в

диалоге

проповедника

с

прихожанами. Многие из спиричуэле используются джазовыми музыкантами в

качестве тем для импровизаций.

Р эгтайм (рваное

время).

Фортепианный

стиль,

развивавшийся

нег-

ритянскими пианистами в конце XIX века на Среднем Западе Америки. Это не

импровизационный стиль. Мелодические, тональные и структурные качества -

европейского происхождения. Тематический материал рэгтаймов основан на маршах

и европейских танцевальных мелодиях: вальсе, кадрили, мазурке, менуэте, польке.

Техника рэгтайма основывается на стаккатных звучаниях, аккордовых «кляксах»,

3

на

жестких

ритмических

акцентах,

а

также

изобилует

разнообразными

полифоническими эффектами.

Буги-вуги. Своеобразная

форма

исполнения

фортепианного

блюза,

образовавшаяся как имитация гитарного аккомпанемента блюза. В отличие от

рэгтайма буги-вуги - импровизационная форма, для которой типичны остинатные

басовые фигуры в нижнем регистре, обычно в ритме восьмых в свинге. Линия

б а с а

м е н я е т с я

в

з а в и с и м о с т и

от

г а рм о н и ч е с к и х

ф у н к ц и й , ей

противопоставляется контрастная оживленная мелодия в верхнем регистре в

виде непрерывных ритмически острых вариаций на определенную тему 12-

тактового блюза.

1.

«Этюд» №1 Г. Мурадян.

Открывает сборник цикл из трех этюдов. Они расположены по степени

возрастания

сложности

ритмического

рисунка

и

интонации.

1

этюд

самый

простой: тональность C dur, размер 4/4, темп умерено быстрый. Этюд написан в

форме блюза, т.к. состоит из 12 тактового периода, первые 4 такта построены на

Т-ой гармонии, следующие 4 такта на гармонии S и Т, последние 4 такта – D и

Т.

В

начале

произведения

слышны

своеобразные

переклички

точные

мелодические обороты в верхнем и нижнем голосах.

В последних четырех

тактах появляется аккорд на первую долю и выдержанные звуки в нижнем

голосе. Динамика контрастна – f и р. Все это помогает разучиванию 1 этюда.

(Исполняем этюд №1).

2.

«Этюд» №2 Г. Мурадян.

В этом этюде мы знакомимся с триолями, о которых говорилось выше.

Триоли, их ровное исполнение будет, пожалуй, основной трудностью этого

этюда. На долгих звуках нижнего голоса выстраивается ритмический рисунок

верхнего голоса, состоящий из триолей и четвертных нот.

(Исполняем этюд №2).

3.

«Этюд» №3 Г. Мурадян.

Первые

два

этюда

подготавливают

нас

к

изучению

3

этюда

самого

4

сложного

из

этого

цикла.

В

этом

этюде

встречается

характерный

элемент

техники джаза. Это потребует дополнительных упражнений: игра на одном

звуке со счетом вслух с проговариванием трехсложного слова. Затем следует

проучить мелодию, она проведена в верхнем голосе и точно повторяется в

нижнем.

Кроме

того,

сложность

этого

этюда

заключена

в

синкопах

мелодической линии и в суживающихся интервалах заключительного такта.

(Исполняем этюд №3).

4.

«Первый вальс» Г. Мурадян.

Эта короткая лирическая танцевальная пьеса. Написана в тональности F dur. В

4, 5, 14 тактах встречаются аккорды со знаками альтерации, которые придают

необычную окраску звучания. Это должно заинтересовать ребенка. Помощь в

разучивании

этой

пьесы

оказывает

повторность,

квадратность

строения,

простота аккомпанемента. Сложность составляет ритмичекий рисунок мелодии:

триольность, синкопы, широкие интервалы в верхнем голосе.

(Исполняем «Первый вальс»).

5.

«Шаги в тишине» Г. Мурадян

Эта пьеса написана в стиле блюза, несмотря на то, что здесь восьмитактовый

период: четырехдольный размер, пониженные III и VII ступени (в тональности

C dur это ми бемоль и си бемоль) – характерные блюзовые интонации. Эта

пьеса

сложнее

предыдущих.

Для

точного

исполнения

ритма

придется

приложить немало усилий и времени. Обилие пунктирных ритмов, четвертных

и восьмых пауз, синкопа в шестом такте, а также акценты на слабую долю и

неконтрастная динамика не только заставят ученика достаточно скрупулезно

заниматься

разучиванием

этой

пьесы,

но

подарят

ему

немало

радостных

мгновений во время концертного исполнения.

(Исполняем «Шаги в тишине»)

6.

«Танцующий дождик» В. Калиниченко

Характерная пьеса, имитирующая легкий летний дождик. Два квадратных

периода

повторного

строения,

простая

мелодия,

четырехдольный

размер,

легкий аккомпанемент левой руки помогут быстрому разучиванию этой пьесы.

