Напоминание

Соотношение выразительных средств танца


Автор: Тренкеншу Мария Викторовна
Должность: преподаватель хореографического отделения
Учебное заведение: МАУ ДО ДШИ им.П.И.Чайковского
Населённый пункт: г.Ноябрьск, Тюменская область, ЯНАО
Наименование материала: методический доклад
Тема: Соотношение выразительных средств танца
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

«Детская школа искусств имени П.И. Чайковского»

Муниципального образования город Ноябрьск

Методический доклад на тему:

«Соотношение выразительных средств танца»

Выполнила преподаватель

хореографического отделения

Тренкеншу М.В.

г.Ноябрьск, 2019 год

Оглавление

Соотношение музыкальной и танцевальной структуры…………………...3

Соотношение рисунка танца и хореографического текста………………..3

Соотношение рисунка танца, хореографического текста и художественного

оформления…………………………………………………………………….4

2

Музыка, как выразительное средство танца………………………………....5

1.Соотношение музыкальной и танцевальной структуры.

Одно движение чаще соответствует музыкальному такту, комбинация, рисунок –

музыкальной фразе, танцевальное предложение – нескольким музыкальным фразам или

музыкальному предложению.

Музыкальная и танцевальная структуры должны соотноситься по своей ритмической

основе, драматургии, характеру, психологизму. Исключением может быть использование

приёма направленного на более яркое раскрытие музыки. Например – внезапная остановка

танцевальной комбинации на 6-м такте и выдерживание паузы 2 такта или затактовое

начало исполнения движения.

Ритмическая основа музыки выражается в одних движениях (шаги, ходы, прыжки и

другие

движения,

подчёркивающие

ритм).

Мелодию

выражают

другие

движения,

накладывающиеся на движения ритмического характера. Например,

в композициях,

построенных на рисунках , ритмическую основу создают ходы, а мелодическую – верхний

рисунок. Может быть, в музыке и хореографии полифония – это когда в музыке звучит две

или более тем, соответственно они отражаются в хореографии наложением друг на друга

две пластические темы. Проще это отразить в исполнении нескольких человек, когда одни

создают ритмический фон, другие ведут

разные музыкальные темы. Это достаточно

трудно

т.к.

пластика

каждого

танцующего

должна

соотноситься

между

собой

и

развиваться

в

общей

драматургии.

Полифония

чаще

встречается

в

нетанцевальной

музыке, в том числе в музыкальном и песенном фольклоре.

В хореографии используется танцевание под звуки, шумы, стихи, речь, тишину. Всё

имеет право на жизнь. Использование подобного звукового оформления определяется

только

замыслом

хореографа,

работающего

на

более

полное

и

яркое

раскрытие

содержания. Плохо когда использование подобно музыки» становится только эффектным

трюком, погоней за экзотической формой, но налицо уход от содержания, идеи. В любом

случае танцовщик выдерживает внутренний ритм. Отсутствие ритмичности в движениях

может наблюдать только зритель. Но ритм только скрыт. На самом деле, так или иначе, всё

должно быть подчинено ритму и организовано за счёт него в пространстве и времени.

2. Соотношение рисунка танца и хореографического текста.

Рисунок танца имеет свой объём, занимает своё пространство, своё место в композиции.

У

танцевальной

комбинации

тоже

должен

быть

свой

объём,

который

формируют

отдельные

движения.

Они

формируют

внутренний

рисунок

комбинации.

Создание

3

рисунка, танцевальной комбинации, их развитие диктуется логикой построения, законами

драматургии,

идеей.

Исполнение

может

быть

плоским

и

объёмным,

широким

и

построенным на мелкой технике и рисунках – но любое решение должно диктоваться

творческой задачей. Композиция должна быть читаемой, выразительной, соответствовать

образу и состоянию. Соотношение рисунка танца и лексики можно выразить следующими

тезисами:

- сложнее движение - проще рисунок,

- динамичнее комбинация - проще рисунок вплоть до остановки,

- объёмные широкие движения и комбинации - проще рисунок вплоть до остановки.

Движения должны строиться по ходу рисунка, чтобы они были удобны и смотрибельны.

Регулированию соотношения рисунка танца и движения может

помочь только чувство

меры, которое воспитывается и нарабатывается только практикой.

3.Соотношение рисунка танца, хореографического текста и художественного

оформления.

1) костюм должен:

- быть выразительным, соответствовать образу, характеру,

-

подчёркивать

фигуру

исполнителей,

быть

пропорциональным,

функциональным,

удобным,

- позволять просматриваться движениям и не мешать исполнителю и зрителю. Для этого

важна не только модель, но даже структура ткани,

- грамотное сочетание цветовых тонов, чтобы за их пестротой не пропало движение,

- головной убор не должен мешать движению и не быть громоздким, что может помешать

не только движению, но повлиять и на рисунок, разрушить пропорции,

- каждому виду танца, его форме и содержанию должна соответствовать своя обувь, она

должна быть исправной, удобной.

