Напоминание

"Формирование элементарных экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста на основе деятельностного подхода"


Автор: Шелехова Людмила Федоровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ города Нижневартовска детский сад №83 "Жемчужина"
Населённый пункт: Тюменская область, ХМАО – Югра, город Нижневартовск
Наименование материала: Методические рекомендации для воспитателей
Тема: "Формирование элементарных экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста на основе деятельностного подхода"
Раздел: дошкольное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА НИЖНЕВАРТОВСКА ДЕТСКИЙ САД №83 «ЖЕМЧУЖИНА» МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
«ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРЕД-

СТАВЛЕНИЙ

У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

НА ОСНОВЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА»

Автор - Шелехова Людмила Федоровна.

Воспитатель высшей категории
1

ОГЛАВЛЕНИЕ
Пояснительная записка 3 Часть 1 1.1. Терминология 5 1.2. Проблема экономического воспитания дошкольников в психолого- педагогической литературе 6 Часть 2. 2.1 Содержание работы по формированию элементарных экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста 9 2.2 Формы и методы работы с детьми в детских видах деятельности 11
Список литературы
26 2

ЧАСТЬ 1.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Сохранение экономической независимости России, ее научного потенциала невозможно без массовой общеобразовательной и экономической подготовки на основе программ, ориен- тированных на отечественную практику, без воспитания свободной личности, способной само - стоятельно, осознанно, ответственно принимать решения, как в личной, так и в общественной жизни. Взаимосвязь политики и образования сегодня всем очевидна. От содержания и направ- ленности последнего зависит экономический, интеллектуальный, культурный, духовный, нрав - ственный потенциал любого цивилизованного общества. В условиях становления рыночной экономики и развития современного российского об- щества становится значимым экономическое воспитание подрастающего поколения. Совре- менные новые экономические условия диктуют необходимость воспитания с дошкольного воз- раста самостоятельных, активных, деятельных, трудолюбивых, экономически грамотных, гу- манных людей, что является базой для дальнейшей жизнедеятельности личности. Широта и многообразие исследований в области экономического воспитания в основ - ном затрагивает начальное, среднее, высшее звено, а дошкольный и младший школьный воз - раст рассматривается как пропедевтический. Однако исследователи отмечают все возрастающий интерес детей к таким вопросам как стоимость товара, потребности и их удовлетворение, почему цены на одни и те же товары раз - личные, возникновение товаров, денег, понятие о волюте, почему все получают разную зарпла- ту. Все ли можно купить за деньги, что делать, когда нет денег, почему мама не покупает иг - рушки как у других детей, где производят товары, можно ли из одних материалов сделать дру - гие и т.д. Очень часто в речи детей можно слышать слова: реклама, обмен, бизнесмен, страхов- ка, банк и другие, значение которых многие из них не знают или употребляют без всякой необ - ходимости. Ученые считают, что причина такой любознательности кроется в проникновении экономики во все сферы жизнедеятельности людей и, прежде всего в быт семьи, где ребенок на каждом шагу сталкивается с экономическими вопросами, которые обсуждаются старшими членами семьи. Но семья и образовательное учреждение не полностью удовлетворяют интере - сы ребенка в этой области. Дети не получают достаточной информации об интересующих их экономических вопросах. В связи с этим особенно актуально формирование экономических представлений детей на самых ранних этапах обучения и воспитания. В качестве предпосылок экономического воспитания дошкольников можно рассматри- вать основы экономических представлений доступных детям, отвечающих их интересам и уровню мышления. В Законе «Об образовании» (1992) РФ и Концепции дошкольного воспитания подчерки - 3
вается приоритет общечеловеческих ценностей. Поэтому в условиях становления рыночной экономики и развития современного российского общества становится значимым экономиче - ское воспитание подрастающего поколения. Современные новые экономические условия дик- туют необходимость воспитания с дошкольного возраста самостоятельных, активных, деятель- ных, трудолюбивых, экономически грамотных людей, что является базой для дальнейшей жиз - недеятельности личности. Основы экономического воспитания закладываются в дошкольном возрасте, которое начинается с формирования у детей элементарных экономических представ- лений.
Практическая

значимость
заключается в том, что содержащиеся в ней материалы могут быть использованы воспитателями дошкольных образовательных учреждений при формировании экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста. 4
1.1. ТЕРМИНОЛОГИЯ Формирование элементарных представлений с точки зрения деятельностного подхода заключается в том, что в центре внимания стоит не просто деятельность, а совместная деятельность детей и взрослых по реализации вместе выработанных целей и задач. Педагог не передает готовые знания, а находит, вырабатывает их вместе с детьми. Совместный поиск или закрепление знаний в процессе деятельности и составляет содержание процесса формирования элементарных представлений, реализуемого в контексте деятельностного подхода. Деятельностный подход переориентирует процесс обучения с традиционного усвоения и запоминания готовых форм знаний на процесс их получения и функционирования. Деятельностный подход предполагает постоянную включенность педагога и ребенка в деятельность, их активную позицию, сотрудничество. Деятельностный подход помогает находить такие способы (пути взаимодействия), которые обеспечивают наилучший вариант (путь) достижения общей целей при минимальном использовании энергии и информации (ребенок самостоятельно проводит некоторые части занятия).
Под термином «представление»
понимается образ предмета, сцены или события, возникающий на основе припоминания или продуктивного воображения[Словарь практического психолога, 1998; с. 429-430].
Представления
– процесс и результат воспроизводства в виде образа какого-либо объекта, события, явления с точки зрения психологии, или процесс мысленного воссоздания образов предметов или явлений, которые в данный момент не воздействуют на органы чувств человека (Рубинштейн).
Экономические

представления
– представления, имеющие специфическое содержание – «организация, состояние и структура хозяйственной жизни».
Воспитание

экономическое
— целенаправленное взаимодействие воспитателей и воспитанников, направленное на формирование у последних знаний, умений и навыков, потребностей, интересов и стиля мышления, соответствующих природе, принципам и нормам рационального хозяйствования и организации производства, распределения и потребления. Педагогический словарь Авторы: Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. 5
1.2. Проблема экономического воспитания дошкольников в психолого-педагогической литературе Проблема экономического воспитания в истории педагогической мысли всегда была актуальной. Так, в своей книге « Материнская школа» Я.А. Коменский ставил цель широкого ознакомления детей с богатством окружающего вещного мира на уровне чувственного и действенного его познания. В перечислении гуманитарных знаний, необходимых для детей дошкольного возраста, наряду с другими науками Я.А. Коменский называл экономику. В настоящее время под экономическим воспитанием понимается целенаправленный процесс формирования нравственно – экономических качеств личности – бережливости, деловитости, предприимчивости, а также условия элементов знаний об экономической жизни людей ориентированных на ценностные установки. Притом, что современные исследования по экономическому воспитанию детей дошкольного возраста идут по следующим направлениям: – взаимосвязь экономического воспитания с трудовым и нравственным воспитанием (А.Д. Шатовой и др.); – взаимосвязь экономического воспитания с математической, художественно- творческой деятельностью дошкольников, формирующей реальное экономическое мышление (А.А. Смоленцева); – педагогическая технология экономического образования детей дошкольного возраста, способствующая формированию экономических представлений, развитию воображения, умению применять полученные элементарные экономические знания в новой ситуации (Л.Н. Галкина); – организация учебных ситуаций, формирующих у ребенка экономические представления о современной жизни (Е.А. Курак). В целом экономическое воспитание детей 5-6 лет, усвоение ими элементарных знаний по предмету происходит на основании системного, аксиологического и деятельностного подходов, что в совокупности способствует повышению познавательной активности детей, развивает воображение, создает условия для мобилизации чувства коллективизма, бережливости, ответственности, деловитости, предприимчивости. Для эффективности усвоения экономических знаний необходимо создание образовательной среды, организация и насыщение видов детской деятельности информацией об экономической жизни семьи, людей общества для приобщения детей к позитивным социально-экономическим нормам и ценностям общества. Особенно важно создание образовательной среды. Содержанием образовательной среды выступают: предметно- пространственное окружение (создание игровой экономической зоны); социально- поведенческое окружение (родители, педагогический коллектив ДОУ); событийно- познавательное окружение (экскурсии, встречи с интересными людьми); информационное 6
окружение (кроссворды, иллюстрации, макеты вывесок магазинов, банков, сервисных центров, карта промышленных предприятий города, образцы монет) [1]. Продуктивная деятельность детей (рисование, лепка, аппликация, конструирование) направлена на развитие изобразительных способностей, творчества, художественного вкуса, эстетических качеств личности. В экономическом воспитании она рассматривается как вид трудовой деятельности, в процессе которой ребенок творчески создает продукт, соответствующий его интересам и желаниям. Дети изобретают игровые деньги, лотерейные билеты, товарные знаки (условные), варианты упаковок для товаров и т.д. В процессе работы они осваивают структуру трудовой деятельности, самостоятельно управляя процессом преобразования материалов в продукт труда. В процессе лепки дети устанавливают зависимость покупательского спроса на изделие (товар) от качества его изготовления, определяют нужное количество материалов, выделяют рациональные способы изготовления изделия. Отображая в рисунке окружающий мир, дети развивают композиционные и колористические умения, творческие способности. При этом рисунок становится предметом разговора, выражающего экономическую сущность творческой деятельности (познание мира профессий творческой направленности, составление рекламы, изобретение вариантов денежных знаков и т.п.). Именно в дошкольном возрасте начинают формироваться нравственные чувства, имеющие важное значение для развития порядочных взаимоотношений. Искреннее отношение взрослых к кому или чему-либо вскоре становится и отношением детей к этим же людям и явлениям, выражаясь в соответствующих нравственно направленных чувствах. Замечается деятельное стремление оказать взаимопомощь и поддержку. Возникновение дружбы между детьми, заботливого отношения друг к другу происходит на основе начальных форм экономически значимого чувства долга и ответственности. В заключение еще раз отметим, что период дошкольного детства с его активной экономической социализацией является сензитивным для нравственного становления личности. Атак как нравственные аспекты присущи всем видам деятельности, можно утверждать, что экономическое воспитание по-настоящему эффективно только при рассмотрении нравственных сторон экономической и трудовой деятельности человека. Особенно важно это учитывать в процессе экономического воспитания детей дошкольного возраста, так как многие значимые личностные качества, ценностные ориентации и нормы поведения, не сформированные в этот период, в дальнейшем сформировать будет гораздо сложнее. Вопросы экономического воспитания затрагивались со времен Я.А. Коменского, и что в настоящее время под экономическим воспитанием понимается как результат экономического 7
просвещения, способствующего формированию хозяйственного отношения к материальным и духовным ценностям и становлению начал ценностных ориентаций. Смысл работы по экономическому воспитанию состоит в том, чтобы привить детям правильное отношение к тому, что сделали и делают для них взрослые, уважение к труду людей, благодаря которому создан «предметный мир, облагораживающий жизнь». Цель экономического воспитания – раскрыть ребенку окружающий его предметный мир как мир духовных и материальных ценностей, как часть общечеловеческой культуры и в процессе познания научить соответствующим формам поведения. Особое значение для дошкольников имеет когнитивный компонент, т.е. формирование элементарных экономических представлений. 8

