Напоминание

Фольклорный праздник


Автор: Баталова Екатерина Владимировна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: ОГКОУШ № 23
Населённый пункт: город Ульяновск? Ульяновская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Фольклорный праздник
Раздел: дополнительное образование





Назад




Фольклорный вечер в начальной школе

«Русские посиделки»

Цель фольклорного вечера развлечения:

1.Повеселить позабавить детей, зарядить их положительными эмоциями;

2.Продолжать знакомить детей с песнями русского народа, с устным фольклором –

сказками, пословицами, шутками-прибаутками;

3.Способствовать развитию музыкальных способностей детей – певческих, ритмических,

двигательных;

4.Способствовать возрождению генетической и культурной памяти детей;

5.Воспитывать нравственно-патриотические чувства детей на традициях русской народной

культуры уважительные отношения к национальному художественному наследию,

стремление сохранять и обогащать его, как бесценную сокровищницу прекрасного.

Материалы для развлечения:

1.Импровизированная изба;

2.Музыкальные инструменты: трещотки, деревянные ложки, музыкальные молоточки,

свистульки;

3.Предметы: коромысло с вёдрами, колодец, карусель;

4.Русские народные костюмы: сарафан, блузка, кокошник, косоворотка, кепка.

Предварительная работа:

1.Слушание русских народных песен и русской народной музыки;

2.Пение русских народных песен;

3.Исполнение русских народных хороводов, танцев, игр, инсценировок;

4.Заучивание потешек, пословиц, поговорок;

5.Посешение краеведческого музея. Знакомство с убранством и утварью русской избы.

Ход развлечения.

В зал входит ведущая, одетая в русский народный костюм.

Ведущая – Здравствуйте, люди добрые! Рады видеть вас всех у нас в горнице.

Нам ли сидеть по домам, да в окна глядеть? Давайте устроим

праздник радостный, по обычаю по-старинному, посиделками

называется. (обращается к детям). Проходите дети дорогие, у нас

для каждого найдётся и местечко и доброе словечко.

Под русскую народную музыку дети входят в зал свободно. В руках у них музыкальные

инструменты: деревянные ложки, музыкальные молоточки, трещотки, свистульки. Дети

обходят зал и останавливаются в рассыпную по залу.

1 ребенок:

Наш досуг порю мелок

И чего там говорить

Скучно нам без посиделок

Их нам надо возродить

Ведущая: У нас гостей со всех властей. Давайте с ними поздороваемся! ( Дети

здороваются)

Дети: Мир вам, гости дорогие

Вы явились в добрый час

Встречу добрую такую

Мы готовили для Вас.

2 ребенок: Собралось к нам гостей

Со всех властей.

Припасли для Вас забавушек

На всякий вкус.

Кому сказку. Кому правду

Кому песенку.

3 ребенок: Будет все занимательно.

Слушайте внимательно

Кто уши хорошо раскроет –

Много – много всякой всячины усвоит.

А кто « невзначай» уснет,

Тот ни с чем уйдет!

Дети кладут музыкальные инструменты и садятся на стульчики.

Ведущая: Издавна русский народ добросовестно трудился на своей земле и не зря

говорится в пословице – «Что посеешь, то и пожнешь». Народ наш трудолюбив, но в его

среде есть и лентяи. И поговорка про это есть – « Труд кормит, а лень портит».

Послушайте про это шутливые небылицы – диалоги.

Мальчик Тит с большой ложкой:

Ты меня работушка не бойся

Я тебя не трону!

Девочка: Ох и лодырь!

Лежит целый день

Не жнет, не косит!

Тит иди зерно молотить.

Мальчик Тит: Живот болит!

Девочка: Тит иди кашу есть!

Мальчик Тит: Где моя большая ложка?

Девочка: Хочешь есть калачи

Не сиди на печи!

Сценка «Люди работают»

Трудится нужно не только людям, но зверям. Послушайте поучительную песенку про кота.

Пение русской народной песенки «Котя - котенька коток.»

Выходит девочка : Песни русские поем

Хоть и не артисты

Мы сейчас для Вас споем

Звонко голосисто!

Поют песню «Семечки» ( Русская народная песня)

Ведущая: Праздник продолжается

Игра начинается!

