Автор: Баталова Екатерина Владимировна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: ОГКОУШ № 23
Населённый пункт: город Ульяновск? Ульяновская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Фольклорный праздник
Раздел: дополнительное образование
Фольклорный вечер в начальной школе
«Русские посиделки»
Цель фольклорного вечера развлечения:
1.Повеселить позабавить детей, зарядить их положительными эмоциями;
2.Продолжать знакомить детей с песнями русского народа, с устным фольклором –
сказками, пословицами, шутками-прибаутками;
3.Способствовать развитию музыкальных способностей детей – певческих, ритмических,
двигательных;
4.Способствовать возрождению генетической и культурной памяти детей;
5.Воспитывать нравственно-патриотические чувства детей на традициях русской народной
культуры уважительные отношения к национальному художественному наследию,
стремление сохранять и обогащать его, как бесценную сокровищницу прекрасного.
Материалы для развлечения:
1.Импровизированная изба;
2.Музыкальные инструменты: трещотки, деревянные ложки, музыкальные молоточки,
свистульки;
3.Предметы: коромысло с вёдрами, колодец, карусель;
4.Русские народные костюмы: сарафан, блузка, кокошник, косоворотка, кепка.
Предварительная работа:
1.Слушание русских народных песен и русской народной музыки;
2.Пение русских народных песен;
3.Исполнение русских народных хороводов, танцев, игр, инсценировок;
4.Заучивание потешек, пословиц, поговорок;
5.Посешение краеведческого музея. Знакомство с убранством и утварью русской избы.
Ход развлечения.
В зал входит ведущая, одетая в русский народный костюм.
Ведущая – Здравствуйте, люди добрые! Рады видеть вас всех у нас в горнице.
Нам ли сидеть по домам, да в окна глядеть? Давайте устроим
праздник радостный, по обычаю по-старинному, посиделками
называется. (обращается к детям). Проходите дети дорогие, у нас
для каждого найдётся и местечко и доброе словечко.
Под русскую народную музыку дети входят в зал свободно. В руках у них музыкальные
инструменты: деревянные ложки, музыкальные молоточки, трещотки, свистульки. Дети
обходят зал и останавливаются в рассыпную по залу.
1 ребенок:
Наш досуг порю мелок
И чего там говорить
Скучно нам без посиделок
Их нам надо возродить
Ведущая: У нас гостей со всех властей. Давайте с ними поздороваемся! ( Дети
здороваются)
Дети: Мир вам, гости дорогие
Вы явились в добрый час
Встречу добрую такую
Мы готовили для Вас.
2 ребенок: Собралось к нам гостей
Со всех властей.
Припасли для Вас забавушек
На всякий вкус.
Кому сказку. Кому правду
Кому песенку.
3 ребенок: Будет все занимательно.
Слушайте внимательно
Кто уши хорошо раскроет –
Много – много всякой всячины усвоит.
А кто « невзначай» уснет,
Тот ни с чем уйдет!
Дети кладут музыкальные инструменты и садятся на стульчики.
Ведущая: Издавна русский народ добросовестно трудился на своей земле и не зря
говорится в пословице – «Что посеешь, то и пожнешь». Народ наш трудолюбив, но в его
среде есть и лентяи. И поговорка про это есть – « Труд кормит, а лень портит».
Послушайте про это шутливые небылицы – диалоги.
Мальчик Тит с большой ложкой:
Ты меня работушка не бойся
Я тебя не трону!
Девочка: Ох и лодырь!
Лежит целый день
Не жнет, не косит!
Тит иди зерно молотить.
Мальчик Тит: Живот болит!
Девочка: Тит иди кашу есть!
Мальчик Тит: Где моя большая ложка?
Девочка: Хочешь есть калачи
Не сиди на печи!
Сценка «Люди работают»
Трудится нужно не только людям, но зверям. Послушайте поучительную песенку про кота.
Пение русской народной песенки «Котя - котенька коток.»
Выходит девочка : Песни русские поем
Хоть и не артисты
Мы сейчас для Вас споем
Звонко голосисто!
Поют песню «Семечки» ( Русская народная песня)
Ведущая: Праздник продолжается
Игра начинается!