ЧАСТЬ 2.
2.1 . СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Блоки

Содержание
«Люди труда»
Познавательные

задачи:
расширять представления детей о различных профессиях (традиционных и новых); закреплять представления об обобщенной структуре трудового процесса (цели, материалах, инструменты, общественной значимости труда, наборе трудовых действий, результата труда); показать зависимость труда и вознаграждения за труд.
Речевые задачи: о
богащать словарь детей за счет слов: труд, работа, продукт, продукция; профессии: менеджер, бизнесмен, рекламодатель, банкир; орудия, предметы труда, инструменты; рынок, магазин, палатка, супермаркет, универсам.; развивать речь – рассуждения при обосновании общественной значимости труда.
Воспитательные задачи:
Воспитывать уважение к людям труда «Деньги и их назначение»
Познавательные задачи:
Раскрыть сущность понятий «деньги», «монета», «купюра. Закреплять представления о том, как выглядят современные деньги (монеты, купюры), о том, что они бывают разного достоинства, разной ценности; формировать правильное отношение к деньгам как предмету жизненной необходимости; дать представления о том, что деньгами оплачивают результаты труда людей и к ним следует относиться с уважением; усвоение экономических зависимостей: труд – продукт; деньги – цена (стоимость); деньги – банк – труд,– зарплата; бюджет семьи доход – расход- учить уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги.
Речевые

задачи:
обогащать словарь детей понятиями: бюджет, деньги, валюта, монеты, купюры, цена, дороже, дешевле; покупать, продавать, доход, пенсия, зарплата, стипендия.
Воспитательные

задачи:
воспитывать начала разумного поведения в жизненных ситуациях, связанных с деньгами. «Бережливость»
Познавательные

задачи:
формировать представления о том, что предметный мир – это мир рукотворный, т.к. в каждый предмет, в каждую вещь вложен человеческий труд и к нему следует относиться с уважением; формировать знания о человеке бережливом, экономном, хорошем хозяине;
Речевые

задачи:
обогащать словарь детей за счет слов: бережливый, 9
хозяйственный, щедрый, добрый, честный, запасливый.
Воспитательные

задачи:
воспитывать у детей навыки и привычки культурного поведения в быту, навыки взаимодействия с окружающим миром. 10
2.2 ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ В ДЕТСКИХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Процесс экономического воспитания реализуется через различные формы его организации. Использование разнообразных форм дает воспитателю возможность проявить творчество, индивидуальность и в то же время, что особенно важно, сделать процесс познания экономики интересным, доступным. Главное — говорить ребенку о сложном мире экономики на языке, ему понятном. Поэтому приоритет закрепляется за такими формами, которые интересны, эффективны в плане познавательного и личностного развития, действенны и значимы для ребенка, способствуют саморазвитию личности, проявлению его «Я», — играм, комплексно-тематическим занятиям, вечерам досуга и пр. Сделать экономику понятной помогут сюжетно-ролевые игры. Так, играя в профессии, дети постигают смысл труда, воспроизводят трудовые процессы взрослых и одновременно «обучаются» экономике. В сюжетно-ролевых играх моделируются реальные жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции и др. Соединение учебно-игровой и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения дошкольниками сложных экономических знаний. Знания усваиваются дошкольниками в игре при условии усложнения содержания интеллектуальных задач (заданий). Усложнение носит качественный характер и требует создания проблемно-игровых, проблемно-практических, проблемно-познавательных ситуаций, позволяющих обнаружить глубину понимания детьми тех или иных экономических понятий. Постепенное усложнение игровых задач поддерживает детскую деятельность в «зоне ближайшего развития». Овладение экономическими знаниями в привлекательной для ребенка игровой роли позитивно сказывается и на качестве их усвоения. В процессе сюжетно-дидактической игры устанавливается адекватная возрасту ситуация общения. Речевое общение протекает в форме диалога. Педагог формулирует четкие, экономически грамотные вопросы, а дети учатся ясно высказывать свои предположения. Развивается речь объяснительная и речь-доказательство. Процесс общения детей друг с другом и со взрослым в совместной игровой деятельности сопровождается положительными эмоциями, что стимулирует их познавательную активность, способствует развитию мышления. Соединение учебно-игровой и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения дошкольниками сложных экономических знаний. 11
Люди труда Деньги и их назначение Бережливость Двигательная деятельность 1 . П о д в и ж н а я и г р а «Король» Ц е л ь : Расширить знания детей о профессиях и трудовых действиях. 2 . И г р а « К т о , ч е м з а н и м а е т с я ? Ц е л ь : закрепление знаний детей о профессии, обогащение глагольного словаря детей. Подвижная игра «Найди пару» Цель: Учить уст анавливать п о с л е д о в а т е л ь н о с т ь п о увеличению и уменьшению достоинства монет и купюр. Подвижная игра «Коршун» Цель формировать з н а н и я о ч е л о в е к е бережливом, экономном, хорошем хозяине. Игровая деятельность Сюжетно-ролевые игры: «Пекари», «Магазина» «Завод» - Формирование трудовых умений, развитие творческого воображения д е т е й . З а к р е п л е н и е представлений детей о том, что такое завод (фабрика) и ч т о о н п р о и з в о д и т . В о с п и т а н и е у д е т е й положительного отношения к рядовым будничным рабочим профессиям. «Банк» (сюжетно-ролевая игра). Р а с ш и р я т ь п е р в и ч н о е представление детей о банке и производимых им операциях (банк принимает деньги на х р а н е н и е , в ы д а е т д е н ь г и вкладчикам, п р ед о с т а вл я е т деньги в долг); совершенствовать речевое общение детей в игровой деятельности. «Библиотека» (сюжетно-ролевая игра) - О бу ч е н и е д е т е й р е а л и з о в ы в а т ь и развивать сюжет игры. З н а к о м с т в о с правилами пользования книгой. Во спитание бережного отношения к ним
Продуктивная деятельность
Лепка из соленого теста – атрибуты к сюжетно – ролевой игре «Магазин» «Угадайте, кем я буду» - в ы с т а в ка р и су н ко в . - передавать в рисунке образ человека труда, изображая ф и г у р ы л ю д е й в характерной профессиональной одежде, Придумывание с детьми денег, их названия, формы. Проведение конкурса на лучшее изображение д е н е г . И с п о л ь з о в а н и е придуманных денег в играх по обмену. Лепка «Посуда для золушки» Цель. Развить умение самостоятельно оценивать кач е с т в о товара. Формировать представления о том, что в каждый предмет, в каждую вещь вложен человеческий труд и к н е м у с л е д у е т 12
в трудовой обстановке, с необходимыми атрибутами. относиться бережно и с уважением Коммуникативная деятельность 1. Беседа «Все профессии важны, все профе ссии нужны». – З а к ре п ля ть п р е д с т а в л е н и я о содержании деятельности л ю д е й н е к о т о р ы х п р о ф е с с и й - (повар, п а р и к м а х е р , в р а ч , продовец, водитель). 2. Словесные игры- « Г д е б ы л П е т я ? » - расширять представления д е т е й о р а з л и ч н ы х профессиях. Учить детей описывать труд людей, отгадывать по описанию, о чем рассказывает ребенок. Закреплять представления об обобщенной структуре трудового процесса цели, материалах, инструменты. 1. Музей денег - Цель: Закрепить з н а н и я о в о з н и к н о в е н и и металлических денег, о валютах разных стран, узнать, ч то служило деньгами для древних л ю д е й , с т и м у л и р о в а т ь активность детей. 2. Составление и отгадывание загадок экономика для малышей 1 . С п е ц и а л ь н о организованная д е я т е л ь н о с т ь т е м а «Бережливость»- Р а з ъ я с н и т ь д е т я м с м ы с л с л о в а «бережливость», и что з н а ч и т б ы т ь бережливым человеком. Воспитывать у них бережное отношение к предметам, н е т е р п и м о с т ь к неряшливости, небрежности. Специально организованная деятельность «Как мы будем беречь хлеб». Р а с с к а з а т ь д е т я м , почему нужно беречь хлеб. В о с п и т ы в ат ь у в а ж е н и е к т р у д у взрослых, бережное отношение к хлебу.
Трудовая деятельность
Ручной труд «Расческа для п а р и к м а х е р с к о й » - З а к р е п и т ь з н а н и я о б орудиях труда и трудовых действиях парикмахера. 1. Совместная деятельность по изготовлению денег для игры в магазин. Закрепить у детей понятия «деньги», «купюра», «монета» Коллективный труд: «Л е ч и м к н и ж к у » . Формирование п р е д с т а в л е н и й о н е о б х о д и м о с т и и 13
Учить планировать свою деятельность. Закреплять умения детей обыгрывать свои поделки в процессе сюжетно-ролевой игры. способах бережного обращения с книгой, учить детей приводить в порядок испорченные вещи. Познавательно-исследовательская деятельность Совместно с родителями - Оформление семейных газет и фризов по профессиям родителей. Оформление альбома о хлебе Р а с с м а т р и в а н и е и сравнивание зерен (ржи, пшеницы, ячменя, овса). Проращивание зерен в разных емкостях (песок, опилки, чернозем) – где быстрее прорастет зерно. Превращение зерна в муку (камни, кофемолка) Совместно с родителями сбор коллекции «Деньги разных стран» 1. «Рождение новых вещей»- 2. Игра « Где лечат старые вещи?». Показать детям возможность использования старых вещей при изготовлении н о в ы х , з а к р е п л я т ь представления о способах сбережения семейного бюджета.
Музыкально-художественная деятельность
Х о р о в о д н ы е и г р ы : «Земелюшка – чернозем», «Урожай у нас хорош», народная игра «Репка» И н с ц е н и р о в а н и е р у с с к о й народной песни «Где б ыл, Иванушка?». Исполнение частушек
.
Чтение Чтение произведений Д. Ро- дари «Чем пахнут ремесла», В. Маяковского «Кем быть?», С. Михалкова «А что у вас?», С. Маршака «Как печатали вашу книгу», А. Ивича «Про чай», «Как вата на кусте р а с т е т » , К . Паустовского «Теплый хлеб», «Дом зерна» Чтение сказок: «Мальчик с пальчик», «Мужик и медведь», Чтение «Истории Мухи-Цокотухи». Цель: Развивать у детей интерес к э ко н о м и ч е с к и м з н а н и я м . Познакомить с экономическими терминами: бюджет, выгода, экономия. Продолжать учить строить пространственную модель сказки. Развивать любознательность. Заучивание пословиц, поговорок Заучивание стихотворений «Я хочу стать бизнесменом» В.Лысенко Художественная литература-В. Маяковский «Что такое хорошо, что такое плохо». Английская песенка в переводе Л.Родина «Перчатки» учить детей оценивать п о с т у п к и г е р о е в произведений на основе имеющихся п р е д с т а в л е н и й о 14
«Петушок и два мышонка»- Развивать у детей умение п о д м е ч а т ь в с к а з к а х простейшие экономические явления; выделять слова и действия, относящиеся к э к о н о м и к е ; д а в а т ь н р а в с т в е н н у ю о ц е н к у поступкам героев. Заучивание стихотворений; В.Данько «Откуда хлеб пришел» Заучивание п о с л о в и ц , поговорок бережном отношении к вещам. К. Чуковский «Федорино горе». Заучивание пословиц, поговорок: Бережливость лучше богатства. Дидактические игры для формирования экономических представлений старшего дошкольного возраста
Название, цель Дидак-

