Автор: Оксана Александровна Сандакова
Должность: заместитель директора по УВР
Учебное заведение: МБУДО "Трудармейский дом творчества"
Населённый пункт: п. Трудармейский, Прокопьевский р-н, Кемеровская обл.
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Анализ работы МБУДО "Трудармейский дом творчества за 2018-2019 учебный год
Раздел: дополнительное образование
Заместитель директора по УВР
МБУДО «Трудармейский дом творчества»
Сандакова О.А.
Анализ работы
муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования
«Трудармейский дом творчества»
за 2018-2019 учебный год
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОУ
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Трудармейский дом творчества» является многопрофильным
учреждением, дающим возможность детям и подросткам Прокопьевского муниципального района самоопределиться в различных сферах
деятельности.
Основные виды деятельности дома творчества:
1.
Реализация дополнительных общеразвивающих
программ по пяти направленностям: художественной, социально-педагогической,
туристско-краеведческой, технической и естественнонаучной;
2.
Организация районных мероприятий по направленностям;
3.
Организация занятий, досуга обучающихся в каникулярное время;
4.
Организация и проведение массовых мероприятий с учащимися и родителями (законными представителями), педагогами;
5.
Организация методической и консультативной помощи по вопросам дополнительного образования и воспитания.
КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Одним из главных условий, обеспечивающих успешную образовательную и воспитательную деятельность дома творчества, является
укомплектованность профессиональными педагогическими кадрами.
На 31 мая 2019 года в доме творчества количество работников составило 41 человека, из них:
Педагогических работников: штатных - 15 человек; совместителей – 19 человек (всего 34)
Педагог-организатор по туризму - 0 (по совместительству, уволен с 12.02.2019г)
Педагог-организатор по ЮНАРМИИ и РДШ – 1
Режиссер праздников – 1 (внутреннее совместительство)
Звукорежиссер – 1(внутреннее совместительство)
Младший обслуживающий персонал – 7 человек
В коллективе (штатные) работают 3 инвалида 3-й группы (педагоги)
Молодых специалистов нет
Педагогов
характеризует
высокий
профессиональный
и
образовательный
уровень.
В
учреждении
сохранен
хороший
кадровый
потенциал: На сегодняшний день:
Категория
Стаж работы
Образование
Возраст педагогов
Средний возраст
педагогов
Всего
Высшая
кат.
I кат.
СЗД
Без
кв.кат.
< 2 лет
2-5 лет
5-10 лет
10-20 лет
Более
20 лет
ВПО
СПО
Неоконченн
ое высшее
< 25 лет
25-35
35 и >
(из них
34
12
11
7
4
0
0
2
13
19
27
7
0
0
4
30/8
46
Анализ кадрового потенциала учреждения показывает, что коллектив педагогов стабильный, опытный, творческий.
Из таблицы видно, что в дополнительном образовании работают достаточно квалифицированные кадры, преимущественно с высшим
образованием и имеющие квалификационную категорию:
Высшее образование имеют – 79,4 % педагогов (27 чел). Средне специальное образование имеют – 20,6% педагогов (7чел).
Высшую кв. категорию – 35,3 % педагогов (12 чел); 1 кв. категорию – 39,4 % педагогов (11 чел). Всего имеют категорию – 74,4%
педагогов (23 чел). Соответствие занимаемой должности – 20, 6% педагогов (7 чел). Категории не имеют - 11% педагогов – это 4 чел. из
них 3 педагога были приняты в сентябре 2017 г. и будут поставлены в график для прохождения СЗД в 2019-2020 г., 1 педагог планирует
подать на аттестацию на присвоение 1 кв. категории. 55,8% педагогов имеют стаж работы более 20 лет.
Основной контингент педагогических работников составляют совместители – 55,8% (19 чел.), педагоги преимущественно в возрасте 35
и > лет – 30 человек, что составляет 88,2%. Молодых
специалистов
нет
- педагоги неохотно идут в систему дополнительного
образования, что вероятно обусловлено материальными условиями работы.
Административный состав – директор (имеет высшее образование, соответствие занимаемой должности, стаж работы более 30 лет),
заместитель директора по БЖ (имеет средне спец. образование, соответствие занимаемой должности, стаж работы более 20 лет) и
заместитель
директора
по
УВР
(имеет
высшее
образование,
соответствие
занимаемой
должности,
стаж
работы
более
20
лет).
Методисты – 4 штатных и 1 совместитель имеют высшее образование (100 %). В 2018-2019г. высшую категорию в получил 1 методист.
первую категорию подтвердил 1 методист (40%). Без категории - 2 методиста (40%) приняты в сентябре 2017г. (будут поставлены в
график на прохождение СЗД в 2019-2020г), СЗД - 1 методист-совместитель – 20%.
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ ПЕДАГОГОВ
На 31.05.2019г курсы повышения квалификации из 34 человека имеют 33 (97%), не имеет курсов ПК 1 педагог-совместитель (поставлен
в график на прохождение в 2019-2020г).
В течение 2018-2019 года повысили свою квалификацию на курсах повышения квалификации:
- КРИПКиПРО в г. Киселевске прошли курсы повышения квалификации по профилю деятельности по основному месту работы 2 педагога-
совместителя
- Дистанционно прошли КПК «Инфоурок» - 2 методиста
- зам. по БОП – 1 чел.
На 31.05.2019г из 34 человек аттестованы 30, что составляет 88,2% (высшая, первая, СЗД), Всего имеют категорию – 74,4% педагогов
(23 чел). Категории не имеют 4 чел. - 11%.
Успешно прошли аттестационные испытания:
- на повышение кв. категории (3 чел.):
- 1 методист - высшая кв. кат.
- 1 педагог - 1 высшая кв. кат.
- 1 педагог - 1 кв. кат.
- на подтверждение кв. категории (4 чел):
- 1методист -1 кв. кат.
- 1 педагог - высшая кв. кат.
- 2 педагога - 1 кв. кат.
- на СЗД (4 чел.):
– 1 заместитель директора по УВР
- 1 педагог
- 2 педагога-совместителя
По основному месту работы успешно подтвердил высшую кв. кат.1 педагог-совместитель и 1 педагог повысил кв.кат. до высшей.
В течение учебного года 34 педагогических работника приняли участие в работе обучающих семинаров, веб-семинаров, конференций
разного уровня.
В текущем учебном году на базе дома творчества прошла добровольная сертификация для педагогических и руководящих работников.
Все педагогические (11 чел.) и руководящие работники (2чел.) с успехом прошли данные испытания и получили сертификаты о прохождении.
Муниципальную добровольную сертификацию прошли 4 чел. (директор, заместитель директора по УВР и 2 методиста).
В ходе подготовки к аттестационным и сертификационным испытаниям всем работникам оказана методическая помощь.
ХАРАКТЕРИСТИКА КОНТИНГЕНТА УЧАЩИХСЯ
На начало учебного года (10.09.18г) в учреждении открыто 59 учебных групп (в прошлом уч. году – 59), количество учащихся в них -
749 детей (в прошлом году 797), работали 30 педагогов. На конец года – 63 группы, количество учащихся – 800, количество педагогов – 31
(данные изменены в связи с приемом 08.10.2018г, с 17.01.19г.. в течение года также отслеживалось движение учащихся в группах. Были
отчислены и зачислены учащиеся в группах)
Возрастной состав обучающихся 2018-2019
Возраст
2018-2019 учебный год
Май 2019
Дошкольники
64
7-10 лет
287
11-14 лет
386
15 и >
63
Всего/девочки
800/561
Численность педагогов, учащихся, групп
по реализуемым дополнительным общеразвивающим программам по направленностям на 2018 – 2019 уч.г.
Таким образом на 31.05.2019г в доме творчества всего – 800 детей. Из них 390 детей на базе образовательных учреждений; 410чел. - на базе дома
творчества. Опекаемых – 14 детей.
НА 31.05.2019
№
Направленность
Количество
педагогов
Количество
программ
Кол – во учебных групп и год обучения
Кол-во
уч. групп
Всего уч-
ся
1
2
3
4
5
1.
Художественная
9
13
6/63
5/55
2/30
1/10
1/10
15
168
2.
Туристско-краеведческая
5
5
5/65
1/15
1/15
0
0
7
95
3.
Техническая
3
2доп +3куга
4/38
0
1/15
0
0
2
53
4.
Естественнонаучная
2
2
1/10
0
2/25
0
0
3
35
5.