Игра «Ручеек» (Под фонограмму ансамбля «Золотое кольцо»)
После игры дети садятся на стулья
Выходит ребенок:
На Руси уж так идет,
Что талантливый народ
Сам себе и жнец и швец
И на дудочке игрец.
И блоху он подкует
Дом добротный возведет,
Утварь всю о дому справит
Чашей полной дом тот станет.
Ведущая : Не любили лентяев в народе, смеялись над ними, говорили так спишь - спишь,
а отдохнуть то и не когда!
А вы любите трудиться?
(Дети отвечают)
Ведущая : А знаете ли вы поговорки, пословицы о труде, умении, терпении?
Дети говорят пословицы :
Ведущая: Наши девицы красавицы так и хотят исполнить свой любимый танец «Танец с
коромыслами» (Русская народная песня)
Выходит ребенок:
Мы частушек много знаем
И хороших и плохих
Хорошо тому послушать
Кто не знает на каких.
Ведущая: Эй мальчишки и девчушки, выходите петь частушки.
Дети исполняют частушки «Дуйте ветры, дуйте.»
Ведущая:
А теперь посоревнуемся в ловкости, но сначала загадка.
Ростом разные подружки
Но похожи друг на дружку
Все они сидят друг в дружке.
( Ответы детей)
Ведущая: Правильно!
Игра- атракцион «Кто быстрее соберет матрешку.»
Выходит ребенок:
Говорят, что для души
Все причуды хороши
Хотим косточки размять
Не пора ли поплясать
Начинаем модную «Пляску хороводную».
Танец- хоровод «Летели две птички» (Русская народная песня)
Ведущая: А теперь в козла будем играть. (Проводится русская народная игра
«Собачка»)
Ведущая: А хотите сказочку на новый лад послушать?
Инсценировка русской народной сказки : «Кому горшки мыть»
Ведущая: Снова музыка играет
Нас на танец приглашает
Дети исполняют танец «Сударушка».
Ведущая: А теперь детки приглашаю Вас на карусели покататься. Посмотрите какую
красивую карусель я смастерила, атласными лентами украсила. Выходите в круг. ( Дети
идут хороводом и поют)
Заря - заряница, красная девица
По полю ходила, ключи обронила
Ключи золотые, ленты расписные.
Ведущая: Вот и подошла к концу наше веселье. Ведь не даром говорится Делу - время, а
потехе час.
Времена теперь другие, как и игры и дела
Далеко ушла Россия, от страны какой была,
Но приданья старины, забывать мы не должны
Слава русской старине! Слава русской стороне!
(Обращается к детям)
А за хорошее выступление все дети получают угощение (под русскую мелодию дети
уходят из зала)
Сценарий развлечения «В стране волшебной музыки»
Программное содержание.
Учить детей чувствовать и понимать красоту музыки, передавать его в движениях,
игре на музыкальных инструментах, соответствующих характеру музыки.
Развивающие задачи:
Развивать в детях эмоциональную отзывчивость на музыку, и ее образы.
Развивать творческую фантазию, воображение.
Развивать чувство ритма, слухового внимания.
Развивать творческое воображение посредством музыкально-ритмических
движений и игры на музыкально-шумовых инструментах.
Развивать речь, слуховое внимание, музыкальную память.
Воспитательные задачи:
Воспитывать любовь к музыке, к музыкальным инструментам
Совершенствовать умение чувствовать своё тело и владеть им.
Обогащать эмоциональное впечатления детей от знакомства с музыкальными
произведениями.
Оборудование: шапочки зверей (осел, козел, мишка, мартышка коза козлята волк)
шапочки для нот (до ре ми фа соль ля си) деревянные ложки, металлофон, бубен
открытки с изображением инструментов
Действующие лица.
Ведущий – взрослый
Королева музыки – взрослый
Коза — взрослый
Волк — взрослый
Ведущий (звучит музыка) Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня мы с вами отправимся
необычное, волшебное путешествие – в страну музыки. Надеемся, что это путешествие
подарит вам улыбку, радость и хорошее настроение. Сегодня на наш праздник пришли дети
из музыкальной школы они принесли собой свои музыкальные инструменты, и
приготовили небольшой концерт.