тической игры

Оборудование

Люди труда

« Кто

ч то

д е л а е т ? »
Расширить знания детей о профессиях
и
трудовых действиях; во спитать
Материал.
Карточки с изображением профессии (продавец, повар, кассир, художник, банкир) и трудового действия (взвешивает товар, готовит еду, рисует, беседует, отсчитывает деньги, показывает рекламные образцы
и
др.)
Содержание-
15
и н т е р е с к н о в ы м профессиям, уважение к труду взрослых. Ребенок, взяв карточку, называет профессию. Находит соответствующую карточку с изображением трудовых действий и рассказывает о них.
Вариант.
Дети подбирают инструменты (картинки), которые необходимы для работы людей тех профессий, которые изображены на сюжетных картинках
«Назови

професиии»

Цель.
Научить ребенка устанавливать з а в и с и м о с т ь м е ж д у результатами трудовой д е я т е л ь н о с т и и профессией человека; воспитать интерес к л ю д я м р а з н ы х профессий.
Материал.
Цветок ромашки, на лепестках которой условно изображены результаты труда людей разных профессий.
Содержание-
Ребенок, отрывая лепесток ромашки, называет профессию, связанную с удовлетворением определенной потребности.
И г р а

« К т о

ч е м

занимается?»
Цель: закрепление з н а н и й детей о п р о ф е с с и и , обогащение глагольного словаря детей, развитие внимания, ловкости. Никогда мы не забудем, Что умеют делать люди.
Вариант 1.
Бросая или прокатывая мяч ребенку, воспитатель называет профессию, а ребенок, возвращая мяч воспитателю, должен назвать глагол, обозначающий, что делает человек названной профессии
Вариант 2
Воспитатель называет глагол, а ребенок профессию ( продает- продавец)
« Где был Петя?»

Ц е л ь

и г р ы
. Учить детей описывать труд людей, отгадывать по описанию, о чем рассказывает ребенок.
С о д е р ж а н и е -
Воспитатель говорит детям, что они будут играть в такую игру, которая заставит их вспомнить все, что они видели в своем детском саду: какие есть комнаты, кто в них находится, что стоит в каждой комнате, чем в ней занимаются. Воспитатель рассказывает: «Сегодня мы поиграем в такую игру, будто в наш детский сад пришел новый мальчик Петя. Вместе со своей воспитательницей он пошел осматривать детский сад. А вот куда он заходил и что там увидел, расскажет Петя. От имени Пети будете рассказывать вы. Не называйте комнату словом. Мы должны ее узнать сами по вашему описанию». Приводим примерные описания, данные детьми: «Петя зашел в комнату, где на полках лежало много чистого белья, Мария Петровна гладила его, гудела стиральная машина (Прачечная)». «Петя заглянул в комнату, где дети пели, танцевали, кто-то играл на пианино. Комната была большая, светлая (Зал)». Воспитатель предупреждает детей, что надо описывать только то, что Петя мог увидеть в здании детского сада. Если ребенок рассказал о том, чего нет в детском суду, он считается проигравшим.
«Кто

больше?»
Ц е л ь и г р ы . У ч и т ь д е т е й соотносить действия людей с их профессией, активизировать словарь, во спитывать ум е н и е быстро думать. Воспитатель перед игрой проводит короткую беседу, уточняя понимание детьми слов «профессия», «действия»: «Дети, я работаю в детском саду воспитателем. Это моя профессия. Толина мама лечит больных. Ее профессия называется «врач». Как вы думаете, какая профессия у Антонины Васильевны, которая нам готовит обед? (Дети отвечают: «Повар».) Назовите, какие вы знаете профессии. (Дети называют: «Шофер, учитель, сапожник, летчик и др.») 16
Каждый человек, имея свою профессию, работает, выполняет какие-то действия. Что же делает повар? (Дети отвечают: «Варит, печет, жарит, перемалывает мясо, чистит овощи и др.».) Вот сейчас мы и поиграем с вами в игру «Кто больше назовет действий». Я назову профессию, а вы вспомните все действия человека этой профессии». Воспитатель говорит слово «врач». Дети отвечают: «Осматривает больных, выслушивает, лечит, дает лекарство, делает уколы, операции». «Портной» — наметывает, кроит, порет, утюжит, примеряет, шьет и т. д. Воспитатель называет знакомые детям профессии: дворника, няни, прачки, шофера и др. Дети вспоминают, что люди этих профессий делают. Кто больше назовет действий, считается выигравшим.
«Кто

трудится,

кто

играет»-

Цель.
Закрепить представления д е т е й
о
различии трудовой и и г р о в о й деятельности (трудовой — нетрудовой).
Материал.
Набор карточек с изображением трудовых и игровых процессов. У каждого ребенка — набор парных карточек (трудовая — игровая деятельность). Ребенок описывает изображения, называет процессы (мальчик чистит ботинок, девочка стирает кукольное белье, дети танцуют, играют и т.д.), устанавливает отличия (наличие результата труда или его отсутствие)
И г р а

« К т о

ч т о

производит»

Цель:
подчеркнуть, что для выполнения различных р а б о т н е о б х о д и м ы определенные знания и умения.
Правила:
соединить стрелочкой, кто что производит.
Материал:
изображения готовой продукции, людей разных профессий; карандаш. Повар у плиты, Токарь у станка. Садовод в саду, Художник за мольбертом, Портной за швейной машиной.
Деньги и их назначение

« К а к и е

б ы в а ю т

доходы?»