-

нижнее

бельё

необходимо

очень

тщательно

подбирать

в

каждом

случае

исходя

из

культуры, удобства, традиций.

2) графика сцены:

Лучше всего фигура, движение просматривается на фоне чёрной или тёмной одежды

сцены. Лучше, если есть возможность продемонстрировать хореографию в трёхмерном

пространстве (если есть станки). Использование рисованного задника ,кулис или других

объектов оформления, элементов технической оснастки сцены требует предварительного

4

анализа, разбора и поиска решения (вплоть до отказа) – это эмблемы, гирлянды шариков,

столы, стулья и другие выгородки микрофоны, колонки, электрошнуры и т. д .А также

отсутствие

спец.

покрытия

пола

или

аварийное

его

состояние,

разрушение

сцен.

Пространства посторонними лицами находящимися во время исполнения, аппаратурой

разного рода. На фоне светлой одежды сцены фигура, композиция в целом, лица не

смотрятся

контрастно,

сливаются.

Внимание

зрителя

сосредотачивается

труднее.

Используется чаще для исполнения композиций эстрадного жанра.

3) художественный свет:

Он может быть фронтальным, боковым, задним (контровой) , верхним, нижним,

локальным(точечным),

рассеяным

(заполнение),

прострельным,

световые

эффекты.

Направление

и

динамика

света

создают

атмосферу,

формируют

фигуру

исполнителя,

рисунок танца и движения. Всё это может быть разных цветов и оттенков, которые могут

создать нужную цветовую гамму, так или иначе, воздействуя на восприятие зрителя,

создавая необходимую атмосферу. По вопросам постановки света необходимо обращаться

к художнику по свету.

4. Музыка, как выразительное средство танца.

Музыка всегда имеет ритмическую и мелодическую основу. Ритм это базис, основа,

скелет музыкального произведения. В мелодии же заключена эмоциональная окраска

музыки,

её

психологизм,

характер.

Музыка

существует

очень

разная.

По

своему

предназначению её можно разделить следующим образом.

1) музыка для слушания:

Чаще это симфоническая музыка или какая-либо другая со сложной ритмической и

мелодической

структурой,

развитой

и

ярко

выраженной

драматургией,

сложными

многочастными формами, рваным музыкальным размером и яркой образнастью. Джазовые

пьесы

с

мощным

развитием

звучания

каждого

инструмента,

голоса

с

обязательной

полифонией и тоже яркой образностью. Народная музыка, которую развивают до принятия

ею симфонических форм или, наоборот, подлинно фольклорная музыка с очень развитой

мелодией и многоголосием.

Вся эта музыка самодостаточна, трудно просчитывается, поэтому для традиционного

оттанцовывания (т.е. отражения в танцевальных движениях всех её особенностей) мало

пригодна. Многие музыкальные произведения носят программный характер, т.е. являются

обязательными для проучивания в музыкальных учебных заведениях. Использование их в

5

хореографии тоже нежелательно. Также не рекомендуется использовать популярные и

очень яркие музыкальные произведения. В этом случае хореограф вступает в невольное

соревнование с композитором с его музыкой и чаще всего проигрывает, тем более у

многих

в

памяти

живут

ранее

созданные

уже

признанные

хореографического

произведения на

эту музыку. Большие мастера используют для постановок сложную

содержательную музыку. Но даже их не всегда постигает удача.

2) фоновая музыка:

Она чаще носит так называемый минималистический характер. В основном она не

имеет

крупных

форм,

используется

для

оформления

кино,

в

театре.

(Дебюси,

Р.

Дубинников, Э. и А. Артемьевы, Ф. Гласс и др.) Она чаще не имеет развитых

форм,

драматургии, она не яркая, не броская, но, порой, очень выразительная. Её задачи –

создать атмосферу, в которой режиссёр, балетмейстер может строить своё действие. Очень

активно

используется

в

современной

хореографии,

где

авторы

стремятся

к

самостоятельности

в

формировании

образов.

Музыка

в

данном

случае

не

служит

организующим началом и, главное, не диктует содержание хореографу.

3) танцевальная музыка:

Музыка, предназначенная для танцев: бытовых, бальных, народных, танцев на базе

классического танца, симфонических танцев (балетная музыка), танцев разного характера

для эстрадного исполнения.

Основное отличие её в том, что она имеет ярко выраженную ритмическую структуру

пригодную и удобную для следования ей движений тела человека. Она более мелодична и

удобна для наложения на неё движений. Она пригодна, когда автор не решает в своей

постановке задач глубокого содержания, решения сложных по своей задаче психологии

образов. Исключением может быть, специально написанная музыка, в которой композитор

по заказу хореографа сочетает танцевальный характер и глубину содержания в музыке.

6



В раздел образования