Социально-педагогическая
12
22
19/237
7/84
4/53
3/75
0
33
449
32
45 ДОП + 3 куга
35/413
13/154
10/138
4/85
1/10
63
800
35/413
13/154
15/233
63
800
Анализируя контингент учащихся в учреждении, можно отметить следующее:
На протяжении нескольких лет происходит уменьшение количества учащихся, которое связано с: введением внеурочки в школах,
большой конкуренцией кружков на территории (часть детей уходит на внеурочку в школу, часть в спорт, часть в учреждения культуры (кружки
при СДК, музыкальная школа), увольнением педагогов в связи с тем, что их загружают часами по внеурочной деятельности, с нехваткой узких
специалистов в школе (хореографы, вокалисты, техники).
Заинтересованность
детей в
получении
дополнительного
образования на
протяжении
ряда
лет наблюдается
в
социально-
педагогической
(449
чел),
художественной
(168
чел), туристско-краеведческой
(195
чел.)
направленностях.
Вовлекать
детей
нужно
в
техническую (53 чел) и естественнонаучную (35 чел) направленность.
В образовательный процесс включены все возрастные группы детей - дом творчества посещают дети в возрасте от 7 до 18 лет (800 чел);
Девочки (561 чел) составляют 70,1 % от общего числа обучающихся.
Большую часть контингента составляют дети младшего школьного возраста (287 чел) и среднего возраста (386 чел); мало детей
старшего школьного возраста (63 чел). По данным возрастного состава можно сделать вывод, что большое количество учащихся младшего и
среднего школьного возраста обусловлено заинтересованностью их родителей в получении детьми дополнительного образования
и в
занятости ребёнка в свободное время. Небольшое количество детей старшего возраста связано с большой загруженностью в школе.
В течение учебного года происходит движение учащихся (фиксируется приказом директора) в связи со сменяющимися интересами
детей, но так как зачисление учащихся проходит в течение всего года, показатели количества детей на начало учебного года и на конец
учебного года сохраняют положительную динамику, что подтверждает высокий спрос на предлагаемые образовательные услуги и высокие
показатели качества обучения.
Всего творческих объединений – 63. Наблюдается высокий процент (55,5%) количества групп 1 года обучения (35 гр.) – это связано с
приемом новых педагогов и открытием новых групп. 28 объединений (44,5%) - сформированы с учетом перевода детей по программам
предусматривающих переход на последующие года обучения.
ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Образовательный процесс является гибкой структурой, быстро реагирующей на социальные заказы общества, семьи, потребности
учащихся. Образовательный процесс в 2018-2019 учебном году, помимо дома творчества, осуществлялся на базе 12 образовательных
учреждений района на основе Договоров о сотрудничестве.
Учебные занятия в учреждении начинаются с 10 сентября и заканчиваются 31 мая. Количество учебных групп, численный состав
учебной группы, количество часов занятий в неделю регламентировано учебным планом из расчета норм бюджетного финансирования.
В текущем учебном году все объединения работали согласно расписанию, составленному с учетом наиболее благоприятного режима
труда и отдыха учащихся, их возрастных особенностей, установленных санитарно-гигиенических норм, с учетом рациональной загрузки
кабинетов. Расписание занятий утверждается директором дома творчества.
Занятия начинаются не ранее 8.30 часов и заканчиваются не позднее 20.00 часов (можно отметить, что в зимний период количество
посещений занятий учащимися сокращается – это связано с погодными условиями, сильными морозами, и тем, что в данное время года очень
быстро
темнеет.
В
связи
с
этим
родители
не
охотно
отпускают
детей
на
занятия,
но
стараются
предупредить
об
этом
педагогов).
Продолжительность занятия исчисляется в академических часах и составляет: для детей до 7 лет – 30 минут, для остальных учащихся - 45
минут с обязательными 10 минутными перерывами.
Образовательный процесс дома творчества сочетает разные типы занятий: групповые, индивидуальные, практические, творческие и т.д.
Формами
организации
учебной
деятельности
в
доме
творчества
являются:
концертные
выступления,
репетиция,
экскурсия,
практическая работа, исследовательская работа, слеты, конкурсы,
фестивали, выставки. Следовательно, отсутствие в нашем учреждении
жесткой регламентации деятельности, субъект-субъектные взаимоотношения детей и взрослых, комфортные условия для творческого развития
воспитанников содействуют развитию целостной, разносторонне развитой личности.
Организация
образовательного
процесса
в
доме
творчества
регламентируется
Уставом,
учебным
планом,
годовым
календарным
учебным графиком и расписанием занятий. Программы разрабатываются с учетом современных требований, запроса со стороны родителей и
детей, национально-региональных особенностей. Содержание дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ и сроки
обучения по ним определяются учебным планом, разработанным и утвержденным домом творчества самостоятельно.
В 2018 – 2019 учебном году дом творчества работал по 5 направлениям:
Художественная
направленность
–
декоративно-прикладное
творчество,
изобразительное
искусство.
Программы
художественной
направленности развивают творческий потенциал ребенка, его фантазии, творческого воображение и художественный вкус. Декоративно-
прикладное творчество предполагает создание продукта (поделок, панно, других творческих работ). Программы направлены на изучение
традиций национального искусства, развивают художественно- творческие умения. На выставках, в которых принимают участие обучающиеся
можно
увидеть
многообразие
направлений
деятельности
дома
творчества:
это
мастерство
лепки
из
пластичной
массы,
флористика,
художественное оформление изделий, поделки из природного материала, роспись изделий в народных традициях и т.д.
Социально-педагогическая – вокал, хореография (эстрадный, народный танец), театральный, юный пешеход, журналистика, народная
культура. Программы данной направленности так же развивают фантазию, творческое воображение и художественный вкус. Творческие
коллективы: хореографический коллектив «Зодиак», вокальный коллектив «Крепкий орешек», являются украшением районных, областных
мероприятий, достойно представляют дом творчества в конкурсах и фестивалях разного уровня. Открыты новые детские объединения –
театральный и по профилактике ДТП.
Туристско-краеведческая – туризм, краеведение. Данные программы включают в себя теоретическую и практическую подготовку по
технике
и
тактике
пешеходного
туризма.
Эти
программы
призваны
расширять
знания
(географические,
этнографические,
литературоведческие) по истории родного края, они предусматривают организацию исследовательского поиска, малоизвестных фактов
истории родного края.
Техническая – информационные технологии, техническое моделирование.
Программы предусматривают развитие интереса к технике,
моделированию,
формированию
конструкторского
мышления.
Педагоги
обучают
юных
кружковцев
навыкам
работы
с
инструментами
различной сложности. Занятия способствуют не только эстетическому и нравственному воспитанию, но и развивают такие качества, как
трудолюбие, смекалка, находчивость и изобретательность. Воспитанники принимают активное участие в областных выставках детского
технического творчества.
Естественнонаучная – юные натуралисты, экологи. Программы направленности включают в себя приобщение детей к изучению и
сохранению природы, к основам исследовательской деятельности, формированию системы ценностного отношения и любви к окружающей
среде.
В рамках учебного процесса реализуются программы от 1 до 4 лет обучения.
Программное обеспечение образовательного процесса
В 2018-2019 учебном году в доме творчества реализовывались 45 дополнительных общеразвивающих программ и 3 Календарных
учебных графика
Реализация программ по направленностям образовательной деятельности в учебном году
Направленность
Количество дополнительных общеразвивающих программ
2016-2017
2017-2018
2018-2019
На
10.09.16
На
31.05.17
На 10.09.17
На 31.05.18
На 10.09.18
На 31.05.19
Художественная
13
14
15
15
13
13
Техническая
2
2
2
2
2
2 +3 КУГ
Естественнонаучная
3
3
3
3
2
2
Туристско-краеведческая
8
8
5
5
5
5
Социально-педагогическая
21
21
24
25
22
23
итого
47
48
49
50
44
45 + 3КУГа
В 2018-2019 г. учреждении реализуются 45 дополнительных общеразвивающих программам срок реализации от 1 до 5 лет обучения и 3
КУГа. Из них для дошкольников –5программы (10,4%), для детей младшего возраста – 15 программ и 1 КУГ (33,3%), для детей среднего
возраста - 23 программы и 2 КУГа (52%) и старшего возраста – 1 программа (2%)
Преобладают программы, рассчитанные на 1 год обучения - 16 программ и 1 КУГ (35,4%) и программы, рассчитанные на 3 года
обучения – 14 программ и 2 КУГа (33,3%). Программы, рассчитанные на 2 года обучения (9шт.) – 18,8%, а программы на 4 года и 5 лет
обучения (5шт.,2 шт.) составляют – 14,6 %.
МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА И РАБОТА С КАДРАМИ
Роль методической работы учреждения значительно возрастает в современных условиях в связи с необходимостью рационально и
оперативно использовать новые методики, приемы и формы обучения и воспитания. С учетом уровня организации учебно-воспитательного
процесса, особенностей состава учащихся дома творчества была выбрана методическая тема учреждения: «Обеспечение условий для
непрерывного совершенствования профессионального мастерства педагога с учетом основных направлений работы учреждения». Цель:
развитие творческого потенциала педагогов и учащихся учреждения. Был определен следующий круг задач:
проанализировать педагогические условия развития творческой активности участников педагогического процесса;
обеспечить уровень образования, соответствующий современным требованиям, на базе содержания образования;
развить у учащихся самостоятельность к самообразованию и саморазвитию;
обеспечить условия, учитывающие индивидуально – личностные различия учащихся, для лучшей реализации общих, единых для всех
целей обучения.
Поставленные перед коллективом задачи решались через совершенствование методики проведения занятий, индивидуальной и групповой
работы с одаренными детьми, коррекцию знаний учащихся на основе диагностической деятельности педагога, развития способностей и
природных задатков учащихся, а так же ознакомление педагогов с новой педагогической и методической литературой.
При планировании методической работы педагогический коллектив стремился отобрать те формы, которые реально позволили бы решать
проблемы и задачи, стоящие перед учреждением. Актуальной является проблема выявления роли и возможностей методического обеспечения
в
учреждении,
работающем
по
дополнительным
общеобразовательным
(общеразвивающим)
программам,
разработанным
педагогами
дополнительного образования, отвечающим современным тенденциям развития дополнительного образования. Создана и обоснована модель
методического обеспечения образовательной деятельности дома творчества. Модель включает в себя нормативно-методические материалы
(календарные учебные графики, программы и т.п.) общие сведения об обучении (количество часов, теория, практические занятия), порядок и
сроки контроля. Особое место в модели отводится контролю знаний учащихся (входной, промежуточный, итоговый). Разработанная модель
методического обеспечения представляет собой методическое сопровождение всех элементов образовательной системы: целей образования,
содержания
образования,
дидактических
процессов,
организационных
форм.
Методисты
дома
творчества
оказывают
педагогам
всю
необходимую помощь при проведении контроля знаний учащихся. Педагоги дополнительного образования стремятся творчески подойти к
контролю знаний учащихся, принести в нее что-то свое, особенное, применяя последние достижения техники и педагогической науки.
Педагоги дополнительного образования в ходе проведения контроля знаний оценивают результативность обучения и воспитания обучающихся
в рамках своей общеобразовательной (общеразвивающей) программы, вносят необходимые коррективы в методику преподавания. В целом же
для учреждения дополнительного образования контроль знаний учащихся является важным показателем качества образовательных услуг и,
соответственно, престижа в социуме. Высокое мастерство педагогов позволяет учащимся дома творчества ежегодно показывать высокие
результаты обучения.
Совершенствованию программного обеспечения работы учреждения способствовала целенаправленная работа педагогов под руководством
методистов
и
заместителя
директора
по
УВР.
Уровень
и
направленность
реализуемых
программ,
календарных
учебных
графиков
соответствуют
установленным
требованиям.
В
доме
творчества
в
2018-2019
учебном
году
реализовывалось
45
дополнительных
общеобразовательных
(общеразвивающих)
программ
и
3
КУГа.
Программы
учитывают
образовательные
потребности
и
возрастные
особенности учащихся.
Методическая деятельность в 2018-2019 учебном году была направлена на совершенствование качества учебно-воспитательного процесса,
расширение
образовательного
пространства,
повышения
профессионального
уровня
каждого
педагога,
вооружение
его
актуальными
педагогическими знаниями и современными технологиями. Большое внимание уделялось совершенствованию форм профессионального роста
педагогов, вопросам подготовки к аттестации педагогических кадров в новых условиях.
Методическое сопровождение образовательного процесса велось в следующих направлениях:
- инструктивно-методическая, организационная деятельность,
- повышение профессиональной компетентности педагогов,
- организация публичного представления учреждения,
- организация мониторинга образовательной деятельности,
- повышение имиджа учреждения.
Организуя работу с педагогическими кадрами в учреждении, в этом учебном году проведено:
4 педагогических совета по темам:
1.
Перспективы развития учреждения на 2018-2019 учебный год
2.
Профессиональный стандарт педагога дополнительного образования
3.
Утверждение
плана
работы
по
профилактике
безнадзорности
правонарушений
несовершеннолетних и
КУГов дополнительного
образования на 2018-2019 учебный год
4.
Итоги работы учреждения за 2018-2019 учебный год
Основное внимание уделяется повышению профессиональной подготовки педагогических кадров. Повышение профессионального уровня
педагогов осуществляется через работу на районной конференции педагогов, на семинарах, курсах повышения квалификации, через конкурсы
педагогического
мастерства,
а
также
через
самообразование
(мониторинговые
исследования
и
разработка
дополнительных
общеобразовательных (общеразвивающих) программ).
Сегодня дом творчества, как и другие учреждения дополнительного образования, стремится осваивать новые функции стратегического
планирования, проектирования, консультирования, мониторинга и диагностики образовательной деятельности. Одним из условий успешной
работы коллектива является профессиональная компетентность каждого педагога, а важнейшим средством повышения педагогического
мастерства педагогов дополнительного образования, связующим в единое целое всю систему работы дома творчества, является методическая
работа.
Методистами
выбираются
те
формы,
которые
способствуют
повышению
квалификации:
тематические
методические
советы,
методические
объединения,
творческие
микрогруппы,
семинары,
открытые
занятия,
мастер-классы,
«круглые
столы»,
разработка
методических рекомендаций и т.д. В текущем году собран банк сценариев и методических разработок. Ежегодно педагоги дополнительного
образования участвуют в конкурсах различного уровня, повышающих их творческую активность.
Обобщение и распространение актуального педагогического опыта работы педагогов дополнительного образования является неотъемлемой
частью методической работы дома творчества. В 2018-2019 учебном году был обобщен опыт работы педагога дополнительного образования:
Смоленцевой О.О. по теме: «Развитие творческих способностей учащихся средствами хореографической деятельности».
В 2018-2019 учебном году с целью повышения профессиональной подготовки, изучения и обобщения педагогического опыта были
посещены областные семинары:
1.
Августовские мероприятия работников образования Кемеровской области «Качественное образование: современные вызовы и лучшие
практики», Открытое заседание РПМО «Система оценки качества дополнительного образования детей: опыт, перспективы» - 3чел.,
август 2018
2.
Районное методическое объединение учителей, 2 чел, август 2018
3.
Областной семинар «Методический компонент образовательной деятельности ОУ ДОД», 5 чел., сентябрь 2018
4.
Областной круглый стол Юнкоры Кузбасса, 1 чел., октябрь 2018
5.
Областной
семинар
«Специфика
организации
музыкально-ритмической
деятельности
детей
старшего
дошкольного
и
младшего
школьного возраста в ОО ДО и ДОО», 3 чел., октябрь 2018
6.
Областной семинар-практикум на тему: «Внедрение робототехники в учебный процесс образовательных организаций», 1 чел., ноябрь
2018
7.
Областной семинар «Инновационные формы организации образовательного процесса», 5 чел., ноябрь 2018
8.
Областной семинар «Нормативное и правовое обеспечение деятельности организаций дополнительного образования при работе с
детьми с ОВЗ», 3 чел., ноябрь 2018
9.
Областной семинар «Современные образовательные практики социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в
условиях доступной среды», 3 чел., март 2019
10. Областное совещание «Реализация мероприятий по формированию современных управленческих и организационно-экономических
механизмов в системе дополнительного образования детей КО в рамках реализации федерального проекта «Успех каждого ребенка», 2
чел., апрель 2019
11. Областной семинар «Пути и перспективы развития инновационных направлений технического творчества в ОО КО» 1 чел., май 2019
12. Областное
совещание
для
руководителей
организаций
дополнительного
образования
по
вопросам
развития
дополнительного
образования Кемеровской области,2 чел., май 2019
Приняли
участие в веб-семинарх и вебинарах –
по организации и внедрению МОЦ и ПФДО, вопросам образования и воспитания,
нормативной правовой базе в количестве более 15 шт.
В течение года педагогическими работниками были разработаны следующие виды методической продукции:
1.
Мастер-класс «Изготовление броши из застежки-молнии» (мастер-класс Сандакова О.А.)
