Напоминание

"Гендерное воспитание в обучении игровой деятельности дошкольников ОВЗ"


Автор: Абрамова Елена Петровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Огонек" № 60
Населённый пункт: Саха (Якутия) Нерюнгринский район город Нерюнгри
Наименование материала: учебная программа
Тема: "Гендерное воспитание в обучении игровой деятельности дошкольников ОВЗ"
Раздел: дошкольное образование





Назад





РЕСПУБЛИКА САХА(ЯКУТИЯ)

Администрация Муниципального образования

«Нерюнгринский район»

Муниципальное дошкольное образовательное

учреждение Детский сад комбинированного

вида «Огонек» №60 г. Нерюнгри

ОГРН 1031401723540;ИНН 1434028201,

пр. Дружбы народов 11/1, г. Нерюнгри

Республика Саха (Якутия), 678960

Тел.(41147) 6-73-75 ogonek @nerungri.

edu.

ru

САХА РЕСПУБЛИКАТА

«Нерюнгри оройуона»

Муниципальнай тэриллии

дьаhалтата

Оскуола иннинээ5и саастаах

о5олору уорэтэр муниципальнай

тэрилтэ - 60 № дээх

«ТОЛОНЧООН» о5о саада

от «________»__________________20____г. № ______

исх. №________от «________»________________20____г.
Согласован: заместитель Утвержден: заведующей Руководителя Кийко О.В ДОУ «Огонек» Грузд М.С ______________________ ______________________ Принят на педагогическом совете №______от_______
Проект программы

«Гендерное воспитание в обучении игровой деятельности

дошкольников ОВЗ»
«МАЛЬЧИШКИ и ДЕВЧЕНКИ»
Нерюнгри 2015


2015-2016 уч.год

Наименование программы
Гендерное воспитания в обучении игровой деятельности дошкольников «Мальчишки и девчонки»
Разработчик программы
Абрамова Елена Петровна
Исполнители Программы
Воспитатели, воспитанники и родители
Научно-методические основы разработки

программы
При разработке Программы использовались: - Федеральные государственные образовательные стандарты к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования - - Основная общеобразовательная программа Муниципального дошкольного образовательного учреждения Детский сад №60 «Огонек»» г.Нерюнгри Нерюнгринского района Раздел: познавательное развитие
Основные этапы и формы обсуждения и

принятия Программы
1 этап – формирование структуры Программы ( апрель 2015) 2 этап – обсуждение с педагогами группы (май-июнь2015) 3 этап – написание проектов (июнь-август 2015) 4 этап – принятие на педагогическом совете (сентябрь 2015) 5 этап – утверждение приказом (сентябрь 2015)
Кем принята программа
Утверждена приказом заведующей МДОУ № от
С кем согласована
Принята на педагогическом совете №1
Цели и задачи программы
Воспитание детей разного пола, одинаково способных к самореализации и раскрытию своих потенциалов и возможностей в современном обществе. Формировать ценностное отношение личности ребёнка к себе, как носителю гендерной информации, к представителям разных полов, выполняющих разные социальные функции в зависимости от внешних условий. Умение понимать и уважать мнение партнёров противоположного пола. Способствовать расширению знаний родителей по гендерному воспитанию детей в семье. Выявить основные критерии оценки результативности предлагаемой системы.
Приоритетные направления Программы
Развитие у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей
Ожидаемый результат
Реализация проекта позволит объединить усилия ДОУ и семьи для углубленного погружения ребенка в пространство, где дошкольник открывает для себя свой пол (физический, социальный, поведенческий, ролевой и т. д.) , ценностного отношения к себе, к противоположному полу, к своей семье и повышению активности родителей в вопросах гендерного воспитания детей дошкольного возраста.
Срок действия
2015-2018 уч год
Этапы реализации Программы
2015- диагностический и прогностический этап 2015 -2017 - практический этап 2018 – обобщающий этап
Структура Программы
1. Паспорт программы 2. Пояснительная записка 3. Список литературы 4. Перспективный план работы на 2015-2016 уч год 5. Планирование работы по вовлечению девочек и мальчиков в совместную игровую деятельность.
Порядок мониторинга хода и результатов

реализации Программы
Управление и корректировка программы осуществляется педагогическим советом ДОУ

Пояснительная записка – актуальность темы

Воспитание дело трудное

и улучшение

его условий – одна

из священных обязанностей

каждого

человека,

ибо нет ничего более важного

как образование самого себя

и своих близких.

