Автор: Тренкеншу Мария Викторовна
Должность: преподаватель хореографического отделения
Учебное заведение: МАУ ДО ДШИ им.П.И.Чайковского
Населённый пункт: г.Ноябрьск, Тюменская область, ЯНАО
Наименование материала: методический доклад
Тема: Соотношение выразительных средств танца
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств имени П.И. Чайковского»
Муниципального образования город Ноябрьск
Методический доклад на тему:
«Соотношение выразительных средств танца»
Выполнила преподаватель
хореографического отделения
Тренкеншу М.В.
г.Ноябрьск, 2019 год
Оглавление
Соотношение музыкальной и танцевальной структуры…………………...3
Соотношение рисунка танца и хореографического текста………………..3
Соотношение рисунка танца, хореографического текста и художественного
оформления…………………………………………………………………….4
2
Музыка, как выразительное средство танца………………………………....5
1.Соотношение музыкальной и танцевальной структуры.
Одно движение чаще соответствует музыкальному такту, комбинация, рисунок –
музыкальной фразе, танцевальное предложение – нескольким музыкальным фразам или
музыкальному предложению.
Музыкальная и танцевальная структуры должны соотноситься по своей ритмической
основе, драматургии, характеру, психологизму. Исключением может быть использование
приёма направленного на более яркое раскрытие музыки. Например – внезапная остановка
танцевальной комбинации на 6-м такте и выдерживание паузы 2 такта или затактовое
начало исполнения движения.
Ритмическая основа музыки выражается в одних движениях (шаги, ходы, прыжки и
другие
движения,
подчёркивающие
ритм).
Мелодию
выражают
другие
движения,
накладывающиеся на движения ритмического характера. Например,
в композициях,
построенных на рисунках , ритмическую основу создают ходы, а мелодическую – верхний
рисунок. Может быть, в музыке и хореографии полифония – это когда в музыке звучит две
или более тем, соответственно они отражаются в хореографии наложением друг на друга
две пластические темы. Проще это отразить в исполнении нескольких человек, когда одни
создают ритмический фон, другие ведут
разные музыкальные темы. Это достаточно
трудно
т.к.
пластика
каждого
танцующего
должна
соотноситься
между
собой
и
развиваться
в
общей
драматургии.
Полифония
чаще
встречается
в
нетанцевальной
музыке, в том числе в музыкальном и песенном фольклоре.
В хореографии используется танцевание под звуки, шумы, стихи, речь, тишину. Всё
имеет право на жизнь. Использование подобного звукового оформления определяется
только
замыслом
хореографа,
работающего
на
более
полное
и
яркое
раскрытие
содержания. Плохо когда использование подобно музыки» становится только эффектным
трюком, погоней за экзотической формой, но налицо уход от содержания, идеи. В любом
случае танцовщик выдерживает внутренний ритм. Отсутствие ритмичности в движениях
может наблюдать только зритель. Но ритм только скрыт. На самом деле, так или иначе, всё
должно быть подчинено ритму и организовано за счёт него в пространстве и времени.
2. Соотношение рисунка танца и хореографического текста.
Рисунок танца имеет свой объём, занимает своё пространство, своё место в композиции.
У
танцевальной
комбинации
тоже
должен
быть
свой
объём,
который
формируют
отдельные
движения.
Они
формируют
внутренний
рисунок
комбинации.
Создание
3
рисунка, танцевальной комбинации, их развитие диктуется логикой построения, законами
драматургии,
идеей.
Исполнение
может
быть
плоским
и
объёмным,
широким
и
построенным на мелкой технике и рисунках – но любое решение должно диктоваться
творческой задачей. Композиция должна быть читаемой, выразительной, соответствовать
образу и состоянию. Соотношение рисунка танца и лексики можно выразить следующими
тезисами:
- сложнее движение - проще рисунок,
- динамичнее комбинация - проще рисунок вплоть до остановки,
- объёмные широкие движения и комбинации - проще рисунок вплоть до остановки.
Движения должны строиться по ходу рисунка, чтобы они были удобны и смотрибельны.
Регулированию соотношения рисунка танца и движения может
помочь только чувство
меры, которое воспитывается и нарабатывается только практикой.
3.Соотношение рисунка танца, хореографического текста и художественного
оформления.
1) костюм должен:
- быть выразительным, соответствовать образу, характеру,
-
подчёркивать
фигуру
исполнителей,
быть
пропорциональным,
функциональным,
удобным,
- позволять просматриваться движениям и не мешать исполнителю и зрителю. Для этого
важна не только модель, но даже структура ткани,
- грамотное сочетание цветовых тонов, чтобы за их пестротой не пропало движение,
- головной убор не должен мешать движению и не быть громоздким, что может помешать
не только движению, но повлиять и на рисунок, разрушить пропорции,
- каждому виду танца, его форме и содержанию должна соответствовать своя обувь, она
должна быть исправной, удобной.