Цель.
Уточнить знания детей о б о с н о в н ы х и дополнительных доходах; усовершенствовать навыки самостоятельного о п р е д е л е н и я в и д о в доходов (основные и неосновные).
Материал.
Карточки с изображением основных видов деятельности, за которые взрослые получают основной доход — заработную плату (работа парикмахера, врача, столяра, плотника, ткачихи и др.), и видов деятельности, направленных на получение натуральных продуктов (сбор ягод, грибов; работа в саду, огороде и др.), дающих дополнительный доход.
Содержание-
Дети рассматривают карточки, называют деятельность взрослых, полученный результат, выделяют основные и дополнительные доходы.
« Тов а р н ы й

п о е з д »-

Цель.
Закрепить знания д е т е й
о
месте изготовления товара; классифицировать товар по месту производства.
Материал.
Карточки с изображением товара, плоскостное изображение товарного поезда
с
вагонами.
Содержание -
Дети раскладывают товар по вагонам так, чтобы в каждом оказался товар, одинаковый по месту производства. Например, мясопродукты — продукция мясокомбината, молочные продукты — продукция молокозавода и т.д.
Вариант.
Дети группируют предметы по м е с ту производства: мебель — мебельная фабрика, посуда — фаянсовый завод, игрушки — игрушечная фабрика и т.д.
«Маршруты

товаров»-

Цель.
Развить у детей умение различать товары
Материал.
Картинки с изображением товаров или реальные предметы и игрушки, таблички с названием магазинов: « О д е ж д а » , « М е б е л ь » , « Б ы т о в а я т е х н и к а » , 17
по их принадлежности к определенной группе ( б ы т о в а я т е х н и к а , промышленные товары, мебель, сельхозпродукты
и
др.). «Сельхозпродукты» и т.п.
Содержание-
Каждый ребенок выбирает карточку-картинку, называет, что на ней нарисовано, и определяет, в какой магазин можно увезти этот товар. Выигрывает тот, кто правильно подберет карточки к табличкам с названием магазина
«Собери вместе»- Цель.
Расширить представления детей о т о в а р а х ; н а у ч и т ь группировать их п о разным признакам.
Материал.
Карта (панно) с изображением различных товаров. У каждого ребенка — карта, на которой нарисованы разные предметы. Используя круги (диаграммы) Эйлера-Венна, дети объединяют предметы по различным признакам: съедобные — несъедобные; игрушки — орудия труда; товары, обязательные для каждого — необязательные, и т.д.
И г р а

« Ку п и

д р у г у

подарок» Цель:
научить п о д б и р а т ь м о н е т ы разного достоинства, в сумме со ставляющих цену подарка.
Правила:
выбрать подарок, определить стоимость и выбрать соответствующие монеты. Покупает тот, кто заплатит за товар соответствующую цену.
Материал:
карточка с «подарками» и ценниками, монеты разного достоинства, карандаши разного цвета.
«Что

быстрее

купят?»

Ц е л ь .
Развить умение устанавливать з а в и с и м о с т ь м е ж д у качеством товара, его ценой (стоимостью) и спросом на него.
Материал.
Карточки с изображением качественных и некачественных товаров (платья для куклы, на одном из них не хватает нескольких пуговиц; машины-игрушки, на одной из них фары разного цвета; ботинки, на одном нет шнурка).
Содержание

-
Ребенку предлагается пара карточек с изображением одинаковых товаров. Из двух предложенных вещей ребенок выбирает ту, которую купят быстрее, и объясняет причину своего выбора.
«Что

и

когда

лучше

продавать?»

Цель.
Закрепить знания детей о с п р о с е н а то ва р , о в л и я н и и ф а к т о р а сезонности (времени года) на реальный спрос.
М ат е р и а л .
Карточки с изображением магазина и окружающей его среды в разное время года (летом, зимой и т. д.); мелкие карточки с изображением сезонных товаров.
Содержание-
Дети заполняют магазины товарами в соответствии с сезоном. Например, панамки, сандалии, сарафан, бадминтон и др.— в «летний» магазин; шубу, шапки, варежки — в «зимний».
«Хочу» и «Надо».
Цель: Выявить знания детей о потребностях, необходи- мых для жизни человека. Педагог показывает предметные картинки, объясняет, что надо выбрать только самое необходимое для жизни. Ребенок выбирает и объясняет свой выбор. Картинки: Яблоко, вело- сипед, книга, молоко, мяч, телевизор, хлеб, кукла, машина, стол, сок, цветы, дом и др
«Волшебный кошелек»
Цель: Уточнить знания детей о том, что можно и что нельзя купить. Педагог показывает рисунок и предлагает провести каранда- шом линии от того, что можно купить, к кошельку. Ребенок должен объяснять, почему не все можно купить и продать, что еще продается и покупается.
« П о к у п к а

у ч е н о г о

кота».
Цель: Выявить уровень экономического мышления детей, усвое- ния вычислительных процедур, расчетов, при- меняемых в экономике. Проведение исследования: Педагог объясняет, что у ученого кота 10 рублей и предлагает помочь выбрать тот товар, кото- рый мог бы купить ученый кот, посчитать, сколько денег он потратит и сколько у него останется. 18

«Бартерный

обмен»
Цель: Выявить знания детей о равноценных то- варах, умение отстаивать собственную позицию. Ребенку выдается несколько карточек с изображением това- ров и ставится задача обменять их на карточки с другим то- варом, равноценным. Подвижные игры для формирования экономических представлений старшего дошкольного возраста
Название, цель подвиж-

ной игры

Ход игры

Люди труда

Подвижная

игра

«Ко-

роль»

Цели
Учить обмениваться репликами поочередно, раз- вивать умение давать ответ в виде выразительного же- ста. Один из играющих по желанию становится Королем. Остальные считаются работниками. Король садится на определенное место, а работники отходят в сторону и сговариваются, на какую работу они будут наниматься у него. Сговорившись, подходят и говорят: - Здравствуй, Король! -Здравствуйте! — отвечает Король. -Нужны вам работники? -Нужны. -Какие? Дети начинают выразительными движениями изображать людей разных профессий. Король должен отгадать, кто чем занимается, и если сразу назовет верно, то работники убегают к назначенному месту. Король ловит их и кого поймает, тот становится Королем, остальные же идут сно- ва сговариваться насчет работы. Но если Король угадает изображаемую профессию неверно, то называет ее второй, третий раз и т.д., пока не угадает. Ловить работников Ко- роль может, пока они не добежали до назначенного места. Если никого не поймает, то остается Королем на следую- щую игру. Игра интересна и тем, что нужно выбрать та- кую профессию, которую трудно было бы угадать, и заста- вить Короля подольше исполнять свою роль.
Деньги и их назначение

Подвижная

игра

«Найди

пару»

Цели-
учить выстраивать последовательность по увеличению и уменьшению достоинства монет и купюр. Под звучание музыки дети танцуют, когда музыка прекращается, дети должны найти пару по достоинству монет. Пару составляют дети, где у одного – монета меньшего достоинства, а у другого монета большего достоинства.
Бережливость

Подвижная

игра

«Кор-

шун»

Цели
- У ч и т ь д е т е й поочередно обмениваться репликами, развивать тему разговора, з а к р е п л я т ь н а в ы к и б е г а с увертыванием. Ведущий - Коршун (избирается по жребию). Дети окружают его стайкой, и начинается диалог: — Вокруг Коршуна хожу, я на Коршуна гляжу. Коршун, что делаешь? -Ямочку рою. -Зачем ямочка? - Денежку ищу. -Зачем тебе денежка? — Иголку купить. -Зачем тебе иголка? — Мешочек сшить. -Зачем мешочек? - Камешки класть. -Зачем камешки? — В твоих детей шуркать-буркать. -За что? — Они ко мне в огород лазят. - Ты бы делал забор повыше, а не умеешь, лови их! 19
Дети разбегаются кто куда. Коршун догоняет. Игра кончается, когда он их переловит всех сюжетно – дидактические игры с экономическим содержанием.
Название

цель

оборудование
Семья (сюжетно- ролевая игра) Продолжать расширять представления о семье, родственных отношениях; з н а к о м и т ь с составляющими семейного бюджета Таблицы «Доход», «Расход», денежные знаки, атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Семья»
Декабрь
Супермаркет (сюжетно- ролевая игра) Показать разнообразие товаров; учить сопоставлять цену товара с имеющимися наличными деньгами; формировать умение производить операции купли- продажи; способствовать установлению в игре ролевого взаимодействия и у с в о е н и ю ролевых взаимоотношени й ( п р о д а в е ц - покупатель) Разнообразные товары, игровые деньги, аксессуары для игры; ценники, чеки и т. п. Фабрика игрушек (сюжетно- ролевая игра) Обобщать представления детей об этапах трудового процесса по изготовлению игрушек; показать, что совместный труд и использование рациональных способов уменьшают трудовые затраты, экономят силы и время Волчок, юла, таблица с секторами; индивидуальные карточки, призы детям
«Банк»
(сюжетно- ролевая игра)
Цель:
сформировать у детей умение играть в сюжетно-ролевую игру «Банк».
Задачи:
учить детей играть в сюжетно- 20
ролевую игру «Банк»; формировать умения словесно обозначать игровую роль, реализовывать специфические ролевые действия, развертывать парное ролевое взаимодействие; развивать у м е н и е д е т е й и г р а т ь д р у ж н о , коллективом.
Структура