Сократ
Проблема воспитания и обучения ребенка в соответствии с его полом является актуальной задачей педагогической работы с детьми дошкольного возраста. Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. Демократизация отношений полов повлекла смешение половых ролей, феминизацию мужчин и омужествление женщин. Сейчас уже не считается из ряда вон выходящим курение и сквернословие представительниц прекрасного пола, многие из них стали занимать лидирующие положения среди мужчин, стираются границы между "женскими" и "мужскими" профессиями. Некоторые мужчины, в свою очередь, утрачивают способность играть правильную роль в браке, из "добытчиков" они постепенно превращаются в "потребителей", а все обязанности по воспитанию детей они перекладывают на женские плечи. На фоне этих изменений меняются и внутренние психологические позиции детей, их сознание: девочки становятся агрессивными и грубыми, а мальчики перенимают женский тип поведения. Многочисленные исследования учёных ( О.А.Воронина, Д.Еремеева, И.С.Кон, В.Попова, Т.А.Репиной, А.Г.Хрипкова и др.) показывают, что высокий уровень осознания женского и мужского начала не является гарантией социиального и психического благополучия человека. По определению организации объединенных наций, именно гендерные отношения ( социальные отношения между полами ) являются одной из главных проблем 21 века. Данная программа соответствует современным принципам государственной политики в области образования. Гендерные аспекты детства привлекают внимание многих специалистов: И.С.Кон, Т.А.Репина, В.Е.Коган. Но исследования гендерного воспитания детей дошкольного возраста единичны. Значение периода дошкольного детства неоценимо в целом для развития личности человека. Все важнейшие качества личности, задатки и способности формируются именно в этом возрасте. Половая индентфикация ребенка происходит уже к трем - четырем годам, то есть к концу раннего возраста ребенок усваивает свою половую принадлежность, хотя еще не знает, каким содержанием должны быть наполнены понятия «мальчик» и «девочка». Стереотипы мужского и женского поведения входят в психологию ребенка через непосредственное наблюдение за поведением мужчин и женщин. Ребенок подражает всему: и формам поведения, которые являются полезными для окружающих, и стереотипам поведения взрослых, являющимися вредными социальными привычками (брань, курение и т.п). Ребенок еще и не использует эти символы «мужественности» в своей практике, но уже начинает вносить их в сюжет игры. Ориентация ребенка на ценности своего пола происходит не только в семье, но и в дошкольном учреждении, в котором он проводит большую часть времени. Возникает противоречие между необходимостью использования дифференцированного подхода к воспитанию девочек и мальчиков и современной системой воспитания, которая не отводит места социализации мальчиков и девочек. Возрождая равноправие и «равно» - ответственность мужского и женского воспитания в семье, родители непосредственную возможность развивать и укреплять личностные качества каждого ребенка, исходя из его индивидуальных особенностей. Для успешного решения проблемы необходимо, организация системной и научно обоснованной поддержки гендерной индентичности в семье. Решение этой задачи в современных условиях может взять на себя дошкольное учреждение. Разработка и реализация модели взаимодействие семьи и детского сада, должна решить не только проблему активного вовлечения семьи в воспитательный процесс. Создание модели должно способствовать возрождению мужского и женского воспитания в семье, распределение равных обязанностей и ответственности родителей в развитии своего ребенка. Для того чтобы девочки и мальчики в будущем были счастливыми женами и мужьями, у тех и других надо формировать множество «общих», т.е. свойственных обоим полам, нравственных качеств.

Цель:
Воспитание детей разного пола, одинаково способных к самореализации и раскрытию своих потенциалов и возможностей в современном обществе.
Задачи:
1.Формировать ценностное отношение личности ребёнка к себе, как носителю гендерной информации, к представителям разных полов, выполняющих разные социальные функции в зависимости от внешних условий. 2.Умение понимать и уважать мнение партнёров противоположного пола. 3.Способствовать расширению знаний родителей по гендерному воспитанию детей в семье. 4.Выявить основные критерии оценки результативности предлагаемой системы.
Актуальность проблемы
состоит в том, что в настоящее время наблюдается маскулинизация девочек и феминизация мальчиков(другими словами, трудно разобрать, где сильный пол, а где – слабый).
Новизна:
Обоснована необходимость гендерного воспитания дошкольников в ДОУ в разных видах деятельности.
Адресат:
Методическое пособие рассчитано на детей 4 – 7 лет полностью реализуется в течение 3-х лет.
Ожидаемый результат:
Организация гендерного подхода в воспитании дошкольников позволит благоприятно воздействовать на личностное развитие дошкольника.
Методическое обеспечение:
1. Оформление всех групповых помещений. 2. Оформление книжного уголка. 3. Игровые зоны. 4. Игры: - настольно - печатные; - дидактические. 5. Оформление родительского уголка: - консультации; - папки – передвижки.