2.
Мастер-класс «Изготовление подарочной коробочки с сюрпризом» (мастер-класс Сандакова О.А.)
3.
Мастер-класс по изготовлению оберега-магнита «Мешочек счастья» (Головлева Н.В.)
4.
Мастер – класс по изготовлению брелка «Дерево желаний» (Головлева Н.В.)
5.
Мастер – класс «Бабочка из фоамирана на карандаше» (Смирнова Е.Г.)
6.
Мастер-класс «Шкатулка из фоамирана» (Смирнова Е.Г.)
7.
Мастер - класс «Цветок – трансформер» (Головлева Н.В.)
8.
Сценарий мероприятия «Чудеса Технограда» (Дышлакова Е.В.)
9.
Сценарий мероприятия «Робот. Робот. Робот!» (Дышлакова Е.В.)
10. Сценарий «Любить природу – творить добро» (Ситенкова Н.Ю.)
11. Сценарий проведения 2 этапа областного конкурса «Семья Экология Культура» (Курмаз О.Ф., Ситенкова Н.Ю.)
12. Интеллектуальная игра на знание ПК (Станцель В.А.)
13. Методическая разработка «Здоровьесберегающие технологии на занятиях ДПИ» (Дышлакова Е.В.)
14. Методическая разработка «Здоровьесберегающие игры и физкультминутки на занятиях ДПИ» (Дышлакова Е.В.)
15. Методическая разработка «Празднование Дня славянской письменности и культуры в детском театральном объединении, как средство
формирования речевой культуры учащихся» (Шаймухаметова О.А.)
16. Методическая разработка «Сценическое волнение у детей, его аспекты, способы решения проблемы публичных выступлений»
(Шаймухаметова О.А.)
17. Методическая разработка «Летние профильные смены, как одна из форм взаимодействия образовательных учреждений с учреждением
дополнительного образования» (Курмаз О.Ф.)
18. Методическая разработка «Бионика как наука» (Ситенкова Н.Ю.)
19. Методическая разработка «Агро метеорология для начинающих» (Ситенкова Н.Ю.)
20. Методическая разработка «Экологическое воспитание в семье» (Ситенкова Н.Ю.)
21. Методическая рекомендация «Родителям об отношении к ребенку» (Ситенкова Н.Ю.)
22. Методическая рекомендация «Постановка композиции танцев» (Смоленцева О.О.)
23. Методическая рекомендация «Постановка композиции танца «Праздник» (Шлагова О.С.)
24. Методическая рекомендация «Технология обобщения педагогического опыта» (Курмаз О.Ф.)
25. Альбом к 85-летнему юбилею Гагарина (Дышлакова Е.В.)
26. Конспект занятия по изо «Зентангл» (Гельмель Г.А.)
27. Викторина «Я - техник» (Дышлакова Е.В.)
28. Программа палаточной профильной смены «Дети. Творчество. Успех» (Курмаз О.Ф., Дышлакова Е.В., Ситенкова Н.Ю., Пугаева О.В.)
29. Брошюра о проведении областной акции «Люби и знай родной Кузбасс!» (Пугаева О.В.)
30. Брошюра «Школа безопасности -2019» (Пугаева О.В.)
31. Сборник игр, конкурсов, мероприятий для детей «Как весело провести время» (Ситенкова Н.Ю.)
МБУ ДО «Трудармейский дом творчества» является организатором районных творческих конкурсов разной направленности. В 2018-2019
учебном году разработаны (подкорректированы) Положения о проведении районных конкурсов, фестивалей, акций (всего 24 шт.):
Художественная направленность:
1.
Положение районного конкурса детского творчества «Зеркало природы» (номинация дпи)
2.
Положение районного конкурса фоторабот «Красивое рядом» (номинация дпи)
3.
Положение районного конкурса фотографий «Лучшие друзья - дед, бабуленька и я!», посвященного Дню уважения старшего поколения
среди образовательных учреждений района
4.
Положение районного конкурса фотографий «Моя мама, лучше всех!», посвященного Дню матери среди образовательных учреждений
района
5.
Положение районного конкурса детского творчества «Солнечные лучики» среди дошкольных учреждений Прокопьевского района
(номинация дпи, мастер-классы)
6.
Положение
районного
фестиваля-конкурса
детского
творчества
«Юные
звезды
Прокопьевского
района»
среди
образовательных
учреждений района (номинация дпи, мастер-классы)
7.
Положение районного конкурса «Эмблема с хештегом среди образовательных учреждений района
Техническая направленность:
1.
Единый день технического творчества в образовательных учреждениях Прокопьевского муниципального района;
2.
Районный фестиваль-выставка «Робототехника».
Социально-педагогическая направленность:
1.
Положение о районном фестивале-конкурсе детского творчества «Юные звёзды Прокопьевского района» (номинация «Вокал»,
«Хореография», «Театр»)
2.
Положение о районном конкурсе детского творчества среди дошкольных учреждений «Солнечные лучики» (номинация «Вокал»,
«Хореография», «Чтецы», «Театр»)
3.
Положение о районном конкурсе чтецов «Процветай, район мой величавый»
4.
Положение о районном конкурсе-фестивале художественной самодеятельности среди работников образовательных учреждений «От героев
былых времён», посвящённом Дню Победы.
Естественонаучная направленность:
1.
Положение о проведении экологического конкурса «Птицеград»
2.
Положение о проведении районной экологической акции «Берегите природу родного края!»
3.
Положение о проведении районной экологической акции «Эстафета добрых дел по сохранению природы!»
4.
Положение о проведении районного тура областного конкурса творческих работ «Календарь здоровья»
5.
Положение районного тура областной викторины «Заповедные земли»
6.
Положение районного конкурса фотографий «Профессия в лицах», посвященного 95-летию ПМР
Туристско-краеведческая направленность:
1.
Положение о проведении областной акции «Люби и знай родной Кузбасс!»
2.
Положение о районном туре областного конкурса на лучшую организацию работы музеев образовательных организаций
3.
Положение о районном туре областного конкурса программ и методических материалов туристско-краеведческой направленности
4.
Положение о районном туре областного конкурса «Юный экскурсовод Кузбасса»
5.
Положение о районном туре областного конкурса на знание государственной символики России и Кемеровской области
6.
Положение о проведении районного тура областного конкурса туристско-краеведческих путешествий и экспедиций
7.
Положение о районном туре областного заочного конкурса творческих работ «Жизнь в гармонии с природой»
С целью совершенствования информационно-методической работы, оказания консультативной помощи педагогам дополнительного
образования ведется: проведение тематических консультаций; ознакомление педагогов дополнительного образования с нормативно-правовыми
документами, приказами, инструкциями и другими информационными материалами Министерства образования РФ и ДОиНКО.
В течение учебного года заместитель директора по УВР, методисты оказывали методическую помощь каждому педагогу по написанию
дополнительных общеразвивающих программ, по составлению портфолио педагога и коллектива, по вопросам воспитания и пр. Оказывалась
методическая помощь педагогам при подготовке документов к участию в профессиональных мероприятиях (районные и областные мастер-
классы, выставки) и конкурсах, а также при подготовке к прохождению аттестации и сертификации.
Помимо курсов повышения квалификации педагоги повышают свою компетенцию, работая над темами по самообразованию, участвуют
в творческих интернет-конференциях, конкурсах по профилю. В течение учебного года педагоги принимали активное участие в конкурсах
профессионального мастерства, проводили мастер-классы (районный фестиваль мастер-классов по дпи и изо приняли участие 8 педагогов;
областная профильная смена для юных техников -1; Кузбасский образовательный форум – 5. Все педагоги отмечены благодарственными
письмами и дипломами. Выступали на семинарах, публиковали свои материалы в электронных изданиях 6 чел.
В областном туристическом
слете работников образования с. Костенково «Сибирская сказка» приняли участие 2 педагога дома творчества. Решетникова Н.В. приняла
участие в международном конкурсе среди руководителей вокальных коллективов и стала лауреатом 3 степени. Гельмель Г.А. получила
сертификат участника областного конкурса среди педагогов изо «Художественное творчество педагога».
В текущем году приняли участие 12 педагогов, стали призерами 6 человек (в 17-18г – приняли 16 пдо, призеры 12; в 16-17 году в
конкурсном движении приняли участие 12 человек, призеры – 11).
В областных - 6 участников, 1 призер; во всероссийских конкурсах – 4 участника и 4 призера; в международных конкурсах – 1 участник
нет призера.