игры

Общие методические приемы

Методические

приемы,

используемые в игре
Задачи Ф о р м и р о в а т ь у м е н и е с л о в е с н о обозначать игровую роль. Реализовывать специфические ролевые действия. Р а з в и в а т ь п а р н о е р о л е в о е взаимодействие. Формировать элементарные ролевые диалоги Ф о рми р о ват ь у м е н и е обозначать свои роли — к о н т р о л е р , к а с с и р , ох р а н н и к , о п е р а т о р , консультант. Учить выполнять роли: кассир выдает деньги, считает; управляющий руководит, подписывает; охранник просматривает видеозаписи Общая стратегия игрового взаимодействия с детьми В к л ю ч а т ь д е т е й в р о л е в о е взаимодействие. Подключать к игре ребенка, взяв на себя дополнительную игровую роль. Взяв на себя игровую роль, втягивать в игру детей, предлагая им н о вые сюжетные события Вступительная беседа о работе банка. Распределить роли. Обозначить роль: кассир б е р е т у к л и е н т а сберегательную книжку, от считывает, с ко л ь ко выдать денег, в ы дает деньги и др. Организовать пространство и подобрать атрибуты Способы руководства игрой Использовать м н о го п е р с о н а ж н ы е сюжеты. Принять на себя второстепенную роль (воспитатель). Ограничить использование образной и г р у ш к и ( б о л ь ш е п р е д м е т о в - заместителей) В з я т ь н а с е б я р о л ь управляющего б а н к а , осуществлять руководство банком (игрой). Предложить использовать предмет-заместитель (кубик — телефон) Структура сюжета игры Многоперсонажные сюжеты, где одна из ролей непосредственно связана со всеми остальными. Последовательность сюжетных событий развертывается через последовательное взаимодействие Сюжет игры: дом или работа — банк — магазин — семья, клиенты (мама), охранник (папа), кассир (мама), продавец (мама). Из дома идут в банк, затем в магазин, потом домой
Проблемные ситуации для формирования экономических
представлений старшего дошкольного возраста Название проблемной ситуации Описание проблемной ситуации « Загадка бельчат» Три белочки рассказывают гному Эконому о своей работе. «Я учу бельчат математике, рисованию, грамоте», — говорит одна. «Я 21
готовлю для них вкусные обеды и завтраки», — добавляет другая. «А я мою посуду, протираю пыль», — сообщает третья. Белочки выполняют разную работу, но все они работают в одном месте.
Вопросы к детям:
Где работают белочки? Кем? « Письмо ослику» Ослик получил от своих друзей — Пятачка, Винни-Пуха и умного Кролика — письмо. Они сообщили ему, что у каждого из них есть интересная работа: Пятачок печет булочки, Винни-Пух строит дома, а Кролик — сочиняет сказки для детей
Вопросы к детям:
Где работают друзья Ослика и какие у них профессии « З а р а б о т а н н ы е деньги» Мышата Пик и Пак помогали Белочке собирать лесные орехи. Они очень старались Пик собрал одну корзину орехов, а Пак за это же время — две корзинки. У белочки было два яблока- большое и маленькое.
Вопросы к детям:
Как Белочке заплатить за работу мышатам? Кому дать большое яблоко, а кому маленькое? «Куда пойти?» Встретились у развилки трех дорог три монеты — Рубль, Франк и Марка. Прямо пойдешь — к бременским музыкантам придешь, налево пойдешь — к Красной Шапочке придешь, направо повернешь — у сестрицы Аленушки и братца Иванушки окажешься.
Вопросы к детям:
По какой дорожке должна пойти каждая из монет, чтобы попасть в свою страну? «Бизнес Шапокляк» Шапокляк выращивает яблоки. Летом она продает их по 2 рубля за килограмм, а зимой — по 5 рублей.
Вопросы к детям:
Почему цена яблок меняется? «Рекламу про мягкую игрушку» Баба Яга предлагает послушать рекламу про мягкую игрушку. Покупайте слона, он без уха и хвоста. С красным, длинным языком и оранжевым звонком. Любит он сидеть в углу и трубить ду-ду-ду.
Вопросы к детям:
Купят ли игрушку слона после такой рекла- мы? Почему? «Встреча в ремонтной мастерской» Встретились однажды туфельки и ботиночки в мастерской. «Я здесь бываю часто, каждый месяц, - грустно сообщает туфелька. - У меня то каблучок отлетит, то подошва сотрётся». – «А я сюда прибегаю очень редко. Один раз в год. Мне мастер только стелеч- ки меняет», -гордо сообщает ботиночек. «Это потому, друзья, что хозяева у вас разные, - произнёс мастер. И добавил: - Бережёная вещь два века живёт».
Вопросы к детям:
Почему так сказал ма- стер своим клиентам ?
Народные и авторские сказки с экономическим содержанием
. Чтение и обсуждение сказок о потребностях и возможностях.
Народных:
«Жадная старуха», «Иван-царевич и серый волк», «Как коза избушку построила».
Авторских:
А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», К.И.Чуковский «Телефон». Чтение и обсуждение сказок о труде.
Народных:
«Терем-теремок», «Хаврошечка», «Морозко», «Мужик и медведь»
Авторских:
А.С.Пушкин «Сказка о попе и о работнике его Балде», К.Д.Ушинский «Петушок и бобовое 22
зернышко», К.И.Чуковский «Федорино горе». Чтение и обсуждение сказок о бартере.
Народных
: «Лисичка со скалочкой», «Мена», «Выгодное дело».
Авторских:
В.Катаев «Дудочка и кувшинчик». Чтение и обсуждение сказок о деньгах.
Авторских:
К.И.Чуковский «Муха-Цокотуха», Г. -Х. Андерсен «Огниво» Чтение и обсуждение сказок о рекламе.
Народных:
«Лиса и козел».
Авторских
: Г. -Х. Андерсен «Новое платье короля», Ш.Перро «Кот в сапогах», С.Михалков «Как старик корову продавал» Чтение и обсуждение сказок о купле-продаже.
Народных:
«Мальчик с пальчик», «Чудесная рубашка».
Авторских:
С.Т.Аксаков «Аленький цветочек»
Стихотворения с экономическим содержанием

стихотворение про рекламу.
Рекламировать стало у нас очень модно! Рекламировать можно всё, что угодно! Игрушки, костюмы, ботинки, диваны, И кружится голова от этой рекламы! А мы рекламируем песни и шутки, У нас не скучают друзья ни минутки. Пойте и смейтесь, танцуйте вы с нами, Л у ч ш е в ы н е н а й д ё т е рекламы!
«Три копейки»
Маму в магазин провожает сын. Три копейки он ей даёт: “Вот! Купи мне самолёт, А ещё ружьё, лопатку, Танк, лошадку, шоколадку, Самосвал, тетради, краски, Маски, сказки и салазки! Постарайся не забыть. А на сдачу можешь даже И свистульку мне купить. Я хочу стать бизнесме- ном, Что мне делать, как мне быть? М о ж е т, в А ф р и к у поехать, Крокодила победить? А секрет, друзья, про- стой: В бизнесе нельзя лов- чить, Надо думать головой, Чтобы прибыль полу- чить! автор
В.Лысенко
Считалки Шёл с получки по толкучке Т о л с т ы й д я д я Робинзон. И с получки н а толкучке Приобрёл себе он зонт. З о н т д е ш ё в ы й , трехрублёвый, Н о з а т о т а к о й здоровый, Чтобы спрятаться под ним Можно было бы троим. А т ы - б а т ы , ш л и солдаты, Аты- баты,на базар, Аты- баты,что купили? Аты- баты, самовар. Аты- баты,сколько стоит? Аты- баты,три рубля Аты- баты,он какой? Аты- баты,золотой. Р а з , д в а , т р и , четыре, Жили мы ши н а квартире, чай пили, чашки мыли, По три денежки платили. Кто не хоет платить Тому и водить! Катилась торба с великого горба. В э т о й т о р б е : хлеб, соль, вода, пшеница, С кем ты желаешь поделиться? Выбирай поскорей, Не з а д е р ж и ва й добрых и честных людей. Т р и к о п е й к и - медный грош, Выбирай кого ты хошь! 23
Загадки « Экономика для малышей Люди ходят на базар: Там дешевле весь... (Товар) Н а т о в а р е быть должна обязательно. .. (Цена) Как ребёнка н е т б е з мамы, Сбыта нету без... (Рекламы) Угадай, как то зовется, Ч т о з а деньги продается. Э т о н е чудесный дар, А просто- напросто... (товар); Начало - первая из нот. К ней ты добавишь слово «ход», Получишь то, о ч ё м м е ч т а е т л ю б о й , к т о бизнес начинает. (Доход.) Чтобы товар быстрее сбыть, С о м н о ю нужно подружить ся. Я буду так товар хвалить, Что долго о н н е залежится. Дети: (реклама). Расчёт зарплаты - знать пора Проводят в срок ... (бухгалтера) Мебель, х л е б и огурцы Продают нам ... (продавцы) За сметану, хлеб и сыр В кассе чек пробьёт . . . (кассир) В м о р е коварном товаров и цен Бизнес- корабль в е д ё т . . . (бизнесмен ) Он финансовый факир, В банк к себе вас ждёт ... (банкир) И врачу, и акробату Выдают за труд ... (зарплату)
Пословицы и поговорки

