Автор: Тулякова Ирина Юрьевна
Должность: инструктор-методист
Учебное заведение: МБУ ДО
Населённый пункт: п.Горноправдинск
Наименование материала: Программа летнего спортивно-оздоровительного отдыха
Тема: Лагерь с дневным пребыванием детей «ОЛИМПИЙЦЫ -19»
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Детско-юношеская спортивная школа»
Ханты – Мансийского района
структурное подразделение п. Горноправдинск
УТВЕРЖДАЮ
начальник спортивно - оздоровительного
лагеря
________________ И.Ю.Тулякова
«___» ______________2019 г.
Программа
летнего
спортивно
-
оздоровительного
лагеря
с
дневным
пребыванием
детей
«
ОЛИМПИЙЦЫ
-19»
1
Возраст детей: 6-18 лет
Срок реализации: лето 2019 г. (июнь)
п.Горноправдинск
Содержание программы
Ведение ………………………………………………………………............3
Информационная карта…………………………………………………..4
Нормативно - правовые документы…………………………………….6
Пояснительная записка …………………………………………………. 7
Цель и задачи программы………………………………………..……….9
Содержание программы………………………………………………….10
Механизм реализации программы……………………………………...13
Кадровое обеспечении …………………………………………………....17
Методическое сопровождение программы…………………………….20
Ожидаемые результаты и критерии их оценки ………………………21
Выводы……………………………………………………………………..22
Режим дня …………………………………………………………………..24
Штатное расписание ……………………………………………………...25
График работы …………………………………………………………….25
Список литературы ……………………………………………………….26
2
ВВЕДЕНИЕ
Лагерь – это сфера активного отдыха, разнообразная, общественно
значимая спортивно-оздоровительная и досуговая деятельность,
призвана
создать
оптимальные
условия
для
полноценного
отдыха
детей.
Детский
оздоровительный лагерь являются частью социальной среды, в которой дети
детиреализуют
свои
возможности,
потребности
в
индивидуальной,
физической и социальной компенсации в свободное время.
Как свидетельствуют исследования занятости детей в летний период, не
все имеют возможность поехать в лагеря. Большой процент детей остается не
охваченным организованной деятельностью, предоставленные сами себе, дети
подвержены
влиянию
улицы,
они
невольно
попадают
в
группу
риска,
становятся членами различных группировок.
Для
изменения
жизненных
ориентиров
в
позитивном
направлении
необходима организация таких видов деятельности, которые соответствовали
бы их актуальным потребностям, создавали бы зоны ближайшего развития и
личностного
роста,
изменяли
сложившиеся
представления
о
себе,
своих
возможностях,
побуждали
бы
по-новому
строить
свои
отношения
и
свое
поведение в социуме.
Спорту,
как
и
настоящей
полнокровной
жизни,
чужды
пассивность,
безволие,
успокоенность.
Каждодневное
напряжение,
преодоление
всех
объективных
и
субъективных
трудностей
-
вот
обязательные
условия
достижения жизненных целей. Этому учат постоянные тренировки.
Данная программа обеспечивает занятость детей в летний период. Дети
погружаются
в
мир
спорта.
Весь
программный
материал
направлен
на
воспитание культуры спортивного соперничества, умения управлять своими
эмоциями,
поступками
в
напряженной
психоэмоциональной
обстановке,
ориентированной на принципы честной игры.
Жизнь и практика показывают, что тот, кто прошел хорошую школу
физического воспитания, более приспособлен к высокому производительному
физическому и умственному труду, способен более легко находить правильные
и нужные решения в трудных ситуациях.
3
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА
1.
П о л н о е
н а з в а н и е
программы
Программа
лагеря с дневным пребыванием
детей «Олимпийцы -19»
2.
Ф.И.О. директора
учреждения
Вячеслав Михайлович Комаров-Распутин
3.
А д р е с
о р г а н и з а ц и и ,
телефон
628520, Тюменская обл., г. Ханты- Мансийск
пер. Советский 2., тел. 33-91-81
4.
Ф.И.О. ответственного за
проведение
лагеря
(смены),
должность, телефон
Тулякова
Ирина
Юрьевна,
инструктор
–
методист МБУ ДО «ДЮСШ ХМР»
тел.8- 952-711-56-20
Место проведения лагеря с
дневным пребыванием детей
МБУ ДО «ДЮСШ» Ханты – Мансийский район, п.
Горноправдинск, ул. Петелина 2 «Б».