Список литературы
1. Доронова Т.Н. Девочки и мальчики 3-4 лет в семье и детском саду: Пособие для дошкольных образовательных учреждений. — М.: Линка – Пресс, 2009 2. Соколова Л.В., Некрылова А.Ф. Воспитание ребёнка в русских традициях. – М.: Айрис – Пресс, 2003 3. Абраменкова В.В. Половая дифференциация и межличностные отношения в детской группе. «Вопросы психологии» № 5, 1987. 4. Адлер А. Воспитание детей; взаимодействие полов. Ростов-на-Дону, 1998. 5. Алешина Ю.Е., Волович А.С. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины. «Вопросы психологии» № 4, 1991. 6. Тельнюк И. В. Индивидуально-дифференцированный подход к организации самостоятельной деятельности девочек и мальчиков 5-6 лет в детском саду. Автореф. канд. пед. н., СПб, 1999 7. Ефремова В.Д., Хризман Т.П. Мальчики и девочки – два разных мира. Нейропсихологии – учителям, воспитателям, школьным психологам. – М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 1998 8. Практикум по гендерной психологии. Под ред. И.С.Клециной. – СПб.: Питер, 2003 9. Михайленко И.Я., Короткова Н.А. Организация сюжетно – ролевой игры в детском саду. НОУ «Учебный центр» им. Л.А.Венгера «Развитие». – М., 2000 10.Щетинтна А.М., Иванова О.И. Полоролевое развитие детей 5 -7 лет. Творческий центр. – М.,2010 11. Ускембаева М. Методики развития гендерного самосознания детей старшего дошкольного возраста 12.Чекалина А.А. О формировании “Я” мальчика и девочки, мужчины и женщины // Мир психологии. 2002. № 2 13. Красоткина И. Одинаково ли думают мальчики и девочки. / “Дошкольное воспитание” . 2003. №12 с.44–52. 14.Каган В.Е. Когнитивные и эмоциональные аспекты гендерных установок у детей 3-7 лет // Вопросы психологии. - 2000. - № 2. - С.65-69. 15.Элианор Э. Маккоби. Два пола: растем порознь, живем вместе. – М, 1999 г. 16.Эльконин Б.Д. Детская психология. – М. 2004 г. 17. Кон И.С. Психология половых различий // Вопросы психологии. 1981. N 2. 18. Репина Т.А. Анализ теорий полоролевой социализации в современной западной психологии // Вопросы психологии. 1987 N 2.

Тематическое планирование игр

по гендерному воспитанию

(разновозрастная группа)

меся

ц

№ занятия

Название игры

Цель

Методические

приёмы

октябрь
1
«Кто

что носит».
. учить детей находить отличия во внешнем облике мальчиков и девочек. фланелеграф, фигурки мальчика и девочки, вырезанные из картона. 2 «Наши прически» формировать у детей представления о прическах; развивать фантазию и воображение сюжетные и предметные картинки, принадлежности для ухода за волосами: расчески, заколки, резиночки, бантики, зеркало. 3 «Кто что делает?» закрепление знания детей о мужских и женских профессиях, развитие ценностного отношения к людям труда. мяч 4 «Чем похожи наши мамы и папы? Формировать умение выделять существенные сходства и различия между представителями разного пола. Воспитывать любовь к близким людям, уважение к их труду. Помочь ребенку выразить свои чувства к близким ему людям. семейные альбомные фотографии каждого ребенка
ноябрь
5
«Волшебный