О труде

О деньгах цене

О купле, товаре,

продаже

О бережливости
На час опоздаешь — годом не наверстаешь. Без труда не вытащишь рыбку из пруда. Без работы день год ом станет. Без труда и о т д ы х н е с л а д о к . Маленькое дело лучше большого бе зд е л ь я . Лучше быть здоровым и бедным, чем богатым и больным. Го р ь ка работа, да сладок хлеб. Без клещей кузнец — что без рук. Без охоты нет работы. Без работы и печь холодна. Без ремесла, как без рук. Без сноровки и ложку мимо рта пронесешь. Без труда нет плода. Берись за то, к чему ты г о д е н . Б у д е ш ь Деньги — н е голова: н а ж и в н о е д е л о . Деньги — что вода: пришли и у ш л и , только и видели. Доход не живет! без хлопот. Получишь доход — явится и р а с х о д . Ч у ж и е деньги считать — не разбогатеть. Копейка к о п е й к у р о д и т . Копеечка к копеечке — рубль набегает. К о п е й к а р у б л ь бережет. Лежащий товар не кормит. Кто копейку не щадит, тому рубль ни почем. Здоров буду и денег д о буд у. Ко п е й к у с б е р е г — р у б л ь п о л у ч и л , р у б л ь К у п и ш ь — платишь, продашь — плачешь. Наследство — ни дар, ни купля. На торгу два дурака: один дешево дает, д р у г о й д о р о г о просит. Хороший товар не залежится. На что спрос, на то и цена. Дешево п о к у п а е т с я — недолго носится. К о т а в м е ш к е покупать нельзя. Что продается и п о к у п а е т с я — товаром называется. Лишний рубль на рекламу отдашь — т о в а р в ы г о д н о Бережливость лучше богатства. Запасливый нужды не терпит. Из грошей рубли вырастают. Не деньги богат ство бережливость да разум. Собирай монеты медные — пригодятся в дни бедные. Б е р е ж л и в а я вещь два века живет. Без ко п е й к и рубл я н е т. Бережливость лучше п р и б ы т к а . З а п а с человека не портит. И медведь из запасу лапу сосет. Кто не бережет копейки, тот сам рубля не стоит. 24
трудиться — будет у тебя и хлеб, и молоко водиться. Была бы о х о т а , а р а б о т а найдется. Волка ноги кормят. Всякий человек в д е л е п о з н а е т с я . Всякое уменье трудом д а е т с я . Д л я д о б р а трудиться — есть чем похвалиться. сберег — капитал нажил. продашь. Частушки С экономикою нас Начали знакомить. Что такое «вклад» и «банк», Как деньги экономить. М ы доход с в о е й семьи Вместе подсчитаем. Знаем цену вс ем вещам, Что мы покупали. «Бизнес», «бартер» и «бюджет» - Что это такое? От гремучих этих слов Детям нет покоя. Будем знанья получать, Капитал накопим. И тебе, наш детский сад, В будущем поможем. 25

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Козлова С.А. Дошкольная педагогика. [Текст]/ С.А. Козлова. – М.: Академия, 2004. 2. Николаенко В.М. Психология и педагогика. [Текст]/ В.М. Николаенко. – Новосибирск, 1998. 3. Сасова И.А. Экономическое воспитание детей в семье. [Текст] / И.А. Сасова. – М., 1989. 4. Сасова И.А., Экономическое воспитание школьников в процессе трудовой подготовки [Текст] / И.А. Сасова, А.Ф. Аменд / Под ред. В.К. Розова. – М., 1986. 5. Смоленцева А.А. Сюжетно- дидактические игры с математическим содержанием. [Текст] / А.А. Смоленцева. – М.: Просвещение 1987. 6. Смоленцева А.А. Введение в мир экономики или как мы играем в экономику [Текст]: Учебно-методическое пособие. / А.А. Смоленцева. – СПб.: Детство-Пресс, 2001. – С. 34-35. 7. Шатова А.Д. Экономическое воспитание дошкольников [Текст] / А.Д. Шатова. – М., 2005. 8. Шатова А.Д. Нужно ли и зачем дошкольнику экономическое воспитание? [Текст] / А.Д. Шатова // Дошкольное воспитание. – 1989. – № 8. 9. Шатова А.Д. Дошкольник и... экономика. [Текст] / А.Д. Шатова // Обруч. – 1999. – № 2 26

Конспект специально организованной деятельности

Тема- «Музей денег»

Цель:
Закрепить знания о возникновении металлических денег, о валютах разных стран, с помощью системного оператора узнать, что служило деньгами для древних людей, стимулировать активность детей. 1. Организация: Дети вокруг воспитателя Идет обсуждение — что такое музей, для чего он нужен, что в нем хранится? Переход в музей. 2. Организация: Дети подходят к выставке вместе с воспитателем. На столах лежат разные деньги — бумажные, металлические, разных стран и достоинств. Рассматривание экспонатов. — А теперь немного порассуждаем. Организация: дети садятся на стульчики Возьмем 1 рубль схема Какие еще деньги есть в обращении, из чего состоит рубль? (копейки) схема Рублями пользуются в нашей стране, а в других странах какие деньги? (доллар, марка, франк) схема Как называются деньги других стран? (валюта) Теперь поиграем. 3. Организация: дети в кругу Игра. Кому передам денежку, тот называет какую-нибудь валюту (доллар, рубль, франк, марка, йена, гривна, юань, фунт стерлингов, лира...) 4. Организация: дети садятся на стульчики А раньше деньги были такими же, как сегодня, или нет? Для того, чтобы узнать, мы должны слетать в прошлое, к первобытным людям. Пристегнули ремни. Полетели. 5, 4, 3, 2, 1. Пуск. А пока мы летим, закроем глаза и расслабимся. Мы приземлились около пещеры первобытного человека. Организация: мозговой штурм У первобытных людей был металл или бумага, чтобы изготавливать деньги? А чем они могли расплачиваться? Сначала они меняли товар на товар. Кто менял рыбу на яйца, кто мясо на шкуру. Но это было неудобно. Ведь, если мне нужна шкура — сколько яиц я должна за нее отдать? 5, 10 или 100? Хозяин шкуры хочет больше, а я хочу меньше. Кто прав? Вот так спорили каждый раз. Даже ругались. И пришли к выводу, что нужны деньги. У одних деньгами сначала были животные — у кого больше овец, коров, коз, тот и богаче. Другие стали расплачиваться шкурками зверьков (белок, зайцев, кротов, куниц). Те, кто жили около моря, расплачивались бусинками-жемчужинами или ракушками. Кто жил в горах — расплачивался камушками или стеклышками. И только в десятом веке появились металлические деньги.
Организация:
дети встают и рассматривают экспонаты музея.
Организация:
дети садятся на стульчики А теперь нам пора возвращаться назад. Пристегнули ремни. 5, 4, 3, 2, 1. Пуск. Полетели
Физпауза "Моя семья"
5. Современные деньги всегда удобны? А в будущем деньги сохранятся или их чем- нибудь заменятся? (чековые книжки, карточки) Вопрос: характеры у денег разные или одинаковые? 6. Организация: каждый ребенок выступает перед другими Задание: каждый вытаскивает листочек, на котором нарисована валюта. Изобрази валюту. 7. Организация: взаимопроверка за столами Два человека работают у доски (соедини стрелками валюту и страну). В это время дети работают в парах (решают примеры). Друг другу говорят ответ. Потом проверяют задание у доски. 8. Организация: продуктивная деятельность Много было предложено денег будущего. Попробуйте нарисовать их.
Конспект специально организованной деятельности
27

Тема- «Путешествие в прошлое денег»

Цель-
Дать детям представление о денежной единице; научить понимать назначение денег; вызвать интерес к прошлому предмета, развить воображение.
Материал-
Картинки с изображением денег, монеты, карандаши, альбомные листы.
Копейка.
Ребята, здравствуйте! Меня зовут Копейка. Я такая несчастная, меня все обижают, говорят, что я такая маленькая, что без меня можно обойтись, ведь на 1 копейку ничего нельзя купить. —Не расстраивайся, Копеечка. Наши ребята знают такую пословицу: «Копейка — рубль бережет!» Ведь из таких маленьких копеечек, как ты, состоит рубль. Если собрать много твоих подружек, можно купить много конфет и вообще всего, чего пожелаешь. Копейка (радостно). Ой, правда, ребята? Как я рада. Я сейчас пойду и расскажу об этом своим подружкам. —Подожди, Копеечка, еще успеешь это сделать. А сейчас мы хотели бы узнать историю о том, как ты появилась на свет. Правда, ребята? (Да, хотим.)
Копейка.
Появилась я на свет давно, Назначенье у меня одно: В магазине вы берите Все, что только захотите, Только к кассе подойдите И, конечно, заплатите. — Как вы думаете, как люди расплачивались, когда денег еще не было? (Может, камешками? Или палочками?)
Копейка.
Может быть, древние люди действительно расплачивались камешками, но позже — ракушками, которые назывались каури. Их собирали на веревочку, как бусы. А до этого люди просто обменивали товар на товар, например, одного быка на 2 топора. — Как вы думаете, удобно было пользоваться таким расчетом? (Не очень.) Почему? Вот представьте, что вы идете в магазин что-нибудь купить и вам надо с собой взять быка или корову, чтобы расплатиться.(Это неудобно, потому что они занимают много места, их нельзя положить в карман, как деньги.) Молодцы. Правильно. А сейчас давайте дослушаем рассказ Копеечки.
Копейка.
Позже появились металлические деньги (показывает картинку). Они были тяжелые и занимали много места. И наконец, появились бумажные деньги (показывает картинку). — А какими деньгами мы пользуемся сейчас? (Бумажными, металлическими монетами.) Чем, по-вашему, удобнее пользоваться? (Бумажными деньгами, так как они занимают мало места и легче металлических монет.) Ребята, давайте нарисуем друзей для Копеечки, а потом поиграем с ними в магазин.
Конспект познавательного развития Тема- «Деньги. Купюра. Монета»

