Автор: Комзакова Надежда Олеговна
Должность: учитель информатики
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 5
Населённый пункт: г. Южно-Сахалинска
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: Программирование линейных алгоритмов на Python
Раздел: среднее образование
Технологическая
карта урока
Дата проведения
Предмет:
Информатика
Учитель:
Комзакова Надежда Олеговна
Класс:
8
Автор УМК:
Босова Л.Л. Босова А.Ю.
Тема урока:
Программирование линейных алгоритмов
Цель:
Обеспечить усвоение обучающимися способов записи линейных алгоритмов на языке программирования
Python
Задачи:
Планируемые
результаты:
Образовательные:
Сформировать первоначальные представления о вводе и
выводе данных.
научиться использовать полученные данные при
составлении программ по математике;
Личностные:
развитие критического логического мышления
учащихся
–
умения
выделять
главное,
суще ственно е,
обобщать
и м е ю щ у ю с я
информацию;
повышение
мотивации
к
самостоятельной
работе;
воспитание дисциплинированности.
Коммуникативные
:
предоставление ученикам возможности конструктивно и
в е ж л и в о
о б щ ат ь с я ,
в ы р а ж ат ь
с о б с т в е н н о е
аргументированное мнение и прислушиваться к мнению
других;
создание
на
уроке
комфортной
для
межличностного
общения обстановки, партнерских отношений «учитель-
ученик».
Предметные:
актуализация
знаний
учащихся
по
теме
« А л г о р и т м ы ,
ф о р м ы
п р е д с т а в л е н и я
алгоритмов»;
знакомство
с
основными
операторам и
л и н е й н ы х
а л г о р и т м о в
н а
я з ы к е
программирования;
обучение составлять и применять программы,
используя
операторы
ввода,
вывода
и
присваивания;
Регулятивные:
создание
условий
для
формирования
адекватной
самооценки,
понимания
собственного
уровня
освоения
материала, умения планировать учебную задачу и поэтапно
ее решать.
Метапредметные:
развитие речи учеников в области предметного
словаря;
формирование
умения
связывать
уже
известный материал с новым, сравнивать
и
анализировать;
выявление значимости владения английским
языком для изучения информатики
Межпредметные
связи:
Математика
Ресурсы:
Формы
деятельности:
Фронтальная, индивидуальная
ПК учителя; мультимедийный проектор,
учебник, презентация по теме, карточки с заданием.
Тип урока:
Комбинированный
Личностные УУД Познавательные
УУД
Коммуникативные
УУД
Регулятивные УУД
Организационный момент
Приветствие учителя, проверка готовности к
уроку.
- Какое у вас настроение? Если хорошее -
улыбнитесь всем! Если нет - посмотрите друг на
друга и улыбнитесь! Начнем урок!
Приветствуют
учителя, проверяют
готовность к уроку,
объявляют об
отсутствующих
Проявляют
положительное
отношение к урокам
информатики
Умение организовывать
и планировать учебное
сотрудничество с
учителем.
Умение
настраиваться на
урок.
Актуализация знаний
Т е м а ,
к о т о р у ю
в ы
и з у ч а е т е
-
« А л г о р и т м и з а ц и я » .
В ы
з н а е т е ,
ч т о
алгоритмические
конструкции
бывают
3-х
основных видов. Как называется конструкция с
повторением
некоторых
операций?
(цикл)
с
проверкой
условия?
(ветвление),
а
какой
же
алгоритм представлен в эпиграфе нашего урока?
(линейный)
Но сами по себе алгоритмы мы уже прошли
и
с ейчас
перешли
непо средственно
к
программированию,
а
это
означает
запись
алгоритма На языке программирования.
Таким образом у нас есть два понятия – B –
Л И Н Е Й Н Ы Й
А Л Г О Р И Т М
и C
-
ПРОГРАММИРОВАНИЕ.
Внимание
вопрос.
Что
получится
если B
сложить
с C?
(Программирование
линейного
алгоритма.)
Молодцы, это и есть тема нашего урока.
Запишите её себе в тетрадь.
Сегодня на уроке мы поговорим об очень
важном разделе информатики -
«Программирование линейных алгоритмов».
Отвечают на
вопросы
Оценивание
усваиваемого
содержания,
понимает свои
сильные и слабые
стороны
Знакомится с
работой
интерактивной
доски.
Может
структурировать
информацию в
нужной форме
Инициативное
сотрудничество в
поиске и сборе
информации.
Умение осознанно
строить речевое
высказывание
Может внести
необходимые
дополнения и
коррективы
Постановка цели и задачи урока. Мотивация учебной деятельности учащихся
Сегодня на уроке мы познакомимся с
операторами ввода и вывода информации,
научимся составлять линейные программы.
Предлагает сформулировать цель урока.
Формулируют цель
урока.