С р о к и
р е а л и з а ц и и ,
количество смен
По
продолжительности
программа
является
краткосрочной, т.е. реализуется в течение 1 лагерной
смены - июнь 2019 г.(смена- 21 день)
А д р е с а т
п р о е к т н о й
деятельности
Дети и подростки от 6 до 18 лет (дети и подростки из
с о ц и а л ь н о
н е з а щ и щ ё н н ы х
к а т е г о р и й
(малообеспеченные,
многодетные,
неполные
семьи);
несовершеннолетние дети «группы особого внимания»;
дети
сироты
и
дети,
оставшиеся
без
попечения
родителей)
Педагогический
коллектив
учреждения
Количество
детей и подростков, которые могут принять участие в
программе - 60 человек п. Горноправдинск
Направление
деятельности,
направленность
программы
Спортивно - профилактическое направление
развлекательное - познавательное
оздоровительная деятельность
К р ат ко е
с о д е р ж а н и е
программы
Программа
содержит
положения
о
мероприятиях лагеря, целях и направлениях лагеря, а
так
же
прогнозы
и
ожидаемые
результаты
данной
программы.
Ожидаемый результат
Повышение
интереса
к
здоровому
образу
жизни,
занятиям
физической
культурой
и
спортом;
укрепление
здоровья
детей;
выявление
сильнейших
спортсменов;
повышение
спортивного
мастерства;
расширение
знаний
об
истории
и
современном
состоянии спорта, Олимпийских игр.
4
Нормативно-правовые документы
Конвенция ООН о правах ребёнка;
5
Директор
ДЮСШ
Директор
ДЮСШ
тренеры-
преподаватели
тренеры-
преподаватели
родители
воспитанников
родители
воспитанников
Система
развития и
воспитания
личности
Система
развития и
воспитания
личности
начальник
лагеря
начальник
лагеря
медицинская
сестра
медицинская
сестра
отрядные
вожатые
отрядные
вожатые
Конституцией РФ;
Закон РФ «Об образовании»;
Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в
Российской Федерации» от 24.07.98 г. № 124-Ф3;
Трудовым кодексом Российской Федерации от 30.12.2001 г. № 197-Ф3;
Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в закон
РФ «О защите прав потребителей и кодекс РСФСР «Об административных
нарушениях» от 09.01.1996 г. №2-ФЗ»;
Об учреждении порядка проведения смен профильных лагерей, с
дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха. Приказ Минобразования РФ
от 13.07.2001 г. № 2688;
Нормативные
правовые
акты
муниципального
уровня
и
МБУ
ДО
«ДЮСШ ХМР»:
Распоряжение администрации Ханты-Мансийского района № 353-
р от 05.04.2019 «О приемке готовности организаций, обеспечивающих отдых
детей
и
их
оздоровление
в
Ханты-Мансийском
районе,
к
летней
оздоровительной компании 2019 года.»
Распоряжение администрации Ханты-Мансийского района № 73-р
от 28.01.2019 « Об организации в 2019 году отдыха, подростков и молодежи,
проживающих на территории Ханты- Мансийского района»;
Приказ директора МБУ ДО «ДЮСШ Ханты-Мансийского района»
№ 69-О от 19.03.2019 «О подготовке и проведении летней кампании 2019
года»;
Приказ директора МБУ ДО «ДЮСШ Ханты-Мансийского района»
№ 79-О от 02.04.2019 «О мерах по обеспечению комплексной безопасности
обучающихся в период летней кампании 2019 года»;
Приказ
директора
МБУ
ДО
«ДЮСШ
Ханты-Мансийского
района» №71-О от 22.03.2019 «Об организации работы лагеря с дневным
пребыванием»;
Приказ директора МБУ ДО «ДЮСШ Ханты-Мансийского района»
№142-О от 16.05.2017 «По организации летнего отдыха и оздоровления детей,
проживающих в Ханты – Мансийском районе, в 2017 году»
Приказ директора МБУ ДО «ДЮСШ Ханты-Мансийского района»
№80 от 25.05.2016 «Об утверждении алгоритма действий (мероприятий);
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«Спорт становится средством воспитания тогда, когда он - любимое занятие
каждого и это задача спортивных лагерей».
6
“Здоровое детство-это здорово”
– эта формула становится девизом
при организации детского летнего отдыха,
а заодно и правилом творческого
подхода к каникулам – радостному времени духовного и физического развития
роста каждого ребенка.
Летняя пора в жизни ребёнка – это период накопления сил,
здоровья, новых знаний. Все дети без исключения ждут каникул, связывают с
ними реализацию своих надежд и мечтаний, возможность найти новых друзей,
познать ранее незнакомое, научиться интересному делу. В каникулы у детей
появляется много свободного времени, поэтому надо помочь им рационально
его использовать, вовлечь детей в полезные и интересные дела.
Именно в лагере отдых детей уникален с точки зрения
организации
самостоятельной
жизнедеятельности
личности
в
свободное
время.
Лагерь
–
своеобразное
творческое
поле,
где
общими
усилиями
взрослых сотрудников лагеря и детей создаётся особый уклад жизни, при
котором для каждого ребёнка открывается широкая возможность познания
себя
как
личности,
своих
интересов
и
устремлений.
Здесь
дети
могут
получить
дополнительные
знания,
поправить
своё
здоровье
и
просто
отдохнуть.