цветок»
«За что нам нравятся мальчики, девочки?» Воспитывать культуру взаимоотношения между мальчиками и девочками. Формировать у детей понятия о положительных чертах характера мальчиков и девочек цветок из разноцветного картона, лепестки съемные, вставляются в серединку. 6 «Как я дома помогаю?» Формировать представления о домашних обязанностях женщин и мужчин, девочек и мальчиков. Воспитывать желание оказывать помощь людям. цветок из разноцветного картона, лепестки съемные, вставляются в серединку 7. «Кто я в семье?» Формирование представлений о родственных связях. Учим детей правильно употреблять такие слова, как сын, внук, брат, дочь, внучка, сестра цветок из разноцветного картона, лепестки съемные, вставляются в серединку
8 «Давайте говорить друг другу комплименты» Научить детей быть внимательными друг к другу, уметь проявлять симпатии к детям своего и противоположного пола. Закреплять знания о качествах мужественности и женственности. два персонажа - Саша и Маша. Тело кукол сделано из картонных цилиндров, головы - из воздушных шаров голубого (мальчик) и розового (девочка) цветов, с нарисованными лицами. Куклы наряжены в одежду: мальчик в рубашку, брюки, на голове кепка; девочка – в кофту, юбку и на голове косынка. Любой цветок (лучше, если он будет не искусственный, а живой).
декабрь
9 «Дом добрых дел» Формировать представления о домашних обязанностях женщин и мужчин, девочек и мальчиков. Конструктор 10 «Пожелания» Научить детей быть внимательными друг к другу, уметь проявлять симпатии к детям своего и противоположного пола. Закреплять знания о качествах мужественности и женственности. мягкая игрушка 11 «Вежливые слова» Воспитывать в детях культуру поведения, вежливость, уважение друг к другу, желание помочь друг другу. сюжетные картинки, на которых изображены разные ситуации: ребенок толкнул другого, ребенок поднял упавшую вещь, ребенок жалеет другого ребенка, и т.д. 12 «Благородные поступки» Воспитывать в детях желание совершать поступки ради других людей. Формировать понимание того, что поступком мы называем не только героизм, но и любое доброе дело ради другого человека. Мячик
январь
13 «Ушки на макушке». Развитие слухового внимания. Учить детей идентифицировать себя и окружающих людей по полоролевому признаку Группа детей
14 «Смайлик» развитие смекалки, положительных эмоций. Учим называть, понимать и показывать эмоциональное настроение человека (радость, грусть, злость, удивление, обиду и др.). Большой круг из картона- Смайлик, вырезанные из разноцветной бумаги формы глазок, бровей, ртов, носиков для передачи различных эмоциональных состояний 15 «Собираемся в гости». Учить детей находить отличия во внешнем виде аккуратного и неряшливого ребенка (мальчика или девочки). Учить девочек (мальчиков) проявлять заботу, по отношению к представителям противоположного пола и приводить в порядок свой внешний вид. Развивать в детях желание быть всегда красивыми, выглядеть аккуратными и опрятными. на двух столах разложена одежда для детей (юбки, шляпки, рубашки, юбочки, галстуки, пояски и т.д.), сумки, детская косметика, часы, расчески, инструменты, игрушки и т.д.
февраль
16 «Друг» Учить детей сопереживать близким людям, понимать боль других людей, радоваться успехам своих друзей, проявлять заботу, предлагать свою помощь резиновый мячик, мягкие игрушки. 17 «Надень и попляши». воспитание дружеских отношений между мальчиками и девочками, формирование у детей в танце жестов и движений, характерных для мужского и женского пола. 18 «Утка и утята» создание у детей общности переживания, воспитание ответственности за других, формирование у девочек способности и желания заботиться о малышах Покрывало, детская посуда, полотенце, муляжи еды 19 Игра “Составь свой портрет” Игра “Сделай свой портрет” Помочь детям адекватно оценивать внешность мальчиков и девочек, поддерживать положительную самооценку. Дидактический материал
март
20 Игра “Я — скульптор” Помочь детям адекватно оценивать внешность мальчиков и девочек, поддерживать положительную самооценку. Дидактический материал
21 “Собирай добрые слова” Помочь детям адекватно оценивать внешность мальчиков и девочек, поддерживать положительную самооценку. 22 “Скажи мишке добрые слова” Помочь детям адекватно оценивать внешность мальчиков и девочек, поддерживать положительную самооценку. Мишка 23 Я считаю тебя хорошим Продолжать развивать представления о том, что такое дружба.
апрель
24 Дидактическая игра “Кто позвал?” Привлечь внимание к такой индивидуальной особенности мальчиков и девочек, как голос. 25 “Мне нравится в тебе” Привлечь внимание к такой индивидуальной особенности мальчиков и девочек 26 «С кем я дружу» Формировать представления о том, что важно в дружеских отношениях. В.Сухомлинский “Как на свете жить?” 27
Ты и твое имя
“Имя превратилось” “Ласковое имя” Развивать представления детей об имени и отчестве.
май
28 Качества людей Помочь понять, что такое качество, и какие бывают качества “Темные”, “светлые”… Иллюстрации 29 Игра “Урок кулинарии” Игра “Угоди своим друзьям” Продолжать определять вместе с детьми вкусы, предпочтения в еде, сравнивать со вкусами и предпочтениями других. 30 Портрет друга Помочь выделить и обобщить внешние и внутренние качества друга. Л.Н.Толстой “Два товарища” 31 Ссора Способствовать осознанию причин, приводящих к конфликту, и возможных путей его разрешения. Сказка “Лиса и журавль” Рассказ К. Ушинского “Вместе тесно, а врозь скучно”
Планирование работы
по вовлечению девочек и мальчиков в совместную игровую деятельность.
№ Тема