Проявляют
широкий интерес к
новому учебному
материалу
Формулирование
познавательной
цели
самостоятельно
Умение отстаивать свою
точку зрения,
аргументируя её,
подтверждать
аргументы фактами
Обнаруживают и
формулируют
учебную проблему
совместно с
учителем
Первичное усвоение новых знаний
Для вывода информации на экран компьютера
используется оператор print() - выводит на
экран, указанные в скобках параметры, после
вывода курсор переходит в начало следующей
строки экрана.
В качестве параметров в круглых скобках может
быть указан текст сообщения (текст
записывается в апострофах ' ') и имя переменной
(записывается без апострофов), значение
которой нужно вывести. Между выводимыми
элементами ставится запятая.
Примеры:
print('Привет!'); На экране появится: Привет!
a=8;
print('Я учусь в ', а,' классе'); На экране
появится: Я учусь в 8 классе
х=10;у=15;
print(х+у,' рублей'); На экране появится: 25
рублей.
Команда ввода (считывания) с клавиатуры
значения переменных во время работы
программы:
input ( ); - считывает значение, введенные с
клавиатуры. В качестве параметров в круглых
скобках Перед каждой командой ввода
рекомендуется выводить на экран поясняющий
текст с информацией о том, что именно нужно
ввести, либо этот текси можно вводить в
качестве аргемента функции.
A = input(“A=”)
На экране появится а= и после знака равно будет
Слушают
объяснения
учителя,
записывают в
тетрадь основные
понятия по теме
Выделение
существенной
информации
Умение создавать
структуры
взаимосвязей
смысловых единиц
текста (выбор и
организация
элементов
информации)
Умение задавать
вопросы
Умение слушать с
целевой установкой.
мигать курсор в ожидании ввода с клавиатуры
значения переменной А. После ввода числа
необходимо нажать Enter.
ВАЖНО:
Результат функции input(), строка символов, для
того чтобы ввести число необходимо явное
преобразование типов.
Вести целое число:
a = int(input())
Вести вещественное число:
a = float (input())
Ввести логическое значение:
a = bool(input())
Первичная проверка понимания
Приоритет выполнения операций в Python такой
же, как и в математике.
Достаточно только научиться правильно,
записывать математические выражения на языке
Python. Десятичная запятая в обозначается
точкой.
1)Записать по правилам языка Python
следующие выражения:
Дети поочередно работают у доски (остальные
учащиеся контролируют и проверяют).
37(25+87,5)-17(4,6+1,9)
37*(25+87.5)-17*(4.6+1.9)
(a+2*b-3*c)/(5*a+4)
2)Коллективное выполнение заданий:
(на местах)
а) Что выведется на экран?
а=12; b=7;
print(' Разность ', а ,' и ', b ,' равна ', а-b);
Выполняют задания
у доски
Умение адекватно
судить о причинах
своего
успеха/неуспеха в
учении, связывая
успехи с усилиями,
трудолюбием.
Умение выбирать
смысловые
единицы текста и
устанавливать
отношения между
ними.
Смысловое чтение.
Умение оформлять свои
мысли в устной и
письменной речи с
учётом своих учебных и
жизненных речевых
ситуаций
Умение вносить
необходимые
дополнения и
коррективы
в) Найти и исправить все ошибки,
допущенные в этой программе. Запишите
программу без ошибок.
print('ввести числа')
a=input()
P=a*b
print('площадь равна')
3.Учитель показывает правила составления
программы:
Составим программу вычисляющую
s = а / b.
print('введите число a ')
a = int(input())
print('введите число b ')
b = int(input())
s=a/b;
print('а/b =',s);
4.Составьте программу, вычисляющую p=a*b
.
5. Дети в тетрадях составляют блок-схему.
Составить блок - схему к программе.
print('введите число a ');
a = int(input())
print('введите число b ')
b = int(input())
p=a*b
print('а*b =',p)
(После выполнения задания, на экран выводится
правильная блок-схема, учащиеся проверяют
правильность выполнения задания)
Дети составляют
программу по
образцу прошлой
задачи
Первичное закрепление
Работа по разно уровневым карточкам.
1 вариант. Написать программу, выводящую
Выполняют задания
по вариантам
Оценивание
усваиваемого
Выбор наиболее
эффективных
Умение задавать
вопросы
Понимание причины
своего неуспеха и
информацию:
Скоро Новый год!
2 вариант. Составить программу по алгоритму:
Дополнительное задание. Написать программу
нахождения стоимости покупки. Значения цены
и количества вводятся с клавиатуры. Добавьте
комментарии к программе.
содержания,
понимает свои
сильные и слабые
стороны.
способов решения
задач в
зависимости от
конкретных
условий
нахождение выхода
из этой ситуации
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Формулирует домашнее задание и объясняет его
выполнение
Составить программу нахождения площади и
периметра шестиугольника.
Записывают
домашнее задание
Умение адекватно
оценивать трудность
Рефлексия (подведение итогов занятия)
Организует фиксирование нового содержания,
рефлексию, самооценку учебной деятельности.
Анализируют
соответствие
результатов
требованиям
конкретной учебной
задачи
Передают
содержание в
сжатом ,
выборочном или
развёрнутом виде
Высказывают свою
точку зрения и
пытаются её обосновать