Анализируя представленные данные можно сделать вывод о том, что в 2018-2019 уч. году из 15 педагогических работников (штатных)
приняли участие в конкурсах различного уровня 7 педагогов, что составляет 46,6% (в 17-18г. – 12 – 80%; в 16-17г. 9 - 64,3%), 6 из них стали
призерами:
1.
Областной этап Всероссийского конкурса «Сердце отдаю детям» - сертификат участника (Смоленцева О.О.)
2.
Всероссийский конкурс «Педагоги ХХI века: опыт, достижения, методика» - 2 место (Дышлакова Е.В.)
3.
Всероссийская блиц-олимпиада «Педагогический кубок», номинация «Культура здорового образа жизни» - 1 место (Сандакова О.А.)
4.
Всероссийская блиц-олимпиада «Педагогический кубок», номинация «Профессиональная этика педагога» - 2 место (Сандакова О.А.)
5.
Областной Единый день технического творчества в образовательных организациях Кемеровской области – почетная грамота Лидера и
переходной кубок (педагогический коллектив)
6.
Международный конкурс преподавателей и руководителей творческих коллективов «Отражение таланта» - лауреат 1 ст. (Решетникова
Н.В.)
7.
Международный конкурс-фестиваль «Золотая чайка», г.Сочи - 1 место в номинации 4 возрастная группа ПРОФИ – от 21 года
(Решетникова Н.В.)
8.
Международный педагогический конкурс «Образовательный ресурс» г.Москва, номинация «Методические разработки» («Летние
профильные смены, как одна из форм взаимодействия образовательных учреждений с учреждением доп.образования») – 1 место
(Курмаз О.Ф.)
9.
Международный педагогический конкурс «Образовательный ресурс» г. Москва, номинация «Методические рекомендации»
(«Постановка композиции танцев») – 1 место (Смоленцева О.О.)
10. Международный педагогический конкурс «Образовательный ресурс» г. Москва, номинация «Методические рекомендации»
(«Постановка композиции танца «Праздник») – 1 место (Шлагова О.С.)
11. Областной
конкурс
методических
материалов
«Ценности
и
традиции
детского
коллектива,
как
условие
воспитания
учащихся
учреждения дополнительного образования детей» - сертификат за участие (Шаймухаметова О.А.)
12. Всероссийская блиц олимпиада «Работа с родителями» - 1 место (Ситенкова Н.Ю.)
13. Всероссийский конкурс для педагогов «Педагогический триумф» Экологические игры как средство воспитания любви к природе
младших школьников» - 2 место (Ситенкова Н.Ю.)
В течение года активность профессиональной деятельности педагогов неоднократно отмечалась благодарственными письмами на
различных уровнях:
1.
«За высокий профессионализм, преданность своему делу и личный вклад в эстетическое воспитание детей и молодёжи России»
(Международный конкурс-фестиваль «Золотая чайка», г.Сочи) (Решетникова Н.В.)
2.
Областная благотворительная акция «Ангел надежды» (Сандакова О.А., Смирнова Е.Г., Головлева Н.В., Дышлакова Е.В.)
3.
Благодарность за помощь в организации I Международного конкурса детского рисунка «Наше космическое завтра» (Гельмель Г.А.,
Дышлакова Е.В.)
4.
Благодарность
за
наставничество
над
финалистом I
Международного конкурса детского рисунка
«Наше космическое завтра»
(Гельмель Г.А.)
5.
Благодарность за неиссякаемый педагогический талант, высокий профессионализм и многолетний кропотливый труд в деле воспитания
подрастающего поколения (АРТ-талант) Сандакова О.А.
6.
Грамота за четкое и объективное судейство на областных соревнованиях (Горохов В.В.)
Хочется отметить, что педагоги дома творчества, принимают активное участие не только в конкурсах профессионального мастерства, но
и в творческих конкурсах разного профиля. Так на августовских встречах педагогов (август 2018) наши участники заняли 1 место в творческой
выставке-конкурсе «Эмблема хэштег». Неоднократно наше учреждение было отмечено грамотами УО за организацию и качественное
проведение районных конкурсов, участие в областном Кузбасском образовательном форуме.
Муниципальными наградами, грамотами премиями отмечены 6 чел.
Областной наградой отмечен 1 чел.
Исходя
их
вышеизложенного,
можно
отметить,
что
в
учреждении
сохраняется
высокий
уровень
организации
и
содержания
образовательного
процесса.
Успешно
работает
система
непрерывного
процесса
обучения.
Педагоги
постоянно
повышают
свой
профессиональный
уровень,
который
осуществляется
через
повышение
уровня
образования,
областные
семинары,
семинары
внутри
учреждения, а также через курсы повышения квалификации. Анализ показывает, что в доме творчества работает инициативный, творческий,
работоспособный коллектив педагогов.
Вместе с тем необходимо отметить, что существует ряд проблем:
- недостаточное внимание уделялось детальному изучению современных педагогических технологий;
- не организовывалось обучение педагогов проектной и исследовательской деятельности.
Исходя из вышеназванных недостатков, следует продолжить работу над методической темой учреждения «Обеспечение условий для
непрерывного совершенствования профессионального мастерства педагога с учетом основных направлений работы учреждения».
КОНТРОЛЬ
Административный контроль осуществлялся согласно плана внутреннего административного контроля на 2018-2019 год.
Цели и задачи административного контроля:
Совершенствование организации учебно-воспитательной деятельности учреждения дополнительного образования.
Улучшение качества образовательной деятельности учреждения.
Повышение уровня организационных знаний, умений и навыков педагогов дополнительного образования
Контроль велся по следующим направлениям:
- ведение учебно-планирующей документации (дополнительная общеразвивающая программа, КУГ
- контроль за ведением журналов учета рабочего времени, план воспитательной работы, отчет о работе педагога за год.
- соблюдение санитарно-гигиенических норм, техники безопасности;
- комплектование учебных групп и их наполняемость;
- сохранность контингента учащихся, посещаемость детьми объединений;
- проведение занятий в соответствие с расписанием;
- проведение воспитательных мероприятий;
- уровень освоения дополнительных общеразвивающих программ;
- полнота реализации образовательных программ.
На начало учебного года были проведены проверки дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ. Проверенная
документация соответствует нормативным требованиям.
В течение года осуществлялась методическая помощь педагогам при написании и корректировки образовательных программ по всем
направленностям. Программы приведены в соответствие с Законом РФ «Об образовании» (Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-
ФЗ);
Приказ
Министерства
просвещения
РФ
от
9
ноября
2018
г.
№
196
«
Об
утверждении
порядка
организации
и
осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным
программам»;
Примерными
требованиями
к
программам
дополнительного образования детей. Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей
Минобразования и науки России от 11.12.2006 г. № 06-1844; Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014
№ 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима
работы ОО ДОД». Были разработаны новые дополнительные общеразвивающие программы (Модница, На все руки мастер, Веселый рюкзачок,
Балаганчик). На следующий учебный год задача – продолжить работу по усовершенствованию образовательных программ. Была оказана
помощь педагогам при составлении КУГа к программам на 2018-2019 год, написании отчета педагогов дополнительного образования за год,
даны рекомендации по написанию плана воспитательной работы объединения.
В течение года проводилась проверка журналов учета работы педагогов дополнительного образования. Ведение журналов педагогами
проводилось ежемесячно в соответствии с методическими рекомендациями по ведению журналов. Анализируя результаты проверки журналов
учета работы объединения в системе дополнительного образования детей нужно отметить:
- положительные результаты: практически нет ошибок при заполнении журналов, многие педагоги заполняют журналы без замечаний.
- отрицательные результаты: не всегда педагоги пользуются методическими рекомендациями, что ведет к ошибкам в заполнении журналов, а
так же практика показала, что о разделах журнала, которые заполняются очень редко (годовой цифровой отчет, достижения обучающихся и
т.д.) педагоги забывают и не заполняют вовсе, отсюда вытекает вывод: необходимо в начале учебного 2019-2020 года провести семинар по
правильности заполнения журналов и ввести более жесткий контроль за заполнением их в течение года.
Контроль за наполняемостью в детских объединениях проводился в течение года. Наполняемость учащихся в объединениях это больная
тема
для
учреждений
дополнительного
образования
детей
и
наше
учреждение
не
исключение.
Анализируя
результаты
контроля
за
сохранением контингента в объединениях, следует отметить, что есть объединения, в которых нужно усилить контроль за посещаемостью
учащихся. А так же в некоторых объединениях в течение всего контролируемого времени отмечалась хорошая посещаемость.