Цель
: - раскрыть сущность понятий «деньги», «монета», «купюра»; - закрепить знания детей о внешнем виде современных денег; - учить находить отличительные и сходные признаки между монетой и купюрой, между купюрами разного достоинства; - помочь детям осознать роль денег в жизни людей;
Материал
: Копилка с набором разных монет и купюр; таблички со схематическим изображением купюр (квадратные таблички) и монет (круглые таблички).
Предварительная работа
: На занятиях по трудовому воспитанию или в свободное для деятельности время изготовить таблички со схематичным изображением купюр и монет. Можно квадратные таблички изобразить зеленым цветом, а круглые таблички – желтым цветом. Собрать набор монет и купюр разного достоинства. Так же следует предложить рассмотреть детям до занятия купюры и монеты, чтобы в последующем дети могли свободно называть отличительные и сходные черты между монетой и купюрой.
Ход познавательного развития
: 28
1.
Теоретическая часть
. - Ребята, я шла утром сегодня к вам в садик и по дороге нашла интересный предмет (демонстрирую копилку). - Что это такое? - Для чего же нужна эта копилка? - Правильно, чтобы копить деньги. Но мне очень интересно узнать, а зачем людям копить деньги? Что на них можно купить? - Хорошо. Давайте сыграем в игру «
Для чего нам нужны деньги?».
Я называю, для чего нам нужны деньги, а вы продолжаете. Итак, деньги нам нужны, чтобы: Для покупки продуктов питания;  Для оплаты бытовых услуг;  Для оплаты развлечений (воспитатель уточняет у детей, для каких развлечений нам нужны деньги?)  Для оплаты услуг. Каких?  Для оплаты проезда на транспорте;  Для покупки подарков;  Помощь бедным (воспитатель уточняет, что такая деятельность называется благотворительностью) и т.д. Воспитатель опрашивает всех детей по очереди. Если дети указывают не все значение денег можно предложить решение данного вопроса в виде проблемных ситуаций: Если мы едем на автобусе, мы платим? Если мы захотели кушать и пошли в магазин, за что мы платим? и т.д. 2. Практическая часть - Молодцы, ребята, хорошо справились с заданием. А вам интересно узнать, что же лежит в копилке, какие деньги там есть? Давайте посмотрим. Рассматриваем сначала монеты. - Это что такое? Правильно, монеты. Какая монета? Если дети не называют все признаки, то воспитатель помогает им. - Круглая, металлическая, звенит (можно взять в руку несколько монет и позвенеть ими и дети сами смогут после этого назвать данный признак). - Какие монеты вы знаете? Дети называют монеты разного достоинства, воспитатель демонстрирует данную монету всем детям и, хором проговариваем вместе с детьми. - Смотрите, у нас в копилке еще что-то осталось. Давайте достанем (достаем купюры). Как можно назвать эти деньги? - Правильно, купюры. А какие они? - Бумажные, прямоугольные, шуршат (можно продемонстрировать шуршание купюрой). - Какие купюры вы знаете? Дети называют купюры, воспитатель демонстрирует их детям, и затем проговариваем хором. - Итак, ребята, сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется «Дополни». Я называю вам признак монеты, а вы мне называете противоположный признак купюры и наоборот.  Монета круглая, а купюра…  Купюра бумажная, а монета…  Монета звенит, а купюра…  Монета металлическая, а купюра… - Хорошо, справились и с этим трудным заданием. 3. Заключение.
Конспект специально организованной деятельности
29

тема: «Бережное отношение к вещам»

Цель
: -Закрепить понятие «магазин», учить устанавливать связь места работы и профессии человека; - формировать у детей бережное отношение не только к своим предметам, но и к общественным; - учить детей приводить в порядок испорченные вещи;
Материал
: Набор деталей различных сломанных вещей, испорченные книги, сломанные игрушки, материалы для ремонта вещей (клей, ножницы, скотч, бумага).
Предварительная работа
: При посещении библиотеки можно обратить внимание детей на книги, которые порваны, провести с детьми беседу о причинах данных нарушений.
1.

Повторение пройденного материала
: - Ребята, о чем мы с вами говорили на прошлом занятии? - Какие профессии вы знаете? Назовите данные профессии.
2
.
Игра «Кто, где работает?»
- В милиции работает… - В магазине работает… - На пекарне работает… - В такси работают … - В пожарной части работают… Следует обратить внимание детей на то, что можно назвать не одну профессию, а несколько: В больнице работают врачи, медицинские сестры, уборщицы, гардеробщицы и т.д.
2.

«Какой вещи принадлежит?»
- Посмотрите, ребята, здесь у меня очень много интересных деталей. Давайте поиграем с вами. Я буду показывать вам часть вещи, а вы будете называть, от какой детали она. Демонстрирую детали, а дети называют предмет, которому принадлежала данная часть. Например, колесо принадлежит машинке. - Откуда, ребята, взялись эти вещи? - Что с ними случилось? - Вам жалко эти поломанные вещи? - Что мы можем с вами сделать?
3. Ремонт испорченных вещей
. - Посмотрите, ребята, а здесь у меня есть еще и те вещи, которым принадлежат эти детали. Давайте попробуем найти эти вещи. Дети находят вещи и пытаются отремонтировать. Воспитатель в течении этого задания оказывает помощь детям. Обращает внимание детей на то, что следует выполнять все действия аккуратно, чтобы потом можно было приятно пользоваться этими предметами.
3.

Беседа о правильном обращении с вещами
. - Как следует обращаться со своими вещами? - Бережно, не портить, не ломать. - А с вещами, которые есть у нас в группе, как следует обращаться? - Так же, как и с личными вещами? - Со всеми вещами нужно обращаться бережно и аккуратно. - Если сломали вещь то, что нужно сделать? - Если вы сломали чужую вещь, что можно следует сделать?
4. Вывод по теме
. - Итак, ребята, как нужно обращаться с чужими вещами? - А с личными? - Как можно отремонтировать испорченные вещи? 30

Конспект специально организованной деятельности

Тема - «Воспитываем бережливых»
П р о г р а м м н о е с о д е р ж а н и е . Познакомить детей с понятием «бережливость»: формировать у них бережное отношение к предметам, нетерпимость к неряшливости, небрежности. Воспитывать уважение к людям труда. В о с п и т а т е л ь . Ребята, посмотрите, пожалуйста, везде ли у нас порядок: не горит ли зря свет, не капает ли из крана вода. (Посылаю одного из детей в умывальную комнату.) Сегодня, дети, у нас необычное занятие: мы будем говорить о бережном отношении ко всему, что нас окружает. Например, вода и электричество — это природные богатства страны, их надо беречь и расходовать разумно, т. е. экономно. А теперь, пожалуйста, ответьте: что мы должны беречь? Д е т и . Вещи, игрушки, книги, хлеб... В о с п и т а т е л ь . Почему? Д е т и . Чтобы предметы и вещи служили другим детям, когда мы поступим в школу. В о с п и т а т е л ь . Правильно! А сейчас посмотрим, все ли мы умеем беречь свои вещи? В групповую комнату входят двое детей. Они исполняют роли дедушки и внучки. Д е д у ш к а . Почему у тебя такой грязный передник? В н у ч к а . Это ягодки виноваты, дедушка. Я положила их в карман, а они раздавились и испачкали передник! Д е д у ш к а . А почему у тебя такие грязные руки и коленки? В н у ч к а . Это Трезор виноват! Вылез из-под забора и начал на меня лаять: «Полезай под забор!» Я и полезла. Д е д у ш к а . Ну а почему ты так растрепана? В н у ч к а . А это ветер виноват, дедушка! Я бегу, а он за мной. Спряталась я под куст, а он меня там нашел. Залезла я под лестницу, а он меня и там отыскал. Я совсем не виновата, дедушка! В о с п и т а т е л ь . Ребята, а кто во всем виноват? Д е т и . Внучка, потому что она неряха, не бережет свои вещи. Воспитатель. Правильно! Она не только не бережет свои вещи, но и труд своей мамы не уважает. Ведь любая вещь, предмет или продукт сделаны руками человека, а труд человека тоже надо беречь. Скажите, ребята, а чей труд в группе мы должны беречь? Д е т и . Труд няни, воспитателей. В о с п и т а т е л ь . Мне бы очень хотелось, чтобы вы рассказали: как вы бережете труд няни? Д е т и . Стараемся не сорить, аккуратно есть, вытирать чисто обувь, когда заходим в группу после прогулки. В о с п и т а т е л ь . А какое правило вы знаете? Д е т и . В каждом доме на пороге Вытирай почище ноги! На этом проведением физкультминутки заканчивается первая часть занятия. В о с п и т а т е л ь . А сейчас, дети, обратите внимание на эту выставку книг. Но прежде чем взять книгу, вспомним: как надо правильно пользоваться книгой? Д е т и . Книгу берем чистыми руками, садимся за стол, перелистываем правой рукой за правый верхний угол. В о с п и т а т е л ь . Правильно! А сейчас я загадаю вам загадку, а вы отгадайте, о какой книге идет речь. Ох-ох-ох! Ох-ох-ох! Здесь такой переполох! Все бегут, несутся, скачут, Им кричат: «Куда? Куда?» Ну, а кто-то горько плачет От досады и стыда. Дети. «Федорино горе» Корнея Ивановича Чуковского. В о с п и т а т е л ь . А кто из вас приведет примеры из книг, которые обличают плохие поступки, заостряют наше внимание на хороших поступках? Дети по одному подходят к подставке с книгами, отыскивают желаемую и показывают, высказывают свое отношение к изображенному эпизоду (или читают наизусть отрывок из знакомого произведения). На стенде представлены произведения А. Л. Барто, К. И. Чуковского, В. В. Маяковского. 31