Вариативность

Приемы вовлечения девочек и мальчиков в игровую


игровых

действий

деятельность
1 «Семья» Прием гостей Скоро должны прийти гости. Но вот беда-то, папа ушел на работу, кто же поможет перенести стол и стулья из кухни в комнату (или наоборот)? Может быть соседи? Предложить мальчикам исполнить роль соседей по дому и помочь девочке-хозяйке расставить необходимую мебель. 2 День рождение куклы У куклы день рождения. А какой же праздник без торта? Надо обратиться к повару-кулинару. Мальчики, кто хочет быть поваром, чтобы испечь для куклы торт? Но на торт же нужны свечки! Кто-то съездит на машине в магазин за свечками? 3 Кукла заболела. Вызов скорой помощи. Кукла-дочка заболела. С ней дома один остался только папа. Ему нужна помощь. Девочки, подскажите, что делать? Девочка предлагает вызвать скорую помощь. Мальчики постройте скорее машину скорой помощи, а то врачу не на чем приехать к больной кукле. Приезжает скорая помощь с водителем-мальчиком и врачом-девочкой. 4 Семья переезжает в новую квартиру. Новоселье В группе перестановка после дневного сна. Ребята, посмотрите, нам построили новую квартиру. Надо переезжать и перевозить вещи. А вещи-то все тяжелые. Нам нужна грузовая машины. Мальчики, может быть не все еще выехали из гаража? Есть ли свободный водитель грузовика и грузчики? На новоселье приглашаются все участники переезда. 5 Поездка на автобусе Девочка-хозяйка решила сварить грибной суп. А грибов не оказалось. Где можно взять грибы для супа? (в магазине, в лесу). Давайте отправимся в лес за грибами. Для этого нам нужен автобус. Построим? Чтобы сесть в автобус нужно купить билет. Девочки, кто хочет стать билетным кассиром (кондуктором) и продавать билеты? А еще нам нужен внимательный, сильный, ответственный водитель для автобуса. Водителя среди мальчиков можно выбрать считалкой. В путь! 6 Непредвиден- ная дорожная ситуация На построенном автобусе девочки вместе с куклами «детьми» отправляются мо магазинам. Вдруг спускается колесо. Водитель обращается к пассажирам за помощью. Нужен телефон, чтобы вызвать аварийную машину. Мальчикам предлагают организовать спасательную бригаду, чтобы подкачать колесо или его заменить. 7 «Магазин» Магазин открывается Путешествие на автобусе (машине) было длительным. Пассажиры проголодались. Пассажир-воспитатель просит
водителя остановить автобус возле ближайшего магазина. Остальных детей воспитатель просит организовать магазин овощей, магазин сладостей, магазин соков. Купим одежду кукле Девочка-мама идет в магазин, чтобы выбрать одежду для куклы-дочки. Магазин огромный, одежды много, поэтому весь товар должен охраняться. Роли охранников можно предложить мальчикам. 8. «Автомастерская» Перерыв на обед Мальчики-«слесаря» очень долго работали. Воспитатель, обращаясь к девочкам: «Девочки, пора наших мальчиков накормить». Давайте приготовим им обед. Мальчики-«водители» привезите девочкам овощи, фрукты и т.д. 9 «Парик махерская» Новые прически Воспитатель приходит с новой прической и обращает на это внимание детей. Предлагает поиграть в парикмахерскую, в которой девочки будут парикмахерами, а мальчики - клиентами. Затем дети меняются ролями, ведь мальчики тоже могут быть хорошими парикмахерами. 10 Причешем куклу Воспитатель обращается к сначала к девочкам, а потом к мальчикам: «Девочки, мне кажется, что вашим куколкам пора сходить в парикмахерскую. Что-то у них волосики спутались, да и челку надо подстричь. Мальчики открывайте скорее парикмахерские. К вам уже выстраиваются очереди. Нужно куклам головы помыть, причесать»


В раздел образования