По итогам
проверки посещаемости детских объединений учащимися средний процент посещений занятий составил более 90%. Причины не посещения,
как правило, являются уважительными (болезнь, мероприятия в школе) и не уважительными (потеря интереса к деятельности).
В
течение
года
осуществлялся
контроль
за
движением
учащихся
(зачисление
и
отчисление
производилось
только
по
приказу
директора). По результатам проверок сохранности контингента в детских объединениях можно отметить, что она составляет более 99%.
Потеря контингента, объяснимая: смена места жительства, большая нагрузка в общеобразовательной школе.
В течение года методистами и заместителем директора по УВР осуществлялся контроль за качеством проведения занятий педагогами
дополнительного
образования. Анализируя занятия педагогов, можно сделать следующие выводы: занятия в объединениях проводились
регулярно
по
расписанию. Некоторые педагоги ответственно подходят к подготовке и проведению занятий; показывают свой опыт и
мастерство в проведении занятий системы дополнительного образования.
На основании общего анализа можно сделать выводы о достаточно
высоком уровне проведения занятий у педагогов-стажистов, молодым педагогам нужно больше изучать литературу, рекомендации по профилю
работы.
В целом, контрольно-оценочная деятельность в этом учебном году оказалась на должном уровне. В следующем учебном году
необходимо продолжить работу в данном направлении.
В течение года велся контроль за проведением массовых мероприятий с детьми, как районных, так и учреждения. Мероприятия
проведены согласно утвержденному плану, своевременно, на хорошем уровне.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Основными критериями в оценке качества и эффективности образовательной и воспитательной деятельности учреждения являются
творческие и спортивные достижения учащихся в конкурсах, соревнованиях различного уровня, показатели уровня освоения учащимися
дополнительных
общеразвивающих
программ
и
их
реализация,
сохранение
контингента
обучающихся.
Вырос
показатель
сохранности
контингента учащихся за 2018-2019 учебный год и составил 100% (в 2016-2017 уч.г. - 98,4 %; в 2017-2018г – 99,5%).
Итоги реализации дополнительных образовательных общеразвивающих программ отслеживаются через процентное выполнение
программ за год. Учет процентного выполнения образовательных программ позволяет отслеживать количественный уровень освоения
программного материала. За 2018/2019 учебный год средний процент выполнения образовательных программ составил 97 % (4% - учебных
занятия «выпали» из-за праздничных дней, листов нетрудоспособностей, но запланированные темы учебных занятий педагогами всех
направленностей выданы на 100% за счет объединения тем).
Качественным
показателем
освоения
содержания
дополнительных
общеобразовательных
общеразвивающих
программ
является
итоговый (итоговый промежуточный) контроль, который успешно прошли все учащиеся учреждения. Контроль ведется согласно Положению
о промежуточной и итоговой аттестации учащихся, он является неотъемлемой частью образовательного процесса, которая позволяет всем
участникам реально оценить уровень освоения дополнительных общеразвивающих программ и результативность творческой деятельности.
Подведение итогов реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ осуществляется в форме диагностики по
итогам
прохождения
программы
(за
год
или
в
полном
объеме),
к
которой
допускаются
все
учащиеся,
освоившие
дополнительную
общеразвивающую программу, в соответствии с прогнозируемым результатом, определенным в программе. Всего в 2018-2019 году их было
проведено 3 (входной, промежуточный, итоговый). Форма, вид и сроки диагностики определяются педагогом в соответствии с требованиями
дополнительной общеразвивающей программы и с учетом возрастных особенностей учащихся. Для итоговой диагностики учащихся были
использованы следующие формы: тестирование, участие в выставках, концертах, фестивалях, спектаклях, конкурсах, соревнованиях. Высокий
уровень освоения программ продемонстрировали 87,36% учащихся, средний – 10,84, низкий – 1,82% (в 2017-2018г - высокий уровень 80,32%
учащихся, средний –18,8% учащихся, низкий – 0%, итого 99,1%; в 2016-2017 году высокий – 88,6%, средний 11,4%). Таким образом – 98,2%
учащихся имеют высокий и средний процент освоения программ.
Уровень удовлетворенности качеством образовательных услуг
В
ноябре
2018
г.
в
доме
творчества
проведено
электронное
анкетирование
мониторинговых
исследований «Удовлетворенность
потребителей
качеством
образования» (анкетирование участников образовательного процесса), было опрошено 432 чел.: учащихся – 82;
родителей – 35чел. и мониторинговое исследование удовлетворенности педагогов профессиональной деятельностью, в котором приняли
участие 29 пед.работников. В марте 2019 г.
электронное анкетирование мониторинговых исследований «Удовлетворенность качеством
дополнительного образования» - опрошено 432 чел.: 82 учащихся и 350 родителей. Результат анкетирования показал, что 97,21% участников
образовательного
процесса,
удовлетворены
качеством
образовательных
услуг,
которые
предоставляет
дом
творчества.
Таким
образом,
представленные данные подтверждают высокую продуктивность и качество работы учреждения.
Проверка учреждения вышестоящими органами
С 16 по 25.10.2018г. территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по КО в г. Киселевске, г. Прокопьевске и Прокопьевском
районе проведено внеплановое мероприятие по контролю в отношении МБУДО «Трудармейский дом творчества» в связи с истекшим сроком
исполнения ранее выданного предписания №99 от 14.06.2018г.
(с 21.05-18.06.2018 г – в учреждении прошла плановая выездная проверка
юридического
лица
МБУ
ДО
«Трудармейский
дом
творчества»
по
контролю
выполнения
обязательных
требований
санитарного
законодательства и законодательства о защите прав потребителей, предприятия. По окончанию проверки было выдано предписание (№ 99
от 14.06.18г.). 26.06.18г. был дан ответ на предписание об устранении выявленных нарушений).
В ходе проведения проверки нарушений не
выявлено ( Акт проверки от 25.10.2018г.)
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Воспитательная работа дома творчества в 2018-2019 учебном году реализовывалась с целью создания целостной среды становления и
развития личности, индивидуальности, самоопределения и саморазвития учащихся их стремления к познанию и творчеству и ставила перед
собой следующие задачи:
создание единого воспитательно-образовательного пространства: дом творчества – ребенок - социум;
создание условий для эффективности использования учащимися свободного времени;
способствовать раннему профессиональному самоопределению учащихся.
Воспитательная деятельность педагогов в доме творчества реализовывалась как на учебных занятиях, так и вне учебное время. Массовая
работа дома детского творчества реализуется на следующих уровнях: районный, областной, всероссийский, международный.
Основные направления воспитательной работы дома детского творчества:
1.
Работа педагогов с учащимися в творческих объединениях согласно образовательным программам и расписанию;
2.
Организационно – массовая и досуговая деятельность, направленная на проведение содержательно наполненных социально-значимых
внеучебных мероприятий: праздников, викторин, конкурсов, бесед, акций и др.;
3.
Работа с родителями: консультации, мастер-классы; сотрудничество для участия в конкурсах, участие и проведение мероприятий,
благотворительная помощь.
Виды организационно-массовой работы дома творчества:
1.
Массовые мероприятия учебного характера: отчетные и зачетные мероприятия; участие в конкурсах, фестивалях и пр.
2.
Массовые мероприятия воспитательно-развивающего характера: тематические праздники; календарные праздники.
3.
Массовые мероприятия, связанные с социальной активностью и внешними связями учреждения: акции, флешмобы.
За
время работы дома творчества сложилась система массовых мероприятий, обеспечивающая участие в ней каждого учащегося,
создающая «ситуацию успеха» для каждого участника. Ежегодно количество проводимых массовых мероприятий увеличивается. Конкурс
художественного чтения, по вокалу, хореографии, театру и пр., туристские соревнования, День Победы, Международный День защиты детей и
др. В доме творчества создан банк сценариев массовых мероприятий (праздников, фестивалей, конкурсов, развлекательных программ,
интеллектуальных игр). Разработаны методические рекомендации по организации и проведению массовых мероприятий. За последнее время
увеличивается количество учащихся, качественно участвующих в различных массовых мероприятиях. За 2018-2019 учебный год в массовых
мероприятиях приняли участие 1000 учащихся. Массовые мероприятия решают не только задачу разновозрастного общения, но и обогащают
обучающихся новыми знаниями, формируют опыт индивидуальных достижений в реализации своих способностей для успешного жизненного
самоопределения,
а
также
развивают
опыт
художественного,
творческого
самовыражения
и
самореализации.
Таким
образом,
каждый
учащийся в течение года может принять участие в нескольких мероприятиях, попробовать свои силы в разных сферах деятельности. Участие
учащихся
строится
только
на
добровольной
основе.