Лагерь – это новый образ жизни детей, новый режим с его
особым романтическим стилем и тоном. Это жизнь в новом коллективе; это
время игр, развлечений, свободы в выборе занятий, снятия накопившегося за
год напряжения, восполнения израсходованных сил, восстановления здоровья;
это период свободного общения детей.
Всестороннее развитие, спорт, здоровый образ жизни, правильно
сбалансированное
питание,
дух
творчества,
активная
жизненная
позиция
должны
стать
нормой
для
каждого
ребёнка
в
нашей
стране.
Эти
первоочередные и основополагающие составляющие должны быть в полной
мере
реализованы
в
условиях
сравнительно
краткосрочного
пребывания
ребёнка
в
лагере,
когда
после
напряженного
учебного
года
необходимо
восстановиться, набраться новых сил, а заодно научиться чему-то новому и
интересному.
7
Актуальность программы
Актуальность программы заключается в том, что она предусматривает
сочетание
тренировочных
занятий
(под
руководством
квалифицированных
тренеров-преподавателей)
и
различных
игровых,
развлекательных
и
познавательных программ, в содержание которых включаются упражнения из
профилирующих и других видов спорта, знания из различных областей науки.
Тренировочные занятия проводятся один раз в день в соответствии с
планом работы опытных тренеров-преподавателей. Программа рассчитана на
детей от 7 до 18 лет.
При
комплектовании
о собое
внимание
уделяет ся
детям
и з
малообеспеченных,
неполных
семей,
из
семей,
имеющих
родителей-
пенсионеров, детей-сирот, а также детям, находящимся в трудной жизненной
ситуации.
Деятельность
воспитанников
во
время
лагерной
смены
осуществляется в разновозрастных отрядах.
Приём учащихся в лагерь будет осуществляться на основании заявления
родителей. Лагерь будет работать на базе спортивной школы, Дети в лагере
будут находиться только в дневное время с 8.30 до 14.30 ч. (с 12:00 до 18:00)
Двигательная деятельность – главная деятельность в лагере. Она должна
быть ежедневной и разнообразной.
Отряды формируются
по видам спорта, что является оптимальным для
реализации задач данной программы.
Учебно-спортивная
работа
в
лагере
является
продолжением
круглогодичного учебно-тренировочного процесса, проводимого в спортивной
школе, и осуществляется тренерско-преподавательским составом на основе
программ
для
ДЮСШ
по
указанным
видам
спорта.
Планы
занятий
и
расписаний утверждаются начальником лагеря. Массовая физкультурно-
оздоровительная работа в лагере проводится по единому плану и включает
следующие организационные формы:
массовые лично-командные соревнования;
общелагерная спартакиада;
8
весёлые старты;
товарищеские
встречи
по
баскетболу,
пионерболу,
легкоатлетические
соревнования;
беседы, экскурсии, диспуты, конкурсы и т.п..
Основная
идея
программы
-
обеспечить
ребёнку
возможность
укрепления здоровья в летний период, сформировать у него необходимые ЗУН
по
здоровому
образу
жизни,
предоставить
возможность
для
раскрытия
творческих способностей ребенка, способствовать повышению спортивного
мастерства,
создать
условия
для
самореализации
потенциала
детей
в
результате спортивно-оздоровительной, культурно-досуговой, образовательной
деятельности и патриотического воспитания.
Учитывая все вышесказанное, педагогический коллектив лагеря
ставит перед собой следующие цель и задачи:
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель программы:
укрепление
здоровья
воспитанников,
формирование здорового образа жизни, , развитие личностного потенциала,
повышение спортивного мастерства во время летних каникул.
Задачи:
создать условия для разностороннего гармоничного развития
личности;
укреплять здоровье детей через режим, питание, зарядку и
спортивные соревнования на свежем воздухе;
прививать интерес к здоровому образу жизни;
формировать
устойчивый
интерес
к
занятиям
физической
культуры и спорта в условиях летнего отдыха;
пропагандировать
и
популяризировать
различные
виды
спорта: лёгкую атлетику, футбол, баскетбол, волейбол и др.;
9
формировать
у
воспитанников
навыки
общения
и
толерантности;
развивать
инициативу,
самостоятельность,
творческие
способности ребёнка.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Содержание программы предусматривает использование
разнообразных форм деятельности.
Но сам лагерь – это сюжетно-ролевая
игра, которая представляет собой форму моделирования ребёнком социальных
отношений.
Игровая модель.
На смене ребята попадают на
«Олимпийские игры». «Олимпийские игры» - это целенаправленное движение
объединённое общим сюжетом, которое основано
по принципу проведения
Олимпиады. Лагерь «Олимпийцы-19» на 21 день
превращается в Центр
подготовки чемпионов.
Дети
объединяются
в
олимпийские
отряды,
которыми
руководит
Олимпийский
комитет
(воспитатели
и
вожатые,
тренеры-преподаватели).
Начальник
лагеря
выполняет
роль
президента
Олимпийского
комитета.