Игра «Ручеек» (Под фонограмму ансамбля «Золотое кольцо»)

После игры дети садятся на стулья

Выходит ребенок:

На Руси уж так идет,

Что талантливый народ

Сам себе и жнец и швец

И на дудочке игрец.

И блоху он подкует

Дом добротный возведет,

Утварь всю о дому справит

Чашей полной дом тот станет.

Ведущая : Не любили лентяев в народе, смеялись над ними, говорили так спишь - спишь,

а отдохнуть то и не когда!

А вы любите трудиться?

(Дети отвечают)

Ведущая : А знаете ли вы поговорки, пословицы о труде, умении, терпении?

Дети говорят пословицы :

Ведущая: Наши девицы красавицы так и хотят исполнить свой любимый танец «Танец с

коромыслами» (Русская народная песня)

Выходит ребенок:

Мы частушек много знаем

И хороших и плохих

Хорошо тому послушать

Кто не знает на каких.

Ведущая: Эй мальчишки и девчушки, выходите петь частушки.

Дети исполняют частушки «Дуйте ветры, дуйте.»

Ведущая:

А теперь посоревнуемся в ловкости, но сначала загадка.

Ростом разные подружки

Но похожи друг на дружку

Все они сидят друг в дружке.

( Ответы детей)

Ведущая: Правильно!

Игра- атракцион «Кто быстрее соберет матрешку.»

Выходит ребенок:

Говорят, что для души

Все причуды хороши

Хотим косточки размять

Не пора ли поплясать

Начинаем модную «Пляску хороводную».

Танец- хоровод «Летели две птички» (Русская народная песня)

Ведущая: А теперь в козла будем играть. (Проводится русская народная игра

«Собачка»)

Ведущая: А хотите сказочку на новый лад послушать?

Инсценировка русской народной сказки : «Кому горшки мыть»

Ведущая: Снова музыка играет

Нас на танец приглашает

Дети исполняют танец «Сударушка».

Ведущая: А теперь детки приглашаю Вас на карусели покататься. Посмотрите какую

красивую карусель я смастерила, атласными лентами украсила. Выходите в круг. ( Дети

идут хороводом и поют)

Заря - заряница, красная девица

По полю ходила, ключи обронила

Ключи золотые, ленты расписные.

Ведущая: Вот и подошла к концу наше веселье. Ведь не даром говорится Делу - время, а

потехе час.

Времена теперь другие, как и игры и дела

Далеко ушла Россия, от страны какой была,

Но приданья старины, забывать мы не должны

Слава русской старине! Слава русской стороне!

(Обращается к детям)

А за хорошее выступление все дети получают угощение (под русскую мелодию дети

уходят из зала)

Сценарий развлечения «В стране волшебной музыки»

Программное содержание.

Учить детей чувствовать и понимать красоту музыки, передавать его в движениях,

игре на музыкальных инструментах, соответствующих характеру музыки.

Развивающие задачи:

Развивать в детях эмоциональную отзывчивость на музыку, и ее образы.

Развивать творческую фантазию, воображение.

Развивать чувство ритма, слухового внимания.

Развивать творческое воображение посредством музыкально-ритмических

движений и игры на музыкально-шумовых инструментах.

Развивать речь, слуховое внимание, музыкальную память.

Воспитательные задачи:

Воспитывать любовь к музыке, к музыкальным инструментам

Совершенствовать умение чувствовать своё тело и владеть им.

Обогащать эмоциональное впечатления детей от знакомства с музыкальными

произведениями.

Оборудование: шапочки зверей (осел, козел, мишка, мартышка коза козлята волк)

шапочки для нот (до ре ми фа соль ля си) деревянные ложки, металлофон, бубен

открытки с изображением инструментов

Действующие лица.

Ведущий – взрослый

Королева музыки – взрослый

Коза — взрослый

Волк — взрослый

Ведущий (звучит музыка) Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня мы с вами отправимся

необычное, волшебное путешествие – в страну музыки. Надеемся, что это путешествие

подарит вам улыбку, радость и хорошее настроение. Сегодня на наш праздник пришли дети

из музыкальной школы они принесли собой свои музыкальные инструменты, и

приготовили небольшой концерт.

