"Гендерное воспитание в обучении игровой деятельности дошкольников ОВЗ"
Автор: Абрамова Елена Петровна Должность: воспитатель Учебное заведение: МДОУ "Огонек" № 60 Населённый пункт: Саха (Якутия) Нерюнгринский район город Нерюнгри Наименование материала: учебная программа Тема: "Гендерное воспитание в обучении игровой деятельности дошкольников ОВЗ" Раздел: дошкольное образование
исх. №________от «________»________________20____г.
Согласован: заместитель Утвержден: заведующей
Руководителя Кийко О.В ДОУ «Огонек» Грузд М.С
______________________ ______________________
Принят на педагогическом
совете №______от_______
Проект программы
«Гендерное воспитание в обучении игровой деятельности
дошкольников ОВЗ»
«МАЛЬЧИШКИ и ДЕВЧЕНКИ»
Нерюнгри 2015
2015-2016 уч.год
Наименование программы
Гендерное воспитания в обучении игровой деятельности
дошкольников
«Мальчишки и девчонки»
Разработчик программы
Абрамова Елена Петровна
Исполнители Программы
Воспитатели, воспитанники и родители
Научно-методические основы разработки
программы
При разработке Программы использовались:
- Федеральные государственные образовательные стандарты к
структуре основной общеобразовательной программы
дошкольного образования -
- Основная общеобразовательная программа Муниципального
дошкольного образовательного учреждения Детский сад №60
«Огонек»» г.Нерюнгри Нерюнгринского района
Раздел: познавательное развитие
Основные этапы и формы обсуждения и
принятия Программы
1 этап – формирование структуры Программы ( апрель 2015)
2 этап – обсуждение с педагогами группы (май-июнь2015)
3 этап – написание проектов (июнь-август 2015)
4 этап – принятие на педагогическом совете (сентябрь 2015)
5 этап – утверждение приказом (сентябрь 2015)
Кем принята программа
Утверждена приказом заведующей МДОУ № от
С кем согласована
Принята на педагогическом совете №1
Цели и задачи программы
Воспитание детей разного пола, одинаково способных к
самореализации и раскрытию своих потенциалов и возможностей
в современном обществе.
Формировать ценностное отношение личности ребёнка к себе, как
носителю гендерной информации, к представителям разных полов,
выполняющих разные социальные функции в зависимости от
внешних условий.
Умение понимать и уважать мнение партнёров противоположного
пола.
Способствовать расширению знаний родителей по гендерному
воспитанию детей в семье.
Выявить основные критерии оценки результативности
предлагаемой системы.
Приоритетные направления Программы
Развитие у детей познавательных интересов, интеллектуального
развития детей
Ожидаемый результат
Реализация проекта позволит объединить усилия ДОУ и семьи для
углубленного погружения ребенка в пространство, где дошкольник
открывает для себя свой пол (физический, социальный,
поведенческий, ролевой и т. д.) , ценностного отношения к себе, к
противоположному полу, к своей семье и повышению активности
родителей в вопросах гендерного воспитания детей дошкольного
возраста.
Срок действия
2015-2018 уч год
Этапы реализации Программы
2015- диагностический и прогностический этап
2015 -2017 - практический этап
2018 – обобщающий этап
Структура Программы
1.
Паспорт программы
2.
Пояснительная записка
3.
Список литературы
4.
Перспективный план работы на 2015-2016 уч год
5.
Планирование работы по вовлечению девочек и мальчиков
в совместную игровую деятельность.
Порядок мониторинга хода и результатов
реализации Программы
Управление и корректировка программы осуществляется
педагогическим советом ДОУ
Пояснительная записка – актуальность темы
Воспитание дело трудное
и улучшение
его условий – одна
из священных обязанностей
каждого
человека,
ибо нет ничего более важного
как образование самого себя
и своих близких.
Сократ
Проблема воспитания и обучения ребенка в соответствии с его полом является актуальной задачей
педагогической работы с детьми дошкольного возраста. Социальные изменения, происходящие в
современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского
поведения. Демократизация отношений полов повлекла смешение половых ролей, феминизацию
мужчин и омужествление женщин. Сейчас уже не считается из ряда вон выходящим курение и
сквернословие представительниц прекрасного пола, многие из них стали занимать лидирующие
положения среди мужчин, стираются границы между "женскими" и "мужскими" профессиями.
Некоторые мужчины, в свою очередь, утрачивают способность играть правильную роль в браке, из
"добытчиков" они постепенно превращаются в "потребителей", а все обязанности по воспитанию детей
они перекладывают на женские плечи.