Без музыки, без музыки
Нельзя прожить никак.
Не станцевать без музыки
Ни польку, ни гопак.
И в танце не закружишься,
И маршем не пройдешь,
И песенку веселую
Ты в праздник не споешь!
Еще открою вам секрет:
Без песни настроенья нет!
Звучит песня «Песенка-чудесенка» (муз. Бирнова).
Ведущий: Сегодня нас ждет увлекательное путешествие в волшебную страну Музыки!
Слышите, музыка звучит?
(На лесную полянку выходят, Осел, козел, мишка, и мартышка)
Сценка «Квартет» басня Крылова (инсценировка с детьми)
Ведущий:
Проказница-Мартышка,
Осёл,
Козел, Да косолапый Мишка.
Затеяли сыграть Квартет.
Достали нот, баса, альта, две скрипки.
И сели на лужок под липки, —
Пленять своим искусством свет.
Ударили в смычки, дерут, а толку нет.
«Стой, братцы, стой! — кричит Мартышка. —
Погодите!
Как музыке идти? Ведь вы не так сидите.
Ты с басом, Мишенька, садись против альта,
Я, прима, сяду против вторы;
Тогда пойдет уж музыка не та:
У нас запляшут лес и горы!»
Расселись, начали Квартет;
Он все-таки на лад их дело не идёт.
«Постойте ж, я сыскал секрет? —
Кричит Осёл, — мы, верно, уж поладим,
Коль рядом сядем».
Послушались Осла: уселись чинно в ряд;
А все-таки Квартет нейдёт на лад.
Вот пуще прежнего пошли у них разборы
И споры,
Кому и как сидеть.
Случилось Соловью на шум их прилететь.
Тут с просьбой все к нему, чтоб их решить сомненье.
«Пожалуй, — говорят, — возьми на час терпенье,
Чтобы Квартет в порядок наш привесть:
И ноты есть у нас, и инструменты есть,
Скажи лишь, как нам сесть!» —
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье
И уши ваших понежней, —
Им отвечает Соловей, —
А вы, друзья, как ни садитесь;
Всё в музыканты не годитесь» (животные грустят,) кто научит нас песни петь и
танцевать)
Ведущий:
В страну волшебной Музыки на праздник мы пойдем.
И, если захотите, и вас с собой возьмем.
Королева Музыки в той стране живет
И к себе сегодня всех нас в гости ждет.
животные: мы песни петь и на инструментах играть, не умеем!
Ведущий:
Ничего, ведь Музыка всех нас любит,
Песни петь и на инструментах играть, она всех научит.
Ведущий: Ну, тогда, собирайся, лесной народ, нас музыка ждет!
Ног своих ты не жалей,
Отправляйся в путь скорей.
Композиция (дети имитируют движение поезда) «Песенка — друзей» (Мы едем, едем,
едем в далекие края хорошие соседи, веселые друзья…).
Ведущий: Вот и прибыли мы с вами в страну волшебной Музыки.
(Под музыку входит Королева музыки.)
Королева:
Я музыкой зовусь, друзья!
И сейчас с вами познакомлюсь я.
Взгляните вы на мой наряд –
На платье целый звукоряд.
Есть значки различные,
Даже ключ скрипичный.
Хочу пригласить вас друзья,
В мир музыки и счастья.
Королева: В мире музыки живут мои помощники, Мои помощники ноты бегите и о себе
детям расскажите (дети читают стихи)
У нотки До забот полно,
Ей дело важное дано.
Она основа звукоряда,
Ей быть всегда на месте надо.
Ре радость всем вокруг несет
И для подруг ромашки рвет.
Как ручеек, звенит она,
И всем издалека слышна.
Ми обожает мир, покой,
Волшебный месяц золотой.
О красоте она мечтает
И ей напевы посвящает.
Фа — фантазерка и поэт,
Есть у нее велосипед
Крылатый с ярким фонарем,
По небу мчится Фа на нем.
Соль любит солнца яркий свет,
Светлей и чище нотки нет.
В саду она фасоль растит,
Вас непременно угостит.