Главная задача комитета – развитие спорта в своих отрядах.
В каждом отряде назначается капитан команды.
Каждый олимпийский отряд имеет свою визитную карточку
– название, девиз и песню.
Тренеры-вожатые
ежедневно
ведут
учет,
какая
команда
получила
больше
медалей.
Все
результаты
соревнований
на
играх
вывешиваются на специальном информационном стенде
«ТаблоОлимпиады», на котором отражается количество золотых, серебряных
и бронзовых медалей по командам. Информация меняется каждый день.
10
В
конце
смены
определяются
и
награждаются
отряды,
у
которых больше медалей.
Каждый день в лагере проходят тренировки по выбранному
виду спорта.
Каждый день – тематический. Тематический день включает
программу
содержательной
деятельности
детей
и
взрослых
вокруг
определённой
темы.
Тематические
дни
имеют
название,
точно
указывая
содержание дня: День футбола, День игры, день ПДД и МЧС, день театра и
танца,
навстречу
олимпиаде,
Олимпиада
80,
Олимпиада
2014,
малые
олимпийские игры, Олимпийский день и др.
Программа
дня
включает
различные
на п р а в л е ни я
деятельности:
интеллектуальное (викторины, конкурсные программы)
трудовое (трудовой десант, акции чистоты.)
творческое (конкурсы, концерты, час творчества по теме дня.)
спортивное (соревнования, праздники).
все
мероприятия
соответствуют
возрасту,
полу,
потребности,
модности ребят.
в течение смены работает «Город мастеров» (кружки).
ежедневно - общелагерная линейка-построение, подведение итогов
за прошедший день, награждение «Чемпиона дня», ознакомление с планом
работы на день.
11
Для прослеживания результативности пребывания в лагере,
на каждого ребёнка будет заведён личный «листок здоровья», в котором
будут фиксироваться все показатели спортивных результатов.
Принципы, используемые при планировании
и проведении лагерной смены.
Безусловная безопасность всех мероприятий;
Учет особенностей каждой личности;
Возможность
проявления
способностей
во
всех
областях
досуговой и творческой деятельности всеми участниками лагеря;
Достаточное
количество
оборудования
и
материалов
для
организации всей деятельности лагеря;
Распределение эмоциональной и физической нагрузки в течение
каждого дня;
Четкое
распределение
обязанностей
и
времени
между
всеми
участниками лагеря;
Моделирование и создание ситуации успеха при общении разных
категорий детей и взрослых;
Ежедневная рефлексия с возможностью для каждого участника
лагеря высказать свое мнение о прошедшем дне.
Направления и виды деятельности.
Физкультурно-оздоровительная деятельность.
Программа выполняет следующие функции:
Оздоровительная – направлена на отдых и укрепление здоровья
через подвижные игры, спортивные состязания и другие виды деятельности
на свежем воздухе и на воде;
Социально-досуговая – находясь в лагере, ребенок включен во
взаимоотношения с незнакомыми сверстниками и взрослыми;
Воспитывающая – формирование качеств личности в игровых
моментах, в моделях жизненных ситуаций;
Развивающая – активизация резервных возможностей организма;
Обучающая
–
развитие
познавательных
и
организаторских
качеств: внимания, фантазии, памяти;
12
Развлекательная
–
создание
благоприятной
атмо с феры
пребывания в лагере, превращение любой деятельности, даже скучной на
первый
взгляд
(трудовой
десант,
уборка
территории)
в
увлекательные
приключения.
Программа имеет блочно-модульную структуру
Основные блоки программы.
1 блок — оздоровительные и профилактические мероприятия,
приобщение к здоровому образу жизни.
Проведение общеоздоровительных мероприятий.
Утренняя гимнастика проводится ежедневно в течение 10-15 минут: в
хорошую погоду – на открытом воздухе, в непогоду – в проветриваемых
помещениях. Основная задача этого режимного момента, помимо физического
развития и закаливания, создание положительного эмоционального заряда и
хорошего физического тонуса на весь день.
2 блок — развлекательно-познавательный.
Заочные
путешествия,
викторины,
подвижные
игры,
конкурсы
на
спортивную
тематику.
Подвижные
игры
включают
все
основные
физкультурные элементы: ходьбу, бег, прыжки. Они способствуют созданию
хорошего, эмоционально окрашенного настроения у детей, развитию у них
таких
физических
качеств,
как
ловкость,
быстрота,
выносливость,
а
коллективные игры – еще и воспитанию дружбы.
3 блок - спортивный.
Спортивно-физкультурные мероприятия; работа спортивных секций по
видам спорта; участие в общелагерных соревнованиях.
МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Этапы реализации. Летний оздоровительный лагерь «Олимпиец-19»
предполагает этапы:
подготовительный
организационный
основной
заключительный
13
Подготовительный этап (апрель, май)
Этот
этап
характеризуется
тем,
что
за
2
месяца
до
открытия
пришкольного летнего спортивного лагеря начинается подготовка к летнему
сезону. Деятельностью этого этапа является:
создание и утверждение программы спортивно-оздоровительного
лагеря;
разработка
документации,
методических
материалов
(план-
сетка,положение, должностные обязанности;
утверждение
плана
спортивных
соревнований
и
спортивно-
оздоровительных мероприятий;
подбор кадров для работы в летнем лагере;
определение контингента учащихся, комплектование отрядов;
подготовка материально-технического обеспечения.
Организационный этап
Организационный
этап
приходится
на
первые
2-3
дня.
Основной
деятельностью этого этапа является запуск программы:
встреча детей, проведение диагностики по выявлению лидерских,
организаторских и творческих способностей;
распределение по отрядам4
знакомство с режимом работы, с правилами жизнедеятельности
лагеря.
Основной этап
деятельностью этого этапа является реализация основной идеи смены -
специальные тренировки по видам спорта; вовлечение детей и подростков в
различные виды деятельности , согласно утвержденной плана-сетки работы
учреждения:
организация работы по плану;
спортивные игры и соревнования;
интеллектуальные игры и конкурсы;
лекции, беседы о здоровом образе жизни.
14
Заключительный этап
Основная идея этого этапа является:
подведение итогов прожитой смены,
рефлексия
участников
лагеря
(отзыв
о
смене,
пожелания,
советы, тестирование, опрос),
анализ результатов индивидуальных достижений,
оф о р м л е н и е
с т е н д о в ,
а л ь б ом о в ,
ф о т о г р а ф и й
и
видеоматериалов,
обработка данных «листков здоровья».
Формы работы:
Массовые – мероприятия, предназначенные для всего лагеря.
Групповые
–
мероприятия,
предназначенные
для
отрядов,
с
возможным делением на команды.
Индивидуальные
-
подготовка
отдельных
учащихся
к
творческим
мероприятиям.
Основные формы организации работы: утренняя гимнастика (зарядка),
спортивные игры на стадионе, спортивной площадке, подвижные игры на
свежем воздухе, эстафеты.
Утренняя гимнастика проводится ежедневно в течение 10-15 минут: в
хорошую погоду – на открытом воздухе, в непогоду – в здании ФСК.
Подвижные игры включают все основные физкультурные элементы:
ходьбу, бег, прыжки. Они способствуют созданию хорошего, эмоционально
окрашенного настроения у детей, развитию у них таких физических качеств,
как
ловкость,
быстрота,
выносливость,
а
коллективные
игры
–
еще
и
воспитанию дружбы.
Место проведения мероприятий
Мероприятия
в
летнем
спортивном
лагере
организуются
в
соответствии погодных условий, с возрастом детей, состоянием их здоровья,
уровнем физического развития и физической подготовленности.
15
Мероприятия
проводятся
на
базе
спортивных
сооружений:
стадиона, Ледовой Арены и спортивного зала в ФСК.
При
подготовке
мест
соревнований
и
мероприятий
соблюдаются
санитарно-гигиенические
нормы,
«Инструкции
по
охране
труда
при
проведении спортивных соревнований».
В
целях
профилактики
клещевого
энцефалита
организовано
проведение противоклещевой обработки территории лагеря.
Система мотивации и стимулирования участников программы
В
лагере
используются
различные
методы
повышения
мотивации:
игровые
технологии,
новые
формы
деятельности,
спортивные
игры,
соревнования, создание для ребенка ситуации успеха.
За
участие
в
соревнованиях
отряды
получают
медали:
золотые,
серебряные и бронзовые.
Все результаты соревнований на играх вывешиваются на специальном
информационном
стенде
«Табло
Олимпиады»,
на
котором
отражается
количество
золотых,
серебряных
и
бронзовых
медалей
по
отрядам.
Информация меняется каждый день.
В
конце
смены
определяются
и
награждаются
отряды,
у
которых
больше
медалей.
Также
подводятся
итоги
по
номинациям
среди
отрядов:
«Самый спортивный отряд», «Самый дружный отряд».
Условия реализации программы
Для успешной реализации программы необходимо выполнение ряда
условий:
четкое представление целей и постановка задач,
конкретное планирование деятельности,
педагогическое обеспечение программы,
методическое обеспечение программы,
мотивационное обеспечение,
кадровое обеспечение,
материально-техническое, ресурсное, финансовое обеспечение
16
Охрана жизни и здоровья детей
Весь персонал несет ответственность за жизнь и безопасность детей
во время их пребывания в летнем оздоровительном лагере.
Педагогические сотрудники (весь персонал), работающий в лагере,
дети
должны
строго
соблюдать
дисциплину,
режим
дня,
план
работы,
инструктажи по охране труда, антитеррористической безопасности, правилам
пожарной безопасности.
Начальник лагеря проводит инструктаж по технике безопасности для
сотрудников, а тренеры-преподаватели-для детей с последующей регистрацией
в журналах установленного образца.