На фоне этих изменений меняются и внутренние психологические позиции детей, их сознание:
девочки становятся агрессивными и грубыми, а мальчики перенимают женский тип поведения.
Многочисленные исследования учёных ( О.А.Воронина, Д.Еремеева, И.С.Кон, В.Попова, Т.А.Репиной,
А.Г.Хрипкова и др.) показывают, что высокий уровень осознания женского и мужского начала не
является гарантией социиального и психического благополучия человека.
По определению организации объединенных наций, именно гендерные отношения ( социальные
отношения между полами ) являются одной из главных проблем 21 века.
Данная программа соответствует современным принципам государственной политики в области
образования.
Гендерные аспекты детства привлекают внимание многих специалистов: И.С.Кон, Т.А.Репина,
В.Е.Коган. Но исследования гендерного воспитания детей дошкольного возраста единичны.
Значение периода дошкольного детства неоценимо в целом для развития личности человека. Все
важнейшие качества личности, задатки и способности формируются именно в этом возрасте. Половая
индентфикация ребенка происходит уже к трем - четырем годам, то есть к концу раннего возраста
ребенок усваивает свою половую принадлежность, хотя еще не знает, каким содержанием должны быть
наполнены понятия «мальчик» и «девочка». Стереотипы мужского и женского поведения входят в
психологию ребенка через непосредственное наблюдение за поведением мужчин и женщин. Ребенок
подражает всему: и формам поведения, которые являются полезными для окружающих, и стереотипам
поведения взрослых, являющимися вредными социальными привычками (брань, курение и т.п). Ребенок
еще и не использует эти символы «мужественности» в своей практике, но уже начинает вносить их в
сюжет игры. Ориентация ребенка на ценности своего пола происходит не только в семье, но и в
дошкольном учреждении, в котором он проводит большую часть времени.
Возникает противоречие между необходимостью использования дифференцированного подхода к
воспитанию девочек и мальчиков и современной системой воспитания, которая не отводит места
социализации мальчиков и девочек.
Возрождая равноправие и «равно» - ответственность мужского и женского воспитания в семье,
родители непосредственную возможность развивать и укреплять личностные качества каждого ребенка,
исходя из его индивидуальных особенностей.
Для успешного решения проблемы необходимо, организация системной и научно обоснованной
поддержки гендерной индентичности в семье.
Решение этой задачи в современных условиях может взять на себя дошкольное учреждение.
Разработка и реализация модели взаимодействие семьи и детского сада, должна решить не только
проблему активного вовлечения семьи в воспитательный процесс. Создание модели должно
способствовать возрождению мужского и женского воспитания в семье, распределение равных
обязанностей и ответственности родителей в развитии своего ребенка.
Для того чтобы девочки и мальчики в будущем были счастливыми женами и мужьями, у тех и других
надо формировать множество «общих», т.е. свойственных обоим полам, нравственных качеств.
Цель: Воспитание детей разного пола, одинаково способных к самореализации и раскрытию своих
потенциалов и возможностей в современном обществе.
Задачи:
1.Формировать ценностное отношение личности ребёнка к себе, как носителю гендерной информации, к
представителям разных полов, выполняющих разные социальные функции в зависимости от внешних
условий.
2.Умение понимать и уважать мнение партнёров противоположного пола.
3.Способствовать расширению знаний родителей по гендерному воспитанию детей в семье.
4.Выявить основные критерии оценки результативности предлагаемой системы.
Актуальность проблемы состоит в том, что в настоящее время наблюдается маскулинизация девочек и
феминизация мальчиков(другими словами, трудно разобрать, где сильный пол, а где – слабый).
Новизна: Обоснована необходимость гендерного воспитания дошкольников в ДОУ в разных видах
деятельности.
Адресат:
Методическое пособие рассчитано на детей 4 – 7 лет полностью реализуется в течение 3-х лет.
Ожидаемый результат: Организация гендерного подхода в воспитании дошкольников позволит
благоприятно воздействовать на личностное развитие дошкольника.
Методическое обеспечение:
1.
Оформление всех групповых помещений.
2.
Оформление книжного уголка.
3.
Игровые зоны.
4.
Игры: - настольно - печатные; - дидактические.
5.
Оформление родительского уголка:
- консультации;
- папки – передвижки.
Список литературы
1.
Доронова Т.Н. Девочки и мальчики 3-4 лет в семье и детском саду: Пособие для дошкольных
образовательных учреждений. — М.: Линка – Пресс, 2009
2. Соколова Л.В., Некрылова А.Ф. Воспитание ребёнка в русских традициях. – М.: Айрис – Пресс, 2003
3. Абраменкова В.В. Половая дифференциация и межличностные отношения в детской группе.
