Автор: Татьяна Владимировна Хабибуллина
Должность: преподаватель художественного отделения
Учебное заведение: МАУДО Детская школа искусств муниципального района Чишминский район
Населённый пункт: р.п.Чишмы
Наименование материала: методическая разработка внеклассного мероприятия
Тема: "Вечерние посиделки"
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
Детская школа искусств
МР Чишминский район Республики Башкортостан
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ
«ВЕЧЕРНИЕ ПОСИДЕЛКИ»
Разработчик: Преподаватель высшей категории Чишминской детской школы
искусств Хабибуллина Татьяна Владимировна
Пояснительная записка
Мероприятие «Вечерние посиделки» проводится в форме традиционных
посиделок, то есть вечера с приглашенными гостями¸ чаепитием, играми,
песнями, танцами, рукоделием. Гости
мероприятия принимают участие в
мастер-класс по изготовлению русской народной куклы - закрутки.
Актуальность:
необходимость
возрождения
народных
т радиций,
пропаганды народного искусства, воспитания подрастающего поколения в
духе
любви
к
своей
Родине,
к
традициям
своих
предков,
укрепления
межнациональных отношений как одной из важных основ государства.
Цель: сплочение и объединение всех поколений семьи через традиционный
праздник, одной из форм которого являются «Вечерние посиделки».
Форма проведения мероприятия: реконструкция старинных посиделок.
Задачи (обучающие, развивающие, воспитывающие):
-интерес к истории своего народа;
-любовь и уважение к своей Родине, национальной культуре;
-уважение к культуре и традициям других народов;
-эстетическую
отзывчивость,
творческие
способности,
осознание
причастности
к
декоративно-прикладному
и
устному,
музыкальному
творчеству своего народа.
Возраст детей, участвующих в мероприятии: 7-15 лет.
Направленность мероприятия – духовно-нравственная.
В процессе проведения «Вечерних посиделок» видно, что только в живом
общении поколений, дети
получают тот жизненный стержень, который
позволит
им
справиться
со
всеми
трудностями
в
жизни,
поможет
стать
достойными гражданами своей Родины. Мероприятие можно проводить для
обучающихся
разных
возрастов
(музыкального,
художественного
и
хореографического отделений) Школы Искусств. Большим плюсом будет,
если
мероприятие
подготовить
совместно
с
обучающимися
вокального
отделения (русский фольклор).
Методические приемы и методы:
Беседа,
рассказ,
сольное
и
ансамблевое
исполнение,
приемы
игры
(отгадывание загадок, игра со зрителями).
Приглашенные: обучающиеся
ДШИ,
родители,
преподаватели,
ученики
общеобразовательных школ.
Сценарий
«Вечерние посиделки»
В празднично оформленном классе в русском стиле, одетые в русский
костюм ведущие встречают гостей (детей и их родителей).
Заходят участники фольклорного коллектива с гармонистом: «Мир этому
дому!»
Ведущая 1: С миром принимаем! Проходите, гости дорогие, рассаживайтесь
за столом.
Сегодня у нас посиделки! Мы будем петь, танцевать,
играть, загадывать
загадки, и конечно же пить чай!
Посмотрите – ка, что я вам приготовила - моя волшебная корзина (достает
кукол, выставляет на стол)
Гости: Ой, какие куколки красивые! Расскажите о них!
Ведущая
1:
В
старину
на
вечерних
посиделках,
занимались
девицы
рукоделием, кто прял, кто вязал, да и кукол делали. Понравились куклы?
Расскажу я вам сказку про Крупеничку.
«В
старину
у
воеводы
Всеслава
была
единственная
дочь,
по
имени
Крупеничка, красавица писаная. Пришло время замуж отдавать. Слава о
дивной
красавице
далеко
разносилась
вокруг.
Старые
люди
и
молодые,
бедные и богатые, свои и чужие - все любили Крупеничку за ее доброе
сердце. Долетела слава о девушке до татарского ханства. Велел военачальник
Талантай
похитить
девушку
для
хана.
Шла
она
как
-
то
с
матушкой
Варварушкой по лесу, и рассказывала та про одолень -траву, что растет
белыми звездами, надобно собрать этой травы, да в пояс зашить, тогда с
человеком
никакой
беды
не
случится.
Только
она
это
промолвила,
как
налетели злодеи и похитили Крупеничку. Села матушка на берег озера и
заплакала, приговаривая:- Одолень – трава! Одолей ты мне горы высокие,
озера синие, берега крутые, леса дремучие, дай увидеть Крупеничку!