В лагере действует план эвакуации на случай пожара или
чрезвычайных ситуаций.
Профилактические мероприятия и мероприятия по предупреждению
чрезвычайных ситуаций и охране жизни детей в летний период:
Инструктаж для детей:
«Правила пожарной безопасности»,
«Правила поведения детей при прогулках и походах»,
«Правила при поездках в автотранспорте»,
«Безопасность детей при проведении спортивных мероприятий».
Инструкции по основам безопасности жизнедеятельности:
«Один дома»,
«Правила поведения с незнакомыми людьми»,
«Правила поведения и безопасности человека на воде»,
«Меры доврачебной помощи».
КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Одной
из
основных
задач
организационного
и
методического
обеспечения деятельности программы является профессиональная подготовка
специалистов.
17
Педагогический коллектив состоит из тренеров-преподавателей
МБУ ДО «ДЮСШ Ханты-Мансийского района» структурное подразделение п.
Горноправдинск - людьми-единомышленниками, имеющими опыт работы с
детьми в спортивной школе и в летних оздоровительных лагерях дневного
пребывания.
начальник лагеря – 1
тренеры – преподаватели – 2
медицинский работник – 1
уборщицы – 2
Из числа педагогических работников школы приказом директора
назначается начальник лагеря.
Перед началом работы лагерной смены проводится рабочее совещание
для всех работников лагеря.
К работе в летний оздоровительный лагерь допускаются
специалисты, прошедшие квалифицированную подготовку по охране труда и
технике безопасности. Каждый работник должен иметь личную медицинскую
книжку установленного образца, в которую вносятся результаты медицинских
обследований
и
лабораторных
исследований,
сведения
о
перенесенных
заболеваниях,
профилактических
прививках,
отметки
о
прохождении
профессиональной
гигиенической
подготовки
и
аттестации.
(СаНПиН
2.4.4.2599-10)
Начальник лагеря определяет функциональные обязанности
персонала,
руководит
всей
работой
лагеря
и
несет
ответственность
за
состояние воспитательной, хозяйственной работы, соблюдением распорядка
дня,
трудового
законодательства,
обеспечение
здоровья
и
жизни
воспитанников,
проводит
(с
регистрацией
в
специальном
журнале),
инструктажи для персонала лагеря по технике безопасности, профилактике
травматизма и предупреждению несчастных случаев с детьми, отвечает за
качество и эффективность выполнения программы.
18
Тренеры-преподаватели
организуют
учебно-тренировочную
и
воспитательную
работу
в
отрядах,
осуществляют
руководство
спортивной
деятельностью спортсменов для достижения спортивных результатов в
определенном виде спорта, проводят соревнования и досуговые мероприятия,
отвечают за жизнь и здоровье детей своего отряда.
Вожатые
помогают
тренеру-преподавателю
при
организации
и
ведении
учебно-воспитательного
процесса,
осуществляет
воспитательную
деятельность по плану лагеря: организует режимные моменты, участвует в
подготовке к
мероприятиям
и соревнованиям, проводит мероприятия по
плану лагеря. Вожатый несет ответственность за жизнь и здоровье каждого
ребенка своего отряда.
Медицинский работник осуществляет ежедневный контроль за
соблюдением требований санитарных правил, организует профилактическую
работу с детьми и персоналом по предупреждению заболеваний, проводит
ежедневный осмотр детей при приеме в лагерь, контролирует проведение
закаливающих
процедур
(воздушные,
солнечные
ванны).
Медицинский
работник
контролирует
выполнение
санитарно-эпидемиологические
требования к организации питания детей в лагере (СаН ПиН 2.4.5.2409-08).
Уборщица проводит ежедневную влажную уборку с применением
моющих
средств.
Для
проведения
уборки
и
дезинфекции
помещений
и
оборудования используют моющие, чистящие и дезинфицирующие средства,
разрешенные к применению в установленном порядке. При использовании
данных
средств
соблюдают
инструкцию
по
их
применению.
Все
виды
дезинфекционных работ осуществляются в отсутствии детей. Технический
персонал в своей работе выполняет требования СаН ПиН 2.4.4.2599-10 (раздел
XI).
19
Методическое обеспечение программы
Методическое
обеспечение
–
это
процесс
и
результат
оснащения
педагогической
деятельности
методическими
средствами
и
информацией,
которые способствуют эффективному осуществлению работы.
Методическое обеспечение предусматривает комплексный подход
к организации работы с детьми в лагере на основе разнообразия видов и форм
деятельности, отказа от излишнего увлечения массовыми мероприятиями, от
авторитарного принуждения, внимания к личностному росту каждого ребенка.
Методическое обеспечение:
наличие программы лагеря, планов работы отрядов, плана-
сетки;
должностные инструкции всех участников процесса, приказ
об организации спортивно-оздоровительного лагеря на базе ФСК отделение п.