«Вопросы психологии» № 5, 1987.
4. Адлер А. Воспитание детей; взаимодействие полов. Ростов-на-Дону, 1998.
5. Алешина Ю.Е., Волович А.С. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины. «Вопросы
психологии» № 4, 1991.
6. Тельнюк И. В. Индивидуально-дифференцированный подход к организации самостоятельной
деятельности девочек и мальчиков 5-6 лет в детском саду. Автореф. канд. пед. н., СПб, 1999
7. Ефремова В.Д., Хризман Т.П. Мальчики и девочки – два разных мира. Нейропсихологии – учителям,
воспитателям, школьным психологам. – М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 1998
8. Практикум по гендерной психологии. Под ред. И.С.Клециной. – СПб.: Питер, 2003
9. Михайленко И.Я., Короткова Н.А. Организация сюжетно – ролевой игры в детском саду. НОУ
«Учебный центр» им. Л.А.Венгера «Развитие». – М., 2000
10.Щетинтна А.М., Иванова О.И. Полоролевое развитие детей 5 -7 лет. Творческий центр. – М.,2010
11. Ускембаева М. Методики развития гендерного самосознания детей старшего дошкольного возраста
12.Чекалина А.А. О формировании “Я” мальчика и девочки, мужчины и женщины // Мир психологии.
2002. № 2
13. Красоткина И. Одинаково ли думают мальчики и девочки. / “Дошкольное воспитание” . 2003. №12
с.44–52.
14.Каган В.Е. Когнитивные и эмоциональные аспекты гендерных установок у детей 3-7 лет // Вопросы
психологии. - 2000. - № 2. - С.65-69.
15.Элианор Э. Маккоби. Два пола: растем порознь, живем вместе. – М, 1999 г.
16.Эльконин Б.Д. Детская психология. – М. 2004 г.
17. Кон И.С. Психология половых различий // Вопросы психологии. 1981. N 2.
18. Репина Т.А. Анализ теорий полоролевой социализации в современной западной психологии //
Вопросы психологии. 1987 N 2.
Тематическое планирование игр
по гендерному воспитанию
(разновозрастная группа)
меся
ц
№ занятия
Название игры
Цель
Методические
приёмы
октябрь
1
«Кто
что носит».
. учить детей находить
отличия во внешнем облике
мальчиков и девочек.
фланелеграф, фигурки
мальчика и девочки,
вырезанные из картона.
2
«Наши прически»
формировать у детей
представления о прическах;
развивать фантазию и
воображение
сюжетные и предметные
картинки,
принадлежности для
ухода за волосами:
расчески, заколки,
резиночки, бантики,
зеркало.
3
«Кто
что делает?»
закрепление знания детей о
мужских и женских
профессиях, развитие
ценностного отношения к
людям труда.
мяч
4
«Чем похожи наши
мамы и папы?
Формировать умение выделять
существенные сходства и
различия между
представителями разного
пола. Воспитывать любовь к
близким людям, уважение к их
труду. Помочь ребенку
выразить свои чувства к
близким ему людям.
семейные альбомные
фотографии каждого
ребенка
ноябрь
5
«Волшебный
цветок»
«За что нам нравятся
мальчики, девочки?»
Воспитывать культуру
взаимоотношения между
мальчиками и девочками.
Формировать у детей понятия
о положительных чертах
характера мальчиков и девочек
цветок из разноцветного
картона, лепестки
съемные, вставляются в
серединку.
6
«Как я дома
помогаю?»
Формировать представления о
домашних обязанностях
женщин и мужчин, девочек и
мальчиков. Воспитывать
желание оказывать помощь
людям.
цветок из разноцветного
картона, лепестки
съемные, вставляются в
серединку
7.
«Кто я в семье?»
Формирование представлений
о родственных связях. Учим
детей правильно употреблять
такие слова, как сын, внук,
брат, дочь, внучка, сестра
цветок из разноцветного
картона, лепестки
съемные, вставляются в
серединку
8
«Давайте говорить
друг другу
комплименты»
Научить детей быть
внимательными друг к другу,
уметь проявлять симпатии к
детям своего и
противоположного пола.
Закреплять знания о качествах
мужественности и
женственности.
два персонажа - Саша и
Маша. Тело кукол
сделано из картонных
цилиндров, головы - из
воздушных шаров
голубого (мальчик) и
розового (девочка)
цветов, с нарисованными
лицами. Куклы наряжены
в одежду: мальчик в
рубашку, брюки, на
голове кепка; девочка – в
кофту, юбку и на голове
косынка. Любой цветок
(лучше, если он будет не
искусственный, а живой).