Важный
фактор
–
самостоятельное
творчество.
Образовательная
деятельность
объединений дома творчества не ограничивается лишь текущим учебным процессом, так как это вызывает снижение интереса к занятиям в
объединении и, как следствие, понижает общий уровень результативности работы. Педагоги дополнительного образования продуманно и
активно используют различные формы массовой работы с учащимися детских объединений. Это позволяет:
- создать «ситуацию успеха» для каждого учащегося;
- показать результаты учебной работы;
- создать условия для сплочения коллектива;
- формировать у учащихся стремление радовать окружающих на доступном для них уровне;
- расширить границы учебного процесса.
Наиболее распространенными формами массовой работы в учреждении являются:
выставки (тематические, конкурсные, итоговые, учебные, персональные);
концерты (отчетные, праздничные, тематические);
конкурсные мероприятия (соревнования, фестивали, олимпиады, смотры, конкурсы).
Таким образом, в 2018-2019 уч. году для учащихся и родителей было проведено более 100 мероприятий различного плана (33 из них на
каникулах). Были составлены планы на каникулы, к мероприятиям, определенным значимым датам (Декада дополнительного образования,
фестиваль энергосбережения, Единый день технического творчества, День шахтера и пр.), праздникам (День народного единства, День матери,
Новый год, ко Дню Защитников Отечества, 8 марта, День здоровья, 1 июня и пр.). С детьми проводились тематические беседы, викторины,
акции, концерты и пр. Наиболее значительными и массовыми традиционно являются мероприятия, приуроченные к празднованию Дня матери,
Международного женского дня 8 марта, Новый год, Дня Победы. В таких мероприятиях принимают участие все объединения дома творчества.
Особенно
хотелось
отметить
работу
хореографического
объединения
«Зодиак»,»,
вокальной
группы
«Крепки
орешек»,
театрального
коллектива «Золотой ключик» - не одно мероприятие не обходится без их участия, а все выступления проходят на высоком уровне и получают
восторженные отзывы зрителей.
Конкурсная деятельность (учащиеся и коллективы)
Одним из показателей работы учреждения являются результаты участия учащихся и коллективов в конкурсах, фестивалях, акциях
различного уровня.
В текущем году домом творчества только на муниципальном уровне было проведено 24
мероприятия (конкурсы,
соревнования, фестивали, акции), участие в которых позволяет детям продемонстрировать свои таланты и возможности. Кроме того, учащиеся
дома творчества имеют возможность принимать участие в конкурсных мероприятиях более высокого уровня, добиваясь и там значительных
успехов. За прошедший год учащиеся и коллективы дома творчества приняли участие в более 50 творческих конкурсах, фестивалях, акциях
различного уровня. Активными участниками конкурсного движения являются: хореографический коллектив «Зодиак» – призеры областного и
всероссийских конкурсов по хореографии, вокальная группа «Крепкий орешек» – победители районного конкурса «Музыкальный лабиринт» и
призеры Международного конкурса «Закружи вьюга», «»Звездный проект», «Золотая чайка» г. Сочи. Творческие объединения по дпи и изо так
же являются победителями и призерами конкурсов - объединение «Мир вокруг тебя» победители и призеры Всероссийских конкурсов по
изобразительной деятельности «Осенний вернисаж», «Волшебница зима», «Наше космическое завтра», районного конкурса ко дню матери.
Творческое объединение «Самоделкин» – в этом году ребята заняли 1 место во всероссийском конкурсе поделок «Осень 2018», «Достижения
юных». Творческое
объединение «Рукодельница» в районном конкурсе ко дню матери заняли 1 место. «Юннат» принимали участие во
всероссийских, областных и районных конкурсах и стали призерами, театральный кружок «Золотой ключик», ребята готовили спектакли,
театральные зарисовки, приняли участие в областном конкурсе «Новые звезды», в котором участница коллектива Поносова Ангелина была
отмечена дипломом за 3 место. Коллектив «Новое поколение» зарекомендовал себя как активный участник конкурсов, а его участники
пополнили копилку достижений - в международном конкурсе «Юные таланты» и «Наше космическое завтра» заняли первые места. В данном
учебном году 7 выпускниц хореографического коллектива «Зодиак» и 2 творческого объединения «Мир вокруг тебя» были отмечены
дипломами за успешное окончание программ в полном объеме. Так же дипломами были отмечены их родители.
По итогам года победители и
призёры творческих конкурсов - 23 учащихся были отмечены денежной премией от Главы района.
Международный
Всероссийский
Областной
Районный
Участники
Победители и
призеры
Участники
Победители и
призеры
Участники
Победители и
призеры
Участники
Победители и
призеры
33
23
18
10
89
31
141
72
Таким
образом,
за
2018-2019
учебный
год
281
учащийся
дома
творчества
принял
участие
в
мероприятиях
международного,
всероссийского, регионального и муниципального уровней. 136 из них – победители и призеры.
Достижения детских коллективов в конкурсных мероприятиях 2018-2019
Международный
Всероссийский
Областной
Районный
Участники
Победители и
призеры
Участники
Победители и
призеры
Участники
Победители и
призеры
Участники
Победители и
призеры
0
0
2
2
15
7
22
18
Звания лауреатов получили 4 коллектива
Таким образом, за 2018-2019 учебный год 39 детских творческих коллективов приняли участие в мероприятиях разного уровня, 25 из
них стали призерами и победителями и получили 26 призовых мест.
В течение года были оформлены тематические выставки, экспозиции разной тематики:
1.
Выставка к 100- летию Дополнительного образования детей в России» в витрине ДТ
2.
Выставка Достижений педагогов, учащихся и коллективов в витрине ДТ
3.
Выставка ко Дню матери «Для любимой мамочки» в витрине ДТ
4.
Фотовыставка «Мир Робототехники» к ЕДТТ
5.
Выставка «Новогодние фантазии» в витрине ДТ
6.
Выставка к 23 февраля «Защитникам – Слава!» в витрине ДТ
7.
Выставка к 8 марта «С праздником весны» в витрине ДТ
8.
Выставка рисунков ко Дню космонавтики «Космомир»
9.
Фотовыставка к 85-летнему юбилею Гагарина «Наш Гагарин»
10. Фотовыставка «Красивое рядом»
11. Выставка рисунков «Твой выбор», посв. выборам
12. Выставка рисунков творческого объединения «Мир вокруг тебя»
13. Выставка «С праздником Пасхи» в витрине ДТ
14. Выставка «Великий день большого мая» ко Дню Победы в витрине ДТ
15. Фотовыставка «Помним! Славим! Гордимся!» ко Дню Победы
16. Областная выставка на Кузбасском образовательном форуме г.Кемерово, 2019г.
17. Выставка, посвященная 100-летию дополнительного образования детей в России – г. Кемерово «Твори, выдумывай, пробуй!»
18. Выставка листовок «Сохраним первоцветы Кузбасса!»
19. Выставка листовок «Помоги птице зимой»
20. Выставка листовок «Сохраним ёлочку!
Формы и содержание работы учреждения совершенствуются и становятся более актуальными. Разрабатываются программы, оригинальные
идеи сценариев массовых праздников и представлений. Цель проведения массовых мероприятий - организация содержательного свободного
времени учащихся, удовлетворение их интересов путём проведения различных форм культурномассовой работы, направленной на повышение
воспитательных функций досуговой деятельности. Перспективы: Разработка и внедрение инновационных форм организации массовой работы
с учащимися.
Организационно-массовая и досуговая деятельность дома творчества отражается на сайте учреждения, также оповещается в средствах
СМИ - районной газете «Сельская новь».
Проводя анализ,
делаем
вывод:
учреждение
обладает
потенциалом
для
улучшения
воспитательной,
организационно-массовой
и
досуговой деятельности. Для дальнейшей работы необходимо:
повышать уровень профессионализма педагогов;
вести поиск и внедрение современных технологий воспитания;
совершенствовать дополнительные общеразвивающие программы и внедрять в работу культурно-досуговые программы;
анализировать, систематизировать и обобщать накопленный опыт.
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
Одним
из
важных
направлений
в
работе
дома
творчества
является
работа
с
родителями.
Для
них
занятия
ребенка
в
творческом
объединении - продуктивная занятость его в свободное от учебы в школе время и развитие мотивации к знаниям, возможность раскрытия
потенциальных возможностей и талантов ребенка. Родители являются активными участниками образовательного процесса, имеют право
посещения
и
обучения
на
занятиях
совместно
с
детьми.