Без музыки, без музыки

Нельзя прожить никак.

Не станцевать без музыки

Ни польку, ни гопак.

И в танце не закружишься,

И маршем не пройдешь,

И песенку веселую

Ты в праздник не споешь!

Еще открою вам секрет:

Без песни настроенья нет!

Звучит песня «Песенка-чудесенка» (муз. Бирнова).

Ведущий: Сегодня нас ждет увлекательное путешествие в волшебную страну Музыки!

Слышите, музыка звучит?

(На лесную полянку выходят, Осел, козел, мишка, и мартышка)

Сценка «Квартет» басня Крылова (инсценировка с детьми)

Ведущий:

Проказница-Мартышка,

Осёл,

Козел, Да косолапый Мишка.

Затеяли сыграть Квартет.

Достали нот, баса, альта, две скрипки.

И сели на лужок под липки, —

Пленять своим искусством свет.

Ударили в смычки, дерут, а толку нет.

«Стой, братцы, стой! — кричит Мартышка. —

Погодите!

Как музыке идти? Ведь вы не так сидите.

Ты с басом, Мишенька, садись против альта,

Я, прима, сяду против вторы;

Тогда пойдет уж музыка не та:

У нас запляшут лес и горы!»

Расселись, начали Квартет;

Он все-таки на лад их дело не идёт.

«Постойте ж, я сыскал секрет? —

Кричит Осёл, — мы, верно, уж поладим,

Коль рядом сядем».

Послушались Осла: уселись чинно в ряд;

А все-таки Квартет нейдёт на лад.

Вот пуще прежнего пошли у них разборы

И споры,

Кому и как сидеть.

Случилось Соловью на шум их прилететь.

Тут с просьбой все к нему, чтоб их решить сомненье.

«Пожалуй, — говорят, — возьми на час терпенье,

Чтобы Квартет в порядок наш привесть:

И ноты есть у нас, и инструменты есть,

Скажи лишь, как нам сесть!» —

«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье

И уши ваших понежней, —

Им отвечает Соловей, —

А вы, друзья, как ни садитесь;

Всё в музыканты не годитесь» (животные грустят,) кто научит нас песни петь и

танцевать)

Ведущий:

В страну волшебной Музыки на праздник мы пойдем.

И, если захотите, и вас с собой возьмем.

Королева Музыки в той стране живет

И к себе сегодня всех нас в гости ждет.

животные: мы песни петь и на инструментах играть, не умеем!

Ведущий:

Ничего, ведь Музыка всех нас любит,

Песни петь и на инструментах играть, она всех научит.

Ведущий: Ну, тогда, собирайся, лесной народ, нас музыка ждет!

Ног своих ты не жалей,

Отправляйся в путь скорей.

Композиция (дети имитируют движение поезда) «Песенка — друзей» (Мы едем, едем,

едем в далекие края хорошие соседи, веселые друзья…).

Ведущий: Вот и прибыли мы с вами в страну волшебной Музыки.

(Под музыку входит Королева музыки.)

Королева:

Я музыкой зовусь, друзья!

И сейчас с вами познакомлюсь я.

Взгляните вы на мой наряд –

На платье целый звукоряд.

Есть значки различные,

Даже ключ скрипичный.

Хочу пригласить вас друзья,

В мир музыки и счастья.

Королева: В мире музыки живут мои помощники, Мои помощники ноты бегите и о себе

детям расскажите (дети читают стихи)

У нотки До забот полно,

Ей дело важное дано.

Она основа звукоряда,

Ей быть всегда на месте надо.

Ре радость всем вокруг несет

И для подруг ромашки рвет.

Как ручеек, звенит она,

И всем издалека слышна.

Ми обожает мир, покой,

Волшебный месяц золотой.

О красоте она мечтает

И ей напевы посвящает.

Фа — фантазерка и поэт,

Есть у нее велосипед

Крылатый с ярким фонарем,

По небу мчится Фа на нем.

Соль любит солнца яркий свет,

Светлей и чище нотки нет.

В саду она фасоль растит,

Вас непременно угостит.