Конспект специально организованной деятельности

Тема: «Петушок и бобовое зернышко»
Программное содержание: Формировать представления детей о понятии «обмене товаров». Расширить представления детей о разнообразии магазинов и товаров. Развивать внимательность, умение проводить аналогию между сказочными понятиями «обмена товаров» и современными покупками товаров. Продолжать знакомить с экономическими терминами: товар, обмен, покупка. Воспитывать коммуникативные навыки: умение регулировать свое поведение на основе общепринятых норм и правил. Предварительная работа: чтение сказки «Петушок и бобовое зернышко», беседы о профессиях калачник, гребенщик, дровосек, рассматривание рисунков с изображением магазинов. Словарная работа: калачник гребенщик, дровосек. Оборудование: изображение героев сказки « Петушок и бобовое зернышко», шкатулка, игрушки: Курочка и Петушок. Изображение поезда ( красный, синий, желтый), круги (красный, синий, желтый). Дидактическая игра « Витрина какого магазина?». Воспитатель: Дети, посмотрите: Кто к нам пришел в гости сегодня утром? Ребята, посмотрите, грустная или радостная наша Курочка? Что случилось, Курочка? Почему ты такая грустная? Воспитатель: Ребята, Курочка говорит, что Петушок подавился бобовым зернышком как в сказке «Петушок и бобовое зернышко». Она просит помочь ей спасти Петушка. Ребята поможем Курочке? Дети: Да Воспитатель: Ребята, давайте вместе вспомним, к кому сначала нужно пойти Курочке? Дети: к речке. Воспитатель предлагает детям «пойти к речке». А что взяла с собой Курочка? Дети: ведро. Воспитатель: ставит рядом с изображением реки картинку с изображением ведро. Воспитатель: Речка дала Курочке водички? Дети- нет К кому речка сказала сходить Курочке? Дети: к липке. Что нужно было попросить Курочке у липки? Дети: листочек Воспитатель предлагает детям «пойти к липке. Ребенок берет картинку с изображением листочка и ставит рядом с изображением речки. Воспитатель: Что сказала липка Курочке? Дети: сходить к девушке? Что липка сказала принести курочке? Дети: нитки. Воспитатель предлагает детям «пойти к Девушке». Ребенок берет картинку с изображением ниток и ставит рядом с изображением липки. Воспитатель: Что сказала девушка Курочке? Дети: сходить к гребенщикам. Воспитатель: А кто такие гребенщики? Дети: это люди, которые делают расчески. Воспитатель предлагает детям «пойти к гребенщикам». Ребенок выбирает картинку с изображением гребешка и ставит рядом с изображением девушки. Воспитатель: Что сказали гребенщики курочке? Дети – сходить к калачникам. Воспитатель предлагает детям «пойти к калачникам». Воспитатель – А кто такие калачники? Дети- это люди , которые пекут калачи. 32
Ребенок берет картинку с изображением калачей и ставит рядом с изображением гребенщика. Воспитатель- Что сказали калачники курочке? Дети- сходить к дровосекам. Воспитатель предлагает детям «пойти к дровосекам». Воспитатель – А кто такие дровосеки? Дети- это люди которые заготавливают дрова . Ребенок берет картинку с изображением дров и ставит рядом с изображением гребенщика. Выпил Петушок водички и поправился. Звучит запись с воспроизведением голоса Петушка . Ой, ребята смотрите, петушок выздоровел, и тоже к нам в гости пришел. Спасибо вам ребята говорит курочка. Вы мне помогли спасти Петушка. Воспитатель- Легко было Курочке спасти Петушка? Воспитатель- вода, листочек, нитка, расческа, калачи, дрова? Это все товар. Воспитатель- Что делала курочка с товаром? Дети – менялась Воспитатель – А обмен был правильный или нет? А в каких сказках неправильный обмен? Воспитатель- Если бы нам были нужны эти товары , то где мы бы могли их купить? Дети- в магазине, на рынке, ярмарке. Воспитатель- Ребята курочка с петушком с вами хотят поиграть. Игра « Где был Иванушка» Воспитатель- Курочка открыла у себя в деревне магазины . И она просит вас угадать какие магазины она открыла: Игра- « Витрина какого магазина?». Воспитатель показывает изображения витрин. Дети определяют, из какого магазина витрины. Воспитатель- А как попадает товар в магазин? Дети- его привозят Воспитатель – На чем привозят товар? Дети – на самолете, машине, поезде. Воспитатель- Курочка закупила много товара и хотела его отправить на поезде. Давайте ей поможем загрузить товар в поезда. В вагоны нужно загрузить товар. Чтобы быстрее нам с вами отправить товар мы поделимся с вами на группы. Дети с помощью фигур разного цвета делятся на три группы. Воспитатель спрашивает каждую группу детей, в какой поезд они будут грузить товар. Воспитатель: Ребята, в красном поезде поедут предметы мебели. У кого из вас красные круги. Какой товар вы будите грузить в красный поезд? Дети: мебель. Воспитатель: Ребята, в синем поезде поедут предметы одежды. У кого из вас синие круги. Какой товар вы будите грузить в синий поезд? Дети: одежду Воспитатель: Ребята, в желтом поезде поедут предметы игрушки. У кого из вас желтые круги. Какой товар вы будите грузить в желтый поезд? Дети : игрушки Дети грузят товар в поезда. После того, как все товары разложены в поезда, воспитатель спрашивает, у детей в какой магазин отправится товар. Курочка с петушком благодарят детей. Итог- Ребята, как вы думаете, мы смогли помочь курочке? А как мы смогли ей помочь, что мы делали для этого? Вам понравилось занятие. А что вам больше всего понравилось?
Конспект специально организованной деятельности
33

Тема- Ярмарка народных промыслов - « Как старик корову продавал»
Цель- Обогащать представления детей о том, где можно приобрести товар( магазин, рынок, ярмарка). Закрепить понятие « реклама» Закрепить знания о народных промыслах, уметь называть и различать их. Материал- предметы народно- декоративного искусства- гжельская и хохломская посуда. кассета с записями народной музыки. Атрибуты для представления. Ход занятия Дети вы ходите с родителями в магазины? А как называется большой магазин, где продают все: от мелочей до бытовой техники? ( супермаркет) А где еще можно сделать покупки?( рынке, ярмарке) А что такое ярмарка. Какие ярмарки вы знаете? К нам на ярмарку пришло много людей. А от куда они могли узнать что у нас сегодня ярмарка?( из рекламы) А что такое реклама? ( человек благодаря рекламе, узнает где что можно купить.) А сегодня я вас приглашаю на ярмарку. Чтобы люди о нашем товаре больше узнали , что для этого нужно делать? ( Рекламировать товар) 1-Давайте посмотрим, что же привезли на ярмарку. К нам приехала сама золотая ….( хохлома) Резные ложки и ковши Ты разгляди-ка, не спеши. Там травка вьется и цветы Растут нездешней красоты. Блестят они, как золотые, А может, солнцем залитые. (Хохлома.) Что мы можем сказать про эту роспись, какая она ? ( нарядная, золотая, расписная) А еще вы знаете, о хохломе? Из каких элементов состоит хохломская роспись? 2- Подвести детей к другому столу. Снежно-белая посуда, Расскажи-ка: ты откуда? Видно, с Севера пришла И цветами расцвела: Голубыми, синими, Нежными, красивыми. (Гжель.) А еще что мы можем рассказать о гжели? А кто делает эти чудо- товары?( мастера, умельцы, художники, рукодельницы) В эти изделия вложено много труда. Но наш народ любит трудиться. И об этом говорят и пословицы. Какие пословицы о труде вы знаете? Умелые руки не знают скуки. Дело мастера боится. Кто не работает , тот не ест. Землю красит солнце, а человека - труд. 3.На ярмарке всегда играют в веселые игры. Вот и мы поиграем в игру « Где, был Иванушка? Иванушка стоит в центре круга. Дети спрашивают, Иванушка отвечает. Где был, Иванушка? На ярмарке. Что купил, Иванушка? Курочку. Курочка по сеничкам Зернышки клюет, Уточка по лужице Взад — вперед плывет. Иванушка в горенке Песенки поет. Где был, Иванушка? 34
На ярмарке. Что купил, Иванушка? Ослика. Где был, Иванушка? На ярмарке. Что купил, Иванушка? Коровушку 4.На ярмарках еще показывают представления. Мы сегодня с вами тоже покажем представление «Как старик корову продавал» На рынке корову старик продавал, Никто за корову цены не давал. Хоть многим была коровёнка нужна, Но, видно, не нравилась людям она. -Хозяин, продашь нам корову свою? -Продам. Я с утра с ней на рынке стою! -Не много ли просишь, старик, за неё? -Да где наживаться! Вернуть бы своё! -Уж больно твоя коровёнка худа! -Болеет, проклятая. Прямо беда! -А много ль корова дает молока? -Да мы молока не видали пока... Весь день на базаре старик торговал,Никто за корову цены не давал. Один паренёк пожалел старика: - Папаша, рука у тебя нелегка! Я возле коровы твоей постою, Авось продадим мы скотину твою. Идет покупатель с тугим кошельком, И вот уж торгуется он с пареньком: - Корову продашь? - Покупай, коль богат. Корова, гляди, не корова, а клад! -Да так ли! Уж выглядит больно худой! -Не очень жирна, но хороший удой. -А много ль корова дает молока? -Не выдоишь за день - устанет рука. Старик посмотрел на корову свою: - Зачем я, Буренка, тебя продаю? Корову свою не продам никому - Такая скотина нужна самому! Вопросы -Честная ли реклама была дана для продажи этой коровы? - Почему же старик поверил ей? (ей была дана такая реклама, что даже старик поверил, что его корова дает много молока, и раздумал ее продавать.) Прежде чем покупать, хорошо посмотри, какого качества этот товар. Детям для радости наши сладости. 35


В раздел образования