5

Сложность заключается в том, что мелодию в правой руке приходиться играть

staccato

на

протяжении

почти

всей

пьесы.

Ученик

в

таких

местах

иногда

«зажимает»

руку, стараясь точно выполнить этот штрих. Педагогу следует

обратить на это внимание.

(Исполняем «Танцующий дождик»)

7.

«В настроении» В Калиниченко

Эта пьеса напоминает изящный кукольный марш. Она и написана в темпе

легкого

марша.

С

«Танцующим

дождиком»

они

похожи

по

строению,

ритмическому рисунку, четырехдольности. Но в этой пьесе встречается много

знаков

альтерации.

Кроме

того,

акцентирование

слабых

долей

составит

определенную трудность.

(Исполняем «В настроении»)

8.

«Кузнечик» Е. Бурковская

Я

не

могла

пропустить

эту

пьесу.

Это

оригинальная

обработка

известной

детской песенки. Ученикам будет интересно сами исполнить ее не так, как мы

привыкли ее слушать или петь, а в несколько измененном виде. Трудность

разучивания заключается в сложном ритме и обили знаков альтерации. После

тщательного

проучивания

остинатные

ритмические

фигуры

левой

руки

послужат основой, фундаментом для мелодической линии.

(Исполняем «Кузнечик»)

9.

«Буги» Е. Бурковская

Это своеобразная импровизация на блюзовую тему. От блюза мы видим

здесь

двенадцатитактовый

период,

характерные

гармонии.

От

буги

остинатные фигуры в нижнем регистре.

Трудности заключаются в партии правой руки: сложный ритм, состоящий из

триолей, синкоп, пауз, залигованных нот, широких интервалов, «прыгающих»

то вверх, то вниз – все это требует особого внимания и продолжительных

занятий. Трудность заключается еще и в том, что на ровные четвертные ноты в

нижнем голосе накладывается более сложный ритм верхнего голоса.

(Исполняем «Буги»)

6

10.«Блюз» Т. Иванова

Хороший

пример

блюза

со

всеми

присущими

ему

ч е рт а м и :

двенадцатитактовый период с гармониями Т; S и T; D и Т; с пониженными III и

VII ступенями в натуральном мажоре.

Трудности в основном заключены в партии левой руки. Во-первых, здесь мы

встречаем интервалы Ч

5

,

которые расширяются до М

7

и снова сужаются до Ч

5

за

счет подвижности верхнего голоса. Во-вторых, перемещение левой вверх-вниз

в быстром темпе может послужить толчком к зажатию руки. Преподавателю

следует обратить на это внимание.

(Исполняем «Блюз»)

11.«Робкие шаги» С. Подгорная

Одна из заключительных пьес первой части сборника. И одна из трудных пьес.

Здесь мы встречаем сложный ритмический рисунок в левой руке, акценты на 2

долю. В правой руке – свинговые «качания», форшлаги, много залигованных

нот, триолей, арпеджато. В

тексте много знаков литерации. Поэтому пьесу

нужно предлагать достаточно подготовленных ученикам с хорошим слухом и

чувством ритма.

(Исполняем «Робкие шаги»)

Во

всех

произведениях

первой

части

сборника

не

проставлена

аппликатура.

Для

ученика

будет

сложно

исполнять

такие

произведения.

Поэтому преподавателю следует самому расставить удобную для исполнения

аппликатуру.

Во второй части сборника представлены 13 ансамблей – это и буги-вуги, и

блюз, и рэгтайм, и аранжировки русской народной песни «Во поле береза

стояла», тем Градески, Чака Рио и т.д. Они также расположены по степени

возрастания трудностей.

Первая

пьеса

«Мои

первые

буги»

С.

Подгорной

изложена

в

двух

вариантах: 1. первую партию исполняет ученик, вторую партию исполняет

учитель, т.к. она сложна в плане ритма и штрихов; 2. первую партию исполняет

ученик,

вторая

партия

гораздо

легче

ее

может

исполнить

ученик.

Все

7

остальные ансамбли могут быть без туда исполнены двумя учениками.

Хочется особо отметить пьесу «Увидимся завтра» тема Н. Мордасова,

аранжировка Т. Ивановой. Этот ансамбль написан для двух фортепиано, но

первую

партию

может

исполнять

какой-либо

духовой

инструмент.

Партия

фортепиано

достаточно

сложна

технически,

ритмически,

в

средней

части

представлено соло, которому предшествует соло первой партии. Подвижный

темп,

обилие

разнообразных

штрихов

и

необычные

мелодические

обороты

привлекут внимание преподавателей и учеников. Эта пьеса займет достойное

место в педагогической и исполнительской практике.

8



В раздел образования