Горноправдинск;
подбор методического материала в соответствии с планом
работы;
проведение ежедневных планерок;
р а з р а б от ка
с и с т е м ы
от с л е ж и ва н и я
р е з ул ь т а т о в
воспитанников спортивно-оздоровительной площадки, подведения итогов.
В работе используются различные формы занятий: рассказ,
беседа,
игра,
конкурсно-игровые
программы,
подвижные
игры,
массовые
мероприятия и др..
Формы и методы работы:
Индивидуальные и коллективные формы работы в лагере
осуществляются
с
использованием
традиционных
методов
(беседа,
наблюдение, поручение, конкурсы рисунков, плакатов, праздники, экскурсии).
Педагогическое обеспечение программы:
максимальное
включение
детей
в
различные
формы
деятельности, участие в разработке, подготовке к мероприятиям;
20
сочетание
индивидуального
и
коллективного
включения
детей в различные формы деятельности;
систематическое информирование о результатах состязаний,
конкурсов, об условиях участия в том или ином деле;
организация
различных
видов
стимулирования
детей
и
взрослых, многообразие предлагаемых видов деятельности;
создание ситуации успеха.
Материально-техническое обеспечение:
спортивный зал в ФСК;
стадион:
беговая
дорожка,
игровые
площадки
для
баскетбола. футбола, волейбола. сектор для прыжка в длину и толкания ядра;
ледовая арена: футбольное поле, тринажерный зал, трибуны,
комментаторская, судейская, раздевалки, душевые, комната отдыха;
транспорт-1 единица;
оргтехника: компьютер с выходом в Интернет, телевизор,
музыкальный центр, принтер, сканер, ксерокс, фотоаппарат;
спортивное
оборудование:
футбольные,
баскетбольные,
волейбольные
мячи,
волейбольная
сетка,
футбольные
ворота,
тренажеры,
скакалки, обручи, ролики и т.д.;
Ресурсное
обеспечение:
спортивный
инвентарь,
настольные
игры,
канцелярские товары (ватман, бумага цветная, кнопки, скрепки, клей, краски
акварельные,
гуашь,
кисточки,
фломастеры,
ластики,
линейки,
карандаши
цветные и простые, мел и др.), видеофильмы, наглядные пособия.
Финансовое
обеспечение
будет
осуществляться
за
счет
МКУ
«Комитет по культуре, спорту и молодежной политике».
Ожидаемые результаты и критерии оценки
Критерии эффективности программы:
для того чтобы программа заработала, нужно создать такие условия,
чтобы каждый участник процесса (взрослые и дети) нашёл своё место, с
удовольствием относился к обязанностям и поручениям, с радостью
21
участвовал в предложенных мероприятиях. Для выполнения этих условий
разработаны следующие критерии эффективности:
постановка
реальных
целей
и
планирование
результатов
программы;
заинтересованность педагогов и детей в реализации программы,
благоприятный психологический климат;
удовлетворённость детей и взрослых предложенными формами
работы;
творческое сотрудничество взрослых и детей.
Ожидаемые результаты:
эффективное усвоение позитивных норм и ценностей по
средству физической культуры;
повышение уровня физической подготовленности и
спортивных результатов;
снижение роста правонарушений среди подростков;
проявление спортивных способностей у ребенка;
воспитание культуры спортивного соперничества,
ориентированной на принципы «честной игры»;
создание устойчивой ориентации на занятия спортом.
Формой подведения итога работы лагеря является
закрытие лагеря.
Подведение
итогов,
награждение
победителей
соревнований,
особо
отличившихся, активных детей.
Каникулы - для детей это время отдыха, но оно не должно быть
пустым время провождением. Необходимо предоставить детям возможность
раскрыть
свои
способности,
проявить
личную
инициативу,
познать
еще
непознанный мир и привлечь детей к активному общению с природой
ВЫВОДЫ
Каникулы - это летняя большая перемена для школьников. Во время
летних каникул происходит разрядка накопившейся за год напряженности,
восстановление израсходованных сил. Все дети без исключения с радостью
ждут
каникул,
связывают
с
ними
реализацию
своих
надежд
и
мечтаний,
возможность
найти
новых
друзей,
познать
ранее
незнакомое,
научиться
22
интересному делу. Поэтому на период летней лагерной смены должны быть
созданы
оптимальные
условия
для
безопасного
время
провождения
детейподростков, укрепления их здоровья и физической закалки, комфортного
общения, развития творческого потенциала и личностного роста.
Если считать приоритетными ценности и интересы детей, то атмосфера
лагеря, его обстановка, структура и взаимоотношения в коллективе должны
гармонизировать
интересам
и
потребностям
детей
в
соответствии
с
их
внутренним миром и образом жизни.
Программа
нашего
летнего
спортивно-оздоровительного
лагеря
с
дневным
пребыванием
детей
способствует
дальнейшему
развитию
физической
культуры
и
спорта
среди
учащихся
как
важного
средства
укрепления
их
здоровья,
обогащению
знаний
и
повышению
навыков
собственной безопасности.
