"Формирование навыков самообслуживания детей младшего дошкольного возраста"
Автор: Галимуллина Алсу Рамазановна Должность: воспитатель Учебное заведение: МКДОУ детский сад № 5 г. Малмыжа Кировской области Населённый пункт: Кировская область Малмыжский район г. Малмыж Наименование материала: Родительское собрание Тема: "Формирование навыков самообслуживания детей младшего дошкольного возраста" Раздел: дошкольное образование
I.Воспитатель :
Уважаемые
родители,
поздравляю
Вас
с
первым
родительским собранием. Тема нашего собрания:
«Формирование навыков
самообслуживания детей младшего дошкольного возраста».
Поступление
малыша
в
детский
сад
–
это
его
первый
шаг
в
самостоятельную жизнь, который не всем детям дается легко. Наша задача
сделать
так,
чтобы
эти
первые
шаги
в
самостоятельную
жизнь
прошли
безболезненно. Для этого между нами, взрослыми, должны установиться
дружеские,
партнерские
отношения.
Для
начала
давайте
познакомимся.
Знакомство при помощи клубочка!
Воспитатель: Обмотайте
вокруг
пальчика
ниточку,
представьтесь
и
п е р е д а й т е
к л у б о ч е к
с л е д у ю щ е м у !
Посмотрите,
пожалуйста,
каждый
из
нас
соединен
ниточкой,
не
просто
ниточкой, а нитью, которая нас будет связывать на протяжении 4 лет. Наша
нить должна быть настолько прочной, насколько это возможно ради здоровья
и
сч а с т ь я
н а ш и х
д е т е й !
Д ума ю ,
в ы
с о
м н о й
с о гл а с и т е с ь !
II.
Слайд 1
А
теперь
я
предлагаю
вам
посмотреть
презентацию,
ознакомиться
с
задачами на учебный год и прослушать советы по формированию у детей
навыков самообслуживания.
Слайд 2
З а д а ч и
н а
у ч е б н ы й
г о д :
Продолжать укреплять и сохранять здоровье детей. Воспитывать
культурно – гигиенические навыки самообслуживания. Развивать основные
движения, предупреждать утомление.
Слайд 3
Наряду с наглядно – действенным мышлением формировать
элементы наглядно – образного мышления. Развивать восприятие, внимание,
память детей.
Расширять
опыт
ориентировки
в
окружающем,
обогащать
детей
разнообразными сенсорными впечатлениями.
Слайд
4
Формировать
представления
о
предметах
ближайшего
окружения, о простейших связях между ними.
Воспитывать
интерес
к
явлениям
природы,
бережное
отношение
к
растениям.
Продолжать
развивать
речь
детей.
Расширять
словарный
запас,
совершенствовать
грамматическую
структуру
речи,
Учить
понимать
речь
взрослых без наглядного сопровождения.
Слайд 5
Добиваться того, чтобы к концу третьего года жизни речь стала
полноценным средством общения детей друг с другом.
Воспитывать интерес к трудовым действиям взрослых, желание помогать
им.
Слайд 6
Развивать художественное восприятие детей, воспитывать
отзывчивость на музыку и пение, доступные их пониманию произведения
изобразительного искусства и литературы.
Слайд
7 Формировать предпосылки сюжетно – ролевой игры, развивать
умение играть рядом, а затем и вместе со сверстниками
Формировать у детей опыт поведения в среде сверстников. Воспитывать
чувство симпатии к сверстникам, любовь к родителям и близким людям.
Самообслуживание:
Слайд 8 По программе младшей группы у малышей нужно формировать
простейшие
навыки
самообслуживания:
научить
их
есть
самостоятельно,
умываться, одеваться и раздеваться.
Самостоятельность – это ценное качество, необходимое человеку в
жизни, воспитывать его необходимо с раннего детства. Очень часто они
стремятся выполнять различные действия самостоятельно. И нам, взрослым,
в а ж н о
п о д д е р ж а т ь
и х
в
э т о м .
Часто, по разным причинам – из-за отсутствия времени, неуверенности в
силах ребенка – мы стремимся сделать все за него сами.
Слайд 9 Трудовое воспитание в детском саду начинается с формирования
у детей навыков самообслуживания, направленных на удовлетворение их
личных повседневных потребностей. В процессе самообслуживания у детей
формируются
самостоятельность,
трудолюбие,
аккуратность,
бережное
отношение
к
вещам,
культура
поведения.
Овладев
навыками
самообслуживания,
ребенок
не
только
может
обслужить
себя,
но
и
п р и у ч а е т с я
к
а к к у р а т н о с т и .
Слайд 10
Воспитание навыков самообслуживания у маленьких детей —
длительный процесс, требующий большого терпения. Известно, что ребенок
трех лет при хорошем педагогическом руководстве может многое сделать
самостоятельно. Поэтому работу по формированию у детей первой младшей
группы навыков самообслуживания мы начали с первых дней учебного года.
Начали с выяснения умений воспитанников. Дети, пришедшие из яслей, сами
надевали колготы, носочки, тапочки.