И вдруг, подошел к ней старичок - низенький, тощенький, с белой бородкой,
и сумочкой за плечами. Говорит:- Иду я в дальнюю сторону басурманскую, не
снести ль от тебя кому поклон? А зовут меня Одолень- трава.
Кинулась Варварушка к нему в ноги, помоги старичок вернуть мою дочку.
-Коли так, будь мне в дороге спутницей, в трудах помошницей! И обернул
Варварушку в посох. Пришли они в татарский стан, где снаряжали караваны
для
отправки
к
хану
-
золота,
меха,
камней
самоцветных
и
красавиц-
невольниц. Среди них была и Крупеничка.
Обернул старик посох в матушку Варварушку и сказал: -
Ну, теперь не зевай, как на дорогу зернышко упадет, бери его скорей и береги,
пока домой не вернемся. Не потеряй, коль дорога тебе твоя Крупеничка.
Старик
прикинулся
торговцем,
угощает
пряниками
душистыми,
орехами
калеными, медом в сотах, Варварушка ему помогает. Увидели их татары,
велели
девушек
-
красавиц
угощениями
попотчевать.
Подошел
старик
к
девушкам бросил в воздух целую горсть гостинцев, да еще горсть, да еще…
Кинулись девушки подбирать, а он взмахнул рукавом над Крупеничкой- и ее
не
стало.
И
упало
вместо
нее
на
дорогу
малое
гречишное
зернышко.
Бросилась за ним Варварушка, схватила, зажала в кулачок крепко- накрепко, а
старичок махнул над ней рукой и превратил в посох.
- Кушайте, красавицы, кушайте на здоровье!
Тряхнул пустым мешком, поклонился всем и пошел своим путем, опираясь на
посох. Никто и не заметил, что невольниц стало на одну меньше.
Возвратился старичок на тот самый берег, кинул о землю посох дорожный -
появилась Варварушка, правая рука в кулачок зажата, к сердцу приложена.
Спросил старичок: - Где у вас поле не пахано, земля не сеяна?
- Вот тут, около озера,- отвечает Варварушка.
Взял старичок гречишное зернышко из ее рук, бросил на землю и сказал:
- Крупеничка, красна девица, живи, цвети,
Молодейся добрым людям на радость!
А ты, греча, выцветай, созревай, завивайся-
Будь ты всем людям на угоду!
И
исчез,
глядит
Варварушка,
а
перед
ней
стоит
Крупеничка
-
живая
и
здоровая!
А
там,
где
зернышко
упало,
зазеленело
до
селе
не
виданное
растение, и разрослась повсеместно цветистая, душистая греча. В старину
говаривали, что без хлеба, да без каши - ни во что и труды наши!»
Ведущая 1: Вот она, красавица, Крупеничка! (показывает куклу)
Кукла изготавливалась в виде мешочка, который наполняли зерном, при этом
женщины пели песни, читали молитвы, украшали, хранили рядом с иконами
в красном углу. И входящий в дом, мог определить, в достатке иль в бедности
живут хозяева, т. к. иногда приходилось брать зерно из мешочка. Эта кукла
обереговая - на достаток в доме.
С
незапамятных
времен
куклы
выполняли
функции
оберега,
были
участниками обрядов и игрушками для детей.
- Когда в семье появлялся малыш, то в колыбельку клали пеленашку (до
крещения), чтоб отгонять злых духов. Приговаривали: Сонница - бессонница
не играй моим дитятком, а играй этой куколкой! Издревле в народе говорили:
«Ах, какой у вас кукленок!».
Обереговые - Кувадка, Колокольчик, Кубышка - травница.
Игровые куклы самые популярные, делались для детей они мягкие, теплые,
нарядные – зайчик на пальчик, Первоцвет, Капустка.
Обрядовые – Мокредина, Купавка, Женское счастье.
Гости: Из чего делали кукол?
Ведущая 1: Кукол делали из старой, уже поношенной одежды, набивали
соломой. Ткань рвали, иглу и ножницы не использовали.
На Руси тряпичные куклы девочки должны были уметь « вертеть» с 5 лет,
делать с особым старанием. Если кукла ладная девочке доверяли раскрой и
пошив взрослой одежды. Если кукла не удавалась, говорили « Поиграй пока
в куклы!»
Гости: Мы тоже хотим научиться делать кукол!
Ведущая 1: Садитесь ко мне поближе. Как говорится, не учи безделью, а учи
рукоделью. Покажу самую простую – Пеленашку и Среднерусскую кувадку.
(изготовление кукол из заранее приготовленных лоскутков под руководством
ведущей 1)
Ведущая 2: Пока ребята делают кукол - поиграем?