Взаимодействие
с
родителями
строится
на
принципах:
открытости,
информированности, соотношения деятельности педагогов с ожиданиями и запросами родителей. Общение с родителями показывает, что они
уверены, что в доме творчества ребенка научат не только танцевать, петь или рисовать. Им хочется, чтобы у их детей сформировались
устойчивые творческие интересы, что поможет им в будущем в выборе профессии, чтобы их дети с пользой проводили свободное время. С
целью
привлечения
родителей
к
совместной
деятельности
в
каждом
детском
объединении
проводятся
родительские
собрания
с
консультированием и информацией по воспитанию учащихся. В деятельность учреждения включены мероприятия по совместной работе с
родителями: дни здоровья с участием родителей, праздники и мероприятия с приглашением родителей, беседы о здоровом образе жизни.
Кроме того, каждый педагог проводит индивидуальную работу с родителями по вопросам воспитания, знакомит родителей с успехами
обучающихся, с проблемами в процессе обучения. Родители оказывают материальную помощь в приобретении концертных костюмов,
материалов для работы детских объединений. Родители не только участники образовательного процесса, но и союзники, коллеги.
В доме творчества активно используются следующие формы работы с семьей:
1.
Интерактивная работа:
- Анкетирование. Проводится для выяснения запросов родителей, удовлетворенность работой педагога, объединения, дома творчества. В
марте 2018г прошло электронное анкетирование «Удовлетворенность качеством дополнительного образования», в котором приняли участие
350 родителей учащихся. В ноябре 2018г. было проведено электронное анкетирование мониторинговых исследований «Удовлетворенность
потребителей качеством образования» - 350 родителей. По результатам опроса более 97% родителей удовлетворены нашими услугами.
-
Индивидуальная консультация (беседы) - самая распространенная и эффективная форма работы. На индивидуальных беседах родители
(законные
представители)
более
охотно
и
откровенно
рассказывают
о
беспокойствах,
которые
их
тревожат.
В
данном
учебном
году
консультации были проведены как по инициативе педагога, так и по инициативе самих родителей (законных представителей). Всего было
проведено более 30 индивидуальных консультаций.
2.
Традиционная работа:
- Дни открытых дверей, проходящие в рамках декады дополнительного образования в сентябре 2018г. - это способ познакомить родителей
(законных представителей) с содержанием, методами и приемами воспитания и обучения, условиями их творческой деятельности.
-
Одной
из
самых
популярных
и
востребованных
в
данный
момент
форм
работы
с
родителями
в
системе
дома
творчества,
является организация совместных досуговых мероприятий. Формы досуга: совместные праздники (День матери), подготовка концертов (ко
Дню матери, 8 марта), спектаклей; спортивные соревнования (День здоровья), конкурсы; клуб выходного дня (совместное посещение ледового
катка, бассейна, кинотеатра, поездка в театр, музей). Кроме того, даже не систематические, а единичные коллективные дела, проводимые
совместно с родителями, имеют огромный воспитательный эффект. Но, к сожалению, многие родители настолько перегружены основной
работой, что не в состоянии уделить достаточного внимания собственному ребенку, а на таких мероприятиях они волей-неволей включаются в
общение с ним.
- Творческие мастерские (мастер-классы). Родители и дети периодически вовлекались в совместную деятельность в творческих мастерских. В
большей мере к такой работе были привлечены педагоги художественной направленности, которые проводили мастер-классы по дпи и изо
(День матери, День инвалида, каникулы).
- Родительское собрание. Это основная форма работы с родителями. На собраниях рассматриваются вопросы, имеющие как организационный,
так и тематический характер. Некоторые педагоги организуют для родителей «беседы за чашечкой чая», где в не принужденной обстановке по-
домашнему обсуждаются и решаются вопросы коллектива.
3.
Просветительская работа:
-
Сайт ОУ. В связи с активным внедрением интерактивных форм общения в нашу жизнь, дом творчества использует возможности сети
интернет для освещения деятельности своей работы. Информация размещается на официальном сайте дома творчества, в социальных сетях.
- Наглядная информация. Наглядная информация в виде стендов и уголков по освящению педагогического процесса:
- Групповые выставки детских работ по дпи и изо
- Индивидуальные (персональные) выставки детских работ
- Фотографии детей, отражающих жизнедеятельность дома творчества в соцсетях, на сайте дома творчества
- Видеотека - записи детских праздников, конкурсов или просто жизнь детей в доме творчества
Результатом
нашей
совместной
работы
можно
считать
повышение
уровня
удовлетворённости
детей
и
родителей
содержанием
и
организацией учебного процесса и воспитательных мероприятий.
РЕАЛИЗАЦИЯ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ РАБОТЫ
В доме творчества
осуществляют работу 5 направленностей, реализующих дополнительные образовательные общеразвивающие
программы:
художественная;
техническая;
социально-педагогическая;
туристско-краеведческая;
естественнонаучная,
ведется
работа
по
школам района по направлению ЮНАРМИЯ и РДШ
Наиболее популярными традиционно являются объединения художественной и социально-педагогической направленности.
Деятельность данных направленностей направлена на:
обеспечение образовательного процесса дополнительными общеразвивающими программами, ориентированными на запросы детей
социума с использованием новых образовательных технологий;
развитие у учащихся мотивации личности к познанию и творчеству;
расширение видов творческой деятельности учащихся для наиболее полного удовлетворения их интересов и потребностей;
обеспечение успешной самореализации личности учащихся в обществе;
обеспечение роста профессионального мастерства педагогических кадров.
Деятельность каждой направленности строится на основе общего планирования работы учреждения, осуществляется на условиях
взаимного
творческого
сотрудничества
с
другими
отделами.
По
каждой
направленности
образовательного
процесса
определяется
деятельность, предполагающая: обновление содержания учебных программ; внедрение новых направлений, методов и технологий, развитие
личностно-развивающих
аспектов
творческой
и
познавательной,
практико-ориентированной
деятельности
обучающихся;
формирование
информационного поля и благоприятной образовательной среды; активное включение учащихся в социум.
Образовательно-воспитательную
деятельность
по
направленностям,
осуществляют
педагоги
дополнительного
образования,
на
основании:
учебного
плана;
дополнительных
общеобразовательных
общеразвивающих
программ;
учебно-методического
комплекса;
репертуарного плана; плана воспитательной работы.
Основные выводы и перспективные направления деятельности
Анализ деятельности дома творчества за 2018-2019 учебный год выявил следующие показатели:
1.
Педагогический состав стабилен, компетентен, обладает высоким профессиональным и творческим потенциалом;
2.
Качественный состав, уровень компетентности и методической подготовленности членов педагогического коллектива достаточен для
квалифицированного руководства детскими объединениями и грамотной организации воспитательно-образовательного процесса.
3.
Состав учащихся дома творчества в течение учебного года оставался стабильным.
Сохранность контингента учащихся составляет
100%;
4.
Повысилась средняя посещаемость занятий.
5.
Учебный план на 2018-2019 учебный год выполнен, дополнительные общеразвивающие программы реализованы 100 %;
6.
Увеличилось число учащихся с высоким уровнем освоения дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программ.
Уровень освоения учащимися дополнительных общеразвивающих программ составляет более 98,2%, это свидетельствует о том, что
все воспитанники овладели теоретическими знаниями, практическими умениями и навыками, предусмотренными требованиями
дополнительных общеразвивающих программ;
7.
В
учебно-образовательный
процесс
внедряются
разнообразные
педагогические
технологии:
здоровьесберегающие,
саморазвития,
личностно-ориентированного обучения, информационного обучения;
8.
Понизился процент участия и соответственно уровень результативности участия учащихся в мероприятиях различного уровня – это
связано с тем, что большинство мероприятий осуществляются на платной основе или если конкурс бесплатный, то очень большая
конкуренция;
9.
Выросло количество массовых мероприятий и их участников.
10. Совершенствуется работа с родителями учащихся.
11. Расширяются социальные связи дома творчества.
Проблемы и недостатки в работе:
1.
Недостаточное обновление материально-технической базы.
2.
Недостаточное финансирование учреждения.
3.
Низкий охват обучающихся старшего звена.
4.
Большой процент педагогов, работающих по совместительству.
Пути решения:
1.
Расширение контактов вне дома творчества.
2.
Привлечение внебюджетных средств.
3.
Создание качественно новых дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программ для старшеклассников.
4.
Привлечение в учреждение педагогов дополнительного образования на постоянной основе.
О.А. Сандакова,
заместитель директора по УВР