Дом нотки Ля из лепестков,

Она большой знаток цветов

Лесных, садовых, луговых,

Сама похожа Ля на них.

А нота Си у нас скромна,

Последняя в ряду она.

Си обожает сны и сказки

И голубые деток глазки.

У каждой нотки жизнь своя,

Но вместе все они семья.

В ней семь волшебных «я» живут

И звонко песенки поют.

Ведущий: Королева музыки, твои помощники ноты помогут нашим друзьям-зверятам,

научиться правильно, петь и танцевать. А то у них ничего не получается.

Королева: Конечно, помогу! Послушайте, как играет наш оркестр.

Оркестр «Веселые ложкари» (играют мальчики)

Королева: Это очень интересно. Научиться песни петь, и танцевать, а еще интересней,

голос флейте услыхать, (ребенок играет на флейте)

Королева: Есть у меня для вас, друзья, музыкальные загадки.

Кто загадку отгадает, Тот отгадку получает! (открытки с изображением инструмента)

Загадки: сем известна на Руси,

Хоть кого о ней спроси!

У нее лишь три струны,

Но она — любовь страны.

Выйдет Ваня за плетень

И сыграет "трень" да "брень". (Балалайка)

Шестиструнку-чужестранку,

Этот звонкий инструмент

Любят бард, солдат, студент,

И заслуженный артист,

И нагруженный турист. (Гитара)

Очень древний и простой

Инструмент, внутри пустой.

Палочки упруго бьют,

Ритм ансамблю задают.

Он всегда бывает рад

За собой вести парад. (Барабан)

Этот исполнитель юный

С нотной грамотой знаком.

Он по нежным тонким струнам

Водит маленьким смычком. (Скрипач)

Заливается трехрядка,

И народ идет вприсядку!

А трехрядка неплоха –

Есть и кнопки, и меха.

И веселые старушки,

Под нее поют частушки! (Гармонь, гармошка)

Королева:

Инструменты есть у нас,

На нем сыграют нам сейчас. Игра «Отгадай инструмент» (ребенок за ширмой играет на

инструментах, металлофон, ложки бубен) дети отгадывают.

Игра повторяется 2-3 раза по желанию детей.

Сюрпризный момент (роль козы и волка исполняет взрослые, козлята дети)

Заходит коза с козлятами – Здравствуйте, друзья, я коза дереза, а это мои козлята, мы

живем в лесу, вам не встречался волк лесной, бывает он очень злой, так и норовит обидеть

моих козлят, боимся, мы его.

Королева: Не бойся коза дереза волка, мы твоих козлят в обиду не дадим, и волка победим,

побудь у нас на празднике, повеселись.

Забегает волк, ах, вот вы где козлятушки ребятушки, я искал вас по всем сказкам, забегал к

трем поросятам, они мне дверь не открыли, стучался к зайчонку в лубяную избенку, и там

тишина, Мишке заглянул в чащу и там не кого, куда пропали лесные жители,

Королева: Они не хотят с тобой дружить, нельзя волк обежать козлят и коз, и всех соседей

по сказкам, оставайся на нашем празднике и послушай красивую музыку и потанцуй с

ребятами, (звучит фрагмент мюзикла «Мама» волк танцует с детьми)

Волк: теперь я тоже буду дружить с козлятами и слушать красивую музыку, и научусь

красиво петь и танцевать.

Королева: Что такое песня?

Это верный друг.

Песня – это радость,

Звонкий смех вокруг,

Тысяча мелодий, голосов прибой…

Ничего нет в мире

Музыки чудесней,

Потому что музыка – всегда рядом с тобой!

А теперь, детвора,

Попрощаться мне пора!

Увидимся на уроках музыки и танцев.

(Королева музыки уходит.)

Ведущий: Вот и закончилось наше путешествие в страну чудесной волшебной музыки,

давайте улыбнемся друг – другу, и некогда не будем скучать, когда звучит такая веселая

музыка, хочется петь и танцевать. (Звучит песня «Улыбка»)

Список литературы:

В. Семернин «Музыка всюду живет»,

«Музыкальные загадки» (источник интернет).

Басня Крылов И.А. «Квартет»



В раздел образования