Предполагается, что время, проведенное в лагере, не пройдет бесследно
ни для взрослых, ни для детей, и на следующий год они с удовольствием будут
участвовать в работе лагеря.
РЕЖИМ ДНЯ
спортивно-оздоровительного
лагеря
с
дневным
пребыванием
детей
«Олимпийцы – 19»
23
13.00 -13.15
общий сбор (встреча детей), линейка
(построение, прогноз дня)
На
линейку
быстро
стройся!
Все
скорей сюда, чтоб узнть распорядок
дня!
13.15 -14.45
отрядные, лагерные дела (работа по
плану)
Лучше лагеря нет места на свете -
Знают воспитатели, знают и дети.
И если ты час этот будешь в отряде,
Будет всем весело, будут все рады!
Вместе с отрядом сил не жалей,
Пой, танцуй, рисуй и клей!
14.45 -15.15
обед
Но у всех, смешливых даже,
За столом серьезный вид.
За обедом виден сразу аппетит.
Время обеда настало, и вот
Бодро отряд наш к столовой идёт...
15.15-17.45
тренировочные мероприятия
по видам спорта
Кольца, лесенки, турник.
Заниматься я привык.
Подтянусь, отожмусь,
По канату заберусь.
Руки мои – цепкие!
Ноги мои – быстрые!
Тренируюсь каждый день.
Лазать, прыгать мне не лень.
Приходите на часок
В наш спортивный уголок.
Упражнения с друзьями
Выполняйте вместе с нами!
17.45-18.15.
полдник
18.15.-18.50
работа
по
плану,
подготовка
к
мероприятиям
Если хочешь много знать,
Многому учиться,
Книги должен ты читать,
Только не лениться!
Кто-то любит танцевать.
Кто-то петь и рисовать,
Только
бездельники
час
этот
маются,
все ребята в кружках занимаются.
Не грустят в семействе нашем,
Мы поем, рисуем, пляшем,
Мастерим, умеем шить,
Все занятия хороши!
18.50-19.00
операция
«Нас
здесь
не
было»
(подведение
итогов
дня,
отправка
воспитанников домой)
А теперь всем: "До свидания!"
Завтра снова мы придем!
ШТАТНОЕ РАСПИСАНИЕ
работников лагеря с дневным пребыванием детей
«Олимпийцы -19»
24
Должность
Количество ставок
Начальник лагеря
1
Организатор
1
Тренеры-педагоги, воспитатели
5
Медицинская сестра
1
Уборщик служебных помещений
2
ИТОГО
8
ГРАФИК РАБОТЫ
работников лагеря с дневным пребыванием детей
«Олимпийцы -19»
25
Время
Мероприятие
С 13.00 до 19.00
Выход на работу начальника лагеря, тренеров-воспитателей,
вожатых
С 13.00 до 19.00
Выход на работ техперсонала
Список литературы:
1. Григоренко Ю.Н., Кострецова У.Ю., Кипарис-2: Учебное пособие
по организации детского досуга в детских оздоровительных лагерях и школе.
– М.: Педагогическое общество России, 2002;
2. Гузенко А.П. Как сделать отдых детей незабываемым праздником.
Волгоград: Учитель, 2007;
3. «Упражнения и подвижные игры на свежем воздухе»,
Санкт-
Петербург: «Детство-пресс» 2005;
4. Нещерет Л.Г. Хочу быть лидером! Выпуск 4.-Н. Новгород: изд-во
ООО «Педагогические технологии», 2006;
5. А.Н. Никульников. «Школьная площадка», Новосибирск, 2006;
6.
Организация досуговых, творческих и игровых мероприятий в
летнем лагере. С.И.Лобачева.Москва: ВАКО, 2007 г.
7.
Григоренко
Ю.Н.,
Кострецова
У.Ю.,
Кипарис-2:
Учебное
пособие по организации детского досуга в детских оздоровительных лагерях
и школе. – М.: Педагогическое общество России, 2002.
8.
Нещерет Л.Г. Хочу быть лидером! Выпуск 4.-Н. Новгород:
изд-во ООО «Педагогические технологии», 2006.
9.
Организация досуговых, творческих и игровых мероприятий в
летнем лагере. С.И.Лобачева.Москва: ВАКО, 2007 г.
10.
Учебник для
вожатого. М.П.Кулаченко – Ростов на Дону:
Феникс, 2008.
11.
Григоренко Ю. Н., Кострецова У. Ю., Кипарис-2: Учебное
пособие по организации детского досуга в детских оздоровительных лагерях
и школе. – М.: Педагогическое общество России, 2002.
12.
Организация досуговых, творческих и игровых мероприятий
в
летнем
лагере.
С.
И.Лобачева.
Москва:
ВАКО,
2007
г. Артамонова
Л.
Е. Летний лагерь: Организация, работа вожатого, сценарии мероприятий: 1-11
классы. – М., 2007 г.
26
27