Русскую народная игра «Полетушки». Все дети сидят вокруг стола и кладут
по пальцу на стол. Ведущий начинает игру, называет какую-нибудь птицу,
либо летучее насекомое, а назвав его, поднимает палец вверх и быстро
опускает
его
на
стол.
Дети
должны
повторять
движения.
Если
же
кто
прозевает лететь, то есть поднять или опустить палец, или полетит тогда,
когда ведущий обманывает, называя нелетучую тварь или вещь, то тогда с
него – выступление перед гостями.
Кто прозевал – с того и музыкальный номер:
Выступление фольклорного детского коллектива .
Ведущая
2: А сейчас еще одна русская народная игра. Называется она
«Кузовок». ( Садимся вокруг корзины, которая будет передаваться по кругу из
рук в руки).
- Вот вам дети кузовок, кладите в него, что есть на «ОК», обмолвишься –
отдашь залог!
Дети по очереди говорят слова в рифму на «ОК»: «Я положу в кузовок
клубок, а я платок, а я замок, сучок, коробок, сапожок, башмачок, чулок,
утюжок, воротничок, сахарок, мешок, листок, лепесток, колобок» и т.д.
Ведущая 1: Кто обмолвился - поет песню!
Ведущая 2: Ой, засиделись мы, давайте песни петь, хороводы водить!
Фольклорный ансамбль исполняет хороводные
Ведущая 1: Молодцы ребята!
Сядем рядышком на лавке,
Вместе с вами посидим.
Загадаю вам загадки.
Кто смышленей поглядим!
Загадки:
Красна девица - по небу ходит. ( Солнце)
На дворе горой, а в избе – водой. ( Снег)
Телятки гладки, привязаны к грядке. ( Огурцы)
По сеням и так и сяк, а в избу не как. (Дверь)
Новая посудина вся в дырах. (Решето)
Желтая курица под тыном дуется. ( Тыква)
Без рук, без ног, стоит как холоп, ничего не говорит, а птиц страшит. (Пугало)
Ведущая за правильные ответы раздает конфетки.
Ведущая 2: А знают ли ребята пословицы и поговорки о труде?
Скучен день до вечера, если делать нечего.
Под лежачий камень вода не течет.
Труд человека кормит, а лень портит.
Дело мастера боится.
Была бы охота, заладится всякая работа.
Ведущая
2: Молодцы!
Посмотрим,
какие
куклы
получились
у
ребят.
Обсуждаются куклы, отмечаются удачные.
Ведущая 1:
Во все времена кукол делали для себя или в подарок. Подарим
наших кукол ребятам, которые сегодня пели и отгадывали загадки!
Ведущая
2: Давайте
еще споем, как в народе говорится: Песней душа
растет!
Из толпы кричат ребята: Эй! Девчонки – хохотушки,
Запевайте – ка частушки!
Запевайте поскорей,
Чтоб порадовать гостей!
Исполняются частушки
Ведущая 1: А где же наши пироги да блины? Несите скорее на стол! Будем
чай пить!
Ведущая 2: Все знают песню «Будьте здоровы, живите богато», предлагаю
спеть ее всем вместе.
Ведущая 1: Каждый из нас должен знать о своих предках, о своем роде,
продолжать и поддерживать традиции своей семьи.
Ведущая 2: Тяжело живется человеку, лишенному своих корней. Любите ту
Родину, ту землю, где вы родились и выросли. Люди как деревья, должны
заботиться о своих корнях, чтоб распустились листочки, появились плоды.
Здоровья Вам и Вашим семьям, мира и согласия. Спасибо, что пришли на
посиделки!
Музыкальное оформление мероприятия.
Вокальные номера, игры, сказка
1.
Сказка Н.Д. Телешова «Крупеничка» пересказ
2.
Русская народная игра «Полетушки»
3.
Русская народная игра «Кузовок»
4. Вокальные номера:
« Сижу на камушке» старинная русская народная песня
« Ой, вставала я ранешенько!» русская народная песня
« Ниточка» шуточная русская народная песня
« На горе» хороводная русская песня
« Частушки»
« Будьте здоровы, живите богато!» муз. И.Дунаевский, сл. А.Русак
Оборудование и инвентарь
для проведения мероприятия
«Вечерние посиделки»
1.
Музыкальные инструменты:
балалайка
баян
2. Инвентарь:
русские народные костюмы для мальчиков
русские народные костюмы для девочек
корзина для игры «Кузовок»
заварочный чайник
салфетки
самовар
белая скатерть
пироги, блины, варенье (приносят дети)
посуда