Дом нотки Ля из лепестков,
Она большой знаток цветов
Лесных, садовых, луговых,
Сама похожа Ля на них.
А нота Си у нас скромна,
Последняя в ряду она.
Си обожает сны и сказки
И голубые деток глазки.
У каждой нотки жизнь своя,
Но вместе все они семья.
В ней семь волшебных «я» живут
И звонко песенки поют.
Ведущий: Королева музыки, твои помощники ноты помогут нашим друзьям-зверятам,
научиться правильно, петь и танцевать. А то у них ничего не получается.
Королева: Конечно, помогу! Послушайте, как играет наш оркестр.
Оркестр «Веселые ложкари» (играют мальчики)
Королева: Это очень интересно. Научиться песни петь, и танцевать, а еще интересней,
голос флейте услыхать, (ребенок играет на флейте)
Королева: Есть у меня для вас, друзья, музыкальные загадки.
Кто загадку отгадает, Тот отгадку получает! (открытки с изображением инструмента)
Загадки: сем известна на Руси,
Хоть кого о ней спроси!
У нее лишь три струны,
Но она — любовь страны.
Выйдет Ваня за плетень
И сыграет "трень" да "брень". (Балалайка)
Шестиструнку-чужестранку,
Этот звонкий инструмент
Любят бард, солдат, студент,
И заслуженный артист,
И нагруженный турист. (Гитара)
Очень древний и простой
Инструмент, внутри пустой.
Палочки упруго бьют,
Ритм ансамблю задают.
Он всегда бывает рад
За собой вести парад. (Барабан)
Этот исполнитель юный
С нотной грамотой знаком.
Он по нежным тонким струнам
Водит маленьким смычком. (Скрипач)
Заливается трехрядка,
И народ идет вприсядку!
А трехрядка неплоха –
Есть и кнопки, и меха.
И веселые старушки,
Под нее поют частушки! (Гармонь, гармошка)
Королева:
Инструменты есть у нас,
На нем сыграют нам сейчас. Игра «Отгадай инструмент» (ребенок за ширмой играет на
инструментах, металлофон, ложки бубен) дети отгадывают.
Игра повторяется 2-3 раза по желанию детей.
Сюрпризный момент (роль козы и волка исполняет взрослые, козлята дети)
Заходит коза с козлятами – Здравствуйте, друзья, я коза дереза, а это мои козлята, мы
живем в лесу, вам не встречался волк лесной, бывает он очень злой, так и норовит обидеть
моих козлят, боимся, мы его.
Королева: Не бойся коза дереза волка, мы твоих козлят в обиду не дадим, и волка победим,
побудь у нас на празднике, повеселись.
Забегает волк, ах, вот вы где козлятушки ребятушки, я искал вас по всем сказкам, забегал к
трем поросятам, они мне дверь не открыли, стучался к зайчонку в лубяную избенку, и там
тишина, Мишке заглянул в чащу и там не кого, куда пропали лесные жители,
Королева: Они не хотят с тобой дружить, нельзя волк обежать козлят и коз, и всех соседей
по сказкам, оставайся на нашем празднике и послушай красивую музыку и потанцуй с
ребятами, (звучит фрагмент мюзикла «Мама» волк танцует с детьми)
Волк: теперь я тоже буду дружить с козлятами и слушать красивую музыку, и научусь
красиво петь и танцевать.
Королева: Что такое песня?
Это верный друг.
Песня – это радость,
Звонкий смех вокруг,
Тысяча мелодий, голосов прибой…
Ничего нет в мире
Музыки чудесней,
Потому что музыка – всегда рядом с тобой!
А теперь, детвора,
Попрощаться мне пора!
Увидимся на уроках музыки и танцев.
(Королева музыки уходит.)
Ведущий: Вот и закончилось наше путешествие в страну чудесной волшебной музыки,
давайте улыбнемся друг – другу, и некогда не будем скучать, когда звучит такая веселая
музыка, хочется петь и танцевать. (Звучит песня «Улыбка»)
Список литературы:
В. Семернин «Музыка всюду живет»,
«Музыкальные загадки» (источник интернет).
Басня Крылов И.А. «Квартет»