Некоторые из них самостоятельно
застегивали пуговицы, оказывали помощь товарищам. Однако все они не
знали, в какой последовательности надо одеваться и раздеваться. У детей,
пришедших
из
дома,
отсутствовали
не
только
элементарные
навыки
самообслуживания, но и желание что-либо делать самостоятельно. Впервые
дни дети, пришедшие из яслей, сосредоточенно одевались, а пришедшие из
семьи во время одевания играли, разговаривали, ссорились, дожидаясь, когда
их оденут взрослые. Вот этим детям впервые дни мы и уделили особое
внимание.
Слайд
11
При
формировании
любого
навыка
надо
обучать
детей
определенным
действиям.
Бе з
этого
формирование
н а в ы ко в
самообслуживания
немыслимо.
Младших
детей
необходимо
учить
застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Большое значение при этом мы
придаем многократным упражнениям ребенка в выполнении этих действий.
В
нашей
группе
имеется
несколько
красочных,
интересных
по
сюжету
плоскостных пособий, на которых дети учатся шнуровке и застегиванию.
Слайд 12 Организуя действия детей с этими пособиями, следим, чтоб они
не занимались с ними долго, так как однообразные действия могут привести
к
потере
интереса,
к
переутомлению.
Одобряя
действия
малыша,
мы
воспитатели привлекали внимание остальных детей к тому, что он сам что-то
сделал, например, надел колготы и туфли. Говорили: «Вот видишь, сегодня
постаралась — у тебя все и получилось». Поощрения вызывают у ребенка
чувство радости, создают уверенность в том, что он может, умеет сам что-то
делать, побуждают его к проявлению усилий, к самостоятельности. Одобряли
и
тех,
кто
еще
вчера
не
справлялся
с
каким-либо
действием,
а
сегодня
выполнил его самостоятельно. Однако следует помнить, что похвала — дело
тонкое, и если она часто применяется, то может отрицательно сказаться на
формировании
характера.
Поэтому
мы
иногда
говорим
тому
или
иному
ребенку: «Правильно, что сделал сам. Ты должен уметь делать это для себя».
Мы стремимся создать в группе обстановку доброжелательности, поощряем
взаимопомощь детей, одобряем тех, кто по собственному желанию приходит
н а
п о м о щ ь
т о в а р и щ а м .
Слайд
13
В
программе
детского
сада
поставлена
задача
совершенствования
навыка
мытья
рук
и
умывания.
Мы
с
первого
дня
показывали детям, как взять мыло, намылить руки, затем смыть водой.
Слайд 14 Показывали, как нужно «отжать» руки над раковиной, чтобы
не забрызгать окружающих и пол, как пользоваться полотенцем и тщательно
вытирать. Затем предлагали детям попробовать сделать то же. В умывальную
комнату приглашали не всех сразу, а небольшими подгруппами. Естественно,
дети неодинаково быстро усваивают правила и действия, которым мы их
учим. Но у каждого ребенка при правильном воспитании вырабатывается
с т р е м л е н и е
в с е
д е л а т ь
с а м о с т о я т е л ь н о .
К а к
н а у ч и т ь
р е б е н к а
к у ш а т ь
с а м о с т о я т е л ь н о ?
Слайд 15
Именно вопрос приема пищи вызывает наибольшую тревогу
родителей. Почему же в нем столько неясности? Постарайтесь вспомнить,
когда ваш малыш впервые сам потянулся за ложкой? Разрешили ли вы ему
попробовать
набрать
ею
хоть
немножечко
еды?
Если
вы
ответили
отрицательно, то, скорее всего, самый важный момент в обучении ребенка
у ж е
у п у щ е н .
Р а д у е т
л и ш ь
т о т
ф а к т,
ч т о
л у ч ш е
п о з д н о . . .
Итак, если ваш малыш не умеет сам кушать, начинайте обучать ребенка
самостоятельно кушать лучше всего с каш или пюре, так как их легче всего
н а б р а т ь
л о ж к о й .
Слайд 16 Стало получаться с кашами, начинайте давать суп во время обеда.
Хотя вероятность того, что пища попадет в рот, невелика, главное - не
прекращать попыток. Первое время малыш будет быстро уставать, поэтому
родителям придется его докармливать. Однако делать это следует только при
наличии хорошего аппетита, а не с помощью сказок, уговоров, подкупов или
угроз. Ведь ребенок ест столько, сколько ему нужно. Зачем же проявлять
настойчивость там, где этого вовсе не требуется? Кроме того, когда ребенок
ест,
у
него
под
рукой
должна
быть
салфеточка.
Ребенок,
приученный
пользоваться салфеткой, вряд ли станет вытирать рот рукавом, а значит, будет
в ы г л я д е т ь
о п р я т н е е .
Слайд 17 Обучая детей навыкам самообслуживания в раннем возрасте,
мы даем им возможность проявить свои способности, проявить себя.
Слайд 18
Спасибо за внимание!!!
А теперь мы послушаем наших родителей, которые сами дома приучили
своих детей самостоятельности.
Родители делятся опытом (у Аделины А., Булата, Зарины З., ).
III . Выбор родительской тройки.
IV. Разное.
V. Согласие на осмотр медсестрой