декабрь
9
«Дом добрых дел»
Формировать представления о
домашних обязанностях
женщин и мужчин, девочек и
мальчиков.
Конструктор
10
«Пожелания»
Научить детей быть
внимательными друг к другу,
уметь проявлять симпатии к
детям своего и
противоположного пола.
Закреплять знания о качествах
мужественности и
женственности.
мягкая игрушка
11
«Вежливые слова»
Воспитывать в детях культуру
поведения, вежливость,
уважение друг к другу,
желание помочь друг другу.
сюжетные картинки, на
которых изображены
разные ситуации: ребенок
толкнул другого, ребенок
поднял упавшую вещь,
ребенок жалеет другого
ребенка, и т.д.
12
«Благородные
поступки»
Воспитывать в детях желание
совершать поступки ради
других людей. Формировать
понимание того, что
поступком мы называем не
только героизм, но и любое
доброе дело ради другого
человека.
Мячик
январь
13
«Ушки на макушке».
Развитие слухового внимания.
Учить детей
идентифицировать себя и
окружающих людей по
полоролевому признаку
Группа детей
14
«Смайлик»
развитие смекалки,
положительных эмоций. Учим
называть, понимать и
показывать эмоциональное
настроение человека (радость,
грусть, злость, удивление,
обиду и др.).
Большой круг из картона-
Смайлик, вырезанные из
разноцветной бумаги
формы глазок, бровей,
ртов, носиков для
передачи различных
эмоциональных
состояний
15
«Собираемся в
гости».
Учить детей находить отличия
во внешнем виде аккуратного
и неряшливого ребенка
(мальчика или девочки). Учить
девочек (мальчиков) проявлять
заботу, по отношению к
представителям
противоположного пола и
приводить в порядок свой
внешний вид. Развивать в
детях желание быть всегда
красивыми, выглядеть
аккуратными и опрятными.
на двух столах разложена
одежда для детей (юбки,
шляпки, рубашки,
юбочки, галстуки, пояски
и т.д.), сумки, детская
косметика, часы,
расчески, инструменты,
игрушки и т.д.
февраль
16
«Друг»
Учить детей сопереживать
близким людям, понимать
боль других людей, радоваться
успехам своих друзей,
проявлять заботу, предлагать
свою помощь
резиновый мячик, мягкие
игрушки.
17
«Надень и попляши».
воспитание дружеских
отношений между мальчиками
и девочками, формирование у
детей в танце жестов и
движений, характерных для
мужского и женского пола.
18
«Утка и утята»
создание у детей общности
переживания, воспитание
ответственности за других,
формирование у девочек
способности и желания
заботиться о малышах
Покрывало, детская
посуда, полотенце,
муляжи еды
19
Игра “Составь свой
портрет” Игра
“Сделай свой
портрет”
Помочь детям адекватно
оценивать внешность
мальчиков и девочек,
поддерживать положительную
самооценку.
Дидактический материал
март
20
Игра “Я —
скульптор”
Помочь детям адекватно
оценивать внешность
мальчиков и девочек,
поддерживать положительную
самооценку.
Дидактический материал
21
“Собирай добрые
слова”
Помочь детям адекватно
оценивать внешность
мальчиков и девочек,
поддерживать положительную
самооценку.
22
“Скажи мишке
добрые слова”
Помочь детям адекватно
оценивать внешность
мальчиков и девочек,
поддерживать положительную
самооценку.
Мишка
23
Я считаю тебя
хорошим
Продолжать развивать
представления о том, что такое
дружба.
апрель
24
Дидактическая игра
“Кто позвал?”
Привлечь внимание к такой
индивидуальной особенности
мальчиков и девочек, как
голос.
25
“Мне нравится в тебе” Привлечь внимание к такой
индивидуальной особенности
мальчиков и девочек
26
«С кем я дружу»
Формировать представления о
том, что важно в дружеских
отношениях.
В.Сухомлинский “Как на
свете жить?”
27
Ты и твое имя
“Имя превратилось”
“Ласковое имя”
Развивать представления
детей об имени и отчестве.
май
28
Качества людей
Помочь понять, что такое
качество, и какие бывают
качества “Темные”,
“светлые”…
Иллюстрации
29
Игра “Урок
кулинарии”
Игра “Угоди своим
друзьям”
Продолжать определять
вместе с детьми вкусы,
предпочтения в еде,
сравнивать со вкусами и
предпочтениями других.