-
нижнее
бельё
необходимо
очень
тщательно
подбирать
в
каждом
случае
исходя
из
культуры, удобства, традиций.
2) графика сцены:
Лучше всего фигура, движение просматривается на фоне чёрной или тёмной одежды
сцены. Лучше, если есть возможность продемонстрировать хореографию в трёхмерном
пространстве (если есть станки). Использование рисованного задника ,кулис или других
объектов оформления, элементов технической оснастки сцены требует предварительного
4
анализа, разбора и поиска решения (вплоть до отказа) – это эмблемы, гирлянды шариков,
столы, стулья и другие выгородки микрофоны, колонки, электрошнуры и т. д .А также
отсутствие
спец.
покрытия
пола
или
аварийное
его
состояние,
разрушение
сцен.
Пространства посторонними лицами находящимися во время исполнения, аппаратурой
разного рода. На фоне светлой одежды сцены фигура, композиция в целом, лица не
смотрятся
контрастно,
сливаются.
Внимание
зрителя
сосредотачивается
труднее.
Используется чаще для исполнения композиций эстрадного жанра.
3) художественный свет:
Он может быть фронтальным, боковым, задним (контровой) , верхним, нижним,
локальным(точечным),
рассеяным
(заполнение),
прострельным,
световые
эффекты.
Направление
и
динамика
света
создают
атмосферу,
формируют
фигуру
исполнителя,
рисунок танца и движения. Всё это может быть разных цветов и оттенков, которые могут
создать нужную цветовую гамму, так или иначе, воздействуя на восприятие зрителя,
создавая необходимую атмосферу. По вопросам постановки света необходимо обращаться
к художнику по свету.
4. Музыка, как выразительное средство танца.
Музыка всегда имеет ритмическую и мелодическую основу. Ритм это базис, основа,
скелет музыкального произведения. В мелодии же заключена эмоциональная окраска
музыки,
её
психологизм,
характер.
Музыка
существует
очень
разная.
По
своему
предназначению её можно разделить следующим образом.
1) музыка для слушания:
Чаще это симфоническая музыка или какая-либо другая со сложной ритмической и
мелодической
структурой,
развитой
и
ярко
выраженной
драматургией,
сложными
многочастными формами, рваным музыкальным размером и яркой образнастью. Джазовые
пьесы
с
мощным
развитием
звучания
каждого
инструмента,
голоса
с
обязательной
полифонией и тоже яркой образностью. Народная музыка, которую развивают до принятия
ею симфонических форм или, наоборот, подлинно фольклорная музыка с очень развитой
мелодией и многоголосием.
Вся эта музыка самодостаточна, трудно просчитывается, поэтому для традиционного
оттанцовывания (т.е. отражения в танцевальных движениях всех её особенностей) мало
пригодна. Многие музыкальные произведения носят программный характер, т.е. являются
обязательными для проучивания в музыкальных учебных заведениях. Использование их в
5
хореографии тоже нежелательно. Также не рекомендуется использовать популярные и
очень яркие музыкальные произведения. В этом случае хореограф вступает в невольное
соревнование с композитором с его музыкой и чаще всего проигрывает, тем более у
многих
в
памяти
живут
ранее
созданные
уже
признанные
хореографического
произведения на
эту музыку. Большие мастера используют для постановок сложную
содержательную музыку. Но даже их не всегда постигает удача.
2) фоновая музыка:
Она чаще носит так называемый минималистический характер. В основном она не
имеет
крупных
форм,
используется
для
оформления
кино,
в
театре.
(Дебюси,
Р.
Дубинников, Э. и А. Артемьевы, Ф. Гласс и др.) Она чаще не имеет развитых
форм,
драматургии, она не яркая, не броская, но, порой, очень выразительная. Её задачи –
создать атмосферу, в которой режиссёр, балетмейстер может строить своё действие. Очень
активно
используется
в
современной
хореографии,
где
авторы
стремятся
к
самостоятельности
в
формировании
образов.
Музыка
в
данном
случае
не
служит
организующим началом и, главное, не диктует содержание хореографу.
3) танцевальная музыка:
Музыка, предназначенная для танцев: бытовых, бальных, народных, танцев на базе
классического танца, симфонических танцев (балетная музыка), танцев разного характера
для эстрадного исполнения.
Основное отличие её в том, что она имеет ярко выраженную ритмическую структуру
пригодную и удобную для следования ей движений тела человека. Она более мелодична и
удобна для наложения на неё движений. Она пригодна, когда автор не решает в своей
постановке задач глубокого содержания, решения сложных по своей задаче психологии
образов. Исключением может быть, специально написанная музыка, в которой композитор
по заказу хореографа сочетает танцевальный характер и глубину содержания в музыке.
6