30
Портрет друга
Помочь выделить и обобщить
внешние и внутренние
качества друга.
Л.Н.Толстой “Два
товарища”
31
Ссора
Способствовать осознанию
причин, приводящих к
конфликту, и возможных путей
его разрешения.
Сказка “Лиса и журавль”
Рассказ К. Ушинского
“Вместе тесно, а врозь
скучно”
Планирование работы по вовлечению девочек и мальчиков в совместную игровую деятельность.
№ Тема
Вариативность
Приемы вовлечения девочек и мальчиков в игровую
игровых
действий
деятельность
1
«Семья»
Прием гостей
Скоро должны прийти гости. Но вот беда-то, папа ушел на
работу, кто же поможет перенести стол и стулья из кухни в
комнату (или наоборот)? Может быть соседи? Предложить
мальчикам исполнить роль соседей по дому и помочь
девочке-хозяйке расставить необходимую мебель.
2
День рождение
куклы
У куклы день рождения. А какой же праздник без торта?
Надо обратиться к повару-кулинару. Мальчики, кто хочет
быть поваром, чтобы испечь для куклы торт? Но на торт
же нужны свечки! Кто-то съездит на машине в магазин за
свечками?
3
Кукла заболела.
Вызов скорой
помощи.
Кукла-дочка заболела. С ней дома один остался только
папа. Ему нужна помощь. Девочки, подскажите, что
делать? Девочка предлагает вызвать скорую помощь.
Мальчики постройте скорее машину скорой помощи, а то
врачу не на чем приехать к больной кукле. Приезжает
скорая помощь с водителем-мальчиком и врачом-девочкой.
4
Семья
переезжает в
новую
квартиру.
Новоселье
В группе перестановка после дневного сна. Ребята,
посмотрите, нам построили новую квартиру. Надо
переезжать и перевозить вещи. А вещи-то все тяжелые.
Нам нужна грузовая машины. Мальчики, может быть не
все еще выехали из гаража? Есть ли свободный водитель
грузовика и грузчики? На новоселье приглашаются все
участники переезда.
5
Поездка
на автобусе
Девочка-хозяйка решила сварить грибной суп. А грибов не
оказалось. Где можно взять грибы для супа? (в магазине, в
лесу). Давайте отправимся в лес за грибами. Для этого нам
нужен автобус. Построим? Чтобы сесть в автобус нужно
купить билет. Девочки, кто хочет стать билетным кассиром
(кондуктором) и продавать билеты? А еще нам нужен
внимательный, сильный, ответственный водитель для
автобуса.
Водителя среди мальчиков можно выбрать считалкой. В
путь!
6
Непредвиден-
ная дорожная
ситуация
На построенном автобусе девочки вместе с куклами
«детьми» отправляются мо магазинам. Вдруг спускается
колесо. Водитель обращается к пассажирам за помощью.
Нужен телефон, чтобы вызвать аварийную машину.
Мальчикам предлагают организовать спасательную
бригаду, чтобы подкачать колесо или его заменить.
7
«Магазин»
Магазин
открывается
Путешествие на автобусе (машине) было длительным.
Пассажиры проголодались. Пассажир-воспитатель просит
водителя остановить автобус возле ближайшего магазина.
Остальных детей воспитатель просит организовать
магазин овощей, магазин сладостей, магазин соков.
Купим одежду
кукле
Девочка-мама идет в магазин, чтобы выбрать одежду для
куклы-дочки. Магазин огромный, одежды много, поэтому
весь товар должен охраняться. Роли охранников можно
предложить мальчикам.
8.
«Автомастерская»
Перерыв на
обед
Мальчики-«слесаря» очень долго работали. Воспитатель,
обращаясь к девочкам: «Девочки, пора наших мальчиков
накормить». Давайте приготовим им обед.
Мальчики-«водители» привезите девочкам овощи, фрукты
и т.д.
9 «Парик
махерская»
Новые
прически
Воспитатель приходит с новой прической и обращает на
это внимание детей. Предлагает поиграть в
парикмахерскую, в которой девочки будут парикмахерами,
а мальчики - клиентами. Затем дети меняются ролями, ведь
мальчики тоже могут быть хорошими парикмахерами.
10
Причешем
куклу
Воспитатель обращается к сначала к девочкам, а потом к
мальчикам: «Девочки, мне кажется, что вашим куколкам
пора сходить в парикмахерскую. Что-то у них волосики
спутались, да и челку надо подстричь. Мальчики
открывайте скорее парикмахерские. К вам уже
выстраиваются очереди. Нужно куклам головы помыть,
причесать»